При скрещивании растений ржи с нормальными листьями с растениями имеющими гофрированные листья

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Так как в f2 соотношение примерно 3: 1, то норм.л. - дом.,а гоф.л. - рец. а - норм.л а - гоф.л так как f2 в соотношении 3: 1, то это второй закон менделя. получается генотип их обоих родителей (f1) - аа. так как в f1 все потомство единообразно, то это первый закон менделя. получается у одного родителя генотип аа, а у другого аа. ответ: генотип родителей - аа и аа; генотип гибридов первого поколения - аа; генотип гибридов второго поколения - аа, аа, аа, аа. п.с. если есть вопросы - спрашивай

а)форме,строению и числу хромасом в ядре;

ведь у каждого вида организма свой состав хромосом

формы мышления человека: наглядно-действенное, базирующееся на непосредственном восприятии предметов в процессе действий с ними;

дедуктивное, опирающееся на логический вывод "от общего к частному" или "от частного к частному", сделанный в соответствии с правилами логики; абстрактно-логическое, или , мышление, представляющее собой наиболее сложную форму.

Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие "буква" - "цифра" должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.

Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговер не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?

А – гладкие семена, а – морщинистые семена, B – наличие усиков, b – отсутствие усиков, АВ сцеплены

гладкие семена, с усиками морщинистые семена, без усиков

гладкие семена, с усиками морщинистые семена, без усиков

aabb - гладкие семена, с усиками,aabb – морщинистые семена, без усиков.

генотипы и фенотипы потомков:

aabb - гладкие семена, с усиками;aabb - морщинистые семена, без усиков.

соотношение особей в потомстве по генотипу и фенотипу 1:1

проявляется закон сцепленного наследования признаков, т. к. гены двух признаков сцеплены и находятся в одной хромосоме.

При скрещивании дигетерозиготного растения китайской примулы с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой и растения с красными цветками, круглой пыльцой в потомстве получилось: 51 растение с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой; 15 – с фиолетовыми цветками, круглой пыльцой; 12 – с красными цветками, овальной пыльцой; 59 – с красными цветками, круглой пыльцой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.

А – фиолетовые цветки, а – красные цветки, B – овальная пыльца, b – круглая пыльца

фиол. цветки, овал. пыльца красн. цветки, кругл. пыльца

G AB, Аb, aB, ab ab

F1 51 АаBb – с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой;

15 Ааbb – с фиолетовыми цветками, круглой пыльцой;

12 ааBb – с красными цветками, овальной пыльцой;

59 ааbb – с красными цветками, круглой пыльцой;

генотипы родителей:АaBb - с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой; aabb - с красными цветками, круглой пыльцой

генотипы потомства f1:AaBb - с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой; Aabb - фиолетовыми цветками, круглой пыльцой; aaBb - с красными цветками, овальной пыльцой; aabb - с красными цветками, круглой пыльцой.

присутствие в потомстве двух групп особей (51 растение с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой; 59 – с красными цветками, круглой пыльцой) примерно в равных долях – результат сцепления генов A и B, а и b. Две другие фенотипические группы образуются в результате кроссинговера.

Воробьёв, имеющих длинные крылья и серую окраску тела, скрестили с воробьями (самцами), имеющими черную окраску тела и короткие крылья. В первом поколении все воробьи были серые и длиннокрылые. При скрещивании гибридов первого поколения с самцом из первого скрещивания во втором поколении получили 18 с серым телом и длинными крыльями, 1 с черным телом и длинными крыльями, 21 с черным телом и короткими крыльями и 2 с серым телом и короткими крыльями. Определите генотипы родителей в первом и втором скрещиваниях, генотипы потомков во втором скрещивании. Составьте схему решения задачи.

Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

А – длинные крылья, а – короткие крылья, B- серое тело, b – черное тело.

длинные крылья, серое тело короткие крылья, чёрное тело

длинные крылья, серое тело

Р ♀ AaBb х ♂ aabb

длинные крылья, серое тело короткие крылья, чёрное тело

G AB, Ab, aB, ab ab

AaBb - длинные крылья, серое тело - 18

Aabb - длинные крылья, чёрное тело - 1

aaBb - короткие крылья, серое тело - 2

aabb - короткие крылья, чёрное тело - 21

генотипы родителей в первом скрещивании: ♀ aabb, ♂aabb;генотипы родителей во втором скрещивании: ♀ aabb, ♂ aabb.

генотипы потомков во втором скрещивании:aabb - длинные крылья, серое телоaabb – длинные крылья, чёрное телоaabb – короткие крылья, серое телоaabb - короткие крылья, чёрное тело

проявляется закон сцепленного наследования признаков, т. к. доминантные и рецессивные гены попарно сцеплены и находятся в одной хромосоме, гаметы ab и ab образуются в результате кроссинговера.

При скрещивании растений томатов с нормальной высотой стебля (А) и круглыми плодами (В) с растениями, имеющими карликовый рост стебля и овальные плоды, в потомстве получили две фенотипические группы в соотношении 1 : 1 (нормальная высота стебля, круглые плоды и карликовый стебель, овальные плоды). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства. Объясните причину появления двух фенотипических групп в потомстве.

А – норм. высота, а – карлик. рост, B- круг. плоды, b – овал. плоды.

норм. высота, круг. плоды карлик.. рост, овал. плоды

норм. высота, круг. плоды карлик.. рост, овал. плоды

генотипы родителей: ааbb (гаметы ав, аb) и ааbb (гаметы аb);

генотипы и фенотипы потомства: ааbb (нормальная высота стебля, круглые плоды) и ааbb (карликовые стебли, овальные плоды);

появление двух фенотипических групп в потомстве связано со сцепленным наследованием признаков (полное сцепление), гены высоты стебля и формы плода находятся в одной паре гомологичных хромосом.

Гибридная мышь, полученная от скрещивания чистой линии мышей с извитой шерстью (а) нормальной длины (B) с чистой линией, имеющей прямую длинную шерсть, была скрещена с самцом, который имел извитую длинную шерсть. В потомстве 40% мышей имели прямую длинную шерсть, 40% − извитую шерсть нормальной длины, 10% − прямую нормальной длины и 10% − извитую длинную шерсть. Определите генотипы всех особей. Составьте схемы скрещиваний. Какой закон проявляется в данном случае? Объясните формирование четырёх фенотипических групп.

А — прямая шерсть

а — извитая шерсть

В — нормальная длина шерсти

b — длинная шерсть

извитая нормальной длины шерсть прямая длинная шерсть

прямая шерсть нормальной длины

Р ♀ АаВb х ♂ ааbb

прямая шерсть нормальной длины извитая длинная шерсть

G АВ, аВ, Аb, аb аb

10% прямая шерсть нормальной длины

40% извитая шерсть нормальной длины

40% прямая шерсть, длинная шерсть

10% извитая шерсть, длинная шерсть

родители в первом скрещивании имеют генотипы аавв, ааbb; их потомство имеет генотип аавв.

родители во втором скрещивании имеют генотипы: самка - аавb, самец - ааbb. генотипы потомков во втором скрещивании: аавb, аавb, ааbb, ааbb.

в данном случае проявляется закон сцепленного наследования признаков, так как гены a и b, a и b попарно сцеплены и находятся в одной хромосоме. гаметы ав и аb появились в результате кроссинговера.


Если при анализирующем скрещивании всё потомство получилось одинаковым, значит, анализируемый организм был доминантной гомозиготой (закон единообразия).

Во втором скрещивании проявляется закон сцепленного наследования, поскольку у организма BV/bv образуется только два вида гамет BV и bv, а гаметы Bv и bV не образуются.

Митотический цикл и фазы митоза. Генетическая роль митоза.

Расщепление по фенотипу и генотипу во втором поколении при моногенном контроле признака и разных типах аллельных взаимодействий (3:1, 1:2, 1:1).

Значение анализирующего скрещивания при изучении кроссинговера.

Пластидная наследственность. Наследование пестролистности у растений.

Представление о прямых и обратных, генеративных и соматических мутациях.

Закон Харди - Вайнберга, возможности его применения.

При скрещивании двух сортов томатов с желтыми и красными плодами в F 2 получено расщепление: 58 растений с красными и 14 – с желтыми плодами. Как наследуется окраска плодов томатов? Каковы генотипы исходных сортов, фенотип и генотип гибридов F 1 ?

От скрещивания растений ржи с нормальным колосом и красными ушками на листьях с растениями, имеющими ветвистый колос и белые ушки, были получены гибриды с нормальным колосом и красными ушками. В F 2 произошло расщепление: 128 растений имели нормальный колос и красные ушки, 35 - нормальный колос и белые ушки, 43 - ветвистый колос и красные ушки и 12 - ветвистый колос и белые ушки. Определите, как наследуется признаки и каковы генотипы исходных растений и F 1 .

Установлено, что гены сцеплены и расположены в хромосоме в следующем порядке: А-В-С. Расстояние между генами А и В 8% кроссинговера, между генами В и С 10%. Каково ожидаемое соотношение фенотипов в потомстве анализирующего скрещивания с генотипом Авс/авС?

Аспарагин - глицин - фенилаланин - пролин - треонин - аминокислоты, последовательно составляющие полипептид. Определите структуру участка ДНК, кодирующего данный полипептид.

Мейоз и образование гамет. Генетическая роль мейоза.

Анализирующее скрещивание, анализ типов и соотношения гамет у гибридов.

Представление о спонтанных и индуцированных мутациях.

Митохондриальная наследственность. Наследование дыхательной недостаточности у дрожжей и нейроспоры.

Классификация генных мутаций.

Формы отбора: дизруптивный. Роль генетических факторов в эволюции.

Зеленозерный сорт ржи при скрещивании с белозерным дает в F 1 зеленые семена, а в F 2 - расщепление по окраске 89 семян зеленых, 28 желтых, и 39 белых. Как наследуется окраска семян? Каковы генотипы исходных сортов?

У крупного рогатого скота красная окраска (R) у шортгорнской породы доминирует над белой (r), а безрогость (комолость) (Р) доминирует над рогатостью (р). Гетерозиготные по генам окраски животные этой породы имеют чалый цвет шерсти. Чалая комолая корова спарена с красным рогатым быком. Какой тип потомства можно ожидать от этого скрещивания?

У человека доминантный ген элиптоцитоза (El) и ген, обусловливающий наличие резус антигена в эритроцитах (D), локализованы в одной и той же аутосоме, на расстоянии 20 морганид. Какие гаметы и в каком количестве образуются у женщины с генотипом Eld // elD?

Полипептид состоит из следующих аминокислот: валин-аланин-глицин-лизин-триптофан-валин-серин-глутаминовая кислота. Определите структуру участка ДНК, кодирующего указанный полипептид.

Конъюгация хромосом. Редукция числа хромосом. Генетическая роль митоза и мейоза.

Расщепление по фенотипу и генотипу в анализирующем скрещивании при моногенном контроле признака и разных типах аллельных взаимодействий (3:1, 1:2, 1:1).

Половые хромосомы, гомо- и гетерогаметный пол.

Цитоплазматическая мужская стерильность у растений.

Нуллисомики. Особенности мейоза и образования гамет у анеуплоидов, их жизнеспособность и плодовитость.

Стабилизирующий отбор. Роль генетических факторов в эволюции.

При скрещивании растений хлопчатника, имеющих цельнокрайные листья, с растениями с рассеченными листьями было получено 105 растений, листья которых оказались неполно рассеченными. В F 2 189 растений имели неполно рассеченные листья, 89 - рассеченные и 95 - цельнокрайные. Как наследуется признак?

У львиного зева красная окраска цветка R не полностью доминирует над белой r. Сочетание генов Rr обуславливает розовую окраску цветка. Нормальная форма цветка N доминирует над пилорической n. Определить окраску и форму цветка у растений, имеющих следующие генотипы: а) RRNn; б) RrNn; в) RrNN; г) Rrnn; д) rrNN; е) rrNn; ж) RRnn; з) rrnn; и) RRNN.

У человека доминантный ген элиптоцитоза (El) и ген, обусловливающий наличие резус антигена в эритроцитах (D), локализованы в одной и той же аутосоме, на расстоянии 20 морганид. Какие гаметы и в каком количестве образуются у мужчины с генотипом ElD // eld?

Участок молекулы ДНК, кодирующий часть полипептида, имеет следующее строение: АЦЦАТАГТЦЦААГГАG. Определите последовательность аминокислот в полипептиде.

Кариотип. Парность хромосом в соматических клетках.

Представление об аллелях и их взаимодействиях: полное и неполное доминирование, кодоминирование.

Типы хромосомного определения пола.

Наследования каппа-частиц у парамеции при разных способах размножения (при нормальной и продленной конъюгации, при аутогамии).

Моносомики. Особенности мейоза и образования гамет у анеуплоидов, их жизнеспособность и плодовитость.

Формы отбора: движущий. Роль генетических факторов в эволюции.

У львиного зева и ночной красавицы красная окраска цветков R не полностью доминирует над белой окраской r. Взаимодействие генов дает розовую окраску цветков. Определить окраску цветков в потомстве следующих скрещиваний: а) Rr x Rr; б) RR x Rr; в) rr x RR; г) Rr x rr.

Растение имеет генотип АаВвссДдЕе. Сколько типов гамет образует это растение? Сколько классов по фенотипу и генотипу и в каком соотношении может быть получено при самоопылении этого растения (при условии полного доминирования по всем генам).

Классическая гемофилия и дальтонизм – рецессивные, сцепленные с полом признаки. Расстояние между генами – 9,8 сМ. Девушка, отец которой страдал одновременно и гемофилией и дальтонизмом, а мать была здорова и происходила из здоровой семьи, вышла замуж за здорового мужчину. Какие фенотипы и с какими вероятностями возможны у детей от этого брака?

Укажите последовательность нуклеотидов участков молекулы информационной РНК, образовавшихся на участках гена, в которых нуклеотиды ДНК расположены следующим образом:

а) А А Т Ц А Ц Г А Т Ц Ц Т Т Ц Т А Г Г А Г Г;

б) А Т Ц А Т Т Ц Ц Г Г А Т Т Ц Г Г Ц Ц А А Г.

Свойства генетического кода. Доказательства триплетности кода.

Закономерности наследования в ди- и полигибридных скрещиваниях, при моногенном контроле каждого признака.

Наследование признаков, сцепленных с полом.

Аллополиплоиды. Амфидиплоидия как механизм возникновения плодовитых аллополиплоидов.

Естественный отбор как направляющий фактор эволюции популяций.

Родители имеют первую группу крови. Определить вероятность рождения ребенка I,II,II, IV групп. Родители гетерозиготны по третьей группе крови. Определить вероятность рождения ребенка третьей группы крови.

Мужчина-негемофилик с группой крови АВ женился на здоровой женщине с группой крови О, отец которой страдал гемофилией. Определите их генотипы. Какие фенотипы можно ожидать в потомстве этих супругов, и с какой вероятностью?

У человека доминантный ген элиптоцитоза (El) и ген, обусловливающий наличие резус антигена в эритроцитах (D), локализованы в одной и той же аутосоме, на расстоянии 20 морганид. Какие гаметы и в каком количестве образуются у женщины с генотипом Eld // elD? у мужчины с генотипом ElD // eld?

Какие изменения произойдут в строении белка в кодирующем его участке ДНК – ТААЦАААГААЦАААА, если между 10-м и 11-м нуклеотидами включить цитозин, между 13-м и 14-м - тимин, а на конце прибавить еще один аденин?

Вариант 6

Строение хромосом: хроматида, хромомеры, эухроматические и гетерохроматические районы хромосом.

Закон "чистоты гамет". Гомозиготность и гетерозиготность.

Цитологические доказательства кроссинговера.

Молекулярная организация хромосом прокариот и эукариот. Компоненты хроматина: ДНК, РНК, гистоны, другие белки. Уровни упаковки хроматина, нуклеосомы.

Автополиплоиды, особенности мейоза и характер наследования.

Понятие о внутрипопуляционном генетическом полиморфизме и генетическом грузе.

При скрещивании между собой черных мышей всегда получается черное потомство. При скрещивании между собой желтых мышей всегда происходит расщепление: 1/3 потомства — черные, 2/3 — желтые. Как это можно объяснить? Какие скрещивания можно поставить, чтобы проверить правильность вашего предположения и какие результаты вы ожидаете получить?

Какие типы гамет образуют растения, имеющие генотипы: а) АаВВСс; б) ааВвСс; в) АаВвСс; г) АаВвСсDD.

У томатов высокий рост стебля доминирует над карликовым, а шаровидная форма плода над грушевидной. Гены высоты стебля и форм плода сцеплены и находятся друг от друга на расстоянии 20 морганид. Скрещено гетерозиготное по обоим признакам растение с карликовым, имеющим грушевидные плоды. Какое потомство следует ожидать от этого скрещивания?

Укажите последовательность нуклеотидов участков молекулы информационной РНК, образовавшихся на участках гена, в которых нуклеотиды ДНК расположены следующим образом:

а) Т Ц Г Ц Г Т А А Г Ц Т Г Г Ц Т Т А Г Ц Ц Г;

б) Г Ц Ц Т А Г Ц Т Г Ц Ц Г Ц Т Т А Г Т Ц Т Т;

Молекулярная организация хромосом прокариот.

Представление Г. Менделя о дискретной наследственности (факториальная гипотеза). Закон независимого наследования генов.

Значение работ школы Т. Моргана в изучении сцепленного наследования признаков.

Материнский эффект цитоплазмы. Наследование завитка у моллюсков.

Геномные изменения: полиплоидия, анеуплоидия. Роль полиплоидии в эволюции и селекции.

Факторы динамики генетического состава популяции: межпопуляционные миграции, действие отбора.

Отец и сын – дальтоники, а мать различает цвета нормально. Определите генотип родителей и ребенка. Правильно ли будет сказать, что в этой семье сын унаследовал свой недостаток от отца?

При скрещивании высокорослого растения томата с шаровидными плодами с карликовым растением с грушевидными плодами в первом поколении получили высокорослые растения с шаровидными плодами. В анализирующем скрещивании получили следующее расщепление:

398 высоких растений с шаровидными плодами;

103 высоких с грушевидными плодами;

97 карликовых с шаровидными плодами;

395 карликовых с грушевидными плодами.

Объясните результаты, определите генотипы родителей и гибридов первого поколения.

Классическая гемофилия и дальтонизм – рецессивные, сцепленные с полом признаки. Расстояние между генами – 9,8 сМ. Девушка, отец которой страдал одновременно и гемофилией и дальтонизмом, а мать была здорова и происходила из здоровой семьи, вышла замуж за здорового мужчину. Какие фенотипы и с какими вероятностями возможны у детей от этого брака?

Один из полипептидов имеет следующие аминокислоты: лизин-аспарагиновая кислота-глицин-треонин-аспарагиновая кислота-глутаминовая кислота-цистеин. Определите и-РНК, управляющую синтезом указаного полипептида.

Молекулярная организация хромосом эукариот.

Закономерности наследования при моногибридном скрещивании, открытые Г. Менделем.

Особенности наследования при сцеплении. Группы сцепления.

Методы изучения генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, онтогенетический, популяционный.

Комбинативная изменчивость, механизм ее возникновения, роль в эволюции и селекции.

Факторы динамики генетического состава популяции: (дрейф генов), мутационный процесс.

При скрещивании растений гороха, имеющих темно-фиолетовую окраску незрелых бобов, с растением с бобами зеленого цвета в первом поколении получили растения с темно-фиолетовыми бобами. Во втором поколении произошло расщепление: 58 растений с темно-фиолетовыми бобами и 37 – с зелеными. Как наследуется признак? Определите генотипы исходных форм и гибридов.

Кареглазая женщина, обладающая нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал дальтонизмом, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Какого потомства можно ждать от этой пары в отношении указанных признаков?

Установлено, что гены сцеплены и расположены в хромосоме в следующем порядке: А-В-С. Расстояние между генами А и В 8% кроссинговера, между генами В и С 10%. Каково ожидаемое соотношение фенотипов в потомстве анализирующего скрещивания с генотипом Авс/авС?

Какими последовательностями нуклеотидов информационной РНК кодируются следующие последовательности аминокислот белка:

а) фенилаланин - пролин - пролин - серин;

б) треонин - триптофан - тирозин - валин;

в) треонин - триптофан - валин - серин.

Компоненты хроматина: ДНК, РНК, гистоны, другие белки.

Цели и принципы генетического анализа. Методы генетического анализа: цитогенетический, генеалогический, популяционный.

Кроссинговер. Доказательства происхождения кроссинговера в мейозе.

Учение об исходном материале. Центры происхождения культурных растений по Н.И. Вавилову. Понятие о породе, сорте, штамм:

Норма реакции генотипа. Адаптивный характер модификаций.

Понятие о виде и популяции. Понятие о частотах генов и генотипов.

В родильном доме перепутали двух мальчиков. Родители одного из них имеют А и 0 группы крови, родители другого - А и АВ, мальчики имеют А и 0 группы крови. Определите, кто чей сын и генотипы родителей и детей.

У кукурузы окрашенность семян доминирует над неокрашенностью, а гладкий эндосперм доминирует над морщинистым. Скрещено растение с окрашенными гладкими семенами с растением, имеющим неокрашенные морщинистые семена. В F 1 все семена были окрашенные гладкие. В результате анализирующего скрещивания с гибридом первого поколения получены семена четырех типов:

4032 окрашенных гладких;

149 окрашенных морщинистых;

152 неокрашенных гладких;

4035 неокрашенных морщинистых.

Объясните результаты, определите генотип исходных форм и гибридов первого поколения.

У томатов высокий рост стебля доминирует над карликовым, а шаровидная форма плода над грушевидной. Гены высоты стебля и форм плода сцеплены и находятся друг от друга на расстоянии 20 морганид. Скрещено гетерозиготное по обоим признакам растение с карликовым, имеющим грушевидные плоды. Какое потомство следует ожидать от этого скрещивания?

Полипептид состоит из следующих аминокислот: аланин-цистеин-гистидин-лейцин-метионин-тирозин. Определите структуру участка ДНК, кодирующего эту полипептидную цепь.

Уровни упаковки хроматина, нуклеосомы.

Основы гибридологического метода: выбор объекта, отбор материала для скрещиваний, анализ признаков, применение статистического метода

Кроссинговер. Доказательства происхождения кроссинговера в митозе.

Неаллельные взаимодействия: комплементарность, эпистаз, полимерия. Биохимические основы неаллельных взаимодействий.

Понятие о наследственной и ненаследственной (модификационной) изменчивости. Формирование признаков как результат взаимодействия генотипа и факторов среды.

Закон Харди - Вайнберга, возможности его применения.

При скрещивании двух карликовых растений кукурузы было получено потомство нормальной высоты. Во втором поколении от скрещивания растений F 1 между собой, было получено 452 растения нормальной высоты и 352 карликовых растения. Объясните результаты скрещиваний. Каковы генотипы исходных форм и их потомков?

Нормальный слух у человека определяется комплементарным взаимодействием генов D и E, врожденная глухота - рецессивными аллелями d и e. Определите генотипы родителей в следующих семьях: 1) оба родителя глухие, а у всех 5 детей нормальный слух; 2) у нормальных по слуху родителей 1 ребенок глухой.

Установлено, что гены сцеплены и расположены в хромосоме в следующем порядке: А-В-С. Расстояние между генами А и В 8% кроссинговера, между генами В и С 10%. Каково ожидаемое соотношение фенотипов в потомстве анализирующего скрещивания с генотипом Авс/авС?

Одна из цепочек молекул ДНК имеет следующее чередование нуклеотидов: ГТААТААЦЦТТТГАЦГААЦАЦГАТГАТГА

Постройте комплементарную цепочку молекулы ДНК;

Сколько аминокислот кодирует данный участок молекулы ДНК;

Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции: Учеб. для биол. спец ун-тов. М., Высш. шк., 1989. – 1 экз.

Дубинин Общая генетика. М. Наука, 1970. – 1 экз.

Кайданов Л.3. Генетика популяций. Учебн. для биол., мед. и с-х. спец. вузов. М.: Высш. шк., 1996. – 15 экз. – 65 студентов

В линии 28 на ЕГЭ по биологии учащиеся должны решить задачу по генетике. В предлагаемом ресурсе рассматривается неполное наследование признаков при моногибридном и дигибридном скрещивании.
Цель: Дать учащимся рекомендации по выполнению задания линии 28 при подготовке к ЕГЭ.

Задачи: информировать учащихся о типах задач по генетике; познакомить с правилами решения задач линии 28 на примере неполного наследования признаков; мотивировать учащихся к успешной подготовке к ЕГЭ.

Материал состоит из теоретического обоснования темы, двух решённых задач и шести задач для самостоятельной работы. Данный материал можно использовать при изучении неполного наследования признаков в 9-10 классах, а также при подготовке к ВПР и олимпиаде по биологии.

Теоретическое обоснование темы

Взаимодействие аллельных генов происходит по следующим направлениям:

Полное доминирование – доминантная аллель полностью скрывает присутствие рецессивной аллели (1 закон Менделя, или закон доминирования).

Неполное доминирование – проявление промежуточного признака.

Кодоминирование – проявление у гетерозигот признаков, детерминируемых двумя аллелями.

Сверхдоминирование – доминантный ген в гетерозиготном состоянии имеет более сильное проявление, чем в гомозиготном.

Множественные аллели – иногда к числу аллельных генов могут относиться не два, а большее число генов.

Неполное доминирование — один из видов взаимодействия аллельных генов, при котором один из аллельных генов (доминантный) в гетерозиготе не полностью подавляет проявление другого аллельного гена (рецессивного), и в F1 выражение признака носит промежу­точный характер. Так, при скрещивании ночной красавицы с красной окраской цветков (АА) с растением, имеющим белые цветки (аа), в F1, все растения имеют промежуточную розовую окраску цветков (Аа).


Неполное доминирование очень широко распространено в природе. Оно обнаружено при изучении наследования окраски цветков у многих растений, строения перьев у птиц, окраски шерсти у крупного рогатого скота и овец, ряда биохимических признаков у человека и др.

Примером неполного доминирования могут быть андалузские куры, которые получены от скрещивания чистопородных черных кур и "обрызганных белых". Черная окраска кур обусловлена аллелем, который отвечает за синтез пигмента меланина ("B"). У "обрызганных белых" кур этот аллель отсутствует ("bb"). А у гетерозигот меланин синтезируется в небольшом количестве и дает только голубоватый отлив в оперении. При скрещивании таких гибридов соотношение по фенотипам будет 1 черная : 2 с голубым отливом : 1 белая.


При неполном доминировании гибрид F1 (Аа) не воспроиз­водит полностью ни одного из родительских признаков, выра­жение признака оказывается промежуточным, с большим или меньшим уклонением к доминантному или рецессивному состоя­нию, но все особи этого поколения одинаковы по фенотипу.

Примером неполного доминирования может быть промежу­точная розовая окраска ягоды у гибридов земляники (Fragaria vesca), полученных от скрещивания форм с красной и белой ягодами (рис. 1).



Наследование окраски ягоды при неполном до­минировании у земля­ники: АА — красная; аа — белая; Аа — розовая окраска.

Задача 1. У земляники красная окраска ягод неполно доминирует над белой. Какое потомство следует ожидать от скрещивания двух растений с розовыми ягодами? Запишите генотипы и фенотипы гибридов.

Решение: обозначим доминантный ген буквой А, а рецессивный – а. Отметим, что доминантные гомозиготы будут иметь красные ягоды, рецессивные гомозиготы – белые, а гетерозиготы – розовые.
Записываем ход скрещивания. Обе родительские формы – гетерозиготы. Так как по условию они имеют розовые ягоды. Гетерозиготы дают два типа гамет.
Схема решения задачи:


Признак, фенотип Ген, генотип

Красная окраска ягод А (неполное доминирование принято обозначать чертой над буквой)

Читайте также: