Посадка самолета без крыши

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Прокатиться с ветерком на самых быстрых американских горках в мире можно в парке развлечений Ferrari World Абу-Даби на скорости 240 км/ч. Но пассажирам этого рейса пришлось спускаться с высоты 7300 метров в самолете без крыши — с ураганным ветром в лицо, на скорости 530 км/ч!

Все пассажиры выжили. На земле экипаж не досчитался старшего бортпроводника Кларабелль Лэнсинг. В момент, когда сорвало часть корпуса самолета, ее мощным потоком воздуха выбросило в небо. Тело стюардессы найдено не было, в память о ней в аэропорту был разбит цветущий сад.

Пилот за бортом. В небе Англии

BAC 1-11, British Airways. 10 июня 1990 года, рейс 5390 Бирмингем — Малага (Великобритания — Испания)

Вряд ли найдется второй человек в мире, которому довелось прокатиться на крыше самолета. Этого не проделывали даже самые отчаянные голливудские каскадеры.

Опытный летчик Тим Ланкастер, налетавший свыше 11 000 часов, был командиром воздушного судна, вторым пилотом на рейсе летел Аластар Атчинсон. В 7.20 утра самолет вылетел из аэропорта Бирмингема и направился в солнечную Испанию.

Подняв самолет в воздух, второй пилот передал управление командиру. В 7.33 самолет был на высоте более 5000 метров, командир ослабил ремни безопасности, тут и раздался грохот. Лобовое стекло со стороны командира улетело в неизвестном направлении, за ним устремился и Тим Ланкастер, но ноги застряли в кабине, а его самого пригвоздило диким ветром к корпусу самолета с наружной стороны. Бортпроводник Найджел Огден вцепился обеими руками в командира, не давая ему окончательно вылететь в окно.

Второй пилот начал аварийное снижение и передал сигнал бедствия. Экипаж уже не верил, что командир жив, но отпустить, как им казалось, безжизненное тело, было еще опаснее, поскольку оно могло попасть в двигатель и вывести самолет из строя.

Так они и летели до ближайшего аэропорта в Саутгемптоне. Обмороженного, с переломами рук, но живого командира сняли с самолета. У бортпроводника, героически державшего его весь полет, также было обморожено лицо. Остальные члены экипажа и пассажиры не пострадали. Командир, переживший беспрецедентный полет, через пять месяцев вернулся за штурвал самолета.

Своим экстремальным приключением пассажиры и экипаж обязаны механику, менявшему накануне этого полета стекло в самолете. Он прикрутил стекло не теми болтами, ошибся буквально на миллиметр в диаметре.

Огни святого Эльма. Полет в облаке вулканического пепла над островом Ява

Boeing 747-236B, British Airways, 24 июня 1982 года, рейс 009 Лондон — Окленд (Новая Зеландия)

Через несколько минут после ночного вылета из Куала-Лумпура с самолетом начало происходить нечто зловещее. Салон заполнялся дымом. Курить на борту в то время было не запрещено, но бортпроводникам не удалось найти ни курящих пассажиров, ни источников возгорания, а тем временем дым становился плотнее.

На высоте 4100 метров неожиданно заработал четвертый двигатель, за ним ожили и остальные. Самолет смог перелететь горную цепь и приземлиться в аэропорту Джакарты. 248 пассажиров и 15 членов экипажа высадились невредимыми на извергающийся остров.

Командир, только Нева спасет нас!

На новеньком Ту-124 при вылете из Таллина заклинило переднюю стойку шасси. А на взлетной полосе нашли выпавший болт. Как ни пытался экипаж выбить заклинившее шасси, пробив дыру в фюзеляже, ничто не помогало. А без шасси самолет при посадке может завалиться набок и разбиться.

Возвращаться в Таллин не разрешили, сославшись на туман. От наземных служб поступило распоряжение выработать топливо и сажать самолет в Пулкове (в то время так назывался аэропорт Шоссейная) на аварийную грунтовую полосу. Возглавил посадку лично руководитель полетов аэропорта Георгий Нарбут.

Самолет пронесся в нескольких метрах над строившимся мостом Александра Невского (рабочие попрыгали в воду) и сел между Большеохтинским и Финляндским мостами. С момента, как заглох второй двигатель, до приводнения на Неву прошло 14 секунд. 45 пассажиров и 7 членов экипажа живыми сошли с самолета на берег. Толпа зевак решила, что снимают кино!

Информацию о полете засекретили, но иностранные СМИ раструбили о подвиге пилотов на весь мир, и руководству страны пришлось-таки экипаж представить к наградам.

Таежный смотритель. Посадка на заброшенном аэродроме

Ту-154, 7 сентября 2010 года, рейс 516 Полярный — Москва

В эпоху расцвета малой авиации, когда дорог в северной глубинке не было, но в каждый поселок летали самолеты, таежный аэропорт в Ижме принимал каждый день рейсы из Ухты и Сыктывкара. Позже затерянный где-то в тайге и исключенный из всех навигационных справочников аэропорт закрыли и использовали только как вертолетную площадку.

Однако бывший начальник аэропорта Сергей Сотников продолжал поддерживать аэродром в порядке — следил, чтобы не было мусора, гонял водителей, норовивших оставить трактор на взлетно-посадочной полосе. И однажды здесь удачно приземлился терпевший бедствие Ту-154 с 72 пассажирами и 9 членами экипажа на борту.

Ту-154 вылетел из аэропорта Полярный в Якутии и направлялся в Москву. Через три с половиной часа на высоте 10 600 метров в самолете пропало электропитание, вышли из строя насосы, подающие топливо, отказали автопилот, навигация, связь. Сработала сигнализация о критическом остатке топлива, посадку нужно было совершить в течение 30 минут. До ближайшего аэропорта, в Ухте, слишком далеко, чтобы долететь на остатке топлива.

Снизились до трех тысяч метров, прошли сквозь облака и увидели: повсюду тайга. Потом промелькнул поселок Ижма, речка. Пилоты были готовы попытаться приземлиться даже на опушку леса или огород. И вдруг самолет пронесся над бетонной полосой, при этом никаких данных об аэропорте в этой местности у пилотов не было. Они сделали несколько кругов над из ниоткуда взявшейся полосой, оценили ее состояние и приняли решение садиться. Для Ту-154 полоса была слишком короткой, и самолет немного выкатился за ее пределы, в лес. Вокруг свалившегося с неба лайнера собрался весь поселок Ижма, прибыли МЧС и пожарные машины.

Пилоты открыли форточку, в кабину посыпались листья с деревьев, и только тогда они начали осознавать, что все могло закончиться гораздо хуже.

Попутчик. Кровавая драма на борту

Авиалайнер McDonnell Douglas DC-10-30F, 7 апреля 1994 года, рейс DX705 Мемфис — Сан-Хосе (США)

Он все распланировал, но накануне его команда превысила налет часов, и экипаж на рейсе заменили. Кэллоуэй не отступил и полетел на откидном кресле в грузовом отсеке — таких пассажиров в компании называют попутчиками. С футляром для гитары, где были спрятаны молотки и гарпун, он занял свое место в самолете.

Через 30 минут после взлета Кэллоуэй напал на экипаж. Под ударами молотков оказались все трое: командир воздушного судна Дэвид Сандерс, второй пилот Джеймс Такер и бортинженер Эндрю Питерсон. Такер с проломленным черепом удерживал самолет в небе, пока остальные двое пытались скрутить Оборна Кэллоуэя. Пилот направил нос машины вверх, бой откатился в грузовой отсек. Только теперь ему удалось развернуть машину обратно на Мемфис, связаться с диспетчерами и сообщить, что при посадке экипажу требуется военное вмешательство для захвата вооруженного преступника. В грузовом отсеке повсюду кровавые следы, но Сандерсу и Петерсону удалось сдерживать преступника до посадки самолета.

Боб Шорнстхаймер, Мими Томпкинс, Мишель Хонда. Кто нибудь знает этих людей? До недавнего времени и я их не знал. Однако этим людям за свое спасение обязаны 91 человек. Это экипаж рейса Алоха Эйрлайнз 243, с которым произошел катастрофический и одновременно уникальный случай.

Aloha airlines 243: невероятная посадка поврежденного самолета

28 апреля 1988 года было обыкновенное солнечное утро над гавайскими островами. Капитан Боб Шорнстхаймер и второй пилот Мими Томпкинс готовили старенький 737 для обычного рейса из аэропорта Хило в аэропорт Гонолулу. Это короткий 35 минутный рейс. На этом участке самолеты летали как автобусы. По 8 - 10 рейсов в день. Для рейса 243 это был 9й вылет за это утро.

Aloha airlines 243: невероятная посадка поврежденного самолета

Примерно в 13:25 самолет был поднят в воздух и начал набор рабочей высоты. На высоте 7 тысяч метров произошла взрывная декомпрессия салона, что послужило срыву 25 квадратных метров обшивки самолета. Салон первого класса оказался целиком на открытом воздухе на скорости 500 км/ч.

Aloha airlines 243: невероятная посадка поврежденного самолета

Экипаж немедленно начал снижение до минимальной высоты, чтобы дать возможность пассажирам дышать. Из-за отсутствия крыши пассажиры не могли надеть воздушные маски. Их просто не было. Кабели связи между салоном и кабиной были повреждены, поэтому стюардесса Мишель Хонда не смогла установить есть кто в кабине или там все умерли. Она лишь могла помочь пассажирам сгруппироваться и успокоиться. На такой высоте под открытым небом очень сложно успокоиться, тем не менее она не допустила паники в салоне. Вторая стюардесса Джейн Сато-Томина была ранена и находилась без сознания.

Aloha airlines 243: невероятная посадка поврежденного самолета

Из-за повреждения части кабелей связи экипаж не мог связаться с вышкой в аэропорте Гонолулу. Тем более с такими повреждениями они вообще не могли более находиться в воздухе. Самолет необходимо было сажать. И чем быстрее тем лучше. Ближайшим аэропортом, способным принять такой самолет, был аэропорт на острове Мауи. Второй пилот немедленно установила связь с вышкой.

Aloha airlines 243: невероятная посадка поврежденного самолета

Аварийные службы на земле были немедленно оповещены о приближающемся самолете. Об этом так же было доложено экипажу 243 который сразу же начал подготовку к экстренной посадке. К сожалению не все шло так гладко. Из-за разрыва фюзеляжа нос самолета опустился практически на метр и фактически болтался на нескольких балках. Выпустить закрылки на достаточный угол экипаж не мог, это бы разорвало самолет до конца. Поэтому было принято решение тормозить выпущенным шасси.

Aloha airlines 243: невероятная посадка поврежденного самолета

К сожалению лампа переднего шасси не загорелась. Это означало что при посадке с такими повреждениями нос оторвался бы от основной части фюзеляжа, а остальная часть начала бы разваливаться, что привело бы к повреждению и возгоранию топливных баков. Обычно в подобной ситуации пилот проходит над посадочной полосой на достаточно низкой скорости и высоте, чтобы наземные службы могли подтвердить выпуск шасси или его отсутствие.

Aloha airlines 243: невероятная посадка поврежденного самолета

К счастью это был дефект электропроводки. Шасси было выпущено. Но оставался вопрос, а зафиксировано ли оно? У экипажа не было времени на решение этого вопроса и капитан принял решение садиться во что бы то ни стало.

Aloha airlines 243: невероятная посадка поврежденного самолета

В 13:58 рейс 243, благодаря слаженным действия экипажа и наземных служб произвел успешную экстренную посадку в аэропорту Мауи. К сожалению не обошлось без жертв. Стюардесса Кларабель Лансинг с 37 летним стажем была выброшена за борт потоком воздуха в образовавшееся отверстие сразу после начала катастрофы.

Aloha airlines 243: невероятная посадка поврежденного самолета

Комиссия по расследованию авиакатастроф установила что причинами трагедии послужили некачественная эпоксидная связка и усталость металла. Так же причиной послужили эксплуатация на износ и истекший срок эксплуатации воздушного судна.

Aloha airlines 243: невероятная посадка поврежденного самолета

Aloha airlines 243: невероятная посадка поврежденного самолета

Aloha airlines 243: невероятная посадка поврежденного самолета

Год выпуска: 1990
Страна: США
Жанр: Фильм-катастрофа
Продолжительность: 01:24:24
Перевод: Профессиональный (многоголосый, закадровый)
Русские субтитры: нет

Режиссер: Дик Лоури / Dick Lowry

В ролях: Конни Селлекка, Уэйн Роджерс, Ана Алисия, Нэнси Кван

Описание: Основанный на реальных событиях фильм рассказывает о трагедии самолета, выполнявшего рейс в Гонолулу в 1988 году. Вскоре после взлета отрывается часть фюзеляжа, и, несмотря на гибель пилота, мужественный экипаж проявляет верх профессионализма, чтобы приземлиться.

Качество: SATRip
Формат: AVI
Видео кодек: XviD
Аудио кодек: MP3
Видео: XVID 640x480 25.00fps 1717Kbps [bit/pixel:0,24]
Аудио: MPEG Audio Layer 3 48000Hz stereo 128Kbps

Чуть более 30 лет назад, 28 апреля 1988 года, в истории авиации произошел случай, не имеющий прецедентов. Boeing-737, летевший по внутреннему маршруту Хило — Гонолулу (Гавайские острова), начал буквально разваливаться в воздухе.

Взлет прошел штатно и лайнер начал набирать высоту, но спустя 23 минуты случилось нечто, что навсегда разделило жизнь пассажиров на "до" и "после". У самолета оторвало крышу. Над шестью первыми рядами буквально зияла дыра — это произошло на высоте 8 тысяч метров. Самолет все еще набирал высоту, поэтому пассажиры не успели отстегнуть ремни безопасности. А вот одна из стюардесс, увы, перемещалась по салону, когда все и случилось. Очевидцы утверждают, что ее вышвырнуло наружу почти сразу же. Остальные пассажиры почувствовали взрывную декомпрессию.

Пилоты вспоминают, что, обернувшись назад, увидели позади себя дыру. Действовать нужно было незамедлительно. Пилоты надели кислородную маску и взяли курс на снижение. Все это время они мечтали лишь о том, чтобы самолет не развалился надвое до момента посадки, потому что единственное, что скрепляло его части - это пол.


Уже потом пассажиры узнали, что лишь счастливое стечение обстоятельств послужило причиной тому, что все пристегнутые остались в живых. Большинство балок, скреплявших пол, были переломаны, а кабель, идущий к двигателю, порвался, из-за чего тот перестал работать.

Благодаря мастерству пилотов самолет все же удалось посадить. Из 89 пассажиров 65 обратились к врачам с травмами различной тяжести. Но все они остались живы.

Были также объявлены поиски стюардессы, вылетевшей из салона в момент срыва крыши, но ее тело так и не было найдено.

Многие боятся летать на самолете, хотя он считается одним из самых безопасных видов транспорта. Подборка из этих удивительных случаев показывает: даже в казавшейся безвыходной ситуации умелый пилот справляется и благополучно сажает сломавшееся воздушное судно.

Чудо на Гудзоне

Этот известный случай даже увековечен в фильме с Томом Хенкcом. Сейчас расскажем кратко. Всего чуть больше десяти лет назад Эйрбас A320-214 вылетел из Нью-Йорка. Полет был нормальным целых полторы минуты, а потом на пути самолета возникла стая диких птиц, из-за которой нарушилась работа двигателей.


Это одна из самых успешных посадок самолета на воду

Сорвало крышу

В конце 80-х годов была совершена также одна из самых впечатляющих посадок в экстремальных условиях. Боинг 737-297 начал небольшой перелет между Гавайскими островами. Лететь нужно было всего чуть больше получаса. Только борт набрал скорость, как с него сорвало крышу над пассажирами. Хорошо, что в этот момент они еще не успели отстегнуться.

На одном двигателе пилот довел самолет до ближайшего аэропорта и благополучно посадил. Все пассажиры остались живы.


Вот это действительно с ветерком

Если пилота унесло в окно

В 1990 году самолет британской авиакомпании направлялся в Малагу, когда уже после взлета внезапно вылетело переднее стекло напротив первого пилота, а затем и сам капитан судна оказался вне кабины. Но он успел зацепиться руками за части самолета. Стюард сумел схватить капитана за ноги и удерживать, пока тело того снаружи прижимало к кабине.

Второй пилот сумел совершить аварийную посадку в ближайшем аэропорту. Капитан остался жив и даже быстро восстановился после такого физического и морального потрясения.

Мастерство и удача

В России тоже было немало случаев удивительно удачной посадки в экстремальных условиях. Чего стоит только случай, произошедший десять лет назад в аэропорту Ижма.


Случай в Ижме — просто удивительное везение

У пассажирского Ту-154М отказали электроприборы, и пришлось экстренно искать площадку для посадки. На счастье, внизу оказался старый аэропорт Ижма. За ним более двенадцати лет самостоятельно следил руководитель местной площадки для вертолетов. Отсутствие на полосе мусора и растительности, а также мастерство пилотов помогли избежать жертв.

Мы можем только догадываться, что чувствовал экипаж и пассажиры в моменты таких посадок.

Читайте также: