Растут ли березы в тибете

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Березы

Березы

Русские березы. Как часто мы думаем в дальних путешествиях и мысленно связываемся через них с родной землей, с бескрайними просторами, перелесками, опушками, осенними грибами! Как часто слышим мы от наших знакомых и друзей из разных уголков мира, немного с упреком, немного с раздражением – и что вы нашли в развесистой клюкве, лаптях и русских березах?! Но с этим мы рождаемся, потому что любовь к березе имеет свою историю и связана с давними традициями русского народа, с его культурой и бытом. Берестяные грамоты и посуда, березовый сок и березовый веник для бани – все это пришло из далекого славянского прошлого. И лечили березой, и обогревались, и украшали ее на великие языческие праздники, и водили хороводы средь березок и пели о них песни, и славили красоту.

В семье наших друзей Судов из городка Куллу, на фестивале ракхи, старый священник повязал нам обрядовые шнурки на запястье. В них была вплетена то ли бумага, то ли плотный материал бежевого цвета. Мы поинтересовались о его происхождении. И священник ответил, что это – кора березы – священного дерева. В храмах северной Индии так же используется береза для совершения обрядов. Но где же растет индийская береза? К сожалению, сейчас в Гималаях ее осталось мало, а растет она высоко в горах, начиная с трех тысяч метров. И мы вспомнили, что путешествуя через перевалы часто обращали внимание на белоствольные деревья, так похожие на русские березы. Но тогда было трудно даже представить, что в Индии, в Гималаях повстречаемся со старыми знакомыми такими родными и любимыми березками. А в мае месяце рядом с перевалом Чандракани, что находится над Наггаром, увидели мы и небольшой березовый лес. Как-то в разговоре с одним из местных жителей поделились своей радостью от этой встречи и рассказали о значении березы для русского человека. Житель Наггара в свою очередь, отвел нас в сарай, где хранились старые вещи, и показал плошки и миски, сделанные из бересты. Еще во времена его бабушки все местное население пользовалось берестяной посудой. К сожалению, сохранились только эти изделия. Из бересты же делали и короба для хранения зерна, и детские игрушки и специальные коврики на окна и двери. Их обвязывали шерстяной материей и утепляли дома в зимнее время. Какой удивительный уголок индийской земли – западные Гималаи! Здесь можно повстречать огромные кактусы, покрытые снегом и обезьян на елках, здесь поздним летом и ранней осенью собираешь грибы – белые, маслята и рыжики, индийские храмы здесь утопают в яблоневых садах, в дремучих лесах стоят маленькие избушки, где проводятся ягьи. Здесь можно поклониться белоствольной березе – священному дереву для жителей северной Индии.

Как маланцы выбирают себе пару

История о том, как маланцы выбирают себе пару

Гималайская долина Спити

Русские березы и князь гималайской долины Спити

Долина Спити находится на восточной окраине штата Химачал Прадеш. Спити (Spiti) на местном диалекте означает - место драгоценности. Но этот уголок Западных Гималаев еще называют Малым Тибетом, потому как уклад жизни местного населения, подвергся большому влиянию тибетских традиций и обычаев. Этот район граничит с западным Тибетом. Когда-то через долину проходил торговый путь в Лхасу, а буддистские монахи спокойно путешествовали из Лхасы по всем монастырям, расположенным по течению многих рек. До сих пор в этих местах традиции буддистской религии соседствуют с тибетской традицией Бон, связанной, в основном, с магией и колдовством. Дорога в долину Спити из долины Куллу лежит через два перевала, высотой более четырех тысяч метров. По гималайским меркам - это невысокие перевалы, но они открыты лишь три месяца в году.

Как-то, путешествуя в долину Спити, мы остановились около небольшого придорожного кафе – дхабы отдохнуть и попить чая. Здесь и произошла еще одна встреча с индийской березой, которая имела продолжение и способствовала интересному открытию. Дорога в долину проходит на высоте около трех тысяч метров. Растительность здесь скудная. Около небольшого строения мы обратили внимание на березовое полешко. - Откуда у вас это полено? Неужели Вы привозите березу через перевалы? – спросили мы хозяина. - Что вы! Видите вдали, на склонах гор растут деревья? Это все что осталось от березовых лесов. Многие деревья вырубили, многие затем, погибли от оползней, да и сейчас последние березы засыхают и умирают. Не останется в этих местах священных деревьев! – он вздохнул, и на прощание протянул березовую кору.

Мы взяли ее с собой в путешествие, надеясь еще отыскать следы индийской березы в Гималаях. В городе Казе – столице района Спити, нам рассказали, что когда-то, через эту долину перевозили березовую кору в Лхасу и предложили обратиться к учительнице местной школы за разъяснениями. Она, мол, многое знает, и дома у нее есть старинные вещи. - Попробуйте напроситься в гости. Народ здесь добросердечный и она примет вас с большим удовольствием, - с этим напутствием мы отправились на поиски местной школы.

Надо сказать, что город Каза небольшой, скорее похожий на поселок. Такие деревеньки часто встречаются в высокогорных районах. Местная государственная школа была единственной в городке. Показав березовую кору молодой женщине, мы начали расспрашивать ее о священном дереве, и в свою очередь рассказали о российской березе. - Это очень интересно! У меня дома действительно хранятся уникальные вещи. Но нам надо ехать в Данкар, а прежде чем вас пригласить, мне нужно посоветоваться с братом. Тем более он знаток истории и всех традиций долины Спити. Приходите вечером в гости. Надеюсь, что брат будет дома, - и молодая женщина царственным наклоном головы дала понять, что разговор окончен.

Нашему удивлению не было предела. Мы смотрела в окно, где виднелись безжизненные фиолетовые и оранжевые горы Малого Тибета, где заходящее солнце расцвечивало белые дома жителей в желтый цвет и откуда огромная лужа перед домом отражала розовые и малиновые облака. А внутри комнаты тихо лилась беседа о Достоевском, о Пастернаке, об особенностях российской культуры. Мы показали березовую кору этому удивительному человеку, спросили об ее использовании здесь, в долине Спити. И хозяин дома поведал нам, что в далекие времена монахи перевозили бересту в Лхасу, где на ней писались священные буддистские тексты. Береза на местном языке – Бходж Патра, что означает листья, использованные под бумагу или письмо. Уже из Лхасы берестяные грамоты возвращались в буддистские монастыри северной Индии. Несколько таких текстов есть и у него дома, в Данкаре, но они очень древние, так что познакомиться с ними можно будет только издалека. Договорившись о встречи на завтра, мы покинули необыкновенный дом в центре городка Казы. Здесь индуистские боги соседствуют с буддистским алтарем, а хозяин дома любит Достоевского и Пастернака. Здесь березовая кора приоткрыла нам свою историю путешествия буддистских берестяных грамот по горным дорогам великих Гималаев и Тибетского плоскогорья. На следующий день в гостинице мы встретились в одним из проводников по долине Спити. Он спросил, как прошла встреча с правителем долины. - У местного царька мы не были, зато встретили интересного человека, который прекрасно разбирается в российской культуре, - и мы рассказали о вчерашнем знакомстве. - Так вы познакомились с Ноно-джи, князем. Об этом уже говорят в Казе. Эта семья известна в Гималаях. Когда-то, в 14-16 веках Такуры из Спити правили не только здесь за перевалами, но и в долине Куллу, - прокомментировал наш рассказ молодой человек.

К сожалению Ноно-джи срочно вызвали в другую долину, и в его резиденцию нам не удалось попасть, потому гималайских берестяных грамот мы не увидели. Но сестра князя передала его приглашение на свадьбу, которая и состоялась на следующий год. В подарок мы ему привезли изделия российских народных промыслов из бересты. Сейчас они стоят у него рядом с древними скульптурами индийских и буддистских божеств. Священные индийские берестяные грамоты не давали нам покоя, но обнаружить письмена оказалось не так легко. Мы спрашивали о них в Национальном архиве и Национальном музее в Дели, в Куллу и в Кангре. Лишь девять месяцев спустя на выставке древних манускриптов Индии в Национальном музее удалось увидеть небольшой кусок берестяной коры с изящными буквами санскрита. Этот манускрипт из Кашмира повествовал об одном из подвигов Кришны. Работники музея посоветовали поискать священные тексты на севере Индии и на Тибете. Может быть, на перепутье гималайских дорог, небольшой кусочек березовой коры, данный в дорогу у придорожного кафе, приведет нас еще к одной встрече с берестяными индийскими грамотами.

Марина Филиппова – историк, журналист
Валерий Гаркал – историк, журналист, фотограф
Мария Гаркална – помощник и переводчик
Раджешвар Пал – консультант (пандит из г. Куллу, штат Химачал Прадеш)
март 2004 года

Береза. Описание, выращивание и уход.

Название: старолатинское название березы.

Описание береза: наиболее распространенная древесная порода Северного полушария. В роду около 120 видов по всему северному полушарию от субтропиков до тундры, из них в бывшем СССР дико 40 и введено в культуру около 25. Самая распространенная из наших лиственных пород.

Деревья до 30 (45) м высотой и устарники вплоть до стелющихся. Кора обычно гладкая, покрытая слоем пробковой ткани, бересты, отслаивающаяся тонкими пластинками, чаще белая, желтоватая или розоватая, у некоорых видов серая, коричневая и даже черная; листья черешчатые от круглых дэ ланцетных, цельные (редко лопастные), зубчатые; цветки в сережках, плоды — односемянной орешек, 1—5 мм длиной, плоско сжатый с боков, с 2 перепончатыми крылышками. Вес 1000 плодиков от 0,1 г (у Б. тополелистной) до 1,2 г (у Б. черной). Выход чистых семян 15—40%. Предельный возраст большинства Берез не превышает 100—120 лет, у Б. желтой — 150 лет, отдельные деревья достигают 300 лет. Большинство Берез совершенно морозостойки, за исключением гималайско-китайских, некоторых японских и американской черной Б., более требовательных к теплу.

Красивые листопадные деревья или кустарники с прозрачной, сквозистой кроной и часто с тонкими, свисающими ветвями и светлоокрашенными стволами. Помимо хорошо известных и широко распространенных в умеренном поясе белокорых берез с длинными сережками и плотными яйцевидно-ромбическими или треугольно- яйцевидными листьями существуют группы видов совсем другого облика.

Например, с округло-яйцевидными плодущими сережками, направленными вверх (береза шерстистая, береза Эрмана); с яйцевидными или продолговато-яйцевидными листьями (береза ребристая, береза Шмидта, береза вишневая); с необычной по окраске корой (береза даурская, береза ребристая, береза желтая, береза вишневая и др.). Почти все виды светолюбивы, малотребовательны к богатству почвы, но плохо переносят уплотнение и отаптывание. Отличаются быстрым ростом, хорошо переносят условия города при условии посадки на полосе газона, очень морозостойки.

В подмосковных, тверских или муромских лесах живёт не один вид берёз, а два. Этобородавчатая, или пониклая берёза (Betula verrucosa, она же В. pendula) и пушистая берёза (B. pubescens). Первая обитает в сравнительно сухих лесах - на опушках, зарастающих полях и пастбищах, а вторая - вид в основном болотный. Впрочем, оба вида часто растут вместе и различить их нелегко - разве что листья бородавчатой берёзы острее, а пушистой (как нетрудно догадаться) - опушённые. Ствол пушистой берёзы ровнее и белее, но зато бородавчатая живёт почти в два раза дольше, до 120 лет.

Основные отличия берёзы повислой (1) и пушистой (2) друг от друга:
Ствол: 1 — белый почти до основания и почти нет трещин даже внизу, 2 — в верхней части кора белая, а в комлевой — со множеством трещин и толстым слоем грубой коры по краям.
Крона: 1 — широкая с приподнятыми вверх ветвями, 2 — со свисающими вниз побегами.
Лист: 1 — закруглённый, 2 — ромбический.
У повислой молодые побеги со множеством бородавочек. Осенью листья у обеих желтеют.

Но все ли берёзы белы? В предгорьях Восточного Тибета обитает совершенно необычное дерево - китайская белая берёза (В. alba-chinensis). He очень понятно, почему её назвали белой - ведь её береста окрашена в неправдоподобный буровато-розовый цвет! К сожалению, у нас она пока что обитает лишь в ботанических садах, да и там её молодые побеги иногда страдают от слишком суровых зим.

Древесина чёрных берёз исключительно тверда, её использовали даже для изготовления деталей машин, что в сочетании с медленным ростом привело к катастрофическим последствиям. Так, на нашем Дальнем Востоке стала редким видом и занесена в Красную книгу береза Шмидта (B. schmidtii), а в США обитавшая прежде в горной Пенсильваннии В. uber и вовсе исчезла в дикой природе и сохраняется теперь лишь в ботанических садах.

Понятно, что если на участке уже есть взрослые берёзы, то проблемы выбора того или иного вида и сорта не стоит. Если же берёз нет, а вы только решили их посадить на участке, то имейте в виду, что их разнообразие сейчас крайне велико. Размер продаваемых видов и сортов варьирует от 70 см в высоту (!) до 20—25 метров, размер листа от 8 мм в поперечнике до огромных для берёзы листьев — в 15 см длиной, цвет коры далеко не всегда белый, а может быть коричневым, жёлтым, чёрным, бежевым и иногда даже розоватым. Какие-то растения имеют осеннюю окраску; какие-то — нет, какие-то растут быстро, какие-то медленно, какие-то превращаются в эффектные солитеры, а какие-то довольно субтильны и требуют посадки только в группу.

У части видов декоративные характеристики таковы, что читаются только с близкого расстояния (отслаивающаяся кора, сильно изрезанные листья и пр.) и они, соответственно, требуют посадки только рядом с наблюдателем. У каких-то, наоборот, весь декоративный эффект заметен только с расстояния (форма кроны, её ажурность. ) и их требуется высаживать на расстоянии, равном хотя бы двум-трём высотам дерева.

Но не все идут на посадку декоративных форм и сортов берёз, некоторые изъявляют желание посадить самые обычные, уже описанные выше берёзу повислую или пушистую. Прежде всего помните об их конечных размерах, которые существенно превышают размеры их сортовых собратьев. Когда они уже есть — это одно, но, выбирая на посадку, надо хорошо подумать.

Месторасположение березы: предпочитает солнечные или слегка притененные места, но есть и достаточно теневыносливые (Б. шерстистая, ребристая, желтая).

Посадка березы: при посадке расстояние между растениями не менее 3 - 4 м. Почвенная смесь состоит из листовой земли, торфа и песка (2:1:2). Желателен дренаж из песка слоем 15 см. Посадка производится ранней весной в возрасте не старше 5-7 лет, более взрослые высаживают зимой, с замороженным комом; при осенней посадке происходит большой отпад.


Стрижка, обрезка березы. Весной вырезают сухие ветки.


Защита от болезней и вредителей. Жуки-трубковерты повреждают молодые побеги и листья. Пораженные листья рекомендуется собирать и сжигать, а приствольные круги - перекапывать. Гусеницы шелкопряда-монашенки и буцефала хохлатки съедают листья оставляя одни жилки. Гусениц отряхивают, а растения обрабатывают инсектицидами. Майские жуки и их личинки поедают корни. Рекомендуется перекопка почвы и выбор личинок Березы подвержены многим грибным заболеваниям, особенно опасны грибы-трутовики, которые разрушают древесину. Следует их удалять. Против ржавчины проводят опрыскивание фунгицидами, например хлорокисью меди (0,4%).

Подготовка к зиме. Укрывают приствольные круги у особо ценных декоративных форм, посаженных осенью.

Размножение березы: чтобы посадить одну из наших бычных берёз, достаточно выкопать небольшой сеянец на каком-нибудь заброшенном поле, а вот с размножением экзотических видов всё гораздо сложнее. Если сорта бородавчатой берёзы в особенности это касается сверхплакучих и рассечённо- листных форм) питомники сейчас поставляют в довольно большом количестве, то размножением прочих видов, скорее всего, придётся заняться самим садоводам, причём основательно повозиться при этом.

Дело в том, что берёзы совершенно не способны размножаться самым простым и привычным нам способом - черенкованием, и путями получения новых растений остаются выращивание из семян и прививка.

Размножают березы посевом семян, собранных в период побурения сережек. Всхожесть 90%. в дальнейшем быстро падает. Лучше посев производить сразу же после сбора или поздней осенью. Березы хорошо возобновляются порослью, давая интересные в декоративном отношении многоствольные формы.

Просушенные до воздушно-сухого состояния (влажность 7 - 14%) семена хранят в герметически закупоренной таре, целлофановых или бумажных пакетах в холодильнике или сухом неотапливаемом помещении. При этом всхожесть сохраняется 1 - 2 года. Лабораторная всхожесть зависитот вида. Посев осенью или ранней весной. Свежесобранные семена светочувствительные: в темноте прорастают при 15 - 32 °С. При 15° и ниже с. прорастают только после освещения. После сухого хранения перед посевом с. необходима стратификация при 1 - 1 0 ° в течение 2 - 3 мес или обработка гиб-берелловой кислотой в концентрации 100 мг/л в течение 24 ч. Вышедшие из покоя с. прорастают при 12 - 25°. Посев с. поверхностный в хорошо подготовленные бороздки или гряды с уплотнением с. к посевному субстрату. Посевы мульчируют мелкими опилками, торфом, перегноем, песком или черноземом, укрывают теневыми щитами или соломой на 50 - 70 % до появления всходов. В этот период посевы ежедневно поливают до полного насыщения субстрата влагой, своевременно удаляют сорняки, регулируют освещение и норму полива в зависимости от температуры и влажности воздуха.

Партнеры березы: под берёзой повислой всегда лучше растут травы и растения, нежели под пушистой. У последней крона более плотная, кроны отдельных деревьев соприкасаются. Но есть ряд растений, пусть и не так много, которые могли бы быть использованы и под ней. Лимитирующими факторами здесь являются тень и сухость. Среди древесных растений можно было бы использовать лещину обыкновенную и её сорта, пузыреплодник калинолистный и его сорта, снежноягодники в ассортименте, некоторые спиреи (правда, в ущерб обильному цветению), карагану древовидную и её сорта, как почвопокровное и вьющееся по опорам — древогубец и девичий виноград пятилисточковый меньшего размера, чем обычно, но там будет расти дёрен белый и его сорта, некоторые боярышники и жимолость татарская, магония падуболистная и чубушники (хотя и не так обильно цветущие), неплохие кусты, но не очень обильно цветущие, даст лапчатка кустарниковая, хорошо использовать смородину альпийскую и рябины в ассортименте, можжевельники китайские, формы и сорта ели обыкновенной, тую западную и другие растения. Список многолетников — ещё больше. Лимитирующий фактор тот же — сухая тень. Хорошо ещё, если они будут не самыми требовательными к плодородию.

Купить лучшие саженцы березы можно в нашем КАТАЛОГЕ (Заказывайте не выходя из дома. Доставка по всей России).

чай

Все измельчить, поместить в фарфоровую или стеклянную посуду. Вечером взять 1 столовую ложку этой смеси, залить на 0,5 литра воды (кипятка), настоять 20 минут, затем пропустить через ткань . Налить один стакан горячей смеси и растворить в ней 1 чайную ложку меда. Вечером выпить после ужина, после чего не пить и не есть.

Утром: Подогреть на пару оставшуюся с вечера жидкость, растворить в ней чайную ложку меда и выпить.

Так поступать ежедневно, пока не закончится вся смесь трав.
Курс лечения: повторить через 5 лет.

Назначение:

Резко улучшается обмен веществ, очищая организм от жировых и известковых отложений, отчего все сосуды, а, особенно, кровеносные, становятся эластичными, чем предупреждается склероз, инсульт, стенокардия, инфаркт, гипертония, исчезает шум в голове, восстанавливается зрение, омолаживается организм.


https://wowavostok.livejournal.com/2018/08/16/

Н.Рерих-"Шамбала сияющая". Из Сети

Для многих Тибет это - "райский уголок с благородными монахами", "светлой религией", "мудрыми правителями" и "бесконечно трудолюбивым верным народом". Однако.

Тибет. Западная пропаганда вбила в голову странное клише "оккупация Тибета". Запад мягко забыл, что почти тысячу лет до 1959 года Тибет был частью Китая, и только несколько десятилетий японской оккупации и гражданской войны находился вне юрисдикции центрального китайского правительства.

Если кратко, то и в 1959 особой надобности в "оккупации" у Китая не было. Надобность появилась, когда США сообразили, что ракета средней дальности, помещенная на высокогорье на 4-5 тысяч метров над уровнем моря, превращается в ракету очень высокой дальности.. [more]

И как только это открытие было сделано, Тибет поднял мятеж против центрального правительства. Странно, кстати – как можно поднять мятеж против того, кому ты не подчиняешься? Чтобы тебя затем "оккупировали"?

Тем не менее, "оккупация" произошла. Но вопросы остались.
Почему высокогорная страна, в которой житель равнины задыхается даже без физических усилий, не смогла сопротивляться?
Почему страна монастырей не уперлась в оборонительных сражениях за каждое ущелье?
Почему веками строящиеся мощнейшие укрепления не оказали никакого сопротивления мягко говоря, слабовооруженной и очень не сытой китайской НОАК?

Да потому что защищать теократический режим было некому. Треть населения Тибета в 1959 году были рабы. Треть – крепостные. Причем и рабы и крепостные были не картонными – а самыми что ни на есть настоящими.

Раб был имуществом. Скотиной. Раба можно и должно было истязать, унижать, морить голодом и пытками. Можно было искалечить – в Тибете ламы очень любили обереги из отрубленных человеческих рук, кистей и ступней. Носили на поясе. Некоторые экземпляры обвешивались человечиной в несколько слоев.

Крепостной не отличался в правовом статусе практически ничем. ЕГо обязанность была одна – платить.
Когда платить было нечем – его обращали в раба.
Долги крепостного монастырю индексировались – иногда под 50-80% годовых (наши банки громко сглатывают слюну и облизываются) и переносились на детей, внуков и правнуков. Должок по процентам забирался человечиной – членов семьи обращали в монастырских рабов.

Это – не средневековье. Это – 50 годы 20 века.

Тибетские ламы были теократическими правителями горной страны. В миллионном Тибете - 200 тысяч населения были монахи. Остальные – рабы и крепостные.

Монахи, кстати, тоже не были высшей кастой. Большинство было бесправно и находилось на положении практически тех же рабов.
Каждый монастырь имел свой боевой отряд, задачей которого было поддерживать покорность подданных на монастырской земле. Как вы понимаете, из карателя бойца не сделаешь – поэтому противостоять "оккупации" такая армия не могла даже теоретически.

Вот, собственно, здесь и кроется ответ – почему жители Тибета не встали грудью на защиту родной земли от кровавых оккупантов. Это была не их земля. Это была земля лам.
Ну, а пропаганда – да, она нарисовала из Шамбалы райский уголок с благородными монахами, мудрыми правителями и бесконечно трудолюбивым верным народом. Которых поработили кровавые завоеватели. Никого ведь не интересует, как там на самом деле, когда все познания берутся из фильмов Джеки Чана и журнальных статей про "буддиста” Стивена Сигала.

Этот "прекрасный и загадочный" Тибет.

Как то зашла речь о Тибете времен правления Далай-ламы и кто то удивился рассказу о том, что в 20-х годах прошлого века, пытаясь найти деньги на войнушку с соседями, духовным правителем Тибета - Далай-ламой был введен налог на уши.

Т.е. те, кто хотел, чтобы его уши остались с хозяином, должны были уплатить подать, иначе их отрубали. Мне воскликнули "И это тот самый свободный Тибет, который угнетают китайцы?".

Ну хорошо, давайте посмотрим на то, каким был Тибет до 1959 года, когда на "штыках Национальной освободительной армии Китая" в Тибете, последнем из всех государств Земли было отменено рабство. Переживающие за находящегося в изгнании Далай-ламе эти фото о тибетском рае никогда не опубликует. Смотрите их сами:

Верхний ряд слева направо: Поделки тибетских лам из черепов казненных рабов - Обереги из отрубленных рук (их следовало носить у пояса) - Раб тащит на спине другого раба, которому отрубили ноги за ослушание хозяина.

Нижний ряд слева направо: Раб и собака: одна подстилка на двоих - Раб в колодке - Женщина раб с отрубленной ступней

Слева: раб, которому хозяин за провинность выколол глаза. Справа: орудия наказания рабов

Места проживания рабов. Вдалеке виднеется белый дворцовый комплекс

Раб, держащий свою отрубленную хозяином руку

Так жили рабы. Слева скарб, справо само семейство

Старый, умирающий раб

Рабыня держит руку мужа, отрубленную перед тем, как его похоронили заживо

Теперь немного о том, за что могли наказать раба.
Известен случай, когда хозяин послал раба в отдаленное селение с поручением. Тот не успел вернуться засветло и заночевал в поле. Поле оказалось принадлежащим какому то местному землевладельцу и тот потребовал с раба денег за ночлег. Денег у того, естественно, не было и тогда в наказание ему отрубили руку.

Когда он ослабевший вернулся обратно к хозяину, то тот, разгневанный тем, что здоровый, хороший раб стал инвалидом, приказал отрубить ему и вторую руку.
Неправда ли, эта замечательная сказочная страна заслуживает всякого одобрения со стороны правозащитных организаций?

Однако издевательствам подвергались не только рабы. Известный журналист Всеволод Очинников, в 50-е годы посетивший Тибет вспоминает:

«Несколько столетий спустя армия китайского императора была послана в Тибет, дабы оказать поддержку Верховному Ламе – амбициозному человеку 25 лет отроду, давшему себе впоследствии титул Далай (океан) Лама, правителя всего Тибета.

Воспоминания тибетского генерала, жившего в XVIII веке, содержат описания борьбы между буддистскими сектами – такой же кровавой и беспощадной, как и все другие религиозные конфликты. Эта мрачная история остается незамеченной сегодняшними последователями тибетского буддизма на Западе.

Крепостные облагались налогом на женитьбу, рождение каждого ребёнка и на каждую смерть члена семьи. Они платили налог на посадку дерева в своём дворе и на содержание животных.
Были налоги на религиозные праздники, публичные танцы и игру на барабанах, налогом облагалось даже заключение в тюрьму и освобождение из неё.

Те, кто не мог найти работу, платили налог за то, что были безработными, а если они отправлялись в другую деревню в поисках работы, то платили налог на проезд. Если люди не могли платить, монастыри одалживали им деньги под 20-50%. Иногда долги переходили в наследство от отца к сыну, от деда к внуку. Задолжники, бывшие не в состоянии расплатиться по своим обязательствам, рисковали быть проданными в рабство.

Теократические религиозные учения опирались на классовый порядок. Бедным и угнетаемым внушалось, что они сами навлекли на себя свои несчастья, так как грешили в предыдущих жизнях. Поэтому они обязаны были смириться со своим горьким жребием в жизни нынешней и принять его как кармическое возмездие, живя надеждой на улучшение своей судьбы в будущих инкарнациях. Богатые и сильные рассматривали свою удачную судьбу в качестве награды за заслуги в прошлой и нынешней жизни.

Тибетские крепостные не всегда хотели мириться с ролью кармических жертв, виновных в своём угнетенном положении. Как мы видели, некоторые бежали; другие сопротивлялись открыто, зачастую подвергаясь за это суровым наказаниям.
В феодальном Тибете пытки и нанесение увечий – включая выкалывание глаз, вырывание языка, отрывание конечностей – были излюбленными видами наказаний, применявшимися к ворам и к беглым или строптивым крепостным.

В 1959 году Анна Луиза Стронг посетила выставку пыточного оборудования, использовавшегося тибетскими властителями.
Там были наручники всех размеров, включая крошечные для детей, инструменты для отрезания носов и ушей, ломки рук и подрезания сухожилий ног.
Были приспособления для горячего клеймления, кнуты и специальные устройства для потрошения.
На выставке были представлены фотографии и свидетельства жертв, подвергшихся ослеплению, покалеченных или лишенных конечностей за кражу.

Одному пастуху хозяин должен был уплатить компенсацию в юанях и пшенице, но выплачивать отказался. Тогда пастух забрал у хозяина корову. За это ему отрубили руки. Другому скотоводу, противившемуся, чтобы у него забрали жену и отдали её помещику, поломали руки. Были представлены фотографии коммунистических активистов с отрезанными носами и порванными губами, а также женщины, которую сперва изнасиловали, а затем отрезали ей нос.

Впечатляющие свидетельства для мирной и доброй религии и ее главы, неправда ли?

Вот, кстати, и еще один миф (самим Далай-ламой, впрочем и придуманный) – что Далай-лама это глава всех буддистов. На самом деле он глава всех ламаистов - религия тибетских лам, вобравших в свои практики страшные изуверства - традиционной тибетской религии Бон и подобных.

Дадим еще раз слова М. Паренти:

«Для богатых лам и помещиков коммунистическая интервенция оказалась страшным несчастьем. БОльшая их часть иммигрировала заграницу, включая и самого Далай-ламу, которому бежать, помогло ЦРУ.
Некоторые к своему великому ужасу обнаружили, что им придется самим зарабатывать себе на жизнь.

Такая вот, совсем нелицеприятная, для тибетских лам картина вырисовывается, если делать суждения о ламаисткой теократии, не по репортажам западных телеканалов, голливудским фильмам и сочинениям г-жи Блаватской, Рериха и прочих теософов.

Нам могут возразить, что, дескать, положительно-загадочно-сакральный образ Тибета сложился задолго до присоединения Тибета к КНР и люди там бывшие ничего подобного не упоминают.
Для этого достаточно просто посмотреть, что знали европейцы о Тибете в XIX веке, когда эти мифы начали зарождаться. Да ничего, фактически, не знали.

Была некая таинственная страна, высоко в горах, в которой, как говорили, жили мудрецы. В принципе, данной матрицы вполне достаточно, чтобы на ней сформировать ряд псевдорелигиозных спекуляций (как известно, чем таинственней информация и чем меньше ее подаешь, тем сильнее затягивает).

Большинство из тех, кто формировал мифы о Тибете либо там никогда не были, либо были там уже после того, как сформировали о нем свое совершенно определенное мнение, а таких людей не переубедишь, даже в том случае, если бы ламы у них на глазах, начали готовить в пищу младенцев. Они бы и в этом нашли свой сакральный смысл.

Очень жаль, что тема Тибета на долгие годы была отдана на откуп разного рода мошенникам и проходимцам околорелигиозного толка, в силу чего вокруг него сформировался эдакий флер недоступности и загадочности.

Скованные по двое рабы

Умирающий ребенок-раб

Раб, с отрубленной хозяином рукой

Тибетские рабы за работой

Рабы за едой (ели они один раз в день)

Этой рабыне всего 35 лет

Рабы клянчат пищу

Мальчик раб и собаки: одна миска еды на всех

Ослепленный своим хозяином раб

Хозяин отрубил ногу, в наказание за провинность

Подарки Далай-ламе на день рождения: высушенный человеческий желудок, 2 головы, человеческая кровь, выделанная человеческая кожа

Высушенная человеческая кожа

Высушенная кожа младенца

Читайте также: