Процесс фотосинтеза происходит в зеленых частях растений для этого необходимо выберите верное

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Тесты по биологии 6 класс. Тема: "Фотосинтез"

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Тесты по учебнику Сухоруковой Л.Н.

1. Кто впервые обнаружил, что растения превращают углекислый газ в кислород?

1) В. И. Вернадский

+4) Джозеф Пристли

2. В чем состоит главное отличие зеленых растений от всего живого на Земле?

1) Наличие почвенного питания

+2) Наличие в их клетках хлоропластов

3) Способность к бесполому размножению

4) Нет правильного ответа

3. Как называется вещество, улавливающее солнечные лучи?

4. Какое не растворяющееся в воде вещество образуется в результате фотосинтеза?

4) Все перечисленные выше вещества

тест 5. Какие посадки используют в процессе фотосинтеза больше углекислого газа?

+1) Среднего возраста

6. Выберите верные утверждения:

А) Сахара – это все, что образуется во время фотосинтеза

Б) Процесс образования органического вещества из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии называют фотосинтезом

В) Воздух – одна из частей углекислого газа

7. Какой процесс изображен на рисунке?

вопрос теста Фотосинтез

2) Почвенное питание

4) Круговорот воды в природе

8. Как называются организмы, способные создавать органические вещества?

9. Какой газ выделяют растения во внешнюю среду в процессе фотосинтеза?

10. Выберите верные утверждения:

А) Количество кислорода в воздухе остается постоянным благодаря фотосинтезу

Б) Благодаря фотосинтезу растения могут производить кислород и углекислый газ

В) Для фотосинтеза растения поглощают солнечный свет и углекислый газ

2. Тесты по учебнику Пасечника В.В.

1. Фотосинтез – это

1) Процесс создания неорганических веществ из органических, используя световую энергию

+2) Процесс создания органических веществ из неорганических, используя световую энергию

3) Процесс создания органических веществ из неорганических, не используя световую энергию

4) Процесс образования крахмала

2. Фотосинтез свойственен

1) Всем растениям

2) Только цветущим

3) Только водным

3. Для процесса фотосинтеза необходима

2) Температура 5-10 °С

+3) Световая энергия

4) Минеральные вещества

4. В листьях первоначально образуется

3) Органические вещества

5. Может ли крахмал превратиться в сахар

2) Да, в определенный период развития

+3) Да, только под действием особых веществ

6. Сахар образуется в

1) Клетках с лейкопластами

+2) Клетках с хлоропластами

3) Клетках с хромопластами

4) Во всех клетках

7. Что изображено на рисунке

+1) Опыт, показывающий необходимость углекислого газа для образования органических веществ

2) Опыт, доказывающий выделение зеленым растением кислорода на свету

3) Выделение кислорода освещенными веточками элодеи

4) Образование крахмала в листьях растения

8. Если, при обработке йодом, лист посинеет, то это означает, что

1) Растение требует больше света

2) Листу недостаточно минеральных веществ

3) Ничего не значит, все листья синеют при обработке йодом

+4) Лист содержит крахмал

9. Крахмал образуется только

+1) При наличии в воздухе углекислого газа

2) При достаточной влажности

3) При перекрытии доступа к воздуху

4) При повышении температуры

тест 10. Как углекислый газ поступает в листья

1) Через специальные органеллы

+2) Через устьица

3) Через корни из почвы

4) Через повреждения в листе

11. Для образования сахара необходимы

1) Свет и недостаток воздуха

2) Углекислый газ и свет

+4) Углекислый газ и вода

12. Верны ли следующие утверждения

А. Зеленые растения выделяют кислород только на свету

Б. Зеленые растения не нуждаются в получении органических веществ из окружающей среды

1) Верно только А

2) Верно только Б

13. Какой существует тип питания растений

14. Минеральный тип питания

1) В результате образует необходимые органические вещества

2) В результате образует неорганические вещества

3) Обеспечивает растение кислородом и минеральными веществами

+4) Обеспечивает растение водой и минеральными веществами

Автор теста по теме "Фотосинтез" для учеников 6-го класса по учебнику Пасечника В.В. - Мельник Анастасия

Процесс фотосинтеза происходит в листьях и стебле растения. Можно сказать, что во всех частях, которые имеют зелёный цвет, но правильнее, в тех частях растения, где есть хлоропласты, так как не всегда растение имеет зелёный цвет. Цвет растения больше связан с растительными пигментами, а не с фотосинтезом. Например: Антоцианы - придают растениям окраску в диапазоне от розовой, красной, сиреневой, до синей и тёмно-фиолетовой. Есть множество и других пигментов. .
У фаленопсиса даже корни учавствуют в процессе фотосинтеза, именно поэтому их лучше сажать в прозрачные горшки, или хотя бы в белые.

Тест по биологии Фотосинтез 6 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом по 9 заданий.

Вариант 1

1. Процесс образования органических веществ из неорганических у растений:

1) дыхание
2) испарение
3) фотосинтез
4) газообмен

2. На рисунке изображен опыт, доказывающий, что фотосинтез:

1) происходит на свету
2) происходит только в темноте
3) происходит на свету и в темноте
4) не зависит от освещения

3. Впервые значение хлорофилла для фотосинтеза установил русский ученый:

1) К.А. Тимирязев
2) И.М. Сеченов
3) И.П. Павлов
4) И.И. Мечников

4. Органические вещества образуются в хлоропластах листьев из:

1) кислорода и углекислого газа
2) воды и углекислого газа
3) воды и кислорода
4) минеральных солей и воды

5. В процессе фотосинтеза растение:

1) поглощает кислород и выделяет углекислый газ
2) поглощает углекислый газ и выделяет кислород
3) поглощает кислород и углекислый газ
4) выделяет кислород и углекислый газ

6. В процессе фотосинтеза в растении образуются:

1) сахара, которые превращаются в крахмал
2) минеральные вещества
3) углекислый газ и вода
4) неорганические вещества, которые превращаются в крахмал

7. Обработка раствором йода показывает наличие в обесцвеченном, ранее освещаемом листе:

1) белков
2) жиров
3) крахмала
4) минеральных солей

8. Органические вещества образуются:

1) в лейкопластах
2) в клетках с хлоропластами
3) во всех растительных клетках
4) в клетках без хлоропластов

9. Автотрофы — организмы, способные самостоятельно образовывать органические вещества из неорганических:

1) животные
2) грибы
3) зеленые растения
4) большинство бактерий

Вариант 2

1. Процесс образования органических веществ (сахаров) у растений на свету:

1) транспирация
2) фотосинтез
3) газообмен
4) хемосинтез

2. На рисунке изображен опыт, доказывающий, что фотосинтез у растения, находящегося в темноте:

1) прекращается
2) резко ускоряется
3) не прекращается
4) замедляется

3. Фотосинтез происходит у растений в клетках, имеющих зеленые пластиды:

1) хромопласты
2) хлоропласты
3) лейкопласты
4) вакуоли

4. Фотосинтез — это процесс образования:

1) углекислого газа при помощи солнечного света
2) неорганических веществ из органических
3) минеральных веществ из углекислого газа
4) органических веществ из неорганических

5. В результате фотосинтеза растение:

1) поглощает кислород
2) образует минеральные вещества
3) выделяет углекислый газ
4) выделяет кислород

6. Фотосинтез осуществляется:

1) во всех органах растения
2) в подземных органах растения
3) в зеленых частях растения
4) в цветках, корнях и клубнях

7. Обесцвеченный лист растения, стоявшего на свету, помещенный в водный раствор йода:

1) зеленеет
2) желтеет
3) синеет
4) не меняет цвет

8. Нерастворимый в воде крахмал под действием особых веществ превращается в:

1) белки
2) неорганические вещества
3) углекислый газ
4) сахар

9. Постоянное количество углекислого газа в атмосфере удерживается благодаря:

1) дыханию животных организмов
2) фотосинтезу
3) гниению органических веществ
4) извержению вулканов

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по биологии 6 класс. ФГОС Богданов Вако

В состав растений входят как органические вещества, так и неорганические. Из органических веществ это белки, углеводы и жиры, а из неорганических – вода и минеральные соли.

№ 2. Какие органические вещества вы знаете?

К органическим веществам относятся белки, липиды (жиры), углеводы и нуклеиновые кислоты.

№ 3. Какое вещество придает листьям зеленую окраску?

В клетках зелёных растений есть специальные органоиды – хлоропласты, в которых содержимся пигмент хлорофилл. Именно он и придает листьям растений характерную окраску.

Стр.121. Вопросы после параграфа

№ 1. Какие условия необходимы для образования крахмала в листе?

Для образования крахмала в листе должно быть достаточное количество воды, света и углекислого газа.

№ 2. Какой опыт можно провести, чтобы доказать, что для образования крахмала в листьях необходим свет?

Образование крахмала возможно в результате фотосинтеза. А для фотосинтеза, как известно, нужна световая энергия. Доказать это можно при помощи опыта, при котором любое комнатное растение нужно поставить на несколько суток в темное прохладное место. За этот период как раз произойдет отток питательных веществ из листьев, который был накоплен ранее. После истечения времени растение вынимают и на одном из его листьев с двух сторон крепят кусочки бумаги черного цвета. Предварительно на кусочке бумаги, который будет находиться на верхней поверхности листа, нужно вырезать какую-то фигурку, например, кружок.

№ 3. Почему раствор йода не окрашивает в синий цвет белую каёмку листа герани окаймлённой?

Свое название герань окаймленная получила за наличие на листиках белых и лишенных хлорофилла участков – белой каемки. Все потому, что в клетках зеленой части листьев герани окаймленной содержится хлорофилл, а также образуется в процессе фотосинтеза сначала глюкоза, а потом крахмал. А вот в пластидах клеток белой каемки хлорофилл отсутствует. Это значит, что крахмал там не образовывается. Соответственно, при воздействии с раствором йода в этих местах синего цвета не будет.

№ 4. Из каких веществ образуется глюкоза в зелёных листьях растений?

Глюкоза в зеленых листьях растений образуется из воды и углекислого газа од воздействием солнечного света в процессе фотосинтеза.

№ 5. Какой опыт показывает, что наземные растения на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород?

Доказать, что наземные растения на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород можно при помощи опыта, для которого нужно два отростка поставить в стаканы с водой. Далее эти стаканы нужно поместить в большие стеклянные банки, потом наполнить банки углекислым газом и плотно закрыть их так, чтобы туда не проникал воздух. Одну из банок нужно оставить на сутки в темном прохладном месте, другую – на свету. Когда мы откроем первую банку и опустим в нее горящую лучинку, то она погаснет. Это значит, что в этой емкости нет кислорода, который бы поддерживал горение лучинки. Когда мы откроем вторую банку и опустим туда лучинку, она продолжит гореть. Это и будет доказательством того, что растения только на свету могут поглощать углекислый газ, а выделять в воздух кислород.

Стр. 121. Подумайте

№ 1. Можно ли утверждать, что строение листа приспособлено к осуществлению фотосинтеза?

Да, потому что листья у растений улавливают большое количество солнечного света благодаря своей площади. Также нужно учитывать, что листовые пластинки располагаются под прямым углом, что дополнительно обеспечивает не только улавливание света, но и эффективный газообмен. Кроме того, проводящая система в листьях принимает участие в транспорте воды, замыкающие клетки отвечают за открытие устьиц на свету для осуществления газообмена, а клетки паренхимы содержат хлоропласты с хлорофиллом. Все это необходимо для процесса фотосинтеза.

№ 2. Как вы думаете, выделяют ли кислород водные растения?

Я думаю, что водные растения также выделяют кислород в процессе фотосинтеза. В дальнейшем этот кислород используется обитателями водоемов для дыхания.

№ 3. Как взаимосвязаны минеральное питание и фотосинтез в жизни растений?

В процессе фотосинтеза солнечная энергия, которую поглощают растения, в их зеленых частях, содержащих хлорофилл, преобразуется в химическую энергию. Эта энергия используется для дальнейшего синтеза углеводов из воды и углекислого газа. Также при фотосинтезе происходит усваивание растениями углекислоты, которая поступает через листья из атмосферы. Вся энергия расходуется растением на осуществление и поддержку своих жизненных процессов, а именно на поглощение и испарение воды и минеральных солей, растворенных в ней, а также на рост и развитие.

Стр. 121. Задания для любознательных

№ 1. Попробуйте получить какое-либо изображение на листе примулы, пеларгонии или другого комнатного растения, воспользовавшись описанием опыта в этом параграфе.

Для опыта был использован два листа пеларгонии. Их мы поместили в разные емкости, которые предварительно плотно закрыли. Первую емкость поставили в темное место, вторую – оставили на солнце. Через сутки мы провели опыт с горящей лучинкой и еще раз убедились, что на солнце растения активно выделяют кислород, который поддерживает горение.

№ 2. Соберите прибор, показанный на рисунке 92. В банку налейте воду, насыщенную углекислым газом. Поставьте банку на яркий свет. Наблюдайте за выделением газа веточками элодеи. Когда газ полностью вытеснит воду из пробирки, убедитесь с помощью горящей лучинки, что этот газ – кислород. Сделайте вывод

Под воздействием солнечного цвета растения образуют органические вещества, которые потом выделяют в окружающую среду. На опыте мы увидели, что веточка элодеи полностью вытеснила воду из пробирки, и наполнила ее кислородом. Это можно было проверить, используя горящую лучинку, которая не потухла, потому что в емкости был кислород.

По типу питания живые организмы делятся на автотрофы, гетеротрофы и миксотрофы. Автотрофы (греч. αὐτός — сам + τροφ - пища) - организмы, которые самостоятельно способны синтезировать органические вещества из неорганических. Гетеротрофы (греч. ἕτερος - иной + τροφή - пища) - организмы, использующие для питания готовые органические вещества.

Наконец, миксотрофы (греч. μῖξις - смешение + τροφή - пища) - организмы, которые могут использовать как гетеротрофный, так и автотрофный способ питания. К примеру, эвглена зеленая на свету начинает фотосинтезировать, а в темноте питается гетеротрофно.

Типы питания живых организмов

Фотосинтез

Фотосинтез (греч. φῶς - свет и σύνθεσις - синтез) - сложный химический процесс преобразования энергии квантов света в энергию химических связей. В результате фотосинтеза происходит синтез органических веществ из неорганических.

Фотосинтез

Этот процесс уникален и происходит только в растительных клетках, а также у некоторых бактерий. Фотосинтез осуществляется при участии хлорофилла (греч. χλωρός - зелёный и φύλλον - лист) - зеленого пигмента, окрашивающего органы растений в зеленый цвет. Существуют и другие вспомогательные пигменты, которые вместе с хлорофиллом выполняют светособирающую или светозащитную функции.

Ниже вы увидите сравнение строения хлорофилла и гемоглобина. Обратите внимание, что в центре молекулы хлорофилла находится ион Mg.

Строение хлорофилла и гемоглобина

В высшей степени гениально значение процесса фотосинтеза подчеркнул русский ученый К.А. Тимирязев: "Все органические вещества, как бы они ни были разнообразны, где бы они ни встречались, в растении ли, в животном или человеке, прошли через лист, произошли от веществ, выработанных листом. Вне листа или, вернее, вне хлорофиллового зерна в природе не существует лаборатории, где бы выделялось органическое вещество. Во всех других органах и организмах оно превращается, преобразуется, только здесь оно образуется вновь из вещества неорганического"

Более подробно мы обсудим значение фотосинтеза в завершение этой статьи. Фотосинтез состоит из двух фаз: светозависимой (световой) и светонезависимой (темновой). Я рекомендую использовать названия светозависимая и светонезависимая, так как они способствуют более глубокому (и правильному!) пониманию фотосинтеза.

Светозависимая фаза (световая)

Эта фаза происходит только на свету на мембранах тилакоидов в хлоропластах. В ней принимают участие различные ферменты, белки-переносчики, молекулы АТФ-синтетазы и зеленый пигмент хлорофилл.

Строение хлоропласта

Хлорофилл выполняет две функции: поглощения и передачи энергии. При воздействии кванта света хлорофилл теряет электрон, переходя в возбужденное состояние. С помощью переносчиков электроны скапливаются с наружной поверхности мембраны тилакоидов, тем временем внутри тилакоида происходит фотолиз воды (разложение под действием света):

Гидроксид-ионы отдают лишний электрон, превращаясь в реакционно способные радикалы OH, которые собираются вместе и образуют молекулу воды и свободный кислород (это побочный продукт, который в дальнейшем удаляется в ходе газообмена).

Образовавшиеся при фотолизе воды протоны (H + ) скапливаются с внутренней стороны мембраны тилакоидов, а электроны - с внешней. В результате по обе стороны мембраны накапливаются противоположные заряды.

При достижении критической разницы, часть протонов проталкивается на внешнюю сторону мембраны через канал АТФ-синтетазы. В результате этого выделяется энергия, которая может быть использована для фосфорилирования молекул АДФ:

Световая фаза фотосинтеза - светозависимая фаза

Протоны, попав на поверхность мембраны тилакоидов, соединяются с электронами и образуют атомарный водород, который используется для восстановления молекулы-переносчика НАДФ (никотинамиддинуклеотидфосфат). Благодаря этому окисленная форма - НАФД + превращается в восстановленную - НАДФ∗H2.

  • Свободный кислород O2 - в результате фотолиза воды
  • АТФ - универсальный источник энергии
  • НАДФ∗H2 - форма запасания атомов водорода

Кислород удаляется из клетки как побочный продукт фотосинтеза, он совершенно не нужен растению. АТФ и НАДФ∗H2 в дальнейшем оказываются более полезны: они транспортируются в строму хлоропласта и принимают участие в светонезависимой фазе фотосинтеза.

Светонезависимая (темновая) фаза

Светонезависимая фаза происходит в строме (матриксе) хлоропласта постоянно: и днем, и ночью - вне зависимости от освещения.

При участии АТФ и НАДФ∗H2 происходит восстановление CO2 до глюкозы C6H12O6. В светонезависимой фазе происходит цикл Кальвина, в ходе которого и образуется глюкоза. Для образования одной молекулы глюкозы требуется 6 молекул CO2, 12 НАДФ∗H2 и 18 АТФ.

Темновая фаза фотосинтеза - светонезависимая фаза

Таким образом, в результате темновой (светонезависимой) фазы фотосинтеза образуется глюкоза, которая в дальнейшем может быть преобразована в крахмал, служащий для запасания питательных веществ у растений.

Значение фотосинтеза

Значение фотосинтеза невозможно переоценить. Уверенно утверждаю: именно благодаря этому процессу жизнь на Земле приобрела такие чудесные и изумительные формы, какие мы видим вокруг себя: удивительные растения, прекрасные цветы и самые разнообразные животные.

В разделе эволюции мы уже обсуждали, что изначально в составе атмосферы Земли не было кислорода: миллиарды лет назад его начали вырабатывать первые фотосинтезирующие бактерии - сине-зеленые водоросли (цианобактерии). Постепенно кислород накапливался, и со временем на Земле стало возможно аэробное (кислородное) дыхание. Возник озоновый слой, защищающий все живое на нашей планете от губительного ультрафиолета.

Озоновый слой

  • Синтезируют органические вещества, являющиеся пищей для всего живого на планете
  • Преобразуют энергию света в энергию химических связей, создают органическую массу
  • Растения поддерживают определенный процент содержания O2 в атмосфере, очищают ее от избытка CO2
  • Способствуют образованию защитного озонового экрана, поглощающего губительное для жизни ультрафиолетовое излучение

Дождевые леса Амазонии

Хемосинтез (греч. chemeia – химия + synthesis - синтез)

Хемосинтез - автотрофный тип питания, который характерен для некоторых микроорганизмов, способных создавать органические вещества из неорганических. Это осуществляется за счет энергии, получаемой при окислении других неорганических соединений (железо- , азото-, серосодержащих веществ).

Хемосинтез был открыт русским микробиологом С.Н. Виноградским в 1888 году. Большинство хемосинтезирующих бактерий относится к аэробам, для жизни им необходим кислород.

Хемосинтез у нитрифицирующих бактерий

При окислении неорганических веществ выделяется энергия, которую организмы запасают в виде энергии химических связей. Так нитрифицирующие бактерии последовательно окисляют аммиак до нитрита, а затем - нитрата. Нитраты могут быть усвоены растениями и служат удобрением.

  • Серобактерии - окисляют H2S --> S 0 --> (S +4 O3) 2- --> (S +6 O4) 2-
  • Железобактерии - окисляют Fe +2 -->Fe +3
  • Водородные бактерии - окисляют H2 --> H +1 2O
  • Карбоксидобактерии - окисляют CO до CO2
Значение хемосинтеза

Хемосинтезирующие бактерии являются неотъемлемым звеном круговорота в природе таких элементов как: азот, сера, железо.

Нитрифицирующие бактерии обеспечивают переработку (нейтрализацию) ядовитого вещества - аммиака. Они также обогащают почву нитратами, которые очень важны для нормального роста и развития растений.

Усвоение нитратов происходит за счет клубеньковых бактерий на корнях бобовых растений, однако важно помнить, что клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии, в отличие от нитрифицирующих бактерий, питаются гетеротрофно.

Клубеньковые бактерии

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Читайте также: