Почему при внесении на рисовые поля цианобактерий урожайность риса возрастает на 10 15

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

C3. Почему привнесении на рисовые поля цианобактерий урожайность риса возрастает на 10—15%?
C4. Многие грибы-паразиты практически не встречаются на самоопыляемых растениях. Как вы можете объяснить это явление ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО БОТАНИКЕ Часть A
A1. Все бактерии способны к
1) фотосинтезу) половому размножению
2) паразитизму
4) образованию спор. Общий признак бактерий
1) в клетках есть ядро и мембранные органоиды
2) состоят из множества специализированных клеток
3) все способны к хемосинтезу
4) ДНК расположена в цитоплазме.
A3. Из предложенных организмов выберите бактерию
1) кишечная палочка) хламидомонада) бактериофаг
4) амеба. Выберите признак, характерный и для грибов, и для животных
1) автотрофное питание
2) неспособны к фотосинтезу
3) запасное вещество — крахмал
4) рост всю жизнь.
A5. В симбиоз с растениями могут вступать
1) шляпочные грибы
3) молочнокислые бактерии) головневые грибы
4) мукор.
A6. Болезни злаков могут вызвать
1) фитофтора) дрожжи) ржавчинные грибы
4) пеницилл.

106 Глава 1
A7. Дрожжи, в отличие от других грибов
1) автотрофы
3) размножаются спорами
2) не имеют мицелия
4) неспособны к делению клеток.
A8. Лишайники выделяют в отдельную группу организмов, т. кони) медленно растут
2) требовательны к чистоте окружающей среды
3) состоят из гриба и водоросли
4) служат пищей животным.
A9. Растениям характерен признак
1) не фотосинтезируют;
2) клеточная стенка состоит из целлюлозы
3) не используют кислород для дыхания
4) ограниченный рост.
A10. Банан относят к травам, т. к
1) имеет неодревесневший стебель
2) центральный побег ежегодно отмирает
3) образует цветки и плоды
4) многолетнее растение.
A11. Запасающую функцию выполняет ткань
1) покровная
3) основная
2) образовательная
4) механическая.
A12. Выберите ткань, состоящую только из живых клеток
1) волокна 2) пробка 3) древесина 4) камбий.
A13. Корневой клубень — это
1) подземный видоизмененный побег
2) видоизмененный боковой или придаточный корень
3) видоизмененный главный корень
4) утолщение на конце главного корня.
A14. Центральный цилиндр корня состоит из
1) пробки и луба
3) камбия и древесины
2) луба и камбия
4) луба и древесины.
A15. Выберите растение с простыми листьями
1) бузина, ясень
3) клевер, земляника
2) рябина, шиповник
4) клен, дуб.

Ботаника
107
A16. Листопад — это приспособление растений к
1) цветению
3) низким температурам
2) нехватке воды
4) распространению семян и плодов. Стебель деревьев отличается от корня
1) наличием пробки
2) способностью к транспорту веществ
3) сердцевиной в центре
4) типом роста.
A18. Видоизмененный побег — это
1) усик гороха) луковица тюльпана) корнеплод моркови
4) семя фасоли.
A19. Однополые цветки встречаются у
1) яблони 2) крапивы 3) редьки 4) клевера.
A20. Выберите признак, характерный для самоопыляемых растений
1) яркие, крупные цветки
2) цветут до появления листьев
3) лепестки венчика плотно прилегают друг к другу
4) имеют нектар и запах.
A21. Двойное оплодотворение заключается в
1) слиянии двух спермиев и одной яйцеклетки
2) слиянии двух спермиев друг с другом
3) слиянии одного спермия с яйцеклеткой, а второго — с центральной клеткой
4) слиянии двух яйцеклеток и одного спермия.
A22. Плод гороха
1) боб 2) стручок 3) стручочек 4) коробочка.
A23. Тело водорослей называется
1) мицелий 2) таллом 3) спорофит 4) клетка.
A24. Водоросли — это низшие растения, т. кони) обитают вводе) не имеют тканей) размножаются спорами
4) покрыты оболочкой.
A25. Фотосинтезу водорослей проходит в
1) хлоропластах) лейкопластах
2) хромопластах
4) хроматофоре.

108 Глава 1
A26. Мхи отличаются от других высших растений
1) размножаются спорами
3) для оплодотворения необходима вода
2) не имеют корней
4) в цикле развития доминирует спорофит.
A27. Два типа клеток (живые зеленые и мертвые водоносные) характерны для
1) кукушкиного льна
3) щитовника мужского
2) сфагнума
4) сосны обыкновенной.
A28. У всех папоротникообразных
1) есть корневище
2) развивается главный корень
3) споры образуются в спорангиях
4) листья сложные, многолетние.
A29. У можжевельника семена находятся
1) в женских шишках
3) в плодах
2) в мужских шишках
4) в соплодиях.
A30. Сосуды в древесине есть у
1) Мохообразных и Папоротникообразных
2) Папоротникообразных и Голосеменных
3) Голосеменных и Цветковых
4) Цветковых.
A31. Какие растения относятся к семейству Крестоцветные
1) дурман, петуния
3) астра, подсолнечник
2) ярутка, горчица
4) лук, чеснок.
A32. Выберите признак, характерный для растений семейства Сложноцветные
1) плод — зерновка
2) снаружи соцветие покрыто оберткой
3) мочковатая корневая система
4) листья с дуговым жилкованием.
A33. Что общего у Пасленовых и Бобовых
1) строение цветка
3) отсутствие камбия в стеблеплод ягода
4) соцветие кисть.
A34. Лилейных относят к классу Однодольных, т. к
1) жизненная форма — травы 3) обоеполые цветки
2) есть подземные побеги
4) мочковатая корневая система.

Ботаника
109
A35. Один из признаков семейства Злаковые
1) стебель соломина
2) цветок с двойным околоцветником
3) хорошо развит главный корень
4) дуговое жилкование.
A36. По какому признаку растения объединяются в семейства
1) строение цветка
3) тип стебля и листьев
2) тип корневой системы
4) жизненная форма. Часть B В заданиях В1—В3 выберите три верных ответа из шести.
B1. Грибы, как и растения, .
1) способны к фотосинтезу
2) обладают неограниченным ростом
3) неподвижны
4) центральную часть клетки занимает крупная вакуоль
5) поглощают вещества в виде растворов
6) запасное вещество — гликоген.
B2. Папоротники, как и голосеменные растения, .
1) размножаются семенами
2) для оплодотворения не нуждаются вводе) образуют органические вещества из неорганических
4) имеют органы и ткани
5) дышат кислородом воздуха
6) имеют стержневую корневую систему.
B3. Выберите признаки, характерные для корней растений
1) вершина покрыта корневым чехликом;
2) поглощают воду и минеральные вещества из почвы
3) есть конус нарастания
4) неспособны к ветвлению
5) в зоне всасывания содержат корневые волоски
6) в центре расположена сердцевина, клетки которой выполняют запасающие функции.

110 Глава 1 При выполнении заданий В4—В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
B4. Установите соответствие между признаками и отделом растений. ПРИЗНАК ОТДЕЛА) тело — слоевище, неразделенное на органы
1) Мохообразные
2) Зеленые водоросли Б) есть органы и ткани В) участвуют в образовании торфа Г) одноклеточные и многоклеточные формы Д) гаметы образуются в одноклеточных половых органах Е) многие зимуют в стадии зиготы
B5. Установите соответствие между признаками и тканью растений. ПРИЗНАК ТКАНЬ А) оставляет большую часть стебля дерева
1) древесина Б) обеспечивает транспорт органических веществ
2) луб В) ее проводящие элементы представляют собой живые клетки Г) переносит вещества от корня в стебель Д) обычно расположена ближе к поверхности стебля
B6. Установите соответствие между признаками и семейством отдела Цветковых. ПРИЗНАК СЕМЕЙСТВО А) соцветие корзинка
1) Сложноцветные Б) цветки однополые или обоеполые
2) Пасленовые В) плод ягода или коробочка Г) плод семянка Д) семена с эндоспермом Е) у некоторых есть прикорневая листовая розетка

Ботаника
111
B7. Распределите организмы по царствам, к которым они принадлежат. ОРГАНИЗМ ЦАРСТВО А) вольвокс
1) Бактерии Б) кокки 2) Грибы В) бацилла 3) Растения Г) головня Д) ламинария
Е) фукус
B8. Установите последовательность развития мха, начиная со споры
1) спора
4) взрослое растение) коробочка
5) антеридии и архегонии) предросток (зеленая нить 6) оплодотворение. Часть C
C1. Докажите, что клубень картофеля — подземный побег.
C2. Найдите ошибки в приведенном тексте.
1. Стебель — это часть побега. 2. Молодой стебель деревьев покрыт ризодермой, зрелый стебель — пробкой. 3. В умеренном климате пробка образуется на й год жизни стебля. 4. Под пробкой находится луб, состоящий из сосудов. 5. Под лубом расположена древесина, обеспечивающая транспорт минеральных веществ снизу вверх. 6. В центре обычно расположена сердцевина, чаще всего представленная живыми клетками.
C3. Какие части листа обозначены на рис. 1.59 цифрами 1, 2 и 3? Какие особенности строения этих частей Какие функции они выполняют Рис. 1.59. К вопросу C3
C4. Почему грибы выделены в отдельное царство
C5. Какие приспособления есть у растений для пережидания неблагоприятных условий Назовите не менее четырех таких особенностей.
C6. Какие особенности строения и размножения помогли растениям освоить сушу Назовите не менее трех особенностей.

ГЛАВА Зоология Зоология (от лат. "зоо" и греч. "логос) — наука о животных. Это одна из самых древнейших наук человечества. Основателем зоологии считается древнегреческий ученый Аристотель (IV в. дон. э, который является автором первых научных трудов о животных (наиболее значимым считается его труд "История животных. Современная зоология изучает строение, распространение, происхождение, жизнедеятельность и систематику животных. Признаки животных
 Гетеротрофный тип питания, те. питание готовыми органическими веществами. Но среди животных встречаются исключения некоторые простейшие имеют миксотрофный тип питания (на свету они питаются как растения, в темноте — как животные. При питании животные в основном поглощают твердую пищу а не в виде растворов, как грибы или растения.
 В клетке отсутствует клеточная стенка, центральная вакуоль и пластиды, ядро обычно занимает центральное положение.
 Большинство способно к активному передвижению (искл.: кораллы.
 Ограниченный рост (искл.: губки, усоногие рачки, морские лилии и т. д.
 Запасное вещество — гликоген.
 У многих образуются системы органов. Симметрия тела животных Для животных характерны разнообразные типы симметрии. Наиболее распространены два типа
 лучевая или радиальная — есть ось симметрии, через которую проходит множество плоскостей симметрии. Лучевая симметрия встречается у простейших, губок, кишечнополостных и иглокожих
 двусторонняя — тело животного делится плоскостью на две симметричные части. Этот тип симметрии характерен для большинства животных.

114 Глава 2 Значение животных
 В природе
• участвуют в биогенном круговороте веществ
• участвуют в образовании почвы
• выполняют биологическую очистку воды
• образуют осадочные горные породы
• образуют коралловые рифы и острова
• опыление растений.
 Для человека
• пищевое и кормовое
• производство одежды и обуви
• источники или переносчики болезней
• уничтожение или существенное уменьшение урожая
• порча продуктов питания
• изготовление украшений и сувениров
• уничтожение вредителей сельского хозяйства. СИСТЕМАТИКА ЖИВОТНЫХ Основы систематики были заложены К. Линнеем в XVIII в. В настоящее время выделяют 7 основных систематических категорий царство, тип, класс, отряд, семейство, роди вид. Согласно современным представлениям, царство Животных делится на два под- царства Одноклеточные (Простейшие) и Многоклеточные. Из подцарства Простейшие рассматривают три типа Саркомастигофоры, Инфузории и Апикомплекса на примере Споровиков.
Подцарство Многоклеточных включает два раздела Лучистые (изучается на примере типа Кишечнополостные) и Двустороннесимметричные. Среди раздела Двустороннесимметричные рассматривают следующие типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви, Членистоногие, Моллюски и Хордовые.
ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ПРОСТЕЙШИЕ) Около 39 тыс. видов. Большинство простейших обитает в пресных и морских водоемах некоторые живут в почве также встречается значительное число паразитов. Простейшие были открыты Антони ван Левенгуком в XVII в.

Зоология
115 СТРОЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ
Простейшие состоят из одной клетки и являются самостоятельными организмами. Большинство характеризуется мелкими размерами — несколько десятков микрометров (некоторые ископаемые формы имели размер 5—6 см. Форма тела непостоянная (амеба, более или менее постоянная (жгутиковые, инфузории. Симметрия — двусторонняя (жгутиковые) и радиальная (солнечники, радиолярии. Клетка простейших характеризуется всеми признаками, присущими клеткам эукариот. Она состоит из мембраны, цитоплазмы с органоидами и ядра. В клетке может быть одно или несколько ядер. Например, у инфузорий различают 2 типа ядер вегетативные и генеративные. Это явление называют ядерным дуализмом. Вегетативные ядра контролируют преимущественно синтез белков в клетке генеративные — участвуют в половом процессе. У многих простейших в мембране появляются специальные структуры, которые увеличивают ее прочность. К таким структурам относится пелликула (образуется за счет уплотнения периферического слоя эктоплазмы и наличия в нем опорных фибрилл) и скелет наружный (раковина, выделяемая эктоплазмой клеток) или внутренний (скелетные капсулы или иглы, образующиеся в эндоплазме клетки. Скелет состоит из органических и неорганических веществ (карбонат кальция или оксид кремния. Цитоплазма разделена на эктоплазму (расположена ближе к наружной мембране) и эндоплазму. В эндоплазме содержатся органоиды, типичные для животных клеток. Наряду сними встречаются специальные органоиды сократительные и пищеварительные вакуоли, трихоцисты, светочувствительный глазок. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОСТЕЙШИХ
Питание. Большинство простейших — гетеротрофы, но некоторые имеют смешанный (миксотрофный) способ питания. Захвати заглатывание пищи происходит через любой участок мембраны или через специализированный участок — клеточный рот или клеточную глотку. Простейшие поглощают твердые комочки пищи (фагоцитоз) или растворенные органические вещества (пиноцитоз). Процесс переваривания пищи происходит в пищеварительных вакуолях. Удаление непереваренных остатков осуществляется через любой участок мембраны или через специализированный — порошицу. Выделение. Происходит с помощью сократительных вакуолей, которые в простейшем варианте представляют собой пузырек в цитоплазме, периодически наполняющийся жидкостью, которая затем удаляется из клетки. В более сложном варианте сократительная вакуоль состоит из центрального резервуара и приводящих каналов. Их функции — удаление лишней воды, что позволяет регулировать осмотическое давление в цитоплазме, а также удаление продуктов распада. У морских форм и паразитов сократительные вакуоли отсутствуют. Газообмен. Происходит через всю поверхность тела.

116 Глава 2 Раздражимость. Проявляется в виде направленных движений. Раздражения из внешней среды воспринимаются с помощью специальных белков. Размножение. Характерно бесполое и половое размножение. Для многих паразитов в жизненном цикле характерно чередование полового и бесполого поколений. Движение. Происходит с помощью ложноножек, жгутиков (вращательное движение) и ресничек (гребное движение. Образование цист. Циста — это стадия жизненного цикла некоторых простейших, предназначенная для пережидания неблагоприятных условий. У паразитов стадия цисты служит для перехода через внешнюю среду от одного хозяина к другому. В обоих случаях циста покрыта плотной оболочкой, которая защищает ее от внешнего воздействия. СИСТЕМАТИКА ПРОСТЕЙШИХ
Согласно современным взглядам, в этом подцарстве выделяют 7 типов, из которых рассматривается только три Саркожгутиконосцы, Апикомплекса и Инфузории. В основу деления простейших на типы положены строение их ядерного аппарата и органоидов движения, типы размножения и особенности жизненных циклов. Тип Саркожгутиконосцы В этот тип включены две группы животных — саркодовые и жгутиковые, органоидами движения которых являются ложноножки и жгутики соответственно. У некоторых видов одновременно встречаются оба типа органоидов. Подтип Саркодовые Амеба протей (от греч. "изменчивая. Это довольно крупное простейшее (размер до 0,5 мм, с непостоянной формой тела, обитающее в пресных водоемах. Характерно наличие непостоянных выростов цитоплазмы — ложноножек (псевдоподий, которые принимают участие в движении и захвате частиц пищи. Цитоплазма разделена на экто- и эндоплазму. В эндоплазме амебы присутствует одно шаровидное ядро, пищеварительные и сократительные вакуоли (рис. 2.1). Рис. 2.1. Строение амебы

Зоология
117 Питание при движении амеба с помощью ложноножек захватывает пищевые частицы (бактерии, водоросли, выделяет пищеварительный соки образует пищеварительную вакуоль. После переваривания непереваренные остатки удаляются через мембрану. Сократительная вакуоль обычно одна. При неблагоприятных условиях амеба образует цисту она выделяет довольно прочную оболочку и превращается в покоящуюся фазу. Цисты выдерживают высыхание, действие низких и высоких температур, обеспечивают перенесение неблагоприятных условий и распространение вида (они легко переносятся ветром. Размножение происходит делением на две особи. Дизентерийная амеба паразитирует в кишечнике человека. Вне организма человека этот вид обычно существует в виде покоящейся стадии — цист. Попав в организм, оболочка цисты разрушается, из нее выходит малая вегетативная форма амебы, которая питается содержимым кишечника, не нанося вреда человеку. При снижении иммунитета или нарушении кишечной микрофлоры эта форма может превращаться в крупную вегетативную форму, которая внедряется в стенку толстого кишечника, вызывая амебную дизентерию. Заражение происходит при употреблении сырой воды из грязных источников, в том числе при купании, и несоблюдении личной гигиены (болезнь грязных рук. Мерами профилактики амебной дизентерии являются кипячение воды, соблюдение личной гигиены и гигиены питания. Раковинные амебы — свободноживущие пресноводные формы. Имеют раковину из органических веществ. Типичными представителями являются арцелла и диффлюгия.

Возможность использования цианобактерий, или синезеленных водорослей, для обогащения почвы азотом изучают в ряде стран. Альголизацию, т. е. внесение в почву культуры данных микроорганиз­мов, широко изучали в зоне субтропиков, преимущественно на ри­совых полях. Водоросли влаголюбивы и плохо размножаются на недостаточно влажной почве. В воде рисовых полей цианобактерий могут активно размножаться в течение длительного времени.

Известно до 130 видов синезеленых водорослей, фиксирую­щих N2. Они различаются по некоторым свойствам. Например, для Cylindrospermum предпочтительно более слабое освещение, Aulosira лучше развивается при интенсивном освещении. В связи с этим не­обходимо подбирать подходящие для местных условий культуры. Наиболее часто используют для альголизации Tolypothrix tenuis, Anabaena cylindrica и Nostoc linckia.

Обычно внесение цианобактерий в почву или воду рисовых полей дает хороший эффект. Указанные микроорганизмы накапли­вают довольно большое количество азота, фиксируя N2, продуциру­ют биологически активные вещества и обогащают почву органиче­ским веществом. За вегетационный период цианобактерий связыва­ют до 50 кг азота на 1 га и более. Половина этого количества азота усваивается посевами. Фиксированный азот частично выделяется из клеток при их жизни в виде аминокислот, частично после их отми­рания.

В Индии, Китае и других странах тропической зоны альголизацию применяют довольно широко. В значительной мере она заме­няет азотные удобрения, покупка которых обременительна для крестьян. Научно-исследовательские учреждения названных стран имеют производственные установки, на которых готовят маточные культуры. Основную массу цианобактерий получают на местах в специальных бассейнах, куда вносят культуру, полученную из науч­но-исследовательского учреждения. Благодаря быстрому размноже­нию за три недели с 1 га бассейна можно получить до 15 т массы цианобактерий. Из указанных водоемов ее поставляют на рисовые поля.

Для условий южного климата существенный интерес пред­ставляет водный папоротник рода Azolla. Виды этого растения (А. саroliniana, A. rubra, A. filiculoides, A. imbricata) отличаются друг от друга некоторыми свойствами. Обычно представители рода Azolla живут в симбиозе с цианобактерией Anabaena azollae, фиксирующей атмос­ферный азот. Эти бактерии быстро размножаются и обогащают ри­совые поля азотом.

Для практического применения водный папоротник размно­жают в небольших водоемах, откуда переносят на залитые водой ри­совые поля. С наступлением жаркой погоды, примерно в фазу ку­щения риса, зеленый ковер размножившегося папоротника отмира­ет и растительная масса минерализуется. Азолла накапливает за вегетационный период на 1 га около 120 кг азота, часть которого используется в текущем году.

Помимо того, растение образует большое количество органи­ческого вещества, удобряющего почву. Иногда азоллу культивируют перед посевом риса в течение трех недель в чеках, залитых на 3— 5 см водой. За этот период масса водоросли достигает 10 т/га и в ней содержится около 20—25 кг азота. Папоротник запахивают, затем сеют рис.

Биология для 10х и 11х классов

Ekaterina Khristenko

Ekaterina Khristenko
запись закреплена

Вопросы части Б по теме "Грибы, лишайники, водоросли"
Установите соответствие между признаками и царствами живых организмов

ПРИЗНАК
А) не имеют оформленного ядра
Показать полностью.
Б) есть митохондрии
В) способны к хемосинтезу
Г) автотрофы и гетеротрофы
Д) размножаются спорами
Е) образуют микоризу

ЦАРСТВО
1) Грибы
2) Бактерии

Ekaterina Khristenko

Ekaterina Khristenko
запись закреплена

Вопросы части Б по теме "Грибы, лишайники, водоросли"
Выберите 3 верных ответа.
Грибы-паразиты…
1) вызывают болезни растений и животных
2) способны к брожению
3) размножаются спорами
4) являются гетеротрофами
5) к ним относятся плесневые грибы
6) не имеют гиф

Ekaterina Khristenko

Ekaterina Khristenko
запись закреплена

Вопросы части Б по теме "Грибы, лишайники, водоросли"
Выберите 3 верных ответа.
Бактерии, как и растения, …
1) способны к фотосинтезу
2) не имеют ядра
3) для размножения используют споры
4) в клетке содержат рибосомы и цитоплазму
5) относятся к прокариотам
6) имеют оболочку

Ekaterina Khristenko

Ekaterina Khristenko
запись закреплена

Ekaterina Khristenko

Ekaterina Khristenko
запись закреплена

Из предложенных организмов выберите лишайник. Чтобы узнать правильный ответ - посмотрите как ответила я.

Из предложенных организмов выберите лишайник. Чтобы узнать правильный ответ - посмотрите как ответила я.

10. Зоны корня названы в правильном порядке
1) зона деления, зона роста, зона проведения, зона всасывания
2) зона всасывания, зона деления, зона роста, зона проведения
3) зона всасывания, зона проведения, зона деления, зона роста
4) зона деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения

11. Корнеплод – это
1) видоизмененный придаточ¬ный корень
2) видоизмененный боковой корень
3) видоизмененный главный корень
4) видоизмененный главный корень и нижняя часть стебля

12. Зачем фермеры проводят регулярное рыхление почвы?
1) увеличивается питательных веществ в почве
2) интенсивнее развиваются почвенные микроорганизмы
3) улучшается снабжение кислородом
4) усиливается приток воды из более глубоких слоев почвы

13. Назовите растение с супротивным листорасположением.
1) клен
2) элодея
3) береза
4) земляника

14. На какой части растения могут развиваться придаточные почки?
1) верхушка побега
2) корень
3) узел побега
4) цветок

15. У пшеницы жилкование
1) перистое
2) пальчатое
3) параллельное
4) дуговое

16. Какая ткань находится на поверхности молодого однолетнего побега дерева?
1) луб
2) древесина
3) кожица
4) пробка

17. Какую функцию выполняет древесина?
1) газообмен
2) транспорт минеральных веществ
3) транспорт органических веществ
4) испарение воды

18. Что представляет собой корневище?
1) утолщенный главный корень
2) утолщенный придаточный корень
3) подземный побег
4) подземный стебель

19. В состав жилки листа не входит
1) древесина
2) луб
3) волокна
4) паренхима

20. За счет какой ткани стебель кукурузы растет в длину
1) камбий
2) верхушечная образовательная ткань
3) вставочная образовательная ткань
4) луб

21. Что из перечисленного ниже является видоизменением листа?
1) колючки боярышника
2) шипы розы
3) усики винограда
4) усики гороха

22. Основным проводящим элементом луба являются
1) Трахеиды
2) Волокна
3) Сосуды
4) Ситовидные трубки

23. Назовите часть цветка, которая содержит семязачатки.
1) тычинки
2) столбик пестика
3) завязь пестика
4) венчик

24. У какого растения запас питательных веществ находится в семядолях?
1) пшеница
2) томат
3) горох
4) тюльпан

25. Назовите тип плода капусты.
1) кочан
2) стеблеплод
3) стручок
4) стручочек

26. К двудомным растениям относятся:
1) огурец, тыква
2) вишня, слива
3) тополь, облепиха
4) фасоль, горох

27. Что НЕ входит в состав зародыша семени?
1) семядоля
2) эндосперм
3) стебелек
4) корешок

28. Плод ягода характерен для
1) земляники
2) вишни
3) картофеля
4) апельсина

29. Назовите растение, у которого формируется соцветие кисть.
1) колокольчик
2) тюльпан
3) яблоня
4) укроп

30. Соцветие корзинка развивается у
1) лютика
2) одуванчика
3) клевера
4) кукурузы

31. Какой признак характерен для ветроопыляемых растений?
1) крупные одиночные цветки
2) яркая окраска околоцветника
3) нектар и аромат
4) пыльца сухая, ее много

32. В какой части цветка образуется пыльцевая трубка?
1) в тычинке
2) в пестике
3) в цветоложе
4) в цветке пыльцевой трубки нет

33. Плоды какого растения распространяются животными
1) ясень
2) череда
3) акация
4) одуванчик

Часть В
(в заданиях В1-В3 выберите три правильных ответа из шести)
В1. Выберите признаки, характерные для пробки.
1) состоит из мертвых клеток
2) находится на поверхности стебля
3) чаще всего встречается у трав
4) содержит чечевички
5) содержит устьица
6) расположена снаружи листьев

В2. В состав листа входят следующие ткани.
1) верхушечная образовательная ткань
2) древесина
3) луб
4) пробка
5) камбий
6) фотосинтезирующая ткань

В3. К сухим односемянным плодам относятся.
1) зерновка
2) костянка
3) яблоко
4) семянка
5) орех
6) коробочка

В задании В4-В6 установите соответствие между содержимым первого и второго столбцов
В4. Установите соответствие между признаком строения и жизнедеятельности и типом ткани.
ПРИЗНАК ТИП ТКАНИ
А) клетки обычно без центральной вакуоли 1) образовательные ткани
Б) клетки живые или мертвые 2) покровные ткани
В) находятся на вершине органа
Г) обеспечивают рост и развитие растения
Д) участвуют в газообмене

В5. Установите соответствие между растениями и типом сложных листьев.
РАСТЕНИЕ ТИП ЛИСТА
А) ясень 1) тройчатый
Б) шиповник 2) парноперистый
В) клубника 3) непарноперистый
Г) желтая акация
Д) клевер
Е) рябина

В6. Установите соответствие между особенностями генеративных органов и растением
ПРИЗНАК РАСТЕНИЕ
А) эндосперм есть 1) рожь
Б) эндосперма нет 2) капуста
В) соцветие – кисть
Г) соцветие – сложный колос
Д) цветок с двойным околоцветником
Е) цветок с простым околоцветником

В7. Установите последовательность частей древесного стебля в правильном порядке, начиная с поверхности:
А) Камбий
Б) Пробка
В) Древесина
Г) Сердцевина
Д) Луб

В8. Установите последовательность зон корня, начиная с вершины корня
А) зона всасывания
Б) зона роста
В) зона деления
Г) зона проведения

С1. Устьица у наземных растений чаще всего расположены в нижней эпидерме. Объясните, почему.

С2. Почему клетки колленхимы неравномерно утолщены?
С3. Найдите ошибки в приведенном тексте. 1) Листья цветковых растений делятся на простые и сложные. 2) К простым листьям относятся цельные, рассеченные и тройчатые. 3) Снаружи лист покрыт кожицей. 4) Внутри находится проводящий пучок, в котором обязательно есть камбий. 5) В листе происходят различные процессы – фотосинтез, дыхание, ис-парение воды. 6) Фотосинтез происходит только днем, а дыхание – только ночью.
С4. В чем заключается преимущества соцветий по сравнению с одиночными цветками?
С5. Какие особенности строения должны быть у растений, чьи плоды распространяются животными?

С6. У одних цветковых растений преобладает бесполое (вегетативное) размножение, у других – половое. Как вы можете объяснить это явление? Приведите примеры и тех, и других растений.

Ответы

Тест по анатомии и морфологии растений

Часть А


№ вопроса

Ответ

№ вопроса

Ответ

№ вопроса

Ответ

№ вопроса

Ответ

А1

2

А10

4

А19

4

А28

3

А2

2

А11

4

А20

3

А29

1

А3

1

А12

3

А21

4

А30

2

А4

4

А13

1

А22

4

А31

4

А5

1

А14

2

А23

3

А32

2

А6

3

А15

3

А24

3

А33

2

А7

2

А16

3

А25

3

  1. Для уменьшения испарения: нижняя сторона листьев меньше нагревается, поэтому потери воды будут меньше, что обеспечит нормальное протекание всех процессов в растении.

  2. Такое строение колленхимы позволяет молодому органу интенсивно расти, т.к. клетки колленхимы способны к растяжению и росту.

  3. Ошибки: №2 – тройчатые – это сложные листья; №4 – камбия в листьях нет; №6 – дыхание происходит постоянно

  4. Благодаря соцветиям увеличивается время цветения, следовательно, возрастает вероятность опыления и оплодотворения. Таким образом, общее количество плодов на растении будет больше.

  5. Либо яркие сочные плоды, семена которых имеют плотную оболочку, которая способна выдержать воздействие желудочного и кишечного сока животного. Либо плоды сухие с большим количеством разнообразных выростов для прикрепления к шерсти животного.

  6. Вегетативное размножение преобладает у растений (земляника, малина, ландыш), семена которых либо трудно прорастают, либо их немного, либо они не выдерживают конкуренции с другими растениями. Половое размножение преобладает у растений (дуб, береза, сосна, одуванчик) с большим количеством семян, семена которых конкурентоспособны, при этом размер семян не имеет решающего значения.

Тест по систематике растений

Тест по систематике растений

Часть А (только один правильный ответ)

1. Назовите органоид водорослей, в котором происходит фотосин­тез:
1) пластиды
2) хлоропласт
3) хроматофор
4) клеточный центр

3. У какой водоросли имеются ри­зоиды?
1) вольвокс
2) плеврококк
3) ламинария
4) хламидомонада

4. Какой набор хромосом характерен для взрослой хламидомонады?
1) гаплоидный
2) диплоидный
3) триплоидный
4) у одних особей гаплоидный, у других — диплоидный

5. Бесполое размножение улотрикса происходит с помощью…
1) зиготы
2) гамет
3) спор
4) зооспор

6. Какой признак характерен для мхов?
1) есть корни
2) есть семена
3) есть листья
4) есть цветки

7. Где расположены органы полового размножения мха?
1) на зеленой нити (предростке)
2) в коробочке
3) на вершине листостебельного рас­тения
4) у мха нет органов полового размножения

8. В коробочке мха образуются…
1) семена
2) яйцеклетки
3) спермии
4) споры

9. Выберите признак, характерный для зеленых мхов:
1) стебель сильно ветвится
2) не образуют споры
3) есть ризоиды
4) в древесине есть сосуды

10. Назовите процесс, который про­исходит в коробочках мхов:
1) оплодотворение
2) мейоз
3) митоз
4) образование гамет

11. Выберите признак, характерный для папоротников и хвощей:
1) нет корней
2) древесные формы
3) для оплодотворения нужна вода
4) листья мелкие, прозрачные

12. Где у папоротника формируются органы поло­вого размножения?
1) в спорангиях
2) на листьях
3) на нижней стороне заростка
4) на верхней стороне заростка

13. Какой признак характерен для современных плаунов?
1) главный корень
2) листья растут верхушкой
3) отсутствие спор
4) длинные ползучие побеги

14. Споры у хвощей развиваются…
1) на листьях, в спорангиях
2) на летнем побеге
3) на весеннем побеге
4) в корневище

15. Как называются мужские половые органы размноже­ния папоротника?
1) спорангии
2) архегонии
3) антеридии
4) заростки

16. Выберите признак, встречающийся только у Голосеменных растений:
1) есть камбий
2) деревья и кустарники
3) семена расположены в шишках
4) листья многолетние

17. Назовите растение, которое к хвойным не относят:
1) пихта
2) сосна
3) лиственница
4) эвкалипт

18. Какие особенности строения листьев сосны?
1) однолетние
2) покрыты пробкой
3) не содержат фотосинтезирующую ткань
4) устьица, заглубленные в эпидерму

19. Пыльца у ели образуется…
1) в женских шишках
2) в мужских шишках
3) в спорангиях
4) в зародышевом мешке

20. Оплодотворение у хвойных происходит…
1) в мужской шишке
2) в женской шишке
3) в семени
4) в семязачатке с помощью воды

21. Что характерно только для цветковых?
1) опыление ветром
2) эндосперм в семени
3) главный корень
4) плоды

22. Укажите растения семейства сложноцветные:
1) мятлик, кукуруза, рожь
2) репа, пастушья сумка, горчица
3) яблоня, рябина, малина
4) одуванчик, василек, хризантема

24. Назовите тип соцветия у се­мейства крестоцветные:
1) кисть
2) сложный колос
3) сложный зонтик
4) простой колос

25. Назовите семейство, к которому относят белену, томат, баклажан:
1) пасленовые
2) мотыльковые
3) крестоцветные
4) сложноцветные

26. Бактериальные клубеньки на корнях встречаются у…
1) подсолнечника
2) картофеля
3) клевера
4) редиса

27. Лилия относится к классу Однодольных, т.к. у нее…
1) листья простые
2) есть луковица
3) дуговое жилкование
4) плод коробочка

28. Выберите растение, НЕ относящееся к семейству Злаковых:
1) мятлик
2) овес
3) полынь
4) ковыль

Часть В
В заданиях В1-В3 выберите три верных ответа из шести.
1. Выберите особенности строения и жизнедеятельности, характерные для хламидомонады:
1) чашевидный хроматофор
2) размножение неподвижными спорами
3) взрослые формы зимуют на дне прудов и озер
4) половое размножение происходит в неблагоприятных условиях среды
5) есть сократительная вакуоль
6) гаметы не имеют жгутиков

2. Каковы особенности жизненного цикла сфагнума?
1) доминирует спорофит
2) доминирует гаметофит
3) для оплодотворения нужна вода
4) мужские и женские гаметы образуются на одном растении
5) взрослое растение развивается из споры
6) споры образуются в спорангиях на листьях

3. Мхи, как и цветковые растения, …
1) образуют семена
2) имеют клеточное строение
3) обладают стержневой или мочковатой корневой системой
4) в клетках содержат хлорофилл
5) фотосинтезируют
6) имеют древесину, состоящую из сосудов

При выполнении заданий В4-В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

4. Установите соответствие между признаком и отделом растений:
ПРИЗНАК ОТДЕЛ
А) Есть главный корень 1) Отдел Голосеменные
Б) Большинство имеет корневище 2) Отдел Хвощевидные
В) Листья мелкие, прозрачные, сросшиеся
Г) Древесина хорошо развита и занимает до 90 % стебля
Д) Ветроопыляемые растения

5. Установите соответствие между признаком и семейством класса Двудольные:
ПРИЗНАК СЕМЕЙСТВО
А) Листья сложные, с прилистниками 1) Семейство Бобовые
Б) Листья простые или сложные 2) Семейство Розоцветные
В) Формула цветка Ч(5)Л1.2.(2)Т(9).1П1,
Г) Формула цветка Ч5Л5Т∞П1
Д) Соцветие кисть или головка
Е) Стебель прямостоячий, ползучий, вьющийся или цепляющийся.

6. Установите соответствие между признаком и классом цветковых растений:
ПРИЗНАК КЛАСС
А) камбий есть 1) Класс Двудольные
Б) камбия нет 2) Класс Однодольные
В) жилкование перистое и пальчатое
Г) двойной или простой околоцветник
Д) число частей цветка кратно трем
Е) в него входят семейство крестоцветных и бобовых

7. Установите, в какой хронологической последовательности появились на Земле основные группы растений.
1) Плауновидные
2) Бурые водоросли
3) Голосеменные
4) Псилофиты
5) Семенные папоротники

8. Установите последовательность систематических групп растений, начиная с наименьшей.
1) Цветковые
2) Белена черная
3) Пасленовые
4) Двудольные
5) Белена

Часть С
1. Почему мхи относятся к высшим растениям?
2. У многих водорослей бесполое размножение происходит в благоприятных условиях, а половое — в неблагоприятных. Объясните эту особенность водорослей.
3. Какие особенности строения папоротников помогли им освоить наземно-воздушную среду жизни?
4. Почему хвойные растения легко переносят засуху?
5. Какие черты строения позволили цветковым растениям стать господствующей группой на Земле?

Читайте также: