При аварийной посадке самолета на воду необходимо контрольная по обж

Обновлено: 04.07.2024

Разбираемся в вопросе

А этот случай произошёл в Ленинграде 21 августа 1961 года

Самолёт Ту-124 совершал перелёт из Таллина в Москву. Сразу после взлёта выяснилось, что шасси заклинило. Посадить самолёт сразу же в аэропорту не представилось возможным, потому что город покрыл густой туман. Было принято решение долететь до Ленинграда и приземлиться в Пулково на брюхо на грунтовую полосу. Но уже над Ленинградом один за другим отказали оба двигателя. Таким образом самолёт превратился в дрейфующий по воздуху планер. Пилоты приняли решение о том, чтобы приводниться прямо на Неву. К счастью, посадка прошла успешно, все находившиеся на борту остались живы.

Да, случаи посадки воздушных судов на воду единичные. И даже несмотря на то, что такого может вообще не произойти ни разу за всю личную историю полётов, пилотов и стюардесс учат, как правильно вести себя в такой ситуации, если вдруг она случится.

Какие причины предусматривают посадку самолёта на воду?

Это самые экстренные, такие как:

  • столкновение со стаей птиц
  • отказ двигателей
  • захват или угон самолёта
  • нехватка топлива
  • иные подобные и непредусмотренные ситуации

Конечно, если у экипажа есть возможность экстренно посадить авиалайнер на суше, он это сделает. Были случаи приземления самолётов в полях. Это гораздо безопаснее, чем приводниться.

Как должны вести себя люди после посадки на воду

На надувных плотах далее нужно будет ждать спасателей, которые не замедлят поспешить на помощь по сигналу о бедствии.

Что дальше происходит с самолётом и вещами пассажиров

Самолёт чаще всего опускается на дно водоёма. Какая участь ждёт его? В случае с аэробусом А320, его достали при помощи специальных кранов и поместили в музей. Ту-124, приводнившийся на Неву, списали и в дальнейшем использовали в качестве тренажёра. Но так везёт не всем. Чаще всего воздушное судно уходит под воду, там и остаётся. Тем более если оно разломилось на части и не подлежит восстановлению. Повезёт тем, которые приземлились на мелководье и остались целыми. Тогда их можно будет отремонтировать и даже вернуть в небо.

На месте затопления самолёта дайверы постараются поднять наверх всё, что можно. И это не только чёрные ящики и какие-то доказательства причин катастрофы, но и личные вещи пассажиров. Это может быть удивительно, но пассажиры авиалайнера, приводнившегося на Гудзон, получили даже свои ключи от машин и джинсы.

2: для выхода из автобуса в случае аварии можно использовать:

4. У междугороднего автобуса, на котором вы ехали, на склоне горы отказали тормоза, и

он, набирая скорость, скатывается в низ. Как вы будете действовать в данной сит у ации?

а) постараетесь покинуть автобус, выбив окно или открыв дверь;

в) останетесь в своем кресле, положив перед собой мягкие вещи, упретесь ногами и

г) встанете в проход и крепко ухватитесь за поруч ни; д) ляжете на пол в проходе автоб ус а.

5. Вас пригласили на дачу отмечать Новый год. На улице

29°С. От автобусной станции вы должны ехать по шоссе 17 км. На остановке автобу са вы

узнаете, что автобусы начну т ходить только чере з два часа. Вам сказали, что вы можете

дойти через лес за час. Выберите из предлагаемых вариантов единственно правильный:

в) попытаться доехать на какой - либо проезжающей мимо машине;

д) попробовать найти какой - либо другой способ добраться до нужного места ( др у гой

6 . Вы едете со знакомыми в автомобиле зимой. Гололед. Вы сидите на заднем сиденье.

Вдруг на проезжую часть наперерез машине выбегае т собака. Водитель начинает

тормозить. В результате машина начинает скользить, и вы видите, что возм ожно

столкновение со стоящим на обочине автомобилем. Выберите из предлагаемых вариантов

ваши дальнейшие действия и определите их оче редность:

б) собраться, сгру ппир оваться. Упереться ногами в спинку переднего сиденья;

г) сидя, упереться руками в спинку переднего сиденья;

д) постараться найти ремни безопасности и пристегну ть их;

7. Во время аварии загорелась автомашина (автобус), в котором вместе с вами ехало много

людей. Обозначьте последовательность правильных действий в этой ситуации:

а) сообщить в дорожно - патрульную службу (ДПС) о случившемся;

б) оказать помощь выбравшимся из автомашины (автобу са) людям;

8. В ненастную, сырую погоду вы едете в троллейбусе. Неожиданно подул сильный ветер

и произошел обрыв контактного провода, который у пал на крыш у троллейб ус а. Водитель

открыл двери для выхода пассажиров. Как вы будете покидать троллейбу с? Укажите

в) будете покидать троллейбус через дверь только прыжком, чтобы не поразило током.

9. Вы едете вечером на поезде метрополитена. В ва гоне кроме вас находится только

спящий пассажир. Вдру г поезд остановился в т у ннеле между станциями. Проходит 20

минут, но поезд стоит, И тут вы заметили в конце вагона оставленную кем - то коробк у .

Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их

б) открыть коробку и посмотреть, что там; в) сообщить машинисту ;

д) удалиться в другой конец вагона и у крыться за сидениями.

10. Вы с другом находитесь в метро. В ожидании поезда вы замечаете, что один из

пассажиров уронил на рельсы сумку и пытается прыгну ть за ней. Горит зеленый сигнал

Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их

г) подсказать этому человеку, чтобы он обратился за помощью к дежурному по станции.

11. Вы едете с дру зьями в вагоне метро. Вдруг вагон начинает заполняться дымом,

слезятся глаза. Люди начинают беспокоиться. В ыберите из предлагаемых вариантов ваши

б) попытаться открыть двери вагона и форточки, чтобы посту пал свежий возд у х;

г) сохранять спокойствие, ус покоить людей, обратиться за помощью к взрослым;

д) при остановке поезда в туннеле и открытии дверей не выходить на пу ти.

Считается, что посадка самолета на воду является более легким вариантом выхода из аварийной ситуации на борту самолета, но эксперты считают, что все не так просто. Успешное приводнение авиалайнера зависит от нескольких очень важных факторов, влияние которых не всегда бывает положительным.

Аварийная посадка самолета на воду

Аварийная посадка самолета на воду

Факторы успешной посадки самолета в море

Аварийная ситуация, возникшая на борту самолета и требующая немедленного приземления воздушного судна, может возникнуть по разным причинам. В подавляющем большинстве случаев это происходит по техническим причинам, вследствие отказа бортового оборудования.

По мнению многих специалистов, успешное приводнение самолета зависит от следующих основополагающих факторов:

  • метеоусловия;
  • тип воздушного судна;
  • мастерство пилота.

Сложность подобных ситуаций состоит в том, что все эти факторы должны быть учтены командиром и оценены практически мгновенно, т.к. счет идет на секунды. От правильности принимаемого им решения зависят жизни экипажа и пассажиров.

Погодные условия

В сложных метеоусловиях, когда аварийная посадка осуществляется в неспокойное море при сильном ветре, экипаж должен учитывать силу ветра, направление волн и их высоту. Поведение самолета в экстремальных условиях аварийного приводнения в большой степени зависит от этих условий. При этом, если правильно оценить все погодные условия, приводнение в штормовое море не будет отличаться по сложности от посадки на спокойную водную гладь.

Важно! Авиалайнеру нужно заходить на приводнение параллельно волновым гребням и ни в коем случае не по направлению движения волны.

Важно! Посадка должна происходить на самой малой скорости авиалайнера, которая возможна в данной ситуации, но необходимо избежать слишком сильного задирания носовой части, что может привести к разрушению фюзеляжа при ударе о водную поверхность.

В это время на самолет оказывают действие колоссальные перегрузки, при малейшей ошибке экипажа приводящие к разрушению воздушного судна. Если командир корабля адекватно оценил ситуацию и выбрал правильный курс снижения и соприкосновения с водной поверхностью, шансы на благоприятный исход и спасение людей вырастают в разы.

Дополнительная информация:

  • для оценки высоты волн и направления их движения, нужна высота не более 600 м;
  • согласно законам волновой интерференции, высота идущих друг за другом морских волн различается, поэтому даже в условиях шторма на поверхности моря есть спокойные участки.

Тип авиалайнера

В условиях нештатной ситуации важным является тип самолета. По мнению экспертов, есть ряд закономерностей, положительно или отрицательно влияющих на исход аварийной посадки на воду:

  • чем больше и тяжелее авиалайнер, тем больше шансов на благополучное приводнение;
  • фюзеляж, чаще всего страдающий от удара о поверхность воды, должен обладать значительным запасом прочности;
  • обязательным условием являются убранные шасси.

У больших пассажирских самолетов есть все перечисленные преимущества, в том числе усиленные фюзеляжи. Если система шасси в исправном состоянии, то обеспечить их закрытие не составляет труда. Если же шасси не убраны, то это может стать причиной возникновения толчков и бросков при соприкосновении с волной, а результат – повреждения крыльев и частичное или полное разрушение авиалайнера.

При неудачной посадке на воду самолет разрушается

При неудачной посадке на воду самолет разрушается

Профессионализм экипажа

Командир корабля не в силах повлиять на это обстоятельство, но, правильно учитывая характеристики своего воздушного судна и предполагая, как оно себя поведет в данных условиях, он может свести к минимуму риски серьезного повреждения или разрушения самолета.

Без преувеличения можно отметить, что жизни пассажиров и экипажа зависят от уровня профессионализма командира, т.к. окончательное решение всегда принимает он. Этот фактор является решающим. То, насколько правильно командир оценил и учел все степени риска и возможности самолета, в конечном итоге определяет исход аварийного приводнения.

При прохождении обучения все летчики учатся действовать в различных аварийных и нештатных ситуациях, которые отрабатываются на тренажерах-симуляторах и в деталях разбираются на теоретических занятиях.

Важно! После первого контакта воздушного судна с водной поверхностью самолет теряет управление, и пилоты уже не могут им управлять.

Важно! При аварийной посадке на спокойную водную поверхность важную роль имеет правильная оценка высоты самолета над водной поверхностью.

В случае если экипажу трудно правильно и точно определить высоту самолета над поверхностью моря, можно определить ее опытным путем, сделав несколько виражей и выбрасывая с борта какие-либо предметы в воду. Затем можно попробовать сесть на морскую поверхность.

Приводнение на реках и в заливах

Самыми удобными для аварийного приводнения считаются так называемые закрытые водные пространства, такие как реки, бухты, заливы и др. При этом экипаж должен по возможности предварительно сделать круг и оценить условия для посадки:

  • наличие посторонних объектов;
  • размеры площади для маневра (не может быть менее 1500х90 м);
  • направленность ветра;
  • направленность течения.

Важно! При несильном речном течении, если ветер дует не с той стороны, с какой нужно, то приводнение совершают против ветра.

Важно! Если направления ветра и течения совпадают, аварийное приводнение осуществляют против ветра и течения.

Важно! Если течение и ветер противоположны, то самолеты приводняются против направленности ветра.

Наилучшим считается такой расчет траектории посадки, при которой в итоге авиалайнер окажется около берега, что существенно облегчит эвакуацию пассажиров и членов экипажа.

Действия пилотов при посадке на воду

Для того чтобы максимально безопасно посадить самолет на воду, экипаж должен работать слаженно и незамедлительно выполнять все приказы командира. Последовательность действий при этом следующая:

  1. Шасси и закрылки убрать, в остальном действовать как при обычной посадке;
  2. Все двигатели перевести на малые обороты;
  3. При достижении высоты 2 м корпус самолета должен быть выровненным, а нос – немного приподнятым в момент соприкосновения с водной поверхностью;
  4. Полет до нужного места продолжается с превышением критического уровня скорости на 20 км/ч;
  5. При подлете к выбранному месту приводнения нужно сбросить газ и поднять лобовую часть таким образом, чтобы не снизить скорость до критической;
  6. После касания воды нос нужно опустить, чтобы площадь соприкосновения с водной поверхностью была максимальной, это облегчит торможение;
  7. Регулирование положения лайнера осуществляется пилотом в ручном режиме, с помощью руля высоты;
  8. После окончательного торможения экипаж должен приступить к эвакуации пассажиров.

Посадка в ночное время

В случае если аварийная посадка терпящего крушение самолета на воду происходит в ночное время, нужно по достижении высоты около 150 м зажечь фары и внимательно следить за тем, чтобы правильно поймать момент, когда нужно выровнять авиалайнер перед соприкосновением с водой в целях предотвращения удара о поверхность воды или критического снижения скорости.

Важно! Если посадка осуществляется в условиях облачности или тумана, то освещение не включают.

При ясной погоде приводнение проводят по направлению к луне, это даст наиболее правильную ориентировку и оценку ситуации, скорость и направление ветра, степень неспокойности моря.

Важно! Следует помнить, что в такой ситуации морская поверхность кажется менее бурной, чем в реальности.

Эвакуация пассажиров и экипажа после приводнения

После полной остановки самолета командир корабля должен оценить ситуацию и принять решение о том, какие аварийные выходы будут открываться. Это производится исходя из положения самолета относительно направления ветра и волн, с целью не допустить попадания воды в аварийные люки.

После этого командир отдает приказ о спуске на воду спасательных плотов и начале эвакуации пассажиров. Экипаж должен организовать эвакуацию таким образом, чтобы не допустить паники, скопления большого количества людей в одном месте, т.к. это может привести к опасному крену корпуса лайнера.

Пассажиры, одетые в спасательные жилеты, равномерно распределяются бортпроводниками возле всех аварийных выходов. Процесс должен происходить максимально быстро, чтобы успеть покинуть судно до того как оно начнет тонуть. Командир корабля полностью контролирует ситуацию и должен покинуть самолет последним, после чего продолжает руководство спасением и должен по аварийной радиостанции запросить помощь.

Инструкция для пассажиров при аварийном приводнении, фрагмент

Инструкция для пассажиров при аварийном приводнении, фрагмент

Важно! При определении аварийных выходов для эвакуации нужно выбрать те, которые находятся выше уровня воды за бортом, во избежание затопления лайнера. Сделать это можно, выглянув наружу через иллюминаторы запасных выходов.

Важно! В случае шторма на море нужно открывать аварийные люки, расположенные над крыльями, причем те, что находятся с подветренной стороны.

Обычно спасательные плоты подносятся бортпроводниками к нужному выходу вручную, крепятся специальными канатами к двери выхода, чтобы не унесло волной, и сбрасываются на воду. После этого специальной пусковой веревкой (соединяющей воздушный клапан с газовым баллоном) производится наполнение спасательного плота воздухом.

Так выглядит спасательный плот

Так выглядит спасательный плот

После того, как первый спасательный плот будет заполнен людьми, опускают второй плот, а первый с помощью каната соединяется со вторым плотом, который, в свою очередь, привязан к аварийному выходу, и т.д. Таким образом, после окончания эвакуации все спасательные плоты должны быть соединены друг с другом канатами длиной не менее 8 м.

После этого как можно быстрее нужно отплыть на безопасное расстояние, чтобы плоты не затянуло в воронку, которая образуется, когда самолет идет ко дну.

Важно! Если фалинь, соединяющий плот с аварийным люком не будет перерезан, то после того как самолет начнет тонуть, фалинь лопнет и спасательные плоты утянет вслед за тонущим воздушным судном.

Все члены экипажа должны действовать четко и слаженно в соответствии с инструкцией и приказами командира корабля. Командир покидает самолет только после того, как удостоверится, что в нем нет живых людей.

Дополнительная информация. Бывают случаи, когда авиалайнер не тонет и держится на воде, спасательные плоты не должны отплывать от него далеко, чтобы не затруднять поиск выживших спасательным службам.

Историческая справка

В истории количество случаев удачных приводнений самолётов насчитывается больше десятка. Во времена СССР произошел один из самых ярких случаев, когда на водную поверхность Невы в экстремальных условиях приводнился советский авиалайнер ТУ-124. Благодаря мастерству командира корабля В.Я. Мостового и высокому профессионализму экипажа, обошлось без жертв, хотя посадка осуществлялась при неубранном шасси, что при экстренной посадке на воду может привести к непоправимым последствиям. Синяками и царапинами отделались 44 пассажира и члены экипажа.

Аварийная посадка на Неве 1963 г.

Аварийная посадка на Неве 1963 г.

Комичный случай произошел в 2009 г., когда из-за попавших в двигатели во время взлета гусей, авиалайнер компании US Airways со 150 пассажирами на борту приводнился на Гудзоне. Самолет сел благополучно, только 5 человек получили травмы различной тяжести, тяжелые травмы получила одна из стюардесс.


Видео

Случаев, когда самолеты садились на воду, не так и мало в истории. И, по счастью, многие из них обошлись без масштабных разрушений и больших человеческих жертв. Во всех случаях жизни людей были спасены благодаря высокому профессионализму и слаженной работе всех членов экипажа, сумевших предотвратить разрушение авиалайнера при посадке и не допустить паники среди пассажиров.

Гражданский кодекс

Причины, по которым люди ищут способы узнать фамилии своих попутчиков в самолете, могут быть различными. Некоторым людям важно знать обо всех передвижениях своего конкурента по бизнесу. Одних волнует.

Летящий самолет

Самолёт – воздушное судно, без которого сегодня представить перемещение людей и грузов на большие расстояния невозможно. Разработка конструкции современного самолета, а также создание отдельных его элементов.

Боинг 777 300

В полете

Большая модель летающего средства передвижения

Поделка самолет – идеальная игрушка для детей, а также хорошее украшение интерьера для взрослых, особенно, увлекающихся полетами. Для того чтобы собрать из картона или плотной бумаги один самолетик.

Модель самолета S7

Каждый ребенок хотя бы раз пытался построить пассажирский самолет из бумаги. Ребята старались сделать такую конструкцию, чтобы она летала дальше и ровнее, но чаще всего на этом все увлечение и заканчивалось.

Контрольная работа по обж Опасности с которыми мы сталкиваемся на транспорте

в) быстро избавиться от лишней одежды, сделать несколько вдохов и выдохов, при заполнении автомобиля водой наполовину выбраться через дверь или разбить лобовое стекло, резко всплыть.

2. Вы едете на заднем сиденье автомобиля один и наблюдаете за дорогой. Внезапно, в результате резкого торможения, автомобиль занесло, и вы видите, что неизбежен удар о столб уличного освещения. Ваши действия:

а) не дожидаясь удара, попытаться открыть двери и выбраться из автомобиля;

3. Совершая поездку в автобусе, вы почувствовали запах гари. Первое, что вы сделаете:

а) сообщите водителю о возгорании; б) откроете дверь и выберетесь наружу;

в) начнете искать огнетушитель.

4. Зонами опасности в метро являются:

а) турникеты на входе, эскалатор, перрон, вагон поезда;

б) вход в метро и выход из него, площадка перед эскалатором;

в) вагон поезда, эскалатор, переходы с одной станции на другую.

5. Вагон метрополитена, в котором вы едете, заполняется дымом, слезятся глаза, люди беспокоятся. Ваши действия:

а) попытаться открыть двери вагона и форточки, чтобы поступал свежий воздух, а затем осторожно передвигаться ближе к выходу;

в) сообщить машинисту о необходимости экстренной остановки поезда и быстро занять место у выхода, как только поезд остановится в тоннеле, немедленно покинуть аварийный вагон.

6. В вагоне метрополитена кроме вас находится только спящий пассажир. Вы заметили в конце вагона оставленную кем-то коробку. Ваши действия:

а) открыть коробку и посмотреть, что там, а затем сообщить машинисту; б) выкинуть коробку в окно и сообщить об этом машинисту; в) сообщить машинисту, разбудить пассажира, удалиться в другой конец вагона и укрыться за сиденьями.

7. Как нужно после аварийной посадки покидать самолет через выход с выпушенным и надутым трапом:

а) не останавливаясь, прыгнуть на трап и съехать вниз; б) не останавливаясь, сесть на край трапа и съехать вниз; в) перед трапом остановиться, сесть на него и съехать вниз. |

8. При нарушении герметичности в салоне самолета необходимо:

а) пристегнуть ремень безопасности и, закрыв голову руками, наклониться вперед;

б) немедленно надеть кислородную маску, пристегнуть ремень безопасности и приготовиться к быстрому снижению;

в) пристегнуть ремень безопасности, помочь пристегнуться соседям, надеть кислородную маску.

9. Из предложенных вариантов выберите основные причины транспортных аварий:

а) отсутствие разметки на дороге; б)плохие погодные условия;

в) невнимательность участников дорожного движения;

г) отсутствие светофоров на перекрестках;

д) отсутствие на главных улицах и дорогах подземных переходов;

е) невыполнение правил безопасности водителями транспорт­ных средств;

ж) отсутствие регулировщика на нерегулируемом перекрестке;

з) неправильное поведение пассажиров.

10. Для выхода из автобуса в случае аварии можно использовать:

а) вентиляционные люки; б) кабину водителя; в) двери и окна.

11.У междугороднего автобуса, на котором вы ехали, на склоне горы отказали тормоза, и он, набирая скорость, скатывается вниз. Как вы будете действовать в данной ситуации? Укажите правильный ответ:

а) постараетесь покинуть автобус, выбив окно или открыв дверь;

б) поспешите на помощь водителю;

в) останетесь в своем кресле, положив перед собой мягкие вещи, упретесь ногами и руками в спинку впереди стояще­го кресла;

г) встанете в проход и крепко ухватитесь за поручни; д) ляжете на пол в проходе автобуса.

12. Вы с другом находитесь в метро. В ожидании поезда вы заме­чаете, что один из пассажиров уронил на рельсы сумку и пытается прыгнуть за ней. Горит зеленый сигнал светофора. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность:

в) посмотреть, что будет дальше; г) подсказать этому человеку, чтобы он обратился за помощью к дежурному по станции.

Читайте также: