Праздник урожая у мордвы

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Демократические преобразования последних лет создали благоприятные условия для национального возрождения и развития этнических связей и межнационального сотрудничества. Общая культура русского и мордовского народов ассимилировалась в их взаимодействии и развитии, превратив традиционные праздники и обряды в мощное средство национального воспитания и сплочения народов, приобщения молодежи к богатой и самобытной культуре предков. Выпадение обрядовых ценностей из культурного комплекса негативно сказывается на целостности этноса. Поэтому сохранение культуры предков – это неотъемлемая часть заботы о будущих потомках.

Древние народы обладали серьезно продуманной системой праздников, отражающей видимое глазом годовое движение светил по небосклону: Солнца, Луны, яркой звезды Сириус и т. п., от поведения которых зависело благополучие человека. Богов следовало умилостивить – песней, игрой, т. е. веселым праздником. Так рождались благодарственные, шуточные и печальные песни, приметы, гадания и обряды в честь небесных родителей.

Многие элементы праздника коляды составили позднее бытовое содержание праздника Рождества Христова который сопровождался разнообразными святочными обрядами, увеселительными играми, в которых участвовала, главным образом, молодежь. Особое место на рождество занимали игры ряженых. Наиболее распространенными у мордвы были маски зверей в частности медвежьи. Большей частью наряжались парни и мужчины. Мужчины надевали на себя вывороченные шубы, маски, иногда просто мазали лицо сажей, пугали людей, заходили в дома и просили угощение у хозяев. Очевидно, маскарадно преображаясь, люди расслаблялись, освобождались от обычных норм поведения. Этому же способствовали и различные игровые элементы, которые, как правило, были подвижные, носили театрализованный характер. Игры на праздниках являлись биологической потребностью организма, и, по мнению специалистов, не только физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Все рождественские обрядовые действия проводились с установкой на увеличение плодородия, семейного здоровья и счастья.

На Новый год повторялся весь комплекс этих обрядов, некоторые в расширенном или видоизмененном виде. В новогодних обрядах видное место занимают приметы и гадания, которые затрагивают две важные темы, касающиеся жизнеобеспечения семьи: земли и урожая; личной жизни, судьбы человека и его брачного союза. Первая больше интересует стариков, вторая – молодежь. Но обе темы направлены на жизнеобеспечение семьи, продолжение рода. Смысл этих гаданий, в основном, сводится к психологическим размышлениям людей о своем будущем в наступающем году. Но гадания, вероятно, имеют двоякое значение: после подобных процедур человек может настроиться на ожидание приятных событий или, наоборот, может быть нежелательный эффект для здоровья гадающего.

Как видно из приведенных примеров, календарные зимние праздники в большинстве своем проводились не только дома, но и на открытом воздухе, с элементами подвижных игр, катаний и гуляний. В этот период у мордвы проводились и другие обряды, которые, якобы, способствовали жизнеобеспечению, а, следовательно, и здоровью семьи.

Осенний период сельскохозяйственного календаря у мордвы начинается со времени сбора первого урожая, с августа, и продолжается до декабря. Обряды этого цикла по своему характеру делятся на две группы: аграрные или земледельческие, посвященные божествам тех мест, где проводятся работы по сбору урожая, и бытовые, посвященные божествам дома и двора с целью просьбы здоровья людям и скоту.

Большое значение в календарных праздниках и обрядовой жизни мордвы занимала баня. Кроме того, баню обязательно для всей семьи топили перед каждым праздником. Таким образом, баня с незапамятных времен была неразрывной частью быта мордвы и служила не только целям гигиены, борьбы с различными заболеваниями, но и прочно вошла в обрядовую жизнь мордвы.

К праздникам в мордовских семьях готовились заранее: проводили уборку помещения. Старались полностью освободить себя от основных работ по хозяйству. Во время некоторых праздников, например, на Троицу, запрещалось проводить какие-либо работы. На Пасху женщины в течение недели не стирали белье, не белили нитки, не шили, не вышивали, не мыли полы в доме и пр. Мужчины в период праздников не выполняли тяжелую работу. В праздничные дни старшие члены семей ходили на беседы к соседям, ездили к родственникам и знакомым в гости, принимали их у себя.

Для проведения общественных праздников выбирались, как уже отмечалось, рощи, леса, красивые поляны, как правило, рядом с водоемом, чаще около родника. На полянке, в ожидании принятия ритуальной пищи, стелили индивидуальные скатерти или полотенца, ставили чистую посуду. Остатки пищи закапывали или приносили домой. Кроме того, все праздники, независимо от времени года, проходили на свежем воздухе. При подобной обстановке люди забывали все тяготы жизни, а во время исполнения ритуальных молитв, песен, танцев, игр, других обрядовых действ как бы улучшался психологический настрой людей, происходило воссоединение их с окружающей средой.

Во-вторых, праздники составляют аспект духовной памяти народа. В обществе с традиционной культурой через них осуществлялось ценностное восприятие времени, закреплялись определенные нормы поведения, создавались новые. Они имели религиозное, магическое, нравственное, аграрное значение. Следует отметить довольно устойчивую тенденцию функционирования праздников среди мордовского этноса на современном этапе. Так, согласно проведенным НИИ регионологии при Мордовском университете этносоциологическим исследованиям, выяснилось, что 46,4 % мокшан, 44,9 % эрзян отмечают все или большинство праздников, 43,4 % мокшан и 39,7 % эрзян празднуют некоторые из них. У русских респондентов только 27,4 % соблюдают все или большинство праздников. Социологические исследования, проведенные среди студентов в 2007 г., показали, что 69,2 % студентов мордовской национальности знают национальные праздники мордвы, 47,4 % – отмечают все праздники, 57,4 % – некоторые из них. Отрадно отметить, что 50 % респондентов русской национальности знают некоторые из национальных праздников мордвы.

Таким образом, праздничная традиция мордвы по-прежнему продолжает оставаться актуальной и востребованной, способствуя сохранению культурного наследия и воспитывая последующие поколения.

  1. Ломшина Е. Н. Праздничная культура мордва / Е. Н. Ломшина // Регионология. – 2008. – № 2. – С. 339–341.
  2. Мордасова С. Г. Роль традиционных календарных праздников в сохранении здоровья мордовского народа / С. Г. Мордасова, Л. Н. Щанкина // Культура народов Мордовии: традиции и современность: материалы респ. науч.-практ. конф. (Саранск, 10–11 апреля 2003). – Саранск, 2003. – С. 31–34.
  3. Мордва : Историко-этнографические очерки / НИИЯЛИЭ; отв. ред. В. И. Козлов. – Саранск : мордов. кн. изд-во, 1981. – 410 с.
  4. Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы, Мордва, Удмурты. – М. : Наука, 2000. – 579 с.
  5. Сусорева О. М. Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества / О. М. Сусорева // Финноугорский мир. – 2009. – №3. –С.110–112.
  6. Финно-угорский мир : справочник по истории, культуре и языку / ред. Дьердь Нановски. – Будапешт – Москва,1996. – 190 с.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.


Демократические преобразования последних лет создали благоприятные условия для национального возрождения и развития этнических связей и межнационального сотрудничества. Общая культура русского и мордовского народов ассимилировалась в их взаимодействии и развитии, превратив традиционные праздники и обряды в мощное средство национального воспитания и сплочения народов, приобщения молодежи к богатой и самобытной культуре предков. Выпадение обрядовых ценностей из культурного комплекса негативно сказывается на целостности этноса. Поэтому сохранение культуры предков – это неотъемлемая часть заботы о будущих потомках. Древние народы обладали серьезно продуманной системой праздников, отражающей видимое глазом годовое движение светил по небосклону: Солнца, Луны, яркой звезды Сириус и т. п., от поведения которых зависело благополучие человека. Богов следовало умилостивить – песней, игрой, т. е. веселым праздником. Так рождались благодарственные, шуточные и печальные песни, приметы, гадания и обряды в честь небесных родителей.

Таким образом, праздничная традиция мордвы по-прежнему продолжает оставаться актуальной и востребованной, способствуя сохранению культурного наследия и воспитывая последующие поколения.


Николаева Е.А., Балясников А.С., Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева

Библиографический список: Николаева Е.А., Балясников А.С. Мордовская праздничная традиция: современное прочтение // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. Ломшина Е. Н. Праздничная культура мордва / Е. Н. Ломшина // Регионология. – 2008. – № 2. – С. 339–341. Мордасова С. Г. Роль традиционных календарных праздников в сохранении здоровья мордовского народа / С. Г. Мордасова, Л. Н. Щанкина // Культура народов Мордовии: традиции и современность: материалы респ. науч.-практ. конф. (Саранск, 10–11 апреля 2003). – Саранск, 2003. – С. 31–34. Мордва : Историко-этнографические очерки / НИИЯЛИЭ; отв. ред. В. И. Козлов. – Саранск : мордов. кн. изд-во, 1981. – 410 с. Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы, Мордва, Удмурты. – М. : Наука, 2000. – 579 с. Сусорева О. М. Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества / О. М. Сусорева // Финноугорский мир. – 2009. – №3. –С.110–112. Финно-угорский мир : справочник по истории, культуре и языку / ред. Дьердь Нановски. – Будапешт – Москва,1996. – 190 с.

Оценить 757 0

Развлечение по этнокультурному направлению

Подготовила:

Саранск 2018

Развлечение по этнокультурному направлению в подготовительной

Образовательная область: познавательно-исследовательское развитие.

Вид занятия: развлечение.

Цель: познакомить детей с некоторыми календарно-обрядовыми праздниками мордвы.

Обучающие:закрепить знания детей о многонациональности республики Мордовия, об особенностях мордовского, татарского и русского национальных костюмов; продолжать знакомить детей с традициями, обрядами и праздниками народов, проживающих на территории Мордовии.

Развивающие: развивать мышление, память; развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.

Воспитательные:воспитывать у детей интерес к культуре, традициям и обычаям мордовского народа.

Интеграция образовательных областей:

Словарная работа:

Активизация существительных: праздник, мордва, мордовский народ.

Предварительная работа: беседа о праздниках, традициях и обычаях мордовского народа; заучивание мордовских колядок, стихов и песен; разучивание мордовских национальных подвижных игр.

Материал и оборудование:

Форма организации деятельности детей:групповая.

Методические приемы:

Словесный:организационный момент, беседа, игры со звукопроизношением, рассказ.

Наглядный: показ слайдов.

Практический: самостоятельное выполнение детьми задания.

Мотив детской деятельности: проблемно-игровой.

Ход мероприятия

Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о праздниках мордовского народа.

Праздники часто называют душой народа, потому что они могут выразить любое состояние души. Сегодня я вас познакомлю с некоторыми календарно-обрядовыми праздниками мордвы.

Осенние посиделки – Сексень аштемат.

Рождественский дом – Роштовань кудо.

Пасха – Инечи.

Троица–Тровеця

Но она приходит не в каждый дом, а только в тот, в котором поют колядки. Давайте споем, вдруг нас услышит и придет?

Коляда, бабай панчт.

(Заходит Роштовань баба.)

-Марян, марян, слышу, слышу! Тити-тити! Истянь добранк улист1

Восп.: Хорошо бы столько добра в доме, только кто собирать будет?

Роштовань баба: Саян 2 атякшт, дам 2 миски, кто больше соберет.

Оборудование: Два блюдечка, фасоль, бобы.

Р.Б.: Молодцы. Ловкие и быстрые, за это вам подарок!

Восп.: Ребята, чтобы приблизить весну, люди придумали много закличек.

По поверьям мордвы, все. что окружает нас, имеет своих покровителей: бог пчел-Нишке паз; богиня леса-Вирь-ава; богиня воды- Ведь-ава. Чтобы их задобрить, люди пели заклички..

Вот уже весна пришла, а с ней и праздникИнечи(Пасха).

Восп.:И самая популярная

Оборудование: яйца крашенные в разные цвета, мячик, повязка для глаз.

Перед тем, как покатить мяч, играющий должен помолиться и сказать: чекан покан, ал токан (Помолюсь, яичко выиграю).

Ребята, на празднике принято украшать берёзку лентами. И завязывая, нужно загадать желание. Давайте и мы украсим лентами и загадаем желание, и оно непременно сбудется.

Восп.: Какая красивая стала березка, так и хочется сказать стихами В. Нестерова :

Векнень потмаста тонь сать

Кандыть мартот тон тундать!

Ну как не сплясать вокруг нашей березки!

Восп.:И, конечно, на каждом гулянии угощали кашей. Но не всех, а только того, кто достанет ложку из лаптя.

Оборудование: лапоть, привязанный к палке, ложка, горшок каши.

Восп.: Посмотрите. Что-то произошло с нашей березой. Под ней желтые листочки. Потому что наступила осень.

И, конечно, на празднике играли в задорные игры.

Оборудование: Окрашенные в желтый цвет лепестки, и черные кружочки-серединки)

Восп.:Ярким событием в жизни мордвы были осенние ярмарки (Сексень ярмунькат).

Люди продавали собранный урожай, выращенную скотину, покупали себе различную утварь.

Мордва — финно-угорский народ, проживающий в Республике Мордовия и сопредельных с нею областях. Республика, образованная в 1930 году, является частью Приволжского федерального округа. Столица Мордовии — город Саранск.

Мордовский народ подразделяется на два субкультурных этноса — эрзя и мокша. Эрзяне и мокшане отличаются своими литературными языками, традиционным бытом и культурой. Мокши проживают в южных и западной частях Мордовии, эрзи — в восточных и северо-восточных. Общепринятом языком в республике считается русский.

Большая часть мордовского народа придерживается православия, в республике проживают также лютеране, молокане, буддисты, иудеи, мусульмане и представители языческих религий.

Культура и быт мордовского народа

Культура мордовского тесно переплетается с русской культурой, однако отличается своей самобытностью. Духовная культура основана на народных обрядах, состоящих из устно-поэтического творчества, плясок и декоративно-прикладного искусства. Большинство обрядов связано с временами года, семейными традициями и религиозными праздниками.

В Мордовии отмечают Рождество, Пасху, Масленицу и Троицу. С давних времен эрзи и мокши играют на волынке, флейте, кларнете, трещотке и ксилофоне. Современную музыкальную культуру представляют несколько популярных музыкантов, а также ансамблей, исполняющих произведения на национальных языках.

На территории Мордовии расположено множество древних монастырей, куда приезжают паломники со всей России.Действуют: Республиканский краеведческий музей, Музей изобразительных искусств, Темниковский историко-краеведческий музей, Музей боевого и трудового подвига, а также около ста мелких музеев. Гордостью республики являются Национальная библиотека имени Пушкина и Театр кукол.

В 2006 году в Мордовии открылся Поволжский центр культур финно-угорских народов. В Саранске проходят крупные международные ярмарки, фестивали и съезды финно-угорских народов. В 2012 году в республике широко отметили тысячелетие единения мордовского и русского народов.

В старину мордовский народ жил одним родом в небольших поселениях на берегах рек и по опушкам лесов. Дома располагались посреди крупных дворов, обнесенным высоким забором. Дом состоял из избы и сеней и отдельных хозяйственных построек. В семьях насчитывалось по 30-40 человек.

С давних времен мордовский народ успешно занимается земледелием, пчеловодство, рыболовством, охотой, сбором диких ягод и трав. Повсеместно развито народное творчество — вышивка, узорное ткачество, шитье бисером, резьба по дереву, изготовление ювелирных изделий, ткачество и прядение.

Традиции и обычаи мордовского народа

Современные традиции мордовского народа пришли из глубокой древности. Сформировались они на единении человека с природой. Множество традиций эрзян и мокшан связаны с созданием семьи и появлением ребенка. Со времен язычества сохранились поверья и обычаи, касающиеся похорон и почитания умерших предков.

Мордовский народ отличается радушием и хлебосольством. На большие церковные праздники в мордовские поселения из ближайших деревень съезжались русские, чтобы отведать вкуснейшие блюда, принять участие в народных гуляниях.

Традиционная кухня мордовского народа имеет сходство с русской. Популярными блюдами являются различные каши, щи, вареное мясо, жареная печень, квашеная капуста, квас, простокваша, напитки из меда, ячменя, хмеля и солода.

Издревле мордовские девушки занимаются гаданием. Популярностью пользуются народные игры на свежем воздухе. Большое внимание уделяется воспитанию у детей трудолюбия, уважения к старшим, приучению к труду и прививанию древних семейных традиций.


2. Провести опрос среди жителей сельского поселения.

Для того чтобы добиться цели, мы используем следующие методы:

- анкетирование, интервьюирование, беседа

- изучение литературных источников и интернет ресурсов

- работа в сети Интернет

База исследования: Еделевское сельское поселение.

Глава I. Истоки праздника

Он включает в себя добротный деревянный дом с надворными постройками, с колодцем - журавлем, ажурные деревянные беседки, крытый ярмарочные ряды, две сцены для проведения массовых мероприятий.

2.1. Опрос жителей Еделевского сельского поселения.

1. Отмечаете ли вы национальные праздники мордвы?

2. Знаете ли вы историю мордовских праздников?

3. Назовите наиболее значимый для вас мордовский праздник?

4. Соблюдаете ли вы обряды и обычаи национальных праздников мордвы?

5. Хотели бы вы, чтобы ваши потомки сохранили культуру в обычаях и обрядах своего народа.

2.2. Опрос учащихся МОУ СОШ с.Еделево

В нашем исследовании приняли участие ученики 1-11 классов родной школы. Предметом исследования выбран мордовский язык, быт и обряды мордвы. Были поставлены вопросы: - У кого из вас в семье корни мордовские?

- Кто владеет родным языком?

- Какие обряды, обычаи мордвы вы знаете?

-Хотели бы вы изучать язык, историю, культуру, быт и обряды мордовского народа?

По результатам исследования делаем вывод:

- имеют мордовские корни -90% учащихся

- владеют родным языком -50% учащихся

-знают обряды и обычаи -40% учащихся

-желающие изучать язык, историю и культуру, быт и обряды мордовского народа – 60% учащихся

Это говорит о том, что интерес к языку истории и культуре у учащихся высокий. Многие учащиеся изучают мордовский язык, посещают кружки, факультативы, уроки краеведения, где изучается быт, обряды мордовского народа. Дети гордятся своей малой родиной, своими корнями и родным языком

В этой главе мы опишем празднование Масторавань морот в селе Кивать.

Выступали официальные лица праздника, в том, числе Губернатор Сергей Иванович Морозов. В ходе мероприятия прошло награждение Благодарностями Губернатора Ульяновской области работникам культуры, образования, активистам за большой вклад в дело сохранения и развития народной мордовской культуры, а также церемония вручения памятной медали к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Данный фестиваль - показатель конструктивной и очень слаженной работы в национальной политике Ульяновской области, которая может быть примером для других. С любовью творческие коллективы исполняют мордовские народные песни, возрождаются старинные мордовские обряды. Таким образом, молодёжь не просто отдыхает на фестивале, а черпает для себя жизненные ценности. Был показан обряд – ввод невесты в дом жениха, благословение молодых, похвала молодой жене-устроительнице и продолжательнице жизни. Состоявшийся праздник – живое продолжение семейных традиций мордвы, забота о сохранении народной культуры и преемственности поколений.

По результатам исследований, бесед со старожилами мы поняли, традиционная обрядность мордвы представляет самобытное явление; ее корни восходят к глубокой древности, является неотъемлемой частью народной культуры, но нуждаются в защите и сохранении, так как народная культура в основном сосредоточилась в селах. Кто, если не мы, должны сохранить уникальность, ту самую изюминку в праздновании общенародных праздников, а именно наших сельских массовых праздников в мордовском фольклоре.Оценивая проделанную работу, мы уяснили для себя важность исследуемой проблемы. В перспективе с помощью ученического коллектива приоритетом будет практическое применение работы. Материалы нашей работы будут храниться в нашем школьном музее. Может быть, наша работа будет началом описания этого праздника в литературных источниках. На этом наши исследования не заканчиваются мы планируем исследовать особенности празднования Рождества и Пасхи.

Список литературы

1. Вихляев В. Древняя мордва. Саранск: Изд.центр. ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева, 2007г.

2. Все о Мордовии. Энциклопедический справочник. Саранск. Мордовское кн. изд-во, 2005 г.

3. Карнишина Г.А. Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура, форма бытования. Саранск. МГПИ им. М.Е. Евсеева, 2000 г.

4. Лузгин А.С. Любимая Русь и Мордва. Саранск. Мордовское кн. изд-во, 2009 г.

5. Мокшин Н.Ф. Боги и сказания мордвы Саранск. ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева, 2007

Читайте также: