Растения в отличие от организмов других царств синтезируют

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

8. Молекула ДНК

1) полимер, мономером которого является нуклеотид

2) полимер, мономером которого является аминокислота

3) двуцепочный полимер

4) одноцепочный полимер

6) выполняет энергетическую функцию

9. Моносахариды в клет­ке выполняют функции:

2) со­став­ных компонентов полимеров

4) со­став­ных компонентов нук­ле­и­но­вых кислот

4) переносчика наследственной информации

1) состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль

2) переносит информацию к месту синтеза белка

3) в комплексе с белками строит тело рибосомы

4) способна самоудваиваться

5) в комплексе с белками образует хромосомы

1) состоит из двух цепей, образующих спираль

2) содержит нуклеотиды АТГЦ

3) в состав входит сахар рибоза

5) участвует в процессе трансляции

1) состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль

2) переносит информацию к месту синтеза белка

3) в комплексе с белками строит тело рибосомы

4) способна самоудваиваться

5) переносит аминокислоты к месту синтеза белка

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=34080&png=1

1) у эукариот синтезируется в ядре

2) содержит урацил и рибозу

3) содержит остатки фосфорной кислоты

4) содержит информацию о структуре белков

5) бывает информационной

15. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка

Расположение в клетке

хранение и передача наследственной информации

цитоплазма, митохондрии, хлоропласты

Список терминов:1) ядро 2) рибосома 3) биосинтез белка 4) цитоплазма

5) окислительное фосфорилирование 6) транскрипция 7) лизосома

ОР­ГА­НО­И­ДЫ РАС­ТИ­ТЕЛЬ­НОЙ КЛЕТ­КИ

В рас­ти­тель­ных клет­ках со­дер­жат­ся оваль­ные тель­ца зелёного цвета — ___________ (А). Мо­ле­ку­лы ___________ (Б) спо­соб­ны по­гло­щать све­то­вую энер­гию. Рас­те­ния, в от­ли­чие от ор­га­низ­мов дру­гих царств, син­те­зи­ру­ют ___________ (В) из не­ор­га­ни­че­ских со­еди­не­ний. Кле­точ­ная стен­ка рас­ти­тель­ной клет­ки пре­иму­ще­ствен­но со­сто­ит из ___________ (Г). Она вы­пол­ня­ет важ­ные функ­ции.

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ: 1) хро­мо­пласт 2) ва­ку­о­ли 3) хло­ро­пласт 4) хло­ро­филл 5) ми­то­хон­дрии 6) цел­лю­ло­за 7) гли­ко­ген 8) глю­ко­за

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭУКАРИОТ

Со­глас­но самой рас­про­стра­нен­ной на се­го­дняш­ний мо­мент тео­рии, пер­вы­ми на пла­не­те по­яви­лись ______(А) ор­га­низ­мы. Эу­ка­ри­о­ты по­яви­лись на­мно­го позд­нее. Тео­рия гла­сит, что эу­ка­ри­о­ты воз­ник­ли в ре­зуль­та­те по­сте­пен­но­го услож­не­ния стро­е­ния ар­хе­бак­те­рий и вступ­ле­ния их в _________ (Б) с дру­ги­ми бак­те­ри­я­ми. Так, ми­то­хон­дрии, име­ю­щие свою соб­ствен­ную ДНК и ри­бо­со­мы, яв­ля­ют­ся ор­га­но­и­да­ми, про­изо­шед­ши­ми таким об­ра­зом. Ми­то­хон­дрии вы­пол­ня­ют функ­ции по­став­щи­ков __________ (В) для клет­ки. Дру­ги­ми ор­га­но­и­да­ми та­ко­го про­ис­хож­де­ния яв­ля­ют­ся __________ (Г).

Пе­ре­чень тер­ми­нов: 1) па­ра­зи­тизм 2) сим­би­оз 3) ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства 4) энер­гия

5) про­ка­ри­о­ти­че­ский 6) эу­ка­ри­о­ти­че­ский 7) хло­ро­пласт 8) ап­па­рат Голь­д­жи

Административная контрольная работа

по биологии (тестирование) в рамках реализации ВСОКО в 10 классе

за 1 четверть

1. Выберите признаки РНК.

1) содержится в рибосомах и ядрышке

2) способна к репликации

3) состоит из одной цепи

4) содержится в хромосомах

5) набор нуклеотидов АТГЦ

6) набор нуклеотидов АГЦУ

2. Белки, в отличие от нуклеиновых кислот,

1) участвуют в образовании плазматической мембраны

2) входят в состав хромосом

3) участвуют в гуморальной регуляции

4) осуществляют транспортную функцию

5) выполняют защитную функцию

6) переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме

3. Выберите три функции, ха­рак­тер­ные толь­ко для белков.

5. Выберите ТРИ функ­ции ДНК в клетке

1) по­сред­ник в пе­ре­да­че наследственной информации

2) хра­не­ние наследственной информации

3) ко­ди­ро­ва­ние аминокислот

4) мат­ри­ца для син­те­за иРНК

6) струк­ту­ри­ро­ва­ние хромосом

6. Какие признаки характерны для молекулы ДНК?

1) состоит из одной полипептидной нити

2) состоит из двух полинуклеотидных нитей, закрученных в спираль

3) имеет нуклеотид, содержащий урацил

4) имеет нуклеотид, содержащий тимин

7. Чем молекула иРНК отличается от ДНК?

1) переносит наследственную информацию из ядра к рибосоме

2) в состав нуклеотидов входят остатки азотистых оснований, углевода и фосфорной кислоты

3) состоит из одной полинуклеотидной нити

4) состоит из связанных между собой двух полинуклеотидных нитей

5) в ее состав входит углевод рибоза и азотистое основание урацил

6) в ее состав входит углевод дезоксирибоза и азотистое основание тимин

1) служат основным строительным материалом

2) расщепляются в кишечнике до глицерина и жирных кислот

3) образуются из аминокислот

4) в печени превращаются в гликоген

5) в качестве ферментов ускоряют химические реакции

1) осуществляют гомеостаз

2) переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме

3) участвуют в биосинтезе белка

4) входят в состав клеточной мембраны

5) транспортируют аминокислоты

1) состоит из аминокислот

2) гормон надпочечников

3) катализатор многих химических реакций

4) гормон поджелудочной железы

5) вещество белковой природы

1) состоит из аминокислот

2) пищеварительный фермент

3) денатурирует обратимо при варке яйца

4) мономеры связаны пептидными связями

5) молекула образует первичную, вторичную и третичную структуры

1) представляет собой полимер альфа-глюкозы

2) содержится в амилопластах в форме зерен

3) образуется в митохондриях клеток растений

4) представляет собой смесь амилозы и амилопектина

5) накапливается в клетках печени и мышц

15 . Про­ана­ли­зи­руй­те таб­ли­цу. За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя по­ня­тия и тер­ми­ны, при­ме­ры, при­ве­ден­ные в спис­ке. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­ва­ми, вы­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий тер­мин из пред­ло­жен­но­го спис­ка.

Про­ка­ри­о­ти­че­ская клет­ка

Эу­ка­ри­о­ти­че­ская клет­ка

ми­то­хон­дрии — у всех эу­ка­ри­от, пла­сти­ды — у рас­те­ний

спо­со­бы де­ле­ния клет­ки

Спи­сок тер­ми­нов и по­ня­тий :

1) митоз, мейоз 2) пе­ре­не­се­ние не­бла­го­при­ят­ных усло­вий

3) пе­ре­нос ин­фор­ма­ции о пер­вич­ной струк­ту­ре белка 4) дву­мем­бран­ные ор­га­но­и­ды

5) ше­ро­хо­ва­тая эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть 6) мел­кие ри­бо­со­мы

ТИПЫ КЛЕ­ТОК

Пер­вы­ми на пути ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия по­яви­лись ор­га­низ­мы, име­ю­щие мел­кие клет­ки с про­стой ор­га­ни­за­ци­ей, — _________(А). Эти до­ядер­ные клет­ки не имеют оформ­лен­но­го_________(Б). В них вы­де­ля­ет­ся лишь ядер­ная зона, со­дер­жа­щая_________(В) ДНК. Такие клет­ки есть у со­вре­мен­ных_________(Г) и си­не­зелёных.

Пе­ре­чень тер­ми­нов: 1) хро­мо­со­ма 2) про­ка­ри­от­ные 3) ци­то­плаз­ма 4) коль­це­вая мо­ле­ку­ла

5) ядро 6) од­но­кле­точ­ное жи­вот­ное 7) бак­те­рия 8) эу­ка­ри­от­ные

ЖИ­ВОТ­НАЯ КЛЕТ­КА

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:1) коль­це­вая ДНК 2) ли­зо­со­ма 3) эу­ка­ри­о­ти­че­ская4) ми­то­хон­дрия

Задача учителя заключается не только в том, чтобы дать ученику прочные хорошие знания, но и помочь ему в будущем стать успешным человеком. Стиль работы педагога должен быть построен таким образом, чтобы вовлекая учеников в активную творческую деятельность, участники процесса обучения взаимодействуя друг с другом, строили диалог и самостоятельно получали знания.

Одним из основных направлений образования, является подготовка учащихся к итоговой аттестации.

Когда необходимо начинать подготовку к ОГЭ? Считаю, что этим нужно заниматься постоянно, из урока в урок, с самых первых уроков биологии в 5 классе. Ведь за один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. А вот с начала девятого класса необходимо переходить к детальному повторению.

Подготовка к ОГЭ – это каждодневная кропотливая, хорошо продуманная система работы учителя на уроках и во внеурочное время.

Не секрет, что часть школьников могут добросовестно заучить материал, но сразу начинаются проблемы, когда требуется не просто пересказ материала, а осмысление, понимание биологических процессов.

Для устранения этого недостатка и следует использовать различные приемы, технологии активизирования мыслительной деятельности учащихся.

Успех выполнения аттестационной работы во многом зависит от знания алгоритма выполнения некоторых заданий, представленных в КИМах ОГЭ. Например, задание, в котором необходимо вставить в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения, начинаю использовать с 5 класса. Но так как у учащихся еще не до конца сформированы общеучебные умения, составляю тексты, используя параграф учебника, в старших классах применяю тексты КИМов. Использую данное задание как на этапе повторения, так и на этапе контроля. Например:

5 класс

Клетки бактерий, грибов и растений, кроме мембраны имеют еще и ___________(А). Полужидкое содержимое клетки_____________(Б). В ней находятся различные ____________(В). Генетический аппарат-важнейшая часть клетки. В клетках растений, животных и грибов генетический аппарат окружен мембраной и называется __________(Г). В нем расположены носители наследственной информации о клетке и организме в целом______(Д).

1) Вакуоли 2)Цитоплазма 3)Клеточная мембрана 4)Ядро 5)Хромосомы 6)Клеточная стенка 7)Органоиды

9 класс

В растительных клетках содержатся овальные тельца зелёного цвета — ___________ (А). Молекулы ___________ (Б) способны поглощать световую энергию. Растения, в отличие от организмов других царств, синтезируют ___________ (В) из неорганических соединений. Клеточная стенка растительной клетки преимущественно состоит из ___________ (Г). Она выполняет важные функции.

1) хромопласт 2) вакуоли 3) хлоропласт 4) хлорофилл 5) митохондрии 6) целлюлоза 7) гликоген 8) глюкоза

Отрабатывая знания терминов и понятий, составляю биологические диктанты, которые использую также на разных этапах урока. Эта форма проверки знаний стимулирует учащихся тщательно усваивать биологичеcкую cимволику, терминологию, устанавливать соответствия, сопоставлять факты и явления, биологические процессы. Причем данный вид работы может быть использован не только на этапе актуализации знаний, но и в виде рефлексии на протяжении урока (приложение).

Эффективна технология проблемного обучения, когда в начале урока озвучивается проблемный вопрос, который необходимо решить. Проблему можно решать по-разному, но особенно ценно, когда учащиеся работают с информацией самостоятельно. Здесь особенно удачно применение кейс-технологии.

Кейс-технология заключается в предоставлении обучающимся описания ситуации, содержащей проблему, способной спровоцировать дискуссию, активное обсуждение. Ученикам предлагается на основе имеющихся знаний и изучения дополнительных источников информации проанализировать ситуацию, разобраться в проблеме, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. Применение кейс-технологии в обучении позволяет преподавателю реализовать проблемное обучение. Два студента оперируют лягушку. Они все время смачивают обнаженные внутренние органы лягушки солевым раствором и, тем не менее, через некоторое время эти органы начинают сморщиваться и лягушка гибнет. Почему гибнет лягушка?

(Заглянув в учебник, студенты обнаруживают, что концентрация солевого раствора взята неверно. 9% раствор вместо нужных 0,9% раствора)

Как элементом проблемного обучения и развития системного мышления с 8 класса пользуюсь техникой составления диаграммы Исикавы.

Сама диаграмма представляет собой график, на основе которого становится возможным исследовать и определить основные причинно-следственные связи факторов и последствий в интересующей проблеме или ситуации. Диаграмма Исикавы считается превосходным средством визуализации и организации знаний, упрощающих понимание и диагностику проблем и процессов.


Уже с 7 класса применяю все формы заданий, которые встречаются в КИМах на ГИА в 9 классе. Тематические контрольные работы разрабатываю с учетом структуры КИМ.

Нет единственного и готового пути в подготовке учащихся к итоговой аттестации. Работа учителя, пытающегося решить эти вопросы, должна быть многогранной. Это и использование различных форм, методов, приемов, и дифференцированный подход в преподавании предмета. Систематическая продуманная работа с подбором эффективных средств обучения дает свои результаты.


ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ

ОТЛИЧИЕ ОТ ДРУГИХ ЦАРСТВ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Растения выделены в отдельное царство в связи с тем, что, кроме общих признаков живого, они обладают признаками, которые отличают их от представителей других царств живой природы.

Во-первых, растения являются фототрофами. Зеленые растения за счет энергии солнечного света из очень простых, бедных энергией минеральных веществ –углекислого газа и воды – образуют сложные, богатые энергией органические вещества. В отличие от зеленых растений, другие живые существа (животные, грибы) не могут использовать свет для обеспечения себя энергией. Они поглощают готовые питательные вещества, созданные другими организмами, извлекают из них энергию и строят свое тело, они – гетеротрофы.

Во-вторых, тело растений, в отличие от тела животных, сильно расчленено и имеет большую поверхность, а для образования большой поверхности растениям требует длительный рост. Растения растут в течение всей жизни, в то время как животные отличаются ограниченным ростом.

В-третьих, важной особенностью большинства растений является неподвижный образ жизни, что связано, прежде всего, с большой поверхностью и расчлененностью их тела. Движения растений проявляются в изменении положения отдельных органов

Зеленые растения превращают энергию солнечного света в энергию питательных веществ, которую могут использовать в процессе жизнедеятельности гетеротрофные организмы. Растения являются продуцентами, благодаря которым существуют все другие организмы. Кроме того, в процессе фотосинтеза зеленые растения выделяют кислород, необходимый для дыхания живых организмов.

Леса увлажняют воздух, способствуют сохранению рек и озер. Растения, например, злаки, закрепляют пески, склоны оврагов. Отмершие остатки растений превращаются в перегной и улучшают состояние почвы. Бобовые растения, на корнях которых образуются клубеньки, обогащают почву азотом.

Растения дают человеку хлеб (пшеница, рожь), крупы (пшеница, овес, просо, рис, гречиха), овощи (картофель, свекла, морковь, капуста, огурцы, помидоры, лук, чеснок), бобовые (фасоль, горох, бобы, соя), фрукты и ягоды (яблоки, груши, сливы, вишни, малина, крыжовник, виноград), напитки (чай, кофе, какао).

Растения обеспечивают население Земли сахаром (сахарный тростник, сахарная свекла), маслом (подсолнечник, арахис, соя, горчица), приправами и пряностями (перец, лавр, кориандр, мускатный орех и др.). Растения являются кормом для сельскохозяйственных животных и всех травоядных на Земле. Из цветковых растений получают ароматические вещества, которые находят самое широкое применение в парфюмерной, мыловарной, кондитерской, пищевой промышлености, в медицине (роза, кориандр, ванильное дерево, полынь, мята и др.). Волокнистые растения дают тонкое волокно для тканей (лен, хлопчатник) и грубое – для канатов, мешковины, пакли (конопля, канатник).

Древесину растений применяют в строительстве, из нее изготавливают мебель, она является сырьем для получения бумаги, искусственного шелка, пластмасс, взрывчатых веществ, древесного спирта.

Некоторые масличные растения дают масло, употребляемое для технических целей (рапс, клещевина, тунговое дерево). Среди цветковых растений много медоносов (акация, гречиха, клевер, донник, липа), лекарственных растений (красавка, ромашка, ландыш, полынь, пижма, мята, облепиха, лук, чеснок, шиповник).

Растения, особенно древесные, очищают воздух от пыли и загрязнений. Некоторые растения выделяют в воздух летучие вещества, которые убивают бактерии, а иногда и отпугивают насекомых (орех, черемуха, пижма, некоторые виды ромашки и полыни).

Растительный мир очень сильно отличается от объектов всех других живых организмов, что помогло выделить их сообщество в отдельное царство - Растения. Самой главной отличительной способностью является то, что они могут синтезировать готовые органические вещества из неорганических с помощью энергии солнца, этот процесс назвали фотосинтезом, продуктом которого является выделение кислорода. Большинство растений по питанию автотрофы, то есть сами добывают органические вещества из неорганических. Их клетка имеет ряд отличий от клеток других организмов, у нее есть пластиды, особые органоиды в которых содержится хлорофилл.

Растения являются единственными из многоклеточных организмов, у которых есть способность синтезировать из неорганических веществ органические соединения.

Отличие растений от других органических групп

Чаще всего питание осуществляется за счет уже существующих органических веществ. Это свойственно доядерным (бактерии и археи) и большинству групп ядерных организмов, таких как:

У некоторых бактерий (например, цианобактерий) есть способность к фотосинтезу и созданию органических веществ из неорганических, но параллельно они продолжают усваивать уже существующие органические вещества. Лишь растения питаются исключительно за счет веществ, которые синтезируют сами. Поэтому они находятся в основе пищевой цепи любой экосистемы.

В синтезе органических веществ участвуют все ключевые части растения. Корни усваивают воду и минеральные вещества, стебель является связующим звеном между корнями и листьями (через его сосуды вода поднимается вверх), а листья и прочие зеленые части выполняют непосредственно реакцию фотосинтеза и усваивают углекислый газ из атмосферы.

Такой метод питания биологами называется автотрофным. В природе ему противостоит гетеротрофность всех прочих царств. Этот принцип и лежит в основе разделения всех многоклеточных на три царства.

Взаимосвязь растений с другими группами организмов

Как уже упоминалось, растения лежат в основе любой пищевой цепи. Все животные прямо или косвенно получают питательные вещества из растительных форм. Часть животных напрямую поедает растительный корм (их называют растительноядными), а хищники и всеядные, в свою очередь, кормятся травоядными.

Грибы тоже зависят от растений и размещаются либо на их мертвых частях, либо около живых особей. Их питание происходит за счет растений. Некоторые грибы способны соседствовать только с конкретным видом растений, чаще всего, деревьев.

Те части растений, которые не усваиваются животными и грибами, попадают в грунт, где начинают разлагаться под влиянием бактерий, после чего их останки обогащают почву.

Читайте также: