Поля недоработаны посевы недосеяны порядку нет следа

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Кого хочу — помилую, Кого хочу — казню. Закон — мое желание! Кулак — моя полиция!

Страдало обоняние, Сбивали после с вотчины Баб отмывать полы! Да чистота духовная Тем самым сберегалося Духовное родство!

Поля — недоработаны, Посевы — недосеяны, Порядку нет следа!

Россия — не неметчина, Нам чувства деликатные, Нам гордость внушена! Сословья благородные У нас труду не учатся. У нас чиновник плохонький, И тот полов не выметет, Не станет печь топить.

Помещик сетует, что он живет в деревне сорок лет, но не может отличить ячменного колоса от ржаного, а его призывают трудиться.

. Чему учился я? Что видел я вокруг? Коптил я небо божие, Носил ливрею царскую, Сорил казну народную И думал век так жить. И вдруг. Владыко праведный! Помещик зарыдал.

Крестьяне сочувствуют помещику, думают про себя:

В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков: Семь временнообязанных, Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, Из смежных деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова — Неурожайка тож, Сошлися – и заспорили: Кому живется весело, Вольготно на Руси?

Роман сказал: помещику, Демьян сказал: чиновнику, Лука сказал: попу. Купчине толстопузому! — Сказали братья Губины, Иван и Митродор. Старик Пахом потужился И молвил, в землю глядючи: Вельможному боярину, Министру государеву. А Пров сказал: царю…

Мужик что бык: втемяшится В башку какая блажь — Колом ее оттудова Не выбьешь: упираются, Всяк на своем стоит! Такой ли спор затеяли, Что думают прохожие — Знать, клад нашли ребятушки И делят меж собой… По делу всяк по своему До полдня вышел из дому: Тот путь держал до кузницы, Тот шел в село Иваньково Позвать отца Прокофия Ребенка окрестить. Пахом соты медовые Нес на базар в Великое, А два братана Губины Так просто с недоуздочком Ловить коня упрямого В свое же стадо шли. Давно пора бы каждому Вернуть своей дорогою — Они рядком идут! Идут, как будто гонятся За ними волки серые, Что дале – то скорей. Идут – перекоряются! Кричат – не образумятся! А времечко не ждет.

Спросила, засмеялася, Хлестнула, ведьма, мерина И укатила вскачь…

На лес, на путь-дороженьку Глядел, молчал Пахом, Глядел – умом раскидывал И молвил наконец:

Свалив беду на лешего, Под лесом при дороженьке Уселись мужики. Зажгли костер, сложилися, За водкой двое сбегали, А прочие покудова Стаканчик изготовили, Бересты понадрав. Приспела скоро водочка. Приспела и закусочка — Пируют мужички!

Косушки [1 — Косушка – старинная мера жидкости, примерно 0,31 литра.] по три выпили, Поели – и заспорили Опять: кому жить весело, Вольготно на Руси? Роман кричит: помещику, Демьян кричит: чиновнику, Лука кричит: попу; Купчине толстопузому, — Кричат братаны Губины, Иван и Митродор; Пахом кричит: светлейшему Вельможному боярину, Министру государеву, А Пров кричит: царю!

Забрало пуще прежнего Задорных мужиков, Ругательски ругаются, Немудрено, что вцепятся Друг другу в волоса…

Гляди – уж и вцепилися! Роман тузит Пахомушку, Демьян тузит Луку. А два братана Губины Утюжат Прова дюжего, — И всяк свое кричит!

Проснулось эхо гулкое, Пошло гулять-погуливать, Пошло

План пересказа

Пересказ

Часть I

Ночью пришла Матрена к гробику сына и увидела там Савелия. Сначала она кричала на него, винила в смерти Демы, но потом они вдвоем стали молиться. Глава 5. Волчица После смерти Демушки Матрена Тимофеевна ни с кем не разговаривала, Савелия видеть не могла, не работала. А Савелий ушел на покаяние в Песочный монастырь. Потом Матрена вместе с мужем съездила к родителям и принялась за работу. Вскоре у нее появились еще дети. Так прошло четыре года. У Матрены умерли родители, и она пошла поплакать на могилу сына. Видит, могилка прибрана, на ней иконка стоит, а на земле лежит Савелий. Поговорили они, Матрена простила старика, рассказала ему про свое горе. Вскоре Савелий умер, и его похоронили рядом с Демой.

Глава V. Помещик

— У нас забота есть, Такая ли заботушка, Что из домов повыжила, С работой раздружила нас, Отбила от еды. Ты дай нам слово крепкое На нашу речь мужицкую Без смеху и без хитрости, По правде и по разуму, Как должно отвечать, Тогда свою заботушку Поведаем тебе… —

Скажи ж ты нам по-божески, Сладка ли жизнь помещичья? Ты как — вольготно, счастливо, Помещичек, живешь? —

Нахохотавшись досыта, Помещик не без горечи Сказал: «Наденьте шапочки, Садитесь, господа!

Бывало, ты в окружности

Один, как солнце на небе,

Твои деревни скромные,

Твои леса дремучие,

Твои поля кругом!

. Там рыба в речке плещется:

Там заяц лугом крадется:

Все веселило барина,

Любовно травка каждая

. И знали мы почет.

Не только люди русские,

Сама природа русская

. Пойдешь ли деревенькою —

Крестьяне в ноги валятся,

Пойдешь лесными дачами —

Пойдешь ли пашней, нивою —

Вся нива спелым колосом

К ногам господским стелется,

Ласкает слух и взор!

Оболт-Оболдуев упивался своей властью над людь­ми, ему принадлежащими: Ни в ком противоречия, Кого хочу — помилую, Кого хочу — казню. Закон — мое желание! Кулак — моя полиция! Удар искросыпительный, Удар зубодробительный, Удар скуловорррот. И при таком отношении со своей стороны Оболт-Облдуев искренне верит, что принадлежащие ему крестьяне хорошо относились к нему: Зато, скажу не хвастая, Любил меня мужик! Помещик искренне тоскует по тем временам, когда он обладал безграничной властью над крестьянами. За­слышав колокольный звон, он с горечью произносит: Звонят не по крестьянину! По жизни по помещичьей Звонят. Ой жизнь широкая! Прости-прощай навек! Прощай и Русь помещичья! Теперь не та уж Русь. Для него и его семьи многое изменилось после от­мены крепостного права:

Деревней ехать совестно, Мужик сидит — не двинется, Не гордость благородную — Желчь чувствуешь в груди. В лесу не рог охотничий Звучит — топор разбойничий, Шалят. а что поделаешь? Кем лес убережешь. Поля — недоработаны, Посевы — недосеяны, Порядку нет следа! Конечно, чувства Гаврилы Афанасьевича можно понять, когда он сожалеет о разоренной усадьбе:

Разобран по кирпичику

Красивый дом помещичий,

. Обширный сад помещичий,

Под топором крестьянина

Весь лег, — мужик любуется,

Как много вышло дров!

Черства душа крестьянина,

Что дуб, сейчас им сваленный,

Мой дед рукою собственной

Что вон под той рябиною

Резвились наши детушки,

И Ганичка и Верочка

Аукались со мной?

Что тут, под этой липою,

Жена моя призналась мне,

Гаврюшей, нашим первенцем,

И спрятала на грудь мою

Как вишня покрасневшее

Оболт-Оболдуев гордится своим дворянским проис­хождением, мысль о труде оскорбительна для него:

Трудись! Кому вы вздумали

Читать такую проповедь!

Я не крестьянин-лапотник,

Я божиею милостью

Россия — не неметчина,

Нам чувства деликатные,

Нам гордость внушена!

У нас труду не учатся.

. Скажу я вам, не хвастая,

Живу почти безвыездно

В деревне сорок лет,

А от ржаного колоса

Не отличу ячменного,

А если и действительно

Свой долг мы ложно поняли

И наше назначение

Не в том, чтоб имя древнее,

Пирами, всякой роскошью

И жить чужим трудом,

Так надо было ранее

Сказать. Нужно отдать должное Оболту-Оболдуеву — он признает свою никчемность:

Коптил я небо божие,

Носил ливрею царскую,

Сорил казну народную

И думал век так жить. Гаврила Афанасьевич очень гордится своим знат­ным происхождением, а ведь получена царская ми­лость была его предками не за какие-то заслуги перед государством, а случайно:

Мой предок Оболдуй

В старинных русских грамотах

Два века с половиною

Та грамота: «Татарину

Дано суконце доброе,

Ценою в два рубля:

Волками и лисицами

Он тешил государыню,

В день царских именин,

Спускал медведя дикого

С своим, и Оболдуева

Гаврила Афанасьевич, сохранивший в душе чело­веческое отношение к своим крепостным, понимает, что зависит от крестьян и именно им обязан своим благополучием. Он тоскует по прежним временам, но смиряется с отменой крепостного края. А вот князь Утятин никак не хочет верить, что утратил власть над своими крепостными. Образ этого помещика менее симпатичен:

Худой! Как зайцы зимние,

Весь бел, и шапка белая,

Высокая, с околышем

Из красного сукна.

Усы седые, длинные

И — разные глаза:

Один здоровый — светится,

А левый — мутный, пасмурный,

Как оловянный грош. Привыкший к власти, он очень болезненно воспри­нял весть о царском Манифесте. Крестьяне-вахлаки так рассказывают об этом:

Помещик наш особенный,

Чин важный, род вельможеский,

Весь век чудил, дурил,

Да вдруг гроза и грянула.

Не верит: врут разбойники!

Прогнал! дурит по-старому,

Стал крепко подозрителен,

Не поклонись — дерет!

Сам губернатор к барину

Приехал: долго спорили,

Сердитый голос барина

В застольной дворня слышала;

Озлился так, что к вечеру

Хватил его удар!

Всю половину левую

Отбило: словно мертвая,

И, как земля, черна.

Пропал ни за копеечку!

Известно, не корысть,

А спесь его подрезала,

Кого же нам и слушаться?

Кого любить? Надеяться

Крестьянству на кого?

Куда нам бунтовать?

Все ваше, все господское —

Домишки наши ветхие,

И животишки хворые,

И сами — ваши мы!

Зерно, что в землю брошено,

И овощь огородная,

И волос на нечесаной

Все ваше, все господское!

В могилках наши прадеды,

На печках деды старые

И в зыбках дети малые —

Все ваше, все господское!

. И вновь сказал: «Отцы!

Живем за вашей милостью,

Как у Христа за пазухой:

Попробуй-ка без барина

Крестьянин так пожить!

. Куда нам без господ?

Не будь у нас помещиков,

Не наготовим хлебушка,

Не запасем травы!

И мир давно бы рушился

Без разума господского,

Через деревню катится Рессорная колясочка:

Вставай! картуз долой!

Бог весть с чего накинется,

Бранит, корит; с угрозою

Подступит — ты молчи!

Увидит в поле пахаря

И за его же полосу

Облает: и лентяи-то,

А полоса сработана,

Как никогда на барина

Не работал мужик.

. Нашел, что сено мокрое,

Вспылил: «Добро господское

Гноить? Я вас, мошенников,

Самих сгною на барщине!

А той вдове — под семьдесят,

А жениху — шесть лет!

. Другой приказ: «Коровушки

Вчера гнались до солнышка

Близ барского двора

И так мычали, глупые,

Что разбудили барина, —

Так пастухам приказано

. Еще приказ: «У сторожа,

У ундера Софронова,

Залаяла на барина,

Так ундера прогнать,

А сторожем к помещичьей

Опять крестьяне со смеху:

Еремка тот с рождения

Крестьянских душ владение

Покончено. Последыш ты!

Мужики так объясняют причину смерти Агапа:

Не будь такой оказии,

Не умер бы Aran!

Мужик сырой, особенный,

А тут: иди, ложись!

И извлекают для себя урок:

Хвали траву в стогу,

В зубы холопа примерного,

Походя дул каблуком. Пан Глуховский тоже не отличается добродетель­ностью, да еще и хвастается своими злодеяниями:

Пан усмехнулся: «Спасения

Я уж не чаю давно,

В мире я чту только женщину,

Золото, честь и вино.

Жить надо, старче, по-моему:

Сколько холопов гублю,

Мучу, Пытаю и вешаю,


Общая характеристика героя

Впервые читатель знакомится с зажиточным помещиком, когда главные герои (семеро мужичков) встречают Гаврилу Афанасьевича на дороге. Его везет тройка лошадей, а он жалуется на плохую жизнь и отмену крепостного права в 1861 году, что выглядит довольно несуразно и звучит абсурдно. Яркому персонажу Николай Алексеевич дает следующую характеристику:

  • мужчина примерно шестидесяти лет;
  • он дворянин, помещик;
  • владеет скромными деревушками, несколькими лесами, полями;
  • имеет несметные богатства, пользуется всеми привилегиями — живет как у Христа за пазухой, почитается окружением, выпивает херес, сидит на персидских коврах, ест утятину (цитаты из поэмы, указывающие на благосостояние персонажа).

В глазах мужиков герой выглядит как обыкновенный болван. Прожив порядка 40 лет в деревне, он совершенно не разбирается в сельскохозяйственных делах, даже не умеет отличать колос ржи от ячменя — таков образ Оболта-Оболдуева.

Значение имени, внешность

Писатель показывает Гаврилу Афанасьевича необразованным человеком, поэтому герой подвергает критике школьные учреждения для крестьян. Он считает, что кому точно не нужна грамота, так это народу.

Оболт-Оболдуев, характеристика (внешность, портрет):

  • кругленький барин;
  • с длинными седыми усами;
  • с румянцем на щеках;
  • с большим животом;
  • ходит с сигарой во рту;
  • осанистый, присадистый мужчина;
  • с молодецкими ухватками;
  • носит широкие штаны.

Используя уменьшительно-ласкательные слова, автор ярко передает типичный карикатурный образ. Писатель делает это намеренно при описании внешности, повадок действующего лица.

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев.

Портрет

Характер

Помещик испугался семерых крестьян и выхватил пистолетик, такой же толстенький, как и он сам. То, что помещик боится крестьян, типично для времени написания этой главы поэмы (1865), потому что получившие освобождение крестьяне с удовольствием при возможности мстили помещикам.

Образ жизни

Оболт-Оболдуев не мыслит своей жизни без комфорта. Даже беседуя с мужиками, он просит у слуги рюмку хересу, подушку и ковёр.

Личность Гаврилы

Оболт-Оболдуев — истинный гордец. Он рад тому, что является дворянином, наделенным деликатными чувствами, а не крестьянином-лапотником. Свою судьбу он принимает как должное и Божию милость. Гаврила действительно происходит из старых дворянских родов. Предок помещика упоминался в старинных русских грамотах. Поэтому герой занял свою веху во дворянстве и гордится древними именитыми корнями. Знатный помещик не приучен к труду, так как сословьям благородным это не нужно.

Заслуги таких уважаемых помещиком предков только вызывают смех у мужиков. Тот самый дворянин по линии отца Афанасия, по словам самого Оболдуева, тешил царицу зверями, за что схлопотал ссадины от медведя. За умение развлечь государыню его удостоили такой милости, как титул и богатство. А предок по материнской линии пытался сжечь Москву, за что поплатился жизнью.

У Гаврилы Афанасьевича есть супруга и дети. Глава семьи любит выпить. Жена любезно своей рукой разливает алкоголь по чаркам. Детвора в основном находится рядом с отцом и матерью, посасывает пряники, резвится около рябины. Звать их Верочкой и Ганичкой.

Счастье помещика

При встрече мужики интересуются у Гаврилы Афанасьевича, что для него есть счастье. Помещик делится трепетной историей о том, что жизнь сейчас стала хуже. После того как князь отменил крепостное право, положение богача ухудшилось. Он уже не мог сорить народной казной. При мыслях об этом герой кручинится, падает лицом в подушку. Он был счастливым, когда мог вдоволь охотиться (раннее увлечение) с гончими псами, кашеварами, провизией.

Раньше Оболт-Оболдуев был строг со своими крестьянами. Если говорить кратко, он карал их и бил любя, миловал, казнил. Желание богача было законом, а кулак мужчины — полицией. У него был полк прислуги: собственные музыканты, кузнецы, обойщики, охотники. На столе всегда у него были жирные индейки и сочные наливки.

Образ и характеристика помещика Оболта-Оболдуева в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение

Нельзя не сказать, что одним из ключевых моментов в знаменитом произведении “Кому на Руси жить хорошо” отдано двум совершенно разным сословиям, которые существовали в истории России, это дворянство и духовенство. Оба этих сословия считались довольно богатыми в России и имели некую власть над другими людьми которые входили в них. Каждый персонаж и герой произведения очень тщательно продуман автором и введен не просто так.

Образ одно из героев Оболта-Оболдуева становиться понятным читателям уже по одной фамилии. Ведь автор не зря дал ему фамилию, которая сама за себя говорит об этом герое намного больше, чем он пожалуй сам мог бы рассказать. Ни для кого не секрет, что оболдуем принято называть невежественного человека, неопрятного, неприятного как внешне, так и внутренне по своему общению. Именно таким и предстает перед читателями данный герой.

Нужно отметить и тот факт, что данный герой становиться отличным представителем людей того времени, у которых не было возможности жить лучше, получать образование и улучшать своё материальное положение, работая на себя, а не на кого-то либо.

Кстати, эти люди настолько привыкли и смерились со свей судьбой, что даже не пытаются что-то изменить. И на вопрос об своём образовании совершенно откровенно говорят об его отсутствии.

Многим читателям как ни странно очень близки оказываются такие герои, так как очень часто даже в наши дни сложно позволить себе то, что хочется.

Так же нельзя не отметить, что знаменитый русский писатель, написавший данное произведение не выдумывал фамилии своим героям, а брал их из исторических справок. Этот факт может подтвердить лишь то, что герои данного произведения действительно жили в нашей стране и действительно испытывали всё то, о чем так много пишут различные писатели, ученые и так далее.

Варинт №2

Только одна фамилия этого человека говорит сама за себя. Оболдуй – это грубый человек, некультурный, дурак и т.д. Именно такую фамилию выбрал Некрасов для того чтобы передать ,то как относятся простые крестьяне к Руси которая была в те времена. Стоит отметить, что для произведения поэт далеко не придумал такую необычную фамилию, а существовала она на самом деле.

Гаврила Афанасьевич показан как таинственная персона. С одной стороны он любит подурачиться и похохотать, что располагает его к себе как доброго человека. Корни его были татарским, и у него всегда была гордость. Но это скорее тоже было положительной стороной. Для крестьян он стал как ласковый отец.

Для него тяжелы воспоминания о том, что прошло то время, когда он часто общался с крестьянами и думал о них как о собственной семье. Он вспоминает, что у него также была своя прекрасная земля, на которой находились луга, леса озера и многое другое. Эти воспоминая были полны искренности и восхищения. Оболдуев прекрасно знает, что, к сожалению этого больше не вернуть и жалеет о том, что потерял власть.

Образ героя Оболдуева полон трагизма. Но Некрасов также напоминает о том, что хорошая жизнь помещиков существовала благодаря работе крестьян. Оболт-Оболдуев раньше жил именно так. Когда-то он считал, что раз они обычные рабочие, то можно относиться к ним не серьезно. Он пользовался своей властью.

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдует символизирует собой образ порабощения крестьян. Существует огромный плюс в том, что он больше не помещик. Некрасов в произведении был нацелен на то, чтобы показать будущую Россию, и на то, как следует отпускать прошлое и прошлую жизнь.

Характеристика и образ помещика Оболта-Оболдуева

Семь мужичков встречаются с представителями господствующих сословий, разговор с которыми должен дать ответ на вопрос, ставший названием произведения.

Родовое дворянство олицетворяет помещик Оболт-Оболдуев. На его примере демократ Некрасов хочет показать необоснованность ссылок аристократии на заслуги предков, которыми они обосновывали свое привилегированное положение.

Оболт-Оболдуев, также, как и многие дворяне, говорит о древности рода. В сатирической форме Некрасов рисует необоснованность подобных претензий. Выясняется, что предки Оболт-Оболдуева пытались поджечь Москву для грабежа и выслуживались, развлекая царицу дрессированными животными.

Вводя неоднородный образ Оболт-Оболдуева, автор стремится показать паразитический образ жизни помещиков и их бесполезность для дальнейшего развития страны. Реформа, отменившая крепостное право, значительную часть земли оставила у них, и Некрасов демонстрирует несправедливость такого положения вещей. С его точки зрения, земля должна не обеспечивать паразитическое существование таких, как Оболт-Оболдуев, ее необходимо передать работающим на ней. По собственному признанию помещика, встреченного семью мужичками, он, прожив всю жизнь в деревне, ничего не понимает в сельском хозяйстве.


Образ и характеристика помещика Оболта-Оболдуева в поэме Кому на Руси жить хорошо

Известный художник Исаак Ильич Левитан, писал картины родной природы. Он, изображал на них, то, что было близко его сердцу, что, несомненно, волновало и вдохновляло его. Дикорастущие поляны одуванчиков, украшают землю своими поднятыми к солнцу головками.

По моему мнению, все дети без исключения просто обожают каникулы, в особенности, летние. В это время школьники действительно могут отдохнуть от учебы, домашнего задания и, конечно же, оценок.

Мой дом самый уютный на свете. В моем доме мне очень комфортно. Этот комфорт своими руками создает моя мама. Также комфортно у нас потому, что папа подобрал очень удобную мебель.

Отдельные главы посвящены двум помещикам.

Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев.

Портрет

Характер

Помещик испугался семерых крестьян и выхватил пистолетик, такой же толстенький, как и он сам. То, что помещик боится крестьян, типично для времени написания этой главы поэмы (1865), потому что получившие освобождение крестьяне с удовольствием при возможности мстили помещикам.

Образ жизни

Оболт-Оболдуев не мыслит своей жизни без комфорта. Даже беседуя с мужиками, он просит у слуги рюмку хересу, подушку и ковёр.

Последыш

Так прозвали крестьяне последнего своего помещика, князя Утятина, при котором отменено крепостное право. Этот помещик не поверил в отмену крепостного права и так разозлился, что его хватил удар.

Побоявшись, что старик лишит наследства, родные сказали ему, что мужиков велели воротить помещикам, а сами попросили крестьян поиграть эту роль.

Портрет

Последыш – старый старичок, худой, как зайцы зимой, белый, нос клювом, как у ястреба, длинные седые усы. В нём, тяжело больном, сочетается беспомощность слабого зайца и гонор ястреба.

Черты характера

Помещик князь Утятин спесив, считает, что дворяне предали свои вековые права. Его белая шапка – знак помещичьей власти.

Утятин никогда не ценил жизни своих крепостных: купал их в проруби, заставлял играть на скрипке верхом на лошади.

В старости помещик стал требовать ещё больших глупостей: велел женить шестилетнего на семидесятилетней, унимать коров, чтобы не мычали, вместо собаки назначить сторожем глухонемого дурака.

Читайте также: