Почему болтает самолет при посадке

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Вместе с учеными ПГНИУ развенчиваем мифы, связанные с самолетами.

Миф 1: Самый опасный момент полета — взлет и посадка

— Действительно самыми опасными моментами полета являются взлет и посадка. И причина очень простая. Когда происходят взлет или посадка, начинают работать одновременно много механизмов. И вероятность поломки, выхода из строя одного из этих механизмов в разы больше. На большой высоте самолет летит в установившемся режиме, и в это время все устройства работают более слажено.

Кроме того, при посадке аномально сильный ветер может спровоцировать крушение судна. Самолет, который рассчитан на движение в однородной воздушной массе, может не выдержать критической нагрузки. В этой ситуации колоссальную роль играет профессионализм пилотов, которые должны уметь каждый раз подстраиваться под новую ситуацию.

Миф 2: Молния, ударившая в самолет, может привести к его крушению

— Молния может ударить в самолет. Это одна из причин, почему пилотам, пересекающим океан, рекомендуют обходить грозовые облака. Последствия определяются тем, какой величины разряд принимает судно. Если молния попадет в самолет, вполне возможна ситуация, когда отказывают электроприборы, что может привести к крушению.

Одна из авиакатастроф, произошедших из-за удара молнии, произошла в 1963 году (Boeing компании Pan American выполнял пассажирский рейс 214 из Сан-Хуана в Филадельфию). Из-за сложных погодных условий в Филадельфийском аэропорту рейс был вынужден ожидать посадки. Но затем экипаж объявил сигнал бедствия, так как самолёт вышел из-под контроля, а пилот другого самолёта сообщил, что рейс 214 объят пламенем. Горящий лайнер рухнул у восточной границы городка Элктон, погибли все находившиеся на борту. По результатам расследования был сделан вывод, что катастрофа произошла из-за попадания в самолёт молнии, что привело к взрыву топливного бака и разрушению левой плоскости крыла. — Прим. ред.), еще одна — в 2009 году (Авиалайнер Airbus A330–203 авиакомпании Air France выполнял рейс по маршруту Рио-де-Жанейро-Париж, но через 3 часа и 45 минут после взлёта рухнул в воды Атлантического океана и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на его борту — 228 человек. У самолета были неполадки с электропроводкой, которые, предположительно, мог вызвать удар молнии. — Прим. ред.).

Профессор Виталий Демин развенчивает мифы, связанные с самолетами

Миф 3: Мобильные телефоны нельзя использовать во время взлета и посадки

— У мобильных телефонов и у приборов самолета разные частоты, на которых они работают. Включенный мобильный телефон не может повлиять на работу приборов в самолете. Но, видимо, некоторые авиакомпании предпочитают не рисковать.

Миф 4: Самолет может потерпеть крушение из-за сильной турбулентности

— В атмосфере постоянно изменяются давление, температура, направление и скорость воздуха. Из-за этого воздушные массы становятся неоднородными по своим характеристикам. Когда самолет проходит через них с очень большой скоростью, в салоне создаются вибрации. Может быть, например, так, что на одном крыле самолета давление больше, чем на другом — тогда машина начнет наклоняться. Трясти может сильно, но, в основном, это не приводит к крушению или к тому, что самолет разваливается на части. Гораздо опаснее — гроза, сильный ветер, обледенение.

Для самолета гораздо опаснее турбулентности — гроза, сильный ветер, обледенение

Миф 5: Безопаснее всего сидеть в хвосте самолета

— Все зависит от того, какое катастрофическое событие происходит. Согласно статистике, в ситуациях, когда самолет упал и загорелся, больше шансов выжить у тех, кто сидит у аварийного выхода — просто потому, что они раньше покидают аварийное судно. Чаще всего этим людям с большей вероятностью удается спастись во время пожаров на борту судна, начинающихся после авиакатастрофы.

Хвостовая часть подвержена меньшим деформациям. Зачастую во время крушения самолет ударяется о землю носовой частью. Передние шасси объективно обладают более низкой способностью к сопротивлению, и когда самолет неудачно соприкасается с землей, переднее шасси ломается, и самолет падает носовой частью.

С другой стороны были также случаи, когда самолет ударялся хвостовой частью о землю и в этой ситуации пострадают те кто сидит в хвосте судна.

Миф 6: Для безопасного взлета и посадки необходимо открыть шторки иллюминатора

— Это никак не влияет на взлет и посадку. Возможно, здесь причина в психологии — люди видят, как садится самолет. Кроме того, это может использоваться для того, чтобы при возникновении внештатной ситуации пассажирам не пришлось адаптироваться к резко изменившемуся освещению.

Виталий Демин говорит, что открытие шторок никак не влияет на то, как садится самолет

Миф 7: Дверь самолета можно открыть во время полета

Миф 8: Чем старше самолет, тем опаснее на нем летать

Затем уже, конечно, на качество полета и безопасность влияет износ. С истечением гарантийного срока вероятность поломки каких-то элементов оборудования становится все больше. Но очень многое зависит от обслуживания и качества капитальных ремонтов.

Миф 9: Если во время полета откажет двигатель, самолет упадет

— Если один двигатель откажет, самолет способен долететь до аэродрома. При этом пилотам все равно придется в экстренном порядке сажать самолет на ближайший аэродром. Правда если топлива нет, двигатели не работают, а самолет находится на большой высоте, шансов в этом случае нет.

СЮЖЕТ

Многое зависит от типа самолета. Есть те, которые способны планировать — кукурузники, например (одномоторный биплан АН-2. — Прим. ред.). Если у них откажет двигатель, то они могут сесть вполне безопасно в самых неприхотливых условиях. Обычный дальнемагистральный пассажирский самолет на это, конечно, не способен.

Если один двигатель откажет, самолет способен долететь до аэродрома. Кстати, это фото сделано в пермском музее авиации — там можно посмотреть, как устроены самолеты, и даже посидеть за штурвалом

[image]

Летчики-блоггеры рассказывают пассажирам, чего на самом деле стоит и чего не стоит бояться в полете.

Сезон отпусков в самом разгаре. Многие и рады бы рвануть куда-нибудь к морю, но страх перелета пересиливает желание погреться на южном солнышке. История с крушением под Смоленском лайнера с президентом Польши на борту еще больше усилила этот страx: если падают борты № 1, то надеяться на надежность простого гражданского самолета и подавно не стоит. Но авиаторы иного мнения: самолет - это самый безопасный транспорт. Летчики-блоггеры, устав от пьяных истерик на борту, решили бороться с аэрофобией пассажиров, рассказав, почему не страшны воздушные ямы, и что у лайнера в полете должно "стучать, греметь и мигать". Идея пришла в голову бывшему военному летчику, а ныне капитану воздушного судна гражданской авиации Алексею Кочемасову, известному в Интернете под ником "летчик-леха". Поддержали его и коллеги из других авиакомпаний.

Турбулентность - это нормально

Больше всего пассажиров пугает, когда самолет попадает в зону турбулентности. На языке пилотов это "болтанка". Самолет начинает подтряхивать, а иногда он и вовсе "прыгает" то вверх, то вниз и тревожно "машет крыльями".

- Болтанка может возникнуть как в облаках, так и вне их. Это будет турбулентность ясного неба, - рассказывает Алексей Кочемасов. - Облака для самолета - то же, что ухабы на дороге для машины. Если нет ветра, температура равномерно распределена по высотам, влажность и давление равномерны. Полет спокоен и безмятежен. А если тучи и ветер, есть разница в температуре восходящих и нисходящих потоков, то, скорее всего, в полете будет трясти. Над горами и большой водой трясет всегда, но не обязательно сильно. Но самолеты проектируют с расчетом на зоны турбулентности. Поэтому бояться, что самолет, попав в воздушную яму, развалится, не стоит. Ничего у него не отвалится и не оторвется.

Опасна ли болтанка для самолета? Может ли он рухнуть?

- Болтанка неприятна для многих, но она не опасна, - успокаивает летчик. - Однако полеты в зоне сильной турбулентности не приветствуются. Пилоты стараются избежать попадания в турбулентность, а если и попадают, то стремятся выскочить из этих зон как можно быстрее. Заход в зону турбулентности не бывает неожиданным. Пилоты к ней готовы и знают маршруты обхода или выхода.

Что на самом деле опасно

К опасным метеоявлениям летчики относят: грозу, обледенение, сдвиг ветра и его микропорывы (еще их называют микровзрывами), шквал, пыльная или песчаная буря, облака пепла от вулканов (могут подниматься на высоту до 14 километров), смерчи, сильные ливневые осадки, сверхвысокие и сверхнизкие температуры. Если за окном что-то из перечисленного, то погода признается нелетной. Если экипаж сталкивается с таким метеоявлением на рейсе, то действует по инструкции.

Бывают разными: фронтальными (теплый воздух вытесняет холодный), орографическими (воздух поднимается вдоль горных склонов), внутримассовыми (при неравномерном прогревании приземного слоя воздуха), сухими (без выпадения осадков).

Половина всех гроз продолжается не более часа. Полеты в зоне грозовых облаков опасны: там наблюдаются мощные восходящие и нисходящие потоки воздуха до 20 - 30 м/сек., более интенсивное обледенение, разряды молнии, град, сильные ливневые дожди, плохая видимость.

- Мы про грозы знаем и стараемся туда не лезть, - уверяет Алексей Кочемасов. - У самолета есть локатор, который хорошо видит грозовые очаги. В зависимости от плотности облаков на его экране грозовой объект высвечивается различными цветами. Слабая облачность - едва зеленый цвет, более плотные облака - ярко-зеленый, грозовые облака - ярко-красный цвет, облака, содержащие градообразования (лед), - пурпурно-красный. Сдвиг ветра и сильная болтанка - темно-вишневый.

В зависимости от цвета на локаторе экипаж решает: идет ли он по заданному маршруту или выбирает новый.

Обледенение

Это очень опасно. Внешние и лобовые поверхности самолета покрываются льдом. Лайнер становится похож на креветку из супермаркета. Обледенение происходит при полете в атмосфере с переохлажденными каплями воды. При обледенении перестают работать законы аэродинамики: самолет молниеносно тяжелеет, ухудшаются несущие свойства крыла, лайнер становится неуправляемым. Иногда может обледенеть и двигатель.

Авиация умеет бороться с этим явлением.

Наиболее сильное обледенение возникает у земли или даже на самой "бетонке". При опасности "замерзнуть" еще в аэропорту (снег, дождь при минусовой температуре, иней, гололед) самолет перед вылетом обязательно обрабатывают противообледенительной жидкостью. Обливают все: крылья, хвост, стабилизатор.

- Если меня облили жидкостью, которая эффективна в течение получаса, а я прорулил по аэродрому и простоял перед полосой дольше, то я не полечу. Я вернусь и снова обольюсь! - уверяет наш консультант. - И пусть пассажиры матерят авиакомпанию и "честят по маме" командира. Жизнь дороже!

В воздухе обледенение менее вероятно, но если возникает, то более интенсивно. Здесь уже работает экипаж: запускает противообледенительную систему, обдающую замерзшие части горячим воздухом. Когда-то с этой бякой боролись, поливая корпус чистым спиртом. На борт поднимали до 200 литров этой бесценной жидкости и брызгали на стекло, как на автомобиле: перед лобовым стеклом стоял бачок и спецрычажок.

Если противообледенительная система не справляется, то пилоты покидают опасную зону облачности.

- Разворачиваемся и улепетываем так, чтобы пятки сверкали! - признается Кочемасов.

Полет идет нормально, если:

При рулении вы чувствуете вибрацию и скрип колес. Это выпускаются закрылки-предкрылки, проверяются гидросистема и тормоза. Закрылки двигаются для того, чтобы увеличить подъемную силу. После взлета они убираются обратно. Перед посадкой снова выпускаются.

При запуске двигателей освещение и кондиционеры резко выключились, а потом включились. Это источники питания переключились от внешнего генератора к генератору на борту.

После взлета под полом что-то стучит и скрипит - это убираются шасси.

После взлета и перед началом снижения двигатель работает тише. Это уменьшилась тяга двигателей - так и должно быть.

Во время болтанки крыло "машет". Все в порядке - крылья лайнера гибкие и проектируются с расчетом на турбулентность.

В иллюминаторе что-то мигает. Это работают проблесковые маячки, установленные на крыльях. Часто их свет отражается от облаков, создавая иллюзию молнии.

После приземления раздается "задувающий" звук - это реверс тяги двигателя при помощи струи воздуха замедляет бег самолета.

Приземлившись, самолет резко тормозит и вибрирует. Чем короче полоса, тем резче остановка.

В дождь самолет "шмякается" о бетон - жесткая посадка обеспечивает лучшее сцепление с асфальтом. Вибрация - это срабатывает противоюзовое устройство, которое предотвращает скольжение.

А в это время

Разгорается скандал: австралийские стюардессы увидели в Интернете постеры с обнаженными девушками в салоне самолета и оскорбились. Бортпроводницы с Зеленого континента считают, что подобное фото вызывает всплеск насилия по отношению к работницам авиатранспорта, т. к. некоторые пассажиры начинают воспринимать их как сексуальный объект.

Авторство фото приписывают одной из российских авиакомпаний, но ее руководство категорически отказывается признать этот факт.

Кто же на самом деле сделал и вывесил в Сети скандальные ню, до сих пор неизвестно.

На взлете экипаж читает "молитву".

Что для вас самое неприятное в полете: взлет, посадка или турбулентность? А некоторые — ¼ всех пассажиров авиалайнеров, вообще боятся летать. Эта фобия называется аэрофобия.

Но, у одних боязнь связана с самой высотой и отсутствием твердой почвы под ногами, а другие дрожат при первых признаках турбулентности. И по этим причинам готовы по несколько дней трястись в поездах и автомобилях, отправляясь на отдых.

Что такое турбулентность?

Это сильное покачивание самолёта в воздухе, которое возникает при полёте из-за определенных видов облаков. Беспорядочные потоки воздуха, та самая "болтанка", может возникать, потому что воздушные потоки часто меняют свое направление и это может быть связано с некоторыми факторами:

  • Изменение атмосферного давления.
  • Различная температура встречаемых воздушных масс.
  • Струйное течение воздуха.
  • За горами воздух выталкивается на высоту.

При попадании в воздушную яму самолет резко опускается на несколько метров вниз. В этот момент пассажиры могут испытать на себе свободный полет, в точности, как космонавты. Только длится это совсем недолго, обычно не превышает секунды. Ощущение попадания самолета в воздушную яму можно сравнить с тем, что при ходьбе делая очередной шаг, вы не заметили, что поверхность земли оказалась ниже.Это происходит из-за разности плотности и скорости воздушных потоков. Самолет, пролетая границу между быстрым и медленным потоком, рискует попасть в воздушную яму.

Турбулентность – это не страшно?

Главный миф: турбулентность опасна, очень просто развенчать одним предложением. Со времени начала воздушных перевозок от явления турбулентности не произошло ни одной катастрофы со смертельными исходами. Современные самолеты спроектированы так, чтобы выдерживать подобные нагрузки. ⠀

Если турбулентность сильная, советуем не паниковать и выполнять все предписания Командира воздушного судна и бортпроводников. Ситуация, конечно, неприятная, но бояться ее не стоит.

Полностью избежать турбулентности не получится, это факт. Но знания об этом явлении успокоят и добавят вам смелости в полете.

Факты про турбулентность

Пересечение горных хребтов всегда вызывает бурные колебания воздушных масс. Возможно, вы и не догадывались, что явление турбулентности возникает не только в воздухе. Она касается всех газов и жидкостей.

А рыбы, следуя простым законам физики, легко добавляют себе скорости, лихо маневрируя хвостом и плавниками между морскими завихрениями.

Сколько авиакатастроф случилось из-за турбулентности?

За 120 лет истории авиации не было ни одной авиакатастрофы, причиной которой бы была турбулентность. Однако 30% людей, страдающих аэрофобией, считают её основной причиной крушений.

Турбулентность может появиться ниоткуда

Вот и бывают случаи: вдруг начало трясти в самолете. Тут вся надежда на мастерство пилота. Основное время в полете самолетом управляет автопилот. В случае сильной турбулентности, любой опытный летчик выведет лайнер из этой области, взяв управление на себя.

Безопасность полета

Что вызывает турбулентность? Все большее влияние на перепады давления и температуры в воздухе оказывает глобальное потепление климата. А его, к сожалению, очень трудно как-то контролировать и сдерживать.

Пилоты имеют доступ к последним метеорологическим данным о местонахождении и силе ближайших районов турбулентности. Траектории полета сверяются и прокладываются, по возможности, вне таких зон.

Пересечение горных хребтов всегда вызывает бурные колебания воздушных масс. И при пересечении границы океан – суша или наоборот.

Если ваш маршрут пролегает над такими районами, то избежать качки не получится.

Как снизить колебания и тряску в воздухе

Полет — неестественное состояние человека, поэтому незначительный страх перед ним нормален. В этом случае на будущего пассажира может благотворно повлиять изучение данных о том, что самолет — это один из самых безопасных способов перемещения.

Что делать во время турбулентности

Как сохранять спокойствие во время турбулентности

  • Следует пристегнуться во время тряски.
  • Не паниковать, этим вы провоцируете нервозность среди других пассажиров.
  • Имейте на такой случай интересный фильм или музыку на гаджете, он поможет отвлечься и не реагировать на тряску в воздухе.
  • Ноги лучше поднять повыше от пола. В этом случае вибрация ощущается меньше.
  • Выполните дыхательные упражнения, они успокоят. На 4 счета — вдох, а на 8 – выдох. Повторить 5-6 раз.

Марк Аврелий говорил: “Если не можешь изменить обстоятельства, измени свое отношение к ним”. В этом случае золотое правило жизни точно работает. От вашего волнения и переживаний турбулентность никак не пропадет. Поэтому помечтайте о скором отпуске и отвлекитесь, а пилоты знают свою работу. Приятного Вам полëта!


Невозможно совсем избежать ощущения турбулентности, но некоторые места в салоне могут немного снизить интенсивность этого ощущения. Забронируйте место заранее и обсудите ваши проблемы с персоналом, который поможет вам получить удобное место, где в самолете меньше трясет.

Страх перед полетом

Когда происходит турбулентность?

Когда быстро меняющиеся воздушные движения попадают в самолет, возникает турбулентность. Это обычно происходит, когда самолеты проходят над горами или даже большими зданиями, поскольку поток воздуха в этих местах неравномерный. Это также может произойти, когда самолет проходит рядом с грозой или другим типом нестабильной воздушной массы. Турбулентность, как правило, хуже всего при взлете и посадке, потому что воздушный поток на более низких высотах более шаткий.

Классификация турбулентности

Облака - одна из причин турбулентности

Турбулентность подразделяется на легкую, умеренную и сильную.

1. Легкая турбулентность - незначительные, неустойчивые изменения высоты или положения:

  • жидкости дрожат, но не выплескиваются из чашек;
  • тележки могут легко маневрировать;
  • пассажиры способны почувствовать легкое напряжение от ремней безопасности.

2. Умеренная турбулентность. Изменения происходят из-за высоты или положения, но с большей интенсивностью, чем легкая турбулентность. Самолет остается под контролем все время:

  • жидкости выплескиваются из чашек;
  • трудно ходить или стоять, не балансируя и не держась за что-либо, с тележками трудно маневрировать;
  • пассажиры испытывают определенную нагрузку на ремень безопасности.

3. Сильная турбулентность. Большие, резкие изменения высоты. Обычно вызывает большие колебания воздушной скорости:

  • предметы падают;
  • ходьба невозможна;
  • пассажиры насильно прижаты к ремням безопасности.

Почему самолет трясет в облаках?

Краткий ответ - из-за турбулентности.

Пилоты следят за турбулентностью с помощью специальных радаров, а не просто глядя в иллюминатор самолета. При взлете или посадке турбулентность наиболее заметна, когда самолет спускается через слой облаков. Для пилотов облака - это элементы, которых они стараются избежать. Облака, как правило, создают зоны низкого давления вокруг себя, и это может привести к тому, что объект будет немного перемещен. Это более очевидно в случае больших грозовых облаков.

Могут ли пилоты избежать турбулентности?

Пилоты избегают турбулентности

Давайте посмотрим на турбулентность. Есть много разных причин, по которым гладкий воздух становится турбулентным:

  • Конвективная деятельность внутри и вокруг гроз создает турбулентный воздух.
  • Ротационный воздух, проливающийся над горами, может быть турбулентным.
  • Воздух, через который пролетел другой, более тяжелый самолет, может быть турбулентным из-за оставшихся позади вихрей, которые выходят из кончиков крыльев.
  • И переход в/из очень компактного струйного потока может быть турбулентным.

Таким образом, пилоты избегают турбулентности, когда это возможно.

Выбор лучших мест, где в самолете меньше трясет при турбулентности

Разметка лучших и худших мест

Оказывается, можно несколько смягчить неприятные моменты, правильно выбрав место. Лучшие места в самолете для снижения интенсивности турбулентности - это те, которые расположены непосредственно в зоне крыльев самолета. Обычно это где-то между рядами 10-м и 30-м, но уточните у вашей авиакомпании расположение рядов, поскольку они различаются в зависимости от самолета.

Причина тряски в разных частях салона

Почему в хвосте самолета трясет сильнее? Крылья самолета удерживают его в плавном движении, в то время как хвост самолета может качаться больше. Разница незначительна, но если вы сидите в середине или в передней части, это означает, что вы будете меньше подвержены турбулентности. Это может помочь вам чувствовать себя более комфортно как физически, так и психологически.

Прежде чем лететь

Чтобы получить желаемое место на рейс, забронируйте его не позднее, чем за несколько недель, и укажите номер кресла при бронировании. Если у вашего рейса есть свободные места, зарегистрируйтесь онлайн и прибудьте в аэропорт заранее, чтобы вы могли быть в первой волне пассажиров, заходящих в самолет.

Если у вас медицинское состояние, которое требует специальных мест для сидения во избежание турбулентности, обратитесь к сотрудникам аэропорта перед выходом на посадку и спросите о том, чтобы зарезервировать одно такое.

Дополнительные советы

Бортпроводники придут на помощь

Когда вы садитесь на свой рейс, проинформируйте бортпроводников о своих страхах и позвольте им помочь вам найти место, где вы почувствуете себя наиболее комфортно. Журнал, рассказ или книга головоломок могут быть приятными отвлекающими моментами во время взлета и посадки, а в остальное время вы можете включить электронные устройства, такие как наушники или ноутбуки, чтобы развлечь вас.

Чтобы минимизировать нервные переживания, не смотрите в иллюминатор самолета. Помните, что самолеты могут выдержать гораздо больше, чем небольшая турбулентность, которую вы, вероятно, будете ощущать на протяжении всего полета, и полет безопаснее, чем вождение.


9 способов получить лучшее место

2. Купите билеты заранее. Количество мест, доступных для предварительного резервирования, уменьшается по мере приближения даты поездки. Если вы не можете купить билеты по крайней мере за несколько недель, не забудьте зарегистрироваться онлайн как можно раньше, чтобы выбрать место, или приедьте в аэропорт заранее, если онлайн-регистрация недоступна.

Выбор лучших мест

4. Выберите лучшее место в самолете, когда вы бронируете. Большинство веб-сайтов авиакомпаний и систем бронирования позволяют вам выбрать место при покупке билета или вернуться к бронированию после первоначальной покупки и сделать выбор места позже. Во многих случаях этот процесс является бесплатным, но некоторые авиакомпании добавляют дополнительные сборы, чтобы заранее выбрать место. Если вы не видите подходящего вам места, рассмотрите возможность возврата к бронированию по мере приближения даты поездки, чтобы узнать, открылось ли что-нибудь за это время.

5. Подтвердите свое место при регистрации. Большинство авиакомпаний разрешают пассажирам зарегистрироваться онлайн за 24 часа до вылета. В этот момент вы можете подтвердить место, которое вы уже выбрали, или даже подобрать лучшее.

6. Если есть сомнения, спросите. Как только вы доберетесь до аэропорта, спросите, открылись ли новые места. Если другие пассажиры повышают уровень до бизнес-класса или не появляются на рейсе, вам может повезти, и вы получите лучшее место, где в самолете меньше трясет.

8. Держите агента в курсе. Если у вас есть инвалидность или заболевание или вам нужно сидеть рядом с маленькими детьми, сообщите об этом агенту. Большинство сделает все возможное, чтобы удовлетворить вас.

9. Доброта имеет значение. Подходите к агентам авиакомпаний с вежливостью. Они слышат жалобы и требования весь день. Относитесь к ним как к профессионалам, и они могут вас удивить.

Читайте также: