Посадка вертолета по самолетному

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены особенности подготовки курсантов и летного состава военного ВУЗа к полетам, возможности моделирования управляемого полета при отказе 1-го двигателя в полете. Рассмотрены этапы полета с точки зрения формирования профессиональных знаний и навыков в технике пилотирования.

ABSTRACT

The article deals with the features of training cadets and flight personnel of the military University to fly, the possibility of modeling controlled flight in case formation of professional knowledge and skills in piloting technique are considered.

Ключевые слова: вертолет, полет, силовая установка, общий шаг несущего винта (ОШ НВ), руководство летной эксплуатации (РЛЭ), несущий винт (НВ), высота полета (Нпол).

Keywords: helicopter, flight, power plant, General pitch of the main rotor (OSH NV), flight manual (RLE), the main rotor (NV), flight altitude (Hpol).

Эффективность применения вертолётной авиации, как показывает опыт, в значительной степени определяется уровнем подготовки лётного состава. Проблема улучшения подготовки будущих лётчиков занимает главное место в образовательном процессе военного лётного ВУЗа.

При выполнении посадок на высокогорные площадки необходимо учитывать следующие особенности:

- с увеличением высоты расположения площадки относительно уровня моря у вертолета увеличивается стремление к просадке перед зависанием. При энергичном торможении, особенно при попутном ветре, просадка может привести к преждевременному приземлению вертолета с касанием хвостовой опорой о неровности площадки;

- торможение вертолета на планировании перед посадкой происходит вяло, поэтому для точного расчета на посадку уменьшение скорости полета необходимо начинать раньше, чем на площадках, расположенных на высотах, близких к уровню моря.

Во всех случаях, когда позволяют условия, посадку производить с подходом на высоте 80—100 м с поступательной скоростью 80 км/ч.

Способы посадок

В зависимости от размеров площадок, характера препятствий на подходе и состояния грунта выполняются следующие способы посадок.

Перед посадкой выполнять контрольный проход над площадкой с превышением ее уровня на 20—30 м в свободном от препятствий направлении и на скоростях 70— 80 км/ч. При проходе уточнить барометрическую высоту площадки.

При подходе к центру площадки по команде летчика одному из членов экипажа зажечь дымовую шашку и сбросить ее через дверь.

Маневр захода на посадку строить с учетом направления ветра, определенного по дыму шашки.

Порядок выполнения посадки:

- заход на посадку производить на скорости 80—100 км/ч по прибору;

- с высоты, превышающей площадку на 80—100 м, начать плавное торможение вертолета с таким расчетом, чтобы на высоте 25—30 м скорость составляла 30—40 км/ч;

- дальнейшее уменьшение скорости полета по траектории и вертикальной скорости снижения производить с таким расчетом, чтобы зависнуть на высоте 10—15 м на удалении 20—30 м от центра площадки;

- после уверенного зависания произвести плавное перемещение вертолета к месту посадки на скорости 10—15 км/ч, осмотреть место посадки и выполнить вертикальное приземление. Уменьшение общего шага несущего винта после посадки производить при уверенности, что вертолет устойчиво стоит на грунте всеми колесами.

Перед выполнением посадки уточнить барометрическую высоту площадки и определить направление ветра по методу, указанному для первого способа посадки.

Порядок выполнения посадки:

- заход на посадку производить на скорости 80—100 км/ч;

- с высоты, превышающей площадку на 80—100 м, начать торможение вертолета с таким расчетом, чтобы на высоте 15—20 м установить скорость 30—40 км/ч;

- снижение и торможение в дальнейшем производить так, чтобы зависнуть на высоте 1,5—2 м над центром площадки.

Вертикальное приземление и уменьшение общего шага несущего винта производить так же, как указано для первого способа посадки.

В процессе предпосадочного снижения до высоты 100 м скорость полета сохранять 90—110 км/ч. Дальнейшее снижение выполнять с одновременным торможением вертолета с таким расчетом, чтобы приземление произвести на скорости 20—30 км/ч с вертикальной скоростью снижения 0,1—0,2 м/с.

Взлет с площадок и посадка на площадки с уклонами

Максимальная величина уклонов площадки для выполнения взлета и посадки вертолета не должна превышать следующих значений:

- носом на уклон 4°;

- левым бортом на уклон 4°;

- правым бортом на уклон 3°;

- носом под уклон 4°.

Взлеты с площадок и посадки на площадки с уклонами целесообразно выполнять носом или левым бортом на уклон. Выключение двигателей после посадки на площадку с уклоном производить только в случае, когда величина уклона не превышает 3°.

Взлет и посадка носом на уклон являются наиболее безопасными и их необходимо производить во всех возможных случаях с учетом скорости бокового ветра, которая не должна превышать следующих значений:

- при ветре справа 5 м/с;

- при ветре слева и ветре сзади 3 м/с.

При скорости ветра более 5 м/с взлет и посадку производить против ветра с учетом допустимых величин уклонов.

При выполнении захода и посадки носом под уклон зависание производить на высоте не менее 3 м во избежание касания хвостовой опорой и винтом о землю. Снижение после зависания производить строго вертикально, не допуская перемещений вертолета, особенно хвостом на уклон.

В случаях крайней необходимости допускается выполнение взлета и посадки носом на уклон, величина которого до 7°. При этом взлет и посадку выполнять только против ветра. Перед приземлением затормозить колеса, а после приземления шаг несущего винта плавно уменьшить до величины 4—5° по указателю, удерживая вертолет во взвешенном состоянии. Ручку управления отклонить от себя настолько, чтобы исключить смещение вертолета назад.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.Посадка носом на уклон, величина которого превышает 4°, допускается на короткий период для быстрой загрузки или разгрузки вертолета. Выключение двигателей на таких площадках запрещается.

Руление и развороты на рулении производить только на тех площадках, величина уклона которых не превышает 2°. Во всех других случаях для перемещения вертолета производить подлеты.

При взлете с площадок, имеющих уклон, набор высоты после отрыва вертолета производить строго вертикально, зависание выполнять на высоте не менее 3 м.

Взлет с русла высохшей реки и посадка на него

Посадку на русло высохшей реки производить только по вертолетному.

При выборе ровного участка русла, а также при заходе на посадку и посадке необходима повышенная осмотрительность, так как на русле могут быть наносы кустарника, травы и мелкого ила, которые при приближении вертолета к земле увлекаются струей от винта, могут попасть в винт и закрыть от обзора место посадки.

Зависание перед посадкой производить на высоте не ниже 1,5 м. Вертикальную посадку выполнять без перемещения вертолета в стороны.

Уменьшение общего шага несущего винта после посадки производить при полной уверенности, что вертолет устойчиво стоит на грунте всеми колесами.

Примечание Если на борту вертолета находится второй член экипажа, он должен после посадки выйти из вертолета, осмотреть площадку и доложить командиру о ее состоянии, после чего произвести уменьшение общего шага несущего винта до 1—2°.

Руление по руслу реки не допускается. Для перемещения вертолета производить подлеты на скорости 10— 15 км/ч.

При отсутствии препятствий взлет производить против ветра вдоль русла реки (направление ветра в руслах рек, как правило, совпадает с направлением русла). При этом участок русла (полоса взлета) должен быть свободен от препятствий и поворотов, иметь ширину не менее 40 м, длину не менее 120 м, чтобы его хватило для разгона вертолета до скорости 30—40 км/ч и набора высоты 25 м.

Полеты в ущельях

Перед полетом в ущелье рассчитать радиусы разворотов с максимальным креном (30°) на разных скоростях полета.

При полетах в ущельях препятствия иногда не позволяют маневрировать при заходе на посадку на скорости 90—100 км/ч. Поэтому чтобы уменьшить радиус разворота, заход следует выполнять на скорости 40—50 км/ч. На этой скорости можно выполнять развороты на 180° с креном 20—25° в ущельях шириной 150— 200 м.

При встрече с препятствием в ущелье, которое нельзя преодолеть набором высоты, уменьшить скорость полета до 40—50 км/ч и выполнить разворот в направлении, позволяющем продолжать полет.

При необходимости выполнения разворота на 180° в узком ущелье летчик обязан предварительно ближе подойти к одной из сторон ущелья и сделать разворот в противоположную сторону.

Для вертолета Ми-2 в узком ущелье допускается разворот на скорости 40—50 км/ч с креном 20—25°, при этом радиус разворота не превышает 50 м.

— неустойчивые режимы снижения вертолета на скоростях полета от 0 до 60 км/ч с вертикальными скоростями более 4 м/с.

На высотах менее 200 м, когда возможна ориентировка относительно земли, в случае крайней необходимости допустим полет на меньших скоростях до висения. Однако это крайне нежелательно, так как при отказе одного и особен­но двух двигателей посадка вертолета затруднена.

Полет на скоростях меньше минимальной и висение разрешаются на высотах до 10 м от поверхности площад­ки. При этом вес вертолета должен быть в пределах, обес­печивающих висение на заданной высоте в соответствии с номограммами, данными в Инструкции экипажу.

С высоты висения до 10 м в зависимости от полетного веса (рис. 2 2) в случае отказа одного двигателя на скоростях 0—20 км/ч при вмешательстве в управление практи­чески сразу же после отказа двигателя и при наличии под вертолетом площадки, пригодной для вынужденной посадки с коротким пробегом (0—15(м), обеспечивается возможность выполнения посадки без поломки вертолета

При скоростях полета от 60 до 90 км/ч на высотах до 20 м обеспечивается посадка перед собой. На скоростях 90—150 км/ч с высоты до 20 м возможна посадка с отворотом от препятствий, а при скоростях более 150 км/ч с высот до 40 м возможно выполнение посадки с разворотом на 180°

На высотах более 3000 м минимальная скорость полета увеличивается с высотой, поскольку возрастает потребная мощность при полете на малых скоростях и на скорости меньше минимальной не обеспечивается горизонтальный полет при номинальном режиме работы двигателей

Максимальные скорости полета на высотах более 1000м ограничены из условий сохранения достаточных запасов по скорости до режимов, на которых развивается срыв потока на конце отступающей лопасти.

Известно, что при полете с поступательной скоростью отступающая лопасть обтекается потоком с меньшей скоростью, чем наступающая. Однако из условий уравновешивания вертолета по крену подъемная сила лопасти по азимутам приблизительно сохраняется. Поэтому в зоне меньших скоростей увеличиваются угол атаки сечений лопасти и коэффициент подъемной силы. С увеличением скорости полета указанное различие в условиях работы наступающей и отступающей лопастей несущего винта возрастает, на некоторой скорости полета угол атаки на конце отступающей лопасти достигает критического значения, и появляется срыв потока. Появление срыва потока приводит к резкому увеличению нагрузок в лонжероне лопасти и забустерной части управления несущим винтом, а также вибраций вертолета.

Средний угол атаки лопастей несущего винта увеличивается с увеличением веса вертолета и уменьшением плотности воздуха, т. е. с увеличением высоты полета и температуры наружного воздуха. Поскольку увеличение среднего угла атаки лопастей уменьшает запас до срыва потока, то с увеличением веса вертолета, высоты полета и темпе­ратуры наружного воздуха уменьшается скорость полета, на которой возникает срыв.

Заданные Инструкцией экипажу максимальные скорости полета обеспечивают отсутствие срыва потока на всех установившихся режимах полета. В связи с уменьшением запасов до срыва потока с лопастей на больших высотах и больших скоростях полета нельзя допускать при этих условиях резких маневров.

Обоснование других ограничений

Взлетный вес ограничен величинами 11100 кгс (нормальный) и 12000 кгс (максимальный) из условий прочности агрегатов вертолета и обеспечения достаточных запасов по срыву потока на лопастях несущего винта при выполнении полета с максимальной скоростью и на маневрах.

Разрешенный взлетный вес в зависимости от техники взлета и метеоусловий уточняется по специальным номограммам, учитывающим тягу несущего винта и запасы путевого управления.

Максимальный вес груза в кабине ограничен из условий обеспечения прочности пола и условия получения взлетного веса не больше максимального.

Центровки вертолета ограничены из условий обеспечения необходимых запасов управления на всех режимах полета, а также из условий сохранения в допустимых пределах переменной составляющей изгибающего момента, действующего на вал несущего винта.

Максимальная скорость полета с полуоткрытыми створками ограничена из условий обеспечения прочности узлов крепления створок.

Минимальная высота и скорость полета над пересеченной местностью ограничены для исключения опасного воздействия воздушных течений на вертолет.

Максимальная угловая скорость разворота и скорость дачи правой педали при разворотах на висении ограничены из условий прочности трансмиссии рулевого винта и хвостовой балки.

Скорость ветра сбоку и сзади на режиме висения ограничена из условий обеспечения необходимых запасов управления.

Скорость ветра при раскрутке и остановке несущего винта ограничена в целях исключения ударов по упорам втулки несущего винта, а также исключения возможности ударов концов лопастей несущего винта по хвостовой балке.

Углы крена на вираже ограничены в целях ограничения перегрузки и сохранения достаточных запасов по срыву по­тока на лопастях несущего винта, а также для упрощения техники пилотирования.

Максимальные и минимальные обороты несущего винта ограничены из условий прочности главного редуктора.

Вес груза и взлетный вес вертолета с грузом на внеш­ней подвеске ограничены из условий прочности подвески, а также для обеспечения необходимых запасов тяги несущего винта.

ПОЯСНЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ЛЕТЧИКУ ПО ДЕЙСТВИЯМ В ОСОБЫХ СЛУЧАЯХ В ПОЛЕТЕ

Отказ в полете одного двигателя

Вертолет с одним отказавшим двигателем и другим двигателем, работающим на взлетном режиме, может продолжать полет на режимах, указанных на рис.1. Если при этом включена противообледенительная система дви­гателя, то вследствие снижения мощности двигателя при отборе от него воздуха вес вертолета, при котором возможен горизонтальный полет, уменьшается на 400—500 кгс.

Полет на одном двигателе нужно выполнять на скорости 120 км/ч, при которой потребная мощность минимальна. В связи с тем, что время непрерывной работы двигателя на взлетном режиме ограничено

6 мин, а полет на номинальном режиме может происходить со снижением, после отказа одного двигателя необходимо подобрать площадку и выполнить посадку по-самолетному с одним работающим двигателем.

В случае невозможности произвести безопасную посадку в течение 6 мин работы двигателя на взлетном режиме использовать запас высоты и выполнять полет в течение 5 мин на номинальном режиме, после чего снова перевести двигатель на взлетный режим.

Если это окажется невозможным из-за рельефа местности, необходимо использовать вплоть до посадки повышенные режимы работающего двигателя.

Отказ в полете двух двигателей

В случае отказа в полете двух двигателей полет и посадка могут продолжаться только на режиме самовращения несущего винта.

Характеристика самовращения в виде зависимости вертикальной скорости от скорости полета приведена на рис. 9. 15. Согласно этой характеристике минимальная вертикальная скорость имеет место при скоростях

полета 140— 150 км/ч, а минимальный угол наклона траектории - на скоростях 180—190 км/ч. Поэтому, при необходимости получить максимальный пройденный путь для обеспечения безопасной посадки, необходимо планирование с высоты 2000 м рекомендуется выдерживать равной 140 км/ч.

При переходе на режим самовращения после отказа двигателей необходимо иметь в виду следующие обстоятельства. Сразу же после отказа двигателей начинает быстро уменьшаться скорость вращения несущего винта и если летчик промедлит с уменьшением общего шага, обороты несущего винта могут стать меньше минимально допустимых (89% по тахометру).

После отказа двигателей пропадает реактивный момент несущего винта и вертолет разбалансируется в путевом отношении. Для восстановления балансировки необходимо дать левую ногу. Кроме того, после уменьшения общего шага ручку управления необходимо немного отклонить на себя.

В процессе планирования при положении ручки общего шага на нижнем упоре возможно возрастание оборотов несущего винта выше рекомендованных 92—95%, особенно при выполнении торможения путем отклонения ручки управления на себя. Для снижения оборотов несущего винта необходимо несколько увеличить общий шаг. Предпосадочное торможение рекомендуется выполнять плавно, постепенно увеличивая угол тангажа вертолета по мере уменьшения поступательной скорости. К концу торможения желательно иметь обороты несущего винта, близкиек верхнему пределу ограничений (103%), чтобы

увеличить запас кинетической энергии винта, расходуемый при выравнивании вертолета и предпосадочном подрыве.

Наиболее сложной частью посадки с режима самовращения является правильная координация отклонения РУ от себя и увеличения общего шага, поскольку слишком раннее выравнивание вертолета и подрыв ведут к израсходованию кинетической энергии винта до касания земли вертолетом и к последующему увеличению вертикальной скорости до момента приземления. Слишком позднее выравнивание грозит разрушением 'хвостовой опоры, рулевого винта и хвостовой балки. Слишком поздний подрыв не позволяет полностью использовать кинетическую энергию несущего винта и погасить

вертикальную скорость планирования.

Правильное выполнение посадки с режима самовращения позволяет приземлить вертолет с малой вертикальной и горизонтальной составляющими скорости, а обороты несущего винта в момент приземления могут снижаться до 70 - 75%.

Отказ путевого управления

Если в результате отказа путевого управления не изменяется шаг рулевого винта, а привод исправен, уравновешивание вертолета возможно:

а) путем изменения момента рыскания за счет скольжения вертолета (например, правое скольжение дает момент, разворачивающий вертолет вправо);

б) путем изменения реактивного момента несущего вин­та за счет изменения мощности двигателя (горизонтальной или вертикальной скорости полета). При увеличения мощности двигателей вертолет разворачивается влево, при уменьшении - вправо.

Посадка вертолета выполняется по-самолетному. Если в результате отказа путевого управления нарушен привод рулевого винта, то рулевой винт не может уравновесить реактивный момент несущего винта. Поэтому реактивный момент должен быть уменьшен за счет сброса общего шага и перевода двигателей на режим малого газа. Полет необходимо продолжить на режиме самовращения, балансируя вертолет в путевом отношении за счет сколь­жения и, если вертолет разворачивается вправо, за счет увеличения мощности двигателя. Посадку также необходи­мо выполнять с режима самовращения с поступательной скоростью.

Земной резонанс

Земной резонанс - это поперечные колебания вертолета на шасси при работающем несущем винте, сопровождающиеся отклонениями лопастей относительно вертикальных шарниров.

Колебания типа земного резонанса, как правило, отсутствуют на всех режимах эксплуатации вертолета на земле. Возникновению таких колебаний способствуют сильный начальный толчок, большое отклонение ручки управления от нейтрали, снижающее демпфирование колебаний лопастей относительно вертикальных шарниров, а также снижения демпфирования в стойках шасси при стоянке или пробеге на не обжатых стойках шасси. Поэтому при появлении усиливающихся боковых колебаний вертолета на земле необходимо энергично сбросить общий шаг и убрать коррекцию, что приводит к обжатию основных стоек шасси, увеличению в них демпфирования и падению оборотов несущего винта; ручку управления нужно поставить в нейтральное положение, что приводит к увеличению демпфирования лопастей за счет действия демпферов, установленных на вертикальных шарнирах. Если колебания верто­лета не прекращаются, необходимо выключить двигатели.

Это такой режим полета, когда вертолет не перемещается относительно земли. Висение у земли производится:

- перед первым полетом в данный летный день – для проверки управления, центровки, работы двигателей и трансмиссии;

- перед каждым полетом с новым вариантом загрузки для проверки центровки и определения способа взлета;

- в учебных целях.

Схема сил и моментов, действующих на вертолет на висении в штиль показана на рисунке 4.5.

В указанных случаях висение выполняется на высоте до 10м при взлетной массе 11100кг и менее, до 5м – при взлетной массе более 11100кг. Висение в диапазоне высот от указанных до 110м без особой необходимости не производить. Висение на этих высотах допускается при работе с внешней подвеской, с бортовой стрелой и по тактическим соображениям.

Как правило, отрыв вертолета с последующим набором заданной высоты висения, вертикальное снижение перед приземлением и приземление выполняется против ветра. Скорость встречного ветра при этом не должна превышать 20 м /с. При необходимости, когда имеется достаточный запас мощности, разрешается выполнять отрыв вертолета, висение, вертикальный набор высоты, снижение и приземление при боковом и попутном ветре до 10 м /с (следует помнить, что в момент отрыва и приземления особенно опасен превышающий допустимые значения попутный и боковой ветер справа).


Рис.4.5. Схема сил и моментов, действующих на вертолет

При отрыве от земли вертолет имеет тенденцию к развороту влево и смещениям, которые необходимо парировать соответствующими отклонениями органов управления. Причиной разворота является увеличение реактивного момента НВ при увеличении общего шага. Кренение влево происходит в результате действия момента от тяги РВ, которая возрастает по мере отклонения правой педали. Тяга РВ и боковая составляющая тяги НВ могут вызвать смещения в сторону, а составляющая тяги НВ в направлении продольной оси вертолета – смещения вперед и назад.

По достижении заданной высоты висения необходимо плавно уменьшить общий шаг до уравновешивания силы тяжести вертолета и силы тяги. После зависания рекомендуется триммерами снять нагрузку с РУ. Работа триммерами в момент отрыва и вертикального подъема приводит к смещениям и раскачке вертолета.

При висении с боковым ветром вертолет имеет тенденцию к смещению по ветру, которую необходимо парировать соответствующим отклонением РУ (рис.4.6.).


Рис.4.6. Схема сил и моментов, действующих на вертолет

на висении с боковым ветром


Рис.4.7. Схема сил и моментов, действующих на вертолет

на висении с попутным ветром

При висении с попутным ветром, чтобы устранить перемещение вертолета вперед, РУ нужно отклонить на себя. При этом отклонение РУ, а значит и тяги НВ должно быть значительно большим, чем для удержания вертолета от смещения назад при встречном ветре. Это объясняется тем, что висение вертолета с попутным ветром выполняется с положительным углом тангажа, а висение со встречным ветром – с углом тангажа, близким к нулю (рис.4.7.). Поэтому площадь миделевого сечения, на которую действует ветер, в первом случае больше, чем во втором. А это значит, что для выполнения висения с попутным ветром требуется большая тяга, а, следовательно, и большая мощность, чем при висении со встречным ветром. Следует учитывать, что отклонение РУ назад приводит к появлению горизонтальной составляющей тяги НВ, устраняющей смещение вертолета вперед, и к уменьшению вертикальной составляющей, что при отсутствии запаса мощности для ее сохранения может вызвать самопроизвольное снижение вертолета.

Развороты на висении разрешается выполнять с угловой скоростью не более 12 0 /с, а при изменении направления не допускать перекладки педалей менее чем за 3с.

Развороты на висении разрешается выполнять на 360 0 при скорости ветра до 10 м /с. На вертолетах с установленной броневой защитой развороты на 360 0 на висении у земли разрешается выполнять при скорости ветра до 5 м /с. При скорости ветра до 10 м /с разрешается выполнять висение при ветре сбоку, а также развороты на 90 0 от направления встречного ветра.

Развороты на висении выполняются плавным отклонением педали в сторону разворота. Необходимо учитывать также при разворотах на висении перераспределение мощности между НВ и РВ. Так при отклонении правой педали увеличиваются установочные углы РВ, в связи с чем потребная мощность для вращения этого винта возрастает, что приводит к снижению вертолета. Для сохранения постоянной высоты висения в этом случае требуется увеличение общего шага. По этой причине не рекомендуется выполнять правые развороты на висении на загруженном вертолете, когда двигатели работают на режиме, близком к взлетному. При отклонении левой педали наблюдается обратная картина, и вертолет выполняет разворот с набором высоты.

Чтобы во время разворота на 360 0 удерживать вертолет на месте, необходимо РУ все время отклонять против ветра.

4.3.2. ПОДЛЕТЫ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ У ЗЕМЛИ

Подлеты и перемещения у земли производить в целях обучения, при выполнении специальных работ, а также в тех случаях, когда состояние грунта или скорость ветра не позволяют выполнить руление. Перемещения у земли назад и в стороны выполнять со скоростью не более 10 км /ч. Если есть препятствия, то запас высоты над ними должен быть не менее 2-3м.

Все перемещения целесообразно выполнять против ветра. В случае необходимости допускается подлет при встречно-боковом ветре, скорость которого не превышает 10 м /с.

Перевод вертолета на поступательное движение вперед с сохранением при этом высоты и курса полета выполняется отклонением РУ от себя с одновременным увеличением общего шага и отклонением правой педали.

С нарастанием скорости полета НВ начинает работать в режиме косого обтекания, тяга его растет, т.к. увеличивается секундный расход воздуха. У вертолета появляется тенденция к набору высоты. Для сохранения постоянной высоты по мере нарастания скорости необходимо уменьшать шаг винта.

При торможении действия – обратные.

Перемещения вертолета влево и вправо осуществляются отклонением РУ в соответствующую сторону. Вертолет при этом движется с креном в сторону смещения и поэтому стремится развернуться по крену. Это стремление к развороту необходимо парировать соответствующим отклонением педалей.

4.3.3. ВЕРИКАЛЬНОЕ СНИЖЕНИЕ И ПРИЗЕМЛЕНИЕ

Перед тем как начать вертикальное снижение, вертолет рекомендуется развернуть на курс, с которым будет выполняться приземление. При этом необходимо учитывать, что приземление вертолета, также как и отделение его от земли, можно производить при встречном ветре до 20 м /с, боковом и попутном до 10 м /с. Однако следует учитывать, что боковой и попутный ветер при приземлении более неблагоприятен. Так, при боковом ветре справа опасность опрокидывания вертолета, а при попутном ветре – опасность касания РВ земли значительно больше в момент приземления, чем в момент отрыва от земли. Поэтому во всех случаях когда есть возможность, приземление рекомендуется производить против ветра или при боковом ветре слева.

С уменьшением силы тяги при переходе на снижение уменьшается также и . В этом случае при прежнем положении педалей вертолет обязательно начнет разворачиваться вправо. Для сохранения заданного положения необходимо уменьшить , отклонив вперед левую педаль.

С высоты 3-5м рекомендуется начать уменьшение вертикальной скорости снижения с таким расчетом, чтобы к моменту приземления ее величина была не более 0,1-0,2 м /с.

Особое внимание по мере приближения к земле следует обращать на сохранение вертикальности снижения, т.к. вертолет очень чувствителен к отклонению РУ, особенно в поперечном отношении. Особенно опасны перемещения в момент приземления, т.к. они могут привести к опрокидыванию вертолета.

Если непосредственно перед приземлением появятся смещения или колебания вертолета, рекомендуется снижение прекратить, увеличить общий шаг, отойти от земли на 1-1,5м, произвести устойчивое зависание и затем повторить снижение. Приземление вертолета происходит вначале на основные колеса шасси (причем правое колесо касается земли раньше) и после этого на передние. При уменьшении общего шага вертолет стремится развернуться вправо. Для предотвращения разворотов следует отклонить вперед левую педаль.

ВЗЛЕТ ВЕРТОЛЕТА

В зависимости от полетной массы, атмосферных условий, высоты взлетной площадки над уровнем моря, ее размеров и состояния поверхности, наличия и высоты препятствий взлет может быть выполнен:

§ по-вертолетному с разгоном в зоне влияния земли;

§ по-вертолетному с разгоном вне зоны влияния земли;

§ по-самолетному с разбегом до скорости 20-50 км /ч;

§ по-самолетному с разбегом на носовом колесе.

4.4.1. ВЗЛЕТ ПО-ВЕРТОЛЕТНОМУ

Взлет по-вертолетному с разгоном в зоне влияния земли (воздушной подушки) разрешается производить в том случае, когда вертолет может висеть на высоте не менее 3-х метров над землей на взлетном режиме работы двигателей, и применяется, как правило, с площадок, имеющих открытые подходы.

Перевод вертолета на разгон скорости осуществляется с высоты 1,5-2м плавным отклонением РУ от себя с одновременным увеличением мощности двигателей, вплоть до взлетной, не допуская уменьшения менее 92%. Разгон выполнять с таким расчетом, чтобы на высоте 20-30м скорость по прибору была 60-70 км /ч. Нужно иметь ввиду, что при переводе вертолета на разгон скорости с висения на взлетной мощности двигателей происходит снижение (проседание ) вертолета. Оно обусловлено наклоном тяги НВ, а следовательно и уменьшением ее вертикальной составляющей в начале разгона. Поэтому перевод вертолета на разгон в этом случае следует выполнять очень плавным отклонением РУ от себя и последующим удержанием носовой части вертолета от чрезмерного опускания.

По достижении скорости 40-50 км /ч у вертолета появляется заметная тенденция к увеличению угла тангажа, накренению и развороту вправо. Увеличение угла тангажа объясняется завалом конуса вращения НВ назад, что является следствием увеличения маховых движений лопастей винта с ростом скорости. Но одновременно с завалом конуса назад происходит его завал вправо.

Тенденция к набору высоты является следствием роста тяги НВ по мере увеличения скорости. Разворот вправо вызывается ростом тяги РВ, т.к. он, как и РВ, переходит на режим косого обтекания.

Взлет по-вертолетному с разгоном вне зоны влияния земли применяется с площадок ограниченных размеров с высокими препятствиями, когда мощность СУ вертолета позволяет выполнить висение над площадкой на высоте, превышающей радиус НВ.

Выполнение этого взлета не отличается от взлета с разгоном в зоне влияния земли, за исключением того, что в процессе разгона необходимо проходить препятствия с превышением не менее 10м.

4.4.2. ВЗЛЕТ ПО-САМОЛЕТНОМУ

Взлет по-самолетному с разбегом до скорости 20-50 км /ч производится в том случае, когда вертолет на взлетном режиме работы двигателей может висеть на высоте не менее 1м на землей. При выполнении взлета по-самолетному должны быть включены только каналы крена и тангажа автопилота

Перед выполнением взлета необходимо выполнить контрольное висение, убедиться, что вертолет зависает на высоте не менее 1м. Приземлить вертолет, уменьшив общий шаг до такой величины, чтобы вертолет устойчиво стоял на грунте. Плавным отклонением РУ от себя перевести вертолет на разгон. Направление на разгоне выдерживать плавным отклонением педалей.

По достижении скорости 20-50 км /ч дальнейшим увеличением общего шага (вплоть до взлетного режима работы двигателей) отделить вертолет от земли.

При разбеге вертолет имеет тенденцию к отрыву сначала основных, а затем передних колес. Эту тенденцию нужно парировать в момент отрыва соответствующим движением РУ на себя.

После отделения вертолет стремиться к накренению вправо и увеличению угла тангажа.

Разгон скорости производить с таким расчетом, чтобы на высоте 25-50м скорость была 120 км /ч, после чего перевести вертолет в набор высоты. Взлетная дистанция при этом составляет 250-300м.

Взлет по-самолетному с разбегом на носовом колесе применяется при необходимости увеличения грузоподъемности или для уменьшения длины разбега (рис.4.8.).


Рис.4.8. Схема сил, действующих на вертолет

при разбеге на носовом колесе

Плавным увеличением общего шага отделить основные колеса шасси от земли, не допуская отрыва носового колеса, и отклонением РУ от себя на хода вперед перевести вертолет в режим разбега.

При этом угол тангажа на пикирование не должен отличаться от исходного значения при контрольном висении более чем на 7-8 0 .

В процессе разбега угол тангажа устанавливать путем выдерживания концов лопастей на уровне горизонта и контролировать по авиагоризонту.

Для отрыва вертолета от земли необходимо плавно взять РУ на себя. После отрыва довести скорость до 120 км /ч и перевести вертолет в набор высоты. По достижении заданной высоты перевести вертолет в горизонтальный полет на скорости 120 км /ч, отключить автопилот, сбалансировать вертолет и включить каналы крена, тангажа и направления.

4.4.3. ОСОБЕННОСТИ ВЗЛЕТА ПРИ БОКОВОМ ВЕТРЕ

Взлет по-вертолетному. Если скорость бокового ветра не превышает 5 м /с, отделение вертолета от земли, вертикальный подъем и зависание перед переходом на разгон производится, с курсом взлета (по оси ВПП).

При скорости бокового ветра на курсе взлета более 5 м /с отделение вертолета от земли, вертикальный подъем, зависание и перевод вертолета на разгон рекомендуется выполнять против ветра. Доворот на курс взлета в этом случае выполнять в процессе разгона. Скорость вертолета перед выполнением доворота на взлетный курс должна составлять не менее 50 км /ч.

Взлет по-самолетному. В процессе разбега до момента отделения вертолета от земли соразмерным отклонением РУ в ту сторону, откуда дует ветер, парировать кренящий момент, возникающий в результате действия ветра на фюзеляж. Отклонением соответствующей педали удерживать вертолет от разворота, возникающего в результате действия флюгерного момента. Учитывать, что по мере увеличения скорости эффективность управления будет увеличиваться.

В момент отделения от земли отклонением РУ в сторону, откуда дует ветер, удерживать вертолет от сноса.

4.4.4. ОСОБЕННОСТИ ВЗЛЕТА С ПЫЛЬНЫХ И

Взлет по-вертолетному с пыльных (заснеженных) площадок разрешается выполнять при условии наличия запаса мощности двигателей для взлета вне зоны влияния земли и если в момент отделения вертолета от земли и в наборе высоты видимость из кабины экипажа сохраняется на расстоянии 5-10м. В этом случае при вертикальном подъеме видимость земной поверхности будет обеспечена до момента выхода из пыльного (снежного) облака.

Когда на поверхности снежного покрова имеется прочный наст, плотное снежное облако вокруг вертолета при взлете и посадке не образуется. На площадках, покрытых свежевыпавшим снегом, в отдельных случаях можно раздуть снежное облако и улучшить видимость. С этой целью рекомендуется ввести коррекцию полностью вправо и увеличив общий шаг до 2-3 0 , поработать до тех пор, пока облако снега не уменьшится и не будет просматриваться земля.

С пыльной площадки выполнение взлета по-вертолетному возможно только в случае незначительной запыленности поверхности, когда тонкий слой пыли лежит на сравнительно прочном грунте, который не раздувается струей от НВ. С сильно запыленных площадок возможность выполнения взлетов по-вертолетному практически исключена. Включение ПЗУ производить после выхода двигателя на режим малого газа.

Взлеты и посадки на пыльных и заснеженных площадках необходимо выполнять строго против ветра.

После отрыва от земли набрать высоту 3-5м, наблюдая за положением вертолета относительно ориентиров на земле через нижнее остекление кабины экипажа и используя при этом показания указателя режимов висения аппаратуры ДИСС-15. Взлет и висение производить строго против ветра. В процессе разгона не допускать снижения вертолета и кренов. Положение вертолета при прохождении снежного облака контролировать по приборам, а также по ориентирам, значительно удаленным от места взлета.

Взлет по-самолетному с пыльных (заснеженных) площадок выполняется как и с обычных площадок, но отрыв вертолета (увеличение мощности двигателей до взлетной) выполняется после прохождения пыльного (заснеженного) облака. До выхода из него направление разбега выдерживать по указателю курса, кренение вертолета контролировать по авиагоризонту. Вертолет выходит из снежного облака на скорости 25-30 км /ч. Следует помнить, что взлет по-самолетному разрешается производить по неукатанному снежному покрову толщиной до 15см при полной уверенности, что под снегом препятствия отсутствуют.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Читайте также: