Приемы возделывания культурных растений

Обновлено: 07.07.2024

Технология возделывания полевых культур — это комплекс агротехнических приемов, выполняемых в определенной последовательности, направленный на удовлетворение требований биологии культуры и получение высокого урожая заданного качества.

Для того чтобы разработать научно обоснованную технологию возделывания культуры, сорта в конкретных почвенно-климатических условиях, необходимо знать требования биологии культуры, сорта и параметры почвенно-климатических условий.

Некоторые агротехнические приемы — основная и предпосевная подготовка почвы, внесение удобрений, подготовка семян к посеву, посев, уход за посевами, уборка урожая — выполняют при возделывании любой полевой культуры. Сумма этих приемов составляет ствол технологии возделывания полевых культур.

Ряд агротехнических приемов, свойственных агротехнике отдельной группы культур, сходных по особенностям биологии (осенний посев озимых), одного семейства (инокуляция семян бобовых культур перед посевом) или аналогичных по использованию (мочка льносоломы и конопляной соломы), представляют собой как бы технологические побеги второго порядка. Дополнительные агротехнические приемы, выполняемые при возделывании конкретной культуры, составляют особенности ее агротехники.

Все технологические приемы направлены на создание благоприятных условий для роста и развития возделываемой культуры, на удовлетворение требований ее биологии. В число задач, которые решаются технологическими приемами, входят: оптимизация водно-воздушного режима почвы с помощью обработки для нормального функционирования корневой системы; оптимизация режима питания культурных растений применением органических и минеральных удобрений; оптимизация реакции почвенного раствора известкованием или гипсованием почв; снижение конкуренции между выращиваемой культурой и сорняками мерами борьбы с засоренностью посевов; доведение посевного и посадочного материала до высших показателей посевного стандарта; подготовка выровненного, уплотненного в верхней части ложа для посева семян; распределение семян на одинаковую глубину и одинаковое расстояние в рядке друг от друга; защита растений от болезней и вредителей; регулирование роста, развития растений и качества урожая; снижение количественных и качественных потерь при уборке.

Эти задачи могут быть решены разными технологическими приемами. Например, для снижения засоренности посевов используют агротехнические приемы — лущение стерни, зяблевую вспашку, ранневесеннее боронование, допосевную культивацию, довсходовое и послевсходовое боронование, между­рядные обработки широкорядных посевов, а также химические средства борьбы с сорняками — гербициды. Некоторые из перечисленных агротехнических приемов выполняют и другие функции (кроме борьбы с сорняками) и не могут быть заменены применением гербицидов. Для составления технологической схемы возделывания культуры в конкретных условиях необходимо учитывать задачи отдельных технологических приемов:

1. Известкование: снижение кислотности почвы до уровня требований биологии возделываемых в севообороте культур;

2. Лущение стерни: перемешивание растительных остатков с почвой; разрушение капилляров верхнего слоя — закрытие влаги; создание условий для прорастания сорняков;

3. Внесение органических удобрений: улучшение режима питания культур и водно-физических свойств почвы;

4. Внесение минеральных удобрений: оптимизация режима минерального питания возделываемых культур;

5. Зяблевая вспашка: заделка пожнивных остатков, органических и фосфорно-калийных удобрений; улучшение водно-воздушного режима почвы для активизации ее микробиологической деятельности;

6. Перепашка зяби: рыхление пахотного слоя заплывающих почв; заделка органических и фосфорно-калийных удобрений при весеннем их внесении;

7. Весновспашка: заделка пожнивных остатков, органических и минеральных удобрений, рыхление пахотного слоя почвы (проводят в том случае, когда невозможно осуществить зяблевую вспашку);

8. Весеннее боронование зяби: разрыв капилляров верхнего слоя почвы закрытие влаги для культур поздневесеннего срока посева;

9. Весенняя подкормка азотом озимых культур и мятликовых трав: обеспечение стартового роста культур на почвах, обедненных азотистыми соединениями;

10. Весеннее боронование озимых и многолетних трав: осветление точки роста при осеннем перерастании озимых и многолетних трав;

11. Обработка почвы комбинированным агрегатом типа РВК: рыхление, выравнивание и прикатывание почвы перед посевом;

12. Предпосевная культивация: рыхление верхнего слоя почвы, борьба с сорняками;

13. Предпосевное прикатывание: уплотнение верхнего слоя легких почв, установление капиллярных связей;

14. Подготовка семян к посеву: фракционирование семян по размеру; доведение их до высших посевных стандартов; обеззараживание от патогенной микрофлоры; повышение всхожести и энергии прорастания;

15. Посев: распределение семян (посевного и посадочного материала) на одинаковую глубину, на равные расстояния друг от друга;

16. Послепосевное прикатывание: установление контакта мелких семян с капиллярами почвы;

17. Довсходовое боронование посевов: уничтожение нитей прорастающих семян сорняков, разрушение почвенной корки;

18. Послевсходовое боронование: уничтожение проростков сорняков;

19. Культивация междурядий: уничтожение сорняков в междурядьях, рыхление междурядий, подкормка культур минеральными удобрениями;

20. Корневая подкормка: улучшение минерального питания растений в отдельные периоды онтогенеза в соответствии с требованиями биологии культуры;

21. Окучивание: увеличение клубне- и корнеобитаемого объема и улучшение аэрации почвы, борьба с сорняками. Чаще всего применяют на картофеле;

22. Некорневая подкормка: компенсация недостаточного корневого питания растений; улучшение качества урожая;

23. Обработка посевов пестицидами: гербициды — предотвращение появления сорняков, уничтожение вегетирующих сорняков; фунгициды и бактерициды — предотвращение развития или снижение вредоносности болезней; инсектициды — снижение повреждений растений вредными насекомыми;

24. Применение биологически активных веществ: регулирование роста и развития растений. Ретарданты — предотвращение полегания; сениканты — усиление оттока пластических веществ в запасающие органы; десиканты — подсушивание растений, завершение вегетации; дефолианты — освобождение от листьев растений, подготовка к уборке;

25. Обкашивание полей: подготовка поля к уборке — исключение из общей массы урожая краевых, наиболее засоренных полос;

26. Уборка: сбор урожая с поля с минимальными потерями количества и качества продукции.

Каждый технологический прием решает свою задачу, если он выполнен в срок и с определенным качеством. Нарушение срока или технологических требований операции может привести к негативным результатам.

Ребята, мы с вами живем в сельской местности. Наши папы, мамы, бабушки и дедушки трудятся на предприятиях нашего поселка. И многие семьи имеют целые династии животноводов, механизаторов, доярок. Многие из них являются передовиками производства. Эти профессии возникли давно. А как вы думаете, долго ли они будут существовать?

Растениево́дство — возделывание культурных растений с целью их использования как источника продуктов питания, получения продукции для кормовых целей, а также сырья для промышленности и иных, в том числе декоративных целей. Растениеводство как наука изучает многообразие сортов, гибридов, форм сельскохозяйственных культур, особенности биологии и наиболее совершенные приёмы возделывания, которые обеспечивают высокую урожайность и качество при наименьших затратах. Растениеводство включает в себя полеводство, овощеводство, плодоводство, виноградарство, луговодство, лесоводство и цветоводство.

Растения, выращиваемые человеком для получения продуктов питания, сырья для промышленности, в декоративных целях, называются культурными растениями. Их также называют сельскохозяйственными растениями или сельскохозяйственными культурами.

Культурные растения получены человеком в результате специального разведения, возделывания, т.е. культивирования. Ценные для человека свойства культурные растения приобрели в процессе отбора лучших образцов и селекции.

Селекцией называют также отрасль сельского хозяйства, занимающуюся выведением новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных.





Из восьми перечисленных вами направлений (отраслей) растениеводства в нашей области более развиты: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.

Полево́дство — одна из основных отраслей земледелия (растениеводства), связанная с производством полевых (преимущественно однолетних яровых и озимых) культур.

Овощеводство — отрасль растениеводства, занимающаяся производством овощей — сочных органов (плодов, корневых образований, клубней, луковиц, листьев, стеблей, соцветий) однолетних, мало- и многолетних травянистых растений, употребляемых в пищу в сыром и переработанном виде, а также съедобных грибов.

Плодоводство - отрасль растениеводства, занимающиеся разведением плодовых культур на обособленных земельных массивах и приусадебных участках (наз. плодовыми садами) с целью получения плодов, ягод и орехов.

Цветово́дство — отрасль растениеводства, занимающаяся селекцией и выращиванием красивоцветущих и других растений в декоративных целях: для срезки букетов, создания оранжерей и зелёных насаждений открытого грунта, а также для украшения жилых и производственных помещений.

Ходоровская Анна Михайловна

Цель работы. Изучить, как используются научные приёмы возделывания различных культур в приусадебных хозяйствах и в больших коллективных хозяйствах на территории окрестностей села Нарышкино.

Задачи.

1. Изучить литературу по теме: использования различных приёмов возделывания культурных растений на личном огороде и в сельских хозяйствах.

2. На основе анкетирования и личного опыта провести исследования использования различных агротехнических приёмов при возделывании сельскохозяйственных культур на приусадебных участках в нашей местности.

3. Исследовать, каким образом используются эти приёмы в личных хозяйствах, использовать личный опыт и опыт односельчан.

4. Изучить, как влияют различные приёмы на урожайность сельскохозяйственных культур.

5. Изучить какие вредители растений, больше всего уменьшают урожай различных культур.

6. Изучить каким образом односельчане борются с вредителями сельского хозяйства.

7. На основании полученных данных сделать календарь сельскохозяйственных работ.

ВложениеРазмер
agrotehna_nastya.doc 363 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный этап Всероссийского конкурса

юных исследователей окружающей среды.

"Агротехника и экология культурных растений"

"Исследование использования различных приёмов возделывания культурных растений на личном огороде и в сельских хозяйствах окрестностей села … Тульской области"

  1. Введение___________________________________________3
  2. Литературный обзор_________________________________3
  3. Методика исследования_____________________________4
  4. Календарь садовода________________________________4
  5. Результаты анкетирования___________________________7
  6. Анализ погоды и фенологические наблюдения

за 2009 и 2010 годы__________________________________12

  1. Данные 13
  2. Выводы по анализу с/х работ на индивидуальных
  1. Выводы по анализу с/х работ в крупных хозяйствах____17

Я живу в сельскохозяйственной местности, каждая семья в нашем посёлке имеет приусадебный участок, сажает различные культуры, при этом использует или не использует различные агротехнические приёмы. Очень часто весной, летом, осенью жительницы - мои односельчане ведут разговоры о том, что (какое растение) посадить, когда посадить, обмениваются растениями, семенами, саженцами, дают друг другу советы по выращиванию различных культур, слушают прогноз погоды на сезон, собирают урожай, борются с вредителями и различными болезнями растений. Год назад я задумалась о теме данной работы, захотелось по больше узнать об агротехнических приёмах применяемых жителями нашего посёлка, а также познакомиться с агротехническими приёмами, применяемыми в наших ведущих больших хозяйствах … В дальнейшем я хочу стать агрономом и научить людей правильно и эффективно использовать нашу землю для получения наилучшего урожая.

Цель работы. Изучить, как используются научные приёмы возделывания различных культур в приусадебных хозяйствах и в больших коллективных хозяйствах на территории окрестностей села.

  1. Изучить литературу по теме: использования различных приёмов возделывания культурных растений на личном огороде и в сельских хозяйствах.
  2. На основе анкетирования и личного опыта провести исследования использования различных агротехнических приёмов при возделывании сельскохозяйственных культур на приусадебных участках в нашей местности.
  3. Исследовать, каким образом используются эти приёмы в личных хозяйствах, использовать личный опыт и опыт односельчан.
  4. Изучить, как влияют различные приёмы на урожайность сельскохозяйственных культур.
  5. Изучить какие вредители растений, больше всего уменьшают урожай различных культур.
  6. Изучить каким образом односельчане борются с вредителями сельского хозяйства.
  7. На основании полученных данных сделать календарь сельскохозяйственных работ.

При подготовке к выполнению работы была изучена следующая литература.

  1. Школа юннатов. Твой огород./ Анатолий Онегов. Автор в очень доступной форме рассказывает, какие необходимо производить работы на приусадебном участке шаг за шагом. В книге рассказываются о проблемах начинающих огородников и путях решения.
  2. Еженедельник садовода и фермера/ Редактор А.М. Голохвастов. В этой книге очень популярно дан календарь садовода и приведены основные правила выращивания различных культур.
  3. Домашний огород./Л.А.Галахов. В книге приведены сведения о почве, удобрениях, семенах. даны рекомендации о поливке и прополке, а также - о возделывании различных огородных растениях.
  4. Учебные задания по сельскохозяйственному труду6 5-9кл./Г.Г. Захарченко. К книге даны различные задания, помогающие научиться правильно возделывать различные культуры.
  5. Пособие для учителя труда под редакцией проф. Д.И. Трайтака. В книге раскрыты общие вопросы поведения работ на учебно-опытном участке. Книга предназначена для учителей сельскохозяйственного труда, в ней даны ответы на многие вопросы по работе на участке

Работа выполнялась в течение 2009-2010 годов на территории окрестностей села Нарышкино.

4. Календарь садовода.

После изучения соответствующей литературы, опыта с/х работ в нашем населённом пункте был составлен этот календарь садовода.

  • Утаптывайте снег под деревьями, чтобы в рыхлом снегу мыши не могли погрызть кору.
  • Снег накидывайте на землянику, малину.
  • Подкормите птиц.
  • Подготовьте материал для теплиц, садовый инструмент
  • Собирайте яичную скорлупу, чесночную шелуху, древесную золу.
  • Составляйте план посадок на этот год.
  • Проверьте клубни георгинов, луковицы гладиолусов, лука, чеснока.
  • В конце месяца посейте на рассаду перец и баклажаны.
  • Обрежьте деревья и кусты и соберите засохшие листья и падалицу, сожгите их ( в них зимуют вредители)
  • Кусты смородины и крыжовника облейте кипятком (на 10л воды 2г борной кислоты и кристаллик марганцовки) - от парши.
  • Посейте семена томатов, перца и баклажанов на рассаду
  • Опрыскайте концентрированным раствором нитроаммофоски (500г на 10л воды) кустарники в период набухания почек. (либо 2 стакана древесной золы залить кипятком, через сутки долить до10л и опрыскивать кусты этим раствором)
  • Подкормите азотным удобрением(1ст.ложка на 10л воды) щавель, петрушку, землянику, лук, многолетние цветы.
  • Откройте розы, оставив на них ящики.
  • Проращивание картофеля.
  • Мыльно-зольно-керосиновым раствором опрыскайте кустарники в период распускания почек.
  • Накройте плёнкой парник, посейте цветную капусту на рассаду.
  • Подкормите малину жидким навозом.
  • Пересадите саженцы деревьев и кустарников.
  • Посейте в грунт ранние цветы
  • Высадите на рассаду тыкву.
  • В период бутонизации опрыскивайте кусты настоем против листососущих и листогрызущих вредителей.
  • Мыльно-зольно-керосиновым раствором опрыскивать деревья в период распускания почек.
  • Посадите молодую землянику.
  • Во время цветения вишни сделайте опрыскивание деревьев от против листогрызущих вредителей.
  • Не забывайте поливать взошедшие овощи- они совершенно не переносят сухости почвы.
  • Высадите в грунт рассаду раннего картофеля.
  • Замочите на двое суток и высадите с 10 по 15 мая семена свеклы.
  • Еще раз посейте укроп, редис, салат, репу.
  • С5 по 10 мая в парники посадите сухие семена огурцов.
  • С 10 по 15 мая посадите лук-севок, предварительно замочив его в розовом растворе марганцовки.
  • Снимите ящики с роз подкормите навозом.
  • Рано утром собирайте и уничтожайте крестоцветную блошку и долгоносика с земляники и малины.
  • Подкормите рассаду помидоров, перца, баклажанов.
  • Вырежьте лишнюю молодую поросль у малины.
  • Во время разворачивания листьев произведите обильный полив яблонь.
  • При сухой погоде поливайте землянику, малину, чёрную смородину.
  • Картофель сажают во время цветения черёмухи.
  • высадите семена подсолнечника, гороха, бобов.
  • Посадите рассаду цветной капусты.
  • Посейте семена поздних однолетних цветов в грунт.
  • Выполите сорняки.
  • Возможны ночные заморозки, подготовьте дымовые кучи.
  • Высадите георгины, гладиолусы, бархатцы.
  • посадите многолетние корневищные цветы.
  • Окучьте помидоры, баклажаны.
  • При сухой погоде необходима поливка кустарников и овощей.
  • Скосите сорняки, они могут быть рассадниками различных болезней.
  • Если на смородине появились оранжевые утолщения - бокальчатая ржавчина - сделайте опрыскивание раствором чеснока или питьевой соды.
  • Произведите прополку и подкормку цветников.
  • Вечером по завязи и листве опрыскайте смородину и крыжовник розовым раствором марганцовки.
  • Если стоит сырая погода, от серой гнили посыпьте печной золой вокруг кустиков земляники и под малиной.
  • Выломайте пасынки у помидоров и баклажанов.
  • Окучивайте картофель.
  • Срывайте щавель и ревень.
  • Удалите стрелки у лука и чеснока.
  • Огурцы при появлении признаков мозаики опылите сухой горчицей или настоем из листьев хрена.
  • У люпинов надо срезать цветоносы не давая им осемениться под корень, не оставляя пеньков (иначе корневища могут загнить).
  • Подкормите огурцы, кабачки, тыкву.
  • Окучивайте томаты, баклажаны.
  • Поливку, подкормку, опрыскивание следует делать вечером, после17 часов, а прополку, рыхление, срезку цветов, сбор ягод, огурцов, и других овощей - утром, до 10 часов.
  • Надо повторно окучить картофель.
  • Во время плодоношения не поливайте землянику и прекратите поливать смородину - у неё могут растрескаться ягоды.
  • Периодически опрыскивайте томаты против фитофторы.
  • После сбора урожая земляники срежьте цветоносы и все листья целиком до розетки. Полейте горячим (+60̊С) розовым раствором марганцовки, подкормите и подсыпьте к корням плодородной земли.
  • Систематически уничтожайте падалицу под яблонями.
  • Проведите фосфорную подкормку деревьев.
  • Прищепите верхушки у помидоров и баклажанов.
  • После уборки урожая смородины надо прополоть её, обильно полить и подкормить фосфорно-калийными удобрениями.
  • Прищепите верхушки у молодых побегов на кустах смородины и крыжовника. Против мучнистой росы (белый налёт на листьях) в сухое лето регулярно опрыскивайте кусты мыльно-зольным раствором.
  • Выкопайте, промойте в воде, затем подержите 10 минут в ярко-розовом растворе марганцовки луковицы тюльпанов и гиацинтов. Просушите их.
  • Произведите второе прореживание и вторую подкормку овощей.
  • Прищепите концы боковых побегов у малины, когда они достигнут длины 40 см.
  • После сбора урожая малины и крыжовника обильно полейте и подкормите кусты так же как и смородину. У малины вырежьте отплодоносившие побеги, до основания не оставляя пеньков.
  • С наступлением холодных ночей (после 2 августа) снимите урожай томатов. урожай перца и баклажанов снимите в конце месяца.
  • Удалите прикорневую поросль у вишни, слив, роз и облепихи.
  • Посадите салат, редис, укроп, а также многие многолетние цветы.
  • В конце месяца уберите овощи, кроме моркови и капусты.
  • Приведите в порядок цветники.
  • Вымойте и уберите на хранение плёнку.
  • в конце месяца прищепите концы молодых побегов у молодых плодовых деревьев.
  • Срежьте цветы гладиолусов и через две недели выкопайте луковицы, отрежьте стебли, промойте в воде, затем подержите 10 минут в ярко-розовом растворе марганцовки, просушите.
  • До 10 сентября надо сделать новые посадки земляники.
  • До 20 сентября высадите луковицы гиацинтов, тюльпанов, лилий, чеснока.
  • снимите урожай ранних яблок, подкормите молодые деревья, перекопайте приствольные круги и если сухая погода проведите третью поливку.
  • Выкопайте картофель и клубни георгинов.
  • Снимите урожай рябины, облепихи, калины.
  • Срежьте флоксы.
  • Срежьте до земли пионы и опрыскайте их бордосской жидкостью.
  • Срежьте листья у ирисов.
  • Снимите урожай оставшихся яблок.
  • Снимите урожай моркови и капусты, сделайте заготовку зелени на зиму, часть петрушки оставьте в земле - рано весной будет зелень.
  • Внесите удобрения на овощные грядки.
  • Срежьте хризантемы и астры.
  • Укройте на зиму розы ящиками, а поверх них лапником.
  • Окучьте пионы, хризантемы, флоксы.
  • Накройте лапником ирисы и луковичные растения.
  • Обработайте луковицы гладиолусов и клубни георгинов промойте в воде, затем подержите 10 минут в ярко-розовом растворе марганцовки, просушите и сложите на хранение.
  • Заготовьте сухую землю для рассады.
  • Обработайте теплицы.
  • В конце месяца можно сделать подземный сев хладостойких овощей и зелени( морковь репа, капуста, петрушка, салат, шпинат, щавель, лук-чернушка), но лучше отложить сев до марта, овощи могут взойти при температуре +3,+5̊С, и если ударит мороз без снега, всходы замёрзнут.
  • Приобретайте пленку, инструменты, семена, удобрения.
  • Изучайте литературу.
  • Собирайте золу, яичную скорлупу

Зимой важно подкармливать птиц, а весной необходимо привлекать птиц-помощников. У нас живут скворцы, которые уничтожают много насекомых вредителей. (фото автора)

5. Результаты анкетирования.

Был произведён опрос учителей, односельчан, имеющих приусадебные участки, о том какие культуры они сажают, какие вредители уменьшают урожай, какие агротехнические приёмы знают и применяют, и т. п. Полученные данные были занесены в таблицы №1 и №2, всего было опрошено 14 человек.

Количество человек сажающих данную культуру /в%

Количество человек выращивающих рассаду/в% от тех кто выращивает

Вредители и болезни

Колорадский жук, фитофтора

калибровка и закаливание семян,

Высев в почву, рыхление, прополка, окучивание, прореживание, пасынкование, поливка, подвязывание и др.

Читайте также: