Посадка ил 18 из кабины пилотов
Добавил пользователь Валентин П. Обновлено: 19.09.2024
Первый полет советского самолета "Ильюшин-18" состоялся в таком далеком 1957 году. И по сегодняшний день этот авиалайнер продолжает удивлять как своими характеристиками, так и достижениями.
История создания
До середины пятидесятых годов двадцатого века пассажирские самолеты выпускались с поршневыми двигателями. Но их скорость и вместительность в скором времени перестали удовлетворять потребности страны. Инженеры двух опытно-конструкторских бюро (Туполева и Ильюшина) предложили им на смену свои варианты самолетов: первое ОКБ – с турбореактивными двигателями, второе – с турбовентиляторными.
Ответом Совета Министров Союза Советских Социалистических Республик стало вышедшее 25 мая 1956 года распоряжение № 703-404 о необходимости разработки и постройки самолета ИЛ-18 с целью транспортировки пассажиров. И уже спустя три месяца Ильюшин утвердил чертеж проекта, а еще через месяц стартовало строительство авиалайнера. Так и началась история ИЛ-18.
В 1957 году самолет совершил свое первое передвижение по воздуху длительностью в один час пятьдесят семь минут с Центрального аэродрома имени Михаила Васильевича Фрунзе на летную базу города Жуковского. Результатом испытаний стал запуск серии авиалайнеров "Ильюшин-18" с двигателями конфигурации АИ-20. Массовый выпуск этих авиагигантов состоялся в середине апреля 1959 года.
За весь период производства "Ильюшин-18" (с 1958 по 1970 год) было выпущено 719 самолетов. В это число входит и количество машин, созданных для зарубежных авиакомпаний (более ста штук).
Разновидности самолета
Каждая новая вариация самолета "Ильюшин-18" имела конструктивные улучшения. Прежде всего это касалось топливной системы, системы кондиционирования воздуха в гермокабине, водоснабжения и канализации - везде устанавливалось более совершенное оборудование.
Ил-18 – советский дальнемагистральный пассажирский самолет, разработанный в ОКБ Ильюшина в середине 50-х годов прошлого века. Его первый полет состоялся 4 июля 1957 года, эксплуатация началась в 1959 году, продолжается она и поныне.
Серийный выпуск Ил-18 был налажен на московском заводе №30, он продолжался до 1978 года. За это время было изготовлено более 800 самолетов этого типа.
Ил-18 стал первым турбовинтовым пассажирским самолетом, разработанным в ОКБ Ильюшина и одной из первых машин с подобным двигателем в Советском Союзе. На основе базовой модели были созданы многочисленные модификации самолета, а также целый ряд машин для выполнения специальных заданий.
У летчиков Ил-18 всегда считался надежной и неприхотливой машиной с отличными летно-техническими характеристиками. Взлет и посадка Ил-18 была возможна даже на короткие и не слишком подготовленные ВПП. Однако, несмотря на подобное отношение, аварийность этого самолета можно назвать очень высокой. За годы его эксплуатации по разным причинам было потеряно около ста самолетов, в катастрофах погибло более двух тысяч человек.
История создания Ил-18
Уже в 50-е годы стало понятно, что эра поршневой авиации подходит к своему завершению. Если говорить о пассажирской авиации, то самолеты с поршневыми двигателями уже не могли удовлетворить стремительный рост пассажиропотока, который наблюдался в Европе, Америке и Советском Союзе. Именно по этой причине уже в начале 50-х годов сразу в нескольких странах мира началась разработка пассажирских самолетов нового послевоенного поколения.
Причем техническое решение для данной проблемы уже существовало. В это время турбореактивные и турбовинтовые моторы активно применялись в военной авиации, и ничто не мешало устанавливать их на пассажирские лайнеры. При этом использование турбовинтовых двигателей выглядело предпочтительней, так как они отличались большей экономичностью.
В СССР созданием нового пассажирского лайнера занимались сразу два конструкторских бюро: Ильюшина и Туполева. Туполевцы работали над созданием самолета с турбореактивным двигателем на основе бомбардировщика Ту-16. Этот самолет был принят в эксплуатацию в 1956 году и получил обозначение Ту-104. Конструкторы КБ Ильюшина пошли другим путем и решили создать авиалайнер на основе ТВД.
Облик и характеристики нового самолета обсуждали на самом высоком, правительственном уровне. Существовали две точки зрения. Изначально было принято решение о разработке многоцелевого самолета, который можно было использовать и для перевозки пассажиров, и для транспортировки грузов. Ильюшин был против такой концепции. Он считал, что строить нужно именно специализированный пассажирский самолет, только так можно создать эффективную экономичную машину с высокими характеристиками. Конструктор сумел отстоять свою точку зрения, которая – как показало время – была абсолютно правильной. Именно поэтому Ил-18 стал самым массовым самолетом первого поколения пассажирских машин с газотурбинным двигателем.
25 мая 1956 года было принято правительственное постановление относительно начала работ над новым пассажирским самолетом, а уже в августе Ильюшин утвердил проект нового авиалайнера. В сентябре 1956 года началось строительство опытного образца Ил-18, летом следующего года он был продемонстрирован руководству страны во главе с Хрущевым.
Первый полет Ил-18 состоялся в июле 1956 года. Во время заводских испытаний были опробованы два типа ТВД: АИ-20 и НК-4. Результаты испытаний показали, что двигатель АИ-20 отличается большей надежностью, поэтому именно он был выбран для серийного самолета. В 1959 году дальнемагистральный пассажирский самолет Ил-18 был принят в эксплуатацию. Еще до этого момента было создано ряд модификаций машины, которые отличались взлетной массой, пассажировместимостью, компоновкой салона и др. Следует отметить, что КБ Ильюшина не переставало совершенствовать самолет и после начала его использования, регулярно создавая новые варианты машины. Возможно, что именно это обеспечило ему такую долгую жизнь.
За создание Ил-18 семь человек были удостоены Ленинской премии.
Первым серийным самолетом стал Ил-18А, но из-за ненадёжности двигателей НК-4 он был снят с эксплуатации. В 1958 году появилась модификация Ил-18Б, которая имела увеличенную взлетную массу (до 61,5 т) и усиленное шасси.
Серьезной проблемой, вставшей перед конструкторами, стал высокий уровень шума и вибрации. Было принято решение об изменении компоновки салона, при которой в самых шумных зонах должны были размещаться буфет и гардероб. При этом общее количество пассажирских мест было увеличено до 89.
В 1960 году появилась модификация Ил-18В с новой компоновкой салона и улучшенным комплексом пилотажно-навигационного оборудования.
В 1965 году появился Ил-18Е, вместимость салона которого была увеличена до 120 мест. Кроме того, был повышен уровень комфорта пассажиров: появились новые туалеты, был обновлен буфет и гардероб. В том же году была разработана модификация Ил-18Д с увеличенной до 6,5 тыс. км дальностью полета. Этого удалось достичь за счет установки в центроплане дополнительных топливных баков. Кроме того, теперь посадка Ил-18 осуществлялась с помощью специальной бортовой системы, что повысило уровень безопасности самолета.
Кроме пассажирских, были созданы две грузовые модификации самолета – Ил-18Гр и Ил-18ГрМ. У этих машин был усилен пол, а на потолок салона установлен тельфер. Ил-18Гр совершил первый полет в 1978 году. Обычно в грузовые самолеты переделывались авиалайнеры, выработавшие свой летный ресурс.
Эксплуатация Ил-18
Ил-18 активно экспортировался за рубеж. Более того, по заказу иностранных клиентов в ОКБ Ильюшина были разработаны 10 специализированных модификаций самолета.
Для гражданской авиации Ил-18 на долгие годы стал эталоном экономической эффективности и надежности. Можно привести лишь один факт: в 1981 году на этом самолете был совершен сверхдальний перелет по маршруту Москва – Антарктида общей протяженностью почти 16 тыс. км. При этом лайнеру потребовалось только две промежуточные посадки для дозаправки.
Для посадки и взлета Ил-18 было достаточно полосы длиной 1800-2000 метров, что можно назвать несомненным преимуществом этой машины.
Однако, несмотря на все достоинства машины, уже в 70-е годы началось ее массовое списание – советская гражданская авиация взяла курс на использование более скоростных турбореактивных самолетов. Этот процесс затянулся почти на два десятилетия: еще в 90-е годы оставшиеся Ил-18 продавались или сдавались в лизинг коммерческим авиакомпаниям.
В 2006 году в реестре числилось еще 11 самолетов Ил-18, причем три из них довольно активно эксплуатировались, выполняя полеты в страны Азии и Африки. Коммерческое использование этих машин в самой России было запрещено в 2002 году после катастрофы под Калязином, которая унесла жизни 27 человек.
В завершение можно сказать, что Ил-18, который поднялся в небо в конце 50-х годов, прожил долгую и насыщенную жизнь. Он оставался востребованным куда дольше своих ровесников – Ту-104 и Ан-10, что уже много говорит о характеристиках и эксплуатационных качествах этой машины.
Описание конструкции
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это цельнометаллический низкоплан с четырьмя двигателями. Хвостовое оперение самолета – однокилевое, шасси – трехопорное убирающееся с передней стойкой.
Фюзеляж самолета имеет полумонококовую конструкцию и круглое сечение. Плоскостью он разделен на две части: верхнюю и нижнюю. В верхней части расположен пассажирский салон, кабина экипажа и другие вспомогательные помещения. Нижняя часть практически полностью занята багажно-грузовыми отсеками. Еще одно багажное отделение находится в хвостовой части самолета. Одной из основных особенностей фюзеляжа Ил-18 является его герметичность.
Крыло Ил-12 выполнено по кессонной схеме с тремя лонжеронами в центроплане и двумя – в консольной части. В кессонах консолей расположены топливные баки.
Силовая установка машины состоит из четырех турбовинтовых двигателей АИ-20 мощностью 4252 л. с. каждый.
Трехопорное шасси состоит из двух основных четырехколесных стоек и передней стойки с двумя колесами.
Салон Ил-72 в зависимости от модификации имеет вместимость от 80 до 122 пассажиров. Он снабжен системой кондиционирования воздуха, которая не только производит вентиляцию, но и поддерживает приемлемый уровень температуры (примерно 20 °C) и атмосферного давления. Полная замена воздуха в салоне происходит за две минуты. Кроме того, каждое место оборудовано собственной системой вентиляции и освещения. Каждое пассажирское место оборудовано удобным креслом с отклоняющейся спинкой.
История создания
В 1950-х годах, когда стало очевидно, что пассажирские самолёты, снабженные поршневыми двигателями не удовлетворяют быстрый рост авиационных перевозок, возникла потребность в скоростных и вместительных самолётах, снабженных газотурбинными моторами. В ОКБ имени Туполева пошли путем создания на основании Ту-16 реактивного бомбардировщика Ту-104 пассажирского самолёта. В конструкторском бюро Ильюшина решили конструировать пассажирский самолёт, снабженный ТВД.
Опытный экземпляр совершил первый полёт 04.07.1957, перелетев с Центрального аэродрома имени Фрунзе М. В. в город Жуковский (длительность полёта — 1 час 57 минут). В испытаниях принимали участие самолёты, снабжённые моторами АИ-20 и НК-4. Итоги испытаний показали, что АИ20 конструкции Ивченко А. Г. более надёжен, поэтому его избрали для монтажа на серийные самолёты.
Экспериментальные самолёты рассчитывались на 75 человек. В 1958 году создали вариант Ил18А, имеющий взлётную массу 58 тонн и увеличенный до 89 мест пассажирский салон. Это была первая модель в серии. Из-за ненадёжной работы мотора с января 1959 года использование самолётов Ил18А с моторами НК-4 было прекращено. Модификация Ил8Б с увеличенной до 14 тонн коммерческой нагрузкой и большей взлётной массой (61,5тонн) появилась в том же 1958 году. 20.04.1959 прошли два первых пассажирских рейса Ил18 по маршруту Адлер-Москва и АлмаАта-Москва.
В 1960 году создали Ил18В, отличающийся от варианта Ил18Б увеличенным уровнем удобств и применением отличного пилотажно-навигационного оборудования.
В ОКБ в 1965 году был спроектирован самолёт Ил18Е, который был рассчитан на 120 мест и имел ещё более комфортный салон. Последняя пассажирская модель - самолёт Ил18Д, на котором вместо ТВД АИ20К использовались АИ20М, добавлены в центроплане крыла топливные баки, а также вмонтирована система контроля захода на посадку. Благодаря дополнительному топливу увеличена дальность полёта.
Салон Ил-18
Помимо пассажирских самолётов, были созданы в ОКБ и другие варианты: грузовые, служебные, патрульные, в том числе:
самолёт РЭБ Ил20;
воздушный командный пункт Ил22;
самолёт для ледовой разведки Ил24.
В 1958—1959 годах на самолётах Ил18 установили двадцать мировых рекордов по высоте и дальности полёта с разной полезной нагрузкой.
Самолёты Ил18 ввиду своей экономичности, уровня комфорта и безопасности вызвали на мировом рынке интерес, поэтому большинство зарубежных компаний купили данные самолёты. Он стал первым пассажирским советским самолётом, который пользовался широким спросом на мировом уровне: для семнадцати иностранных компаний построили свыше 100 самолётов.
Конструкция Ил-18
Ил-18 – это цельнометаллический моноплан, который имеет низко расположенное крыло с четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20 и палубную схему оперения.
Аэродинамическую компоновку выполнили, приняв во внимание максимально возможную безопасность полета и необходимость достижения экономических показателей потребления топлива. Особое внимание при проектировании уделили аэродинамическим характеристикам крыла.
Крыло в лайнере Ил-18 нестреловидное, имеет удлинение 10 и сужение 3. Благодаря удачно подобранной на то время аэродинамической компоновке удалось получить хорошие показатели скорости, путевой устойчивости и безопасности полета на различных углах атаки. Снизив скорость полета до скорости срыва (около 180 км/ч), самолет может обратно набрать скорость, эффективно отзываясь на команды органов управления.
На крыле попарно размещаются ТВД АИ-20. Внутренние двигатели имеют несколько расширенные гондолы с нижнего бока крыла. Их используют для фиксации и убирания основных стоек шасси.
Выбор в сторону турбовинтовых двигателей на Ил-18 в то время, когда активно внедрялись турбореактивные моторы, обусловлен, прежде всего, лучшими показателями экономичности, что подтвердил длительный срок эксплуатации самолета.
Первые экземпляры Ил-18 комплектовались двигателями АИ-20 или НК-4. После проведения череды испытаний АИ-20 признали более надежными и в последующем серийные модели стали комплектовать именно этим типом двигателей.
Существенным шагом вперед стало применение на лайнере Ил-18 герметичного фюзеляжа с системами наддува и кондиционирования воздуха от моторного компрессора, которые обеспечивали нормальное самочувствие экипажа и пассажиров на любой высоте.
Дабы обезопасить полет, необходимо было разработать массу новых методик и конструктивных решений относительно всего фюзеляжа и отдельных его агрегатов и систем.
Хорошие экономические показатели Ил-18 подтвердились успешной и длительной его эксплуатацией. Главный показатель экономичности − это огромная весовая отдача полезной нагрузки, равная 46-49% взлетного веса самолета. Этого удалось достичь за счет рационального применения новых материалов, методик конструирования и расчетов. Это позволило получить меньшие по расходу эксплуатационные расходы, нежели у аналогов того времени, не только за счет весовой отдачи, но и хороших аэродинамических данных самолета и моторов АИ-20, которые обладали низким расходом горючего на 1 км полета.
Конструкция самолета Ил-18 отличается высокой технологичностью, что позволило снизить стоимость самолета, его обслуживания и ремонта.
Чтобы самолет был долговечным, его необходимо было систематически модернизировать, это была постоянная забота всех сотрудников ОКБ во главе с Генеральным конструктором. Ил-18 получил множество модификаций. Каждая последующая модернизация отличалась количеством пассажирских мест, повышенным уровнем комфорта, надежностью и безопасностью пассажирских перевозок, увеличивался показатель дальности полета, что суммарно увеличивало рентабельность самолета.
Аэродинамическая схема Ил-18 – это моноплан с крылом низкого расположения трапециевидной формы, с четырьмя двигателями, расположенными на крыле и традиционным хвостовым оперением. Механизация крыла включает двухщелевые закрылки, выпускающиеся на угол 400, в процессе эксплуатации угол отклонения решили оставить на уровне 300.
Весь планер самолёта выполнен из пластичного материала — дуралюмина Д-16. Герметизированная часть корпуса включала в себя кабину лётчиков и пассажирский салон.
На первых серийных самолётах Ил-18А стояли двигатели НК-4, позже от них отказались и оснастили лайнер экономичными и более мощными моторами АИ-20К. Воздушный винт АВ-68 и турбина двигателя имели постоянные обороты на всех режимах, мощность зависела от угла поворота лопасти и количества подаваемого топлива.
Безопасность сохранялась даже при отказе одного двигателя на взлёте с последующим набором высоты до 8 тыс. метров и продолжением полёта, в случае выхода из строя двух двигателей Ил-18 продолжал горизонтальный полёт, но на меньшем по высоте эшелоне.
В Ил-18 применялась трёхопорная схема шасси, передняя стойка на рулении управлялась от отдельного штурвальчика, установленного на колонке основного штурвала командира корабля. Основные стойки представляли собой четырёхколёсные тормозные тележки, амортизаторы и параметры колёс всех опор позволяли выполнять взлёт и посадку с грунтовых полос, что для того времени было весьма актуально. Так как все стойки убирались вперёд по полёту, в случае отказа гидравлической системы, выпустить шасси можно было, используя энергию набегающего потока воздуха, что существенно повышало безопасность полёта.
В отделке бортов, плафонов, багажных полок, потолка салона, оконных панелей и обивке кресел чувствовалась рука отличного дизайнера, они отличались простотой, изяществом линий и искусно подобранной цветовой гаммой. Салон естественно хорошо освещался из больших иллюминаторов.
Над пассажирами на нижней поверхности багажных полок размещалось напротив каждого ряда кресел индивидуальное освещение, регулируемый обдув прохладным воздухом и кнопка вызова стюардессы. Съёмные панели потолка и бортов были обтянуты павилоном с красивым узором, придававший нарядный вид всему салону.
Впервые на Ил-18 использовали в отделке кресел новый материал — поролон, это вкупе с другими изменениями конструкции кресел, сделало их значительно легче. В карман на спинке каждого кресла положили съёмный столик и литературу с информацией.
Также были отделаны кухня-буфет, гардеробы, багажное отделение и туалеты. По такому же принципу стали оформляться салоны других отечественных самолётов и, в конце концов, это стало общепринятым стандартом.
Разновидности самолета
Каждая новая вариация самолета “Ильюшин-18” имела конструктивные улучшения. Прежде всего это касалось топливной системы, системы кондиционирования воздуха в гермокабине, водоснабжения и канализации – везде устанавливалось более совершенное оборудование.
Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.
Читайте также: