Посадки чиновников в россии

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Арест теперь уже бывшего губернатора Хабаровского края Сергея Фургала имеет все шансы занять особое место в истории нашей страны. Впервые жители России так активно защищают чиновника, подозреваемого в тяжком преступлении.

Сотрудники издания изучили статистику за последние 30 лет, начиная с 1990 года. Журналисты постарались выяснить, на каких конкретно территориях активнее всего борются с преступившими закон представителями власти и какие именно ведомства оказались замешаны в криминале. Ситуацию проанализировал и прокомментировал политолог Аббас Галлямов.

Расстрельная должность

Среди арестованных за эти годы представителей власти были губернаторы и их заместители. Сейчас в обществе на слуху инциденты, связанные с арестом главы Сахалинской области Александра Хорошавина, Никиты Белых из Кировской области, Вячеслава Гайзера, главы республики Коми, и, конечно, Сергея Фургала. Между тем, на самом деле фигурантами уголовных дел стало куда больше глав регионов и их замов: 78 человек.

Интересно, что среди российских регионов есть свои лидеры по числу арестов государственных служащих. В топе оказались Республика Коми, где расположена крупная исправительная колония, Дагестан, флагман металлургии Челябинская область и далёкое от федерального центра и его контроля Приморский край.

Идём на рекорд

За решётку попадают не только губернаторы, но и министры с их заместителями. Причём это происходит как на региональном, так и на федеральном уровне. Как оказалось, здесь тоже есть определённые закономерности. Так, российские чиновники высокого уровня лишь 20 раз были задержаны по уголовным делам. При этом особенно отличились Минсельхоз (три ареста) и Минобороны (два ареста).

А вот на местах работа сотрудников правоохранительных и надзорных органов оказалась видна особенно хорошо.

Рекордное количество арестованных чиновников было зафиксировано именно в нынешнем, 2020 году. Активной работе силовиков не помешала даже пандемия коронавируса. За текущий год было выявлено уже тридцать громких прецедентов.

ТОП-5 самых громких арестов 2020 года

  1. Сергей Фургал – губернатор Хабаровского края

Виновен или нет Сергей Фургал в инкриминируемых ему преступлениях – это решит суд. Однако представителей общественности беспокоит и другой вопрос: неужели силовики в течение последних 15 лет ничего не знали о криминальном прошлом Сергея Фургала, если оно вообще имело место быть? Ведь до того, как стать главой региона, Фургал являлся депутатом Госдумы и возглавлял региональное отделение ЛДПР.

  1. Халил Арсланов – заместитель главы Генштаба ВС РФ
  1. Ризван Гайрбеков – руководитель отдела военно-технического сотрудничества (ВТС) департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромторга
  1. Дмитрий Натаров – экс-помощник главы Россельхознадзора

Бывшего чиновника обвиняют в получении взяток в размере 6 млн рублей. Однако это ещё не всё. За несколько месяцев до ареста госслужащий был уволен из-за обвинения в педофилии: он якобы совратил 13-летнюю дочь друзей.

  1. Виктор Половников – глава МВД по республике Коми

Арест министра внутренних дел региона – событие редкое. Тем не менее, в настоящее время Половников проходит по делу о получении взяток на 25 млн рублей.

Причины и закономерности происходящих событий прокомментировал политолог Аббас Галлямов. Как отметил эксперт, есть две причины того, почему именно в 2012 году начались активные аресты высокопоставленных чиновников.

Вторая причина, по мнению политолога, оказалась связана с силовиками, которые на тот момент стали главным политическим инструментом в руках Кремля.

А вот неравномерное распределение арестов по регионам эксперт объяснил субъективными причинами.

По мнению эксперта, небольшое число арестов силовиков федерального уровня связано с нежеланием правоохранительных органов открыто конфликтовать с МВД.

Тем не менее, исключения есть, и это доказывает, что и на таком высоком уровне при определённых условиях негласные запреты могут быть сняты. Достаточно вспомнить арест в 2014 году начальника ГУЭБиПК МВД РФ генерал-лейтенанта Дениса Сугробова, вместе с которым перед судом предстали ещё шесть сотрудников ГУЭБиПК. Ещё один пример – дело советника главы Следственного комитета РФ Михаила Музраева, пусть его арест и был связан с предыдущим местом работы. Такие прецеденты говорят о том, что сотрудники правоохранительных органов хорошо понимают, что делают, не переходя установленные границы.

Стратегия до 2024 года. План Путина по борьбе с коррупцией и аресты чиновников в России

В указе Путина отмечается, что руководители федеральных и региональных органов власти должны обеспечить реализацию стратегии, а также внести в ведомственные планы соответствующие изменения и доложить об этом до 1 октября.

В соответствии с дорожной картой, правительство до 15 октября должно разработать предложения по улучшению отчетности о доходах чиновников. Помимо этого, необходимо проработать вопрос усиления общественного контроля за проблемой коррупции. До 10 декабря Генпрокуратура должна подготовить предложения по детализации сведений о доходах, которые публикуются в интернете. Свобода воровать: отличия коррупции украинских и российских мэров

Свобода воровать: отличия коррупции украинских и российских мэров

Также, согласно Национальному плану, до сентября 2023 года необходимо проанализировать коррупционные риски при безвозмездном вхождении госслужащих в состав руководства национальных корпораций.

Помимо этого, к 2023 году силовые структуры должны предусмотреть запреты на работу в госорганах коррупционеров, которые отделались штрафами.

В плане также говорится о необходимости разработать меры проверки цифровых активов и валюты. Правительству предстоит проанализировать практику ограничения получения подарков для борьбы с коррупцией.

Отдельно в документе закрепляется необходимость утвердить программу по антикоррупционному просвещению граждан и множество других мер.

20 июля Следственный комитет РФ сообщил о возбуждении уголовного дела по части 6 статьи 290 УК РФ. Главу ГИБДД Ставрополья Алексея Сафонова подозревают в получении взяток на сумму более 19 миллионов рублей. Чиновнику грозит тюремный срок до 15 лет. Украинские чиновники заработали миллиарды на незаконной продаже земли

Украинские чиновники заработали миллиарды на незаконной продаже земли

По версии следствия, возглавляемая Сафоновым преступная группа несколько лет изготавливала за деньги пропуска для перевозчиков зерновых культур и инертных материалов на Ставрополье, что позволяло беспрепятственно осуществлять грузоперевозки с нарушениями административного законодательства.

Таким образом, участники группы получили взятку в особо крупном размере на сумму более 19 миллионов рублей.

21 июля Ессентукский городской суд принял решение арестовать Сафонова на два месяца, а 15 сентября арест продлили на три месяца — до 19 декабря.

Задержание Сафонова — один из эпизодов в борьбе с коррупцией чиновников в РФ.

21 марта по подозрению в получении взятки в размере 31 млн рублей задержали губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева. Он стал шестым главой субъекта РФ, в отношении которого возбудили уголовное дело за минувшие десять лет.

Спустя два дня — 23 марта — Владимир Путин подписал указ о досрочном прекращении полномочий Белозерцева в связи с утратой доверия.

Ранее с этой же формулировкой отправляли в отставку и других обвиняемых в различных преступлениях губернаторов.

Предыдущим отправленным в отставку губернатором был глава Хабаровского края Сергей Фургал. Он был задержан 9 июля 2020 года в Хабаровске оперативниками Следственного комитета и сотрудниками ФСБ России. На следующий день Басманный суд Москвы арестовал чиновника.

Как отмечал Следственный комитет, Фургал был причастен к организации убийств и покушению на убийство предпринимателей Олега Булатова, Евгения Зори и Александра Смольского, которые были совершены преступной группой в 2004-2005 годах на территории Хабаровского края и Амурской области. В итоге 20 июля Путин отстранил Фургала в связи с утратой доверия. За американскую коррупцию на Украине заплатит Зеленский

За американскую коррупцию на Украине заплатит Зеленский

Сейчас следствие по делу завершено, Фургал находится под стражей, он и другие фигуранты приступили к ознакомлению с материалами дела.

За три года до задержания Фургала — 4 апреля 2017 года — задержали главу Удмуртской Республики Александра Соловьёва. Накануне Главное управление по расследованию особо важных дел Следственного комитета России возбудило в отношении Соловьёва уголовные дела по двум эпизодам получения взятки.

Как утверждало следствие, один из эпизодов касался получения Соловьёвым 139 млн рублей и доли в коммерческой организации номинальной стоимостью 2,7 млн рублей от компаний, получивших государственные контракты на строительство мостов через реки Кама и Буй. За это губернатор обеспечил компаниям внеочередную оплату выполняемых работ, а также выделение лицензий на пользование участком недр местного значения. Второй эпизод касался получения 5 млн рублей и взятки в виде незаконного оказания услуг имущественного характера общей стоимостью 29 тыс. рублей.

Путин также отстранил Соловьёва в связи с утратой доверия.

Соловьёв вину признал и сотрудничал со следствием. В октябре 2020 года суд осудил его на десять лет колонии строгого режима и к штрафу в размере 275 млн рублей. В марте стало известно об удовлетворении судом ходатайства Соловьёва и об освобождении Соловьёва от тюремного наказания в связи с болезнью.

Лето 2016 года стало роковым ещё для одного главы субъекта федерации — губернатора Кировской области Никиты Белых. Его задержали 24 июня в момент получения им пакета со €150 тысячами наличными. В отношении него Следком возбудил дело по факту получения взятки в особо крупном размере.

Как утверждало следствие, губернатор области и лично, и через посредника получил около €600 тыс., пообещав двум предприятиям области покровительство. Белых вину не признал. 28 июля Путин отправил губернатора в отставку в связи с утратой доверия. 1 февраля 2018 года суд приговорил Белых к восьми годам колонии строгого режима, а также штрафу в 48,2 млн руб. При этом бывший губернатор был оправдан по одному из эпизодов дела за недостаточностью доказательств.

За год до задержания Белых — 18 сентября 2015 года — было возбуждено дело в отношении главы Республики Коми Вячеслава Гайзера и ряда других чиновников. Их обвиняли в создании организованного преступного сообщества и в мошенничестве. Киев не защищает украинских гастарбайтеров, а ЕС закрывает глаза на украинскую коррупцию — Гожый

Киев не защищает украинских гастарбайтеров, а ЕС закрывает глаза на украинскую коррупцию — Гожый

Через два дня — 20 сентября — фигуранты дела были арестованы, а спустя ещё пять дней в их отношении возбудили новое дело — по обвинению в легализации доходов, полученных в результате преступления. Размер причинённого главой республики и соратниками ущерба оценили в 4,5 млрд руб. 30 сентября Путин отстранил Гайзера от должности в связи с утратой доверия.

Гайзер вину не признал. 10 июня 2019 года суд признал Гайзера виновным в мошенничестве, легализации имущества и получении взятки и приговорил его к 11 годам колонии строгого режима и штрафу в размере 160 млн рублей. В то же время суд оправдал Гайзера по обвинению в создании организованного преступного сообщества и по одному эпизоду получения взятки.

В июле 2020 года Гайзеру предъявили новое обвинение в организации превышения полномочий с ущербом на 8,8 млн рублей при выделении земельных участков под строительство в Сыктывкаре. Сейчас дело рассматривает суд.

В 2015 году был задержан не один Гайзер. 3 марта 2015 года по подозрению в получении взятки задержали губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина и нескольких сотрудников областной администрации. 13 марта Хорошавину предъявили обвинение.

По версии следствия, в 2009 году сахалинский губернатор создал ОПГ, члены которой получали от предпринимателей деньги за право выполнения работ по государственным контрактам, получение субсидий и т.п. Общая сумма взяток превысила 522 млн руб. При этом следствие обвиняло Хорошавина в легализации 77 млн руб. доходов. Сам Хорошавин своей вины не признал.

25 марта 2015 года Путин отправил Хорошавина в отставку в связи с утратой доверия. 9 февраля 2018 года суд приговорил экс-губернатора к 13 годам колонии строгого режима и штрафу в 500 млн руб. А 20 июня 2018 года СК РФ предъявил Хорошавину и сообщникам обвинения в получении взяток на общую сумму более 100 млн руб. от граждан, планировавших принять участие в выборах депутатов городской думы Южно-Сахалинска в 2014 году. Размер взяток варьировался от 2 до 10 млн руб. Сейчас это дело рассматривается в суде. Усиление ответственности как усиление коррупции: к чему привела реформа Нацполиции Украины

Усиление ответственности как усиление коррупции: к чему привела реформа Нацполиции Украины

Примечательно, что все вышеперечисленные — не самые высокопоставленные чиновники, осуждённые в России и находящиеся в тюрьме в настоящее время. Таким является экс-министр экономического развития Алексей Улюкаев.

Сам Улюкаев заявил о провокации и оговоре свидетелей. В декабре 2017 года суд приговорил Улюкаева к восьми годам лишения свободы и штрафу в 130,4 млн руб., а также к лишению права занимать некоторые должности в течение восьми лет после освобождения. Позже приговор смягчили, убрав из него лишение права на занятие должностей.

Примечательно, что все эти задержания и аресты происходили в период, который в истории расположенной рядом Украины называется постмайданным.

И, несмотря на то что одними из основных лозунгов Майдана были борьба с коррупцией и взяточниками, на Украине ни одно из громких коррупционных дел так и не было доведено до конца.

518857_900

Их уже давно невозможно ни перечислить, ни запомнить. Даже малую часть не удаётся – потому что это 540 уголовных дел в месяц. Около 7 тысяч в год – из них в сводки СМИ попадают 30-50 наиболее громких дел, то есть не более 0,5% всех госслужащих, которых отдают под суд в нашей стране за коррупцию.

Давно прошли времена, когда 75% коррупционных дел заводилось на учителей, врачей и сотрудников ГИБДД.

Сегодня самая большая группа – 50% дел о коррупции – это чиновники

Учителя – 10%, медики – 29%.

Всего за год передаётся в суд около 13 000 уголовных дел о коррупции. Из которых половина – чиновники . Давно не осталось ни одного органа государственной власти, где не раскрывались бы коррупционные преступления. Их перечисление – интересная задача, которая многим показывает, что есть ведомства, о которых мы вообще не помним, когда думаем о коррупции – а вот правоохранители помнят.


  • городские и районные депутаты, местное самоуправление, вплоть до глав и мэров

  • региональные депутаты и региональные правительства, вплоть до губернаторов

  • МВД, СК, прокуратура – на всех уровнях, вплоть до центральных аппаратов в Москве

  • МЧС, Минкульт, Минтранс и прочие – вплоть до федеральных замминистров

  • судьи – отдельной статьёй; чаще всего – арбитражные

  • Пенсионный фонд , Росимущество , Росреестр , Счётная палата , Налоговая служба , ФСИН , Служба судебных приставов , Миграционная служба – нет такого ведомства в стране, где не вскрывались бы коррупционные преступления и не шли бы под суд виновные

Если 10 лет назад посадить главу городской администрации было достижением, а мэра – вообще сенсацией, то сегодня СМИ даже не пишут, если дела ниже регионального уровня. Вице-губернаторы, областные министры, региональные управления министерств – про это ещё более-менее сообщают, да и то уже предпочитают дела федерального уровня: когда замминистры культуры, когда сотрудники центрального аппарата МВД, когда федеральный министр Улюкаев.

То есть уровень борьбы с коррупцией поднялся настолько, что всё, что ниже мэров городов, оставляют на откуп региональным СМИ. А общенациональные интересуются только если от глав местных самоуправлений и выше.

Потому что 7 тысяч дел в год – 18 чиновников в день – осветить просто невозможно физически

Наглядный показатель эффективности борьбы с коррупцией – это рост средней взятки по данным МВД в геометрической прогрессии . Дело в том, что только МВД рассчитывает этот показатель, не пытаясь оценить реальный размер взяток, а опираясь исключительно на доведённые до обвинительного приговора дела о коррупции.

То есть рост этого показателя говорит не об ухудшении криминальной ситуации, а наоборот – об улучшении раскрываемости таких преступлений. Он указывает на то, что ежегодно осуждаются всё более и более крупные коррупционеры, а не мелкие взяточники с преступлениями бытового характера.

Об этом говорит и радикально изменившаяся структура осуждённых, о чём говорилось выше, и растущий объём средней взятки, рассчитанной по делам, дошедшим до обвинительного приговора. Два года подряд – по итогам 2014 и 2015 годов – министр внутренних дел Колокольцев говорил о двукратном увеличении средней взятки . Это указывает на раскрытие всё более и более масштабных коррупционных преступлений.

Но именно раскрытие преступлений, совершённых высокопоставленными чиновниками, обозначило новый уровень проблем в борьбе с коррупцией . Оказалось, что усилия МВД на практике не могут превзойти местный уровень. В городах, районах, и муниципальных образованиях полиция ещё в состоянии выявлять коррумпированных госслужащих, собирать доказательства и передавать дела в суд. Но хотя считается, что МВД должно эффективно бороться с коррупцией на всех уровнях власти, включая региональный и федеральный, для чего и существуют управления в субъектах федерации и центральный аппарат министерства, на деле полиция даже городского судью не способна изобличить, а более высокие уровни почти выпадают из их поля деятельности.

При этом в структуре МВД на всех уровнях есть антикоррупционные отделы, а также службы собственной безопасности , которые тоже должны выявлять коррупцию, но в рядах самой полиции. Но в реальности они почти бездействуют. Даже более того, работники антикоррупционных отделов и управлений собственной безопасности сами зачастую становятся обвиняемыми в уголовных делах о коррупции.

Большинство преступлений чиновников регионального уровня и выше раскрываются не полицией, а ФСБ.

Правда об этом не так много пишут, потому что практика работа ФСБ – это соблюдение строжайшей секретности на этапе оперативной разработки и сбора доказательств. А потом, когда дело переходит в публичное поле, оно уже передаётся в Следственный комитет, который и ведёт его до передачи в суд. Поэтому деятельность ФСБ как бы остаётся за кадром.

Но если предметно изучать дела по большинству чиновников более-менее высокого ранга или по изобличению коррупции в рядах самих правоохранительных органов, то сразу выясняется, что почти по всем делам разработку вела ФСБ. Вот лишь несколько примеров их работы только по тем делам, которые дошли до обвинительного приговора и осуждения к реальным срокам заключения.


  • Тверской районный суд Москвы приговорил старшего следователя по особо важным делам МВД РФ Александра Сидорова к 10 годам колонии строгого режима и штрафу в размере 500 тыс. руб. за получение взятки. Был задержан по материалам оперативной разработки сотрудниками УСБ ФСБ России.


  • Приморский районный суд Санкт-Петербурга приговорил экс- главу Пенсионного фонда России по Санкт-Петербургу Наталью Гришкевич к 10 годам лишения свободы и 950 тыс. рублей штрафа за получение взятки на сумму более 47 миллионов рублей. После задержания дала признательные показания сотрудникам ФСБ, которые разрабатывали это дело.


  • Забайкальский краевой суд приговорил бывшего руководителя краевого управления ГИБДД Сергея Уханова к 10 годам колонии строгого режима и 10 млн рублей штрафа за получение взяток на общую сумму более 2 млн рублей. Дело возбуждено на основании документов, предоставленных сотрудниками забайкальского ФСБ.


  • Ухтинский городской суд Республики Коми приговорил бывшего главу администрации Ухты Олега Казарцева к 6 годам колонии общего режима за растрату муниципального имущества, а также мошенничестве в особо крупном размере. Задержание бывшего министра архитектуры, строительства и коммунального хозяйства региона проводили сотрудники УФСБ по материалам оперативной разработки.


  • Краснодарский краевой суд приговорил судью арбитражного суда Сергея Русова к 10 годам колонии строгого режима и штрафу в 200 млн. рублей за получение многомиллионной взятки от строительной компании. Судья был задержан сотрудниками ФСБ по материалам оперативной разработки при получении взятки в 20 млн руб. за решение в пользу ответчика.


  • (Возбуждение уголовного дела в отношении арбитражного судьи предусматривает особый порядок. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении федерального судьи принимается лично председателем Следственного комитета РФ Александром Бастрыкиным, но только с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ, которая должна принять решение о лишении либо приостановлении полномочий.)


  • Белгородский районный суд приговорил бывшего начальника УФМС по Воронежской области Николая Полуказакова к 8 годам колонии строгого режима и штрафу в 74,8 млн. рублей за получение взятки в особо крупном размере. Уголовное дело было возбуждено на основании материалов, предоставленных сотрудниками ФСБ по результатам оперативной разработки.


  • Ленинский районный суд города Иваново приговорил бывшего заместителя председателя правительства области Андрея Чужбинкина к 8 годам лишения свободы и 300 млн. рублей штрафа за получении взятки в особо крупном размере. Уголовное дело было возбуждено по материалам собранным Управлением ФСБ по Ивановской области.


Обращаю внимание на то, что дела, которые готовили в ФСБ, не рассыпались в суде, и привели не просто к обвинительному приговору, а к очень большим срокам, и зачастую – с отбытием наказания в колонии строго режима.

И, наконец, самые громкие дела, которые были недавно начаты по материалам, предоставленным ФСБ – это обвинение во взятках полковника Захарченко , у которого в итоге было изъято более 120 млн. долларов, и Юрия Тимченко, сотрудника Управления собственной безопасности МВД , которого задержали при получении взятки в 100 млн. рублей.

Это был уже выход даже не на региональный, а на федеральный уровень, потому что оба являлись сотрудниками центрального аппарата МВД . Полковник Дмитрий Захарченко был замначальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции центрального аппарата МВД, а полковник Юрий Тимченко работал в Главном управлении собственной безопасности.

То есть Захарченко должен был бороться с коррупцией, а вместо этого сам ею занимался, а Тимченко должен был выявлять таких, как Захарченко, в рядах МВД, но вместо этого тоже занимался коррупцией. В итоге оба высокопоставленных офицера, которые по долгу службы должны были бороться с коррупцией, сами были задержаны за коррупцию сотрудниками ФСБ.

То есть на практике оказывается, что единственным учреждением, которое способно бороться с коррупцией на высоких уровнях власти, а также выявлять её среди сотрудников правоохранительных органов, является ФСБ. Ни антикоррупционные управления МВД, ни управления собственной безопасности с этой задачей не справляются.

Как можно видеть, материалы, собранные ФСБ на этапе оперативной разработки, вполне позволяют доводить дела не только до суда, но и до обвинительных приговоров, хотя этим занимается уже не сама служба, а Следственный комитет. А само качество оперативно-розыскной деятельности и уровень секретности при её проведении позволяет вести разработку подозреваемых без утечек вплоть до самого момента задержания. Даже когда это касается федерального министра, каковым был Алексей Улюкаев.

Более того, только ФСБ на сегодняшний день под силу совершать такой труднейший подвиг, как изобличение и привлечение к ответственности федеральных судей. Возможно, они и не являются главными коррупционерами в стране, но их особый статус даёт настолько большую защищённость, что почти невозможно заводить уголовные дела против них. Даже если удаётся убедить председателя Следственного комитета, то остаётся ещё почти непреодолимая преграда из Высшей квалификационной коллегии судей, которая крайне редко даёт разрешение на уголовное преследование своих коллег. На практике это не намного проще, чем добиться от Госдумы снятия депутатской неприкосновенности с одного из её членов.

Но главная проблема сегодняшнего этапа борьбы с коррупцией в том, что ФСБ оказывается почти единственным органом правопорядка, который в состоянии эффективно решать эту задачу почти на всех уровнях власти.

Загвоздка в том, что количество государственных ведомств, которыми приходится заниматься, просто огромно: от традиционных городских и областных администраций до весьма экзотических, вроде Счётной палаты, Налоговой службы, Росимущества и Росреестра, Пенсионного фонда, Службы судебных приставов и так далее, список просто огромен. А вот личный состав ФСБ никогда не был большим, мягко говоря. Потому что по замыслу этим должно заниматься ещё и куда более крупное по кадрам МВД, которое в реальности не занимается ничем выше городского или районного уровня, и к тому само ещё ложится на плечи ФСБ в рамках задач по выявлению коррупции в самих органах правопорядка. Служба собственной безопасности МВД, которая должна этим заниматься, почти не способна выявлять случаи коррупции среди старших офицеров. Об этом говорит и генерал-лейтенант милиции, генерал-майор ФСБ, доктор юридических наук Александр Гуров:

«Когда в девяностые мы создавали Управление собственной безопасности, то вкладывали в него совершенно другие цели. Мы хотели сделать подразделение, задачей которого было не допустить преступлений против сотрудников правоохранительных органов. То есть тогда мы занимались профилактикой преступлений против сотрудников, а не борьбой с ними.

А потом началось: сколько необоснованных уголовных дел против работников, откровенных фальсификаций, провокаций! И кого они защитили при этом? Дошло до того, что с их помощью начали убирать неугодных начальников отделов. На одном из совещаний с министром я встал и напрямую заявил о том, что мы создали преступную организацию внутри МВД!

То есть нынешняя система и правила МВД не только не дают эффективно расследовать коррупционные преступления среди сотрудников полиции, но и, что гораздо хуже – способствуют вовлечению в коррупционный сговор дополнительных участников.

Поэтому для дальнейшего развития успехов в борьбе с коррупцией необходимо либо реформировать МВД для его успешного подключения к этой работе, либо усиливать ФСБ если не дополнительными полномочиями, то хотя бы личным составом. Очевидно, что сохранение нынешней ситуации без изменений не позволит и дальше улучшать борьбу с коррупцией, потому что ФСБ скоро столкнётся с физическим пределом своих возможностей из-за многократного разрастания количества уголовных дел, а МВД не только не будет помогать и разгружать госбезопасность, а наоборот – будет дополнительной нагрузкой.

В чем корень проблемы с неэффективностью российских чиновников

Дмитрий Родионов

Посадки Путина не очень помогают Кремлю ударно завершить




По правде сказать, сомнительно, что это поможет. У нас немало сажают чиновников разного ранга, включая депутатов, губернаторов и даже министров. И что? Где результат? Может, расстреливать их, как в Китае? А кто будет определять эффективность? Можно ли считать персональную машину признаком неэффективности?

— Проблема в том, что чиновники превратились в касту, отношения внутри которых для них гораздо важнее, чем отношения с народом. Позиция чиновника определяются не тем, как он выполняет свой долг, а как он отчитывается начальству, насколько он послушен и надежен, опять-таки с точки зрения начальства.

— Я не считала неэффективных чиновников. Их, безусловно, много, но, наверняка, есть и эффективные. И чем ниже позиция, тем их больше, эффективных. Беда в том, что часто бюрократическая система задаёт такие рамки, что даже эффективная работа в них становится злом. Вспомним хотя бы многострадальное образование, которое бюрократия обескровила совершенно. Именно поэтому, потому, что такова система, отдельные посадки ничего не решают кардинально…

— Володин поднял тему в общем русле: власть начала потихоньку оправдываться на фоне протестов

— Для тех, кто уже протестует или готов протестовать, оправдания вряд ли будут убедительны. Для сторонников власти все и так ясно. Снизить напряженность можно убедительными реформам, что потребует от власти сверхусилий…

— Володин прав, проблема в качестве кадров госслужбы, а не в их привилегиях, — убежден директор Института свободы Федор Бирюков.

— Если человек на должности лишен служебного автомобиля и каких-то других благ, это не значит, что он будет работать хорошо и честно. Скорее, как раз наоборот.

— Корень зла в том, что тема социального неравенства буржуазными квазиоппозиционными СМИ забалтывается темой зажиточности чиновников, — уверен доцент кафедры философии, социологии и культурологии Уральского государственного педагогического университета Андрей Коряковцев.

Рационально вопрос должен ставится не о привилегиях отдельных социальных групп, а о преодолении социального неравенства в целом. В том, насколько деятельность государства этому способствует — состоит критерий эффективности работы его чиновников. С этой точки зрения суть дела не в чиновниках (это не снимает с них личной ответственности, конечно), а в экономической модели, в рамках которой они работают.

Читайте также: