Проект проращивание семян фасоли
Добавил пользователь Алексей Ф. Обновлено: 18.09.2024
2 Цель: Изучить влияние условий ( света и влаги) на рост семян фасоли Изучить влияние условий ( света и влаги) на рост семян фасоли
3 Первый день эксперимента В первой банке семена фасоли залиты водой полностью; во второй банке зерна фасоли без воды; в чашке фасоль лежит на влажной вате
4 Второй день эксперимента Фасоль в банке без воды не изменилась; фасоль в банке, покрытая водой, поменяла цвет и незначительно набухла; в чашке на влажной ватке фасоль стала больше по размерам. Фасоль в банке без воды не изменилась; фасоль в банке, покрытая водой, поменяла цвет и незначительно набухла; в чашке на влажной ватке фасоль стала больше по размерам.
5 Третий день эксперимента Семена фасоли на влажной салфетке стали прорастать, в остальных банках фасоль осталась без изменений. Семена фасоли на влажной салфетке стали прорастать, в остальных банках фасоль осталась без изменений.
6 Четвертый день эксперимента Фасоль в банке без воды осталась без изменений, фасоль покрытая водой также осталась без изменений, семена фасоли на влажной салфетке проросли. Фасоль в банке без воды осталась без изменений, фасоль покрытая водой также осталась без изменений, семена фасоли на влажной салфетке проросли.
7 Результат и вывод Результат: Сухая фасоль осталась без изменений, потому что не было влаги. Фасоль, в банке полностью залитой водой набухла, но не проросла, потому что не было воздуха. Фасоль на влажной салфетке проросло, потому что она находилась в благоприятных условиях для роста. Вывод: жизненно необходимо для прорастания семян вода, воздух и тепло.
Основные этапы роста и развития растений.
Человек дружен с растениями с незапамятных времен, с самого момента зарождения человечества на Земле. Растения – важнейший источник сырья и пищевых ресурсов и жизненно важного элемента – кислорода, без которого не могут существовать животные и человек. Именно растениям обязан живой мир нашей планеты своим становлением и жизнью.
Для успешного выращивания растений, необходимо знать основы их биологии: фазы роста, особенности развития, изменение потребностей по мере роста, а также учитывать факторы, влияющие на их рост и развитие. Растение постоянно растет и развивается, то есть увеличивается в размере, формирует органы размножения, цветет, плодоносит. В процессе роста растения участвуют сложные органические соединения – ростовые вещества.
Рост – возрастание массы и объема индивида или его органов, происходящее за счет увеличения числа и размеров клеток в процессе обмена веществ. У растений нередко продолжается всю жизнь, но часто снижается с возрастом.
Развитие – необратимый, закономерно направленный процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных изменений особи.
Индивидуальное развитие иначе называется онтогенез - развитие организма от зарождения до конца жизни особи.
Индивид – (лат, индивидуум –неделимое) – элементарная единица жизни, имеющая все признаки, свойственные виду к которому организма принадлежит, но вместе с тем отличающаяся специфическими особенностями.
Семя является органом размножения растения. Семена бывают крупные или мелкие, твердые или хрупкие. Каждое семя имеет свое строение, которое включает в себя зародыш, семенную кожуру и ткани, содержащие питательные вещества. Существуют и другие способы размножения растений: они могут размножаться спорами, видоизмененными стеблями (луковицы, клубни, клубнелуковицы), черенками, делением, усами, прививками и т.д.
Выделяют следующие этапы развития растений:
1.Сухое семя.
2.Набухание семени.
3.Образование корня.
4.Образование стебля.
5.Проросток.
6.Образование взрослых листьев.
7.Появление бутонов.
8.Цветение.
9.Образование плодов.
10.Созревание плодов
11.Рассеивание семян.
Таким образом, рост и развитие – неотъемлемые свойства любого живого организма. Это интегральные процессы. Растительный организм поглощает воду и питательные вещества, аккумулирует энергию, в нем происходят многочисленные реакции обмена веществ, в результате чего он растет и развивается. Процессы роста и развития тесно взаимосвязаны, так как обычно организм и растет, и развивается. Длительность каждого этапа роста и развития у всех растений различна и зависит от условий внешней среды, особенно температуры и влажности. Чтобы начать расти, растению необходимы свет, тепло и вода.
Основные этапы роста и развития растений.
Факторы роста и развития растений.
История фасоли и ее распространение.
Ботаническая характеристика фасоли.
Условия выращивания фасоли.
Проращивание фасоли в домашних условиях.
Растение начинает свою жизнь с семени. Крошечное семечко попадает в землю, оно начинает расти, появляются корень и росток, затем листья, цветы и плоды.
Это и послужило основой для создания нашего проекта. Среди большого разнообразия растений есть такие, которые не столь требовательны к долготе светового дня и могут вырасти в искусственных условиях. Поэтому, мы предположили, что семена фасоли можно прорастить в домашних условиях.
Актуальность моей работы заключается в том, чтобы находить интересное и увлекательное рядом.
Цель: Формирование представление о роли семени в индивидуальном развитии растений на примере проращивания фасоли.
Найти и проанализировать литературу по вопросу выращивания растений.
Узнать, какие условия необходимы для прорастания семян.
Провести опыты по проращиванию фасоли.
Обобщить полученные результаты и сделать выводы.
Объект исследования: развитие растений.
Предмет исследования: проращивание фасоли.
Гипотеза: В комнатных условиях можно вырастить фасоль и получить урожай.
Основополагающий вопрос: Можно ли в домашних условиях вырастить фасоль?
Методы исследования:
Изучение литературы по теме;
Использование компьютера для получения информации;
Теоретическая часть.
Основные этапы роста и развития растений.
Человек дружен с растениями с незапамятных времен, с самого момента зарождения человечества на Земле. Растения – важнейший источник сырья и пищевых ресурсов и жизненно важного элемента – кислорода, без которого не могут существовать животные и человек. Именно растениям обязан живой мир нашей планеты своим становлением и жизнью.
Для успешного выращивания растений, необходимо знать основы их биологии: фазы роста, особенности развития, изменение потребностей по мере роста, а также учитывать факторы, влияющие на их рост и развитие. Растение постоянно растет и развивается, то есть увеличивается в размере, формирует органы размножения, цветет, плодоносит. В процессе роста растения участвуют сложные органические соединения – ростовые вещества.
Рост – возрастание массы и объема индивида или его органов, происходящее за счет увеличения числа и размеров клеток в процессе обмена веществ. У растений нередко продолжается всю жизнь, но часто снижается с возрастом.
Развитие – необратимый, закономерно направленный процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных изменений особи.
Индивидуальное развитие иначе называется онтогенез - развитие организма от зарождения до конца жизни особи.
Индивид – (лат, индивидуум –неделимое) – элементарная единица жизни, имеющая все признаки, свойственные виду к которому организма принадлежит, но вместе с тем отличающаяся специфическими особенностями.
Семя является органом размножения растения. Семена бывают крупные или мелкие, твердые или хрупкие. Каждое семя имеет свое строение, которое включает в себя зародыш, семенную кожуру и ткани, содержащие питательные вещества. Существуют и другие способы размножения растений: они могут размножаться спорами, видоизмененными стеблями (луковицы, клубни, клубнелуковицы), черенками, делением, усами, прививками и т.д.
Выделяют следующие этапы развития растений:
6.Образование взрослых листьев.
Таким образом, рост и развитие – неотъемлемые свойства любого живого организма. Это интегральные процессы. Растительный организм поглощает воду и питательные вещества, аккумулирует энергию, в нем происходят многочисленные реакции обмена веществ, в результате чего он растет и развивается. Процессы роста и развития тесно взаимосвязаны, так как обычно организм и растет, и развивается. Длительность каждого этапа роста и развития у всех растений различна и зависит от условий внешней среды, особенно температуры и влажности. Чтобы начать расти, растению необходимы свет, тепло и вода.
Факторы роста и развития растений.
Свет и тень. Свет дает растению тепло и энергию, стимулирует активность, ускоряет созревание плодов, определяет длительность цветения. Благодаря освещению, хлорофилл, содержащийся в растении, преобразовывает неорганические вещества в органические. Однако чрезмерное освещение может навредить некоторым видам растений, рассаде, молодым саженцам. Поэтому следует их притенять подручными материалами.
2.Тепло. Температура окружающей среды влияет на рост и развитие растения. То или иное растение произрастает в разных климатических зонах,
А значит и в разных температурных пределах. От показателей температуры зависят дыхание и количество поглощаемой влаги. При низких температурах рост и активность растений замедляются и наступает период покоя. Слишком высокие температуры воздуха, как и слишком низкие, могут навредить растению.
3.Влажность и воздух. Воду, необходимую для поддержания жизнедеятельности, растения получают из почвы (полив) или из влажного воздуха.
История фасоли и ее распространение.
Фасоль является наиболее ценной продовольственной культурой из зернобобовых. Значение ее в народном хозяйстве определяется высокими вкусовыми и пищевыми качествами. Продукты из фасоли позволяют не только полнее удовлетворить потребности человека в растительном белке, но разнообразят рацион питания и пользуются большим спросом у населения. Фасоль – одно из древнейших культурных растений Южной Америки. Это подтверждают археологические находки, записи первых путешественников и завоевателей отдельных провинций Америки, а также данные по изучению культурных видов фасоли и ее диких сородичей. Так, в Перуанских и Анконских гробницах в XVIII веке археологи нашли семена фасоли, которые еще не утратили своей окраски. Во рту мумии лежали шарики из хлопка с завернутыми в него семенами фасоли и кукурузы. Академик В.Л. Комаров (1938) пишет, что наибольшего разнообразия и богатства достигает культура фасоли в Южной Мексике и Гватемале, которые и следует считать ее родиной. Здесь фасоль была введена в культуру за 3000 – метровой высоты в горах. Согласно показаниям первых путешественников, индейские племена в доколумбовой Америке возделывали большое количество разновидностей фасоли. Фасоль, кукуруза, тыква являлись наиболее важными культурами американских индейцев. В фольклоре коренного народа Америке бытует легенда о трех девах неземного происхождения, олицетворяющих фасоль, кукурузу и тыкву. Фасоль и кукуруза являлись основными продуктами питания индейцев и всегда высевались вместе, так как кукуруза служила опорным растением для фасоли.
Обыкновенная фасоль в России известна с середины XVI века. При Петре I, фасоль выращивали исключительно как декоративное растение в садах и на клумбах. И только по прошествии полутораста лет фасоль, наконец, приобрела хозяйственное значение. В середине XVIII века в южных губерниях фасоль начали выращивать в полевых условиях, но все еще на незначительных площадях. И появлялась на столах в качестве деликатеса только у привилегированных сословий. К концу XVIII века фасоль перестает быть декоративным и овощным растением и, наконец, выходит в юго-западные районы на поля как зерновая культура, и ареал ее распространения расширяется на восток до Волги. В конце XVII века фасоль выращивали в Ярославской губернии, откуда ее вывозили на московский рынок. В южные области Европейской России и на Украину фасоль была завезена из Румынии и Болгарии, в Грузию и на Северный Кавказ – из Турции. Высокие вкусовые качества фасоли способствовали тому, что в Грузии она с XVII века стала национальной культурой. В республики Средней Азии и Сибирь фасоль завезли украинские и русские переселенцы. На Дальний Восток культура фасоли проникла через общение русских переселенцев с Китаем и Японией.
Таким образом, повышение спроса населения на фасоль за сравнительно короткий срок поставило ее в группу ценных продовольственных культур. (Приложение 1)
Ботанические характеристики фасоли.
Овощная фасоль- однолетнее кустовое, полувьющееся и вьющееся растение. У кустовых форм длина стебля составляет 24-40 см, у полувьющихся - до 1,5 м, у вьющихся – от 2 до 5 м. В отличие от гороха и многоцветковой фасоли, семядольные листья которых остаются в почве, у овощной фасоли они выносятся на поверхность. Цветки- белые, розовые, красные, фиолетовые, по 2-8 шт. собраны в соцветия- кисти, расположенные в пазухах листьев. У некоторых сортов с длинными цветоносами цветки образуются над листьями. Цветки- обоеполые. Пыльники растрескиваются до их раскрытия, и происходит самоопыление.
Корень фасоли стержневой, сильно разветвленный с длинными боковыми ответвлениями. Боковые корни распространяются преимущественно в горизонтальном направлении. Большая часть их сосредоточена в поверхностном слое ( 20-25 см), а стержневой корень может проникать в почву на глубину до метра. Боковые корни, к моменту созревания фасоли, пронизывают почву в радиусе до 60 сантиметров и на такую же глубину, но основная масса их находится в пахотном слое. (Приложение 2)
Семена фасоли обыкновенной состоят из двух семядолей, которые при прорастании она выносит на поверхность почвы. Окраска их варьируется от зеленой до зелено-желтой и желтой. Встречаются сорта с темно-фиолетовыми семядолями. Форма их от округлой до узко-удлиненной. (Приложение 3)
Условия выращивания фасоли.
Фасоль разделяют на сахарную, полусахарную и лущильную. У растений сахарных сортов лопатки нежные, на створках бобов отсутствуют волокнистый слой. В плодах полусахарной фасоли этот слой развивается поздно и в фазе лопатки они вполне съедобны. У лущильной фасоли на плодах развивается грубый пергаментный слой, образующий по краям волокна (нити).
Эта культура любит влагу, особенно во время прорастания семян и цветения.. При недостатке воды в воздухе цветки и молодые завязи опадают. Оптимальная влажность почвы должна составлять 75-80%.
Фасоль требовательна и к свету, особенно в начале вегетации, но при выращивании на лопатку хорошо развивается и при слабом затенении. Это растение короткого дня.
Почвы предпочтительны хорошо прогреваемые, легкие. Крайне неблагоприятны для возделывания фасоли тяжелые, вязкие, холодные, кислые или засоленные земли. Непригодны участки с близким залеганием грунтовых вод и затапливаемые.
В Нечерноземной зоне фасоль целесообразно высевать на грядках, то способствует лучшему прогреванию почвы и удалению лишней влаги. Для ускорения процесса грядку покрывают пленкой.
Посев фасоли проводят в начале июня. Семена заделывают на глубину примерно 3-4 см. Под пленкой всходы фасоли дружно появляются и развиваются гораздо быстрее, поскольку под ней сохраняется достаточное количество влаги и почва быстрее прогревается. К тому времени, как у растений начнут ответвляться боковые побеги (плети), пленку можно совсем убрать. После посева почву прикапывают.
Сразу после появления всходов фасоли начинают уход за растениями, включающий всебя: регулярное рыхление междурядий после дождя или полива; разбивание образовавшейся на почве корочки; окучивание растений по достижении высоты 15 см.
Рыхлить почву нужно после дождя, когда она подсохнет. За период выращивания, почву рыхлят 5-6 раз. Уход за фасолью состоит также в подкормке, регулярной прополке сорняков, борьбе с вредителями и болезнями.
В начале роста фасоли переувлажненность вызывает сильное разрастание листьев – в ущерб цветению и образованию плодов. Полив всходов можно прекратить до начала цветения ( за исключением засушливых периодов). Влага особенно необходима растениям в период раскрытия цветков и образования бобов.
Зеленые бобы раннеспелых сортов собирают спустя 60-70 суток после появления всходов (через каждые 5-6 суток), стараясь не повредить растения. Перезревшая фасоль становится волокнистой.
Лучшее время суток для сбора бобов – раннее утро.
Энергетическая ценность семян фасоли составляет 333 ккал на 100 граммов продукта.
В состав фасоли входит вода (12%), белки (24%), жиры (1%), углеводы (60%), дисахариды (2%), витамины (В5, В9) и минералы (кальций, железо, магний) – 1%. В Настоящее время из фасоли можно приготовить большое разнообразие блюд. (Приложение 5)
Практическая часть.
Для проведения опыта были взяты пять семян фасоли. Предварительно перед посевом семена фасоли были замочены в теплой воде. Для лучшего прорастания семена были помещены в марлевые мешочки, которые постоянно увлажнялись, но не настолько, чтобы фасолинки плавали в воде. Для быстрого прорастания семян, блюдце с фасолинками были накрыты пленкой и помещены под искусственный дневной свет. На второй день опыта семена набухли, а на третий день семенная кожура лопнула и появились корешки. На третий день у трех бобов из семядоли проросли зародышевые побеги. На шестой день семена были посажены в землю. Так как у одного из семени не пророс стебел, земля была укрыта пленкой. На следующий день (седьмой) у последнего семени показался росток из земли. С этого дня пленка была снята. Первый замер показал, что скорость роста растений различна (высота составила от 1 до 4 см.). Разница в динамике роста наблюдалась в период всего наблюдения. На восьмой день – от 8,5 до 17 см. На двенадцатый день одно из растений достигло наибольшей высоты – 30,5 см. (Дневник наблюдений – Приложение 6).
Как показал опыт процесс прорастания семени фасоли можно разделить на несколько этапов:
этап – поглощение воды;
этап – набухание семян;
этап – увеличение размеров деления клеток;
этап – появление корешка;
этап – появление зародышевого побега.
Несмотря на равность условий ухода за семенами скорость развития и роста была разной, что свидетельствует об индивидуальности каждого семени, а в дальнейшем и растения. (Приложения 7- 13).
Выращивание растений из семян – очень увлекательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастит полноценное растение.
В домашних условиях мы проследили механизм прорастания семян фасоли и установили, какие факторы влияют на этот процесс. Исследуя влияние внешних условий на проращивание семян, мы провели ряд опытных работ, в результате которых на практике убедились в том, что семенам фасоли необходима вода. Прорастание семян невозможно без света. Тепло влияет на скорость прорастания. Проводя исследование по проращиванию семян, нами были выполнены все поставленные задачи и цель, а именно, на практике была рассмотрена роль семени в индивидуальном развитии растений на примере проращивания семян фасоли.
№ слайда 2
Проблема: Однажды я задумалась: что скрыто в семени фасоли. Как оно прорастает, какие условия нужны для этого. Цель: Узнать точно, при каких условиях начинается прорастание семени фасоли. Проследить все фазы развития.
№ слайда 3
Уточнить условия роста растений. Прорастить семена фасоли и поместить их в почву. Наблюдать за развитием ростков. Вести дневник исследования. Получить конечный результат. Сделать вывод. Предполагаемый результат: выращенное из семени растение фасоли. ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
№ слайда 4
Ход работы: Вспомнила, что на уроках окружающего мира мы изучали условия необходимые для нормального роста растений: Воздух Влага Свет Тепло Почва
№ слайда 5
С 05 июня по 02 сентября провела длительное исследование по выращиванию фасоли.
№ слайда 6
ДНЕВНИК ИССЛЕДОВАНИЯ 05 июня (1-й день) – подготовила почву и замочила семена фасоли. /
№ слайда 7
Строение семени фасоли: - Семенная кожура - Семядоли - Зародышевый корешок - Зародышевый стебелек - Почечка
№ слайда 8
07 июня (3-й день) – семена набухли, и начал расти корешок. Поместила проросшие семена в почву, полила водой.
№ слайда 10
14 июня (10-й день) – высота растений 10 см. 20 июня (16-й день) – увеличилось количество листьев. Отпали семядольные листочки.
№ слайда 11
26 июня ( 22 –й день) - высота растений 24 см. Продолжаю полив, подсыпала слой почвы. 04 июля ( 32 –й день) - растения чувствуют себя хорошо.
№ слайда 12
с 04 июля – по 18 августа - перерыв в наблюдении. (за это время началось и закончилось цветение фасоли, а затем на месте цветков появились плоды). 18 августа (81–й день) – образование плодов продолжается, сформировавшиеся плоды укрупняются и начинается их созревание. 02 сентября (96-й день) – стручки фасоли достигли зрелости, исследование окончено.
№ слайда 13
Цель проекта: Узнать точно, при каких условиях начинается прорастание семени фасоли. Проследить все фазы развития. Вывод: За время исследования, при соблюдении всех необходимых условий, у семени фасоли появился корешок, растение взошло, появились первые листочки, появились и отцвели цветочки, а затем появились и созрели плоды. Результат - фасоль выросла и дала плоды. Результаты проекта
№ слайда 14
С каждым годом все меньше детей, которые заинтересованы чтением книг, предпочитают брать готовые знания со страничек Интернета. Своим проектом хочу привлечь внимание моих сверстников к науке и изучению окружающего мира.
Цель проекта: выяснить, какие климатические условия нужны для роста и хорошего развития растений
Задачи проекта:
Какой климат нашей планеты?
Как создать разные микроклиматы у себя дома?
провести эксперимент выращивания фасоли в разных микроклиматах
создание учебного фидьма об эксперименте для младших школьников
Объект наблюдений: семена фасоли
Предмет исследования: влияние климата на развитие семян фасоли
Методы исследования: наблюдение, изучение, работа с литературой, ресурсами сети Интернет, сравнение.
Научное и практическое значение работы: результаты работы будут представлять интерес и значимость в учебном процессе курса окружающий мир, в формировании бережного отношения к зелёным растениям.
В одних областях Земли круглый год стоит жара, а в других трещат морозы или непрерывно льют дожди. Характер погоды в какой-либо местности, наблюдающийся из года в год, называется климатом. Особый микроклимат можно создать и дома. Посмотрим, как он влияет на развитие растений.
Планирование проекта
Тепло, холодно, сухо, влажно.
Практическая часть
1. Взять четыре пластиковые плошки, бумажные полотенца и немного семян фасоли.
Фасоль очень полезное растение, ее семена ценный и необходимый продукт питания, в них много витаминов.
2. На дно каждой плошки положить кусок бумажного полотенца и насыпать на него немного семян. А теперь разместить плошки с семенами в местах с разным микроклиматом.
3. Одну плошку поставить в холодильник. Здесь холодно, сухо и темно – чем не полярный климат? Две плошки поместить на теплый солнечный подоконник. Но семена полить только в одной из них, после чего закрыть ее крышкой.
4. Последнюю четвертую, вынести в сад или на балкон, семена в ней не поливать.
Через несколько дней станет ясно, в каком из этих четырёх микроклиматов семена прорастают быстрее.
Читайте также: