При пересадке растения его следует аккуратно выкапывать

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Урок биологии в 6 классе по учебнику И.Н. Пономаревой

разработан учителем биологии Копоновой С.А.

Тема урока: Внутреннее строение корня

Цель: изучить внутреннее строение корня

Образовательные задачи:

1) научить учащихся различать клетки в различных участках корня, объяснить, почему они имеют такие различия;

2) выяснить, какие ткани образуют разные группы клеток в различных участках корня;

3) выяснить, сколько участков (зон) выделяется во внутреннем строении корня и научиться отличать эти зоны друг от друга.

Воспитательная задача: продолжить экологическое и эстетическое воспитание учащихся

Развивающая задача: способствовать формированию компонентов мышления (анализ, синтез, сравнение), а так же способствовать вовлечению учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.

Тип урока: комбинированный урок с элементами проблемного обучения.

Сконцентрировать внимание учащихся.

Настроить на плодотворную работу.

2. Проверка знаний

1. Индивидуальный опрос по карточкам.

Я предлагаю сегодня поработать индивидуально по карточкам следующим учащимся:

Почему после окучивания возрастает урожай томатов и картофеля?

Что может произойти с растением, у которого нарушена покровная ткань?

При пересадке растения его следует аккуратно выкапывать, а не выдергивать из почвы. Почему?

2. Индивидуальный опрос у доски:

1. Зарисовать схему строения корневой системы растения, подписать ее части и сделать вывод, что же называют корневой системой?

2. Сравнить стержневую и мочковатую корневые системы. У каких растений они встречаются.

Что в биологии растений называют тканью?

Назовите типы тканей растений, которые вы знаете.

Какую ткань называют образовательной тканью?

Какую ткань называют основной тканью?

Какую ткань называют покровной тканью?

Какую ткань называют механической тканью?

Какую ткань называют проводящей тканью?

Все ли органы растений состоят из клеток?

Перечислите органоиды клетки.

Чем молодые клетки отличаются от старых?

Молодцы! За работу по проверке знаний получаете следующие оценки:

3. Изучение нового материала

Подведение к определению темы урока

Постановка цели и задач урока

Работа с динамич.

Работа с динамической таблицей

Рассказ учителя с элементами беседы

Работа в группах

Работа в группах

Напомните мне, пожалуйста, что мы исследовали на прошлом уроке. (Изучили внешнее строение корня)

Как вы думаете, ребята, если корень – орган растения - он состоит из клеток? (Да).

Как же заглянуть внутрь корня и увидеть, что он состоит из клеток? (С помощью микроскопа).

Но оказывается, если сделать срезы в разных участках корня, то можно увидеть, разные клетки, которые имеют достаточно сильные отличия, если их сравнивать.

Что же это значит? Почему так происходит?

Знаете ли вы ответ на этот вопрос? (Ученики могут ответить: потому что разные ткани).

А почему в корне такое большое количество разных тканей? Хотите узнать? (Да)

О чём же сегодня на уроке у нас с вами пойдёт речь, если мы собираемся заглянуть внутрь корня? (О внутреннем строении корня)

*Давайте сформулируем и запишем тему урока:

Тема: Внутреннее строение корня

Запишите тему урока в тетради

С темой урока определились. Какие цели и задачи мы поставим сегодня перед собой?

Давайте определимся, что именно мы сегодня должны узнать?

Вы можете правильно объяснить, чем отличаются клетки в различных участках корня друг от друга и почему они имеют такие различия? (Нет).

А хотите узнать? (Да)

Значит первое, что нам необходимо узнать - чем отличаются клетки в различных участках корня друг от друга и почему они имеют такие различия

Идем дальше. Раз мы не знаем ещё какие клетки входят в строение этих участков корня, можем мы сказать какие ткани можно различить во внутреннем строении корня? (Нет).

Значит, это вторая задача наша – мы должны выяснить, какие ткани можно различить во внутреннем строении корня.

А вы знаете, сколько участков (или зон) можно выделить во внутреннем строении корня, как они называются и как отличить эти зоны друг от друга? (Нет).

А интересно узнать? (Да). Значит, третья задача – выяснить, сколько участков (или зон) можно выделить во внутреннем строении корня, как они называются и как отличить эти зоны друг от друга.

Ну а выполнив все эти задачи, мы достигнем цели урока: изучим внутреннее строение корня.

(Да). Тогда мы начинаем работу!

Итак, первое с чего мы начнем, мы выясним,

чем различаются клетки в разных участках (зонах) корня и почему они имеют такие различия.

Лучше всего внутреннее строение корня можно рассмотреть, если разрезать молодой корень вдоль. Поскольку вы ещё только начали учиться пользоваться микроскопом, такой сложный микропрепарат вы ещё не сможете сделать и изучить самостоятельно. Поэтому нам сегодня на уроке поможет изучить внутреннее строение корня вот эта удивительная таблица.

Работа с динамической таблицей.

(Открываем самый нижний участок таблицы)

Что вы видите? Какие клетки по размеру? (Мелкие?) Почему? (Делятся постоянно).

(Около схемы зон корня учитель закрепляет на доске модель одной клетки соответствующей зоны в увеличенном виде).

Где находится ядро? (В центре). Вакуоли есть? (Нет). Заполнены цитоплазмой. В каких клетках такое наблюдается? (В молодых).

Оболочки этих клеток очень тонкие и нежные. Их необходимо защищать. Поэтому зона деления снаружи защищена от повреждений– корневым чехликом. Помните, мы рассматривали его уже на предыдущем уроке.

Эта зона корня имеет размеры всего 1 мм.

(Закрепить на доске надпись напротив данной зоны - 1 мм)

Переходим к следующей зоне. (Учитель открывает на динамической таблице следующий участок)

Смотрим на таблицу. В этой зоне клетки отличаются от клеток предыдущей зоны? (Да)

(Около схемы зон корня учитель закрепляет на доске модель одной клетки соответствующей зоны в увеличенном виде).

Чем? (Вытянуты. Ядро сбоку, вакуоли большие. Правильная форма). Это взрослые клетки или молодые? (Взрослые).

В этой зоне клетки уже не делятся, но они сильно вытягиваются (растут), удлиняются вдоль корня.

Значит, что это дает корню? (Корень удлиняется). Зачем вакуоли такие большие? Что в них накапливается? (Клеточный сок). Верно. Корень становится упругим, способным с большой силой протискиваться вглубь почвы.

Эта зона имеет размеры - 3- 9 мм.

(Закрепить на доске надпись напротив данной зоны - 3-9 мм)

Исследуем следующую зону. Сделаем мысленный срез. (Учитель открывает на динамической таблице следующий участок)

Давайте отметим, что изменилось в этой части корня? Появилось что-то новое? (Корневые волоски). Правильно, это корневые волоски, о которых мы немножко узнали из предыдущего урока.

Скажите мне, пожалуйста, что же такое корневой волосок, исходя из вида этого рисунка? (Длинный вырост наружной клетки корня). (Около схемы зон корня учитель закрепляет на доске модель одной клетки соответствующей зоны в увеличенном виде).

Оболочка есть у этой клетки? Ядро? Цитоплазма? Вакуоль?

Корневой волосок одет оболочкой, под которой находится цитоплазма, ядро, бесцветные пластиды, вакуоль с клеточным соком.

Обратите внимание на лежащие перед вами проростки.

Найдите корневые волоски.

Рассмотрите их. На что они похожи по вашему мнению?

Как вы думаете почему корневых волосков так много? Для чего они служат?

Давайте, поделимся друг с другом фактами, которые были установлены в ходе вашего исследования.

(Проверяем выполнение работы)

А теперь посмотрите сюда и послушайте.

(Далее учитель использует динамическую модель, демонстрирующую работу корневых волосков).

Корневые волоски проникают между частицами почвы, корневые волоски плотно прилегают к этим частицам и всасывают из почвы воду и другие вещества. Корневые волоски работают, как маленькие насосы.

(Учитель закрепляет на доске рисунок опыта)

Если срезать комнатное растение и оставить пенек 2 -3 см. На пенек надеть резиновую трубочку длиной 3 см, налить в нее немного воды и на ее верхний конец надеть изогнутую стеклянную трубку. Через некоторое время вода в стеклянной трубке поднимется и будет вытекать наружу.

Корневые волоски живут недолго. У многих растений они живут всего несколько дней (5 – 9), а затем отмирают, но на смену им постоянно образуются новые.

(Учитель обращается к динамической таблице)

Они появляются из более молодых поверхностных клеток ниже этой зоны.

Эта зона занимает на корне лишь несколько сантиметров (2 – 3 см).

(Закрепить на доске надпись напротив данной зоны - 2-3 см)

(Учитель открывает на динамической таблице следующий участок)

Выше находится следующая зона. Эта зона – самая длинная и прочная часть корня. По клеткам и тканям этой части корня вода и минеральные вещества, поглощенные корневыми волосками передвигаются к стеблю.

В этой зоне различают два направления движения питательных веществ – восходящий ток и нисходящий ток.

(С помощью передвижных лент на таблице учитель демонстрирует направления движения питательных веществ)

По древесине корня к стеблю поднимается вода с растворенными минеральными веществами (солями) – это какой ток? (Восходящий). По лубу корня – от стебля и листьев в корень передвигаются органические вещества, нужные для жизнедеятельности клеток корня. Это какой ток? (Нисходящий).

Я недаром сказала, что эта зона самая длинная и прочная.

Посмотрите на схему, здесь начинает формироваться кора корня.

(Около схемы зон корня учитель закрепляет на доске модель одной клетки соответствующей зоны в увеличенном виде).

Обратите внимание на клетки. Клетки неправильной формы. Похожи такие клетки на молодые? (Нет). Они покрываются плотной оболочкой, которая пропитывается специальным пробковым веществом.

Почему эта зона самая длинная?

Сосуды – длинные, ситовидные трубки - тоже.

Сосуды – трубкообразные полые клетки с плотной утолщенной оболочкой. Каждый сосуд состоит не из одной, а из нескольких мертвых клеток, расположенных одна над другой. Живое содержимое этих клеток разрушилось, и остались только клеточные оболочки. Рядом с ситовидными трубками проходят плотные толстостенные волокна - клетки с разрушенным содержимым и одревесневшими стенками.

Эта зона корня не имеет точных размеров, потому что постоянно удлиняется.

Вот мы и выяснили, какие клетки входят в строение различных участков корня, и чем они отличаются друг от друга.

А почему в одной зоне клетки такие, а в другой – такие? (Выполняют разные функции). А клетки, собранные в группы, одинаковые по строению и выполняемым функциям - это что? (Ткань).

Работа в группах

Посмотрите ещё раз на эту динамическую таблицу. Посовещайтесь в группах и назовите, какие ткани вы можете различить во внутреннем строении корня.

По мере исследования, заполните таблицу в карточках.

Если появятся затруднения, можно обратится к дополнительному учебнику, лежащему у вас на партах. Стр.40.

Вопрос по биологии:

При пересадке растения его следует аккуратно выкапывать,а не выдёргивать из почвы.Почему?

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 03.02.2018 21:02
  • Биология
  • remove_red_eye 7523
  • thumb_up 49
Ответы и объяснения 2

чтобы не повредить его корни.

Для того,чтобы не повредить корневую систему.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Биология.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

1)Что такое корень?
2) Строение корня.
3)Какие корневые системы развиваются у однодольных растений и какие у двудольных ?
4)Почему после окучивания возрастает урожай томатов и картофеля ?
5)При пересадке растения его следует аккуратно выкапывать , а не выдёргивать из почвы . Почему ?!
6)Как увеличить массу корней у растения ?
7)Четыре зоны корня легко увидеть у проростков , например ,гороха,редиса. Имеются ли такие зоны у корней берёзы, дуба, липы ?
8)Почему клетки зоны всасывания не растут, а корневые волоски постоянно перемещаются на новые участки почвы ?
9)Почему корни растут в течение всей жизни растения ?
10)Какую роль в жизни растений играет корень ?
11)Каким образом корни участвуют в повышении плодородия почвы ?
12)Корни каких растений человек часто использует в своём питание ?

природе и использование человеком;в)строение и формула цветка;г)расположение цветков на стебле(одиночные цветки или собраны в соцвеетия, название соцветия);д)строение и название плода, способы распространения плодов и семян;е)стебель деревянистый или травянистый,его положение в пространстве;ж)листья, их форма и расположение на стебле, тип жилкования;з)тип корневой системы;и)другие подземные органы(если они есть);к)продолжительность жизни;л)к какому классу односится данное растение.

2)какое опыление называют самоопылением, а какое перекрёстным опылением?
3)какими способами осуществляется у растений цветковое опыление ?
4)в чём проявляется приспособленность цветковых растений к опылению насекомыми?
5)какие приспособления к перекрёстному опылению развиты у ветроопыляемых растений?
6)в каких случаях при выращивании растений проводят искусственное опыление?
7)каково строение пыльцевого зерна?
8)что происходит с пыльцевыми зёрнами , попавшими на рыльце пестиков?
9)что развивается из генеративной клетки внутри пыльцевой трубки?
10)где развивается в цветке зародышевый мешок и из чего он состоит ?
11)что такое оплодотворение и почему у цветковых растений его называют двойным?
12)что развивается в цветке из оплодотворённой яйцеклетки , а что -из оплодотворённой центральной яйцеклетки?
13)что входит в состав семени?
14)из каких частей цветка образуется околоплодник?
15)какие способы распространения плодов и семян наиболее часто бывают у растений в природе?
16)какие приспособления развились у растений к саморазбрасыванию семян?
17)что способствует распространению плодов одуванчика,бодяка,тополя,берёзы,при помощи ветра?
18)какие особенности строения плодов способствуют их распространению животными?
Всё!Ответ как можно скорее плз! своими словами плз( ну можно и не своими ну главное что бы не огромный текст)ПЛЗ ПЛЗ ПЛЗ КАК МОЖНО СКОРЕЕЕ! 20 БАЛЛОВ. плизки плизки плиииз!СРОЧНО!

растения с круглыми зелёными плодами. Каким будет потомство от анализирующегося скрещивания их с формой гомозиготной по рецессивным признакам?

Вы находитесь на странице вопроса "Биология. При пересадке растения его следует аккуратно выкапывать,а не выдёргивать.Почему?", категории "биология". Данный вопрос относится к разделу "5-9" классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "биология". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.


Купить растение — это хорошо. Но за ним ещё нужно правильно ухаживать! Мария Евтюнина, в коллекции которой больше 30 растений, поделилась премудростями пересадки, чтобы всё было по уму и без сюрпризов.

Какие есть виды пересадки

Виды пересадки различаются по количеству заменяемой земли:

Полная пересадка

В этом случае всю старую землю аккуратно убирают, в том числе с корней. Обычно этот вид пересадки совершают после покупки нового растения или после неправильного ухода — например залива.

Перевалка

Здесь мы почти не трогаем земляной ком. Растение вытаскивают из горшка, ставят в тот, что больше диаметром, и добавляют земли сверху и по краям. Такой вариант подходит хрупким или здоровым растениям, которые выросли из старого горшка, но грунт всё ещё хороший и корни не требуют обследования.

Когда пересаживать

После покупки

Вы выбрали растение, которое понравилось вам своим внешним видом и подошло по условиям ухода за ним. Начать регулярно его поливать и обеспечить светом на первых порах — недостаточно. Очень часто магазинный грунт совсем не питательный, да и транспортировочные горшки не радуют глаз своим внешним видом. Поэтому растение нужно пересаживать.

В сезон

Период вегетации (время, в которое растение может расти) наступает весной, после зимнего покоя. Да, если вы искусственно досвечивали растение и держали его в привычных условиях, то, скорее всего, оно и не останавливало рост. И всё же плановой пересадкой лучше заняться примерно с марта.

Если растение молодое и активно растёт, то пересаживать его на первых порах нужно раз в год. Для взрослых растений это необязательно — часто их даже не пересаживают в новый горшок, а просто обновляют верхний слой земли.

После залива

Если вы поняли, что перестарались с уходом и залили растение, только пересадка может дать шанс на спасение. Как понять, что случился залив? При осмотре корней вы увидите, что они начали гнить — стали мягкими, нездорового цвета, разваливаться. В этом случае нужно удалить все плохие корни и полностью заменить землю.

Как подобрать горшок для пересадки

Материал

Сейчас на рынке огромный выбор самых разных горшков, но надёжнее и безопаснее придерживаться классических материалов: глины, пластика и керамики.

Бетонные, металлические горшки и из других необычных материалов могут красиво выглядеть и вписываться в ваш интерьер, но в них с большей вероятностью замёрзнут или не смогут дышать корни.

Размер

Лучше взять горшок на 2–3 сантиметра больше предыдущего в диаметре. Это стандартный ориентир, но лучше сначала осмотрите корни. Если они несильно выросли и в горшке есть лишнее место, то оставьте растение в нём же. В случае, когда вы удалили часть корней или они отпали сами по себе, лучше рассмотреть горшок поменьше прошлого.

Дренаж

Дренаж — это то, что позволяет воде не застаиваться в почве. Без хорошего дренажа почва будет высыхать неравномерно, уплотняться, что затруднит доступ корней к воде в будущем.

Часть дренажной функции обеспечат отверстия на дне горшка. Но большинству комнатных растений этого мало — при пересадке нужно сделать дополнительный дренажный слой. Для этого отлично подойдёт керамзит. Просто насыпьте его небольшим слоем так, чтобы полностью покрыть дно горшка. Если растение влаголюбивое — этого должно хватить, если нет — лучше добавить слой в 2–3 сантиметра для подстраховки.

Если в вашем горшке нет отверстий на дне — это кашпо. Пересаживать растение сразу в него — не лучшая идея, особенно для новичка. Вода может долгое время застаиваться, это приведёт к заливу.

Можно посадить растение сначала в пластиковый горшок, а потом поставить его в кашпо, не забывая сливать лишнюю воду после полива. Отличный вариант — найти технические прозрачные горшки, которые можно вытащить и осмотреть в них корни, не травмируя растение выкапыванием.

Что делать после пересадки

Если кратко, то почти ничего.

Кому можно делегировать

Читайте также: