Какое жилкование у подсолнечника

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Отдел цветковых растений делится на два класса: однодольные и двудольные. Отличия:

  1. У однодольных в семени одна семядоля (зародышевый листок), а у двудольных – две.
  2. У однодольных корневая система мочковатая, а у двудольных – стержневая.
  3. У однодольных жилкование листьев параллельное и дуговое, а у двудольных – сетчатое (перистое).
  4. У однодольных нет камбия, поэтому они не могут расти в толщину и все являются травами. У двудольных есть камбий, поэтому они могут быть травами, кустарниками и деревьями.
  5. Количество элементов цветка (тычинок, лепестков) у однодольных кратно трем (3,6,9…), а у двудольных – пяти (5, 10, 15…)
  6. У однодольных листья всегда простые, а у двудольных могут быть простые или сложные.
  7. У однодольных цветки с простым околоцветником (только лепестки), а у двудольных – с двойным (+чашелистики).

Однодольные

  1. Семейство Злаки (рожь, пшеница, пырей) – стебель соломина, вставочный рост, соцветие сложный колос, плод зерновка.
  2. Семейство Лилейные (лук, тюльпан, ландыш) – имеют корневища и луковицы.

Двудольные

  1. Семейство Крестоцветные (редис, капуста, сурепка) – 4 лепестка, плод стручок.
  2. Семейство Бобовые, они же Мотыльковые (горох, клевер, бобы) – плод боб, клубеньковые бактерии.
  3. Семейство Пасленовые (картофель, томат, перец) – сросшиеся чашелистики и лепестки, ядовитость.
  4. Семейство Сложноцветные (подсолнух, ромашка, одуванчик) – мелкие цветки собраны в соцветие корзинка, плод семянка.
  5. Семейство Розоцветные (яблоня, земляника, рябина).

Таким образом, деление цветковых растений на классы происходит на основе строения корневой системы, количества семядолей, жилкования листьев и пр. Деление на семейства происходит на основе строения цветов и плодов.

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. У сложноцветных плод
1) зерновка
2) семянка
3) костянка
4) орешек

Выберите один, наиболее правильный вариант. Плод стручок характерен для представителей семейства
1) розоцветные
2) бобовые
3) пасленовые
4) крестоцветные

Выберите один, наиболее правильный вариант. Плод боб встречается у растений семейства
1) сложноцветных
2) пасленовых
3) злаков
4) мотыльковых

Выберите один, наиболее правильный вариант. Почему пастушью сумку, дикую редьку, горчицу относят к семейству крестоцветных (капустных)
1) Имеют стержневую корневую систему
2) Имеют сетчатое жилкование листьев
3) Их цветки четырехчленного типа, образуют соцветие кисть
4) Их цветки пятичленного типа, образуют соцветие корзинку

Выберите один, наиболее правильный вариант. Главный признак, по которому покрытосеменные растения делятся на классы, – это строение
1) цветка
2) плода
3) семени
4) стебля

Выберите один, наиболее правильный вариант. У растений семейства Крестоцветные: капусты, редиса и репы плод
1) семянка
2) коробочка
3) стручок
4) орешек

Выберите один, наиболее правильный вариант. Главный признак, по которому цветковые растения относят к одному классу, –
1) строение плода
2) способ размножения
3) строение семени
4) совместное обитание

Выберите один, наиболее правильный вариант. Характерный признак растения семейства сложноцветных (астровых) - соцветие
1) головка
2) сложный зонтик
3) простой зонтик
4) корзинка

Выберите один, наиболее правильный вариант. К двудольным растениям относится
1) сосна
2) кипарис
3) тополь
4) кедр

Лилия


ОДНОДОЛЬНЫЕ ПО КАРТИНКЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался орган подобного типа, то для этого растения характерны
1) параллельное жилкование листьев
2) мочковатая корневая система
3) камбий в проводящих пучках
4) проводящие пучки, расположенные в стебле по кругу
5) две семядоли
6) питательные вещества для прорастания, запасенные в эндосперме

Злак


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений семейства, представитель которого изображен на рисунке?
1) плод семянка
2) стебель соломина
3) вставочный рост
4) сложные листья
5) сетчатое жилкование листьев
6) соцветие сложный колос

Злак


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для указанного организма?
1) параллельное жилкование листьев
2) стебель соломина
3) наличие камбия в стебле
4) плод – семянка
5) мочковатая корневая система
6) вегетативное размножение

Злак


4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растений сформировался цветок, изображенный на рисунке, то этим растениям присущи
1) сетчатое жилкование листьев
2) стебель соломина
3) плод – семянка
4) одна семядоля в семени
5) мочковатая коревая система
6) наличие камбиального кольца в стебле

Злак


5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то этому растению присущи:
1) одна семядоля в зародыше семени
2) споры в спорангиях
3) внешнее оплодотворение
4) мочковатая корневая система
5) сетчатое жилкование листьев
6) отсутствие камбия

ДВУДОЛЬНЫЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений класса Двудольные?
1) сетчатое жилкование листьев
2) корневая система мочковатая
3) две семядоли в семени
4) камбий отсутствует

5) количество лепестков кратно 5

6) двойное оплодотворение

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Признаками класса двудольных растений являются
1) зародыш семени с одной семядолей
2) стержневая корневая система
3) число частей цветка, кратное трем
4) параллельное и дуговое жилкование
5) зародыш с двумя семядолями
6) наличие камбия

Лист дуба


ДВУДОЛЬНЫЕ ПО КАРТИНКЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для растений, имеющих изображенное на рисунке жилкование листьев, характерны также следующие признаки:
1) две семядоли в семени
2) число частей цветка кратно трем
3) диффузное строение проводящей системы
4) кольцо камбия отсутствует
5) стержневая корневая система
6) цветок с двойным околоцветником

Земляника


2. Выберите три признака, характерных для изображенного на рисунке организма.
1) вегетативное размножение
2) параллельное жилкование
3) двойное оплодотворение
4) четырехчленный цветок
5) стебель – соломина
6) плод – многоорешек

Горох


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растения, изображенного на рисунке?
1) дуговое жилкование листьев
2) стержневая корневая система
3) наличие камбия
4) две семядоли в семени
5) наличие щитка в семени
6) вставочный рост стебля

ОДНОДОЛЬНЫЕ - ДВУДОЛЬНЫЕ
1. Установите соответствие между классами растений (1 - Двудольные, 2 - Однодольные) и их признаками. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Мочковатая корневая система
Б) Стержневая корневая система
В) Листья имеют дуговое или параллельное жилкование
Г) Число частей цветка кратно 3
Д) Листья имеют перистое или пальчатое жилкование

2. Установите соответствие между признаком покрытосеменных растений и классом, для которого он характерен: 1) двудольные, 2) однодольные
А) наличие в семени одной семядоли
Б) мочковатая корневая система
В) наличие в семени двух семядолей
Г) сетчатое жилкование листьев
Д) стержневая корневая система
Е) параллельное или дуговое жилкование листьев

3. Установите соответствие между признаком и классом цветковых растений, для которого этот признак характерен: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) стержневая корневая система
Б) одна семядоля
В) дуговое жилкование
Г) параллельное жилкование
Д) цветок трёхчленного типа
Е) цветок пятичленного типа

4. Установите соответствие между признаками и классами растений покрытосеменных, для которых они характерны: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) корневая система стержневого типа
Б) листья с параллельным жилкованием
В) количество частей цветка кратно 3
Г) рост стебля в толщину за счёт камбия
Д) характерен вставочный рост
Е) у большинства видов двойной околоцветник

5. Установите соответствие между признаками покрытосеменных растений и классами, для которых они характерны: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) жилкование листа сетчатое
Б) жилкование листа параллельное
В) утолщение стебля за счёт камбия
Г) мочковатая корневая система
Д) цветок трёхчленного типа
Е) листья простые и сложные

ФОРМИРУЕМ 6
1) отсутствие камбия в стебле
2) цветок с простым околоцветником
3) преобладание травянистых форм

ОДНОДОЛЬНЫЕ-ДВУДОЛЬНЫЕ ПО ПРИМЕРАМ
Установите соответствие между признаками классов и растениями: 1) пастушья сумка, 2) пшеница. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) цветки опыляются ветром
Б) имеет мочковатую корневую систему
В) листья имеют развитые влагалища
Г) проводящие пучки имеют камбий
Д) число частей цветка кратно четырём
Е) семя имеет две семядоли


Установите соответствие между признаками классов и растениями, изображенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие камбия в стебле
Б) одна семядоля в семени
В) сетчатое жилкование листьев
Г) число частей цветка кратно трём
Д) диффузное расположение сосудистопроводящих пучков
Е) двойной околоцветник

БОБОВЫЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Только для растений семейства Мотыльковые характерно
1) наличие плода стручок
2) перекрестное опыление насекомыми
3) наличие на корнях азотофиксирующих бактерий
4) наличие плода боб
5) наличие нектарников
6) наличие цветка с пятью лепестками (лодочка, парус, весла)

БОБОВЫЕ - КРЕСТОЦВЕТНЫЕ
1. Установите соответствие между признаком растений и семейством, для которого этот признак характерен: 1) Капустные, 2) Мотыльковые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) плод стручок или стручочек
Б) соцветие кисть
В) соцветие кисть или головка
Г) формула цветка ЧБ4Л4Т2+4П1
Д) формула цветка Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1
Е) плод боб

2. Установите соответствие между признаками растений и семействами: 1) Бобовые, 2) Крестоцветные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) плод стручок
Б) образуют симбиоз с клубеньковыми бактериями
В) 4 лепестка венчика
Г) плод боб
Д) обогащают почву азотом
Е) шесть тычинок

ЗЛАКИ - СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ
Установите соответствие между семействами цветковых растений и их характеристиками: 1) Сложноцветные, 2) Злаки. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) семейство класса Однодольные
Б) мелкие цветки собраны в крупные соцветия – корзинки
В) плод – семянка
Г) имеют особый цилиндрический стебель с хорошо развитыми узлами
Д) цветок состоит из двух цветковых чешуй
Е) семейство класса Двудольные

Боб


Рассмотрите рисунок и определите (А) тип изображенного плода, (Б) семейство, для которого характерен изображенный плод, и (В) его представителей. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) стручок
2) фасоль, акация, арахис
3) боб
4) злаковые
5) капуста, горох, белена
6) мотыльковые
7) крестоцветные

Кукуруза


Рассмотрите рисунок с изображением растения и укажите (А) класс, (Б) тип корневой системы и (В) плод. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) однодольные
2) зерновка
3) стержневая
4) двудольные
5) семянка
6) мочковатая
7) початок
8) злаки

Кукуруза


Проанализируйте таблицу. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) простой колос
2) сложный колос
3) ландыш майский
4) томат
5) редька дикая
6) крестоцветные
7) паслёновые
8) сложноцветные (астровые)

2. Организация учащихся на урок: закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: "Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе". Я желаю вам успеха, и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок. Спасибо.

3. Актуализация знаний к новой теме: Приступим к выполнению первого задания. Ты должен расположить карточки слева направо так, чтобы крайнее слева понятие было самым общим, крайнее справа - самым частным, а расположенные посередине - промежуточным по общности (задание на развитие мыслительных действий с понятиями выполняется каждым учеником с учётом их особенностей, т.е. количество понятий может быть меньше).

Двудольные - тыквенные - огурец.

Прочитайте, что у вас получилось.

Проверка домашнего задания и подготовка к изучению новой темы. (Отгадайте загадки о кабачке, тыкве, огурце и соотнесите отгадки с картинками.)

К какому семейству растений относятся эти растения?

Какая у этих растений корневая система?

Какое у них жилкование листьев?

Сколько у этих растений семядолей в семени?

Где у двудольных растений находится запас питательных веществ?

Отгадайте ещё одну загадку:

Золотое решето чёрных домиков полно.

План урока: (Вывешивается на доске)

1. Происхождение подсолнечника.

2. Применение подсолнечника.

3. Строение подсолнечника.

4. Виды подсолнечника.

5. Выращивание подсолнечника.

6. Использование подсолнечника.

5. Новый материал: (Слайд 1)

Подсолнечник - двудольное растение, которое относится к семейству сложноцветных. Почему это растение относится к классу двудольных растений вы понимаете.

6. Словарная работа. А почему семейство этих растений назвали "сложноцветные"? Оказывается за строение соцветия цветка, у которого цветки собраны в соцветие - корзинку. Само же название подсолнечник, как считают учёные, произошло от латинских слов "солнце" и "цветок".

7. Новый материал: (Слайд 2).

Родина подсолнечника - Америка. На полуострове Калифорния сохранились заросли его дикорастущих родичей. Но они заметно отличаются от культурного подсолнечника однолетнего. Около 500 лет назад семена этого растения привезла в Испанию экспедиция Христофора Колумба. Оно стало украшением садов Мадрида, а позже - и всей Европы.

(Слайд 3) В начале !8 века, при Петре первом подсолнечник появился в России, в цветниках любителей экзотических растений. Затем он обжил деревенские палисадники. Семечки в то время были лишь лакомством. Но в1829 г. крестьянин Данила Бокарёв из села Алексеевка Воронежской губернии отжал из семян подсолнечника с помощью ручной маслобойки масло красивого золотистого цвета. Его отличный вкус и неповторимый аромат понравился односельчанам предприимчивого крестьянина. Дело быстро пошло в гору, и в 1833 г. в Алексеевке построили первый в мире маслобойный завод по переработке подсолнечника. Из Воронежской губернии масло стали вывозить на продажу во многие города России, а вскоре и за границу. Интересно, что на свою родину, в Америку, семена многих масличных сортов подсолнечника попали из России, где их закупили американские фермеры.

Подсолнечник быстро растёт и даёт большой объём зеленой массы, но в условиях Московской области не вызревает, поэтому здесь его выращивают на корм скоту, как сырье для производства силоса. Вспомните, какое ещё растение в нашей местности выращивают с такой же целью.

А декоративные сорта украшают цветники.

8. Первичное закрепление.

Заполните таблицу "Использование подсолнечника",

(Слайд 4) Давайте познакомимся со строением подсолнечника.

Большинство видов подсолнечника, как правило, крупные растения - до 3 метров высотой. Обладает мощной корневой системой, быстро развивающейся до 140 см в глубину (в особо оптимальных условиях - до 5 м) и до 120 см в ширину Стебель и листья густо покрыты щетинистыми волосками. Листья овально-сердцевидные с тремя главными жилками. Зелёные листья фотосинтезируют ( вспомните, что такое фотосинтез, или можно напомнить, что фотосинтез - это процесс образования питательных веществ на свету). Соцветия в форме многоцветковых корзинок. Внутри корзинки расположены трубчатые цветки, по краям - язычковые. Из последних не образуются семена.

Подсолнечник опыляется пчёлами, и эти цветки привлекают их внимание. После опыления на месте цветков появляются плоды - семянки, в которых и накапливаются образованные в листьях вещества. Снаружи корзинка как бы обёрнута зелёными листочками. Это обёртка.

Это интересно: Самый высокий подсолнечник был выращен в Нидерландах - его высота достигала 7,5 м. Самая широкая корзинка была у подсолнечника, выращенного в Канаде, - ее диаметр составил 82 см. Самый маленький цветущий подсолнечник, выращенный в стиле бонсай цветоводами Орегона, достигал в высоту лишь 5 см.

Подсолнечник относится к классу двудольных растений. У него две семядоли в семени, стержневая корневая система, травянистый стебель, сетчатое жилкование листьев.

(Слайд 5) Подсолнечник - однолетнее растение. Это значит, что от посадки до сбора семян проходит одно лето.

Цветки подсолнечника собраны в соцветие корзинка. В каждом цветке 5 лепестков венчика, 5 тычинок, 1 пестик. К осени на месте цветков созревают плоды. Плод подсолнечника сухой - семянка.

(Слайд 6) За много лет выращивания подсолнечника человек вывел много его сортов. Познакомимся с ними. Формы культурного однолетнего подсолнечника делят на 3 группы: 1) грызовые - имеют крупные семянки, с относительно небольшим ядром, что обусловливает их пониженную масличность не; 2) масличные - с более мелкими семянками, 3) межеумки - формы, переходные между грызовыми и масличными. В Росси производственное значение имеют сорта масличного подсолнечника. А также много видов декоративного подсолнечника, который сажают для украшения цветников.

(Слайд 7) Выращивание подсолнечника.

Это теплолюбивое растение. От посева до сбора семян проходит 120 - 150 дней, поэтому выращивают подсолнечник в южных районах.

Уход за посевами: предусматривает довсходовое боронования через 4-6 дней после посева, а после образования двух пар настоящих листочков - боронования по всходам и дальнейшим окучиванием растений.

Во время ухода за посевами следует обеспечить эффективную борьбу с сорняками, вредителями, болезнями, сохранить оптимальную густоту растений, создать благоприятные условия для их роста и развития. Для лучшего опыления и повышения урожая на посевах подсолнечника надо ставить пасеку.

Уборка урожая: в начале побурения корзин. Собранные семена немедленно сушат.

(Слайд 8) Вредители, болезни: из вредителей подсолнечника надо отметить подсолнечную моль, гусеницы которой повреждают семянки. В результате селекции в настоящее время получены панцирные сорта, которые противостоят гусеницам моли. Из других насекомых, паразитирующих на подсолнечнике, можно упомянуть подсолнечного усача и подсолнечную шипоноску, которые выедают сердцевину стебля, но большого вреда растению не приносят. Самый страшный враг подсолнечника - заразиха. Это однолетнее цветковое растение, поселяющееся на корнях подсолнечника, не имеющее ни органов ассимиляции, ни корней и являющееся типичным паразитом.

(Слайд 9) С давних времён известны лечебные свойства подсолнечника.

Пережаренное масло употребляют в виде масляных повязок для лечения ран и ожогов, опрелостей.

Масло подсолнечное используют также для масляно-щелочных ингаляций при заболеваниях носоглотки. Его употребляют как слабительное средство при запорах. Краевые цветки используют при гриппе, воспалительных процессах дыхательных путей, как противолихорадочное средство при малярии, желтухе, ревматизме, радикулите, невралгии, болях в сердце.

В народной медицине настойку цветков и листьев применяют как противолихорадочное средство, для улучшения аппетита, как хорошее обволакивающее средство при кашле, бронхиальных спазмах, желудочно-кишечных коликах, болях в желудке, при малярии, нервных заболеваниях, при крапивнице, судорогах. Масляной вытяжкой из измельченной "шляпки" подсолнечника в период его созревания растирают больные суставы.

(Слайд 10) На предприятиях пищевой промышленности подсолнечник перерабатывают и производят из него:

Подсолнечное масло, которое затем употребляется для приготовления пищи и для технических нужд. Из подсолнечного масла получают маргарин. Масло также используется в лакокрасочной и мыловаренной промышленности. В некоторых странах отработанное кулинарное масло используют в качестве добавки к моторному топливу.

Отходы производства подсолнечного масла (жмых и шрот) используются для производства халвы и как высокобелковый корм для скота.

В России ещё до изобретения производства подсолнечного масла, поджаренные семянки подсолнечника использовались как народное лакомство (семечки). Собственно, существует даже особый подвид масличного подсолнечника: грызовой подсолнечник, с особенно крупными семянками.

Стебли подсолнечника служат сырьём для производства бумаги и картона, а в степных районах с успехом заменяют дефицитные дрова. Оставшаяся при этом зола - прекрасное удобрение. Лузга подсолнечника используется для производства биотоплива - топливные брикеты.

Подсолнечник - важное медоносное растение. Мёд из нектара цветущего подсолнечника золотисто-жёлтого цвета, обладает слабым ароматом и несколько терпким вкусом.

Менее известно, что подсолнечник является каучуконосным растением. В последнее время селекционированы сорта, выделяющие латекс из надрезов стебля в значительных количествах. Резины, произведённые на его основе, отличаются гипоаллергенностью по сравнению с натуральным и синтетическими каучуками.

10. Проверка пройденного в виде теста "Проверь себя". (Слайд 11).

К какому классу растений относится подсолнечник?

К классу однодольных растений. К классу двудольных растений.

Какие признаки указывают на принадлежность к классу двудольных растений?

Стержневая корневая система, сетчатое жилкование листьев, две семядоли в семени. Травянистый стебель, сетчатое жилкование листьев, строение цветка

Почему он получила название "сложноцветная"?

За расположение листьев За строение соцветия. За строение венчика цветка.

К какой группе растений относится подсолнечник?

Однолетнее. Двулетнее. Многолетнее.

Сколько дней проходит от посева до сбора урожая?

40 - 70 дней. 150 - 180 дней. !20 - 150 дней.

Для чего человек выращивает подсолнечник?

Употребление в пищу. Как корм животным. Для украшения цветников.

11. Выставление оценок

12. Домашнее задание Подготовить рассказ о подсолнечнике и его применении.

Подсолнечник имеет сетчатое жилкование листьев, относится к сем. астровых или сложноцветных, к классу двудольных.

Анабиоз-это состояние живого организма, при котором отсутствуют жизненные процессы, все проявления жизни. Наблюдается при резком ухудшении условий существования, при наступлении благоприятных условий жизни происходит восстановление нормального уровня жизненных процессов. Например, тушканчики и ежи, гидры, черви, усоногие раки, водные и наземные моллюски, некоторые насекомые.

Ответ г, так как все остальные варианты осуществляются неопсредственно под влиянием факторов неживой природы

Известно, что рыба всё своё время проводит в воде, а для поступления кислорода — она использует жабры, примечательно, что ноздри имеются почти у всех рыб, просто у некоторых данный орган является несколько атрофированным и почти незаметным. На самом деле злой шутки природы в этом никакой нет, и рыбы используют свои ноздри почти как человек, разве что не для дыхания, а для обоняния.Рыбы не имеют век. Но на рыбьем глазу есть тонкий прозрачный слой, защищающий его от постороннего воздействия. У рыб, между прочим, прекрасное зрение, позволяющее им распознавать оттенки, неуловимые для человеческих глаз.

Грибы пластинчатые. Грибы трубчатые. "Строение плодовых тел шляпочных грибов" помогите пожалуйста! !!

В листе выделяют листовую пластинку , черешок , основание . У основания листа могут быть прилистники .

строениелистаleafstructurelapustruktūraw1189.jpg

Листовая пластинка является основным местом, в котором происходит фотосинтез. Черешок листа прикрепляет его к стеблю и поворачивает в наилучшее положение по отношению к свету.

типлистаtypeofleaflapuveidsw925.jpg

Черешковые листья — у крапивы, липы, клёна, берёзы, яблони, вишни и др. Сидячие листья — у одуванчика, алоэ, льна, цикория, пшеницы и др.

По форме листовой пластинки листья можно разделить на округлые, яйцевидные, овальные, стреловидные и др.

Листья различаются также по краю листовой пластинки . Например, у тополя цельный край листовой пластинки , а у берёзы — пильчатый.

Края_листьев_leaf_edges_lapu_malas.jpg

У простых листьев одна листовая пластинка. Такие листья у липы, сирени, одуванчика, ландыша и других растений.

простые_листья_simple_leaves_vienkāršas lapas.jpg


Рис. \(4\). Простые листья

Сложными называют листья, у которых несколько листовых пластинок прикреплены к общему черешку. При этом они соединены с общим черешком своими основаниями или собственными маленькими черешками. Сложные листья у люпина, шиповника, клевера, каштана и многих других растений.

сложныелистьяcompoundleavessaliktaslapasw1320.jpg

На листовых пластинках обычно хорошо заметны жилки . Это проводящие пучки, состоящие их клеток проводящей и механической ткани. Жилки обеспечивают поступление в лист воды и минеральных солей и выведение из листа органических веществ, образовавшихся при фотосинтезе, а также служат опорой для основной ткани листовой пластинки.

Чтобы определить вид растения по специальному определителю, надо уметь различать жилкование листа и расположение его на стебле.

Читайте также: