Ранний возраст в детском саду по фгос здоровьесберегающие технологии

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Автор: Квитченко Наталья Александровна

Населенный пункт: Белгородская область, Белгородский р-н, с. Ясные Зори

Автор: Черемных Наталья Николаевна

Населенный пункт: Белгородская область, Белгородский р-н, с. Ясные Зори

Дошкольный возраст – возраст, когда закладывается и укрепляется фундамент здоровья, развиваются физические качества, необходимые для участия ребенка в двигательной активности, что в свою очередь формирует психические и интеллектуальные способности дошкольника.

Анализ состояния здоровья детей показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей сократилось. Дети, начиная с раннего возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом, недостаточно бывают на воздухе в силу объективных причин, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих чад (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях (физическом, психическом, социальном).

К сожалению, стресс, которому подвергается организм малыша на данном этапе, сказывается на его здоровье. Как правило, дети начинают чаще болеть, защитные функции их организма ослабевают, и именно в этот момент очень важно поддержать малышей и создать благоприятные условия для поддержания их физического здоровья.

С целью снижения заболеваемости в период адаптации предпринимается ряд мер.

Пальчиковые игры и самомассаж.

Как было отмечено выше, при поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Основной целью игр в этот период становится формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Такие условия создают пальчиковые игры. Для большей эффективности мы часто совмещаем их с применением массажного оборудования и элементов су-джок терапии. Доказано, что самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие: развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим еще и общеоздоровительный эффект.

Помимо традиционного массажного оборудования, мы часто используем и нетрадиционное: шишки, грецкие орехи, зубные щетки и т.д.

Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания. Дело в том, что у вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает, мобилизует, усиливает мышечное напряжение; выдох же, наоборот, успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц. Успокоительный эффект достигается за счет увеличения времени выдоха по отношению к времени вдоха и брюшного (диафрагмального) типа дыхания.

Брюшное дыхание зарекомендовало себя в качестве победителя стресса. Оно уменьшает тревожность, возбуждение, гасит вспышки отрицательных эмоций, повышает тонус блуждающего нерва (основного звена парасимпатической нервной системы), что в конечном счете приводит к общему расслаблению организма. В данном случае мы говорим о срабатывании универсального защитного механизма, заложенного в нашей нервной системе самой природой: замедление ритма различных физиологических и психических процессов способствует достижению более спокойного и уравновешенного состояния. Такое дыхание поможет ребенку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений, полученных в течение дня.

Именно поэтому мы часто используем дыхательную гимнастику в качестве эффективного средства поддержания организма малышей в период их адаптации.

Гимнастика для глаз.

В детском саду, как и в школе, увеличивается нагрузка на зрительный аппарат ребенка. Происходит это, потому что он больше времени, чем дома, проводит за рисованием, лепкой и другими занятиями, требующими напряжения зрения.

С целью профилактики снижения зрения актуально использование простейших зрительных упражнений. Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности.

Песок обладает поистине магическими свойствами – погружая ручки в прохладную песочную ванну, малыш испытывает массу тактильных ощущений, благотворно влияющих на его общее эмоциональное состояние. Быстрота изменений, происходящих во время игр с песком, завораживает малышей и отвлекает от переживаний. В условиях дошкольного учреждения песок достаточно легко заменить манной крупой.

Доподлинно известно с давних времен, что эфирные масла – сильнейшие антисептики.

Именно поэтому целесообразно их использование в ДОУ, особенно в период адаптации малышей, а также во время вспышек сезонных заболеваний. Так, эфирное масло кипариса, сосны, пихты, эвкалипта, кедра прекрасно стимулируют иммунную систему малышей.

Во время дневного сна можно использовать эфирное масло лаванды: его успокаивающее и антисептическое действие поможет уложить малышей спать и не переживать по поводу вирусов.

Однако эта форма работы предполагает согласие родителей и отсутствие аллергических реакций у воспитанников.

Для расслабления мышц и снятия накопившегося эмоционального и нервного напряжения нами эффективно используется метод релаксации. Минутки релаксации помогают снять умственное, нервное необходимо и при чрезмерной активности малышей, и при их явной вялости (апатии).

Таким образом, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

Будьте здоровы сами и воспитывайте здоровое поколение!

Спасибо за внимание!

Список литературы

1.Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи / О.Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007 г. – 79 с.

2. Васильева, В. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению. // Дошкольное воспитание - 2006.- No 10.

4. Давыдова, О.И. Детский сад: Самоучитель для родителей (путеводитель по детскому саду) / О.И. Давыдова, А.А. Майер. – СПб.: Детство – Пресс, 2009. –64 с

5.Доронова, Т. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы. // Обруч. -2006.- No5.

6. Калинина, Р.Р. В гостях у Золушки / Р.Р. Калинина. – Псков: ПОИУУ, 1997 г. – 133 с.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Одним из средств решения задач по сохранению, поддержанию и обогащению здоровья детей становятся здоровьесберегающие педагогические технологии.

Игра в раннем возрасте помогает:

1) обеспечить эмоциональную разрядку, снять накопившееся нервное напряжение;

2) освоить групповые правила поведения;

3) наладить контакт между взрослыми и детьми;

4) развить ловкость и координацию движений.

Физкультминутка: Физкультминутки проводятся на всех занятиях по мере наступления утомления детей. Упражнения для физкультминуток подбираются с учётом характера и содержания занятия. Физкультминутка длится 1-3 минуты и, как правило, состоит из 3-4 упражнений.

Прогулка: является очень важным режимным моментом жизнедеятельности детей в ДОУ.

Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей.

• Физическое развитие детей – прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма, способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

• Оптимизация двигательной активности – на прогулке дети много двигаются, а движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

• Умственное развитие детей – дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями. Наблюдения вызывают интерес, вопросы, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем.

• Решение задач нравственного воспитания – знакомство с родным городом, селом, трудом взрослых, значением труда для жизни детей. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному селу, городу. Малыши трудятся в цветнике – у них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Планирование прогулки. При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки.

Содержание деятельности детей на прогулке. Содержание деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, тематики недели, предшествующей образовательной деятельности, интересов и возраста.

2. Двигательная активность: подвижные игры, упражнения.

3. Труд детей на участке.

4. Индивидуальная работа с детьми.

5. Самостоятельная игровая деятельность.

Наблюдение. Большое место отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдение можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Воспитатель привлекает к наблюдениям детей, чтобы развить внимание, интерес к природе и общественным явлениям. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

Двигательная активность. Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение, воспитываются моральные качества.

На прогулке включаем подвижные игры:

• 2-3 игры большой подвижности;

• 2-3 игры малой и средней подвижности;

• Игры на выбор детей.

Выбор игры – зависит от времени года, погоды, температуры воздуха.

• В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большой подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Данные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду;

• В сырую, дождливую погоду (осенью, весной) следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства;

• В теплые весенние, летние дни и ранней осенью следует проводить игры с прыжками, бегом, упражнения на равновесие;

• В жаркую погоду проводятся игры с водой;

• Использование бессюжетных народных игр с предметами: кегли, мячи т. д. ;

• Полезные игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Это дидактические игры (кубики, лото) и ролевые игры (игры в семью, больницу и т. д.) . Воспитатель помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для игры материал;

• Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями, спортивными играми, играми с элементами соревнований. Проводить спортивные развлечения.

• Трудовая деятельность детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года.

• Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде; зимой могут сгребать снег, рисовать на нем палочками, делать из него разные сооружения.

• Воспитатель может привлекать детей к сбору игрушек, оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке;

Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца. Индивидуальная работа с детьми. Воспитатель в соответствии с планированием (на основании результатов диагностики детей) проводит индивидуальную работу по познавательно-речевому, социально-личностному, физическому или художественно-эстетическому развитию детей. Можно проводить работу по изодеятельности, театрализацию в теплое время года и т. д. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Эффективность прогулок в дошкольном учреждении во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы:

-удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;

-обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;

-сформировать навыки в разных видах движений;

-способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;

-стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;

-создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.

Итак, процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде малышам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План по самообразованию "Использование здоровьесберегающих технологий в группе раннего возраста".

Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в группе раннего возраста

План работы по самообразованию

Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в группе раннего возраста

Наше будущее – это наши дети. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровления детей является естественным спутником жизни ребёнка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребёнка. Я применяю нетрадиционные технологии, как на физкультурных занятиях, так и во всех режимных моментах; использую технологии в дыхательной гимнастике, закаливающих процедур, в утренней гимнастике и в самостоятельной детской деятельности.

Почему я выбрала данную тему? Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.

Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно- оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, , положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития воспитанников. Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей, помогли мнемаксимально снизить статический компонент в режиме дня моих воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.

Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу современных здоровье сберегающих технологий.

1. Продолжать изучать учебную, справочную, научно- методическую литературу по вопросу здоровье сбережения.

2. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровье сбережения (комплексы дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, подвижные игры, физкультминутки)

4. Систематизировать изученную литературу.

Этапы и сроки работы

1 этап – организационный

1.Изучение литературы по данной теме.

2.Проведение анализа заболеваемости детей

3. Разработка перечня необходимого оборудования для уголков здоровья.

Работа с детьми

1. Проведение утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, пальчиковых игр, динамических пауз, физминуток и т. д.

2. Проведение занятий по ФИЗО

4. Открытое занятие.

5. Неделя здоровья в ДОУ.

Работа с родителями

1. Индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей по ЗОЖ.

3. Выставка литературы и наглядного материала для внедрения здоровьесберегающих технологий.

Работа с педагогами

2. Посещение НОД у воспитателей ДОУ по формированию ЗОЖ.

3 раза в неделю

3 этап – заключительный

Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения.

Презентация работы по самообразованию

II. ТЕХНОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯЗБЕРЕЖЕНИЯ В ДОУ

2.1 Понятие здоровьясбережения в педагогике

2.2. Программы ДОУ по сохранению и укреплению здоровья детей

2.3. Здоровьесберегающие технологии в процессе ДОУ

Значение ранних периодов детства для развития личности и воспитания здорового ребенка трудно переоценить. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт гигиенического воспитания, однако ухудшение здоровья дошкольников и современные социальные условия диктуют новые подходы к формированию здорового образа жизни детей.

Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

В настоящее время перед дошкольными учреждениями стоит много проблем, которые оказывают негативное влияние на решение вопросов сохранения и укрепления здоровья детей: несовершенство деятельности медико-психолого-педагогической службы дошкольного учреждения; недостаточно продумана здоровьесберегающая деятельность дошкольного учреждения (преобладание аспекта на интеллектуальное развитие детей, жесткая регламентация режима дня и отсутствие такового в семье; перегруженность групп); отсутствие должной материально-технической базы, отвечающей здоровьесберегающей направленности воспитательно-образовательного процесса.

Данные проблемы влекут за собой отрицательные социальные последствия: подрывается духовно-нравственное, физическое и психическое здоровье детей; уменьшается процент здоровых детей, выпускаемых в школу; недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры воспитателей и родителей.

Таким образом, проблема заключается в противоречии между объективной необходимостью изменения и пересмотра всего воспитательно - образовательного процесса и жизнедеятельности детей по вопросам сохранения и укрепления здоровья и отсутствием научно-методического обеспечения, а также недостаточной разработанностью рассматриваемых проблем в педагогической науке и практике.

Цель работы – рассмотреть особенности реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном

- раскрыть сущность здоровья и здоровьесбережения в педагогической литературе;

- проанализировать программы дошкольного образования в части организации здоровьесбережения детей в ДОУ;
- изучить содержание здоровьесберегающих технологий, реализуемых в ДОУ.

1. ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста была всегда актуальной. История отечественного и зарубежного образования свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего поколения возникла с момента появления человеческого общества и на последующих этапах его развития рассматривалась по-разному.

В Древней Греции выделялись особые системы воспитания: спартанская и афинская. В условиях сурового военного строя жизни земельной аристократии воспитание в Спарте носило ярко выраженный военно-физический характер.

В России над преобразованием дела воспитания работали Новиков, Ф. И. Янкович. Н. И. Новиков в статье "О воспитании и наставлении детей" отмечает, что ". первой главной частью воспитания является попечение о теле, поскольку образование тела и тогда уже нужно, когда иное образование не имеет еще места. ".

В период становления советской педагогики основное внимание уделялось трудовому воспитанию подрастающего поколения в органичной связи с умственным, физическим и эстетическим. Здоровье ребенка рассматривалось в его развитии через выполнение физического труда (Н. К. Крупская, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, В. Н. Шацкая, А. С. Макаренко и др.

В 1980 году И. И. Брехманом был предложен термин "валеология", который обозначил направление в науке, связанное с изучением и формированием здоровья, выявлением методов активного формирования его. На стыке наук о человеке развивается новое направление в педагогической науке - педагогическая валеология как наука о включении человека в процесс формирования своего здоровья (Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, Л. Г. Татарникова).

Одна из первостепенных задач согласно требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни.

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или физических дефектов.

В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психическое здоровье – состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Таким образом, понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения. Система здоровьесберегающего образования наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка способствует формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья.

2.2 ПРОГРАММЫ ДОУ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника. Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле слова.

Постепенно ребенок овладевает основными культурно-гигиеническими навыками, знакомится с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности. Ею освещены важные на современном этапе вопросы поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей, умению избегать или даже предварять их. Т. Н.Дороновой раскрыты средства и формы физического воспитания. Это гигиенические факторы, гигиена нервной системы, физические упражнения. Профилактическая, развивающая, лечебная, реабилитационная направленность в подборе физических упражнений.

В.Т.Кудрявцев - доктор психологических наук, Б. Б.Егоров - кандидат педагогических наук определили идею комплексного междисциплинарного подхода к вопросу физического воспитания дошкольника, и возникла развивающая педагогика оздоровления в 2000 году. Их программно-методическое пособие отражает две линии оздоровительно-развивающей работы:

1) приобщение к физической культуре,

2) развивающая форма оздоровительной работы. Авторы программы исходят из того, что ребенок - это целостный духовно-телесный организм - посредник и преобразователь значимых для него природно - и социально-экологических связей. Эффект образовательно-оздоровительный усматривается в воспитании у ребенка способности осмысленно регулировать эти связи через особые формы двигательно-игровой деятельности . Общая цель данной программно-методического материала состоит в формировании двигательной сферы и создании психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности.

Итак, анализ содержания современных программ для дошкольных учреждений позволяет сделать выводы о том, что, несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы авторами проблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение. Программы предлагают быть активными в работе не только педагогов, но и самих детей, родителей.

2.3. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОЦЕССЕ ДОУ

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-

оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые

осуществляются в процессе взаимодействия педагогов, медиков, психолога с целью

сохранения и укрепления здоровья ребенка.

Здоровьесберегающие технологии включают в себя пять основных направлений:


В современном обществе здоровых детей становится меньше, что связано со стабильной тенденцией нарушения здоровья. Нарушение речевого и опорно – двигательного аппарата, патология органов зрения, лор органов, со стороны сердечно – сосудистой системы – вот наиболее распространенные отклонения. Причин этому много: генетика, экология, медицина, социальные (состав семьи, особенности воспитания, не соблюдение режимных моментов, наличие вредных привычек. Но одна из основных, я считаю - отсутствие необходимых знаний и умений у молодых родителей.

По - прежнему острой остается проблема адаптации. При поступлении малыша в детский сад он испытывает страх (отрыв от матери, оставление одного с незнакомыми детьми и взрослым). Мамы, получив направление, стараются как можно быстрее оставить на целый день, мотивируя: так быстрее привыкнет. А последствием стрессовой ситуации является снижение иммунитета и частые заболевания, в основном острые инфекции верхних дыхательных путей.

Забота о физическом развитии имеет особое значение в раннем возрасте, ребенок активно растет, с интересом познает окружающий мир. Овладевают основными движениями, приобретают необходимые моторные навыки, учатся управлять своим телом, координировать действия. Все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача дошкольного учреждения и семьи.

ФГОС определил первоначальной задачей охрану и укрепления физического, психического здоровья детей, их эмоционального благополучия.

Реализацию этих задач осуществляю через применения здоровьесберегающих технологий, придерживаясь основных принципов:

I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Использую различные виды гимнастик:

Динамические паузы (физкультминутки) , по мере необходимости. В процессе проведения естественно и ненавязчиво воспитывается поведение, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

Гимнастика пробуждения проводится в постели: потягивание, имитируя позы животных, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, гимнастики для глаз. И направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию после дневного сна. Хождение босиком, воздушные ванны, ходьба по дорожкам, сделанных из нетрадиционного материала, для поддержания интереса использовали самые различные материалы (деревянные палочки, пуговицы, фасоль, шнуры, пробки, для профилактики и исправления плоскостопия.

Релаксация (по мере утомляемости детей, минуты тишины, музыкальные паузы, слушание музыкальных произведений, звуки природы, шум воды, голоса птиц.

II. Технологии обучения здоровому образу жизни, методы и приемы:

Утренняя гимнастика : продолжительность 4-5 мин., комплекс составляется на две недели. Малыши выполняют знакомые упражнения, действуя в образе животных, что создает хорошее настроение, вызывает желание выполнять движения. Оздоравливает, укрепляет организм, вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять различные упражнения.

Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю, продолжительностью 15 минут и состоят из трех частей: вводной (ходьба, чередующая с бегом, основной (3-6 общеразвивающих упражнений с предметами или подражательных, которые заканчиваются подскоками или бегом) и заключительной части (малоподвижная игра или ходьба с замедлением темпа). Обучают движениям в игровой форме, с использованием воображаемых ситуаций, подражательных действий. Например: как ходит, рычит медведь; прыгает зайка; летает птичка; как лошадка скачет; и т. д. Для поддержания интереса малышей сопровождаю движения песенками, стихами.

Коммуникативные игры - дети с удовольствием рисуют пальчиками. Такой вид рисования благотворно влияет на психику ребенка, успокаивает и расслабляет.

Работа с глиной оставляет приятное ощущение, помогает расслабиться, позволяет снять стресс, помогает выражению чувств.

Самомассаж является эффективной профилактикой снижения заболеваемости. Малыши с удовольствием выполняют самомассаж в игровой форме. Осуществляя массаж, могут фантазировать, при этом воздействуя на весь организм. Игровой самомассаж расслабляет мышцы и снимает нервно - эмоциональное напряжение.

Коррекционные технологии, методы и приемы:

Технология музыкального воздействия. Использование спокойной музыки. В течение всего дня встречаем, укладываем спать, поднимаем после дневного сна под соответствующую музыку, используем ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Сказкотерапия . Чтение авторских сказок, показ перчаточного, кукольного настольного театра, игры – драматизации, инсценировки по любимым сказкам.

Реализацию этих методов и приемов осуществляю в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности в ходе педагогического взаимодействия с детьми.

Каждая из технологий имеет оздоровительное направление, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в результате формирует привычку к здоровому образу жизни.

III. Медико - профилактические технологии.

Проводятся под руководством медицинской сестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами:

- мониторинг здоровья детей,

- ведение паспорта здоровья воспитанника,

- организация и контроль питания,

- организация оздоровительных профилактических мероприятий в детском саду;

- соблюдение требований СанПиНа.

Закаливания солнечными лучами и воздухом, водой, воздушные ванны; способствует укреплению здоровья и снижению заболеваемости, повышает защитные функции всего организма.

Прогулки дают возможность достаточно двигаться.

Ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и личной гигиены.

Для этого использую следующие методические приёмы:

- использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, бесед, инсценировок.

Стараюсь правильно организовать предметно пространственную среду с учетом возраста, индивидуальных особенностей. Среда безопасна, доступна, обеспечивает развитие детской деятельности для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

Для психологической безопасности стараюсь сделать первые дни пребывания ребенка максимально комфортными, благоприятными для его эмоционального благополучия. Создаю возможность активно действовать рядом с мамами. Установить контакт с ребёнком, закрепить полезные привычки, вызвать у него положительные эмоции, помогает фольклор. Это своеобразный метод телесной терапии в раннем возрасте. Есть возможность для уединения, для изменения пространства изготовлены ширмы.

В период адаптации, для установления контакта между детьми, создании положительного отношения к детскому саду мне помогает педагог – психолог ДОУ.

Режим дня соответствует возрастным психофизиологическим особенностям, приучает организм к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, предохраняя нервную систему от переутомлений. Четкое соблюдение режимных моментов, сопровождающееся соответствующими словами, настраивает детей на предстоящее действие, вызывает к нему интерес.

Привитие культурно – гигиенических навыков жизненно необходимо для полноценного развития детей. В процессе повседневной работы стремлюсь к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки постоянно совершенствовались.

Оформила картотеки гимнастик, физкультминуток, пальчиковых игр, которые помогают мне в работе, ознакомила родителей.

Взаимодействие с родителями строю по следующим направлениям:

- анкетирование, консультации, беседы;

Привлекаю к ознакомлению видов закаливания, соблюдая принцип постоянства. Дома и в детском саду закаливание должно стать нормой жизни.

Анкетирование, выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребенка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр.

Рекомендую вместе с детьми выполнять упражнения утренней гимнастики, показывая последовательность и способ выполнения движений: как нужно ходить и бегать на носках, пятках, высоко поднимая колени. Знакомлю с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в саду; с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье.

Применяю наглядный материал:

Комплекс мероприятий здоровьесберегающих технологий, которые проводятся в раннем детстве, позволяют создать оптимальные условия для формирования культурного здорового образа жизни и улучшить качество здоровья каждого ребёнка.

Применение в работе здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно - образовательного процесса, формирует и у педагогов и у родителей ценностные ориентации, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Результаты:

Снизилось количество заболеваний, увеличилась двигательная активность, желание принимать активное участие в играх подвижного характера, быть на свежем воздухе, заниматься спортивными играми. У детей формируются навыки личной гигиены.

Список литературы.

1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2008.

2. Радионова Л. Н. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях. Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011.

Читайте также: