Посадка вертолета с пробегом

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Перечень условных обозначений и сокращений. Введение.

1. Подготовка к полету.

2. Выполнение полета.

3. Меры безопасности.

Перечень условных обозначений и сокращений.

РСНВ – режим самовращения несущего винта
НВ – несущий винт
РУ – ручка управления ОУ – органы управления ОШ – общий шаг
РВ – радиовысотомер
ВПП – взлетно-посадочная полоса
ТНС – точка начала снижения
КПУ – контрольно-проверочное устройство

СПУ – самолетное переговорное устройство

ГП – горизонтальный полет

Введение.

Многолетняя эксплуатация вертолета Ми-8 показывает, что отказ двух двигателей в полете происходит редко. Но, учитывая боевой опыт в ДРА, ло- кальных войнах, случаи самовыключения двигателей при полетах в условиях обледенения и ливневых осадках, выключение двигателей в результате не- грамотных действий экипажа при работе с арматурой кабины и отсутствие навыков у летного состава в выполнении посадок на РСНВ, возникла необ- ходимость выработки единой методики выполнения посадок с выключенны- ми двигателями, с дальнейшим применением ее для выполнения учебных по- летов в строевых частях.

– более плавным уменьшением вертикальной скорости снижения;

– при приближении к земле с большой вертикальной скоростью летчик, как правило, стремится начать увеличение ОШ раньше положенной высоты, поэтому первый этап дает возможность летчику оценить обстановку и при необходимости устранить ошибку в определении высоты взятия ОШ;

б) до получения устойчивых навыков темпа взятия рычага

– после выполнения 4-го разворота:

– Н= 100 м:

– Н= 15 м:

– Н= 10 м:

Примечание.Посадка на РСНВ с боковым ветром справа особенностей в

пилотировании не имеет, за исключением выдерживания вертолета в ство- ре ВПП.

Рис. 1 Глиссада планирования на РСНВ

Примечание.Выключение двигателей на разбалансировку вертолета прак- тически не сказывается.

Примечания : а) величина задержки зависит от точности определения вы- соты взятия ОШ, но в любом случае не должна быть более 2 с;

в) стремление вертолета к развороту вправо парировать левой педалью,

учитывая при этом, что чем меньше поступательная скорость, тем больше движение педалью;

г) при ошибке в высоте взятия ОШ (до ± 5 м), при грамотных действиях, обеспечивается посадка с вертикальной скоростью не более 0,3–0,5 м/с. Это достигается увеличением (уменьшением) времени задержки и изменением темпа взятия ОШ на втором этапе. Обороты НВ при этом, падают с тем- пом, соразмерным темпу взятия рычага ОШ.

д) на выравнивании при падении оборотов НВ менее 89% происходит от- ключение автопилота, которое вызывает незначительную разбалансировку

е) падение оборотов НВ ведет к потере эффективности продольно- поперечного управления, что в свою очередь требует от летчика непривыч- ных длинных, несоразмерных движений РУ для удержания вертолета в по- садочном положении.

ж) при грамотных действиях ОУ с момента начала торможения и до по- садки, обороты НВ не падают ниже 86% (Рис. 2).

Приземление выполнить на основные колеса. После приземления верто- лета, в начальный момент, уменьшить ОШ до значения 8–7 о , а во второй по- ловине пробега плавно опустить до минимального значения. РУ удерживать посадочный угол тангажа до момента самопроизвольного опускания носово- го колеса, после чего применить тормоза колес.
Данная методика выполнения посадки на РСНВ позволяет, в случае от- каза двух двигателей на любой высоте, начиная с 50 м и выше, выполнить
безопасную посадку. Пробег вертолета, при этом составит до 40 м.

Характерные ошибки и методика их исправления.

Если во время полета у самолета отказывают двигатели, пилот имеет шанс спланировать и спасти машину и пассажиров. Бытует мнение, что раз у вертолета нет крыльев, то он не может планировать. Неужели отказ двигателя означает гибель винтокрылой машины? Нет, вертолет может совершить посадку в режиме авторотации винта.

В случае неполадок с двигателем вертолет можно посадить в режиме авторотации

Авторотация – вращение несущего винта вертолета с помощью набегающего потока воздуха. Во время авторотации создается подъемная сила, достаточная для планирования, маневрирования и мягкой посадки судна.

Режим авторотации чаще всего используется для аварийной посадки вертолета при отказе двигателя. Также она применяется, когда выходит из строя рулевой винт (или нарушается управление по рысканью), в результате чего продолжать нормальный полет невозможно.

Авторотация – это аварийный режим, который тем не менее необходимо освоить любому пилоту, но только под руководством опытного инструктора. От умения управлять вертолетом в режиме авторотации зависит жизнь экипажа и пассажиров.

Как работает авторотация

Когда несущий винт вертолета раскручивается за счет энергии двигателя, он создает нисходящий воздушный поток и функционирует по принципу пропеллера, который ориентирован в пространстве горизонтально.

Если во время полета перестает работать двигатель, скорость вращения винта начнет падать, а машина ‒ терять скорость и снижаться. В этот момент на лопасти начинает действовать набегающий снизу поток воздуха. Это воздействие, при соблюдении определенных условий, раскручивает несущий винт, который снова создает подъемную силу. В режиме авторотации винт работает как горизонтально ориентированная ветряная мельница.

Чтобы при авторотации кинетическая энергия не тратилась на вращение двигателя, в вертолетах используется обгонная муфта. Это элемент трансмиссии, который блокирует передачу крутящего момента с ведомого вала на ведущий. Обгонные муфты также используются в велосипедах. Благодаря этим устройствам педали не вращаются, когда велосипедист едет с горы по инерции.

Кстати, у гиропланов (автожиров) несущий винт вращается и создает подъемную силу только за счет авторотации. Воздушные суда этого типа похожи на вертолеты внешне, но летают они скорее по принципу самолетов.

Несущий винт гиропланов всегда работает в режиме авторотации

Как посадить вертолет в режиме авторотации

Аварийная посадка в режиме авторотации входит в курс подготовки пилотов гражданских вертолетов. Алгоритм действия летчика зависит от типа воздушного судна, высоты и скорости полета, места посадки и других факторов. Схематически его можно описать так:

Легкие вертолеты, например, Robinson R44, в режиме авторотации под управлением опытного пилота могут ненадолго зависать в воздухе. Благодаря этому посадка получается мягкой. Управлять тяжелыми воздушными судами при отказе двигателя сложнее. Поэтому посадить их с помощью авторотации без повреждений удается не всегда, но такие вертолеты всегда снабжены двумя двигателями, что значительно повышает уровень безопасности.

Видео посадки вертолета в режиме авторотации

Двойной рекорд Жана Буле

Французский пилот Жан Буле в 1972 году установил за один полет сразу два рекорда, которые не побиты до настоящего времени. Летчик рассчитывал достичь рекордной высоты на своем Aérospatiale SA.315B Lama. Это ему удалось: машина поднялась на фантастическую высоту ‒ 12 442 метра над уровнем моря.

А вот второй рекорд получился спонтанным. У Жана Буле не оставалось выбора, так как на огромной высоте из-за перегрузок вышел из строя двигатель. Пилот перешел в режим авторотации и посадил машину. Летчик и его машина даже не получили повреждений.

Жан Буле в кабине вертолета

После необычного полета Жан Буле остался в авиации. До выхода на пенсию он работал летчиком-испытателем ВВС Франции.

Режим авторотации позволяет мягко посадить вертолет в случае отказа двигателя. Выход из строя силовой установки – это, без сомнения, крайне опасная аварийная ситуация. В таких условиях у летчиков остается единственный шанс избежать катастрофы, но действовать необходимо быстро. Именно поэтому в программу подготовки пилотов вертолетов входит тренировка посадки в режиме авторотации. Конечно, для гарантированно мягкой посадки в тренировочных полетах за несколько метров до земли двигатель вновь запускают, но навык закрепляется и совершенствуется без малейшего вреда для воздушного судна и его экипажа.

Пилотов готовят к посадке со свободно вращающимся винтом в расчете на то, что они будут действовать в аварийной ситуации так же уверенно и спокойно, как и во время штатного полета. А это повышает безопасность пассажиров и вероятность мягкой посадки.

Считается, что если двигатель вертолёта вышел из строя, он обречён упасть на землю и разбиться – в отличие от самолёта, который способен держаться в воздухе даже без помощи мотора. Однако на самом деле существует один способ посадить неисправную винтокрылую машину.




Авторотацией называется режим вращения воздушного винта летательного аппарата, при котором необходимая для вращения энергия берётся от набегающего на винт потока — проще говоря, это вращение винта набегающим потоком воздуха. При штатном полёте вертолёта с включённым двигателем воздушный поток поступает сверху и выходит снизу, то есть несущий винт работает в режиме пропеллера. В режиме самовращения несущий винт вертолёта раскручивается от встречного набегающего потока, одновременно создавая подъёмную силу. Для снижения механических потерь в режиме авторотации между двигателем и несущим винтом установлена обгонная муфта. От винта в таком случае работают главный редуктор, который раздает крутящий момент на хвостовой винт, насосы гидросистем, генератор переменного тока и некоторые другие агрегаты.

Используя авторотацию, вертолёт может выполнить безопасную посадку при отказе одного или двух двигателей, поэтому возможность безопасной посадки на авторотации является обязательной для прохождения сертификации производителями вертолётов. Как это происходит, можно узнать из познавательного видеоролика.

Читайте также: