Появление очередного листорасположения это ароморфоз или идиоадаптация

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Распределите признаки на группы:

А – ароморфоз, Б – идиоадаптация, В - дегенерация

1. Возникновение хлорофилла.

2. Возникновение ползучего стебля у земляники.

3. Появление фотосинтеза.

4. Появление органов и тканей.

5. Появление зацепок на плодах лопуха и череды.

6. Появление семян у голосеменных.

8. Появление клубней у дикого картофеля.

9. Утрата корней, хлорофилла и листьев повилики.

10. Утрата тычинок и пестиков в краевых цветках соцветия подсолнеч­ника.

11. Появление плода у покрытосеменных.

12. Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса).

13. Приспособления к опылению, распространению плодов и семян.

14. Появление псилофитов (первых наземных растений).

№2.

1. Под влиянием каких факторов популяция начнет эволюциониро­вать?

2. Перечислите максимум возможных способов защиты от врагов у жи­вотных и растений. Существуют ли абсолютно надежные средства защи­ты?

3. Покрытосеменные растения произошли от голосеменных путем при­спо­собления цветка к образованию плода. Объясните:

а) К какому направлению эволюции относится возникновение плода у по­крытосеменных;

б) Какое биологическое значение имеет образование семян внутри плода.

4. В чем сходство и различие биологического прогресса и регресса?

5. В двух озерах, которые между собой не сообщаются, живут различ­ные виды рыб: карась, плотва, язь, лещ, судак. Определите:

Тема: Основные направления эволюции и пути биологического прогресса.

Цель: сформировать знания об основных направлениях эволюционного процесса и путях достижения биологического прогресса.

Оборудование: презентация на электронных носителях.

Класс рассаживается по группам.

I . Изучение нового материала.

В процессе существования вид может претерпевать…..

1) Самостоятельная работа учащихся по группам (1,2) по заданию:

Сравнительная характеристика объективных показателей основных направлений органической эволюции

(или критерии прогресса)

Образец работы: Сравнительная характеристика объективных показателей основных направлений органической эволюции

(или критерии прогресса)

Увеличение численности особей

Образование новых видов, популяций

Примеры : рис. заяц и голубь

Уменьшение численности особей

Примеры: рис. бабочка и утконос

Биологический прогресс – показывает преобладание размножаемости в популяции над смертностью в ней (высокий потенциал выживаемости), достижение данной группой организмов успехов в борьбе за существование. Характеризуется возрастанием численности особей, расширением площади обитания, повышением темпов внутривидовой изменчивости).

Биологический регресс –показывает преобладание смертности над размножаемостью в популяции (низкий потенциал выживаемости), эволюционный упадок данной группы организмов, которая не смогла приспособиться к изменениям условий среды или не выдержала конкуренции с другими группами. Характеризуется снижением численности популяции, сужением и разрушением целостности площади обитания (ареала), снижением темпов внутривидовой изменчивости, подверженностью массовой гибели. Свидетельствует об угасании вида.

Биопрогресс сопровождается: увеличением особей…..

Биопрогресс сопровождается: уменьшением……

Вызов: о чём мы с вами будем говорить на уроке? …….

Что важнее для эволюции? (биопрогресс)

На уроке подробнее обратим внимание и рассмотрим биопрогресс и пути его достижения.

Одним из первых изучал пути эволюции наш отечественный учёный Северцев. ( фото на слайде) Алексей Николаевич Северцов

Алексей Николаевич Северцов (1866 – 1936)

Российский биолог, основоположник эволюционной морфологии животных. Академик АН СССР и УССР (1925).

Сейчас их выделяют 3:

Ароморфоз связан с увеличением сложности организации видов. Он резко увеличивает приспособленность видов. С появлением ароморфоза связано появление новых таксонов: надцарств, царств, типов. Вот некоторые примеры ароморфозов:

- появление эукариот от прокариот способствовало образованию надцарств ;

-возникновение многоклеточных от одноклеточных дало новые подцарства;

-появление членистоногих и моллюсков от кольчатых червей дало 2 новых подтипа и т.д.

(слайд с примерами ароморфозов)

возникновение мембранных органелл

появление надцарства эукариоты

появление новых подцарств

возникновение особых систем органов

появление новых типов.

Более мелкими ароморфозами животных были :

§ появление костной ткани

§ появление двух кругов кровообращения

§ появление альвеолярных лёгких

Самыми значимыми ароморфозами у растений были:

v Возникновение эпидермиса (слайд)

v Возникновение устьиц

v Возникновение проводящей и механической систем

v Закономерная смена поколений

v Образование цветков и плодов

Внутри крупных ароморфозов происходят более мелкие изменения, их называют идиоадаптациями. Возникают отряды, семейства, роды.

Если представить ароморфозы как, крупные ступени в эволюции то идиоадаптации будут расширять эти ступени.

На рисунке видно, что возникновение класса птиц из класса пресмыкающихся был ароморфозом .

А вот например , разделение птиц на водоплавающих, летающих и бегающих были уже идиоадаптациями.

Типичными примерами идиоадаптации у животных у животных являются появление больших клыков хищных и появление больших резцов у травоядных, появление предупреждающей окраски шмеля и покровительственной окраски у песца. (слайд рисунок)

Третий путь развития- дегенерация, то есть серьёзное упрощение строения особей. Например у видов обитающих в пещерах, в почве например - у крота (рис) происходит редукция органов зрения, депигментация кожи (рис червя), снижается активность.

Примером дегенерации также является возникновение паразитических форм.

У растений паразитов снижается активность фотосинтеза, наблюдается редукция листьев, у паразитических ленточных червей нет кишечника, слабо развита нервная система. (Слайды с рис.)

В ходе эволюции происходит смена одних направлений другими, так после ароморфоза всегда идут идиоадаптации, а иногда они сменяются дегенерациями. Это характерно для всех групп животного организма. Так земноводные появились в результате крупных ароморфозов – возникновения лёгочного дыхания и пояса конечностей.

Затем внутри этого класса появляются идиоадаптации, которые привели к появлению : хвостатых амфибий-живущих в воде,

безхвостых амфибий – совмещающих жизнь на суше и воде,

безногих амфибий – живущих в толще почвы.

(Слайд с рисунка)

Все перечисленные пути эволюции влияют на сложность организации организма. Однако не всегда увеличение сложности организации ведёт к увеличению биологического прогресса.

Биологический прогресс может быть достигнут как увеличением сложности в результате ароморфоза, так и уменьшением сложности в результате дивергенции. Например, класс птицы появился в результате серьёзного усложнения организации по сравнению с классом рептилии и это обусловило их биопрогресс. А паразитические планарии наоборот устроены более примитивно чем их свободноживущие родственники. При этом именно паразитические планарии более успешны в биологическом плане.

Задание1: а) Выполните задание: п оставьте против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего пути эволюции:

Вариант 1 (1-ая группа)

Основные пути эволюции растительного мира

Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции.

1. Возникновение хлорофилла.

2. Возникновение фотосинтеза.

3. Дифференциация слоевища на лист, стебель, корень.

4. Возникновение ползучего стебля у земляники.

5. Возникновение полового процесса.

6. Появление проводящей ткани.

7. Появление цветка у покрытосеменных.

8. Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса).

9. Появление плода у покрытосеменных.

10. Появление семян у голосеменных.

11. Появление лазящего стебля у винограда и плюща.

12. Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика.

13. Появление зацепок на плодах репейника и череды.

14. Появление сочной мякоти в плодах малины и рябины.

15. Утрата листьев, развитой корневой и сосудистой систем, околоцветника у ряски.

16. Утрата корней, хлорофилла и листьев у повилики.

17. Утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнечника.

18. Появление клубней у дикого картофеля.

Вариант 2 (2-ая группа)

Основные пути эволюции животного мира

Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции.

1. Возникновение многоклеточности.

2. Возникновение хорды.

3. Образование позвоночника.

4. Образование пятипалых конечностей.

5. Образование ластов.

6. Образование цепкого хвоста (у обезьян).

7. Образование у земноводных трехкамерного сердца.

8. Образование у земноводных двух кругов кровообращения.

9. Возникновение теплокровности.

10. Усложнение головного мозга.

11. Увеличение массы головного мозга.

12. Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных.

13. Утрата четырех пальцев из пяти у лошади.

14. Утрата конечностей у китов.

15. Утрата густого шерстного покрова у слона.

16. Утрата органов кровообращения и пищеварения у цепня.

17. Образование хобота у слона.

18. Удлинение шеи у жирафа.

После выполненной работы собираются комбинированная группа из 1-ой и 2-ой группы.Обсуждают выполненную работу.

После из каждой группы по одному ученику перечисляют выбранные примеры А, И, Д. Оценка по выполненной работе.

1.Заполните таблицу, проставив против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:

(Аромрфоз –А, идиоадаптация-И, дегенерация – Д)

Приспособительные признаки, возникающие

в ходе эволюции

1. Возникающие многоклеточных

2. Возникновение полового процесса

3. Образование позвоночника

4. Образование пятипалых конечностей

5. Образование ластов

6. Образование цепкого хвоста (у обезьяны)

7. Образование у земноводных трехкамерного сердца

8. Образование у земноводных двух кругов кровообращения

9. Возникновение теплокровности

10. Ускорение проведения по нервам возбуждения у позвоночных

11. Усложнение головного мозга

12. Увеличение массы головного мозга

13. Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных

14. Утрата четырех пальцев из пяти (у лошадей)

15. Утрата густого шерстного покрова (у слона)

16. Утрата органов кровообращения и пищеварения (у цепня)

17. Образование хобота у слона

18. Удлинение шеи у жирафа

2. Заполнить основные направления биологического прогресса:

1 . Установить соответствие между названиями организмов и биологическим явлениям :

1) возникновение хлорофилла и фотосинтеза в процессе эволюции;

2) образование усиков на листьях гороха;

3) утрата листьев у кактусов;

4) образование хобота у слона;

5) возникновение постоянной температуры тела (теплокровность) у млекопитающих;

6) утрата органов пищеварения у паразитических червей;

7) зачатки тазовых костей в толще мышц у кита;

8) рождение хвостатых людей;

9) зачатки хвостовых позвонков в скелете человека;

10) сходство внутреннего строения передних конечностей лошади и крыла птицы.

А- ароморфоз; Б- идиоадаптация; В- дегенерация; Г- рудименты; Д- атавизмы; Ж- гомологичные органы; З- аналогичные органы.

Ароморфоз представляет собой прогрессивное эволюционное преобразование, повышающее уровень организации организмов. В результате ароморфоза становится возможным освоение новых, ранее недоступных для жизни, территорий. К примеру, теплокровность птиц позволила им заселить места с холодным климатом.

Пример ароморфоза - теплокровность у птиц

Идиоадаптация подразумевает незначительные, частные изменения в строении и функциях организма, которые помогают приспособиться к условиям среды обитания. Идиоадаптации существенно не повышают уровень организации.

Пример идиоадаптации - ротовые аппараты насекомых

Общей дегенерацией называют упрощение организации, которое заключается в утрате отдельных органов и систем органов. У многих этот пункт вызывает внутреннее противоречие: как общая дегенерация может относиться к биологическому прогрессу?

На самом деле, если орган или система органов не нужна организму в его условиях обитания - то зачем она? Эта система может исчезнуть и освободить место для других, более полезных в данных условиях, органов.

У многих паразитов отсутствуют различные органы, к примеру, у ленточных червей нет пищеварительной системы. А зачем она им, когда пища в кишке, где они обитают, уже переварена и расщеплена организмом хозяина?

Пример общей дегенерации - отсутствие пищеварительной системы у ленточных червей

P.S. Мы нашли статью, которая относится к данной теме, изучите ее - Доказательства эволюции ;)

P.S.S. Для вас готов следующий случайный вопрос. Мы сами не знаем, но вас ждет что-то интересное!

Текст и опубликованные материалы являются интеллектуальной собственностью Беллевича Юрия Сергеевича. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов вопроса и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Какой признак не считают ароморфозом у млекопитающих?

Эволюция

Заполните пропуски в тексте.

Ароморфоз, идиоадаптация и являются путями эволюционного процесса.

Все три пути эволюции могут приводить биологические виды к состоянию биологического .

Биологический прогресс характеризуется численности особей, ареала вида, скорости видообразования.

Биологический регресс характеризуется чертами.

И биологический прогресс, и биологический видов могут быть связаны с деятельностью .

Направления эволюции

Распределите организмы по группам: биологический прогресс и биологический регресс.

Биологически прогресс

Биологический регресс

Теории возникновения жизни на Земле

Выделите мышкой 5 слов, которые относятся к теориям возникновения жизни.

1. Направления эволюционного процесса.

2. Морфофизиологические изменения, повышающие уровень организации.

3. Биологический регресс.

4.Создал учение о главных направлениях и путях эволюции.

5. Крупные систематические таксоны.

Направления эволюции
Эволюция

Процесс ___(7)___идёт ___(6)___ в направлении ___(1)___приспособления живых организмов, т. е. происходит возрастание приспособленности потомков по сравнению с предками. Советский учёный ___(3)___ назвал этот процесс биологическим ___(2)___. Постоянное возрастание приспособленности организмов сопровождается ___(4)___ численности и более широким распространением ___(5)___ в природе.

Пути эволюции

Распределите примеры путей эволюции по группам: ароморфоз, биологический регресс, идиоадаптация.

Биологический регресс

Идиоадаптация

Идиоадаптация

Подчеркните утверждения, которые описывают идиоадаптацию.

1. Самый многочисленный надкласс современных хордовых животных – рыбы

2. В процессе эволюции они приобрели множество частных приспособлений к жизни в гидросфере Земли

3. У рыб глубоководных сообществ имеются биолюминесценция и приспособление к обитанию в условиях высокого давления

4. Многие придонные рыбы, такие как скаты, камбалы и палтусы, имеют плоскую форму тела

5. С появлением челюстей у их древних предков – бесчелюстных рыб существенно повысился уровень организации первых древних позвоночных

Читайте также: