Посадка самолета с парашютом

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 18.09.2024

Авиакатастрофы стали настоящим бичом современности. Аэрофобия поразила миллионы людей по всему миру, среди которых известные спортсмены, политики, ученые, деятели науки и культуры. Решить проблему выживания в случае возникновения нештатной ситуации на борту не первое десятилетие пытаются многие конструкторы по всему миру.

По сигналу тревоги пассажиры продевали руки в плечевые обхваты и застегивали крепления, после чего пилот открывал под ногами путешественников люки, через которые кресла выпадали из самолета и спускались на индивидуальных парашютах, в свернутом состоянии хранившихся в их спинках.

Практического применения система не получила: вероятность спасения с ее помощью оценивалась лишь в 15—20%, поскольку благополучно выпасть из самолета можно было только при горизонтальном полете на достаточной высоте. Уже тогда посчитали, что лучший способ спасти пассажиров — это повышать надежность самолетов. Такая точка зрения остается главенствующей и сегодня, когда гораздо больше шансов погибнуть по дороге в аэропорт или от упавшего с крыши кирпича.

Тем не менее после каждой авиакатастрофы неизменно появляются новые и новые проекты спасения, не идущие в разработку, но помогающие аэрофобам скоротать паническую атаку.

Дадим всем пассажирам парашюты

Парашют коллективного спасения Г. Е. Котельникова. Рисунок изобретателя, 1923 год

Идея раздать всем пассажирам парашюты сегодня не рассматривается в принципе: на высоте 10 километров (гарантирована взрывная декомпрессия при отсутствии кислорода и морозе за 40 градусов) и при скорости полета порядка 800 км/ч невозможно ни открыть дверь салона, ни выпрыгнуть из него. Невозможно, даже если бы все пассажиры имели специальную подготовку и каким-то волшебным образом удалось за считаные секунды доставить всех к дверям без паники и давки по крутящемуся волчком проходу.

Глеб Котельников со своим ранцевым парашютом, 1911 год

Патент Котельникова на практике так и не был реализован. Быстрое развитие авиации в 1930-е годы сделало аварийную посадку машины пилотом даже при отказе двигателя значительно более безопасной для пассажиров.

Военные разработки

Татаренко предполагает спроектировать принципиально новый тип самолета, где кабина пилотов с крыльями, двигателями и оперением будет представлять собой основу, то есть собственно самолет, а пассажирская кабина со встроенной системой спасения крепилась бы к ней как конформный подвесной контейнер. В случае опасности он мгновенно бы отсоединялся, спускался на парашютных куполах и тормозился у земли реактивной тягой.

Поскольку на создание новых типов самолетов нужны время и деньги, желающих реализовать не имеющий экспериментального подтверждения проект пока не нашлось. В качестве паллиатива киевский изобретатель предлагает пока использовать все те же вытяжные контейнеры, возможные только на грузопассажирских самолетах серии Ан и на Ил-76.

Проект В. Н. Татаренко

Проект В. Н. Татаренко

Проект В. Н. Татаренко

Проект В. Н. Татаренко

Парашютно-реактивная система ПРСМ-915

В качестве контраргумента предлагается спросить пассажиров, готовы ли они в обмен на удвоение цены билетов получить такие далеко не стопроцентные гарантии. В военной авиации прецедент был: состоящий из двух человек экипаж американского бомбардировщика F-111 спасается вместе с отстреливаемой кабиной. Однако вероятность выживания пилотов остается на уровне 50–65%, что для перспективного дорогостоящего проекта явно недостаточно. Кроме того, от терактов или ошибок экипажей, оказавшихся причиной большинства авиакатастроф в последние годы, никакая система не спасет в принципе.

Можно внедрить автоматику, можно ужесточить предпосадочный досмотр пассажиров и другие меры безопасности в аэропортах — все это столь же эффективно снизит риски для уже имеющегося парка самолетов без дополнительных расходов на спускаемые капсулы.

Самолет под куполом

Одна или несколько таких капсул составляют весь пассажирский салон, а остальные части самолета при аварии отделяются от него подрывом удлиненных зарядов взрывчатого вещества, мгновенно отсекающих крылья, хвост и кабину пилотов, а при необходимости и отделяющих друг от друга соседние капсулы. Благодаря этому опускать на парашютах придется капсулы сравнительно небольшой массы — для этого пригодны существующие уже сегодня парашютные ткани. Каждая капсула совершенно автономна и позволяет спасти пассажиров даже при взлете и посадке на малых высотах, хотя после разрушения самолета им придется изрядно покувыркаться внутри, испытывая значительные перегрузки.

Система Гамида Халидова едва ли будет реализована даже в перспективе: ее использование предполагает встраивание капсул на этапе проектирования нового самолета. Для уже построенных лайнеров АПАКС не подходит, а проектировать вместе с изобретателем другие ни один из двух концернов-монополистов — Airbus и Boeing — не планирует вроде бы. Кроме того, наличие на борту заметного запаса взрывчатых веществ, обеспечивающих аварийное разделение самолета, представляет опасность само по себе, ведь система детонации может сработать по многим нештатным причинам — скажем, при далеко не редком случае попадания молнии в самолет. Так что неизвестно, на что АПАКС в конечном итоге увеличит шансы: на выживание в аварии или на саму аварию.

Всех утопить! В пене

Самую экзотическую на сегодняшний день систему спасения придумал молдавский архитектор Александр Балан совместно с группой ученых Политехнического университета в Хельсинки. К слову, предложение Балана — еще один пример широкой известности инженерной разработки, достигнутой посредством СМИ и Интернета. Красивый мультик народу всегда люб.

Александр Балан хочет спасать самолет целиком, но решил не идти по пути проектирования парашютных систем, а дать лайнеру падать обычным образом, обеспечив спасение людей за счет уничтожения двух главных угроз такого падения — повреждения человека при ударе о землю и пожара авиационного топлива.

Титановые капсулы будут содержать особую жидкость, которая в случае аварии превратится в пену, а затем в твердое вещество. А после крушения — опять в жидкость. Объем пены, увеличиваясь в 416 раз, будет обволакивать пассажира словно кокон, защищая от удара

Все тот же А-320 может иметь в крыльевых топливных баках до 30 тонн авиационного керосина, возгорание которого при разрушении конструкции гарантированно уничтожит все живое в радиусе десятков метров, а уж уцелевших в самолете людей — в первую очередь. Для борьбы с огнем Балан придумал вещество SIAAB1 2013. Формула его засекречена, так что, как оно работает с точки зрения химии, мы не знаем. Но, по словам изобретателя, дело выглядит так: при падении лайнера по специальным патрубкам жидкое вещество SIAAB1 подается в топливные баки, а там оно как-то связывает керосин, изменяя его химическую и физическую структуру и превращая в подобие зеленоватого песка, уже неспособного гореть. Якобы один литр SIAAB1 связывает сто литров керосина, так что процесс преобразования происходит почти мгновенно и к моменту удара о землю гореть в самолете уже нечему.

Вещество SIAAB1 2013

Ну а людей во время удара спасет еще одно волшебное и тоже секретное вещество — SIAAB2 2013. Оно хранится в специальных титановых капсулах, а за 8 секунд до удара о землю (секунды рассчитывает автоматика по сигналам от высотомера) впрыскивается в салон. На воздухе SIAAB2 увеличивается в объеме в 416 раз и затвердевает, полностью заполняя весь салон и создавая защитный кокон из чего-то вроде губчатой резины вокруг каждого пассажира.

В теории это позволит избежать внешних травм при ударе о землю с перегрузками до 100 g. Через 30 секунд вещество снова возвращается в жидкое состояние, так что пассажиры не успеют задохнуться, отделавшись лишь мокрой одеждой и не слишком приятным едким запахом. Отмечается, что вещество SIAAB2 для глаз и кожи безопасно.

Предполагаются испытания отдельных компонентов системы Балана при поддержке Международной организации гражданской авиации (ИКАО), но пока сомнений очень много. Например, огромная перегрузка при ударе о землю. Допустим, кокон спасет от повреждений человека снаружи, но ведь возможны повреждения при смещении внутренних органов тела относительно друг друга.

Отношение к любым экзотическим системам спасения пассажиров сегодня весьма сдержанное, без излишнего оптимизма. Вложение средств и сил в создание автоматизированных систем управления, исключающих пресловутый человеческий фактор возникновения предпосылок к летному происшествию, а также создание новых авиационных материалов и технологий сделали для безопасности полетов гораздо больше, чем любые системы спасения. Конечно, для каждого человека его персональная жизнь важнее всего, и за возможность спастись он будет ратовать со всей убедительностью. Отсюда и массовый интерес к проектам систем спасения.

Мастер спорта международного класса по парашютному спорту Виктор Ермоленко и его тренер по сборной Советского Союза Михаил Невельский, если потребуется, могут раз и навсегда покончить с самой сильной аэрофобией у любого человека. Ведь существуют парашюты для аварийного приземления всего самолета вместе с экипажем и пассажирами, и такой системой, по словам партнеров, можно оснастить любой летательный аппарат. Авиаперевозчики не делают этого только потому, что невыгодно — чем больше самолет, тем больший вес будет иметь спасательная система, а отказываться от десятков пассажирских мест в пользу спасательной парашютной системы никто не хочет. Ермоленко и Невельский изобрели системы спасения самолетов (быстродействующие парашютные системы — БПС), спрос на них пока есть только в малой и сверхмалой авиации.

Созданная партнерами в 1990 году казанская компания МВЕН ежегодно продает по 200 БПС, число спасенных в воздухе жизней достигло тридцати. На этом предприятии разработано более десяти типов систем для летательных аппаратов весом до 3 т, включая реактивный Л-29, развивающий максимальную скорость 655 км/ч. Зарабатывая деньги на парашютных системах, предприниматели вкладывают их в проектирование и строительство собственных самолетов.

Прыжок на дельтаплане

Взлетать и управлять мотодельтапланом Ермоленко научился в 1990 году за один вечер, но урока по приземлению не получил. По плану испытаний он должен был спуститься на землю вместе с летательным аппаратом на спасательной парашютной системе, которую Ермоленко изобрел вместе со своим другом Невельским. Ермоленко взлетел ранним осенним утром с аэродрома тренировочного центра сборной Советского Союза по парашютному спорту под Ташкентом. Как и учили, плавно поднялся на высоту 1500 м и дернул за рычаг — система мгновенно выстрелила капсулу со спасательным парашютом, стропы со звоном натянулись, купол парашюта раскрылся, мотодельтаплан вместе с пилотом завис над землей и начал плавное снижение. Наблюдавшие на земле за испытаниями спортсмены и Невельский не успели облегченно выдохнуть, как мотодельтаплан с Ермоленко с растущей скоростью начал сильно раскручиваться под парашютом. Чтобы избежать катастрофы, пилот выбрался из аппарата и, оттолкнувшись от борта, прыгнул. Приземлились они почти одновременно — мотодельтаплан на парашютной системе и пилот на обычном спортивном парашюте, который Ермоленко предусмотрительно надел перед вылетом.

Предосторожность оказалась излишней: как позже выяснили изобретатели, именно так, с вращением, будут спускаться на парашюте все сверхлегкие летательные аппараты, спуск более тяжелых проходит стабильнее.

Родившиеся в Средней Азии Ермоленко и Невельский познакомились, когда учились в Казанском авиационном институте — оба занимались парашютным спортом.

В 1990 году, когда готовились рыночные реформы и начал разваливаться советский спорт, они решили прекратить спортивную карьеру и заняться понятным им бизнесом.


Дельтапланеризм в Советском Союзе был довольно популярен — по стране летали тысячи аппаратов. На обычном парашюте из мотодельтаплана не выпрыгнешь — слишком низкая высота, да и толкающий винт может создать серьезные проблемы при покидании аппарата. Изобретатели решили выстреливать парашют пиропатроном, уложенным в капсулу, которая обеспечивала его сохранность в случае столкновения с конструкциями летательного аппарата.

Иностранные конкуренты

В 1975 году в Америке потомок русских эмигрантов Борис Попов рухнул с высоты 120 м на землю вместе с дельтапланом из-за свертывания крыла. Чудом уцелевший в катастрофе пилот решил сделать парашюты для небольших летательных аппаратов. В 1980 году для реализации своих идей он создал в Миннесоте компанию Ballistic Recovery Systems и через два года начал продажи парашютной системы. В августе 1983 года система была впервые активирована при аварийной ситуации в небе Колорадо и спасла жизни трех человек. В 1986 году компания провела IPO, а через несколько лет SPO и привлекла под свои разработки около $2 млн.

Последний раз американская система была активирована в мае 2014 года рядом с австралийским городом Лоусоном и спасла пилота и двух пассажиров, которые при аварийной посадке отделались легкими царапинами. Всего компания Попова произвела и продала более 30 000 своих парашютных систем, благодаря которым 310 человек было спасено.

С момента создания МВЕН продала около 4000 БПС 11 модификаций (сейчас они продаются по цене от 100 000 до 1 млн рублей). По данным СПАРК, выручка компании в 2012 году (более свежих данных нет) составила 100 млн рублей. Невельский и Ермоленко не знают, сколько было активаций, такой статистики в России никто не ведет.

На внешний рынок МВЕН вышла еще в 1994 году, поставив 10 парашютных систем в Венесуэлу. С тех пор география расширилась до 20 стран, специальных усилий для этого Ермоленко и Невельский не предпринимали.

Только в 2014 году они запланировали создать дилерскую компанию в Европе.

Есть у МВЕН конкуренты и в Европе. В 1999 году чешская компания Stratos 07 начала продажи своей парашютной системы Magnum для летательных аппаратов весом до 500 кг. В основе чешской разработки — выстрел ракетой (как у Ballistic Recovery Systems) парашюта, уложенного в контейнер (как у МВЕН). Сейчас чешская компания делает системы для воздушных судов весом до 2 т и максимальной скоростью 300 км/ч. Системы казанской компании могут применяться на аппаратах в два раза тяжелее, достигающих в два раза большей скорости.

Обработка одного гектара земли с воздуха стоит около $10, самолет, по словам опытного пилота, может обработать за день до 2000 га, чистая прибыль с одного гектара равна $4.

Производство самолетов не стало массовым, и вряд ли в ближайшее время спрос сильно вырастет.

Цех по пошиву парашютов для самолетов малой авиации

Казанские предприниматели — люди увлеченные, они планируют новые проекты хотя бы ради собственного удовольствия.



По результатам исследований авиа-происшествий в США, проводившихся в течение 20ти лет, в 568 аварий, лишь 5% от всех пассажиров из общего количества на борту погибли. Из 53000 тысяч человек, переживших крушение- 51000 осталась в живых.
И не забывайте: 90% авиа-крушений приходиться на взлет и посадку. Вряд ли вам понадобиться парашют на высоте 20 метров. Кстати, те же исследования говорят нам о том, что при полной деструкции самолета во время крушения, разламывании его на части и пожаре – выживает 50% человек.

ЧУДО психоанализа: заработать на модных профессиях не прочь даже бывший священник

ЧУДО психоанализа: заработать на модных профессиях не прочь даже бывший священник

12 трогательных поступков незнакомцев, которые возвращают веру в людей

12 трогательных поступков незнакомцев, которые возвращают веру в людей

Приключения Жиробарсика

20 сказочных мест на нашей планете

Принц из Пояиса: история великой аферы

Московская несправедливость: девушка-карлик обвинила сайт эскорт-услуг в дискриминации

Московская несправедливость: девушка-карлик обвинила сайт эскорт-услуг в дискриминации

В ЕС по QR: реально ли сейчас попасть в Европу с отечественной вакциной

В ЕС по QR: реально ли сейчас попасть в Европу с отечественной вакциной

Канадская журналистка призвала уничтожить олимпийское фигурное катание из-за побед России

Канадская журналистка призвала уничтожить олимпийское фигурное катание из-за побед России

Картины на рыбьей коже, ковры из селезней: что придумали люди у Амура

Картины на рыбьей коже, ковры из селезней: что придумали люди у Амура

10 пар актёров, которые снялись вместе и в успешном, и в провальном проекте

10 пар актёров, которые снялись вместе и в успешном, и в провальном проекте

Ученики из разных стран показали, что они едят на обед в своих школах

Ученики из разных стран показали, что они едят на обед в своих школах

Вошла во вкус: 19-летняя дочь Немцова после развода показала нового жениха (5 фото)

Вошла во вкус: 19-летняя дочь Немцова после развода показала нового жениха (5 фото)

Заблуждения ученых: 6 самых нелепых прогнозов о будущем науки и техники

Заблуждения ученых: 6 самых нелепых прогнозов о будущем науки и техники

Трейлер фильма Гонка со временем (2021)

Ультраредкий Mercedes-Benz Gullwing 1955 года продан с аукциона почти за 7 миллионов долларов

Ультраредкий Mercedes-Benz Gullwing 1955 года продан с аукциона почти за 7 миллионов долларов



"Флаг у нас внутри": фигурист Кацалапов достойно ответил на провокационный вопрос журналиста

Серебро с неба: везение или справедливость восторжествовала?

Серебро с неба: везение или справедливость восторжествовала?

Башмак подставил

Пассажир такси спровоцировал аварию с… мусоровозом

Удивительные факты о пиве

Зомби-тест по фильму

Два стеклянных стакана, создание которых кажется невозможным

Два стеклянных стакана, создание которых кажется невозможным

Бывший японский аэродром

15 раз, когда люди находили вещи, которые требовали немедленного объяснения

15 раз, когда люди находили вещи, которые требовали немедленного объяснения

Петух, знай своё место!

Опасный аттракцион ХХ века - ферма крокодилов

20 фотографий, которые не дадут вам спокойно уснуть

20 фотографий, которые не дадут вам спокойно уснуть

Пещера Ласко: Сикстинская капелла первобытной живописи

Пещера Ласко: Сикстинская капелла первобытной живописи

Волонтёры в Улан-Удэ спасли собаку со стрелой в голове

Волонтёры в Улан-Удэ спасли собаку со стрелой в голове

Когда реальность несколько превзошла ожидания

В Пермском крае учителям срезали зарплату из-за перехода на удалёнку

В Пермском крае учителям срезали зарплату из-за перехода на удалёнку

Житель Ноябрьска устал от шумного соседа-меломана и вышел на тропу войны

Житель Ноябрьска устал от шумного соседа-меломана и вышел на тропу войны

Какое американское оружие хотели запретить во время Первой Мировой войны и почему немцы его боялись?

Какое американское оружие хотели запретить во время Первой Мировой войны и почему немцы его боялись?

Глава СК Бастрыкин попросил Путина ужесточить миграционную политику

Глава СК Бастрыкин попросил Путина ужесточить миграционную политику

Crosley CC Sedan 1948 — Широкие двери, тесный салон и сказка о маленьком пробеге

Crosley CC Sedan 1948 — Широкие двери, тесный салон и сказка о маленьком пробеге

Редкие автомобили: Innotech Mysterro – среднемоторный чешский Corvette

Редкие автомобили: Innotech Mysterro – среднемоторный чешский Corvette

Из Петрограда – в кругосветку. Как дети из питательной колонии совершили удивительное путешествие

Из Петрограда – в кругосветку. Как дети из питательной колонии совершили удивительное путешествие

Dying Light 2 vs Cyberpunk 2077: почему одну хвалят, а другую ругают

Dying Light 2 vs Cyberpunk 2077: почему одну хвалят, а другую ругают

Почему люди все чаще отказываются от брака и отношений

Почему люди все чаще отказываются от брака и отношений

От медсестры до Кэтмена: 25 веселых котиков в тематических костюмах

От медсестры до Кэтмена: 25 веселых котиков в тематических костюмах

Тяжело ли живется российским оленеводам сегодня?

В Англии ученые нашли останки животных ледникового периода

В Англии ученые нашли останки животных ледникового периода

Насколько могут преобразиться вещи, когда за дело берутся настоящие мастера

Насколько могут преобразиться вещи, когда за дело берутся настоящие мастера

Не только в горящую избу, но в ледяную прорубь: русская женщина во всей красе

Не только в горящую избу, но в ледяную прорубь: русская женщина во всей красе

Корейские хакеры наворовали криптовалюты на ядерные испытания

Корейские хакеры наворовали криптовалюты на ядерные испытания

Мужчина пострадал, пытаясь распилить болгаркой бочку

Мужчина пострадал, пытаясь распилить болгаркой бочку

В США охотник убил 80-летнего аллигатора длиной около 4-х метров и весом более 400 кг

В США охотник убил 80-летнего аллигатора длиной около 4-х метров и весом более 400 кг

14 фото из Франции, которые доказывают, что другая страна - как чужая Вселенная: ничего непонятно, но очень круто

14 фото из Франции, которые доказывают, что другая страна - как чужая Вселенная: ничего.

Трейлер фильма Жажда золота (2021)

Горячие эмоции привели жителя Пермского края под стражу

Горячие эмоции привели жителя Пермского края под стражу

Читайте также: