После сбора урожая накануне юрьева дня крестьянин пришел

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Цель урока: повторение материала по русской истории, выяснение уровня знаний и степени усвоения материала

Задачи урока:

Образовательные: продолжить формирование представления об социально-экономическом, политическом, культурном развитии России с древнейших времен до конца XVII века.

Развивающие: продолжить формирование умений правильно вести дискуссию; аргументировать свою точку зрения; анализировать документы; анализировать причинно-следственные связи; обобщать и систематизировать изученный материал.

Воспитательные: продолжить формирование уважительного отношения к чужому мнению, навыков работы в коллективе; продолжить формировать умение давать собственную оценку историческим событиям; продолжить воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны и ее политическим деятелям.

Тип учебного занятия : урок-игра

Материальное оснащение:

Раздаточный материал (индивидуальная таблица,).

Планируемые результаты изучения темы:

-умение выделять причины, значение и последствия основных событий истории России с древнейших времен до конца XVII века;

-умение давать характеристику культурного развития, общественного и политического строя, внутренней и внешней политике правителей Руси и России;

-умение составлять характеристику, оценивать и сравнивать исторических деятелей;

-умение объяснять и применять в историческом контексте основные понятия, относящиеся к данному периоду.

-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

-умение работать в составе творческих групп, развитие навыков выступления перед аудиторией.

Личностные: развитие творческой активности обучающихся; воспитание культуры личности в процессе делового общения; формирование мировоззренческих позиций, ориентированные на ценности современного общества в Российской Федерации

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

А преданья старины

Забывать мы недолжны!

Н.П.Кончаловская

1.Организационный момент.

2. Вступительное слово преподавателя:

Сегодня наш урок необычный – пройдет он форме игры. Цель нашего урока это закрепить, проверить те знания, которые вы получили. Давайте познакомимся с правилами нашей игры.

Каждая команда по очереди выбирает номинацию и цену вопроса.

На обсуждение дается не более 1 минуты

Жюри фиксирует в карточках команды сумму баллов по каждому ответу и подводит общий счет игры

Команда набравшая большую сумму баллов, считается победителем.

Оценки в конце игры выставляются на основании личного счета участников и достижения команды.

Итак, для начала необходимо, чтобы наши команды избрали капитана, который будет руководить её деятельностью.

Для розыгрыша права первого хода проведем небольшой исторический аукцион. Необходимо назвать имена людей, оставивших свой след в истории Русского государства с древнейших времен до XVII века. Команда, назвавшая последнее имя считается победителем и имеет право первого хода.

Номинация 1. Историческая личность

10 . Определите о ком идет речь?

В этот памятный год

Дали прозвище князю:

- это значит мешок для монет,

И точнее для князя прозвания

После всесвятского пожара этот князь видя, что деревянные укрепления ненадежны, построил каменный Кремль и в нем – то спасся от Ольгерда, князя литовского.

После усмирения непокорного тверского князя, этот князь начал собирать силы для борьбы с татарами.

Этот князь победил в рязанской области сильное, посланное Мамаем войско, чтобы наказать дерзкого русского князя.

Блистательная победа этого князя стала решающим этапом освободительной борьбы русского народа против ордынского ига. Был развеян страх перед могуществом Орды.

Этому князю пришлось вновь собрать все силы огорченной души своей и принялся со своим братом восстанавливать красоту Москвы после разорения ее ханом Тохтамышем.

Во время встречи с Сергием Радонежским этот князь получил от него благословение, дав ему на бой двух иноков (Пересвет и Ослабль).

«Укрепив свою власть… потратил много средств на украшение своей столицы, развитие письменности, стал основателем первого русского правового документа…

… Великий князь…построил в Киеве великолепный Софийский собор, обвел Киев каменными стенами.

Ключевский В. О. Исторические портреты

Иван Грозный (1547-1584)

Определите о ком писал В.О. Ключевский?

10. Когда начинается польская интервенция в Россию?

В октябре 1604 г. войско Лжедмитрия, поддержанного польскими магнатами, двинулось на Москву.

20. Какие исторические события представлены на карте? Назовите хронологические рамки войны?

hello_html_458aa30.jpg

hello_html_75fe0a83.jpg

30 .

Опишите изображенное на картине событие. Назовите его дату. Какое историческое значение оно имело?

Значение Куликовской битвы трудно переоценить:

- хотя свергнуть ордынское иго не удалось, эта историческая задача была поставлена в повестку дня, и ее осуществление стало делом времени;

- был развеян миф о непобедимости Золотой Орды;

- после разгрома Мамая ускорился процесс распада Орды;

- Куликовская битва укрепила роль Москвы как центра объединения всех русских земель в единое государство;

- Куликовская победа положила начало духовному возрождению, росту самосознания русского народа.

«….Тогда великий князь Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь поганую пролили. Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и отваге закалены. Что же сотворили из моей серебряной седины?

Великий князь Всеволод! Не думаешь ли ты прилететь издалека, отчий золотой престол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать.

Ты, буйный Рюрик, и Давыд. Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, буйного Святославича!

( Поход новгород-северского князя Игоря на половцев 1185 г)

50 . Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 1632 г. Россия вступила в Смоленскую войну. Ее противником была Речь Посполитая. Русское войско во главе с боярином М.Б. Шеиным не сумело выполнить стоявшие, перед ним задач.

Каковы были причины Смоленской войны? Каковы были результаты войны для государств-участников?

Стремление России вернуть Смоленские земли в период Смутного времени.

Желание Михаила Федоровича добиться от Владислава отказа от притязаний на русский престол.

Необходимость предупредить возможный новый поход польских войск на Москву.

Взять Смоленск русским войскам не удалось

Поляки сняли осаду со Смоленска и принудили русское войско к капитуляции

Захваченные в ходе войны земли были возвращены Речи Посполитой

Владислав заявил об отказе от претензий на русский престол

3 номинация. Факты и события.

На Любечском съезде князей в1097 г.

20. Прочтите отрывок из сочинения русского историка и укажите землю, в которой произошли описываемые события.

30 . Прочтите отрывок из сочинения историка С. М. Соловьева и назовите название совещаний, о которых идет речь.

Земской собор - совещательный орган, собрание сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей и черносошных крестьян. Первый Земский собор был созван в 1549 г. На Соборе были приняты меры, которые расширили права дворян и ограничили права крупных феодалов — бояр-наместников. Соборы не ограничивали власть царя, однако способствовали проведению на местах политических мероприятий центральной власти. Они не стали постоянными, а собирались впоследствии несколько раз по необходимости.

Укажите время, когда могли произойти описанные события.

Как назывались годы, на время которых отменялось указанное право крестьян?

Почему царю пришлось пойти на введение ограничения перехода крестьян?

50. Сравните реформы Избранной рады и политику Опричнины Ивана Грозного. Укажите что было общим ( не менее двух характеристик), а что различным ( не менее трех различий)

Стремление достижения согласия между интересами государства и общества

Раскол в обществе

Стремление консолидации между различными группами верхов русского общества

Массовые репрессии, опалы, террор, земельные конфискации

Внешнеполитические успехи: присоединение к России Казанского и Астраханского ханства

Проиграна затяжная ливонская война, поражение в 1571 г. от Крымского хана

Реформы способствовали улучшению внутреннего положения в стране, укреплению государственного аппарата, армии, хозяйственному оживлению

Опричнина поставила страну на грань национальной катастрофы, привела к экономическому, политическому кризису и в итоге – к Смуте начала 17 века.

Номинация 4. Культура

10. Какие находки подтверждают, что письменность у славян зародилась до принятия христианства? Особенно много их было найдено при раскопках в Новгороде.

Ответ: берестяные грамоты

20 . Назовите имя этого человека, первое его произведение.

Стоишь ты в Москве с ремешком на лбу,

Стоишь ты век, у стены старинной,

Лоб величав, бронзово-чист

Ты для России, для Украины

Держишь первый печатный лист

30 . Кто написал данные иконы? К какой школе принадлежит данный иконописец?

hello_html_8ed6833.jpg

40 .К какому архитектурному стилю принадлежат данные храмы, когда данный стиль был распространен в России?

Кто автор этих строк? Как называется данное литературное произведение? К какому литературному жанру оно принадлежит?

Ну, вот игра подошла к концу, жюри подведет итоги и огласит. Просьба командирам команд оценить работу членов команд.

Ребята выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в завершении урока

День 26 ноября (9 декабря по новому календарю) назвали Юрьевым сотни лет назад. Он был единственным в году в 11 – 16 столетии, когда крестьяне могли улучшить свою жизнь, сменить помещика. Неспроста дата приходится именно на это число.

Святой Георгий Великомученик считается покровителем земледельцев. Его память почитают 26 ноября по старому стилю. Ранее к этому дню крестьяне заканчивали собирать урожай и получали заработанные деньги. Однако их труд в полной мере не учитывался, и помещик практически всегда платил меньше положенного.

История России : что Юрьев день значил для крестьян

Для крестьян России Юрьев день был не просто религиозным торжеством в честь Георгия Победоносца. Для них это была возможность изменить свою жизнь к лучшему, сменить место труда, перебраться на другие земли и вовсе заняться чем-то другим. В конце ноября после сбора урожая крестьяне могли, наконец, погасить долги, оброчные и налоговые обязательства, и пуститься в путь. По закону на это им давалось 2 недели: по 1 недели до и после Юрьева дня.

Так, у обремененных налогами и сборами крестьян уже не было возможности расплатиться и, имея хоть какой-то капитал, искать лучшей жизни. Но, в 1597 году надежда на это была. Тогда вышел указ об урочных летах. Согласно ему, если в течение 5 лет помещику не удавалось найти крестьян, которые от него ушли к Юрьеву дню или после него, то он терял на них всяческие права, в крестьяне закреплялись за новыми владельцами. Увы, спустя 50 лет было принято Соборное уложение, согласно которого помещики в бессрочный срок могли искать своим крестьян-беглецов и возвращать.

Кем был Георгий Победоносец, почитаемый 9 декабря

У великомученика Георгия были богатые родители – ревностные христиане. Сам он служил, и отличался от других воинов храбростью и силой. Однажды он услышал, что начинаются христианские гонения, понял, что и сам обречен на страдания. Георгий решил раздать имущество беднякам, освободить своих рабов. Затем он пришел к Диоклетиану и сказал, что является христианином. Георгий назвал правителя жестоким и несправедливым, за что был отправлен в темницу и подвергнут пыткам. Во время страданий он восхвалял Господа. Георгий умер в 303 году.

В день памяти святого молятся о хорошем урожае, избавлении от бед и несчастий. Просят помочь стать успешными.



— Да, кормилец, правда. Он говорит, что все будет по-старому. Дай-то господь! Бывало, придет Юрьев день, заплатишь поборы, да и дело с концом: люб помещик — остался, не люб — пошел куда хошь.



— Да, кормилец, правда. Он говорит, что все будет по-старому. Дай-то господь! Бывало, придет Юрьев день, заплатишь поборы, да и дело с концом: люб помещик — остался, не люб — пошел куда хошь.

Читайте также: