Посадка самолета в барселоне

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Вторая версия (как было на самом деле) инцидента с самолетом Ту-154:

Телеграмма ФСНСТ Минтранса России
05.03.2005г.
№ 050745

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ № 6

КОМАНДИР ВС И ЭКИПАЖ ИМЕЮТ БОЛЬШОЙ ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛЕТОВ, ПРОШЛИ НЕОБХОДИМУЮ ПОДГОТОВКУ И ИМЕЛИ ДОСТАТОЧНЫЙ ОТДЫХ ПЕРЕД ПОЛЕТОМ. ОБЩИЙ НАЛЕТ КОМАНДИРА ВС — ИНСТРУКТОРА БЕЙНОРАС Р.Й. — 14358 ЧАСОВ, НА ТИПЕ — 6820 ЧАСОВ, ШТУРМАНА — ИНСТРУКТОРА ТЕРЕНТЬЕВА В.Г. — 16020 ЧАСОВ, НА ТИПЕ — 11970 ЧАСОВ. ЭКИПАЖ НЕОДНОКРАТНО ВЫПОЛНЯЛ ПОЛЕТЫ В БАРСЕЛОНУ (ПРЕДЫДУЩИЙ ПОЛЕТ 12.02.05Г., ПОСАДКА НА ВПП 25П). ПРОБЛЕМА ОШИБОЧНЫХ ЗАХОДОВ НА ПОСАДКУ И ПОСАДОК ВС НА РД, РАСПОЛОЖЕННУЮ ПАРАЛЛЕЛЬНО НАЗНАЧЕННОЙ ВПП ДЛЯ ПОСАДКИ, ЯВЛЯЕТСЯ ДОСТАТОЧНО ОСТРОЙ В МИРОВОЙ АВИАЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ. ЧАЩЕ ВСЕГО, ВЫШЕУКАЗАННЫЕ ОШИБКИ ДОПУСКАЮТСЯ ЭКИПАЖАМИ В АЭРОПОРТАХ, ИМЕЮЩИХ НЕСКОЛЬКО ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ВПП И РД. ДАННЫЕ СТАТИСТИКИ ПО НЕСКОЛЬКИМ АЭРОПОРТАМ ВЫГЛЯДЯТ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:

1. АЭРОПОРТ СИЭТЛ С 1999 ПО 2004 ГОД — ШЕСТЬ ИНЦИДЕНТОВ,
2. АЭРОПОРТ ПАЛМ-СПРИНС С 1995 ПО 2004 ГОД — ДВАДЦАТЬ ИНЦИДЕНТОВ,
3. АЭРОПОРТ ЛАС-ВЕГАС ЗА ДВЕ НЕДЕЛИ 1997 ГОДА — ПЯТЬ ИНЦИДЕНТОВ,
4. АЭРОПОРТ ТАКСОН В 1991 ГОДУ — ПЯТЬ ИНЦИДЕНТОВ.

ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ОШИБОЧНЫЕ ЗАХОДЫ НА ПОСАДКУ БЫЛИ ВЫПОЛНЕНЫ В ПРОСТЫХ МЕТЕОУСЛОВИЯХ. КВАЛИФИКАЦИЯ И ОПЫТ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТОВ СООТВЕТСТВОВАЛИ УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ. ОШИБКИ ЭКИПАЖА ПРИ ИДЕНТИФИКАЦИИ НАЗНАЧЕННОЙ ВПП ДЛЯ ПОСАДКИ ВОЗНИКАЮТ НА ЭТАПЕ ВОСПРИЯТИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ИЗ-ЗА:

1. ПАРАЛЛЕЛЬНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ВПП И РД,
2. РАСПОЛОЖЕНИЯ НА ОДНОМ УРОВНЕ ТОРЦА ВПП И НАЧАЛА РД,
3. ПРАКТИЧЕСКИ РАВНОЙ ПО ДЛИНЕ И ШИРИНЕ ВПП И РД,
4. ОДИНАКОВОЙ КОНТРАСТНОСТИ ВПП И РД, ЛИБО ЛУЧШЕЙ КОНТРАСТНОСТИ РД, ЧЕМ ВПП,
5. УСЛОВИЙ ОСВЕЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ (БЛИКИ, ДЫМКА, РАСПОЛОЖЕНИЕ СОЛНЦА И Т.П.),
6. ОТСУТСТВИЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ РАБОЧЕЙ (НАЗНАЧЕННОЙ) ВПП ДЛЯ ПОСАДКИ ПРИ ПОМОЩИ ОГНЕЙ ПОДХОДА.

ОТСУТСТВИЕ ТОЧНОЙ СИСТЕМЫ НАВЕДЕНИЯ НА ПОСАДОЧНУЮ ВПП НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ЭКИПАЖУ СВОЕВРЕМЕННО РАСПОЗНАТЬ СВОЮ ОШИБКУ, ТАК КАК В ДАННОМ СЛУЧАЕ, ДО КОНЦА НЕ РАЗРЕШЕННОЙ ПРОБЛЕМОЙ ДЛЯ ЭКИПАЖА ОСТАЕТСЯ ТОЛЬКО РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ВЫДЕРЖИВАНИЯ ВЕРТИКАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ СНИЖЕНИЯ.

ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ЭКИПАЖИ, СОВЕРШИВШИЕ ПОСАДКИ НА РД УЗНАВАЛИ О СВОЕЙ ОШИБКЕ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ИНФОРМАЦИИ ДИСПЕТЧЕРА.

ПРЕДЛАГАЮ:
1. РУКОВОДИТЕЛЯМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МИНТРАНСА РОССИИ ДОВЕСТИ ДАННУЮ ИНФОРМАЦИЮ ДО РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.
2. РУКОВОДИТЕЛЯМ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ:
1. ИНФОРМАЦИЮ ИЗУЧИТЬ С КОМАНДНО — ЛЕТНЫМ И ЛЕТНЫМ СОСТАВОМ.
2. ОПРЕДЕЛИТЬ ПЕРЕЧЕНЬ АЭРОДРОМОВ, ИМЕЮЩИХ СЛОЖНУЮ КОНФИГУРАЦИЮ ЛЕТНОГО ПОЛЯ (НЕСКОЛЬКО ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ВПП, МРД, МАГИСТРАЛЕЙ АВТОДОРОГ И Т.Д.). ПОДГОТОВИТЬ МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖЕЙ.
3. ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ЭКИПАЖЕЙ НА ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ВПП МРД (ОСОБЕННО ШИРОКИХ), ИХ МАРКИРОВКУ, СВЕТО И РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, А ТАКЖЕ АВТОСТРАД И ДРУГИХ ХАРАКТЕРНЫХ ОРИЕНТИРОВ, КОТОРЫЕ ОШИБОЧНО МОГУТ БЫТЬ ПРИНЯТЫ ЗА РАБОЧУЮ ВПП.
4. НА ПРЕДПОЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКЕ ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ NOTAM ПО ИЗМЕНЕНИЮ В РАБОТЕ РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО И СВЕТОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ОСОБЕННОСТЕЙ МАРКИРОВКИ ВПП И РД, РАСПОЛОЖЕНИЮ ЗОН РЕМОНТНЫХ РАБОТ, ПРОВОДИТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМ АЭРОДРОМА.
5. ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДПОСАДОЧНОГО БРИФИНГА АКЦЕНТИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ ЭКИПАЖА НА ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ВПП, РД И ДРУГИХ ОРИЕНТИРОВ В НАПРАВЛЕНИИ ТРАЕКТОРИЙ ЗАХОДА (СКОЛЬКО ВПП, МРД, КАКАЯ ПОЛОСА РАБОЧАЯ, КАК ОНА МАРКИРОВАНА, НАЛИЧИЕ СВЕТОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ, PAPI И Т.Д.).
6. ПРИ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫБОРА СИСТЕМЫ ЗАХОДА НА ПОСАДКУ, РЕКОМЕНДОВАТЬ ЭКИПАЖАМ ОТДАВАТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ТОЧНЫМ СИСТЕМАМ ЗАХОДА НА ПОСАДКУ.
7. ПРИ ЛЮБОЙ СИСТЕМЕ ЗАХОДА НА ПОСАДКУ КОМПЛЕКСНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СРЕДСТВА НАВИГАЦИИ.
8. РЕКОМЕНДОВАТЬ ЭКИПАЖАМ СНИЖЕНИЕ НИЖЕ MDA(H) BKB DA(H) ВЫПОЛНЯТЬ ТОЛЬКО ЕСЛИ ЭКИПАЖ ОТЧЕТЛИВО ВИДИТ И ОПРЕДЕЛЯЕТ НА ВПП НИЖЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ВИЗУАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ:

— СВЕТОВУЮ СИСТЕМУ ПОДХОДА,
— МАРКИРОВКУ ПОРОГА ВПП (ОГНИ ПОРОГА),
— РАРI,
— МАРКИРОВКУ ЗОНЫ ПРИЗЕМЛЕНИЯ,
— МАРКИРОВКУ ВПП (ОГНИ ВПП ИЛИ ОСЕВУЮ ЛИНИЮ).

9. ПРОВЕРИТЬ ЗНАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ ЭКИПАЖЕЙ И ПОРЯДКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПИЛОТИРУЮЩЕГО И НЕ ПИЛОТИРУЮЩЕГО ПИЛОТОВ ПРИ ЗАХОДЕ НА ПОСАДКУ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЕЖНОГО ОПОЗНАНИЯ РАБОЧЕЙ ВПП.


Инцидент в аэропорту Барселоны заставил понервничать пассажиров двух самолетов. Лайнер российской компании UTair чуть не столкнулся с воздушным судном из Аргентины, заходя на посадку. Благодаря профессионализму российских пилотов катастрофы удалось избежать. Впрочем, представители воздушной гавани заверили, что никакой опасности не было.

В российской авиакомпании сообщили, что экипаж "Боинга", заходящего на посадку, четко следовал указаниям диспетчеров. Но когда летчики увидели аргентинский "Аэробус", они приняли решение приостановить снижение и зайти на второй круг. Эксперты полагают, что опасная ситуация сложилась из-за ошибки аргентинских пилотов или диспетчеров.

Представители аэропорта вообще заявляют, что никакой опасности не возникало. Источник в воздушной гавани заявил местным СМИ, что между самолетами сохранялось довольно большое расстояние, так что российский самолет мог спокойно продолжать посадку. Как сообщает The Local со ссылкой на того же представителя аэропорта, ни одна из авиакомпаний не обратилась с жалобой на произошедшее. Видеозапись, на которой запечатлен инцидент, посмотрели на YouTube более двух миллионов раз.

Между тем, британские журналисты отмечают, что этот инцидент мог стать причиной крупной катастрофы в аэропорту Барселоны. Издание Daily Mail приводит комментарий авиаинструктора Джона Холмса из Ansett Aviation Training, который рассказал о трех возможных причинах этого инцидента. "Капитан "Аэробуса" мог не понять инструкций, которые ему давали с земли. Возможно, он не расслышал их. А может быть, с диспетчерской вышки вообще не поступило никаких указаний", – отметил он.

Гендиректор консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов", член Всемирного фонда безопасности полетов Сергей Мирниченко также считает, что аргентинские пилоты могли не понять инструкций. В интервью "Русской службе новостей" он рассказал, что здесь мог сыграть свою роль языковой фактор.

"Радиосвязь с российским бортом велась на английском языке, второй самолет — из Аргентины, где говорят на испанском. Исходя из того, что все это происходило в Барселоне, можно предположить, что диспетчер говорил с одним экипажем на испанском, с другим — на английском", – пояснил он. Возможно, здесь и произошла какая-то ошибка. "Это то, против чего выступают Международная организация гражданской авиации", – добавил Мирниченко, имея в виду использование разных языков во время переговоров с пилотами.

Эксперт отметил, что точные причины инцидента еще предстоит установить – представители UTair займутся этим, когда экипаж "Боинга" вернется в Россию. При этом, по словам Мирниченко, подобные опасные случаи, возникшие из-за языкового барьера, уже не раз имели место. В частности, он напомнил о ЧП, которое произошло в парижском аэропорту Шарль-де-Голль. Там в 2006 году самолеты столкнулись из-за того, что с экипажем одного из них диспетчеры общались по-французски, а с командой другого говорили по-английски.

Не так давно аналогичный инцидент имел место в аэропорту Хьюстона. Там самолет сингапурских авиалиний едва не столкнулся в воздухе с лайнером американской компании Delta Air Lines. Диспетчеры вовремя заметили свою ошибку и сумели предотвратить катастрофу. По факту данного инцидента ведется расследование.

Лишь чудом удалось избежать катастрофы российским пилотам в аэропорту Барселоны. Летевший из Москвы Боинг авиакомпании UTair вместимостью более 300 человек заходит на посадку. В тот момент, когда он уже вот-вот должен был коснуться земли, на полосу неожиданно вырулил лайнер аргентинской авиакомпании. К счастью, экипаж успел среагировать и смог экстренно уйти на второй круг.

"Маневр был выполнен в штатном режиме. Посадка прошла благополучно. Никто из пассажиров не пострадал. Командир воздушного судна очень своевременно адекватно оценил сложившуюся ситуацию, проявив при этом хладнокровие и высокое профессиональное мастерство", - отметила пресс-секретарь авиакомпании UTair Елена Галанова.

По словам самих пилотов, управлявших российским самолетом, аргентинский экипаж нарушил указание диспетчеров. Приземлявшийся лайнер в любом случае должны были пропустить вперед. Согласно международным правилам, борт, который заходит на посадку, имеет безусловный приоритет.

Запись инцидента в Барселоне, снятая камерами аэропорта, была сразу же размещена в Интернете. На кадрах видно, как аргентинский самолет выруливает на взлетно-посадочную полосу и пересекает ее в тот момент, когда авиалайнер UTair заходит на посадку, находясь в непосредственной близости к земле. Расстояние между самолетами в этот момент — порядка километра. При этом российские пилоты, заметив на полосе другой самолет, прекратили снижение и увели машину на второй круг. И уже со второй попытки посадили самолет в штатном режиме.

Так, в конце июня два пассажирских самолета ирландской авиакомпании Ryanair столкнулись во время маневрирования на земле в лондонском аэропорту Стенстед. Никто не пострадал, пассажиры были эвакуированы, однако все рейсы в аэропорту Стенстед пришлось задержать на три часа.

В марте того же года в нью-йоркском международном аэропорту имени Джона Кеннеди в лайнер американской компании JetBlue, остановившийся на рулежной полосе из-за технических проблем, врезался самолет Air India. JetBlue получил незначительные повреждения, 150 пассажиров были пересажены на другой борт.

В январе 2013 года в аэропорту имени Даллеса в Вашингтоне совершивший посадку самолет при подруливании к терминалу задел крылом другой авиалайнер. В результате происшествия никто не пострадал.

Несмотря на то, что самолет садился лишь на одну стойку шасси, приземление было успешным — никто из 3 членов экипажа не пострадал.

Читайте также: