При анализирующем скрещивании высокорослого растения с цельной листовой пластинкой получили 9
Обновлено: 08.07.2024
Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие "буква" - "цифра" должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.
Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, кроссинговер не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом проявляется?
А – гладкие семена, а – морщинистые семена, B – наличие усиков, b – отсутствие усиков, АВ сцеплены
гладкие семена, с усиками морщинистые семена, без усиков
гладкие семена, с усиками морщинистые семена, без усиков
aabb - гладкие семена, с усиками,aabb – морщинистые семена, без усиков.
генотипы и фенотипы потомков:
aabb - гладкие семена, с усиками;aabb - морщинистые семена, без усиков.
соотношение особей в потомстве по генотипу и фенотипу 1:1
проявляется закон сцепленного наследования признаков, т. к. гены двух признаков сцеплены и находятся в одной хромосоме.
При скрещивании дигетерозиготного растения китайской примулы с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой и растения с красными цветками, круглой пыльцой в потомстве получилось: 51 растение с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой; 15 – с фиолетовыми цветками, круглой пыльцой; 12 – с красными цветками, овальной пыльцой; 59 – с красными цветками, круглой пыльцой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1. Объясните формирование четырёх фенотипических групп.
А – фиолетовые цветки, а – красные цветки, B – овальная пыльца, b – круглая пыльца
фиол. цветки, овал. пыльца красн. цветки, кругл. пыльца
G AB, Аb, aB, ab ab
F1 51 АаBb – с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой;
15 Ааbb – с фиолетовыми цветками, круглой пыльцой;
12 ааBb – с красными цветками, овальной пыльцой;
59 ааbb – с красными цветками, круглой пыльцой;
генотипы родителей:АaBb - с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой; aabb - с красными цветками, круглой пыльцой
генотипы потомства f1:AaBb - с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой; Aabb - фиолетовыми цветками, круглой пыльцой; aaBb - с красными цветками, овальной пыльцой; aabb - с красными цветками, круглой пыльцой.
присутствие в потомстве двух групп особей (51 растение с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой; 59 – с красными цветками, круглой пыльцой) примерно в равных долях – результат сцепления генов A и B, а и b. Две другие фенотипические группы образуются в результате кроссинговера.
Воробьёв, имеющих длинные крылья и серую окраску тела, скрестили с воробьями (самцами), имеющими черную окраску тела и короткие крылья. В первом поколении все воробьи были серые и длиннокрылые. При скрещивании гибридов первого поколения с самцом из первого скрещивания во втором поколении получили 18 с серым телом и длинными крыльями, 1 с черным телом и длинными крыльями, 21 с черным телом и короткими крыльями и 2 с серым телом и короткими крыльями. Определите генотипы родителей в первом и втором скрещиваниях, генотипы потомков во втором скрещивании. Составьте схему решения задачи.
Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
А – длинные крылья, а – короткие крылья, B- серое тело, b – черное тело.
длинные крылья, серое тело короткие крылья, чёрное тело
длинные крылья, серое тело
Р ♀ AaBb х ♂ aabb
длинные крылья, серое тело короткие крылья, чёрное тело
G AB, Ab, aB, ab ab
AaBb - длинные крылья, серое тело - 18
Aabb - длинные крылья, чёрное тело - 1
aaBb - короткие крылья, серое тело - 2
aabb - короткие крылья, чёрное тело - 21
генотипы родителей в первом скрещивании: ♀ aabb, ♂aabb;генотипы родителей во втором скрещивании: ♀ aabb, ♂ aabb.
генотипы потомков во втором скрещивании:aabb - длинные крылья, серое телоaabb – длинные крылья, чёрное телоaabb – короткие крылья, серое телоaabb - короткие крылья, чёрное тело
проявляется закон сцепленного наследования признаков, т. к. доминантные и рецессивные гены попарно сцеплены и находятся в одной хромосоме, гаметы ab и ab образуются в результате кроссинговера.
При скрещивании растений томатов с нормальной высотой стебля (А) и круглыми плодами (В) с растениями, имеющими карликовый рост стебля и овальные плоды, в потомстве получили две фенотипические группы в соотношении 1 : 1 (нормальная высота стебля, круглые плоды и карликовый стебель, овальные плоды). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства. Объясните причину появления двух фенотипических групп в потомстве.
А – норм. высота, а – карлик. рост, B- круг. плоды, b – овал. плоды.
норм. высота, круг. плоды карлик.. рост, овал. плоды
норм. высота, круг. плоды карлик.. рост, овал. плоды
генотипы родителей: ааbb (гаметы ав, аb) и ааbb (гаметы аb);
генотипы и фенотипы потомства: ааbb (нормальная высота стебля, круглые плоды) и ааbb (карликовые стебли, овальные плоды);
появление двух фенотипических групп в потомстве связано со сцепленным наследованием признаков (полное сцепление), гены высоты стебля и формы плода находятся в одной паре гомологичных хромосом.
Гибридная мышь, полученная от скрещивания чистой линии мышей с извитой шерстью (а) нормальной длины (B) с чистой линией, имеющей прямую длинную шерсть, была скрещена с самцом, который имел извитую длинную шерсть. В потомстве 40% мышей имели прямую длинную шерсть, 40% − извитую шерсть нормальной длины, 10% − прямую нормальной длины и 10% − извитую длинную шерсть. Определите генотипы всех особей. Составьте схемы скрещиваний. Какой закон проявляется в данном случае? Объясните формирование четырёх фенотипических групп.
А — прямая шерсть
а — извитая шерсть
В — нормальная длина шерсти
b — длинная шерсть
извитая нормальной длины шерсть прямая длинная шерсть
прямая шерсть нормальной длины
Р ♀ АаВb х ♂ ааbb
прямая шерсть нормальной длины извитая длинная шерсть
G АВ, аВ, Аb, аb аb
10% прямая шерсть нормальной длины
40% извитая шерсть нормальной длины
40% прямая шерсть, длинная шерсть
10% извитая шерсть, длинная шерсть
родители в первом скрещивании имеют генотипы аавв, ааbb; их потомство имеет генотип аавв.
родители во втором скрещивании имеют генотипы: самка - аавb, самец - ааbb. генотипы потомков во втором скрещивании: аавb, аавb, ааbb, ааbb.
в данном случае проявляется закон сцепленного наследования признаков, так как гены a и b, a и b попарно сцеплены и находятся в одной хромосоме. гаметы ав и аb появились в результате кроссинговера.
Если при анализирующем скрещивании всё потомство получилось одинаковым, значит, анализируемый организм был доминантной гомозиготой (закон единообразия).
Во втором скрещивании проявляется закон сцепленного наследования, поскольку у организма BV/bv образуется только два вида гамет BV и bv, а гаметы Bv и bV не образуются.
У уток признаки хохлатости и качества оперения аутосомные несцепленные. В гомозиготном доминантном состоянии ген хохлатости вызывает гибель эмбрионов.
В скрещивании хохлатых с нормальным оперением уток и хохлатых с нормальным оперением селезней часть потомства получилась без хохолка и с шелковистым оперением. При скрещивании полученных в первом поколении хохлатых уток с нормальным оперением (гомозиготных по гену качества оперения) и селезней с таким же генотипом получилось две фенотипические группы потомков. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях.
Определите и поясните фенотипическое расщепление в первом и во втором скрещиваниях.
Схема решения задачи включает:
1)
P | ♀ AaBb хохлатые с нормальным оперением | × | ♂ AaBb хохлатые с нормальным оперением |
G | AB, Ab, aB, ab | AB, Ab, aB, ab |
F1 1аabb – без хохолка с шелковистым оперением;
6(2AaBВ, 4АаВb) – хохлатые с нормальным оперением;
2Aabb – хохлатые с шелковистым оперением;
3(1ааВВ, 2ааВb) – без хохолка с нормальным оперением;
2)
P | ♀ AaBВ | × | ♂ AaBВ |
G | AB, aB | AB, aB |
F1 2 АаВВ – хохлатые с нормальным оперением;
1 ааВВ – без хохолка с нормальным оперением;
3) в первом скрещивании фенотипическое расщепление – 1:6:2:3, так как особи с генотипами ААВВ, ААBb, ААbb погибают; во втором скрещивании фенотипическое расщепление – 2:1, так как особи с генотипом AAВВ погибают на эмбриональной стадии.
Допускается иная генетическая символика.
Элементы 1 и 2 засчитываются только при наличии и генотипов, и фенотипов всех возможных потомков
Группа крови (I) и резус-фактор (R) – аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена: i0, IA, IB. В браке женщины с первой группой крови, положительным резус-фактором и мужчины с третьей группой крови, положительным резус-фактором родился ребёнок с отрицательным резус-фактором. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы потомства. Какова вероятность рождения в этой семье ребёнка с отрицательным резус-фактором?
Длина хвоста у мышей контролируется геном, который в доминантном гомозиготном состоянии определяет развитие длинного хвоста, в гетерозиготном – укороченного хвоста, в гомозиготном рецессивном состоянии вызывает гибель мышей на эмбриональной стадии развития. В первом скрещивании самки мыши с чёрной окраской тела, длинным хвостом и самца с чёрной окраской тела, длинным хвостом в потомстве получилось фенотипическое расщепление: три особи с чёрной окраской тела, длинным хвостом и одна особь с коричневой окраской тела, длинным хвостом. Во втором скрещивании самки мыши с чёрной окраской тела, укороченным хвостом и самца с чёрной окраской тела, укороченным хвостом в потомстве получено расщепление по генотипу 1:2:1:2. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы и фенотипы родительских особей и потомства в скрещиваниях. Поясните генотипическое расщепление во втором скрещивании.
При скрещивании высокого растения томата с шероховатым эндоспермом и низкого растения с гладким эндоспермом всё потомство получилось высокое с гладким эндоспермом. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы: 123, 124, 26, 27. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства каждой группы в двух скрещиваниях, численность каждой группы во втором скрещивании. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в анализирующем скрещивании.
Голубоглазый праворукий юноша (отец его был левшой), женился на кареглазой левше (все её родственники - кареглазые). Какие возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость - доминантные признаки?
Скрещивали кроликов: гомозиготную самку с обычной шерстью и висячими ушами и гомозиготного самца с удлинённой шерстью и стоячими ушами. Какими будут гибриды первого поколения, если обычная шерсть и стоячие уши – доминантные признаки?
У душистого горошка высокий рост доминирует над карликовым, зелёные бобы – над жёлтыми. Какими будут гибриды при скрещивании гомозиготного растения высокого роста с жёлтыми бобами и карлика с жёлтыми бобами?
У фигурной тыквы белая окраска плодов доминирует над жёлтой, дисковидная форма – над шаровидной. Как будут выглядеть гибриды от скрещивания гомозиготной жёлтой шаровидной тыквы и жёлтой дисковидной (гетерозиготной по второй аллели).
нормальный рост - над карликовым. Какими будут гибриды от скрещивания гомозиготных жёлтых томатов нормального роста и жёлтых карликов?
Каковы генотипы родительских растений, если при скрещивании красных томатов (доминантный признак) грушевидной формы (рецессивный признак) с желтыми шаровидными получилось: 25% красных шаровидных, 25% красных грушевидных, 25% желтых шаровидных, 25% желтых грушевидных?
Чтоб определить генотипы родителей, нужно помнить, что один аллель (одна буква) в генотипе из каждой пары у гибрида от мамы, а второй – от папы.
У единорогов с планеты Крина белый цвет зависит от доминантного гена В, а желтый – от его рецессивной аллели b. Бег рысью зависит от доминантного гена Р, а ходьба шагом – от рецессивного р. Каким будет фенотип первого поколения при скрещивании гомозиготного белого единорога-шагоходца с гомозиготным желтым рысаком? Какое потомство и в каких соотношениях будет получено при скрещивании двух особей первого поколения?
При скрещивании растения кукурузы с нормальными блестящими листьями и растения с надрезанными матовыми листьями всё потомство получилось с нормальными матовыми листьями. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы: 128, 131, 40, 38. Составьте схемы скрещиваний. Укажите генотипы, фенотипы родительских особей и генотипы, фенотипы потомства в каждой группе. Объясните формирование четырёх фенотипических групп во втором скрещивании.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (правильный ответ должен содержать следующие позиции) | Баллы |
Схема решения задачи включает: 1) P AAbb ´ aaBB нормальные блестящие листья надрезанные матовые листья G Ab aB F1 AaBb – нормальные матовые листья; 2) анализирующее скрещивание P AaBb ´ aabb нормальные матовые листья надрезанные блестящие листья G AB, Ab, aB, ab ab F2 AaBb – нормальные матовые листья: 40 или 38; Aabb – нормальные блестящие листья: 128 или 131; aaBb – надрезанные матовые листья: 131 или 128; aabb – надрезанные блестящие листья: 38 или 40; 3) присутствие в потомстве двух больших фенотипических групп особей: 128 (131) с нормальными блестящими листьями и 131 (128) с надрезанными матовыми листьями примерно в равных долях – это результат сцепленного наследования аллелей A и b, a и B между собой. Две другие малочисленные фенотипические группы (40 и 38) образуются в результате кроссинговера. (Допускается иная генетическая символика изображения сцепленных генов в виде ![]() .) Если в решении не определено сцепление генов, и задача решена по схеме независимого наследования, за задание выставляется 0 баллов. Элементы 1 и 2 засчитываются только при наличии и генотипов, и фенотипов всех возможных потомков | |
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает в себя три названных выше элемента, дано верное объяснение (элемент 3), но имеются неточности в схемах скрещивания | 2 |
Ответ включает в себя один, два или три элемента, но объяснение (элемент 3) дано неверно | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Ответ 1
Оценка – 1 балл. На экзамене – 1 балл.
В ответе имеется правильный первый элемент (схема скрещивания). Во втором скрещивании допущены ошибки – неверно определено сцепление генов и неверно дан анализ результатов. Третий элемент неверен. Согласно критериям выставляется 1 балл, что и произошло на экзамене.
Ответ 2
Оценка – 1 балл. На экзамене выставлено 2 балла.
В ответе имеется только один правильный первый элемент (схема первого скрещивания). Во втором скрещивании неверно определено сцепление генов и неверно дан анализ результатов. В третьем элементе указано только сцепление генов и кроссинговер, но не указано, какие гены сцеплены, поэтому третий элемент не засчитывается. Согласно критериям выставляется 1 балл.
Пример 2
У человека между аллелями генов куриной слепоты (ночная слепота) и дальтонизма (красно-зелёного) происходит кроссинговер.
Женщина, не имеющая этих заболеваний, у матери которой был дальтонизм, а у отца – куриная слепота, вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. Родившаяся в этом браке моногомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. В их семье родился ребёнок-дальтоник. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение больного этими заболеваниями ребёнка? Ответ поясните.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (правильный ответ должен содержать следующие позиции) | Баллы |
Схема решения задачи включает: 1) P ♀ Х Ad Х aD × ♂ X AD Y нормальное ночное зрение нормальное ночное зрение отсутствие дальтонизма отсутствие дальтонизма G Х Ad , Х aD , Х AD , X ad X AD , Y F1 генотипы, фенотипы возможных дочерей: Х Ad X AD – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма; Х aD X AD – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма; Х AD X AD – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма; X ad X AD – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма; генотипы, фенотипы возможных сыновей: Х Ad Y – нормальное ночное зрение, дальтонизм; Х aD Y – куриная слепота, отсутствие дальтонизма; Х AD Y – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма; X ad Y – куриная слепота, дальтонизм; 2) ♀ Х Ad Х AD × ♂ X AD Y нормальное ночное зрение нормальное ночное зрение отсутствие дальтонизма отсутствие дальтонизма G Х Ad , Х AD X AD , Y F2 генотипы, фенотипы возможных дочерей: Х Ad X AD – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма; Х AD X AD – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма; генотипы, фенотипы возможных сыновей: Х Ad Y – нормальное ночное зрение, дальтонизм; Х AD Y – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма; 3) в первом браке возможно рождение сына-дальтоника с куриной слепотой (X ad Y). В генотипе этого ребёнка находятся материнская, образовавшаяся в результате кроссинговера Х-хромосома с двумя рецессивными аллелями и отцовская Y-хромосома, не содержащая аллелей этих двух генов. (Допускается иная генетическая символика, изображение сцепленных генов в виде ![]() , и написание сцепленных в X-хромосоме генов индексом.) Элементы 1 и 2 засчитываются только при наличии и генотипов, и фенотипов, и пола всех возможных потомков | |
Ответ включает в себя все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит ошибок | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Ответ 1
Оценка – 2 балла. На экзамене выставлено 3 балла.
В ответе верно указаны генотипы и фенотипы родителей и детей в двух скрещиваниях. Использована иная генетическая символика, что вполне допустимо. Решение правильное, но небрежно указаны фенотипы потомков. Однако объяснение (элемент 3) дано не полностью, не указано наличие куриной слепоты и генотипа ребенка с двумя аномалиями. Согласно критерию при отсутствии объяснения выставляется 2 балла.
Ответ 2
Оценка – 1 балл. На экзамене – 1 балл.
При решении задачи участник не учёл возможность кроссинговера, поэтому первое скрещивание составлено только частично верно. Второе скрещивание составлено правильно, указаны генотипы и фенотипы потомков и родителей. Сделан неверный вывод (элемент 3). Согласно критерию за один правильный элемент выставлен 1 балл.
Извлечения из Методических рекомендаций Рособрнадзора по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации
при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования
Во время работы экспертам запрещается:
· иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру;
· копировать и выносить из помещений, в которых работает ПК, экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ;
· разглашать информацию, содержащуюся в указанных материалах.
· без уважительной причины покидать аудиторию;
· переговариваться с другими экспертами ПК, если речь не идёт о консультировании с председателем ПК или с экспертом ПК, назначенным по решению председателя ПК, консультантом.
Если у эксперта возникают вопросы или проблемы, он должен обратиться к председателю ПК или лицу, назначенному председателем ПК консультантом.
Заполнять бланки-протоколы следует, руководствуясь следующими правилами:
- заполнять поля бланка-протокола следует печатными заглавными буквами чёрной гелевой ручкой строго внутри полей бланка-протокола;
- использование карандаша (даже для черновых записей), ручек со светлыми чернилами и корректирующей жидкости для исправления написанного недопустимо (наличие грифеля или корректирующей жидкости на сканируемом бланке может привести к серьёзной поломке сканера);
- внесённые исправления должны однозначно трактоваться, все исправления должны быть зафиксированы и заверены подписью эксперта (соответствующие подписи ставятся внизу в бланке-протоколе);
- если участник ГИА приступал к выполнению задания, то в соответствующее поле (поля) бланка-протокола следует проставить соответствующий балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом;
- если участник ЕГЭ выполнял альтернативное задание, то в соответствующее поле бланка-протокола следует проставить номер выбранного участником ЕГЭ альтернативного задания;
- после завершения заполнения бланка-протокола поставить дату, подпись в соответствующих полях бланка-протокола и передать рабочий комплект председателю ПК для передачи на обработку.
© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)
Читайте также: