Посадка в инвалидную коляску

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 19.09.2024

При подборе инвалидной коляски нужно по возможности учесть все обязательные факторы, о которых будет написано ниже. Если при подборе будут соблюдены все правила, то передвижение, следовательно, и сама жизнь человека с ограниченными функциональными возможностями будет более легка и комфортна. Правильный подбор инвалидного кресла-коляски позволит предотвратить многие травмы.

Если выбирать с учетом индивидуальных особенностей и характеристик человека, то для взрослых людей коляска изготовляется из расчета размера одежды. Если, например, человек носит одежду до 48 размера, то ширина сиденья должна быть 38 или 40 см.

Замеры ширины производятся путем определения расстояния между наиболее удаленными участками подвздошных костей либо бедер при применении сантиметровой ленты. Для данной цели можно установить по бокам две средние по ширине книги и вымерять расстояние между ними. Далее к полученному значению прибавляется 3-5 см, что делается с учетом ношения толстой (зимней или осенней) одежды.

Следует помнить, что слишком узкое сиденье значительно снизит степень подвижности пациента. Это может вызвать вторичные осложнения, к примеру, такие как возникновение пролежней.

Чрезмерно широкое сиденье зачастую становится причиной формирования проблем физического характера, а также внешнего. Снижение устойчивости в сидячем положении в обязательном порядке сказывается на нормальном положении тела.


Измерение глубины инвалидного кресла производится так, чтобы распределение массы тела на бедра и ягодицы не вызывало на седалищные бугры чрезмерного давления. Это поможет предотвратить ухудшение циркуляции крови и лимфы, а также предупредит появление раздражения кожных покровов под коленом. Замеры производят вдоль бедра, начиная от края ягодицы и постепенно доводя до внутреннего коленного сгиба. Для получения правильного размера от данного показателя отнимается 5-7,5.


Проведение замеров длины ножной части, так же как высоты самого сиденья, непосредственно связаны между собой, поэтому их следует оценивать в комплексе. Кроме того, нужно помнить, что площадку для размещения ног нужно закрепить в 5 см от пола. Благодаря этому пациент сможет безопасно осуществлять повороты плечами и туловищем.

ВЫСОТА СИДЕНЬЯ - ЭТО РАССТОЯНИЕ ОТ ПОЛА ДО СИДЕНИЯ

Замеры осуществляются посредством прибавления к длине согнутой нижней конечности 5 см. Это позволяет закрепить на безопасном расстоянии от пола подставку. При этом не следует забывать, что каждые 2,5 см увеличения высоты сиденья должны сочетаться с расширением расстояния между поверхностью пола и площадкой для ног.

Чтобы выяснить, соответствует ли высота сиденья правилам, нужно ввести два пальца под бедро до глубины второй фаланги, плавно перемещаясь под подушкой или обивкой коляски. В норме такой размер должен не выходить за рамки 3,75-5 см.


ВЫСОТА СПИНКИ – ЗАВИСИТ ОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

При выполнении замеров выясняется высота от подмышечной впадины пациента и поверхности сиденья, при этом руки человек должен вытянуть вперед и приподнять параллельно полу. Для получения верных размеров данного параметра, а именно высоты спинки вместе с обивкой, нужно отнять от результата 10 см. Такая высота позволяет добиться минимальной потребности в поддержке туловища.


Для сохранения правильной посадки инвалида и обеспечения ему равновесия, требуется уделить не меньшее внимание высоте подлокотников. Их расстояние измеряют от локтя до поверхности сиденья. Затем к полученному результату нужно прибавить 2,5 см.

При несоразмерно высоких подлокотниках плечи пациента будут приподняты, а это приведет к чрезмерному и скорейшему утомлению мышц.

Выбор инвалидной коляски достаточно сложная задача, к которой необходимо подойти со всей серьезностью, чтобы не промахнуться с выбором.

Особенно сложно подбирать кресло-коляску впервые, когда еще нет понимания, что конкретно необходимо для удобства и безопасности езды, какие нужны опции и т.д.

Содержание статьи:

Активная инвалидная коляска

Коляски с облегченной рамой, минимальной функциональностью и повышенной маневренностью.
Позволяют передвигаться очень быстро и даже заниматься многими видами спорта, включая настольный теннис.

Кому подходят:

  • Людям с нерабочими ногами, но с нормально функционирующей верхней частью тела.

Пассивная инвалидная коляска с расширенной функциональностью

Полная противоположность активным кресло-коляскам.
Громоздкие, маломаневренные модели с расширенной функциональностью и повышенной безопасностью.
Как правило, имеют высокую спинку и регулируемый подлокотник.

  • Предназначены для малоподвижных людей с тяжелыми типами инвалидности.

Стандартная инвалидная коляска для дома и улицы

Что-то среднее между активными и пассивными моделями.
Не имеют расширенной функциональности (абдукторов, подголовников и т.д.), более тяжелые и менее маневренные, чем активки.

  • Лежачим больным.
  • Пожилым людям с проблемами со здоровьем.
  • Инвалидам, у которых не работают только ноги.

Стандартные коляски использует примерно 80% людей с инвалидностью, благодаря сочетанию доступной цены и удобства.
В том числе, они оптимальны для пожилых людей и перевозки лежачих больных.

Электрическая инвалидная коляска

Четкого разбиения на подвиды у колясок с электроприводом не существует.
Каждая модель имеет свои особенности, поэтому выбирать их куда сложнее, чем механические кресло-коляски.

Среди электрики есть модели, как для людей у которых проблемы только с ногами, так и для тяжелых случаев инвалидности (многофункциональные модели, в том числе, с возможностью управления подбородком).

Настоятельно рекомендуем изучить отдельный материал на тему как выбрать инвалидную коляску с электроприводом.
В нем подробно разобраны все нюансы подбора.

Кто впервые сталкивается с инвалидными кресло-колясками, часто задаются вопросом, какую модель выбрать для дома и какую для улицы.

На самом деле 90% колясок универсальны, они походят, как для помещений, так и для прогулок.
Просто при покупке они доступны с двумя видами колес: пневматические – для улицы, цельнолитые – для дома.

Виды шин на инвалидных колясках

  • Тяжело ездить по коврам
  • Недостаточная маневренность
  • Резина оставляет следы на половом покрытии
  • Тихий ход (плюс соседям снизу)
  • Есть амортизация, благодаря чему коляска становится мягче
  • Хорошая сцепляемость со всеми типами покрытий
  • Бывают проколы
  • Высокая маневренность
  • Без следов на полах
  • Издают чуть больше шума при езде
  • Жестко ездить по дорогам и тротуарам
  • Плохая сцепляемость, особенно при намокании колес
  • Отсутствуют проколы
  • Колесо может сломаться при съезде с бордюра

Из таблицы видно, что коляску на любых колесах можно использовать, как в помещениях, так и на улице.
Но в каждом из случаев будут свои недостатки.
Поэтому лучше иметь две коляски или одну, но с возможностью замены колес, хоть это и не очень удобно.

  • Компенсация по ИПР покрывает 2 коляски, одну для дома и одну для прогулок.
  • Камеры и покрышки на многие коляски можно использовать велосипедные.
  • Их проще найти в наличии и стоят они дешевле.
  • Цельнолитые колеса не подлежат ремонту, при повреждении они меняются полностью, поэтому к ним стоит относиться бережно.
  • Если все-таки брать одну коляску для дома и улицы, то лучше с пневматическими колесами, они унверсальнее.

Как выбрать инвалидную коляску, чтобы она подходила под нужды конкретного человека с ограниченными возможностями.
Недостаточно выбрать только вид кресло-коляски и тип колес.
Необходимо дополнительно учесть ряд важных характеристик, которые будут рассмотрены ниже.

При выборе коляски нужно учесть ширину и глубину сиденья, а также его возвышение относительно пола.
Также необходимо учесть высоту спинки и подлокотников.
Если сделать это неправильно, то езда будет некомфортной, плюс повысится вероятность выпадения из кресла.

Тема достаточно обширная, поэтому рекомендуем ознакомиться с отдельной статьей Как подобрать размеры для инвалидной коляски.
В ней мы подробно разобрали, как определить необходимые размер сиденья, спинки и подлокотников.

К габаритам относится ширина и глубина инвалидной коляски.
В большинстве случаев данные значения особой роли не играют и внимание на них обращать не стоит.
Однако бывают исключения.

  • Если нужно проезжать в дверные проемы, ширина которых менее 100 см (ширина коляски подбирает на 5-7 см меньше самого узкого проема).
  • Если необходимо пользоваться маленьким лифтом (уже нужно учесть не только ширину, но и глубину коляски).
  • Если в квартире маленький санузел или кухня, где сложно развернуться на стандартной коляске (для этих целей есть специальные узкие модели).

Данный параметр не стоит считать, как 100% достоверный.
Человек, который будет пользоваться коляской может быть на 10-15 кг тяжелее, чем указанная грузоподъемность.

Однако лучше все-таки, чтобы вес инвалида не превышал максимально разрешенную нагрузку.
Так коляска будет устойчивее, безопаснее и дольше прослужит.

Вес инвалидных колясок не имеет особого значения при покупке пассивной модели, так как у них в приоритете функциональность и безопасность.
А вот при покупке стандартной или активной модели, вес обязательно нужно учитывать.

  • Если инвалид ездит на автомобиле и вынужден самостоятельно грузить коляску в салон.
  • Если необходимо завозить инвалида по лестнице в квартиру, используя пандусы.
  • Если нужно часто переносить коляску в руках.

Вес инвалидной коляски может составлять от 4 до 40 кг.
При наличии хотя бы одного из трех вышеперечисленных пунктов, очень желательно, чтобы кресло-коляска была не тяжелее 18 кг.
Оптимально – не тяжелее 15 кг.

С подлокотниками все сложно.

Если задние колеса вынесены вперед и середина колеса находится примерно на уровне спины (так на активных моделях), то смысла с откидывающихся или снимающихся подлокотников мало.
Так как пересаживанию через бок все равно будет мешать колесо.

Если же задние колеса наоборот вынесены назад, то убирание подлокотника освобождает часть сиденья сбоку.
Что упрощает пересаживание.
Соответственно на таких колясках лучше, чтобы подлокотники были откидные, либо съемные.

Виды подлокотников на инвалидных колясках

Если человек сильно ослаблен и ему необходимо помогать пересаживаться на кровать, то выбирайте коляску, где задние колеса вынесены назад и есть съемные / откидные подлокотники.

Изменение высоты уже полезная опция для всех колясок, так как позволяет идеально отрегулировать подлокотники под себя.
Но без нее легко можно обойтись, ведь высота подлокотников на кресло-колясках более или менее универсальна.
Большинству людей будет удобно с заводскими настройками.

Регулировка угла наклона – позволяет выравнивать ноги, в том числе, когда они отекают в согнутом состоянии.

Изменение высоты – настройка под длину ноги от колена до ступни.
Благодаря данной регулировке можно подобрать идеальное положение расположение опор под стопы.

Возможность снимать / откидывать – полезна, если нужно убрать подножки, чтобы сделать коляску короче и она помещалась в лифт или автомобиль.
Пересаживаться на кровать, унитаз, в ванну часто тоже удобнее без подножек.

Спинка на инвалидной коляске может быть низкая, стандартная и высокая.

Высота спинки на инвалидных колясках

Высокие – используются преимущественно на пассивных моделях для тяжелых больных.
Как правило, имеют регулировку угла наклона, регулируемый подголовник и (реже) фиксаторы для головы.
Высокие спинки сильно снижают подвижность, активно с ними ездить невозможно.
Зато поддерживают все спину и шею, что необходимо некоторыми инвалидам.

Стандартные – применяются на обычных колясках.
Высота достаточная, чтобы фиксировать поясницу и снимать с нее нагрузку, но в тоже время не мешать ездить.

Низкие – иногда предусматриваются на активных колясках.
Долго находится на сиденье с короткой спинкой невозможно, зато предоставляются возможности для максимальной подвижности.
Обычно, низкие спинки выбирают для занятий спортом.
При этом для езды вне занятий спортом используется коляска со стандартной спинкой.

Инвалидные коляски по производителю условно можно разделить на несколько групп.

Если коляска нужна редко (прогулки с пожилым человеком, отвезти в туалет лежачего больного и т.д.), то переплачивать не имеет смысла.
Подойдет кресло от китайских и российских производителей.
А вот для инвалидов лучше отдавать предпочтение европейской технике.

Читайте также: