Последовательность развития растения из семени

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

На основе наблюдения за развитием растения из семени, учить выдвигать гипотезу, объяснять результаты опытов.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_okr_mir.docx 614.72 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир. 3 класс.

Тема: Развитие растения из семени.

Цель: дать учащимся представление о размножении и развитии растений из семени; установить последовательность развития растения из семени; определить, из чего образовалась каждая часть взрослого растения; учить наблюдательности; умение делать предсказания результатов опыта; мотивировать детей на выдвижение гипотез;

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Про растения узнать.

Загадка: Дышит, растёт,

А ходить не может. ( растение)

- Давайте повторим то, что вы уже знаете о растениях.

- Расскажите, какие признаки жизни растений вы знаете, по схеме?






- Что нужно растению для роста и развития? (воздух, солнце(свет, тепло), вода)

- Какие части растений вы знаете? Приведите примеры таких растений.

На доске : рисунки: дерево, кустарник, травянистое растение.

C:\Documents and Settings\All Users.WINDOWS\Документы\Мои рисунки\Kodak Pictures\для урока\100_2661.jpg

III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебных задач.

- Покажите на этом рисунке все части растения и назовите их.

На доске: растение фасоли.

C:\Documents and Settings\All Users.WINDOWS\Документы\Мои рисунки\Kodak Pictures\для урока\100_2664.jpg

- О ком была сказка? / О горошинах ./

- Сколько их было? / Пять/

- Сколько проросло? /Одна/

- А что случилось с остальными? / Съели птицы, попали в воду и разбухли./

- Судьба какой из горошин была самой удачной? /Той, которая выросла в новое растение и доставила радость больному ребёнку./

- Какую часть растения используют для размножения? (семена)

- Предположите о чем будем говорить на уроке?

- Мы знаем, для того чтобы выросло растение нужно посадить в землю семя.

- Что происходит с семенем после того, как оно попадёт в почву?

- Давайте вместе попробуем определить задачи нашего урока. Что мы должны сегодня выяснить? (выдвижение гипотез учащимися)

На доске – главные вопросы:

- Какие изменения происходят с семенем в земле?

- Из чего образуется и развивается каждая часть взрослого растения?

- На эти вопросы найдём ответы, если проведём сложную работу – наблюдение над семенами.

IV. Исследовательская работа. Этапы развития семени.

- У вас на столах пронумерованные семена фасоли и иголочки.

- Возьмите семя №1 в руки. Попробуйте снять верхнюю кожуру иголочкой.

- Результат? (с сухого семени кожура не снимается)

- Попробуйте ногтём поцарапать кожуру.

- Результат? (целостность кожуры не нарушается)

- У вас на столах листочки, где написаны выводы. Найдите правильный вывод и зачитайте.

Вывод: кожура семени плотная и с сухого семени не снимается.

- Зачем нужна такая кожура семени?

- Какую роль она играет? (защищает внутренние части семени от повреждения)

- Семя положили в сырую землю. Что с ним произошло?

- Берём в руки семя №2 и сравниваем его с семенем №1.

- Чем они отличаются?

- Результат? Семя №2 увеличилось в размерах, сырое.

- Почему так происходит? Найдите вывод.

Вывод: в семя через кожуру проникает вода, и оно набухает, увеличивается в размерах.

- Осторожно иголочкой снимите с набухшего семени кожуру.

- Результат? (кожура легко снимается с набухшего семени)

- Что находится под кожурой? (две половинки)

C:\Documents and Settings\All Users.WINDOWS\Документы\Мои рисунки\Kodak Pictures\для урока\100_2662.jpg

- Это семядоли.

- Осторожно иголочкой разъединяем половинки семени – семядоли. Что мы видим на одной из семядоли?

- Это зародыш будущего растения. Он ещё очень мал и в нём трудно рассмотреть части будущего растения.

- Возьмите в руки семя №3, снимите кожуру, разъедините семядоли и найдите зародыш.

- Зародыш уже заметно подрос и можно рассмотреть какие – то части.

- Найдите длинную часть зародыша, похожую на червячка. (зарисовать на семядоли у доски, ученики в тетради)

- Это корешок. Он мал и не похож на корень взрослого растения.

- Найдите два маленьких листочка (почку). Это будущие листья. (зарисовать)

- Итак, мы нашли ответы на поставленные вопросы.

1. оно набухает, в нём появляется зародыш

Стал цветок и вдруг проснулся вправо, влево

Больше спать не захотел. вперёд, назад

Шевельнулся, потянулся, руки вверх, потянулись

Взвился вверх и полетел. руками вправо, влево

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружится, вьётся. Покружиться

- Какую роль в жизни растений играет каждая его часть?

Работа в паре: - По своим рисункам в тетради расскажите соседу об этом.

- Оцените ответы друг друга.

- Посмотрите на зародыш. Какая часть зародыша развивается быстрее всего? (корень)

На доске: рисунок семени с развитым корнем.

- Почему раньше всех трогается в рост корень?

- Корень добывает из земли питательные вещества для всех остальных частей растения.

- Посмотрите на корень, он очень мал, он не дорос до земли.

- Откуда же берутся питательные вещества, чтобы корень рос на первых стадиях развития?

- Посмотрите на семядоли. Они крупные, мясистые. В них и находятся питательные вещества, которые питают зародыш семени и он начинает расти.

- Что происходит с семядолями потом?

На доске: рисунок следующей стадии развития зародыша.

- Семядоли постепенно стареют , сморщиваются, засыхают и, наконец, отпадают. Они свою роль выполнили.

- Какова роль семядоли в семени?

- Какие части растения он будет кормить?

На доске рисунок взрослого растения фасоли.

- Прочитайте последний вывод.

C:\Documents and Settings\All Users.WINDOWS\Документы\Мои рисунки\Kodak Pictures\для урока\100_2663.jpg

Вывод: корень растет быстрее, чтобы затем добывать питательные вещества для других частей растения.

- Вслед за корнем заметно увеличиваются в размере листья. Они становятся большими и зелёными. Они теперь тоже стали помогать корню кормить растение. Как это происходит, вы узнаете в старших классах, изучая науку биологию.

На доске 7 картинок, изображающих стадии развития растения (фасоли).

C:\Documents and Settings\All Users.WINDOWS\Документы\Мои рисунки\Kodak Pictures\для урока\100_2665.jpg

Вариант1 . Все картинки расположены вразнобой. Задание – расставить их в нужном порядке, показав процесс развития растения из семени.

Один ученик работает у доски. Остальные выполняют эту работу у себя на карточках.


Стадия – семечко.


Стадия – корешок с проростком.


Стадия - появляется корешок.


Стадия – стебелёк и два листочка.


Стадия - стебель удлиняется, число листочков


Стадия – взрослое растение с цветами и


Стадия – созревший плод с семенами.

- Оцените свою работу. Какое было задание? Выполнил? Верно и сам?

- Вот эти семь этапов, семь фаз постоянно сменяют друг друга. На одном растении бывает много плодов с семенами. И из каждого семени может вырасти новое растение. Но не из всех вырастают растения. Многие семена могут погибнуть: замёрзнуть, засохнуть. Быть съеденными. Но одно из тысячи обязательно выживет и будет продолжать свой род.

- Какое значение имеет кожура для семени?

- Что развивается из корешка зародыша?

- Где находится запас питательных веществ для растения, начинающего жить?

prorostok

Проросток — молодое растение со стеблем и листьями, по­явившееся над землей . Для прорастания семени необ­ходимы такие факторы, как влажность, тепло и свободный доступ кислорода. Кроме того, для прорастания некоторых семян, особенно мелких (салат, мятлик, многие сорняки), обычно требуется воздействие света.

Условия прорастания семени

Условия прорастания семени

Вода (влажность)

Вода необходима для набухания и прорастания семян. Семена состоят из органических и неорганических веществ. Если семена намочить, крахмал и дру­гие органические вещества переходят в растворимое состояние.

Теперь зародыш семени может использовать их для питания и начать прорастать. Чем плотнее и тверже кожура семени, тем медленнее впитывается влага. Следовательно, вода необходима для набухания семени и разрыва кожуры, превращения питатель­ных веществ в растворимое состояние.

Тепло

Тепло также необходимо для прорастания семени. Наиболее низкая темпе­ратура, при которой могут прорастать семена гороха, ржи, пшеницы, ячменя, овса, льна, клевера, люцерны — 0-5°С; семена кукурузы и подсолнечника — 10-12°С, семена тыквы, дыни, огурцов, риса, хлопчатника, табака — 10-25°С.

Температура прорастания семян различных видов растений

Температура прорастания семян различных видов растений

Воздух

Доступность воздуха — еще одно условие, необходимое для прора­стания семени. Полностью погруженные в воду семена через 2-3 дня набухают, но не прорастают и в конце концов загнивают, поскольку им не был доступен воздух. У прорастающих семян дыхание усиливается и возрастает потребность в кислороде.

Глубина заделки семян

Глубина заделки семян в почву зависит от вида растения и от размеров са­мого семени. Чаще всего нужно сажать семена на глубину в 2-3 раза, превыша­ющую размер самих семян.

Потребность разных растений в свете неодинакова. Изучению их светочув­ствительности посвящено много работ. Особенно светочувствительны семена салата, сельдерея, березы и др. Так, глубоко запаханные в почву семена многих сорняков впадают в состояние покоя.

Но как только проросток достигает поверхности почвы, его развитие возможно только при наличии освещенности. Семена табака, лука, моркови, помидора, подсолнечника, кукурузы также быстро прорастают при наличии достаточного освещения.

Прорастание семени

Прорастание семени — это формирование про­ростка из зародыша. При достаточном увлажне­нии запасные питательные вещества становятся растворимыми и питают зародыш.

Кожура набух­шего семени лопается, и появляется первичный (зародышевый) корешок, с помощью которого развивающийся проросток укрепляется в почве и начинает поглощать воду с растворенными в ней минеральными солями.

Прорастание семени фасоли

Рис.3 Процесс прорастания семени фасоли

У двудольных растений из зародышевого ко­решка вначале развивается главный корень. Вслед за корнем развивается почечка, которая выносит­ся на поверхность почвы и приобретает зеленый цвет. Она выполняет функцию первичного листа.

Строение проростка

У проростка однодольного растения появляются придаточные корни.

Прорастание семени пшеницы

Прорастание семени пшеницы

Молодое растение со стеблем и листьями, появившееся над землей, называют про­ростком. Для прорастания семени необходимы такие факторы, как влажность, тепло и свободный доступ кислорода. Кроме того, для прорастания некоторых семян, особенно мелких (салат, мятлик, многие сорняки), обычно требуется воздействие света.

Глубина заделки семян в почву зависит от вида растения и от размеров самого семени.

Семя - генеративный орган растения, служащий для размножения и расселения растений. У покрытосеменных (цветовых растений) семя образуется внутри плода из семяпочки (семязачатка).

Функции семени

Отделяясь от материнского организма, семя может прорасти и дать начало новому растению.

Благодаря семенам, некоторые из которых имеют воздушные мешки, дочерние растения могут расти на расстоянии десятков километров от материнского. Прорастая на новых территориях, они занимают их и распространяются.

Семя выживает при таких неблагоприятных факторах, где листостебельное растение погибло бы. Именно семя дает возможность выжить зародышу растения во время зимнего холода, недостатка влаги, летнего зноя.

Строение семени

Семя состоит из семенной кожуры, зародыша и эндосперма. Основную часть семени занимает зародыш, который состоит из зародышевого корешка, зародышевого стебелька с зародышевой почечкой, и зародышевых листьев - семядолей, которые при прорастании семени становятся первыми эмбриональными листьям саженца.

Семенная кожура - обязательный атрибут семени, представляет собой многослойное образование, защищающее внутреннее содержимое семени от высыхания и преждевременного прорастания. Может иметь на поверхности различные образования. На семенной кожуре всегда можно найти след (рубчик) от семяножки, соединявшей семя со стенкой плода. Рядом с рубчиком находится еще одно отверстие - семявход (микропиле), через которое при намачивании внутрь семени поступает вода, после чего начинается важный процесс - набухание семени.

Семенная кожура, семявход

Эндосперм - запасающая ткань семени растения, необходимая для роста и развития зародыша. В некоторых семенах эндосперм может отсутствовать, в этом случае его функцию на себя берет семядоля. Эндосперм в семени есть у подавляющего большинства однодольных (лука, ландыша, пшеницы) и двудольных (тмина, хурмы, фиалки). Отсутствует эндосперм в семенах бобовых, тыквенных, сложноцветных (гороха, подсолнечника, фасоли, тыквы).

Семена с эндоспермом и без эндосперма

В семенах злаковых находится одна семядоля, которую называют - щиток. Щиток выполняет функцию транспорта питательных веществ из эндосперма к зародышу.

Щиток - семядоля злаковых

Прорастание семени

При этом вода поступает через семявход внутрь семени. Как только это происходит, питательные вещества начинают растворяться в воде, и становится возможным их усвоение для зародыша. При полном погружении в воду, в которой мало растворенного кислорода (кипяченая вода), семена могут погибнуть из-за нехватки кислорода.

А точнее - кислорода. Клетки зародыша дышат, поглощают кислород и выделяют углекислый газ.

До момента, когда растение начнет фотосинтезировать - вся надежда только на запасные вещества. Они содержатся либо в семядоли (семядолях), либо - в эндосперме.

Прорастание семени

Как видно из картинки выше, удаление семядоли значительно замедляет рост и развитие растения (у 1 и 2 растения слева). У растения справа (3) сохранены обе семядоли, оно опережает в росте и развитие растение (2).

Для каждого вида растения температура своя. Есть растения, которые прорастают при температуре выше 15°C - огурцы, кукуруза, перец. Другие адаптированы к гораздо меньшим температурам, чуть выше +2 °C - укроп, рожь, морковь, редис, пшеница. Это обусловлено эволюционно, в зависимости от климата в регионе места происхождения растения. Исходя из этого, растения подразделяются на теплолюбивые и холодостойкие.

Семена некоторых растений не способны прорастать без освещения: марь белая (лебеда), салат латук, сельдерей. Свет стимулирует прорастание семян многих растений, активируя зародыш посредством фотохимической реакции. Также существуют растения, семена которых способны прорастать только в полной темноте - лук, конопля.

В данном случае руководствуются общим правилом: чем меньше семена, тем более поверхностно их закладывают. Семена фасоли закладывают на 4-5 см, а очень мелкие семена, не закапывая, сеют на самой поверхности почвы: семена земляники, мака, мяты, наперстянки, подорожника.

Если все условия прорастания семян соблюдены, то образуется проросток. Проросток - стадия онтогенеза растения с момента выхода зародыша из семенной кожуры.

Прорастание семени

Типы прорастания семян

При надземном типе прорастания семядоли с почкой выносятся в воздушную среду над поверхностью почвы и становятся первыми фотосинтезирующими листьями (зародышевые листья). Такой тип прорастания имеется у редьки, тыквы, фасоли, огурцов, лука, капусты, томатов.

Семядоли не выносятся на поверхность почвы, а остаются в ней. Поверхности почвы достигает только почка с первыми листьями. Характерно для гороха, дуба, лещины, пшеницы.

Типы прорастания семян

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Правильная последовательность развития растения из семени будет находиться в той строке, в которой она представлена в следующем порядке:

2. Проросток с корешком

3.Проросток с листочками

4. Взрослое растение с цветами

5. Взрослое растение с плодами.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Читайте также: