Рассмотрите фотографию листа березы повислой выберите характеристики

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Покажите стрелками и подпишите на рисунке лист, цветы, плоды и семена растения яблони.

Пояснение.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Верно подписана только одна часть растения. ИЛИ Ответ неправильный 0
Верно подписаны только две-три части растения 1
Верно подписаны четыре части растения 2
Максимальный балл 2

Источник: ВПР по биологии 5 класс, Котикова. Вариант 12.

Задание 1.2 № 563

В какой из частей гриба: шляпка, ножка, плодовое тело в конце лета образуются споры?

Пояснение.

Нижняя поверхность шляпки грибы может быть трубчатой или пластинчатой. Это и есть то место, где образуются споры. С помощью спор грибы размножаются.

Источник: ВПР по биологии 5 класс, Котикова. Вариант 12.

Задание 1.3 № 475

Корень, стебель, лист, плод, семя.

Пояснение.

Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Часть растения указана неправильно независимо от наличия/отсутствия объяснения. ИЛИ Ответ неправильный 0
Правильно указана только часть растения 1
Правильно указана часть растения, дано объяснение 2
Максимальный балл 2

Источник: ВПР по биологии 5 класс, Котикова. Вариант 19.

Задание 2 № 13

У осота полевого появляются сначала цветки, собранные в соцветия, а затем — плоды, снабжённые приспособлениями к распространению ветром. Найдите в приведённом списке и запишите название процесса, благодаря которому это происходит.

Размножение, дыхание, рост, питание, развитие.

Пояснение.

Размножение — процесс увеличения количества особей, дыхание - процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа для поддержания жизнедеятельности организма, питание - поглощение питательных веществ. Таким образом, правильный вариант — развитие, так как происходит видоизменение растения или частей растения для прохождения определенных этапов жизненного цикла. Появление цветков, превращающихся в плоды, которые распространяются ветром и есть развитие.

Источник: Всероссийская проверочная работа по биологии 5 класс 2017 год. Вариант 1.

Задание 3 № 540

Опишите лист берёзы по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.

Опишите лист клёна по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.

А. Тип листа

Б. Жилкование листа

В. Тип листа по сотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Пояснение.

Лист берёзы черешковый широкояйцевидной формы. Жилкование перисто-сетчатое, так как боковые жилки отходят от главной жилки по всей ее длине.

Источник: ВПР по биологии 5 класс, Котикова. Вариант 16.

Задание 4 № 187

Плоды и листья груши богаты витаминами и другими органическими и минеральными веществами. Поэтому из них варят варенье (А), а также употребляют их для приготовления кремов и добавления в пищу (Б). Запишите органы растения, которые используют в каждом случае.

Пояснение.

Сочные сладкие плоды груши идеально подходят для приготовления варенья. Листья груши также можно использовать для украшения десертов.

Ответ: А — плоды, Б — плоды или листья и плоды.

Источник: ВПР по биологии 5 класс, Котикова. Вариант 2.

Задание 5 № 196

Ученик рассматривал под микроскопом лист винограда и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил буквой А?

Пояснение.

Хлоропласты — важнейшие органоиды клетки. В них происходит фотосинтез. Помимо пластид на рисунке клетки можно отличить ядро с ядрышком, крупную вакуоль, цитоплазму и клеточную стенку.

Источник: ВПР по биологии 5 класс, Котикова. Вариант 3.

Задание 6 № 89

ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА

Обитающие на планете организмы входят в состав какой-либо пищевой цепи и участвуют в ________(А). Совокупность растений, животных, микроорганизмов, обитающих на одной территории, приспособленных к условиям среды и влияющих друг на друга и на окружающую среду, образуют __________(Б). В зависимости от того, какая растительность и животный мир преобладают в однообразных климатических условиях, особенностях почвы, учёные выделяют __________(В).

2) круговорот веществ

4) природное сообщество

5) заповедная зона

6) природные зоны

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Пояснение.

Круговорт веществ в природе — важный процесс превращения одних веществ в другие. В нем участвуют как рас­те­ния так и жи­вот­ные и мик­ро­ор­га­низ­мы. Если они заселяют одну территорию, то формируют природное сообщество. На основе данных о природных сообществах и их взаимодействиях на определенной территории можно выделить природные зоны.

Источник: Всероссийская проверочная работа по биологии 5 класс 2017 год. Вариант 10.

Задание 7.1 № 207

В каком из пищевых продуктов содержится больше всего белков?

У какого (каких) из продуктов энергетическая ценность выше 50 ккал?

В каком из продуктов содержится суммарно меньше всего белков, жиров и углеводов?

Пояснение.

Чтобы выполнить это задание, нужно сравнить значения вторго столбца "Белки". Наибольший показатель соответствует фасоли. Для остальных вопросов аналогично. Обращайте внимание на формулировку вопроса. В некоторых случаях ответом на вопрос является несколько растений.

Ответ: фасоль; гречневая крупа и фасоль; тыква.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Правильно дан ответ только на один любой вопрос. ИЛИ Ответ неправильный 0
Правильно даны ответы на любые два вопроса 1
Правильно даны ответы на три вопроса 2
Максимальный балл 2

Источник: ВПР по биологии 5 класс, Котикова. Вариант 4.

Задание 7.2 № 497

Ниже приведены изображения растений, указанных в таблице. Подпишите под каждым изображением название соответствующего растения.

Пояснение.

Чтобы выполнить это задание, нужно вспомнить отличительные особенности каждого из растений. Например наличие колоса у пшеницы, стручков и фасоли и початков у кукурузы.

Ответ: A — редис, Б — пшеница, В — кукуруза, Г — фасоль.

Источник: ВПР по биологии 5 класс, Котикова. Вариант 17.

Задание 7.3 № 472

Эти растения давно выращиваются и используются человеком. Под каждым из приведённых ниже изображений подпишите название соответствующего растения, которое используется для их изготовления.

Пояснение.

Для выполнения этого задания нужно понять, что изображено на рисунках. На рисунке А. изображен трос, сделанный из пеньки Б. рубаха из льна В. джинсовые штаны. Джинсовая ткань делается из хлопка.

Ответ: A — пенька, Б — лён, В — хлопчатник.

Источник: ВПР по биологии 5 класс, Котикова. Вариант 19.

Задание 8.1 № 84

Прочитайте текст и выполните задание.

(1) У Северного полюса льды не тают круглый год, но такие животные, как моржи, тюлени и белые медведи приспособились к жизни в этих суровых условиях. (2) Моржей и тюленей защищает толстый слой жира. (3) У белого медведя есть ещё и густой бесцветный мех, который покрывает его чёрную кожу. (4) Лапы белого медведя широкие и длинные, пальцы соединяются толстой плавательной перепонкой. (5) Заканчиваются пальцы небольшими, но толстыми, кривыми и острыми когтями. (6) Это помогает взбираться по скользким льдинам, удобно при ходьбе по снегу, а также при плавании.

На основании каких предложений текста можно сделать вывод, что Белый медведь — обитатель арктических ледяных пустынь? Запишите номера выбранных предложений.

Пояснение.

Для того чтобы выполнить это задание нужно внимательно прочитать текст. В первом предложение перечислены обитатели Северного полюса. В их числе Белый медведь. В 6-м предложении упоминается, что когти помогают медведю жить в условиях севера.

Источник: Всероссийская проверочная работа по биологии 5 класс 2017 год. Вариант 9.

Задание 5 № 88

Ученик рассматривал под световым микроскопом строение простейшего — инфузории — и сделал следующий рисунок. Что на рисунке инфузории он обозначил цифрой 4?

Вариант № 18760

Работа содержит 8 заданий. Задания 1–5, 7–8 основаны на изображениях конкретных биологических объектов, статистических таблицах и требуют анализа изображений и статистических данных, характеристики объектов по предложенному плану, классификации и/или систематизации объектов по определенному признаку, применения биологических знаний при решении практических задач. Задание 6 предполагает заполнение пропусков в тексте биологического содержания с помощью терминов из предложенного перечня.

Если ва­ри­ант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния заданий части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике.

Задание 1.1 № 547

Покажите стрелками и подпишите на рисунке ножку, шляпку, грибницу (мицелий, гифы) и плодовое тело гриба.

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Задание 1.2 № 446

В каких клетках происходит фотосинтез у мхов?

Задание 1.3 № 325

Глаза, лапы, нос, уши язык.

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Задание 2 № 45

Ранней весной самки шмелей ищут места для основания новой семьи: они залезают в щели сараев, в норки на земле, заползают в кучи старых ветвей. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса.

Питание, размножение, рост, спячка.

Задание 3 № 2

Рассмотрите изображения и выполните задания 1—5.

Опишите лист смородины, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части. Используйте при выполнении задания линейку и карандаш.

А. Тип листа

Б. Жилкование листа

1) параллельное 2) дуговидное 3) пальчатое 4) перисто-сетчатое

В. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

Длина равна ширине или немного её превышает.

Длина превышает ширину в 1,5–2 раза.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Задание 4 № 31

Деятельность бактерий разнообразна и имеет огромное значение в природе и жизни человека. Они участвуют в образовании почвы (А) и активно используются человеком в пищевой промышленности (Б).

Назовите исходные продукты, которые изменяют бактерии в результате своей жизнедеятельности.

Задание 5 № 268

Ученик рассматривал под микроскопом мякоть зрелого плода яблони и сделал следующий рисунок. Что на рисунке клетки он обозначил буквой А?

Задание 6 № 496

слова из предложенного списка.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.026)

Побеги: Береза повислая (слева) и Береза пушистая (справа).

Описание

Как отличить Берёзу повислую от Берёзы пушистой:

  • Молодые ветви у Б. пушистой тонкоопушены, у Б. повислой — неопушённые, покрыты мелкими бородавочками.
  • Зрелые листья при трении верхними сторонами друг об друга у Б. пушистой остаются неизменными, у Б. повислой — обнаруживается белый налет нарушенной кутикулы.
  • Основание листа у Б. пушистой округлое (реже сердцевидное), у Б. повислой — почти ромбовидное (от черешка — двумя отрезками почти прямых линий).
  • Кора взрослого дерева у Б. пушистой чисто белая, с тонкими поперечными штрихами. У Б. повислой — грязно-белая, с глубокими черными поперечными бороздками.

Полезные качества / функции

Условия выращивания

  • Ареал — Европа (кроме Пиренейского полуострова), Крым, Кавказ, европейская Россия (от тундры до степей), Алтай, Сибирь (восточная граница — озеро Байкал, по другим данным растет на всем Дальнем Востоке), горные районы Средней Азии, Передняя и Центральная Азия, Северная Африка. Ареал располагается южнее ареала Берёзы пушистой. В горы эта берёза поднимается до высоты 2 100 — 2 500 м над уровнем моря. Интродуцирована повсюду в зоне умеренного климата. Из всех видов берёз имеет наибольший ареал.
  • Нет берёзы только в верхней части лесного пояса гор, на открытых моховых болотах (по их краю они растут) и в сомкнутых тёмнохвойных лесах.
  • Широко распространённая лесообразующая порода, формирующая мелколиственные леса по всем климатическим зонам, кроме тундры; однако берёзовые леса большей частью не являются коренными, а возникают на месте сведённых или сгоревших лесов, в первую очередь хвойных.
  • В качестве единственной или преобладающей лесообразующей породы берёза встречается в травяных долинных лесах (в лесостепных и степных районах), где из-за густого травяного покрова невозможно восстановление хвойных пород. Но наиболее обычна она в качестве пионерной породы на вырубках и гарях, где затем сменяется на хвойные породы, появившиеся под её пологом.
  • Редко встречаются на известняковых почвах.
  • К почвам нетребовательна.
  • Может расти на хорошо дренированных и влажных. Не переносит близости грунтовых вод.
  • Может расти на легких (песчаных), средних (суглинистых) и тяжелых (глинистых) почвах.
  • Может расти на кислых, нейтральных и щелочных почвах. Выносит очень кислые и бедные почвы.
  • Предпочитает свежие супесчаные и суглинистые почвы, хорошо дренированные почвы с pH ниже 6,5 (не щелочные).
  • Зоны зимостойкости USDA: 2-6
  • Морозостойка (менее чем Берёза пушистая) — до -36°C…-40°C
  • Подвержена разрушающему воздействию опят, на стволах ослабленных и мёртвых берёз паразитируют трутовики Lenzites betulina, ведьмины мётлы Taphrina turgida, берёзовая губка Piptoporus betulinus. Особенно типичен трутовик настоящий (Fomes fomentarius). На живых — чага Inonotus obliquus.
  • Вредители — жуки-трубковерты, гусеницы шелкопряда-монашенки и буцефала хохлатки, майские жуки и их личинки, ржавчина.

Агротехника

  • Всхожесть семян до 90%, быстро снижается при хранении. Для прорастания семян нужна оголённая поверхность почвы. Под пологом леса берёза восстанавливается почти исключительно порослью, так как семенное возобновление затруднено моховым покровом и лесной подстилкой. В лесной и лесостепной зоне лучшие сроки посева берёзы — осенью и зимой.
  • Семена лучше всего сеять сразу после сбора — в холодном (необогреваемом) парнике на хорошо освещенном месте. Семена не стоит сеять глубоко, лучше разбросать по поверхности почвы и прикрыть мульчей. Если семена плохо всходят, парник можно накрыть стеклом, что повысит температуру в нем.
  • Сеянцы следует пересадить в отдельные контейнеры и разместить в холодном парнике, оставить на зиму.
  • Ранним летом, после того как минует угроза заморозков, сеянцы можно рассаживать на постоянное место.
  • Семена также можно посадить в открытый грунт — сразу после сбора семян осенью (или ранней зимой — по уплотненному снегу) или ранней весной (при весеннем посеве семена не следует ничем прикрывать). При весенних посевах семена желательно стратифицировать 1-2 месяца при 1-5 градусах по Цельсию. В открытом грунте саженцы следует растить два года, прежде чем пересаживать их на постоянное место.
  • При посадке корневую шейку не заглубляют.
  • Зависит от освещённости и падает с возрастом (обычно растет быстрее, чем Береза пушистая). На открытых местах в молодости растёт быстро, под пологом сосняков — медленно. Попадая под полог тёмнохвойных пород, почти прекращает рост и довольно быстро усыхает.
  • Интенсивный рост происходит с 10 до 70 лет. К 40-50 годам в благоприятных условиях деревья могут достигать 25-30 м и более. Годовой прирост в высоту 45 см, в ширину 25 см.
  • Формирует микоризу с большим количеством шляпочных грибов: подберёзовик обыкновенный, мухомор обыкновенный, подосиновик жёлто-бурый, лисичка, различные виды сыроежки и другие.
  • Берёза отличается высокой микоризообразующей способностью, которая зависит от минерального состава почв, доступности для растения питательных веществ. На севере, где почвы бедны, берёза чрезвычайно микотрофна и с ней связано около 100 видов грибов. По мере улучшения почвенно-грунтовых условий её микотрофность резко падает — на богатых почвах умеренного климата с ней связано лишь 30-40 видов грибов.
  • Примесь берёзы в сосняках препятствует распространению корневой губки — одного из наиболее опасных заболеваний сосны.
  • Хорошее дерево-нянька для молодых сеянцев.
  • Хороший компаньон для других растений, так как березовые корни активно улучшают почву.
  • Однодомное растение.
  • В возрасте 20-25 лет испаряет с поверхности листьев около 70 вёдер воды в сутки.
  • Отношения с близкими видами. Береза пушистая слабо отличима от Березы повислой (есть мнение, что она является не отдельным видом, а экотопом Берёзы повислой). Оба вида часто растут совместно и образуют множество переходных форм. По другим данным, наоборот, совсем не скрещивается.

Сбор, хранение и переработка

  • Лекарственное сырье. Заготовку почек проводят в январе — марте, до их распускания. Сушат на открытом воздухе или в хорошо проветриваемых помещениях. Молодые листья собирают в мае — июне, сушат в тени или на чердаках.
  • Береста. Береста — это верхняя часть березовой коры. Снятие бересты не вредит дереву. Лучше всего собирать бересту с ранней осени до раннего лета. Собранную бересту помещают под пресс и хранят до следующей весны.

Разновидности и сорта

По некоторым данным Береза пушистая также является разновидностью Березы повислой.

В листе выделяют листовую пластинку , черешок , основание . У основания листа могут быть прилистники .

строениелистаleafstructurelapustruktūraw1189.jpg

Листовая пластинка является основным местом, в котором происходит фотосинтез. Черешок листа прикрепляет его к стеблю и поворачивает в наилучшее положение по отношению к свету.

типлистаtypeofleaflapuveidsw925.jpg

Черешковые листья — у крапивы, липы, клёна, берёзы, яблони, вишни и др. Сидячие листья — у одуванчика, алоэ, льна, цикория, пшеницы и др.

По форме листовой пластинки листья можно разделить на округлые, яйцевидные, овальные, стреловидные и др.

Листья различаются также по краю листовой пластинки . Например, у тополя цельный край листовой пластинки , а у берёзы — пильчатый.

Края_листьев_leaf_edges_lapu_malas.jpg

У простых листьев одна листовая пластинка. Такие листья у липы, сирени, одуванчика, ландыша и других растений.

простые_листья_simple_leaves_vienkāršas lapas.jpg


Рис. \(4\). Простые листья

Сложными называют листья, у которых несколько листовых пластинок прикреплены к общему черешку. При этом они соединены с общим черешком своими основаниями или собственными маленькими черешками. Сложные листья у люпина, шиповника, клевера, каштана и многих других растений.

сложныелистьяcompoundleavessaliktaslapasw1320.jpg

На листовых пластинках обычно хорошо заметны жилки . Это проводящие пучки, состоящие их клеток проводящей и механической ткани. Жилки обеспечивают поступление в лист воды и минеральных солей и выведение из листа органических веществ, образовавшихся при фотосинтезе, а также служат опорой для основной ткани листовой пластинки.

Чтобы определить вид растения по специальному определителю, надо уметь различать жилкование листа и расположение его на стебле.


1. Кебалова Л.А. Экологическая оценка состояния атмосферного воздуха города Владикавказа // Географический вестник. Метеорология. 2017. № 3 (42). С. 71–77.

2. Методические рекомендации по выполнению оценки качества среды по состоянию живых существ (оценка стабильности развития живых организмов по уровню асимметрии морфологических структур). Распоряжение Росэкологии от 16.10.2003 № 460. М.: Наука, 2003. 24 с.

4. Аминева К.З. Эколого-биологическая характеристика дуба черешчатого (Quercus robur L.) в условиях техногенного загрязнения (на примере Уфимского промышленного центра: дис. … канд. биол. наук. Уфа, 2016. 164 с.

5. Кайгоров Р.В. Устойчивость растений к химическому загрязнению. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2010. 151 с.

6. Хузина Г.Р. Влияние урбаносреды на морфометрические показатели листа березы повислой (Betula Pendula Roth // Вестник Удмуртского университета. Биология. Науки о Земле. 2010. № 3. С. 53–57.

7. Хигматуллина Г.Р. Сравнительный анализ морфологических параметров листьев древесных растений в условиях урбанизированной среды: автореф. дис. … канд. биол. наук. Казань, 2013. 24 с.

8. Соколова Г.Г., Еремина А.А. Влияние загрязнения воздушной среды на развитие листьев древесных растений в условиях г. Горно-Алтайска. Проблемы ботаники Южной Сибири и Монголии: сборник научных статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции (20–23 октября 2014 г., Барнаул). Барнаул: Концепт, 2014. 291 с.

Несмотря на то, что вопросы адаптации растительных организмов к условиям техногенно измененной среды обитания широко изучены, они не утрачивают актуальности по причине усиливающегося стрессирующего антропогенного влияния на экосистемы. Связанное с этим процессом вовлечение в геохимические циклы поллютантов с неизвестными механизмами токсичности повышает роль модификационной изменчивости в онтогенетических программах всех компонентов биогеоценозов и, прежде всего, растений, выполняющих средопреобразующие функции. В данной связи изучение адаптивных стратегий растительных организмов в условиях техногенных экотопов важно как с точки зрения корректной санитарно-гигиенической регламентации содержания загрязняющих веществ в различных средах, так и для оценки комфортности среды обитания для роста и развития организмов, а также в вопросах эволюции популяций и популяционной генетики.

Урбосреда города Владикавказа – столицы Республики Северная Осетия – Алания – характеризуется ингредиентным типом загрязнения, главными источниками которого являются развитая сеть автомобильного транспорта и промышленные предприятия цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия. В воздушном бассейне города, как показали результаты исследований, преобладают эксгалаты: диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота, метан, пыль неорганическая, серная кислота [1].

Целью настоящего исследования является изучение модификационной изменчивости листовой пластинки березы повислой Betula pendula в условиях г. Владикавказа, РСО-А.

Для достижения цели выдвигаются следующие задачи:

– оценка размерных характеристик ассимиляционного аппарата березы повислой из экотопов с различной степенью антропогенной трансформационной нагрузки на территории города Владикавказа;

– исследование индексных показателей, описывающих форму листа березы повислой;

– выявление морфологических адаптационных стратегий березы повислой в условиях урбосреды города Владикавказа.

Материалы и методы исследования

Сбор листьев Betula pendula проводился во второй декаде июля 2016 г. согласно рекомендациям [2].

Метрические параметры листовых пластин (длина и ширина листа) измерялись на свежесобранном материале с использование штангенциркуля в трехкратном повторении. Для оценки размерности листа березы повислой в дальнейшем рассчитывался коэффициент величины (длина х ширина).

Для описания формы листьев березы повислой применялись 2 индексных показателя:

1. Индекс листовой пластинки (ИЛП), являющийся мерой ее удлиненности, рассчитываемый как отношение длины листа к его ширине.

2. Индекс формы (ИФ), отражающий положение самого широкого места листа.

Места сбора материала охватывают территорию трех муниципальных округов города Владикавказа: Промышленного (П), Иристонского (И), Северо-Западного (СЗ) и с учетом характера преобладающих стрессирующих факторов среды могут быть определены следующим образом:

2. ПА1, ПА2, ПА3 – экотопы на территории Промышленного муниципального округа, характеризующиеся разным уровнем автомобильной нагрузки (АН): 1200–1300 авт/час (ПА1, ПА2), 1800–1900 авт/час (ПА3). Факторы загрязнения – промышленные предприятия и автотранспорт.

3. ИА1 – популяция березы повислой на территории Иристонского муниципального округа с АН 1100–1200 авт/час. Основной фактор загрязнения – автомобильный транспорт.

5. СЗД – территория жилой постройки с уровнем АН, не превышающим 30 авт/час, Северо-Западный муниципальный округ.

6. СЗК – деревья березы повислой на территории детского сада (Северо-Западный муниципальный округ), условный контроль.

Статистическая обработка результатов исследований осуществлялась с использованием пакетов программ Statistica 8.0 и Microsoft Excel 2007 с привлечением методов однофакторного дисперсионного анализа с апостериорным критерием множественного сравнения достоверно значимой разности Тьюки. Для определения степени изменчивости изучаемых параметров использовался коэффициент вариации (Cv, %).

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты дисперсионного анализа влияния места сбора на морфометрические и геометрические показатели листовой пластинки березы повислой в условиях города Владикавказа

Лещина обыкновенная

В средней полосе России растет кустарник, плоды которого – настоящие орехи. Этот кустарник знаком нам как орешник, или лещина обыкновенная (Corylus avellana). Он является одним из представителей кустарникового яруса хвойно-широколиственных и широколиственных лесов, где образует густой высокий подлесок. В степной зоне он входит в кустарниковые формации наряду с терном, боярышником и шиповником. Лещина – мощный высокий кустарник из семейства березовых, высотой до 4–5, изредка до 7 м. Кора серая, листья округло-яйцевидные, по краю дваждызубчатые, шероховатые. Цветет лещина рано весной, когда еще не растаял снег. Тычиночные цветки собраны в длинные сережки, которые хорошо заметны осенью, после опадения листьев. В это время они плотные, с крепко прижатыми чешуйками. В конце марта мужские сережки разрыхляются, вытягиваются и рассеивают очень легкую пыльцу, которая разносится ветром. Пестичные женские цветки на первый взгляд почти не отличаются от почек. Однако, присмотревшись, можно обнаружить на верхушке некоторых почек на концах побегов выступающие рыльца в виде красных ниточек. Из них-то и образуются позднее орехи, каждый из которых окружен оберткой из двух листков, почти равных по длине ореху. Созревают плоды лещины в августе. Орехами кормятся многие лесные звери и птицы – дятлы, белки, мыши, кроты, кабаны, медведи. Лещина требовательна к плодородию и влажности почвы, относительно теневынослива, но плодоносит только при достаточном освещении. Размножается семенами и корневыми отводками. Культурные, гибридные формы лещины и их плоды, называют фундуком. В настоящее время существует множество сортов фундука. Фундук более калориен, чем грецкие орехи, арахис или миндаль. По количеству калорий он превосходит жирную свинину, а белков в нем столько же, сколько и в нежирном мясе или твороге. В плодах орешника содержится свыше 70% жирного орехового масла, которое не прогоркает в течение двух лет. Считается, что орехи лещины улучшают состав крови, поэтому полезны для людей, страдающих малокровием, и ослабленных больных. Содержат орехи и множество витаминов и солей железа. Даже в листьях орешника содержится много витамина С. В коре найдено эфирное масло, танины, спирт. Разные части орешника используются в народной медицине. Отвар из коры помогает при тромбофлебите и варикозном расширении вен, отвар из листьев – при параличе лицевого нерва, мигрени. Помогают орехи при ревматизме, увеличивают количество молока у кормящих матерей. Используют и древесину орешника. Она белая с коричневатым оттенком, гибкая, из нее изготавливают гнутую мебель. Лещину выращивают как декоративное растение в парках, особенно ее краснолистную форму. Живет лещина 70–80 лет.

Крушина ломкая

Крушина ломкая (Frangula alnus) – кустарник или невысокое деревце, 2–7 м высотой, с гладкой почти черной корой, внутри с характерным темно-красным слоем. Побеги темно-красного цвета, блестящие, покрыты крупными чечевичками ланцетной формы. Почки открытые – не имеют кроющих почечных чешуй и состоят из мелких недоразвитых листочков, покрытых шелковистыми рыжевато-коричневыми волосками. Листья цельнокрайние, 4–10 см длиной, эллиптической формы, с 7–10 парами слегка изогнутых, почти параллельных жилок, голые или слегка опушенные внизу по жилкам, на коротких черешках. Листорасположение очередное. Цветки обоеполые, правильные, пятичленные, на цветоножках до 10 мм длиной. Плод – шаровидная сочная костянка, вначале красная, к осени темно-фиолетовая, с тремя косточками желтовато-зеленого цвета. Цветет в мае, плодоносит в августе. Распространена в лесной и лесостепной зонах Европы, Западной Сибири, на севере Малой Азии. Часто встречается в населенных пункатах как декоративный кустарник, хорошо переносящий загрязненность воздуха. В лесах входит в кустарниковый ярус, хорошо развивается на вырубках. Семена разносят мышевидные грызуны и птицы, поедающие ягоды. Мягкая светло-оранжевая древесина крушины идет на получение беззольного угля отличного качества, из которого изготавливают лучшие сорта охотничьего пороха. Кора идет на изготовление лекарственных препаратов. Из коры и плодов получают растительные красители.

Жостер слабительный

Жостер слабительный (Rhamnus cathartica) – также ветвистый кустарник или деревце 2–10 м в высоту, часто с искривленным стволом. Кора темно-серая, растрескивающаяся и отслаивающаяся. Годичные побеги покрыты серовато-коричневой коркой с черноватыми щелевидными и точечными чечевичками. Побеги часто заканчиваются колючкой, нередко можно обнаружить колючку и в развилке побегов. Почки яйцевидно-конусовидной формы, прижаты к побегам с черно-бурыми чешуями, по краю которых идут светлые реснички. Листья супротивные, реже очередные с небольшими прилистниками, овальной формы, тупые или с коротким острием на верхушке, по краю пильчатые с 3 парами дуговидных боковых жилок, на черешке 1–3 см дли-ной. Растение двудомное. Соцветия – полузонтики цветков, сидящих в пазухах листьев, располагаются в нижней части удлиненных побегов. Цветки узкоколокольчатые, четырехчленные. Плод – синевато-черная костянка с зеленоватой мякотью и 2–4 косточками буро-коричневого цвета. Жостер слабительный (иногда называемый также крушиной слабительной) – обычный вид лесостепной и степной зон, местами заходит в южные районы лесной зоны. Встречается в разреженно-широколиственных, мелколиственных и сосновых лесах, обычно на опушках. В лесостепной зоне входит в состав кустарниковых зарослей, часто на границе лесных и степных фитоценозов. Кора кустарников содержит дубильные вещества. Из коры, листьев и плодов получают различные натуральные красители. Уже несколько столетий отвары и настойки плодов применяют как рвотное и слабительное средство.

Продолжительность жизни некоторых растений

5000–6000
4000–5000
свыше 4500
3000–4000
3000–4000
3500
3000
2000–3000
2000
2000
2000
2000
2000
1000–2000
500–1500
1000
150–1000
800
700
300–700
200–700
500–600
500–600
500–550
500
500
500
500
400–500
300–500
400
300–400
300–400
300
350
300
250–300
150–300
50–300
300
200–300
200–250

Практическая работа 1

Сравнить между собой сложные листья ясеня, клена ясенелистного и бузины красной

Вначале остановимся на сходных признаках. У всех трех видов листья сложные, непарноперистые, с сетчатым жилкованием. Но у ясеня лист самый большой (длина листа до 40 см), он состоит из 7–15 листочков, боковые листочки почти сидячие. У ясенелистного клена листочков всего 5, реже 3 или 7, боковые листочки сидят на черешках. Лист бузины самый маленький, листочков обычно 5–7, на черешке листа два прилистника, листочки почти сидячие, листья обладают неприятным запахом. У ясеня верхний листочек обратнояйце-видной формы, боковые листочки ланцетные, при основании клиновидные. У ясенелистного клена верхний листочек яйцевидно-ланцетной формы, неравнобокий, с клиновидным основанием. Листочки первой пары особенно похожи на листочки ясеня, они ланцетные, листочки второй пары – широкояйцевидно-ланцетные. У бузины красной листочки почти сидячие, овальные, с косозаостренной верхушкой, у основания округлые. У ясеня и бузины листовые пластинки цельные, у ясенелистного клена верхний листочек и нижние часто лопастные.

Практическая работа 2

Сравнить между собой листья берез: бородавчатой и пушистой

Сходство: листья простые, черешковые, с перистым жилкованием, одинаковой длины. А вот форма листовой пластинки у них различается (таблица).

Таблица. Сравнение признаков листьев березы повислой и березы пушистой

По побегам и почкам отличать растения труднее, чем по листьям. Это можно делать на зимних экскурсиях или рано весной. На безлистных побегах необходимо рассмотреть характерные признаки почек и побегов, сравнить их между собой и научиться отличать друг от друга. Предварительно на уроках учеников надо ознакомить с основными понятиями по морфологии стебля. Побеги древесных пород различаются формой, окраской, опушением, наличием чечевичек, колючек, налета, расположением и формой почек.

Практическая работа 3

Сравнить побеги ясеня и ясенелистного клена

Сходство заключается в супротивном расположении почек. Побеги ясеня прямые, желтовато-зеленые или сероватые с рассеянными мелкими беловатыми чечевичками. Побеги клена ясенелистного гладкие, зеленые или зеленовато-красные с фиолетовым налетом. Верхушечная почка ясеня крупная, одиночная, мощная, плотная, неопушенная, черная, заостренная. Верхушечная почка ясенелистного клена более мелкая, окружена двумя боковыми почками, почки опушенные. Различаются древесные породы и по плодам. Перед проведением занятий по сравнению плодов следует познакомить учащихся с основными типами плодов. Целесообразно собирать коллецию плодов и семян растений, а также иметь наборы для раздачи ученикам.

Практическая работа 4

Сравнить плоды клена остролистного и ясеня обыкновенного

Сходство: плоды – семянка или орешек. Отличие: у клена два крыла с семянками срастаются, образуя двойную крылатку, которая сидит на общей цветоножке, у ясеня семянка имеет одно крыло, каждый плод висит на отдельной цветоножке. Кроме того, крылатки ясеня более узкие, чем у клена.

Таким образом, применение на уроках и внеклассных занятиях знаний о древесных растенях может быть многообразным. Беседы о деревьях и кустарниках могут входить в темы по строению растений, экологии и многообразию растительного мира. Осенью интересно провести наблюдение над листопадом. Многие деревья и кустарники, перед тем как сбросить листья, меняют их окраску. Можно дать учащимся задание пронаблюдать, в какой последовательности и как начинают менять окраску деревья и кустарники, как они начинают терять листву.

Литература

Алексеев Ю.Е., Жмылев П.Ю., Карпухина Е.А. Деревья и кустар-ники. Энциклопедия природы России. – М.: ABF, 1997.

Атрохин В.Г., Солодухин Е.Д. Лесная хрестоматия.– М.: Лесная пром-сть, 1988.

Гроздова Н.Б. Занимательная дендрология. – М.: Лесная пром-сть, 1991.

Декоративное садоводство. Сельскохозяйственная энциклопедия.– М.: Гос. изд-во сельхоз. лит-ры, 1949.

Жизнь растений. Т. 4. – М.: Просвещение, 1978.

Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. –М.: Лесная пром-сть, 1971.

Морозов Г.Ф. Учение о лесе.– Л.: Ленгиз, 1926.

Плотникова Л.С. Деревья и кустарники рядом с нами. –М.: Наука, 1994.

Шиманюк А.П. Биология древесных и кустарниковых пород СССР. – М.: Учпедгиз, 1964.

Якушина Э.И., Куклина А.Г. Кустарники с чудесными плодами.– М.: Московский рабочий, 1994.

Энциклопедия для детей. Биология. – М.: Аванта+, 1994.

Франке Г., Каммер К., Канельт П. Плоды Земли. – М.: Мир, 1979.

Малая Советская Энциклопедия в 10 томах. – М.: Советская энциклопедия – 1960.

Читайте также: