Против воя кулаков дружным коллективным фронтом на посев плакат год

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Основание большевистской агитации в дореволюционной России

История социал-демократической агитации берет начало в 1880 -х, когда разрозненные группы время от времени пытались выпускать рабочие листки и даже газеты. Но системно агитация появляется только после стихийного “бунта” рабочих Невского судостроительного завода в 1894 году . Начали создавать систему агитации с принципами и правилами ее ведения Ленин и рабочий Бабушкин .

Ленин ставит следующие задачи перед организацией: повысить политическое сознание рабочих путем объяснения им не только ситуации на их предприятии, но и в стране, и мире в целом, путем разъяснительной работы для создания единой картины мира в сознании рабочих , при этом, Ленин требовал, чтобы разъяснительная работа велась не только с промышленными рабочими, но и со всеми наемными работниками , независимо от их профессии.

В. И. Ленин ставит перед социал-демократами задачу подготовки политических вождей — агитаторов и пропагандистов, которые смогут взаимодействовать с представителями разных классов и любой группой недовольных.

Большевики использовали любую возможность, чтобы заниматься учебой . Обучение им было необходимо, чтобы уметь внятно, четко и убедительно излагать свое понимание реальности, а также программу партии как ответ на эту реальность.

Всестороннее образование, научное и культурное просвещение , понимание мира, — всё это должно было помогать революционерам формировать политическое сознание .

В статье 1905 г. “О реорганизации партии” Ленин прямо пишет “новом курсе” в новых обстоятельствах массовой политической мобилизации: “теперь же мы будем иметь дело с типичными представителями массы: эта перемена требует перемены приемов агитации - необходимость большей популярности, уменье разъяснить самым простым, наглядным и действительно убедительным образом основные истины социализма ”.

Советский плакат появился в годы пролетарской революции и вобрал в себя все вышеуказанные принципы агитации. Он нес массам призывы Коммунистической партии, звал на борьбу за свободу и справедливость.

Агитация в начальный период советской власти

Для выполнения задач идеологического воздействия на население уже в первоначальный период советской власти начал формироваться специальный партийно-государственный аппарат , охватывавших все стороны человеческой жизни, формировавших единый взгляд на мир .

Первая официальная агитационная структура появилась 7 февраля 1918 года - Организационно-агитационный отдел.

Характерно, что с 1917 года началось массовое использование агитационных плакатов.

Агитационный плакат как один факторов победы Красной армии в Гражданской войне

Гражданская война – это война одних и тех же людей , с одной территориальной, часто одной этнической и языковой принадлежностью, но с разной идеологией . И побеждает та сторона, идеологический накал которой срабатывает сильнее . Взявшись за беспрецедентно сложную задачу, большевики решили ее успешно.

По статистике Всероссийского бюро военных комиссаров, в период с 21 июля по 2 сентября 1918 года на Восточный, Северный и Южный фронты в мобилизационном режиме было послано в общей сложности более 1500 агитаторов .

13 мая 1919 года Совет Обороны выпустил постановление об организации агитационно- просветительных пунктов на узловых станциях и в местах посадки войск.

В задачу этих пунктов входило посредством литературы, плакатов , граммофонных пластинок, кинематографа, живого слова и т. д. разъяснять широким массам трудового народа смысл происходящей борьбы и привлекать их к строительству новой жизни.

В первый год работы литературно-издательский отдел ПУРа (Литиздат) выпустил:

- 4581000 книг и брошюр;

-14033000 листовок и воззваний;

- 7613009 плакатов , лубочных картин, военно-научных таблиц и открытых писем;

-33600000 экземпляров газет и журналов.

Для повышения популярности чтения использовались рисованные плакаты. К концу 1921 доля неграмотных составляла в Красной Армии 5–7 %.

Одним из эффективных способов агитации и пропаганды в первые годы Гражданской войны были мобильные агитбригады , которые проводили митинги, читали лекции, организовывали собрания, принимали жалобы от населения , распространяли газеты, листовки, плакаты, книги, проводили выставки, киносеансы и концерты, а также решали проблему слабой связи центра с регионами в условиях Гражданской войны.

О том, какое значение большевики придавали плакатной агитации, говорит тот факт, что во время Гражданской войны транспортировку политических агитационных плакатов приравнивали к доставке срочных военных грузов.

Кто не помнит плакат Д.С. Моора "Ты записался добровольцем?". В годы революции и гражданской войны плакат приобрел важнейшее значение. Искусство плаката было доступно широким массам, его образы были понятны каждому, а короткий энергичный текст - лозунг, сопровождавший изображение, - запоминался и призывал к действию.

Замечательный мастер политической карикатуры тех лет Дени принес в советский плакат разящую сатиру. Плакаты, созданные Дени, беспощадно высмеивали капиталистов , политических дельцов и всяческих соглашателей.

Историк Владимир Булдаков говорит следующее про плакатную агитацию большевиков в период Гражданской войны: “ Образ большевика - это образ человека, который не знает сомнений. Это человек, который решителен, который борется со всеми и борется весьма и весьма успешно. И именно вот этот агрессивно-самоуверенный тон большевистской пропаганды, безусловно, оказывал свое воздействие. В народе власть всегда отождествляется в первую очередь с силой, уверенностью в себе, напористостью; если власть не сомневается, если она уверена в себе, то ей очень многое прощается, в том числе и те средства, которыми она добивается своих целей”.

Историк Иван Савицкий считает, что главной особенностью большевиков было то, что они умели предложить населению быстрые и простые решения проблем , которые назрели в периоды Российской империи и Временного правительства. Большевики смогли предложить цельный образ будущего, за которым пошло население страны.

В отличие от белого движения, которое избрало принцип “непредрешения” и никакого образа будущего не смогло выработать.

Кроме всего этого, у белых , внутри своего лагеря не было единства , не было единого плана действий, не было четких позиций по самым различным вопросам. Единственное, что их объединяло – это ненависть к большевикам. В то время, как большевики действовали слажено, как единый механизм.

Главным темами плакатов белых ненависть к большевикам и образ страдающей Руси , в отличие от большевистских оптимистических образов борьбы и движения вперед.

Главными темами плакатной агитации большевиков были призывы к действию, к труду и созиданию, что было актуально на фоне разрушенной страны. Использовался красный цвет, что выгодно выделяло плакаты. Простой человек труда, и мужчина, и женщина изображались победителями, будущее светлым и оптимистичным, в национальном вопросе – уважение ко всем народам России.

У белых же, все было наоборот, - все образы страдальцев , и женщин, и детей, и самой России . В плакатах чувствовалась неприязнь к другим народам, населяющим страну , образ большевика и красноармейца был вычурно мистическим и дьявольским , а главным - был призыв вернуться в прошлое .

На фоне белых большевики выгодно отличались в глазах населения. Плакатная агитация, как и организация белых, явно проигрывали красным.

Советская агитация в 20-е годы

С 1920 по 1930 годы в Агитационно-пропагандистском отделе ЦК РКП (б) появились подотделы: агитационный, пропагандистский, печати, издательский и нацменьшинств .

Целью этого органа было ведение политико-воспитательной и культурно-просветительной работы среди населения . Система политпросветов имела свою сеть клубов, библиотек , изб-читален, советско-партийных школ, агитпунктов, школ политграмоты, пунктов по ликвидации безграмотности , красных уголков.

Таким образом, в начале 1920-х годов в Советской России в целом была создана единая централизованная система партийных и подчиненных им государственных агитационно-пропагандистских органов , охватывающих все уровни управления.

Краткий экскурс в историю Российской империи

Главной целью отдела, как уже указывалось, была политико-воспитательная и культурно-просветительская работа, в том числе организация ликвидации безграмотности населения . Чтобы понять, почему большевикам понадобилась такая масштабная работа по образованию населения, необходимо вернуться на два десятка назад и рассмотреть систему образования, которая существовала при монархии.

Согласно переписи населения 1897 года самым крупным сословием были крестьяне - 96.896.648 человек , далее следовали мещане - 13.386.392, потом инородцы - 8.297.965, следующие шли казаки - 2.928.842, и только потом дворяне - 1.220.169.

Хорошее образование могли позволить себе только дворяне, часть мещан и купцы, некоторые инородцы. Самая же большая прослойка населения – крестьяне оставались , в основной массе, безграмотными.

Этими авторами в качестве закона, утвердившего в Российской Империи обязательность начального образования, указывается закон от 3 мая 1908 г.

20 февраля 1907 г. министром народного просвещения П. фон Кауфманом был внесен законопроект под названием "О введении всеобщего начального обучения в Российской Империи" . Но законопроект был отклонен Государственным Советом , а сам Кауфман был уволен 1 января 1908 года. На посту его сменил Шварц Александр Николаевич , который провел ряд антиобразовательных реформ : отмену университетской автономии, запрещение приема женщин-вольнослушательниц в высшую школу, строгое применение процентной нормы для евреев. Его сменщик на посту Л. А. Кассо также проводил реакционные реформы : из Московского университета ушли или были уволены более 130 сотрудников, в том числе - 21 профессор.

К началу 1900-х годов население развитых стран почти сплошь было грамотным. В России же, согласно переписи 1897 г., грамотность равнялась 21,1% (29,3 для мужчин и 13,1% для женщин). К 1914 г. она достигла 27%, т.е. почти за два десятилетия рост составил всего лишь около 6%. Более двух третей населения оставалось неграмотным . В 1914 г. на каждые 1000 человек населения учащихся в начальных и средних общеобразовательных школах приходилось: в России 59, в Австрии — 143, в Великобритании — 152, в Германии — 175, в США — 213, во Франции — 148, в Японии — 146 человек.

Вернемся к 20-м годам

Большевикам необходимо было донести свои идеи до широких масс, зажечь массы и повести их за собой. При этом никаких средств массовой информации в современном понимании не существовало. Основным источником передачи информации являлись печатные издания , однако ситуация осложнялась тем, что изрядная часть населения страны была неграмотна: в 1920 году среди населения в возрасте от 9 до 49 лет читать умели только 31,9 %.

И советский агитпроп стал решать задачи следующими способами: пресса, стенгазеты, кинематограф, радио, грампластинки, клубы, библиотеки, избы-читальни.

В 1920-е годы агитационные плакаты начинают чаще использовать как средство социальной рекламы: борьба за всеобщую грамотность, борьба с туберкулезом и пьянством, женское равноправие, борьба с беспризорностью и т. д.

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

По полюсу гордо шагает, Меняет движение рек, Высокие горы сдвигает - Советски.

Описание презентации по отдельным слайдам:

По полюсу гордо шагает, Меняет движение рек, Высокие горы сдвигает - Советски.

По полюсу гордо шагает, Меняет движение рек, Высокие горы сдвигает - Советский простой человек!


 Фрагменты из к/ф.

Фрагменты из к/ф.

Идеальное государство и новый человек в советском искусстве 1930- х – начала.

Стахановское движение (с 1935 г.) Стахановское движение способствовало росту.

Сталинские репрессии (конец 1920-х — начало 1950-х гг.) ГУЛАГ - главное управ.

Сталинские репрессии (конец 1920-х — начало 1950-х гг.) ГУЛАГ - главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключений (1930–1960). Своего пика репрессии достигли в 1937—1938 годы, когда только органами НКВД было арестовано 1,58 млн. человек и приговорено к расстрелу 682 тыс. В концентрационных лагерях, застенках НКВД погибли талантливейшие представители советской культуры: писатели О. Мандельштам, И. Бабель, режиссер В. Мейерхольд, журналист М. Кольцов. Немало деятелей культуры, например писатель А. Платонов, художники П. Филонов, К. Малевич и другие, были лишены возможности издавать свои книги, выставлять картины. По различным причинам и в разные годы за границей оказались большие русские таланты, такие как: И.А. Бунин, А.Н. Толстой, А.И. Куприн, М.И. Цветаева, Е.И. Замятин, Ф.И. Шаляпин, А.П. Павлова, К.А. Коровин и др.

Тоталитаризм (1929 – 1953 гг.) Как жить - на собрании подскажут, Что пить - п.

Советское искусство 1930-х – начала 1950-х гг . Идея молодого строящегося гос.

Советское искусство 1930-х – начала 1950-х гг . Идея молодого строящегося государства и культ личности Сталина. Вера в социалистические идеалы: верность делу партии и правительства, патриотизм, ненависть к классовым врагам, культовая любовь к вождям пролетариата, трудовая дисциплина, законопослушность и интернационализм. Новые традиции: светлое будущее и коммунистическое равенство. Идеологизация духовной жизни общества.

Советское искусство 1930- х – начала 1950- х гг . Установка на тотальный разр.

Советское искусство 1930- х – начала 1950- х гг . Установка на тотальный разрыв с прошлым, на возвеличивание массы, коллектива. Идеологические кампании, постоянный поиск врагов и их разоблачения поддерживали в обществе атмосферу страха. Но ИНАКОМЫСЛИЕ все же имело место быть.

Советское искусство 1930- х – начала 1950- х гг . В последнее время читающей.

Советское искусство 1930-х – начала 1950-х гг . ? Искусство – есть объективн.

Советское искусство 1930-х – начала 1950-х гг . ? Искусство – есть объективная жизнь. Посредством искусства происходят истинные преобразования человеческой жизни. Раннесоветское искусство воссоздавало новую реальность, отличную от действительности. Художественный метод – соцреализм. Развитие массового агитационного искусства.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Виктор Земсков Сталинская эпоха. Экономика, репрессии, индустриализация. 1924–1954

Сталинская эпоха. Экономика, репрессии, индустриализация. 1924–1954: краткое содержание, описание и аннотация

Книга Виктора Земскова рассказывает о малоизвестных явлениях сталинской эпохи, наиболее часто фальсифицируемых в современной историографии. Автор подробно рассматривает вопросы коллективизации и борьбу с кулаками, различные аспекты репрессий, состояние советского общества накануне Великой Отечественной войны, трагедию немецкого плена и репатриацию советских граждан по окончании войны, разоблачает различные мифы и фальшивки. Книга рассчитана на самый широкий круг читателей.

Виктор Земсков: другие книги автора

Кто написал Сталинская эпоха. Экономика, репрессии, индустриализация. 1924–1954? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Виктор Земсков: Сталин и народ. Почему не было восстания

Сталин и народ. Почему не было восстания

Виктор Земсков: Сталинская эпоха. Экономика, репрессии, индустриализация. 1924–1954

Сталинская эпоха. Экономика, репрессии, индустриализация. 1924–1954

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Александр Аввакумов: Пятна на солнце

Пятна на солнце

Виктор Анфилов: Начало Великой Отечественной войны

Начало Великой Отечественной войны

ЛЕВ КВИН: ЗВЕЗДЫ ЧУЖОЙ СТОРОНЫ

ЗВЕЗДЫ ЧУЖОЙ СТОРОНЫ

Виктор Земсков: Сталин и народ. Почему не было восстания

Сталин и народ. Почему не было восстания

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Владимир Василик: Крест Великой Отечественной

Крест Великой Отечественной

Сталинская эпоха. Экономика, репрессии, индустриализация. 1924–1954 — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Политический плакат времен Гражданской и Великой Отечественной войн в фондах Государственного исторического музея Южного Урала



В плакате автор высмеивает не отдельных личностей, а изображает в уродливой собачьей гримасе абсурдную политику польских властей относительно советской власти, о чем ярко свидетельствует название работы.



Во время Великой Отечественной войны прием обезличивания, обесчеловечивания врага становится одним из главных. Обусловлено это тем, что советский плакат был призван донести до масс идею преступности вражеских деяний, которые человек совершить не в состоянии, их может творить лишь зверь, в образе которого враг и выступает.

Подводя итог, отметим — жанр советского политического плаката уникален, он способен донести до зрителя общечеловеческие морально-нравственные ценности, которые актуальны по сей день. В этом смысле современный жанр мемов хоть и обладает очень высокой актуальностью, мобильностью и социальным откликом, но явно уступает исчезнувшему жанру политического плаката — как в художественной, так и в нравственной составляющей.

1. Государственный исторический музей Южного Урала. ОФ-7068/34; ОФ-1074/9; ОФ-7068/28; ОФ-7068/32; ОФ-7068/22; ОФ-6565/1; ОФ-1076/2.

В связи с высоким процентом неграмотности среди населения бывшей Российской Империи важность плаката, как инструмента воздействия на население, понимали обе главные стороны конфликта. Мы рассмотрим сами плакаты, их идейное и смысловое содержание, количественные показатели, например, тиражи различных плакатов и рассмотрим эффективность их воздействия на население и военнослужащих обоих противоборствующих сторон.

Гражданская война. Плакаты. Анализ. Гражданская война, Агитационный плакат, Советские плакаты, Длиннопост

Следует отметить, что подобная классификация в определённой степени условна. Вполне возможно классифицировать плакаты периода Гражданской войны в России и другими способами. Однако, используемая классификация поможет лучше понять основные идеологемы плакатного искусства обеих сторон и дать оценку эффективности подобного способа пропаганды.

*Здесь и далее доли процентов округленны.

Наибольшее количество плакатов 30% или 39 плакатов это плакаты с требованием содействия армии или прямого участия в вооружённых формированиях большевиков.

Гражданская война. Плакаты. Анализ. Гражданская война, Агитационный плакат, Советские плакаты, Длиннопост

Гражданская война. Плакаты. Анализ. Гражданская война, Агитационный плакат, Советские плакаты, Длиннопост

Остальные группы плакатов малочисленны.

Гражданская война. Плакаты. Анализ. Гражданская война, Агитационный плакат, Советские плакаты, Длиннопост

Тиражи плакатов были достаточно большими. Средний тираж одного плаката в 20-е годы 25 — 30 тясяч экземпляров.3

Всего за три года Гражданской войны было произведено более трех тысяч самых различных плакатов всех видов общим тиражом в семь с половиной миллионов экземпляров.4

Гражданская война. Плакаты. Анализ. Гражданская война, Агитационный плакат, Советские плакаты, Длиннопост

9% плакатов (6 штук) выражают просьбу в той или иной форме оказать содействие армии или не дезертировать из неё. Столько же плакатов просвещенны различным руководителям белого движения.

Остальные группы малочисленны.

Гражданская война. Плакаты. Анализ. Гражданская война, Агитационный плакат, Советские плакаты, Длиннопост

Кроме того, часто встречаться изображения и упоминания, разумеется в негативном ключе, Л. Д. Троцкого (что примечательно, чаще, чем изображения Ленина). Он обнаруживается на 10 плакатах. Например на плакате 1.

Гражданская война. Плакаты. Анализ. Гражданская война, Агитационный плакат, Советские плакаты, Длиннопост

Плакатная пропаганда большевиков, как свидетельствуют многочисленные источники, была значительно более массовой и более эффективной. Установить количественное соотношение не представляется возможным, однако источники, в целом, оценивают плакатную пропаганду Белых негативно.

2. Maria Lafont. Soviet posters. The Sergo Grigorian collection. München und Berlin 2007.

3. Victoria E. Bonnell. Iconography of Power: Soviet Political Posters under Lenin and Stalin. Berkeley. 1997.

5. L. Metschov. Notizen eines Freiwilligen. Weiße Bewegung: Chronik des weiße Kampfs. Berlin. 1928.

Читайте также: