Посадка пакера м1 х

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Пакер ПМН-М1 предназначен для разобщения двух и более горизонтов при эксплуатации нефтяных и газовых скважин.

Пакер ПМН-М1 может использоваться:

  • в многопакерных компоновках;
  • при одновременно-раздельной эксплуатации нескольких пластов одной скважины;
  • при проведения различных технологических операций и ремонтно-профилактических работ, осуществление которых требует изоляции отдельного участка скважины.
  • Рабочее давление пакера – до 100 МПа.
  • Пакер ПМН-М1 представляет собой извлекаемое изделие, состоящее из основных узлов:

o механический посадочный узел;

o трехэлементный уплотнительный узел;

o гидравлический якорь, срабатывающий при подаче давления в колонну труб.

  • Посадка пакера ПМН-М1 в скважине осуществляется разгрузкой колонны труб с упором на забой или другой пакер.
  • Срыв пакера осуществляется натяжением колонны труб.
  • При спуске пакер защищен от преждевременной распакеровки срезными винтами. Кроме того, изменение количества срезных винтов дает возможность регулировать нагрузку при посадке пакера.
  • Пакер ПМН-М1 является полнопроходным инструментом.
  • Конструкция пакера позволяет передавать через него крутящий момент.

Таблица типоразмеров

По требованию заказчика возможно изготовление под любой типоразмер колонны.

Для внедрения ОРЗ с параллельным расположением 2-х колонн НКТ необходимо использовать пакеры, позволяющие оставлять колонну НКТ в растянутом положении (под натяжением). Такими пакерами являются М1-Х, ПРО-ЯТ(О), ПД-ЯМВЭ и Hornet.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ЛНТ 0. 130503 12 02. ПЗ
При внедрении ОРЗ с концентричным расположением (труба в трубе) 2-х колонн НКТ, как и во всех других случаях, нет необходимости производить натяжение НКТ после посадки пакера, поэтому возможно применение любого типа эксплуатационного пакера.

При использовании других видов пакеров, не учтённых в рамках данного документа, необходимо руководствоваться технической документацией данных пакеров.

В соответствии с извещением №1, от 23.03.2010 г. к РД 153-39.0-384-05, контроль герметичности эксплуатационных колонн нагнетательных скважин с пакером, закаченной антикоррозионной жидкостью и НКТ повышенной надежности, проводить с подъемом подземного оборудования не реже 1 раза в 10 лет, а также при подъеме оборудования во время проведения ГТМ или при потере герметичности системы. Исследование без подъема подземного оборудования не реже 1 раза в три года при наличии одного пласта и не реже одного раза в год при наличии двух и более пластов.

Для увеличения срока эксплуатации пакеров М1-Х до десяти лет, необходимо комплектовать пакера при сборке уплотнительными элементами из резины с гарантийным сроком службы не менее 10 лет.

Рекомендуемый диапазон подбора резиновых уплотнительных элементов по твердости 80-70-80 условных единиц (по Шору).

При нынешнем качестве резины после 7 лет эксплуатации часть пакеров М1-Х (около 9%) приходиться демонтировать.

3.4.6. Конструкция и характеристики пакера М1-Х

стоимисть 180 тыс. руб.

Эксплуатационный извлекаемый пакер с посадкой за счет сжатия или растяжения, позволяющий НКТ находится в растянутом, сжатом или нейтральном положении

Применение добыча нагнетание, изоляция отдельных зон, технологические работы.

Особенности и преимущества:

1)дополнительный способ посадки методом растяжения, позволяет использовать пакер на

новых глубинах

2) Возможны три варианта сборки стандартное давление 51,7 МПа с большим проходным отверстием, и высокое давление 69 МПа.

3) Держит давление над и под покером

4) Посадка и освобождение правосторонним вращением.

5) Внутренний байпасный канал

6) Уплотнение ниже верхних клиньев позволяет вымыть накопленный шлам до освобождения

7) Преобразуется в механическую мостовую пробку с дополнением клапана

8)

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ЛНТ 0. 130503 12 02. ПЗ
Безопасный механизм освобождения

Пакер М1-Х (рисунок 5) - это эксплуатационный, механический извлекаемый пакер с посадкой за счет сжатия или растяжения, предназначенный для разобщения стбола обсадной колонны в вертикальных, наклонно-направленных и горизонтальных скважинах в зоне его установки

Для защиты эксплуатационных колонн от воздействия закачиваемой жидкости, и также от повышенного давления при технологических операциях по воздействию но призабойную зону пласта в процессе эксплуатации нагнетательных и эксплуатационных скважин

Пакер позволяет НКТ находиться в растянутом, сжатом или нейтральном положении, применяется в добывающих и нагнетательных скважинах, или для изоляции отдельных зон Пакеры М1-Х позволяют производить поиск мест негерметичности эксплуатационной колонны, проводить поинтервальное воздействие на призабойную зону пласта химическими реагентами, поинтервальную закачку жидкости в нагнетательные скважины с целью поддержания пластового давления (вода, растворы полимеров), неоднократные испытания на герметичность обсадных колонн ниже и выше пакера без подъема на поверхность. производить проверку противовыбросового оборудования фонтанных арматур на герметичность и поднимать покер на поверхность после работы в скважине без перелива

Применение пакеров М1-Х при закачке агрессивных химических реагентов в скважину дает возможность обезопасить эксплуатационную колонну от корродирования и значительно сократить затраты по закачке нейтральных жидкостей и ингибиторов коррозии.

При использовании компоновки из двух пакеров возможно эксплуатировать, производить обработки пластов. регулировать закачку на два различных эксплуатационных уровня горизонта скрытых на одной скважине.


Рисунок 5. Пакер М1-Х.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ЛНТ 0. 130503 12 02. ПЗ

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ЛНТ 0. 130503 12 02. ПЗ
3.5. Защита эксплуатационной колонны с помощью антикоррозионной жидкости.

Закачка АКЖ производится при выполнении ремонтов нагнетательных скважин. Периодически производится обновление АКЖ

Для ускорения приготовления АКЖ на базах хранения централизованно готовятся концентраты – 10 %-ные растворы сульфита натрия, кальцинированной (каустической) соды или диаммонийфосфата в технической пресной воде, растворы хранят в герметически закрытых бочках. Концентраты должны храниться в условиях, исключающих их замерзание в зимних условиях.

АКЖ готовится непосредственно в автоцистернах разбавлением концентрата водой. Для исключения окисления сульфита натрия кислородом воздуха емкость должна заполняться пресной водой до верхней кромки люка.

В ёмкость автоцистерны заливается расчетное количество концентрированных растворов сульфита натрия, или кальцинированной (каустической) соды или диаммонийфосфата и СНПХ -1004 и пресная вода (до заполнения ёмкости).

Перемешивание реагентов происходит при заполнении ёмкости водой и при движении автоцистерны от базы к скважине. Время перемешивания должно составлять не менее 15 мин.

При наличии необходимого оборудования АКЖ могут готовиться непосредственно в базовых условиях.

Решающее значение для работоспособности АКЖ имеет герметичность ЭК и НКТ (резьбовых соединений и тела труб).

Закачка АКЖ из автоцистерны в межтрубное пространство производится через затрубную задвижку цементировочными агрегатами (ЦА-320 и др.). Перед проведением работ цех ППД должен обеспечить работоспособность задвижек скважины.

Необходимый объем АКЖ рассчитывается исходя из объема межтрубного пространства Vм, м3:


: (1)

где Dвн – внутренний диаметр эксплуатационной колонны, м;

dнар – наружный диаметр НКТ, м;

L – длина колонны НКТ до пакера (воронки), м.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
ЛНТ 0. 130503 12 02. ПЗ
При установке в скважину пакера порядок закачки АКЖ определяется инструкциями по эксплуатации пакера с учетом особенностей их конструкции.

В процессе работы скважины может происходить замещение АКЖ в межтрубном пространстве закачиваемой сточной водой в следующих случаях:

а) при наличии негерметичности в двух и более местах межтрубного пространства (пакер и НКТ, пакер и ЭК, НКТ и ЭК, НКТ в двух точках по глубине, отстоящих друг от друга более чем на 100 м) скважин, оборудованных пакером;

б) при наличии негерметичности НКТ и/или ЭК в скважинах без пакеров.

Негерметичность элементов межтрубного пространства определяется исследованиями.

Защитные свойства АКЖ на водной основе сохраняются при некотором разбавлении закачиваемой сточной водой.

Степень разбавления может быть определена по изменению плотности, электропроводности или величины рН АКЖ. Однако в настоящее время отсутствуют практически освоенные методы контроля этих параметров по длине межтрубного пространства (например, путем спуска малогабаритных приборов).

Замена АКЖ в полном объёме должна проводиться после проведения КРС и других видов работ, в ходе которых произошло замещение жидкости в межтрубном пространстве. Процедура замены аналогична первоначальной закачке АКЖ.

В скважинах без пакера один раз в год необходимо производить дополнительную закачку АКЖ в объёме 1 м3

Состав АКЖ должен соответствовать составу АКЖ, находящегося в межтрубном пространстве.

Приказом по НГДУ должна устанавливаться ответственность за контроль закачки, замены и периодической дозакачки АКЖ.

Периодическая дозакачка АКЖ и закачка АКЖ в скважины, на которых по тем или иным причинам АКЖ не закачивалась непосредственно после проведения ремонта, производится по заявке цеха ППД.

В НГДУ ежегодно должен составляться график проведения дозакачки АКЖ для скважин, на которых не планируется проведение ремонта.

Объём АКЖ, необходимый для закачки в межтрубное пространство скважин, должен указываться в плане работ на проведение ремонта скважины.

Закачка АКЖ должна проводиться в присутствии представителя ЦППД с составлением двустороннего акта. Вызов представителя ЦППД на закачку АКЖ производится по

телефонограмме не менее чем за 24 ч. В процессе закачки АКЖ необходимо контролировать соответствие объёма по градуировочной таблице на автоцистерну, разработанной в установленном порядке, закачиваемой АКЖ объёму, указанному в плане работ. Представитель ЦППД должен отобрать пробу АКЖ из каждой автоцистерны с последующей сдачей в лабораторию.

В лаборатории определяются физико-химические характеристики АКЖ (рН, плотность, концентрация бактерицида) и дается заключение о соответствии требуемым

параметрам. Анализ концентрации фосфата в составе и бактерицида делается выборочно в каждой десятой пробе. В акте о закачке АКЖ делается запись о соответствии состава требованиям с указанием физико-химических характеристик.

В случае установки пакерующего устройства в акте отмечается его тип и глубина установки. При закачке АКЖ во время проведения ремонта скважины акты подшиваются в дела скважины вместе с актами выполненных работ. Копии актов должны храниться в отдельном скоросшивателе. Срок хранения актов должен составлять не менее 5 лет.

Ответственными за проведение данных мероприятий являются начальники ЦППД.

Пакеры предназначены для уплотнения кольцевого пространства и разобщения отдельных горизонтов нефтяных и газовых скважин. Они работают в условиях воздействия высоких перепадов давлений (от 7 до 70 МПа), больших механических нагрузок (десятки кН) и в различных термических (от 40 до 100°С, а при тепловом воздействии на пласт до 400°С) и коррозионных средах. Поэтому конструкции пакеров должны обеспечивать эффективную и надежную работу в условиях эксплуатации.

Пакеры при эксплуатации устанавливаются обычно в обсаженной части скважины и спускают их на колонне подъемных труб. Уплотнение, прижимаемое к обсадной трубе, должно надежно разобщать части ствола скважины, находящиеся над и под уплотнителем.

Пакеры применяются:
- при освоении скважины для облегчения и ускорения очистки забоя путем продувки и промывки через фонтанные трубы;
- при всех технологических процессах на скважине и при ее эксплуатации для защиты обсадной колонны от химической коррозии и действия чрезмерно высокого давления жидкости и газа;
- при необходимости центровки колонны насосно-компрессорных труб и передачи части веса труб на обсадную колонну при подземных ремонтах скважин.

Головка 1 пакера предназначена для присоединения пакера с якорем. Она представляет трубу, имеющую в верхней части левую резьбу бурильных труб, служащую для соединения с якорем ЯПГ, в нижней части - муфтовую резьбу насосно-компрессорных труб для соединения со стволом 15 и наружную метрическую резьбу - для навинчивания опорного кольца 2. Наружная поверхность головки имеет кольцевые риски для извлечения пакера овершотом в случае прихвата его в скважине. Материал для изготовления применяется такой же, как и у бурильных труб.

Опорное кольцо служит для упора уплотнительного элемента 4 и обеспечивает ее деформацию при посадке пакера.

Ствол представляет собой отрезок насосно-компрессорной трубы. На него последовательно надеваются ограничительная втулка 3, ограничительный уплотнительный элемент 4, ограничительное кольцо 5, резиновый уплотнительный элемент 6, конус 7 и узел фонаря со шлипсами.


Рис.2.2. Общий вид механического пакера

Узел ограничителя предназначен для предотвращения проникновения резины основного уплотняющего элемента в кольцевой зазор между скважиной и опорным кольцом 2 при высоких перепадах давления жидкости. Между торцами ограничительной втулки 3 и ограничительного кольца 5 остается зазор, достаточный для заполнения кольцевого зазора при сжатии уплотнительного элемента и и в то же время для предупреждения его заклинивания.

Под действием веса колонны насосно-компрессорных труб резиновый элемент 6 сжимается между неподвижным ограничителем 5 и подвижным конусом 7.

Происходящее при этом увеличение диаметра резинового элемента создает уплотнение кольцевого пространства между обсадной колонной и подъемными трубами. Диаметр резиновой манжеты при свободном состоянии должен быть меньше внутреннего диаметра обсадной колонны примерно на 10-20 мм и не должен быть больше диаметра шаблона.

Основной уплотнительный элемент, как и ограничительный, изготавливается из резины марок 4004, 3826-С, которые допускают большую деформацию. Они рассчитаны на работу при температуре до 100 0 С, стойкие против разъедания агрессивными веществами, находящимися в скважине.

Подвижный конус является промежуточным элементом, предназначенным передавать сжимающие усилия от шлипсов на уплотнительные манжеты. Конусная форма этого элемента обеспечивает посадку пакера на определенной глубине ствола скважины при перемещении ствола вниз относительно неподвижного фонаря, конус надвигается на не­подвижные шлипсы, раздвигает их до соприкосновения с обсадной колонной, и заклинивает.

Узел фонаря устроен следующим образом: в корпусе 12, представляющем цилиндрическую втулку, под углом 120° расположены глухие отверстия, в которых помещены цилиндрические пружины. Внизу корпуса размещена упорная втулка 9, вверху- оганичительный обруч 10, удерживающие от выпадения шлипсы 8. Наружный диаметр фонаря должен быть больше всех остальных деталей.

Штифт 13, ввернутый в корпус фонаря, при спуске пакера в скважину находится в фигурных пазах ствола 15 и, связывая ствол со шлипсами, предотвращает самопроизвольную пакеровку.

Спуск пакера в скважину до требуемой глубины производится на колонне бурильных или насосно-компрессорных труб. При вводе пакера в обсадную колонну, благодаря трению фонарь стремится отстать от общего движения спускаемой колонны, но этому препятствуют штифты, удерживающие фонарь за его корпус. При достижении пакером нужной глубины небольшим подъёмом колонны вверх (0,3 - 0,5 м) и поворотом труб на 1 - 1,5 оборота вправо штифт выводятся из фигурного паза. Фонарь при этом не вращается из-за трения шлицов об обсадную колонну. При дальнейшем спуске колонны труб конус надвигается на шлипсы, которые продолжают оставаться с фонарем на месте, раздвигает их. При этом шлипсы своими насечками врезаются в стенку обсадной колонны и препятствуют дальнейшему движению конуса вниз. Под действием веса колонны труб резиновый уплотнительный элемент 6 сжимается между неподвижным ограничителем 5 и подвижным конусом 7. Происходит деформация резинового элемента пакера и уплотнение кольцевого пространства между обсадной колонной и подъемными трубами.

Сергей Черненьков

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Войти

  • Ответы 532
  • Создано 13 г
  • Последний ответ 1 г

Лучшие авторы в этой теме

Сергей Черненьков 126 публикаций

Вадим Ильин 5 публикаций

Николай Парийчук 49 публикаций

Владимир Торопынин 50 публикаций

Популярные дни

Гость Rustam_paker

Гость Rustam_paker

Конечно есть, к примеру, пакеры механические производства НПФ Пакер", способ посадки: спускается вся "гирлянда" из количества пакеров, допустим 3 пакерная компоновка, далее на требуемом интервале паке

Гость DrillPipe

Гость DrillPipe

Ну а если валит? Пакера рано или позно необходимо ревизировать. С перфорацией не проблема.

Гость Silobanov

Гость Silobanov

29 сентября 2009

Спасибо за информацию! Вообщем то приходилось работать с ритейнерами Везерфорда, Югсон-Сервис Тюмень, Измерон С-Петербург, используем ВЗД долото 3 шарошечное и для жесткости УБТ, если не получается р

Читайте также: