Подготовка руки к письму в подготовительной группе детского сада

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Ход занятия

1. Воспитатель.

Сегодня я вас приглашаю в путешествие по стране клеток, где будем учиться ориентироваться на листе в клетку. Сначала подготовимся к путешествию. Для этого сделаем массаж рук

Массаж. (Взаимомассаж ладоней при помощи массажных мячиков)

С помощью фишек дети делятся на пары. Каждой паре выдается один массажный мяч, которыми дети поочередно делают друг другу массаж ладоней и пальцев рук.

2. Пальчиковые игры.

3. Практическая часть.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, На каком виде транспорта можно путешествовать?

Ответы детей. На водном, воздушном, наземном.

Воспитатель. Какой водный транспорт вы знаете?

Ответы детей. Корабль, лодка, яхта, катер и т.д.

Воспитатель. На каком транспорте мы с вами отправимся, в путь вы узнаете, если выполните задание.

Задание 1. Соедините цифры по порядку. Что получилось?

(Вывешивает на доске силуэт корабля).(Рисунок2)

Рассмотрите первый ряд. Найдите и назовите букву. (У)
Рассмотрите второй ряд. Найдите и назовите согласную букву. (Д)
Рассмотрите третий ряд. Найдите и назовите букву, которая состоит из двух длинных палочек и одной короткой. (А)
Рассмотрите четвертый ряд. Найдите и назовите букву, которая чаще других встречается в этом ряду. (Ч)
Рассмотрите пятый ряд. Найдите и назовите лишнюю букву. (А)

Дети выполняют задание. Затем называют найденные буквы, соблюдая последовательность их нахождения. Воспитатель открывает одну за другой все буквы в слове-названии корабля. Затем читают название корабля. (УДАЧА)

Воспитатель. Проложим путь нашего путешествия в страну клеток. Это довольно трудно, потому что корабль нужно провести мимо подводных рифов.

Динамическая пауза.

Чтобы их нарисовать нужно, соединять верхний и нижний углы клеток между собой. Будьте внимательны! Высота у линий разная, клеточки помогут вам не ошибиться.

(Рисунок4)

Воспитатель. Жители клеточной страны благодарят вас за помощь и дарят сундучок с подарками. Чтобы открыть сундук необходимо подобрать шифр. (Каждый ребенок получаеткарточку-табличку).

Рассмотрите цепочку, найдите закономерность и дорисуйте недостающую фигуру. Выполните штриховку по образцу, соблюдая правила штриховки.

(Рисунок 5)

Используются простые карандаши.
Проверка выполнения задания (Прочитать цепочку).

Воспитатель. Шифр подобран. Какие же предметы в этом сундуке?

Рассмотрите рисунок. Найдите предметы и обведите их карандашами разных цветов.

(Рисунок 6)

При поступлении в первый класс требований к навыкам и умениям дошкольников в современных школах все больше. Каждый родитель без исключения желает, чтобы его ребенок с легкостью учился, и с интересом посещал учебное заведение.

Перед тем как начинать занятия по письму, стоит обратить внимание на подготовку руки к письму и на развитие мелкой моторики пальцев, а так же на укрепление мышц рук.

Развитие моторики рук перед обучением письму занимает огромное значение. Хорошая моторика рук позволяет ребёнку быстро овладеть письменностью, и он без труда справляется и выводит красивые буквы в тетради. Развивать руку малыша желательно уже с 3 лет предлагая ему заниматься с красками, карандашами и фломастерами. При помощи этих занятий рука постепенно настроится на письмо.

Подготовка руки к письму и виды занятий содействующие подготовке руки к письму:

Как видите специальных, особенных занятий проводить с ребенком не надо. Надо просто играть. Играть в мозаику, лего, пальчиковый театр, творить, лепить, клеить, резать, сгибать, собирать и прочие. Занимайтесь этим регулярно по 10 -20 минут в день, можно и дольше, если видите, что у ребенка есть интерес.

Беря на вооружение и соблюдая эти рекомендации можно не только улучшить моторику рук, а так же развить мышление, внимательность и физическую силу.

Есть ряд предшествующих упражнений, которые стоит выполнить, перед тем как начинать обучение письму. Данные упражнения помогут поставить руку для письма.

1. Упражнения для укрепления руки.

Графические упражнения по типу: соедини точки, обведи изображение, заштрихуй фигуру и т.п. Эти письменные упражнения разрабатывают мышцы рук, а так же формируют двигательные навыки, и помогают правильному расположению пальцев при написании букв, и готовят руку для безотрывного письма.

2. Упражнения для формирования четкости линий.

Данные задания помогают ребенку научиться копировать, проводить прямые и волнистые линии, научат рисовать, штриховать. Благодарят таким упражнениям, ребенок научится соблюдать размер и наклон, а так же расположение на строке.

3. Занятия с прозрачными страницами, обводилки и лабиринты.

Перенесение изображения через прозрачную страничку развивают навыки для формирования красивого почерка, а так же помогут научиться рисовать, писать и выучить буквы. Обводилки помогают развитию графомоторных навыков и гармоничному развитию ребенка. А лабиринты позволят сформировать концентрацию внимания.


4. Упражнения для разминки пальчиков или пальчиковая гимнастика.

Делать разминку стоит через 10-15 минут занятий. Это позволит ребенку дольше работать продуктивно.

5. Массаж пальчиков.

Ребенок старался удерживать ручку, он был в напряжении и сосредоточен, мышцы рук его устали. По окончании занятия хорошо сделать массаж пальчиков, для того чтобы расслабить мышцы.

Массаж можно сделать массажными мячиками

Еще больше про массаж мячиком

Массаж карандашом, лучше чтобы карандаш был многогранным

Массаж руками или самомассаж

массаж пальчиков руками

Вышеприведенные занятия помогут подготовить руку к письму ребенку, а так же посодействуют гармоничному развитию малыша. Будут отличным поводом для совместного времяпрепровождения ребенка и родителей. Проводите занятия, когда у ребенка хорошее настроение и положительный настрой. Результат не заставит себя ждать.

Подготовка ребенка к письму.

« Истоки способностей и дарования детей –

кончиках их пальцев. От пальцев, образно

говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой

мысли. Другими словами, чем больше

Пояснительная записка

Насколько трудно протекает становление у дошкольников (особенно шестилетних) умения писать разборчиво, ровно с соблюдением пропорций, одинакового наклона и т.д. Для того чтобы научиться более умело управлять этим процессом, необходимо хорошо представить себе, во-первых, те трудности, которые испытывают дети, а во-вторых, порождающие их причины.

Погрешности в письме могут быть вызваны самыми разными причинами: нарушением элементарных гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке и т.д.), перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации, несовершенством регуляции движений, разрывом в развитии двигательных и зрительных анализаторов, недостаточностью взаимодействия оптического и глазодвигательного аппарата и т.д. Всё это говорит о том, что для плодотворного обучения технической стороне письма необходим определённый уровень психофизиологического развития ребёнка, и не только руки, как иногда считают, а прежде всего мышления, памяти, внимания, способности к зрительному пространству восприятия объектов и т.п.

Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью нужно развивать движение его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепление подвижности пальцев, развитие силы, координация движений. Все это – основные составляющие овладения письма. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению – уровень развития мелкой моторики.

Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать методическое пособие по подготовке ребёнка 5-7-летнего возраста к письму.

Цель:

Подготовка руки ребенка к письму.

Задачи:

1.Организовать пропедевтическую работу по подготовки детей к письму.

2. Разработать и систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений,

направленных на развитие руки ребенка.

3.Сформировать у детей графические навыки.

Организуя подготовительное обучение письму, важно целенаправленно способствовать:

  • поднятию на новый уровень наглядно-образного мышления детей;
  • совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм;
  • становлению умения ориентироваться в пространстве листа, строки;
  • укреплению руки, улучшению координации движений и в целом развитию умения самостоятельно управлять всей сложной системой действий пишущей руки;
  • доведению до автоматизма умения соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради и т.д.)

Программа предусматривает работу по пяти блокам:

Прогнозируемый результат на момент выхода в школу:

  1. 1. Укрепление мышечного тонуса кисти рук.
  2. 2. Развитие четких движений и координация рук ребенка.
  3. 3. Снижение утомляемости и повышения работоспособности.
  4. 4. Избежать проблем с почерком и другими навыками письма.

Материал, применяемый в работе:

Мелкие предметы, скрепки, прищепки, пуговицы, мелкий конструктор, мозаика, крышки, пробки, брелки, крупы (рис, гречка, горох), игрушки из “киндера-сюрприза”, игрушки из “чудесного мешочка”, игры шнуровки.

Формы организации обучения:

На занятиях по обучению грамоте.

Совместная работа воспитателей с детьми вне занятия.

Совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.

Методы и приемы обучения:

Следует применять в комплексе различные методы и приемы:

игровые, показ способа действия, объяснения, совет, указание, вопросы, контроль.

При анализе и оценки действий детей, обязательно нужно использовать стимулирующие работу ребенка похвалу, различные предметные картинки, и др.

Автор: Грачёва Любовь Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1 "Теремок"
Населённый пункт: город Алатырь Чувашская Республика
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Подготовка руки к письму"
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

по дополнительному образованию

детей старшего дошкольного возраста

Составитель: Грачёва Л.А.,

воспитатель 1-й квалификационной категории

г. Алатырь - 2017 г.

«История письма ребенка начинается значительно

раньше того момента, когда учитель впервые

вкладывает ему в руки карандаш и показывает,

Л.С. Выготский.

Пояснительная записка

Уже давно известно, какие блага несёт моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных

возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму. Вот

сколько всего может случиться, если начать … с пальчика! Вопрос подготовки дошкольников к владению письмом является

частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных

программ, становятся всё актуальнее. Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка

в дошкольном возрасте, как подготовить его к школе. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные

трудности с владением навыков письма. Многие дети боятся ручки, неправильно её держат, не могут ориентироваться в

тетради, при рисовании и закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком

маленькие предметы на листе. Письмо-это

сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной

работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного влияния.

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучения. Это

связано с психофизиологическими особенностями старшего дошкольника, с одной стороны, и с самим процессом письма с

другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим развивать механизмы, необходимые для

овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков

ручной умелости. Год от года увеличивается количество первоклассников, которые испытывают большие трудности при

овладении письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв. Движения их

рук недостаточно точны и целенаправленны. Работа по данной программе направлена на формирование интереса к

выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму.

Цель программы:

Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через развитие мелкой моторики руки,

развитие слухового внимания ребёнка, развитие определённых графических навыков для овладения базовыми навыками

каллиграфии в школе.

Задачи программы:

1.Развивать зрительно-моторную координацию, мышление, внимание, память, речь, слуховое восприятие.

2.Формировать терпение, усердие, усидчивость, ручную умелость, графические умения.

3. Развивать пространственную ориентацию: умение ориентироваться на листе бумаги (справа, слева, в верхнем, нижнем

углу, посередине в верхней строчке, в нижней строчке).

4. Развивать чувство ритма, умение согласовывать слово и движение в определённом ритме.

5. Формировать культуру письма, учебные предпосылки для успешного обучения в школе.

Особенность программы:

Программа составлена в соответствии с ФГОС.

Программа способствует развитию знаний, умений, навыков, необходимых для обучения в школе.Программа разработана с

подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с

письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма;

графические навыки. Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в

виде игр, в процессе которых используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических заданий.

Это позволяет выстроить процесс обученияв доступной детям форме, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить

сложные умения и навыки .

В программу включены упражнения, направленные на повышение уровня активации больших

полушарий мозга; развитие мелкоймоторики и тактильной (кожной) чувствительности рук; развитие пространственных

представлений; расслабление, нормализацию

массаж рук с различными предметами,

возможности. При выполнении графических упражнений важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и

тщательность выполнения каждого задания.

Ожидаемые результаты:

При успешном освоении программы ребёнок достигает следующие уровни развития умений и навыков:

- соблюдает гигиенические правила письма: сохраняет правильную посадку и положение рук при письме; правильно

держит ручку, карандаш; следит за правильным расположением тетради и ручки (карандаша) при письме;

- знает и выполняет правила работы с тетрадью;

- ориентируется на листе бумаги в клеточку, в тетради, на строке, на странице;

- выполняет штриховку, соблюдая определённые правила;

- самостоятельно рисует простые элементы, фигуры;

- владеет навыками культуры труда;

- у ребёнка развиты память, зрительное и произвольное внимание, восприятие;

- у ребёнка сформированы навыки учебной деятельности;

- умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и следовать устным инструкциям;

- у него формируются мелкая моторика рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазия;

- ребёнок легко адаптируется в начальном звене школы, у него не возникает проблем с техникой письма.

Принципы реализации программы:

Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности:

иллюстрации, образцы, схемы.

Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно

(от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип

формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи

Читайте также: