Проект на тему лишайники

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель урока: Познакомить учащихся с особыми организмами-лишайниками, представляющими собой симбиоз гриба и водорослей. Выяснить: как они устроены, где обитают, как питаются, размножаются, на какие группы делятся, и какое значение имеют в природе и жизни человека.

Решаемые проблемы:

  • Почему лишайники относят к организмам – симбионтам?
  • Почему лишайники называют индикаторами чистого воздуха?

Планируемые результаты обучения.

Предметные:

  • Сформировать понятия: лишайники, накипные, кустистые и листовые лишайники.
  • Развить понятия: симбиоз, слоевище (таллом), гифы гриба, фотосинтез.
  • Показать особенности строения и жизнедеятельности лишайников как симбиоз гриба и водоросли, которые позволяют выделить их в особую группу.
  • Раскрыть роль лишайников в природе и жизни человека.

Метапредметные:

Познавательные: Работать с различными источниками информации, отличать главное.

Регулятивные: Организовывать выполнение заданий учителя, планировать и прогнозировать результаты своей деятельности, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные: Отвечать на вопросы, формулировать свой ответ.

Личностные:

  • Формирование познавательного интереса к изучению биологии.
  • Умение эстетически воспринимать объекты природы
  • Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе
  • Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды.

Основные понятия урока: лишайники: кустистые, листоватые, накипные; симбиоз.

Вид учебной деятельности учащихся: работа с текстом и материалом учебника, с раздаточным материалом.

Методы урока: проблемного обучения, развивающего обучения.

Средства ведения урока: учебник 5 класса авторов В.В.Пасечник, раздаточный материал, презентация, созданная в программе POWER POINT, химические реактивы, интерактивная доска.

I. Организационный момент (слайды природы) музыка

Учитель:

Природа шлёт нам свет, дыханье.
Шлет счастье радости, тепла,
Шлёт мир, красу, своё создание,
Шлёт рай земной и чудеса.

II. Мотивация (включение в учебную деятельность)

Вопрос: Как вы думаете, о чем пойдет наш урок?

- Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового?

- Но прежде давайте вспомним, какие царства живой природы мы с вами знаем?

П.О. (Бактерии, Грибы, Растения, Животные) (на доску)

- У меня в руках живой объект, что это за организмы?

П.О.: (Лишайники)

Лишайники часто называют изумительной выдумкой природы (слайд №2), а знаете почему?

Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению, к какому царству его отнести?

- Давайте попробуем разобраться?

- А для начала определим тему нашего урока?

П.О. (Лишайники – удивительная выдумка природы) (слайд №3)

Запись в рабочие листы, на доску.

- А теперь сформулируем цель нашей работы (познакомиться с новыми организмами)

П.О. - изучить особенности строения, жизнедеятельности, многообразия и значение лишайников (на доску. )

Великий русский учёный К.А.Тимирязев назвал их сфинксами. (слайд №4)

Сфинксы в древнегреческой мифологии мифической существо с головой женщины, телом льва и крыльями орла.

Так почему лишайники сравнивают с сфинксами? Начнём со строения. (доска. )

III. Первичное ознакомление

1. Давайте проведем практическую работу и рассмотрим строение тела (слоевища) лишайника: (слайд №5)

ТБ: мы работаем с острыми предметами, поэтому должны соблюдать максимальную осторожность

- Что вы увидели под микроскопом? (тонкие нити)

- Часть какого известного организма они вам напоминают?(гифы гриба)

Сделайте вывод о внутреннем строении лишайника.

П.О.: В теле лишайника совмещены два организма – гриб и водоросль. (слайд№6)

Вопрос: Как называется тип взаимоотношений, когда два организма живут совместно друг с другом? (Составление схемы)

Грибные нити поглощают воду и минеральные вещества

В клетках зелёных водорослей из них образуются органические вещества в процессе фотосинтеза, которыми они делятся с грибом

Такой тип взаимоотношений между водорослью и грибом в лишайнике называется - симбиоз

Так почему их сравнивают со сфинксами? (Двойственная природа)

Задание №1 (слайд №7) в рабочей листе (подпишите составные части слоевища лишайника, сделайте вывод)

2. Мы познакомились с внутренним строением лишайников, на какие группы можно разделить лишайники по внешнему виду работа в группах (слайд №8)

Задание №2 заполните таблицу в рабочем листе учебник стр.

– Сопоставьте особенности строения и их название (2 минуты)

Проверка написанного вместе со слайдом (накипные, листоватые, кустистые)

3. Обращение к доске.

Каковы особенности жизнедеятельности лишайников?(слайд №9)

Посмотрим видеофрагмент, а затем выполним новое задание в рабочих листах.

Задание №3. Вставьте пропущенные слова (2 мин)

Проверка (слайд №10) Теперь мы знаем! проговаривают.

4. Обращение к доске. Каково значение лишайников?

Заполнение схемы №4 в рабочих листах.

1. Слайд №11. Лишайники в природе играют очень важную роль, первыми поселяясь в самых бесплодных местах. Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить растения.

2. Слайд №12. Огромные пространства тундры покрывает ковер из лишайников. Чаще всего там встречается олений мох или ягель. Как вы думаете, почему он так называется?

Если залить олений мох – ягель теплой водой. То, через некоторое время, сухие кустики этого лишайника станут мягкими и эластичными. Эту особенность используют животные тундры-олени. Ягель - это единственный корм северных оленей. Раскапывая копытами снег, они поедают сухой ягель и заедают его снегом. В желудке снег растает и превратит ягель в калорийный корм.

3. слайд №13. Вы, наверное, замечали, что возле дорог на деревьях мало лишайников, а в лесу - много. Почему? Как вы думаете? (лишайники не любят загрязненный воздух). Лишайники используют для изучения чистоты воздуха. Это индикаторы. Индикатор - это показатель (греч.)

4. Лишайники употребляют в пищу.

Библейская легенда

5. слайд №15. Используют в медицине и парфюмерной промышленности.

6. слайд №16. Получают краску и лакмус.

Показ опыта с лакмусом. Из лишайников получают индикатор - лакмус. Вы познакомитесь с ним в курсе химии. Индикатор должен что-то определять. Лакмус определяет кислую и щелочную среду. Возьмём три пробирки с бесцветной жидкостью. Добавим лакмус. В одной пробирке раствор стал красным - это кислота. В другой – синим - это щелочь, в третьей, не изменился - вода. Используя лакмусовые бумажки, можно определить кислотность почвы на вашем участке. (Опыт с лимоном).

IV. Отработка изученного

Лишайники – удивительная выдумка природа (обобщение)

V. Контроль знаний

1.Тело лишайника называется слоевище.

2.Лишайники очень требовательны к условиям произрастания.

3.Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли.

4.Водоросль лишайника образует органические вещества в процессе фотосинтеза.

5.Лишайники приносят вред природе.

6.Лишайник имеет стебель с листьями.

7.Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета.

8.Лишайники подразделяются на накипные, кустистые и листоватые.

9.Лишайниками питаются некоторые животные.

10.Размножаются лишайники спорами.

Ответы:

Лишайники - удивительные особи.

Они уникальны. Это значит, что лишайники единственные в своем роде существа.

Это два организма, которые приспособились жить вместе, приносить пользу друг другу, природе и человеку.

V. Подведение итогов урока (рефлексия)

Слайд №20. Лишайники – удивительная выдумка природы.

- Ребята, а что сегодня удивило вас?

- А меня больше всего удивило, что лишайники – являются индикаторами окружающей среды.

Так, с помощью лишайников можно определить чистый ли воздух вокруг вашего дома?

Лишайники — это особая группа живых организмов, состоящих из гетеротрофного и автотрофного компонентов.

Слоевище лишайника представляет собой симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли . Основу тела лишайника составляют нити грибницы, а между ними находятся клетки зелёной водоросли. Гриб снабжает клетки водоросли водой и минеральными солями, а водоросль обеспечивает клетки гриба органическими веществами.


Лишайник, лишённый одного из составляющих организмов, погибает. Водоросль из лишайника, как правило, может существовать самостоятельно, а гриб без водоросли обходиться не может.


shutterstock_1938715285.jpg

Размножаются лишайники участками слоевища или особыми образованиями, состоящими из клеток гриба и водоросли. Эти группы клеток разносятся ветром или струями дождя.

Окраска лишайников разная: белая, жёлтая, серая, коричневая и т. д. По внешнему виду слоевище может быть кустистым , листоватым и накипным .


Кустистые лишайники выглядят как небольшие кустики или деревца. Они поднимаются вверх, если растут на почве, или свисают сверху вниз, если прикреплены к стволам деревьев. К этой группе лишайников относится ягель, который растёт в холодных районах и служит кормом для северных оленей.


Часто на камнях можно увидеть образования в виде плотно приросшей к поверхности корочки. Это накипные лишайники.


Часто встречаются листоватые лишайники. Их слоевище представлено отстающими от ствола дерева или камня пластинками. Один из таких лишайников поселяется на коре осин. Это ксантория настенная.

lichen1522039960720w534.jpg

Лишайники могут расти в самых бесплодных местах — в пустынях, на камнях, на крышах, на скалах, даже на бетоне, стекле и железе. Их слоевища могут поглощать влагу из воздуха, из дождей и туманов.

Лишайники первыми заселяют безжизненные участки и постепенно превращают их в пригодные для заселения другими организмами. Их таллом выделяет особые лишайниковые кислоты, которые медленно разрушают горные породы.


Лишайники — долгожители. Они могут жить до \(50\)–\(100\) лет. Рост у лишайников медленный: от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров в год.


При недостатке влаги лишайники высыхают и кажутся безжизненными. Но при увлажнении они быстро оживают.

Лишайники служат кормом для животных. Их с удовольствием поедают олени, маралы, косули, лоси, а также некоторые улитки.

Лишайники издавна используются человеком. Из них получают лекарства, лакмус, красители. В некоторых странах лишайники используют в пищу.

Лишайники — своеобразные комплексные организмы, слоевище которых представляет собой объединение гриба и водоросли, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом, чаще — в симбиозе. Известно свыше 20 тыс. видов лишайников.

От других организмов, в том числе и от свободноживущих грибов и водорослей, они отличаются формой, строением, характером обмена веществ, особыми лишайниковыми веществами, способами размножения, медленным ростом (от 1 до 8 мм в год).

Лишайники

Особенности строения

Слоевище лишайников состоит из переплетенных грибных нитей — гиф, и расположенных между ними клеток (или нитей) водорослей.

Различают два основных типа микроскопической структуры слоевища:

На поперечном срезе лишайника гомеомерного типа имеется верхняя и нижняя кора, которая состоит из одного слоя клеток гриба. Вся внутренняя часть заполнена рыхло расположенными грибными нитями, между которыми расположены клетки водорослей без какого-либо порядка.

Строение лишайника

Строение лишайника

В лишайнике гетеромерного типа клетки водорослей сосредоточены в одном слое, который получил название гонидиального слоя. Ниже него находится сердцевина, состоящая из рыхло расположенных нитей гриба.

Наружными слоями лишайника являются плотные слои грибных нитей, которые называются корковыми слоями. С помощью грибных нитей, отходящих от нижнего коркового слоя, лишайник прикрепляется к субстрату, на котором произрастает. У некоторых видов нижняя кора отсутствует и он крепится к субстрату нитями сердцевины.

Водорослевой компонент лишайника состоит из видов, относящихся к отделам сине-зелёных, зеленых, жёлто-зелёных и бурых. Представители 28 родов из них вступают в симбиоз с грибами.

Большинство этих водорослей может быть и свободноживущими, но некоторые встречаются только в лишайниках и пока не обнаружены в свободном состоянии в природе. Находясь в слоевище, водоросли очень изменяются внешне, а также становятся более устойчивыми к высоким температурам, могут переносить длительное высушивание. При культивировании их на искусственных средах (отдельно от грибов) приобретают вид, характерный для свободноживущих форм.

Слоевище лишайников разнообразно по форме, размерам, строению, окрашено в различные цвета. Окраска слоевища обусловлена наличием пигментов в оболочках гиф и плодовых телах лишайников. Различают пять групп пигментов: зеленые, синие, фиолетовые, красные и коричневые. Обязательным условием для образования пигментов является свет. Чем ярче освещение в местах произрастания лишайников, тем ярче они окрашены.

Виды лишайников

Виды лишайников

Форма слоевища также может быть разнообразной. По внешнему строению слоевища лишайники делят на:

  • Накипные;
  • листоватые;
  • кустистые.

У накипных лишайников слоевище имеет вид корочки, плотно сросшейся с субстратом. Толщина корочек различна — от едва заметной накипи или порошковидного налета до 0,5см, диаметр — от нескольких миллиметров до 20-30см. Растут накипные виды на поверхности почв, горных пород, коре деревьев и кустарников, обнаженной гниющей древесине.

Листоватые лишайники имеют форму листовидной пластинки, горизонтально расположенной на субстрате (пармелия, стенная золотянка). Обычно пластинки округлые, 10-20см в диаметре. Характерной особенностью листоватых видов является неодинаковая окраска и строение верхней и нижней поверхностей слоевища. У большинства из них на нижней стороне слоевища образуются органы прикрепления к субстрату — ризоиды, состоящие из собранных в тяжи гиф. Растут они на поверхности почвы, среди мхов. Листоватые лишайники по сравнению с накипными являются более высокоорганизованными формами.

Кустистые лишайники имеют форму прямостоящего или повисающего кустика и прикрепляются к субстрату небольшими участками нижней части слоевища (кладония, исландский лишайник). По уровню организации кустистые виды — высший этап развития слоевища. Их слоевища бывают разных размеров: от нескольких миллиметров до 30-50см. Повисающие слоевища кустистых лишайников могут достигать 7-8м. Примером может служить лишайник, свисающий в виде бороды с ветвей лиственниц и кедров в таежных лесах (бородатый лишайник).

Размножение

Размножаются лишайники в основном вегетативным путем. При этом от слоевища отделяются кусочки, разносятся ветром, водой или животными и в благоприятных условиях дают новые слоевища.

У листоватых и кустистых лишайников для вегетативного размножения в поверхностных или более глубоких слоях формируются специальные вегетативные образования: соредии и изидии.

Соредии имеют вид микроскопических клубочков, в каждом из которых находится одна или несколько клеток водоросли, окруженных гифами гриба. Соредии образуются внутри слоевища в гонидиальном слое листоватых и кустистых лишайников. Сформированные соредии выталкиваются из слоевища наружу, подхватываются и разносятся ветром. При благоприятных условиях она прорастают в новых местах и образуют слоевища. Размножаются соредиями около 30% лишайников.

Питание

Особенности питания лишайников связаны со сложным строением этих организмов, состоящих из двух компонентов, которые получают питательные вещества разными способами. Гриб – гетеротроф, а водоросль – автотроф.

Водоросль в составе лишайника обеспечивает его органическими веществами, полученными путем фотосинтеза. Гриб лишайника получает от водоросли высокоэнергетические продукты: АТФ и НАДФ. Гриб, в свою очередь, с помощью нитевидных отростков (гифа) выполняет роль корневой системы. Так лишайник получает воду и минеральные соединения, которые адсорбируются из почвы.

Также лишайники способны всем телом впитывать воду из окружающей среды, во время туманов и дождей. Для выживания им нужны азотистые соединения. Если водорослевый компонент таллома представлен зелеными водорослями, то азот поступает из водных растворов. Когда же фикобионтом выступают сине-зеленые водоросли, возможна фиксация азота из атмосферного воздуха.

Для нормального существования лишайников необходимы в достаточном количестве свет и влага. Недостаточная освещенность препятствует их развитию, так как замедляются фотосинтезирующие процессы и лишайники недополучают питательных веществ.

Светлые сосновые леса стали оптимальным местом для их жизни. Хотя лишайники и относят к наиболее устойчивым к засухе видам, все же вода им необходима. Только во влажной среде осуществляются дыхательные и обменные процессы.

Значение лишайников в природе и жизни человека

Лишайники очень чувствительны к вредным веществам, поэтому не растут в местах с высокой запыленностью и загазованностью воздуха. Так, их используют как индикаторы загрязненности.

Принимают участие в круговороте веществ в природе. Их фотосинтезирующая часть способна продуцировать органические вещества в местах, где другие растения не могут выжить. Важная роль лишайников в почвообразовании, они селятся на безжизненной скалистой поверхности и после отмирания образуют гумус. Так появляются благоприятные условия для роста растений.

Кормовые лишайники являются важным звеном в пищевой цепочке. К примеру, олени, косули, лоси питаются оленем мхом или ягелем. Служат материалом для гнезд птиц. Лишайниковая манна или Аспицилия съедобная используется в кулинарии.

Парфюмерная промышленность применяет их для придания стойкости духам, а текстильная – для покраски тканей. Известны также виды с антибактериальными свойствами, которые используют при изготовлении лекарств, для борьбы с туберкулезом, фурункулезом.


Цель урока Познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиоза гриба и водоросли; Показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания; Самостоятельно раскрыть роль лишайников в природе и в жизни человека.


Общая характеристика и внешнее строение Лишайники – особая группа живых симбиотических организмов. Произрастают на всех континентах. Более 25000 видов. В Арктике 350 видов. Относятся к грибо-водорослям. Тело – слоевище. Разнообразны по окраске, форме, размерам и строению. Размеры от 3-7 сантиметров до метра. Размножаются кусочками слоевища и спорами. Растут медленно.


Гифы гриба Клетки водоросли Орга ничес кие вещества Вода и мине раль ные соли Внутреннее строение и питание лишайника Лишайник – симбиоз гетеротрофного гриба и автотрофной водоросли.

Читайте также: