Персей и андромеда описание картины

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Персей, сын Зевса и Данаи, убивает морское чудовище, полонившее красавицу царевну Андромеду, и освобождает ее.

Рубенс обращается к античному миру, чтобы запечатлеть мужественный героизм и вечную женственность. Как чудесны голубоватые тени на розовеющей белизне нежного тела пленницы со стыдливо опущенными глазами и как обаятелен в своей легкой победной поступи юный герой!
А над ним сияющая богиня славы.

Маленькие амуры держат за уздцы крылатого коня Пегаса, быть может, самого прекрасного коня, когда-либо рожденного кистью художника.

А кисть эта создает здесь красочную гамму, которая своими переливами, воздушной прозрачностью, незаметно переходящей в самые глубокие, насыщенные тона, сливающиеся в едином полноцветном потоке, вероятно, ставит Рубенса наряду с Тицианом выше всех колористов Италии и Фландрии.

Фламандское искусство - это прежде всего Рубенс и еще раз Рубенс. Хотя одновременно во Фландрии были другие выдающиеся художники, они все мыслятся как "круг Рубенса", "школа Рубенса", как планеты, вращающиеся вокруг солнца Рубенса.

XVII и XVIII века знали нескольких художников - баловней счастья и любимцев фортуны (по крайней мере, такими они рисуются, судя по известным фактам их биографий). Они неизменно пожинали восторги, их окружала прижизненная слава и почет. Из этих редких процветающих счастливцев, вероятно, самым счастливым и процветающим был Рубенс.

В целом творчество Рубенса может быть разделено на следующие три этапа: ранний — до 1620 г., зрелый — с 1620 до 1630 г. и поздний, охватывающий последнее десятилетие его жизни. Особенностью творческого развития Рубенса было то, что переход от одного этапа к другому происходил постепенно, без резких скачков.

Как истинный художник барокко, Рубенс изображал обнаженные и полуобнаженные тела в сильном, возбужденном движении и, где только возможно, вводил мотивы схватки, борьбы, погони, напряженных физических усилий. "Смешались в кучу кони, люди" — так почти во всех больших заказных картинах Рубенса. Идет ли охота на кабана или вакхический пир, сражаются ли амазонки, мужчины ли преследуют женщин или женщина мужчину — всюду азарт борьбы, напряжение сил, то кипучее брожение материи.

Дмитриева Н.А Краткая история искусств, том 2, 1990

убенса можно смотреть только в подлиннике: оценить Рубенса - значит оценить его действительно прекрасную, сочную, сияющую и сквозистую живопись, его теплый, как живое тело, колорит. У него нет глухих теней — все светится. Он накладывал краску в тенях жидким прозрачным слоем, так что сквозь нее просвечивал теплый красноватый подмалевок, а освещенные места писал пастозно, то есть более густо, но переходы между тенью и светом не резки: все артистически обобщено и приведено в светоцветовую гармонию. Еще для Рубенса характерно письмо длинными, волнистыми, идущими по форме мазками: например, какую-нибудь вьющуюся прядь волос он пишет одним движением кисти. В живописном почерке Рубенса так много свободного артистизма, что его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят легкими, исполненными своеобразной грации.

Все это можно почувствовать перед "Персеем и Андромедой" в Эрмитаже. Женскую наготу Рубенс писал с особенной маэстрией. Нагота Андромеды, как вообще у Рубенса, далеко не классична: северные художники так никогда и не научились "античным" строгим и чистым линиям и пропорциям итальянских Венер. Они писали своих отечественных красавиц — пышных, широкобедрых и дебелых. Рубенс отходил от классического типа красоты сознательно: он говорил, что не стоит раболепно подражать античным статуям, "ибо в наш век, полный заблуждений, мы слишком далеки от того, чтобы создать нечто им подобное", и добавлял, что человеческие тела теперь, увы, сильно отличаются от античных, "так как большинство людей упражняют свои тела лишь в питье и обильной еде".

Все же Андромеда Рубенса прекрасна. Ее нежное тело, кажется, излучает свет. Обычное для Рубенса насыщение золотистых тонов кожи красноватыми оттенками в тенях здесь еще усилено рефлексами от красного плаща Персея — картина напоена тонами румяной зари. В ней нет чрезмерного нагнетания движения, она относительно спокойна, даже лирична; подвижность вносят главным образом амуры, которые стягивают с Андромеды золотое покрывало, показывая ее Персею во всей прелести наготы, помогают Победе, венчающей Персея, заигрывают с его крылатым конем.

Эти шаловливые амуры — "путти" — начиная с позднего Возрождения и особенно в XVII и XVIII веках неизменно населяют композиции на мифологические сюжеты, а иногда фигурируют и в роли ангелов, окружающих мадонну. Кажется, художники просто не могли обходиться без этих голеньких детей с крылышками, порхающих, играющих, кувыркающихся и во все вмешивающихся. Наивно-лукавые амуры хлопочут около действующих лиц, сочувствуют, иногда поддразнивают и позволяют себе различные проказы. Через них события получают оттенок игры, освещаются светом какого-то беспечно-легкого восприятия, отделяющего "радостное искусство" от "серьезной жизни".

Из сборника "Интересный репортаж о походе в Эрмитаж". Экскурсия по Эрмитажу для детей и взрослых.

Персей освобождает Андромеду, Рубенс, Питер Пауль (Пьетро Пауло). 1577-1640, Фландрия, около 1622 г., холст (переведена с дерева), масло
Поступила в 1769 г. приобретена из собрания графа Г. Брюля в Дрездене


Мифа древнего сюжет
Выбран за основу.
Должна стать одной из жертв
Чудища морского

Андромеда, кто была
Дочерью Кефея,
Эфиопского царя,
И Кассиопеи.

И прикована к скале,
Монстру на съедение,
Ждет она в гнетущей мгле
Страшного мгновения.

В этот миг Персей- герой,
Победив Горгону,
Летел в небе над горой,
Славой вдохновленный.

К девушке спустился он
На коне крылатом.
Красотой ее пленен,
С чудищем проклятым

Вступил в схватку и убил
Монстра он бесстрашно,
Девушку освободил
Богатырь отважный.

На картине видим миг,
Как застыл монстр в камне,
Лицезрев Медузы лик,
И оковы спали.

За руку Персей берет
Юную царевну.
Час триумфа настает
Славный, задушевный.

Венец лавровый ему
Ника возлагает,
Сыну мужественному
Зевса и Данаи.

Андромеду показал
Рубенс пышнотелой.
В ней фламандский идеал
Передать хотел он.

Лица милые черты
Тело белоснежно,
И румянцем налиты
Щеки алым, свежим.

Девушка обнажена,
Кудри золотисты,
И немного смущена
Этой встречей близкой.

Вся воздушна и светла,
Чудная, как фея,
Контрастирует она
С силою Персея.

Со сверкающим щитом,
Он в стальных доспехах,
Светом славы окрылен,
Храбростью, успехом.

Ноги сильно изогнул,
Мощная фигура,
Плащ пунцовый подчеркнул
Страстную натуру.

Богатырь изображен
С множеством деталей:
Щит зеркальный держит он,
С крыльями сандалии,

Амур маленький едва
Держит шлем Аида,
И Горгоны голова
Устрашает видом.

От копыт земля дрожит,
Конь под стать герою,
И повержено, лежит
Чудище морское.

Смысл картины – оптимизм,
Силы зла падение.
Побеждает героизм
И любви рождение.

Действительно, не стоит даже долго всматриваться в эту картину, как ты сразу же ощущаешь глубокую динамику этой истории, которая

берет свое начала из древних мифов Греции. Истории о греческих богах, великих подвигов героев и прочим, всю жизнь пленило внимание Рубенса, следствием чего мы можем наблюдать такие прекрасные шедевры.

Правда, стоит сказать что Рубенс, каждую историю и миф интерпретировал по-своему. Как, например, в этой картине мы видим, как героические людские качества побеждают темные силы. Естественно в центре картины жизнеутверждающе стоит главный герой, персей.

Над ним парит богиня Славы, как и должно, быть со всеми доблестными героями. Довольно трепетным моментом является нежное прикосновение Персея к Андромеде,

Достаточно интересен тот факт, что Рубенс, запечатлел Андромеду, как это ни странно не идеальной красавицей античного времени, а как девушку с довольно пышными формами и с рыжими волосами. Практически все в этой картине просто кричит и воспевает, силу, здоровье, мощь и красоту. Взять, к примеру, могущественного коня-пегаса, который будто еще не отдышался после боя и жадно глотает и выдыхает воздух.

В этой работе нельзя не изумляться от безупречной, идеальной и мастерской игрой с синим, красными оранжевым цветом. Мастерство в написании обнаженного тела, выше всяких похвал.

Человеческое тело имеет настолько реалистичные цвет, что при правильном освещении, все герои на картине оживают и приводятся в движение в один миг.

Персей и Андромеда. Менгс.

Персей и Андромеда. Рубенс.

Персей и Андромеда. Рубенс.

Сравнение работ

И у Рубенса и у Менгса в картинах представлены одни и те же персонажи: Персей с крылатым конем Пегасом, Андромеда, Амур и побежденное морское чудовище на переднем плане. Боготворивший античное искусство Менгс создает на своих холстах живописные подобия статуй из мрамора.

Описание фигур

Атлетичный и красивый Персей похож на статую Аполлона Бельведерского. Поза и движение, в котором замерла Андромеда отсылают нас к рельефу античных времен. Герои Менгса совершенны, но холодны; картина Рубенса насыщена тончайшими оттенками цвета, а герои естественны и прекрасны в проявлении своих чувств.

Персей и Андромеда. Фрагмент.

Персей и Андромеда. Фрагмент.

Судьба картины

Эта картина была создана Менгсом в Риме. В дальнейшем, после её отправки заказчику (из Англии) начался её трудный путь. Судно, на котором транспортировалась картина было перехвачено разбойниками, которые продали её в порту Испании морскому министру. Затем, в 1780 году, она была приобретена для собрания императрицы Екатерины II.

Персей и Андромеда. 1612-1621 - 99,5 x 139 смДерево, маслоБароккоНидерланды (Фландрия)Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж

Рейтинг: 5 / 1 голос Пожалуйста, оцените это изображение

Комментарии

Рубенс, которому сила вдохновения открыла как будто все тайны гармоничного сочетания красок и все могущество рисунка, - один из величайших живописцев не только своего времени, но и веков позднейших. Художественная плодовитость его была баснословной, исчерпывающий каталог его произведений составить просто невозможно. Его творчество не оставляет никого равнодушным вот уже около 400 лет. У него столько же страстных поклонников, сколько и хулителей, которые обычно видят в нем лишь певца чувственных радостей и наслаждений, увлеченного только цветущей красотой обнаженного женского тела.

В этой картине Персей выступает как триумфатор, крылатая богиня Виктория (Слава) с пальмовой ветвью и лавровым венком в руках венчает победителя. Апофеоз Персея становится торжеством жизни, уже ничем не омрачаемой, прекрасной и радостной. Напряженная внутренняя динамика каждой линии, каждой формы, их нарастающий ритм достигают здесь исключительной выразительности . И гордый конь, дугой выгнувший шею, широко разметавший свои крылья и еле сдерживаемый маленьким амуром, и стремительно летящая богиня Славы в своих развевающихся одеждах, и шагнувший вперед Персей - все они как бы притягиваются фигурой Андромеды, склонившейся навстречу своему спасителю. Светлое пятно ее тела - доминирующий центр всей картины.

Рубенс написал две картины на этот сюжет. Второй вариант, исполненный им почти одновременно с первым, сейчас находится в Берлинском музее. Кроме того, та же самая композиция была повторена им, в увеличенном виде, на фасаде его дома в Антверпене.

Читайте также: