Потешки подготовка ко сну в детском саду

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

Что может быть лучше потешки, рассказанной любимой мамой перед сном? Выберете наиболее понравившуюся вам и вашему малышу потешку, и пусть она станет обязательной частью ежедневного ритуала отхода ребенка ко сну.

Отзвенел звоночек.
Спать пора, цветочек.
Солнышко уснуло,
Тучка спать легла.
И волшебная синяя птица
Добрые сны тебе принесла.
Мамочка нежно обнимет тебя.
Засыпай моя деточка, радость моя!

Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.
Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим.

Баю-баю-байки
Прилетели чайки.
Стали крыльями махать
Нашу Катю усыплять.

Спи, моя Катюшка
Спи моя ты хрюшка,
Глазки закрывай,
Баю-баю-бай

Баю-бай усни Катюшка,
Моя зайка-веселушка,
Глазки зайка закрывай,
Баю-баю-баю-бай.

За окошком вечер,
А на небе месяц.
Спит малыш в кроватке,
В стойле спит лошадка,
Белочка - в дупле,
Собачка - в конуре.
Ну а солнышко проснется,
Малыш маме улыбнется.
Будет день веселым.
Расти малыш здоровым.

Целый день играл Сережка,
Вам спасибо скажем, ножки.
Вам спасибо скажем, ручки.
С каждым днем вы все послушней.
Слушаются ножки нашего Сережку.

Эй, вы, глазки, эй, вы, ушки.
Вас положим на подушки.
Полежите, полежите,
Отдохните и поспите.

Потешки и стихи для детей раннего возраста

Миша хлопает в ладоши,

он ребятам очень рад

с добрым утром говорят.

Петушок у нас горластый,

По утрам кричит он, здравствуй

На ногах его сапожки

На ушах висят сережки,

На головке – гребешок,

Вот какой он петушок

Ходит солнышко по кругу

Дарит деточкам свой свет

А со светом к нам приходит

Дружба - солнечный привет!

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики,

Влево, вправо повернись,

Наклонись и разогнись,

Руки кверху, руки в бок

И на месте скок, скок, скок

Вышли на площадку,

Вымой у ребяток грязные ладошки!

Ты, кусочек мыла, мыль нас, не жалея,

Станут наши ручки чище и белее!

Мою ручки, мою ножки,

Мою спинку нашей кошке.

Кошка очень рассердилась —

Я сама уже умылась

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Друг другу улыбаемся.

Умой (Насте) личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели.

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

А глазки? Забыли.

Ах, водичка хороша!

Мы умоемся водичкой,

Чтоб сияло личико!

Струится из-под крана.

И мыло есть душистое,

Совсем как в нашей ванной.

«Через луга росистые

«Чтоб все вы были чистыми,

«Через луга росистые

«Чтоб все вы были чистыми,

В ручейке вода струится

В речке плещется вода.

Мы под краном будем мыться,

Без воды мы никуда.

Моем руки, моем лица

Мылом, щеткой и водой.

Если ты не любишь мыться,

Эту песенку не пой.

Умоет Саше личико,

А пальчики - Антошке.

Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут плещется вода.

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошки,

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей.

Из колодца курица

И цыплята всей гурьбой

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся,

А у нас есть ложка

Не останется следа!

Где твоя ложечка?

Скушай, хоть немножечко!

Вот и полдник подошел,

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат.

За обедом не сори,

Насорил — так убери.

На моей тарелочке

Чтоб она была видна,

Все съедаю я до дна.

Пей, дружок, томатный сок,

Будешь строен и высок.

Повара нам супчик варили

Самое вкусное туда положила.

Мясо, яички, картошку, укроп

Очень хотят попасть к …. в роток.

Давай-ка не станем их обижать

И все что в тарелке будем съедать

Ешь кашку сладеньку,

А этому не дала.

А этому не дала.

Позже всех приходил.

На порог скакала,

Гости не бывали,

А этому не дала:

— Зачем дров не пилил!

Зачем воду не носил!

Гости не бывали,

И кашка со стола.

А ты больно мал.

По воду не ходил,

Не дам тебе кашки

На красненькой ложке,

На середненьком окошке,

И четвертому дала

А пятому не дала:

За водой не ходил,

Ты печку не топил!

Одевание на прогулку

Шапка с шарфиком сейчас

Нам подходят в самый раз,

Чтоб случайно не простыть

И здоровенькими быть

Вот они, сапожки:

Этот - с левой ножки,

Этот - с правой ножки.

Этот - с левой ножки,

Этот — с правой ножки

Раз, два, три, четыре, пять —

Наденем на ножки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Мы с тобой пойдем гулять.

Будем с детками играть.

Чтобы Катенька моя

Не замерзла никогда.

Мы наденем шапочку,

Чтобы спрятать ушки,

А на шейку шарфик теплый,

Очень мягкий и большой.

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

По порядку вещи надевай.

Чтобы ушки не болели,

Быстро шапочку одели.

А потом и куртку,

Для длительной прогулки.

Наденем на ножки

Не замерзнут ножки.

Свежий воздух малышам

Нужен и полезен!

Очень весело гулять нам!

И никаких болезней.

На площадке есть качели.

Прибежали, быстро сели

И, как бабочки, взлетели.

На качелях целый день

Веселиться мне не лень.

Бежим скорей на улицу!

Малых детушек мочить!

Ветер или дождь!

Полетишь - так ветер,

Упадешь - так дождь!

Посвети в кулачок!

Дам тебе горошка,

Принеси нам ветерок:

От ворот поворот

Гнать кораблик в ручеек.

Вместе с солнышком встаем,

Небу мы улыбку шлем,

Всей Земле — большой привет!

Ведь ее прекрасней нет!

Здравствуй, ветер озорной,

Летом, осенью, весной

Ты прохладу даришь нам

И деревьям, и цветам.

Ты всех любишь, ты всех греешь,

Всех ласкаешь и жалеешь,

Наше Солнышко, наш свет,

Все тебе мы шлем привет!

Выгляни в окошечко.

Ждут тебя деточки,

Мы цветочки рвать не будем,

Пусть растут на радость людям!

Красные и голубые,

Все красивые такие!

Всем зверушкам, птичкам, рыбкам

И жучкам мы шлем улыбки.

Всех, друзья, вас очень любим.

Обижать мы вас не будем!

ПОДГОТОВКА КО СНУ

Отдохнуть ребятам надо,

Надо им поспать часок!

Вы не квакайте, лягушки,

Под окошком у ребят!

Здесь кроватки стоят

Здесь ребята крепко спят.

Вот лежат в кроватке

Мягки да сладки?

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Эй, вы, глазки, эй, вы, ушки.

Вас положим на подушки.

Отдохните и поспите.

Спи подольше, милый,

Спи, мой шаловливый.

Птички спят ещё в саду,

Я твой сон здесь берегу".

Ходит дрёма у кроваток, баюшки-баю.

Чьи тут глазки спать хотели? Знаю, знаю.

Ты не три их кулачками, закрывай,

И быстрее засыпай, засыпай.

На мягкой подушке

Тоже давно уже спит.

В детском садике у нас

Дети глазки закрывают

И тихонько засыпают.

В огороде заиньки.

Зайки траву едят,

Малым деткам спать велят.

Ты уже напился чаю,

Кашку съел и наигрался,

Так теперь уж засыпай,

Мы проснулись, потянулись

Вместе солнцу улыбнулись

Здравствуй солнышко - колоколнышко.

Встали мы с подушечки ручки потягушечки,

Ножки - побегушечки, вместе - порастушечки.

От носочков до макушечки,

Мы потянемся, мы потянемся,

Маленькими не останемся.

Расскажите, дети, мне,

Что вы видели во сне?

загляни в окошко.

Загляни в окошко,

Чтоб денек чуть-чуть был дольше,

чтобы мы узнали больше,

чтоб игрушки не скучали,

Ты мне ручки подай,

Да с кровати вставай,

Где водичка найдем!

Дили – дили-дили- дили

Всех жуков, пауков

И веселых мотыльков.

Чешу, чешу волосоньки,

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

Подари мне гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу,

Я кудряшки расчешу.

Уж я косу расчешу,

Уж я русу заплету,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю : Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса.

Я волшебная расческа,

Я дружу с любой прической,

Все мне, братцы, по плечу,

Я украсить вас хочу.

Если волосы опрятны,

Всем вокруг вы так приятны,

Все любуются на вас,

Отвести не могут глаз.

На лошадке ехали,
До угла доехали.
Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот.
На реке — пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везёт,
Надо сесть в самолёт.
Самолёт летит,
В нём мотор гудит:

Пошёл котик по дорожке,
Купил Машеньке сапожки,
Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть
Или Машеньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Машеньке снесу.

Я обед съедаю сам.
Открываю рот – и АМ!
Чтобы силы были
Супчик мы сварили.
Мой хороший аппетит
В животе один сидит.
Ножками топочет,
Он обедать хочет!
Вот несёт мне ложка
Супчик из горошка.

И котлету прямо в рот

Тили-час, тили-час
вот обед у нас сейчас
Скушаем за маму ложку,
Скушаем за папу ложку,
За собачку и за кошку,
воробей стучит в окошко,
дайте ложечку и мне.
вот и кончился обед.

малышом песенками, потешками, поговорками, присказками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки речи создают условия для восприятия даже самым маленьким ребенком настроения взрослого, рождают чувство безопасности и комфорта. Тем более что и сами действия, которые осуществляет человек, ухаживая за ребенком, — все эти покачивания, поглаживания, очень нужны ребенку. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.

Потешки — короткие стишки (реже песенки, предназначены для развлечения детей и сопровождающие элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания потошки, их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру. Назначение потешки — позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоциональное состояние. Потешки замечательное изобретение народной педагогики и народного поэтического творчества, основанное на глубоком проникновении в психологию раннего детства. Они забавляют, радуют, организуют поведение малыша, воспитывают положительное отношение к режимным моментам.


Потешка в период адаптации

Потешка помогает установить первоначальный контакт в период адаптации. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.

Например:

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

Будем вместе мастерить

Потешки помогают наладить эмоциональный контакт. В адаптационный период с целью знакомства с ребенком можно использовать различные потешки.

Например:

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший!

Ванечка – пригожий

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папенька

Этот пальчик – маменька

А вот этот – наш малыш,

А зовут тебя – (имя ребенка)

Находясь в группе целый день, дети устают, бывает, ссорятся, у них может быть плохое настроение. А другие шалят и никак не могут успокоиться. В этих случаях помогает ласковая потешка, она успокоит тех, кто плачет или шумит.

Например:

Слезы поскорей утри.

Будем мы с тобой играть,

Песни петь и танцевать.

Это что тут за рев?

Уж не стадо ли коров?

Это не коровушка –

Это Вова - ревушка.

Не плачь, не плачь,

Куплю калач

В работе с маленькими детьми учитывая их индивидуальные особенности, можно использовать игрушки. Например, стараясь вовлечь детей в игру, познакомится с ними берем игрушку и приговариваем:

Скачет зайка маленький

Около завалинки

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка!

Тук-тук, тук-тук-тук,

Что за странный перестук?

Это пальчики стучат,

Поиграть они хотят —

С (имя ребенка).

Игрушка в сочетании с потешкой помогают найти общий язык с детьми нерешительными, плохо идущими на контакт.

Потешка в режимных моментах

С помощью потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, и т. д.


Потешки используются при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Чтобы вызвать положительные эмоции в процессе умывания и привлечь внимание говорим:

Например:

Знаем, знаем да – да – да

Где тут прячется вода.

Открываю кран:

Выходи водица,

Мы пришли умыться.

Зайка начал умываться

Видно в гости он собрался

Вымыл ротик

Вымыл носик

Вытер все

И стало сухо.

Дети с удовольствием осваивают навыки гигиены. Потешка формирует у ребят знания о необходимости проведения водных процедур для их здоровья.


Очень важна правильная организация питания. Создавать положительный

эмоциональный фон во время приёма пищи помогают игры с приговорками,

Например:

«На плите сварилась каша,

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

На моей тарелочке

Рыженькая белочка

Чтоб она была видна,

Все съедаю я до дна.

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже дети, которые обычно отказываются от еды, начинают, есть с удовольствием.

Например:

Пришел кисель,

На залавочке присел,

На залавочке присел,

Поесть Лизе велел.

Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

С аппетитом мы едим,

Большими вырасти хотим.

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот — тарелка, вот — еда

Не осталось и следа.

Многие малыши не любят пить тёплое молоко, предлагаем потешку:

Например:

«Тот, кто пьёт молоко,

Будет бегать далеко!

Тот, кто пьёт молоко,

«Няня чашку молока Оле налила.

Потешка помогает : кто-то попробует, а кто-то и выпьет чашку полезного молока.

Большинство детей не привыкли и не умеют вытираться салфетками. Потешка помогает воспитывать у детей навыки пользования салфеткой во время еды.

Например:

«Саша пьёт горячий чай

И сосёт конфетку.

Не облейся невзначай,

«Вот как дети держат ложку,

Набирают понемножку.

Платье, скатерть не марай,


Зарядка—процесс трудный. Тяжело заставить только что проснувшихся детей, делать зарядку. Приглашая детей на утреннюю зарядку проговариваем:

Например:

Каждый день, что мы встречаем,

Мы с зарядки начинаем!

Дружные ребятки

Вышли на зарядку!

Например:

Зашагали ножки топ, топ, топ.

Прямо по дорожке топ, топ, топ.

Дети очень любят зарядку если она проходит в увлекательной форме. Если выучить с детьми текст, то они с удовольствием подхватят его и повторят вслед за взрослым. Важно в заключительной части поддержать настроение детей.

Утренняя зарядка для детей, создает у ребенка хорошее настроение, дает ему не только оздоровительный, но и позитивный заряд на весь день. Делая по утрам зарядку, мы помогаем организму перейти от сонного состояния к бодрствованию.


Не все дети охотно ложатся спать. Этот режимный процесс вызывает много негативных эмоций. Некоторые испытывают чувство тревоги, тоскуя по маме, по дому. Это не редкость в первые дни пребывания ребёнка в группе. Наготоведолжны быть потешки, которые помогают успокоить малыша. Во время подготовки ко сну постарайтесь, чтобы обстановка была спокойной, уравновешенной. Укладывая детей спать, стараемся создать ощущение домашнего тепла и уюта, напевая потешки:

Например:

Баю, баюшки, баю

Песню деткам пою.

Все ласточки спят, все касаточки спят

Нашим деткам спать велят

Спят котята на окошке,

Спит собака на дорожке,

Спят козлята на лугу,

Солнце рыжее в стогу,

Спи, Валюшка, ты устала,

Песню я начну сначала.

Чтобы потешка, прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. Нужный настрой, положительное отношение ко сну помогают народные потешки:
Например:

Баю – баю – бай,

Ты, собачка не лай!

Белолоба не скули,

Идет котик по лавочке,

Ведет киску за лапочку,

Ходят вместе они —

А ты, доченька, усни.

Баю-баюшки-баю,

Люблю ладушку мою.

Люблю ладушку мою

Тихо песенку спою.

Дети с удовольствием засыпают и просыпаются в хорошем настроении.


Девочки младшего возраста не любят расчесываться и заплетать косички. Чтобы этот процесс сделать радостным используем потешки. При причесывании девочек, ласково приговаривать:

Например:

Уж я руссу заплету,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

Ты расти, расти коса,

Всему городу краса.

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят –

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся –

Маму, дочка, слушайся.

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

Таня в зеркало глядит:

Нет вихров – приятный вид.

Потешки детям очень нравятся, и они уже сами с удовольствием рассказывают их друг другу.

Всю работу с детьми в период адаптации и режимных моментов с использованием элементов фольклора (потешки) проводим в совместной деятельности.

При этом используем самые разнообразные приемы:

- показ слайдов, видеофильмов;

- демонстрация иллюстраций и картин;

- показ и имитация способов действий;

- коллективное чтение;

- заучивание наизусть по ролям с детьми;

- сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры;

- упражнения в проговаривании, звукоподражание.

Считается, что применение устного народного творчества способствует возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения.

Используя потешки в работе с детьми в течение дня, с уверенностью можно отметить положительное воздействие, как на детей, так и на процесс воспитания. Режимные процессы становятся для детей делом приятным. Дети с удовольствием идут на контакт, не скучают, они улыбчивы, жизнерадостны, в группе всегда звучит смех. И уже в общении и играх самостоятельно используют потешки.

Заключение

Таким образом, доказано, что целенаправленное и систематическое использование потешек в работе с детьми младшего возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности. Использование потешек в режимных моментах способствует безболезненному приспособлению к новым условиям (адаптация), позволяет формировать положительное отношение к режимным моментам. Потешки создают успокаивающие, отвлекающие и забавляющие ситуации, которые положительно влияют на детей.

Информационные источники

1. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. С. Д. Томилова- Москва: АСТ, 2013.

2. Аникин В. П. Русский фольклор. М., 1986.

5. Полякова Т. В. Фольклор в развитии речи детей // Воспитатель ДОУ. – 2010. – №1

6. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. - М. : Мозайка - Синтез, 2010.

7. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Потешки и пестушки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме. Они развивают речевые центры мозга ребенка, мелкую моторику (знаменитые "Ладушки" и другие похожие потешки) и способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению действий, которые сопровождают. Многие из них кажутся взрослым бессмысленными, но ребенку они доставляют радость, формируют у него чувство юмора.

Читайте также: