Подготовка к школе в детском саду задания

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 15.09.2024

Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено не мало работ выдающихся педагогов и психологов.

Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л. С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. С каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьируется в разных учебных заведениях. У детей же, поступающих в первый класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживается отклонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии.

Дети также не готовы к школе из-за педагогической запущенности, в результате недостаточного освоения игровой деятельности. Не готовые к школе дети обречены на неуспеваемость, а также приобретают еще и отрицательное отношение к школе и к учебе вообще, поскольку в классе постоянно испытывают неуспех. Эти дети нуждаются в помощи психолога, целью которой является профилактика школьной неуспеваемости и дезадаптации.Эта работа включает в себя: диагностику показателей готовности ребенка к школе; прогнозирование на ее основе школьных трудностей; построение системы коррекционно-развивающей работы с дошкольником. Изучая эту проблему, можно выделить несколько наиболее важных направлений, занимаясь их развитием и коррекцией. Все дети разные, разные условия, в которых они воспитываются и обучаются, разные требования к обучению в том или ином образовательном учреждении, куда приходит ребенок в 1 класс.

В качестве критериев подготовленности ребенка к школеможно принять следующие показатели:

1) мотивация на учебу;

2) развитие произвольности;

3)сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

4) развитие пространственных представлений;

5) развитие познавательных процессов;

6) умение фантазировать;

7) проявление самостоятельности.

Цель: развитие познавательных процессов при подготовке детей к обучению в школе, профилактика школьной неуспеваемости и дезадаптации.

1. Формировать познавательную активность и учебную мотивацию детей старшего дошкольного возраста.

2. Корректировать нарушения деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции.

3. Работать над профилактикой и коррекцией нарушения зрения, осанки и физического самочувствия детей.

4. Просвещать родителей и педагогов по подготовке детей к школе, повышать их психолого-педагогическую культуру.

Представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс физических и кинезиологических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной активности. Игровая методика обучения также является условием и средством обучения детей дошкольного возраста.

Использование большого количества красочного наглядного материала, предназначенного для фронтальной и индивидуальной работы детей, позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий. Использование наглядного материала соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста и способствует их меньшей утомляемости во время занятий.

Большое значение в данном курсе занятий отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что является одним из условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, сложнее становятся графические диктанты и симметрические рисунки, увеличивается темп выполнения задания.

Задания и упражнения на занятии можно использовать дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей, по своему усмотрению компоновать и дозировать их в рамках курса.

Комплексная система коррекционно-развивающих занятий с дошкольникамистроится с учетом следующих принципов:

1. Учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Коррекционно - развивающие занятия программы учитывают особенности познавательного, социального и личностного развития детей. На всех занятиях педагог-психолог ориентируется на ребёнка: его умственные способности, тип темперамента, особенности в сфере общения и другие индивидуальные особенности.

2. Доступности, который проявляется в соответствии возрастным нормам уровня сложности заданий, ориентировка на ведущий вид деятельности – игровую.

3. Единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Занятия с одной стороны коррегируют нарушения в психическом развитии ребёнка, с другой стороны, помогают предотвратить ещё не возникшие проблемы в отдельных сферах развития личности дошкольника.

4. Единства диагностики и коррекции. По результатам диагностики психического развития детей формируется группа, с которой проводятся коррекционно-развивающие занятия. Эти занятия на протяжении реализации программы могут выступать диагностическими данными продвижения развития ребёнка.

5. Комплексности методов психологического воздействия. На каждом занятии предполагается использование в комплексе методов психокоррекционного воздействия на ребёнка. Это позволяет охватить все сферы личности ребёнка (личностную, познавательную, социальную).

6. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

7. Принцип системности предполагает проведение занятий по определённому графику (2 раза в неделю).

8. Принцип закрепления усвоенного. На каждом последующем занятии повторяется и обобщается пройденный материал.

Развитие произвольной познавательной деятельности у детей

Формы организации занятий

Структура развивающих занятий

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 6 блоков заданий.

1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.

2. Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.

3. Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.

4. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.

5. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению, речи, а также подвижности и гибкости кистей рук.

6. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизация мозга и межполушарного взаимодействия.

Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания. Наблюдается устойчивая положительная динамика по параметрам психологической готовности детей к школе.

Разработанная программа адресована педагогам-психологам, осуществляющим подготовку детей подготовительных групп к обучению в школе. Так же она может быть интересна педагогам-психологам начальных школ, осуществляющим коррекционную работу с детьми не готовыми к школьному обучению.

Этапы реализации программы: с октября по апрель месяц включительно.

Занятие 1

Содержание занятия

• Упражнение на развитие слуховой памяти;

• Упражнение на развитие координации движений и графических навыков;

• Рисование графического узора под диктовку;

• Упражнение для профилактики нарушений зрения;

Занятие 2

Содержание занятия

• Упражнение на развитие зрительной памяти;

• Упражнение на развитие слуховой памяти;

• Упражнение на развитие координации движений и графических навыков;

• Рисование графического узора под диктовку;

• Упражнение для профилактики нарушений зрения;

Занятие 3

Содержание занятия

• Упражнение на развитие зрительной памяти;

• Упражнение на развитие слуховой памяти;

• Упражнение на развитие координации движений и графических навыков;

• Рисование графического узора под диктовку;

• Упражнение для профилактики нарушений зрения;

Занятие 4

Содержание занятия

• Упражнение на развитие слуховой памяти;

• Упражнение на развитие координации движений и графических навыков;

• Рисование графического узора под диктовку;

• Упражнение для профилактики нарушений зрения.

Занятие 5

Содержание занятия

• Упражнение на развитие осязательной памяти и мышления;

• Игра на развитие осязательной памяти;

• Упражнение на развитие слуховой памяти;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Упражнение для профилактики нарушений зрения;

Занятие 6

Содержание занятия

• Игра на развитие слуховой памяти, речи и мышления;

• Упражнение на развитие способности к переключению внимания;

• Игра на развитие логического мышления;

• Игра на развитие зрительной памяти;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Упражнение для профилактики нарушений зрения;

Занятие 7

Содержание занятия

• Игра на развитие слуховой памяти, речи и мышления;

• Упражнение на развитие зрительной памяти;

• Игра на развитие логического мышления и речи;

• Игра на развитие осязательной памяти;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Упражнение для профилактики нарушений зрения;

Занятие 8

Содержание занятия

• Упражнение на развитие слуховой памяти;

• Упражнение на развитие логического запоминания;

• Упражнение на расслабление и концентрацию;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

Занятие 9

Содержание занятия

• Упражнение на развитие ассоциативной памяти;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Упражнение для профилактики нарушений зрения.

Занятие 10

Содержание занятия

• Упражнение на развитие механической зрительной памяти;

• Упражнение на развитие ассоциативной памяти;

• Истории в картинках (на развитие логического мышления и речи);

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Профилактика нарушения зрения;

Занятие 11

Содержание занятия

• Упражнение на расслабление и концентрацию.

• Упражнение на развитие смысловой памяти и логического мышления;

• Упражнение на развитие зноково-символической функции памяти;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Профилактика нарушения зрения.

Занятие 12

Содержание занятия

• Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти;

• Упражнение на развитие зрительной памяти;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Профилактика нарушения зрения.

Занятие 13

Содержание занятия

• Упражнение на развитие зрительно-логической памяти;

• Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти;

• Игра на развитие зрительной ассоциативной памяти;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Профилактика нарушения зрения.

Занятие 14

Содержание занятия

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Профилактика нарушения зрения.

Занятие 15

Содержание занятия

• Упражнение на развитие речи, мышления и воображения;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Профилактика нарушения зрения.

Занятие 16

Содержание занятия

• Упражнение на развитие зрительно-слуховой опосредованной памяти;

• Упражнение на развитие мышления, речи, воображения;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

Занятие 17

Содержание занятия

• Упражнение на развитие зрительной опосредованной памяти;

• Игра «Определения (на развитие речи и вербального мышления);

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Профилактика нарушений зрения.

Занятие 18

Содержание занятия

• Упражнение на развитие зрительной опосредованной памяти;

• Игра на развитие мышления и воображения;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

Занятие 19

Содержание занятия

• Упражнение на развитие логического мышления и смысловой памяти;

• Упражнение на развитие зрительной памяти;

• Упражнение на развитие сообразительности;

• Истории в картинках (на развитие логического мышления и речи);

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Профилактика нарушений зрения.

Занятие 20

Содержание занятия

• Игра на развитие внимания;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Профилактика нарушений зрения.

Занятие 21

Содержание занятия

• Игра на развитие внимания;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Профилактика нарушений зрения.

Занятие 22

Содержание занятия

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Профилактика нарушений зрения.

Занятие 23

Содержание занятия

• Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти на материале стихов;

• Игра на развитие внимания;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Профилактика нарушений зрения.

Занятие 24

Содержание занятия

• Игра на развитие внимания;

• Упражнение на развитие ассоциативного запоминания;

• Истории в картинках (на развитие логического мышления и речи);

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Профилактика нарушений зрения.

Занятие 25

Содержание занятия

• Игра на развитие внимания;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Профилактика нарушений зрения.

Занятие 26

Содержание занятия

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Профилактика нарушений зрения.

Занятие 27

Содержание занятия

• Истории в картинках (на развитие логического мышления и речи);

• Обучение приемам образного запоминания слов;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Профилактика нарушений зрения.

Занятие 28

Содержание занятия

• Упражнение на развитие приемов последовательного запоминания слов;

• Упражнение на развитие мышления;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Профилактика нарушений зрения.

Занятие 29

Содержание занятия

• Упражнение на развитие речи и запаса знаний об окружающем мире;

• Игра на развитие внимания;

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

• Профилактика нарушений зрения.

Занятие 30

Содержание занятия

• Истории в картинках (на развитие логического мышления и речи);

• Упражнение на развитие сенсомоторики;

Проект. Диагностика готовности к школе ребенка с ЗПР. Данную диагностику использую в своей работе, как учитель-дефектолог. Предлагаю синтезированный материал для диагностики готовности к школьному.

Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.

 Изучаем дни недели

Задание поможет ребенку развивать зрительно-моторную координацию, пространственное мышление и мелкую моторику, произвольное внимание и зрительную память.

Какой рисунок следующий № 1

Задание, которое даст возможность развивать логическое мышление ребенка и научит его делать обоснованные выводы

Учим месяцы и времена года

Задание, которое поможет ребенку выучить месяцы и времена года, а также потренировать мелкую моторику, память и внимание

Задание будет способствовать развитию логического мышления и приобретению навыков рассуждения, а также поможет ребенку развить речь и обогатит его словарный запас

Числовой лабиринт №1: цифры от 1 до 10

Задание для детей, которое станет хорошей основой для дальнейшего обучения счету, цифры и числа от одного до десяти

 Найди пару (развиваем логику) №1

Задание-раскраска, которая поможет ребенку выучить цифры от 0 до 9-ти, задействовав произвольное внимание, зрительную и мышечную память

Тренируем память №1

Практическое задание для развития зрительной памяти ребенка и улучшения его интеллектуальных способностей

Дополни и прочитай №1

Задание, которое поможет ребенку научиться читать слова из двух слогов, закрепить знание букв и потренировать зрительную память

Корзина с одеждой: составляем словосочетания и раскрашиваем

Задание, которое поможет ребенку научиться правильно образовывать словосочетания, расширить словарный запас, развить навыки чтения и мелкую моторику

Числовой лабиринт №2: цифры от 1 до 10

Задание для детей, которое станет хорошей основой для дальнейшего обучения счету, цифры и числа от одного до десяти

Зимняя симметрия: дорисуй снежинки

Задание, которое поможет ребенку понять принцип симметрии, развить внимание, зрительно-моторную координацию, пространственное восприятие и усидчивость

Развиваем моторику и координацию № 1

Задание поможет развивать графомоторные навыки, мелкую моторику и зрительно-моторную координацию, что является основой освоения навыков письма.

Обучающая раскраска: цифра 1

Задание будет способствовать развитию логического мышления и приобретению навыков рассуждения, а также поможет ребенку развить речь и обогатит его словарный запас

Анализируем свои эмоции

Задание будет способствовать развитию эмоционального интеллекта ребенка, поможет ему научиться различать и называть эмоции и чувства

Рисуем цифрами: Новый год

Задание, которое поможет ребенку изучить числа от 1 до 7, потренировать внимательность и мелкую моторику, развить усидчивость

Рисуем геометрические фигуры

Задание поможет ребенку изучать базовые геометрические фигуры, тренировать мелкую моторику и зрительно-моторную координацию.

Читаем по слогам: задание №1

Учимся писать печатную цифру 1

Задание, с помощью которого ребенок научится писать цифру 1, а также потренирует внимание и мелкую моторику

Водопад доброты: совершаем хорошие поступки

Задание, которое поспособствует воспитанию доброжелательности, мотивации делать добрые дела и помогать другим, научит ставить цели и достигать их

Дорисуй недостающие части рисунка № 1

Задание, которое поможет развитию логического мышления, умения делать умозаключения, развитию воображения, внимания и моторики

Учимся считать до десяти: раскраска

Задание поможет ребенку в интересной и наглядной форме потренировать математические навыки счета до 10 и правильного написания цифр.

Задания для дошкольников – как научиться читать и писать

В современном мире родителям необходимо самостоятельно развивать детей. Так как ныне первоклассники должны знать и уметь намного больше, чем их сверстники десятки лет назад. Без развивающих занятий, логических задач, над решениями которых необходимо задуматься, первоклассники идут по стезе школьного обучения без специальных навыков и знаний. И это угнетает самого ребенка, ведь никому не хочется в возрасте 6-7 лет понимать, что он мало что знает и умеет. Конечно, каждый ребенок развивается так, как ему удобно. Этот процесс индивидуален, но он также зависит и от подхода родителей. Если с первоклассником планомерно заниматься, то развитие его способностей (научиться читать, научиться писать буквы и цифры) происходит гораздо быстрее, чем у детей без таких возможностей.

Практические задания для дошкольников – развитие логики и абстрактного мышления

Основная цель при разработке практических заданий – задания для дошкольников 6-7 лет должны разносторонне развивать абстрактное мышление и логику у дошкольников. Т.е., Вы не только даете своему школьнику основы знаний, но и учите его самостоятельно делать выводы и открытия. Также очень важна тренировка памяти для детей, ведь идя в 1 класс приходиться освоить и запомнить много информации.

Задания по математике для дошкольников в игровой форме

Особое значение для закладки развития логического мышления играет математика. Именно эта наука задает фундамент правильному, рациональному мышлению на всю жизнь. Конечно же, большинство первоклассников этот предмет не хотят воспринимать, он им неинтересен. Очень важно, по утверждению психологов и педагогов, чтобы задания по математике для дошкольников вызывали у него интерес и подавались в игровой форме. Ведь есть столько захватывающих и интересных задач по математике, которые не могут не пробудить хоть малейшего любопытства! Можно начать со счета ступенек, цветочков и т.д. Кому-то нравится одно, кому-то другое. Еще раз напомним, что к разным детям разный подход. Очень важно, чтобы дети смогли думать сами, без помощи родителей, контролировали свои действия.

Математика способна поднять умственный уровень, а также организует и упорядочивает мышление вашего ребенка.

Развивающие практические задания для первоклассников от childdevelop

Разумеется, не только развивающие практические задания для детей дают возможность освоить и выучить всю школьную программу, научится писать, читать по слогам, быть самостоятельными и всесторонне развитыми. Практические задания для дошкольников обязательно выработают в Вашем ребенке умение вдумываться, рассуждать и делать самостоятельные выводы. На нашем сайте childdevelop Вы всегда найдете задания для подготовки к школе которые будут интересны Вашему ребенку и которые он сможет выполнить самостоятельно.


В данном разделе мы предлагаем занятия для детей 5–6 лет, которые обеспечивают полноценную подготовку к школе, а также Вы найдете увлекательные и развивающие игры для детей 5–6 лет.

Таким образом, развивающие задания для детей 5–6 лет на сайте позволяют развивать высшие психические функции (память, внимание, мышление, речь), овладевать счетом и чтением, расширять кругозор ребенка, формировать желание узнавать новое и учиться. Занятия на нашем сайте похожи на развивающие курсы для детей, которые создают базу для успешного обучения ребенка в школе.

Задания для детей старшего дошкольного возраста. Подготовка к школе

Задание №1

Нарисуй по точкам и раскрась.


Задание №2

Раскрась рисунок, пользуясь подсказками художника.


Задание №3

Найди в каждом ряду два одинаковых предмета.


Задание №4

а) Найди в каждом ряду два одинаковых предмета.


б) Какая рамка здесь лишняя? Почему?


Задание №5

Впиши слова в кроссворд по горизонтали.

Прочитай первое слово, которое получилось по вертикали.


Задание №6

Сколько времени показывают каждые часы?


Задание №7

Какие стрелки бывают у часов? Как они называются?

Нарисуй стрелки так, чтобы часы показывали 9 часов, половину восьмого, 6 часов 15 минут, без пятнадцати минут три.


Задание №8

Обведи буквы по пунктирам и прочитай слова, которые у тебя получились. Раскрась картинки.

Подготовка к школе. Задания для дошкольников

Дорогие родители! Задания для дошкольников этого раздела предназначены для занятий с детьми 6-7 лет в качестве дополнительной подготовки к школе.
Выполняя задания, дети не только смогут развить свои интеллектуальные способности, но и весело и с пользой провести своё время, общаясь с родителями.
Для того чтобы развитие вашего ребёнка было всесторонним и гармоничным, необходимо охватить все области знаний, доступных ребенку в этом возрасте.
Не перегружайте ребенка и не затягивайте занятие, если видите, что интерес к нему угас.
Развивайте речь ребенка, пусть он комментирует выполнение заданий.
Не забудьте создать положительный настрой во время занятия.

Раздел состоит из нескольких подразделов, задания в которых регулярно пополняются, не забывайте заглядывать сюда почаще.

Читайте также: