При скрещивании двух гетерозиготных растений земляники у гибридов соотношение фенотипов составить

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

1)Определите генотипы родителей, если от скрещивания пары морских свинок получили все потомство белое (рецессивный признак)
а)АА, аа
б)аа, аа
в)Аа, аа
г)Аа, АА
2)Какие по генотипу растения ночной красавицы нужно выбрать для скрещивания, чтобы в потомстве получить три группы разных фенотипических потомков (промежуточный характер наследования)?
а)АА, аа
б)Аа, аа
в)Аа, АА
г)Аа, Аа
3)Сколько фенотипов семян гороха получают при скрещивании двух дигетерозиготных организмов в соответствии с законом независимого наследования неаллельных генов?
а)Два
б)Три
в)Четыре
г)Восемь 4)При скрещивании двух гетерозиготных организмов расщепление по генотипу и фенотипу совпадает при:
а)Полном доминировании
б)Неполном домиинировании
в)Моногибридном скрещивании
г)Дигибридном скрещивании
5)При скрещивании двух гетерозиготных организмов, если они различаются по двум парам признаков, то наблюдается расщепление по фенотипу
а)1:1
б)2:1
в)1:2:1
г)9:3:3:1
6)Совокупность наследственных признаков организма, полученных от родительских особей, принято называть
а)Фенотип
б)Генотип
в)Ген
г)Аллель
7)Определите фенотип организма, имеющего генотип ааВВ, если желтая окраска семени доминирует над зеленой, а гладкая поверхность – над морщинистой:
а)Желтые морщинистые семена
б)Желтые гладкие семена
в)Зеленые морщинистые семена
г)Зеленые гладкие семена
8)Определите пару аллельных признаков
а)Желтая окраска семени и желтая окраска цветка
б)Зеленая окраска семени и морщинистая поверхность семени
в)Желтая окраска семени и зеленая окраска семени
г)Зеленая окраска семени и гладкая поверхность семени
9)Определите число всех возможных вариантов генотипа у кролика с черной окраской шерсти, если черная окраска шерсти доминирует над белой
а)Один
б)Два
в)Три
г)Четыре
10)Какой закон генетики объясняет появление гибридов в числовом соотношении 3:1 по фенотипу при скрещивании двух гетерозиготных особей?
а)Закон сцепленного наследования
б)Закон независимого наследования
в)Закон чистоты гамет
г)Закон расщепления
11)Определите, какие по генотипу растения тыквы нужно скрещивать, чтобы получить равное число белых и желтых плодов (белая окраска доминирует над желтой)
а)Аа, Аа
б)Аа, аа
в)АА, АА
г)АА, аа
12)При скрещивании гетерозиготной особи с рецессивной гомозиготой доля гомозигот в потомстве составляет
а)0%
б)25%
в)50%
г)100%
13)Какова вероятность рождения черных морских свинок (черная окраска доминирует над белой), если один родитель белый, а другой черный с гетерозиготным генотипом
а)100%
б)75%
в)50%
г)25%
14)Определите генотип дигетерозиготного организма, если шаровидная форма плода доминирует над грушевидной, а красная окраска над желтой
а)Грушевидные желтые плоды
б)Шаровидные желтые плоды
в)Грушевидные красные плоды
г)Шаровидные красные плоды
15)Определите генотипы родителей, если в результате скрещивания растений томата в первом поколении 100% растений имели белую окраску плода (доминантный признак)
а)АА, аа
б)Аа, Аа
в)ав, ав
г)аа, аа
16)Какова вероятность рождения гладкошерстных морских свинок (мохнатая шерсть доминирует над гладкой), если оба родителя мохнатые с гетерозиготным генотипом
а)100%
б)75%
в)50%
г)25%
17)Определите генотипы растений тыквы, если при скрещивании в потомстве получили все растения с круглыми плодами (дисковидная форма плода доминирует над круглой)
а)АА и аа
б)Аа и Аа
в)Аа и аа
г)Аа и аа
18)Примером анализирующего скрещивания является
а)АА, АА
б)Аа, АА
в)Аа, Аа
г)Аа, аа
19)При анализирующем скрещивании определяют генотип особи, имеющей фенотип
а)доминантный
б)рецессивный
в)промежуточный
г)мутантный
20)Определите число всех возможных вариантов генотипа у морской свинки с черной окраской и длинной шерстью, если оба признака являются доминантными
а)Один
б) Четыре
в)три
г)четыре
​​

Геном человека состоит из 23 пар хромосом (в сумме 46 хромосом).

Выполните практическую работу.

Решение задач на наследование признаков при неполном доминировании

1. Проанализируйте представленную в учебнике схему наследования признаков при неполном доминировании.

Все гомозиготные растения имеют или красные (АА), или белые (аа) цветки, тогда как для гетерозиготных характерна розовая окраска венчиков. Если скрещивать экземпляры с красными и с белыми цветками, в первом поколении все гибриды имеют розовые цветки. Так проявляется промежуточный характер наследования. При дальнейшем скрещивании гибридов с розовыми венчиками цветков наблюдается совпадение расщепления по генотипу и фенотипу в виду того, что гетерозигота (Аа) отличается от гомозиготы (АА). В данном случае с ночной красавицей расщепление во втором поколении по цвету венчиков такое – 1 красная (АА) : 2 розовые (Аа) : 1 белая (аа).

2. Решите задачи на наследование признаков при неполном доминировании.

1. У человека серповидноклеточная анемия наследуется как неполностью доминантный признак: у рецессивных гомозигот развивается сильная анемия, которая обычно заканчивается смертельным исходом, а у гетерозигот анемия проявляется в лёгкой форме. Малярийный плазмодий не может усваивать аномальный гемоглобин, в связи с этим люди, имеющие ген серповидно-клеточной анемии, не болеют малярией. В семье у обоих супругов лёгкая форма анемии. 1) Сколько типов гамет продуцирует каждый супруг? 2) Сколько разных фенотипов может быть среди детей этой пары? 3) Какова вероятность рождения в семье ребёнка с тяжёлой формой анемии (в %)? 4) Какова вероятность рождения ребёнка, устойчивого к малярии (в %)? 5) Какова вероятность рождения в семье ребёнка, неустойчивого к малярии (в %)?

1. Запишем объект исследования и обозначение генов.

Наследование признаков при неполном доминировании

1) Каждый супруг продуцирует по два типа гамет (А и а).

2) Среди детей этой пары может быть три фенотипа: тяжелая форма анемии, легкая, здоровый.

3) Вероятность рождения в семье ребёнка с тяжёлой формой анемии равна 25%.

4) Вероятность рождения ребёнка, устойчивого к малярии равна 75% (больные анемией как в тяжелой форме (АА), так и в легкой (Аа)).

5) Вероятность рождения в семье ребёнка, неустойчивого к малярии 25% (это здоровый ребенок (аа)).

2. От скрещивания сортов земляники с красными и белыми ягодами получились гибриды с розовыми ягодами, а во втором поколении (F2) оказалось примерно 1000 растений с белыми ягодами, 2000 - с розовыми и 1000 - с красными. 1) Сколько типов гамет образует гибрид F1? 2) Сколько разных генотипов среди гибридов F2 с розовыми ягодами? 3) Сколько разных фенотипов получится от возвратного скрещивания гибрида F1 с белоплодным сортом? 4) Сколько разных генотипов получится от скрещивания гибрида с F1 белоплодным сортом? 5) Сколько разных фенотипов получится от скрещивания гибрида F1 с красноплодным сортом?

1. Запишем объект исследования и обозначение генов.

Скрещивания сортов земляники с красными и белыми ягодами

От скрещивания гибрида F1 с красноплодным сортом получается два разных генотипа (АА, Аа).

Вопросы

1. Какое расщепление по фенотипу происходит во втором поколении при неполном доминировании?

При неполном доминировании во втором поколении происходит расщепление по фенотипу в соотношении 1:2:1.

2. Что такое фенотип?

Фенотип – это совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма.

3. Всегда ли по фенотипу можно определить генотип?

По фенотипу не всегда можно понять, какие гены содержит данная особь. Например, у растения гороха, имеющего жёлтые семена, генотип может быть и АА, и Аа. А вот рецессивный признак проявляется только у гомозиготных растений с генотипом аа. Иными словами, мы всегда знаем, каков генотип у особи с рецессивным признаком.

По фенотипу не всегда можно понять, т.к. фенотипические признаки, определяемые теми или иными генами, в различных условиях существования развиваются по-разному.

4. Исходно зная генотип, можно ли предсказать фенотип?

Фенотип зависит не только от генотипа но и от внешних факторов. Можно частично предсказать фенотип, если заранее знать, какие признаки являются доминантными, а какие рецессивными.

5. Зная фенотип, можно ли угадать генотип?

Зная фенотип, можно угадать генотип, т.к. мы можем знать возможные варианты генотипа. Например, горох будет иметь желтый цвет только в состоянии доминантной гомозиготы (АА) или гетерозиготы (Аа).

Определите соотношение фенотипов у потомства, образовавшегося при скрещивании двух гетерозиготных растений тыквы с желтыми плодами при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение фенотипов, в порядке их убывания.

Задача
Определите соотношение фенотипов у потомства, образовавшегося при скрещивании двух гетерозиготных растений тыквы с желтыми плодами при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение фенотипов, в порядке их убывания.
Решение:
Решение;
С - ген желтой окраски плода тыквы;
с - ген зеленой окраски плода тыквы.
Схема скрещивания:
Р: Сс × Сс
желтые плоды желтые плоды
Г: С; с С; с
F2 1СС 2Сс 1сс
желтые плоды желтые плоды. зеленые плоды
По фенотипу: 3 желтые плоды : 1 зеленые плоды.
Таким образом, соотношение фенотипов у потомства: 3 : 1

В линии 28 на ЕГЭ по биологии учащиеся должны решить задачу по генетике. В предлагаемом ресурсе рассматривается неполное наследование признаков при моногибридном и дигибридном скрещивании.
Цель: Дать учащимся рекомендации по выполнению задания линии 28 при подготовке к ЕГЭ.

Задачи: информировать учащихся о типах задач по генетике; познакомить с правилами решения задач линии 28 на примере неполного наследования признаков; мотивировать учащихся к успешной подготовке к ЕГЭ.

Материал состоит из теоретического обоснования темы, двух решённых задач и шести задач для самостоятельной работы. Данный материал можно использовать при изучении неполного наследования признаков в 9-10 классах, а также при подготовке к ВПР и олимпиаде по биологии.

Теоретическое обоснование темы

Взаимодействие аллельных генов происходит по следующим направлениям:

Полное доминирование – доминантная аллель полностью скрывает присутствие рецессивной аллели (1 закон Менделя, или закон доминирования).

Неполное доминирование – проявление промежуточного признака.

Кодоминирование – проявление у гетерозигот признаков, детерминируемых двумя аллелями.

Сверхдоминирование – доминантный ген в гетерозиготном состоянии имеет более сильное проявление, чем в гомозиготном.

Множественные аллели – иногда к числу аллельных генов могут относиться не два, а большее число генов.

Неполное доминирование — один из видов взаимодействия аллельных генов, при котором один из аллельных генов (доминантный) в гетерозиготе не полностью подавляет проявление другого аллельного гена (рецессивного), и в F1 выражение признака носит промежу­точный характер. Так, при скрещивании ночной красавицы с красной окраской цветков (АА) с растением, имеющим белые цветки (аа), в F1, все растения имеют промежуточную розовую окраску цветков (Аа).


Неполное доминирование очень широко распространено в природе. Оно обнаружено при изучении наследования окраски цветков у многих растений, строения перьев у птиц, окраски шерсти у крупного рогатого скота и овец, ряда биохимических признаков у человека и др.

Примером неполного доминирования могут быть андалузские куры, которые получены от скрещивания чистопородных черных кур и "обрызганных белых". Черная окраска кур обусловлена аллелем, который отвечает за синтез пигмента меланина ("B"). У "обрызганных белых" кур этот аллель отсутствует ("bb"). А у гетерозигот меланин синтезируется в небольшом количестве и дает только голубоватый отлив в оперении. При скрещивании таких гибридов соотношение по фенотипам будет 1 черная : 2 с голубым отливом : 1 белая.


При неполном доминировании гибрид F1 (Аа) не воспроиз­водит полностью ни одного из родительских признаков, выра­жение признака оказывается промежуточным, с большим или меньшим уклонением к доминантному или рецессивному состоя­нию, но все особи этого поколения одинаковы по фенотипу.

Примером неполного доминирования может быть промежу­точная розовая окраска ягоды у гибридов земляники (Fragaria vesca), полученных от скрещивания форм с красной и белой ягодами (рис. 1).



Наследование окраски ягоды при неполном до­минировании у земля­ники: АА — красная; аа — белая; Аа — розовая окраска.

Задача 1. У земляники красная окраска ягод неполно доминирует над белой. Какое потомство следует ожидать от скрещивания двух растений с розовыми ягодами? Запишите генотипы и фенотипы гибридов.

Решение: обозначим доминантный ген буквой А, а рецессивный – а. Отметим, что доминантные гомозиготы будут иметь красные ягоды, рецессивные гомозиготы – белые, а гетерозиготы – розовые.
Записываем ход скрещивания. Обе родительские формы – гетерозиготы. Так как по условию они имеют розовые ягоды. Гетерозиготы дают два типа гамет.
Схема решения задачи:


Признак, фенотип Ген, генотип

Красная окраска ягод А (неполное доминирование принято обозначать чертой над буквой)

Читайте также: