Растение пустыни имеющее вместо листьев веточки плоды шары которые сдувает ветер называется

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

1) Рассмотри фотографии и представь себе пустыню. Чем она отличается от степи? Опиши пустыню по фотографиям.

Пустыня представляет совершенно безжизненное пространство, в котором лишь изредка встречается чахлая растительность. Почва пустыни — песок или потрескавшаяся глина. Здесь нет степных трав и цветов, здесь очень мало животных.

2) Найди на карте природных зон полупустыни и пустыни. Что ты можешь рассказать о них по карте? Научись показывать на карте эти природные зоны.

Природная зона пустынь и полупустынь расположена на юге Европейской части России. Она показана ярко-жёлтым цветом. Пустыни в нашей стране расположены возле северо-западной оконечности Каспийского моря.

Площадь пустынь сравнительно невелика, они находятся южнее зоны степей, и получают ещё больше солнечного тепла. А значит там очень жаркий и засушливый климат.

3) Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения пустынь. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в пустыне.

  • Верблюжья колючка — имеет очень длинные корни, которые позволяют ей находить воду на большой глубине.
  • Колосняк — имеет тонкие листья, которые почти не испаряют влагу.
  • Джузгун — имеет листья — веточки, тоже не испаряющие влагу. Плоды легко переносятся ветром и укореняются в удобном месте.

4) По рисунку на с. 120—121 познакомьтесь с животным миром пустыни.

Животный мир пустыни относительно скуден.

Из крупных животных в пустынях водятся лишь верблюды и сайгаки, последние, впрочем, больше предпочитают полупустыни и степи. Зато в пустыне можно встретить грызунов, например песчанку, попадаются здесь ежи, много ящериц и змей, которые ловят грызунов и насекомых, таких как жуки. Водятся в пустыне степные лисицы — корсак, летают немногие птицы — саджа.

Большинство животных пустыни ведут ночной образ жизни и пьют очень мало воды.

5) Расскажите по этому рисунку об экологических связях в пустыне. Изготовьте модель цепи питания, характерной для пустыни.

Пример экологических связей в пустыне для 4 класса

В очень засушливые годы стада сайгаков уходят из пустыни, потому что им становится нечего есть, вся трава в это время исчезает. Исчезновение травы приводит к уменьшению поголовья тушканчиков и песчанок, а значит уходят в другие места корсаки, улетают хищные птицы. Меньше становится и насекомых, что сказывается на численности пресмыкающихся.

Пример модели цепи питания для пустыни для 4 класса

  • Верблюжья колючка — Верблюд.
  • Колосняк — Песчанка — Корсак.
  • Колосняк — Кобылка — Ящерица — круглоголовка — Саджа.

Модель цепи питания пустыни

Обсудим!

Сравните природу зоны пустынь с природой степей.

Природа пустынь отличается меньшим разнообразием, чем природа степей. В пустынях очень мало растений, лишь немногие из них сумели приспособиться к местным условиям. Мало в пустыне птиц, водятся только хищные, мало копытных и грызунов. Но в пустынях больше пресмыкающихся, которые хорошо переносят высокую температуру воздуха. Насекомые представлены в основном жуками, встречаются кобылки.

Проверь себя

1. Покажи на карте зоны полупустынь и пустынь.

Зоны пустынь и полупустынь следует искать возле северо-западной оконечности Каспийского моря. Они показаны жёлтым цветом.

2. Дай краткую характеристику зоны пустынь по плану, приведённому на с. 71.

Краткая характеристика зоны пустынь и полупустынь для 4 класса

  • Название зоны: Зона пустынь и полупустынь. Обозначается жёлтым цветом.
  • Особенности природы: Животный и растительный мир очень скуден. Климатические условия жаркие и засушливые. Водятся грызуны, на которых охотятся хищные птицы, змеи, корсак. Водятся насекомые, которые питаются пустынными злаками, а на них охотятся ящерицы, ежи, змеи. В пустыне почти нет воды и весь животный и растительный мир приспособился к этому.
  • Использование зоны человеком: Человек почти не использует пустыни в хозяйственных целях. Только как место экологического туризма.
  • Экологическая проблема пустынь — браконьерство. В пустынях устроено несколько заповедников.

Задания для домашней работы

1. Нарисуй, как ты представляешь себе пустыню. Можно изготовить макет участка пустыни.

Готовые рисунки “Как я себе представляю пустыню”

Детский рисунок Как я себе представляю пустыню

2. Представьте вместе с друзьями, что вы учёные и отправляетесь в научную экспедицию в пустыню. Напишите рассказ об этом.

Рассказ “Научная экспедиция” в пустыню для 4 класса

Этим летом мы отправились в научную экспедицию в пустыню. Мы основательно подготовились к этому путешествию, потому что пустыня отличается очень жарким и засушливым климатом. Поэтому мы взяли много воды, припасы, лёгкую белую одежду для защиты от палящих лучей солнца, палатки.

Мы собирались исследовать животный мир пустынь.

Пустыня нас не разочаровала. Это огромное море песка, который вздымается до самого горизонта песчаными волнами — барханами. Там постоянно дует жаркий ветер и песок переносится с места на места, барханы передвигаются.

Первым животным, которое мы увидели в пустыне, был верблюд. Его не зря называют кораблём пустыни. На своих мозолистых ногах верблюд буквально скользит по песку. При этом верблюд может долгое время обходиться без воды.

Днём пустыня кажется мёртвой. Мы проехали много километров, но не встретили почти никакой живности. Только редкие кустики верблюжьей колючки росли тут и там, да лениво скользили по песку змеи.

Но ночью пустыня уже не казалась нам безжизненной. В темноте сверкали глаза песчанок и тушканчиков, ежей, слышались странные звуки. Прямо к нашей палатке выбежала ящерица — круглоголовка и поймала жука-скарабея.

Под утро мимо пробежало стадо сайгаков.

В ходе нашей экспедиции мы узнали, что несмотря на суровые климатические условия, даже в пустыне есть жизнь. Многие животные отлично приспособились к этим условиям, ведут ночной образ жизни, прячутся от солнца в норках, едят пустынные злаки и другие растения.

На следующем уроке

Вспомни, с какими природными зонами мы уже познакомились. Где нам осталось побывать? Если тебе приходилось бывать на Черноморском побережье Кавказа, приготовься рассказать об этом.

Мы познакомились почти со всеми природными зонами, которые можно найти в нашей стране. Мы были в арктических пустынях, в тундре, тайге, смешанных и широколиственных лесах, в степях и пустынях.

Нам осталось побывать только в субтропических лесах, которые растут на побережье Чёрного моря. Это вечнозелёные густые леса, полные различной жизни. Климат здесь очень хороший, необычайно тёплое и влажное лето, тёплые зимы с обильными осадками. Снег здесь почти никогда не бывает.

Доброго времени суток! Сегодня вашему вниманию мы предлагаем ответы на урок заколдованной пустыни, который проводит в Школе Магов Верховный жрец Египта.


Составь слово из жёлтых букв и напиши, как называется самая горячая пустыня в мире.


Прочитай слово и напиши, как называются песчаные холмы в пустынях.



Расшифруй слово и напиши, какое природное явление обманывает путников в пустыне.


Найди 4 буквы и напиши, что хранят верблюды в горбах во время путешествия по пустыне.


Пройди по верёвочкам и отметь, где прячутся ящерица жарким днём в пустыне.


В пустыне Намиб – самые высокие дюны в мире. Сложи все нечётные числа и напиши, на сколько метров они вырастают.


Ура! Мы помогли остановили морского колдуна. Теперь пустыне ничего не угрожает! В подарок забираем ящерицу в домик.

К югу от зоны степей климат ещё теплее и суше, солнце накаляет землю, а дождей практически нет. Степь постепенно меняется полупустыней, а полупустыня переходит в пустыню. Полупустыни охватывают на территории России более обширные территории, чем пустыни. Участки пустыни располагаются в устье реки Волги, по берегам Каспийского моря и в восточных районах Калмыкии.

Пустыни отличаются от других зон тем, что в них очень мало влаги. Дождь здесь выпадает очень редко. После коротких весенних дождей пустыня быстро покрывается ярким ковром цветущих растений. Почвы отличаются большим содержанием солей.

Пустыни бывают песчаные и глинистые. В песчаных пустынях встречаются валы из песка — барханы, на глинистых — растрескавшиеся участки — такыры.

Многие растения пустынь способны сохранять воду в толстых стеблях и листьях. У некоторых растений листья превратились в колючки. Это уменьшает испарение воды и позволяет её экономить. Такие растения, как саксаул и верблюжья колючка, добывают воду с большой глубины с помощью хорошо развитых корней. Ещё в пустынях можно увидеть кермек, белую полынь, колосняк, джузгун и некоторые другие растения.

Животные пустынь.jpg

Животные пустыни приспособились к жизни в условиях жары и отсутствия влаги. Многие из них ведут ночной образ жизни. Некоторые могут долгое время обходиться без воды. В пустыне водятся грызуны: тушканчики, жёлтый суслик, песчанка. Много пресмыкающихся: степная гадюка, ушастая круглоголовка, ящерицы. В пустыне встречаются ушастый ёж, маленькая лисичка корсак. Из более крупных животных водятся сайгаки и верблюды.

3 Пустыней называют любое место, где очень – очень сухо и нет или почти нет земли.

4 Пустыни есть почти во всех частях света. Многие люди называют пустыни великими. На их территории могли бы разместиться две Европы или полторы Южной Америки.

5 Самая большая пустыня в мире – Сахара. Она находится на северо-западе Африки.

6 В России пустыни занимают небольшую площадь: часть их находится в Прикаспии, к западу и востоку от низовьев Волги, часть – в восточном Предкавказье.

8 Жаркий летний день сменяется очень холод- ной ночью. Зима короткая, средняя температура января -10 C, в отдельные годы бывают сильные морозы до - 30 С.

9 Почвы, как правило, засолены. Это серо-зёмы и серо-бурые пустынные почвы.

10 В зависимости от особенностей почв различают несколько типов пустынь: песчаные глинистые солончаковые каменистые

11 Каменистая пустыня Каменистые пустыни покрыты щебнем и камнями, образующими россыпи.

12 Глинистые пустыни отличаются плотным грунтом. В низменных участках появляются ровные, сухие, твердые площадки без растений, которые при высыхании растрескиваются на небольшие многоугольники - это такыры.

13 Но самую большую территорию на Земле занимают песчаные пустыни: одну пятую нашей планеты.

14 Песчаные пустыни Песчаные пустыни покрыты рыхлым, легко развеваемым грунтом.

15 Здесь образуются подвижные скопления песка - барханы, возникают пыльные бури.

16 Барханы могут принимать самые причудливые формы. Они могут двигаться, засыпая сёла и города.

17 В пустынях есть группа растений, которые запасают воду в своей надземной части. Растительный мир У одних из них сильно утолщены стебли, у других – листья.

18 Кактусы выживают пустынях, потому что они запасают воду в своих стеблях. Вместо листьев у них острые колючки!

19 Кактусы бывают разной формы, и иногда вырастают очень высокими.

20 У некоторых кактусов – очень красивые цветы. Плоды опунции и некоторых других кактусов съедобны. Растения, растущие в пустынях, должны обходиться маленьким количеством воды.

21 Встречаются и такие растения, которые совершенно не могут переносить засуху. Они развиваются только весной, когда в пустыни много влаги и ещё не жарко. До наступления летней засухи они успевают закончить своё развитие.

22 осока пустынная гусиный лук

23 мак павлиний ревень

25 Одно из таких известных растений пустыни- верблюжья колючка. В зоне пустынь есть интересный тип растений – растения насосы. Даже в самый жестокий зной они стоят с зелёными листьями, потому что корни их проникают в почву очень глубоко.

26 Это важное кормовое растение. Его охотно поедают верблюды. Чай из цветков утоляет жажду и снижает выделение пота. Используется также в медицине.

27 Очень ценным жителем пустыни является - колосняк. Его ещё называют песчаным овсом.Корни этого растения хорошо закрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра.

28 Интересно, что у этого кустарника роль листьев играют зелёные веточки. Такую же,,работу выполняет в пустыне джузгун.

29 Одно из самых характерных растений глинистых пустынь- полынь серозёмная. Растёт в виде небольшого куста. Корень толстый, деревянистый, уходящий глубоко в землю.

31 Саксаул - высота растения 4-5 метров. Это лучшее древесное топливо в мире. Листьев у саксаула нет, от них остались чешуйки в миллиметр величиной. Является активным закрепителем песков.

33 Приспособления растений к условиям жизни в пустыне : 1) маленькие листья; 2) густое опушение листьев; 3) недоразвитые листья (крохотные чешуйки; 4) сбрасывание листьев и даже молодых побегов с наступлением жары; 5) толстая плёнка из водонепроницаемого вещества на поверхности листьев; 6) растения-насосы (корни метров); 7) утолщённые стебли или листья.

34 В пустынях вода глубоко под землёй, но есть места, где она поднимается к поверхности. Здесь - обилие растений. Такие участки называются оазисами.

36 Животный мир Животный мир пустынь богат и разнообразен. Животные ведут преи- мущественно наземный, а в песчаной пустыне – подземный образ жизни. жук скарабей стрела – змея

37 верблюд Из домашних животных в зоне пустыня на 1 месте.

39 дикобраз Умеет своих врагов насаживать на колючки.

40 ящерка - круглоголовка Может в одну секунду в песок зарыться.

41 мохноногий тушканчик Может за 15 минут выкопать в песке нору длиной в полтора метра.

42 Может ползать под песком песчаный удавчик

43 эфа Эфа – змея красивая, но злая и ядовитая. Ползает эфа не головой, как все другие змеи, а боком.

44 кобра Яда одной змеи достаточно, чтобы лишить жизни 10, а то 15 человек.

45 варан Длина 150см, поэтому варана зовут пустынным крокодилом. Взрослый варан в единоборстве победит любую змею.

47 ушастый ёж лисичка корсак

48 черепаха Живёт 100 – 150 лет. С наступлением жары черепахи зарываются глубоко в песок на глубину до 2 метров, где и проводят основную часть жизни. Наружу черепахи выползают весной.

49 Пустыня, особенно песчаная, богата муравьями, жуками, хрущами и навозниками. Из паукообразных характерны скорпионы и настоящие пауки ( тарантул и каракурт ). каракурт тарантул

50 Пустынный и саксаульный воробьи.

51 розовый пеликан кудрявый пеликан

52 верблюд. И первый помощник жителей пустынь – верблюд.

54 Пустыни – районы развития пастбищного овцеводства. Овца здесь – самое распространённое животное.

55 Вместе с овцами часто можно увидеть и пасущихся коз.

56 Чтобы растения не испытывали недостатка в воде, построили водохранилища, провели в пустыню каналы.

57 Под угрозой исчезновения оказались: гигантский слепыш перевязка пятипалый карликовый тушканчик

58 Найдены в пустыне и полезные ископаемые: ( золото, каменный уголь, железные руды, природный газ ). Широко ведётся их добыча и переработка. Растут города, посёлки.

Полупустыни и пустыни

2 С помощью учебника впиши цифровые данные в текст. Используй эти данные при рассказе о природе пустынь.

Летом в пустыне поверхность земли нагревается до _, а температура воздуха поднимается выше _. Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти _ и оттуда добывают воду. Тушканчики могут совершать прыжки до _, что в _ раз превышает длину тела зверька. Сайгаки могут бегать со скоростью до _.

3 Наш эрудированный Попугай спешит рассказать о пустыне. Всё ли верно в его рассказе? Найди и исправь ошибки в тексте (зачеркни и напиши правильно).

Чудеса пустыни

Ценными растениями пустыни являются корсак и джузгун. Их корни хорошо закрепляют пески. В пустыне встречается маленькая лисичка - сайгак. Из более крупных животных замечательны ушастые ежи. Они держатся стадами, кочуя в поисках пищи и воды.

4 Папа Серёжи и Нади, как и на прошлом уроке, подготовил задание. Узнай животных пустыни по фрагментам. Подпиши названия животных. Попроси рядом сидящего ученика проверить тебя.

5 Составь схему цепи питания, характерной для пустыни. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в зоне пустынь.

Схема цепи питания, характерная для пустыни:

6 Подумайте, какие экологические проблемы полупустынь и пустынь выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.

Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.

7 Здесь ты можешь нарисовать пустыню по заданию учебника (с. 125).

Как нарисовать пустыню поэтапно карандашом для детей:

8 А здесь вы можете записать рассказ о своей воображаемой экспедиции в пустыню.

Как написать рассказ о своей воображаемой экспедиции в пустыню:

Пустыни. 4 класс Окружающий мир Рабочая тетрадь 1 часть - какие ответы?

Читайте также: