Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю у покрытосеменных растений происходит

Обновлено: 07.07.2024

На этом уроке продолжим изучать процессы, которые характерны для растительного организма. Остановимся подробнее на передвижении веществ и испарении воды. Узнаем, почему происходит листопад, и как прорастают семена.

План урока:

Испарение воды растениями

Растение потребляет из земли минеральные соли, растворенные в воде. Вода требуется для перемещения питательных элементов. Наконец, она нужна для создания органических веществ. Большая же часть воды испаряется листьями растений.

Убедиться в том, что совершается процесс испарения воды у растений очень легко. Возьмем любое растение и введем один из ее листьев, не отрывая его, в чистую сухую прозрачную емкость. Прикроем ватой отверстие емкости и поместим ее на какую-либо подставку. Польем растение теплой водой, оставим его на свету.

Уже через несколько часов на внутренней стенке колбы можно будет видеть капельки воды. Эту воду выделил лист в виде пара. Пар сгустился в капельки воды на стенках колбы.

Опыт показывает, что у растений посредством листьев происходит испарение воды.

Растительный организм способен испарять значительное количество воды, причем у каждого вида по-разному.

Огромную роль в испарении воды играют устьица. Давайте вспомним строение устьиц, для того, чтобы определить какую роль они играют в жизни растений.

Каждое устьице состоит из двух замыкающих клеток, между которыми находится щель. У очень многих растений устьица расположены с нижней стороны листа, но не у всех. Познакомимся на рисунке.

Устьица в жизни растений играют роль форточек, через которые клетки мякоти листа сообщаются с окружающей средой.

Испарение воды во многом зависит от состояния устьиц и условий внешней среды.

Так, днем, на свету, устьица обычно открыты, и испарение идет более активно. Ночью же температура обычно понижается и устьица закрываются. Роль устьиц заключается в регулировании испарения воды у растений. К примеру, в засушливую погоду, когда у растений бывает недостаток влаги, устьица закрываются, и испарения не происходит, так как она необходима для других процессов. И, наоборот, в дождливую погоду, при избытке воды, испарение будет интенсивным. Так проявляется зависимость испарения от условий окружающей среды.

Попробуем выявить, какое значение имеет испарение воды для растений?

Прежде всего, листья, испаряя воду, получают ее из корня и стебля. Вода перемещается и разносит растворенные минеральные соли к органам растений. Соответственно, испарение имеет большое значение в перемещении веществ по растительному организму.

Самое главное значение испарения воды в жизни растений – это предохранение от перегревания солнцем. К примеру, смочите руку и помашите ею – вода испаряется и рука охлаждается. Точно так же в результате испарения воды охлаждаются листья. Причем свою роль регуляторов здесь выполняют устьица. В жаркую погоду в лесу дотроньтесь до листьев деревьев, и вы почувствуете прохладу.

Таким образом, испарение воды в жизни растений имеет приспособительный характер.

Листопад

Еще одним приспособлением растений к снижению испарения воды осенью и зимой считается листопад. Какие же растения можно отнести к листопадным?

У громадного большинства растений листья живут одно лето, поэтому они получили название листопадные. Опадают листья в осенний период и приобретают при этом очень красивую окраску. Что же происходит в листьях в этот период времени?

Весеннюю окраску листьям обеспечивает хлорофилл, в этот период они зеленые. Осенью хлорофилл в листьях разрушается, и они постепенно меняют свою зеленую окраску на желтую, коричневую, оранжевую, красную – самых различных оттенков. Окраску осенних листьев обеспечивают различные пигменты: ксантофилл – пигмент желтого цвета, каротин – оранжевый пигмент, антоцианы – пигменты красного цвета.

Разрушение хлорофилла идет более быстрыми темпами на ярком свету, поэтому в пасмурную дождливую погоду листья дольше сохраняют зеленую окраску. С приходом теплой ясной погоды листья очень быстро приобретают осеннюю окраску.

Листопадные растения мы с вами можем встретить в лесу, парке, на аллеях. Они окружают нас везде, стоит нам выйти на улицу. Примером листопадных растений будут береза, ива, тополь, клен и многие другие.

Листопад является приспособлением к переживанию неблагоприятного времени года. Представьте себе, что наши листопадные растения остались бы на зиму с неопадающей листвой. Листья продолжали бы испарять воду, а добывание ее корнями прекратилось бы из-за промерзания почвы. В этих условиях растениям грозило бы высыхание и гибель.

Помимо этого, вместе с опадающими листьями из растительного организма удаляются находящиеся в листьях ненужные, а иногда и вредные вещества.

Как известно, среди деревьев и кустарников имеются растения, зимующие с зеленой листвой, – сосна, ель, можжевельник и другие. Эти растения получили название вечнозеленые.

Вы уже знаете, что листья этих вечнозелёных растений имеют вид хвоинок и испаряют очень мало влаги. Однако хвоя этих деревьев не вечна. Отрастая каждую весну, она держится у сосны 3–4 года, у ели 6 – 9 лет и более, а затем желтеет и опадает.

Однако, среди хвойных растений встречаются и листопадные виды. К примеру, лиственница в осенний период сбрасывает всю листву. С приходом тепла у нее появляются первые весенние листья – хвоинки.

Вечнозеленые растения встречаются не только у хвойных, но и у цветковых растений есть такие виды. К примеру, брусника, вереск, клюква считаются вечнозелеными кустарничками. Их листья мелкие и плотные, мало испаряют влагу, и поэтому под снегом сохраняются зелеными.

Брусника под снегом

Осенью в смешанном лесу можно встретить листопадные и вечнозеленые растения. Тогда в осеннем лесу можно любоваться не только красными, желтыми, оранжевыми красками, но и зелеными. Очень красив лес осенью! Многие поэты и художники в своих произведениях восхищаются осенним пейзажем.

Передвижение веществ в растении

Передвижение воды и веществ у растения начинается с всасывания корнем из земли питательных растворов. Эти растворы минеральных веществ не остаются в корне, а происходит их передвижение по стеблю.

Выясним, особенности передвижения воды и различных веществ по стеблю.

Возьмем веточку дерева и поместим ее в подкрашенную воду. Спустя сутки вынем ее и разрежем стебель вдоль. На срезе видно, что окрасилась древесина, а кора и сердцевина сохранились неокрашенными. Тогда передвижение воды и питательных веществ в растении осуществляется только по древесине. Здесь находятся длинные трубки, именуемые сосудами. Собственно по ним происходит передвижение воды и минеральных веществ.

Рассмотрим листья на вынутой ветке. Подкрашенная вода поднялась по черешку и жилкам и окрасила листья в красноватый цвет. Стало быть, передвижение воды и минеральных веществ происходит по стеблю и проникает к листьям. В жилках листа также есть сосуды, именно по ним и осуществляется передвижение воды и минеральных веществ.

Данный процесс в растительном организме можно использовать для получения различной окраски цветов. Так получают, к примеру, черную или синюю розу, то есть ту окраску, которая не характерна для данного вида. В магазине можно приобрести синюю орхидею, а через определенное время она потеряет окраску и станет белой.

Постепенное превращение синей орхидеи в белую

Давайте рассмотрим на опыте, как же получают цветы необычной окраски. Возьмем белые хризантемы и поместим их в окрашенную разными оттенками воду. В растении вода будет перемещаться по стеблю, и доходить до цветка, который окрашивается в определенный цвет. Этот опыт очень легко провести в домашних условиях, для этого можно использовать любые белые цветы.

По стеблю происходит перемещение и органических веществ. Как известно, они образуются из углекислого газа и воды в зеленых листьях при солнечном свете. Но мы можем обнаружить органические вещества и в корне моркови, и в клубне картофеля, и в семенах гороха, и в плодах яблони. Значит, образующиеся питательные вещества в листьях не остаются, происходит их передвижение по растению к различным органам.

По какой же части стебля происходит передвижение веществ у растений?

Это можно узнать из следующего опыта. Срежем ветку тополя или ивы. На некотором расстоянии от нижнего ее конца осторожно снимем с ветки кольцо коры. Если потом поместить ветку в воду, то через несколько недель выше вырезки коры образуется наплыв или утолщение. Через определенное время на этом утолщении формируются придаточные корни. Ниже вырезки, на ветке, корни или совсем не появляются, или вырастают очень маленькие. Очевидно, что кольцевая вырезка коры мешает передвижению органических веществ по стеблю.Органические вещества скапливаются выше вырезки в виде наплыва. Именно поэтому здесь формируются придаточные корни. Получается, что органические вещества перемещаются в стебле по коре.

Передвижение органических веществ по стеблю происходит ко всем органам растения: растущей верхушке корня, растущей верхушке стебля, к распускающимся листьям, завязывающимся плодам. За счет этих веществ осуществляется образование и рост органов растения.

В растительном организме происходит не только образование органических веществ, но и их запасание. У однолетних растений они откладываются только в плодах и семенах. А у двулетних и многолетних растений отложение происходит также в различных органах: у хрена – в корнях, у ландыша – в корневищах, у картофеля – в клубнях, у лука и чеснока – в луковицах, у капусты в кочерыге и листьях кочана.

У деревьев и кустарников запасы органических веществ откладываются на зиму в стеблях и корнях. Весною они притекают к распускающимся почкам и развивающимся из них побегам. Это процесс получил название сокодвижение. Наблюдать его мы можем, если увидим сломанную ветку березы или недавно спиленный пень. Вытекающий из растения сок называют пасока. В весенней пасоке, кроме воды и минеральных веществ, содержится сахар. Поэтому березовый сок имеет сладковатый привкус.

Прорастание семян

Цветковые растения рано или поздно образуют плоды и семена. Попадая в благоприятные условия, семена прорастают и дают начало молодым растениям.

Какие же условия необходимы семенам для прорастания?

  1. Наличие воды – одно из условий прорастания семян. Познакомимся на опыте.

Соответственно, для прорастания семян требуется влага. Она необходима для набухания семян, при этом происходит разрыв кожуры и появление зародыша. Влага кроме того нужна для растворения питательных веществ семени. Зародыш способен потреблять питательные вещества только в жидком виде.

Но семенам разнообразных растений нужно разное количество влаги. К примеру, семенам гороха необходимо столько же воды, сколько они весят сами, семенам пшеницы почти в два раза меньше, а семенам проса даже в три раза меньше.

  1. Для прорастания семян также важен воздух, рассмотрим это на опыте.

Потребность в воздухе у семян растений неодинакова. К примеру, семенам гороха и фасоли нужно немало воздуха, поэтому они не способны прорастать под водой. Семена риса наоборот, способны нормально развиваться под водой. Им нужно совсем немного воздуха, растворенного в воде.

  1. Условие необходимое для прорастания семян считается тепло.Различные растения относятся к теплу по-разному. Зерна хлебных злаков начинают прорастать при низкой температуре – +1,+2 0 С. Для зерен кукурузы нужна более высокая температура +10,+12 0 С. Высокая температура требуется тем растениям, родиной которых являются страны с жарким климатом. К примеру, родиной огурцов является Индия, поэтому для прорастания семян необходимо много тепла.

Внутри семени находится живой зародыш растения. Если ему дать необходимые условия – воду, кислород и тепло, он начнет усиленно дышать, питаться и расти. Семя от воды набухает, и кожура лопается. Зародышевый корень и стебель пробиваются наружу. Зародыш превращается в проросток.

Проросток – растеньице, развивающееся из зародыша при прорастании семян. Рост проростка происходит постепенно. В первое время питание проростка осуществляется за счет тех веществ, которые отложены в семени.

У фасоли, гороха, тыквы, то есть у двудольных растений, они находятся в семядолях; у пшеницы, кукурузы, большинства однодольных растений они находятся в эндосперме.

Затем появляется корешок, который укрепляется в почве и начинает всасывать воду и питательные вещества. Вслед за корнями начинает расти стебель с листьями. На поверхности почвы появляются всходы.

По мере роста проростка запасные вещества используются на питание, семядоли сморщиваются и отпадают.

Какие же семена прорастают? Доказано, что из более крупных семян появляются более мощные растения. Объясняется это тем, что в крупных семенах более крупный зародыш и больше питательных веществ.

Для посева пригодны только всхожие семена. У них живой зародыш, и при благоприятных условиях они могут прорасти и дать всходы. Поэтому семена обязательно проверяют на всхожесть.

Для этого отбирают 100 семян, обеспечивают им необходимые условия. У большинства растений семена проращивают в течение 7 дней. Если по истечении этого времени из 100 семян проросло 97, то всхожесть их составляет 97%. Остальные три семени не способны прорасти.

Подготовленные к посеву семена высеваются в разные сроки. От чего же зависит скорость прорастания семян? Определяется она степенью прогрева почвы. В зависимости от требовательности к теплу все растения подразделяются на холодостойкие и теплолюбивые растения. В первую очередь высевают ранние культуры – пшеницу, лен, ячмень, горох морковь и другие. Семена этих растений могут прорастать уже при +1…+3 0 С, а всходы их не страдают от весенних заморозков. Эти растения считаются холодостойкими.

Другие растения, к примеру, кукурузу, просо, томат, сеют в более поздние сроки, когда наступит теплая погода. Это требовательные растения к теплу, привезенные из южных стран.

При посеве семена разных растений заделывают в почву на различную глубину.

Так, семена моркови мелкие, поэтому их сеют на глубину 1-2 см, а более крупные семена кукурузы – на 6-8 см и глубже.

Все вышеперечисленные условия имеют большое значению для получения хорошего урожая.

В статье дан материал о передвижении минеральных и органический веществ, о местах запасания веществ в растениях.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_peredvizhenie_po_steblyu_veshchestv.doc 121 КБ

Предварительный просмотр:

Бреклева Марина борисовна учитель биологии МОУ Яхромская сош №3

Тип урока : урок изучения нового материала.

Методы обучения: наглядный, практический, поисковый, проблемный

Цель урока: на основе знаний о строении побега, стебля сформировать представления о процессе переноса веществ в растении.

  1. сформировать представление об особенностях транспорта веществ в растении и его биологическом значении;
  2. показать соответствие строения органа растения или его частей выполняемым функциям.
  3. показать роль древесины и луба в транспорте веществ, используя опыты, подтверждающие передвижение минеральных и органических веществ в растительном организме;

развивающие: : продолжить формирование умений

- проводить анализ, синтез, сравнение; - работать с натуральными объектами; - решать проблемные задачи; - работать с рисунками;

1. воспитывать положительную мотивацию к учёбе;

2. осуществлять на уроке экологическое воспитание школьников

Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся : индивидуальная, фронтальная, групповая.

- для ЛР: лупы, пинцеты, продольный и поперечный срезы побега тополя, инструктивная карточка;

Планируемые результаты. Учащиеся должны знать:

  1. способы переноса питательных веществ;
  2. роль древесины и луба в транспорте веществ;
  3. значение передвижения веществ в жизни растений.

I. Ориентировочно-мотивационный этап

Здравствуйте, меня зовут …

Обратите внимание на оборудование, которое есть у вас на столах: ножи, веточки для Л.р. и приложения в файле, которыми предлагаю вам активно пользоваться на уроке. А также на столах вы видите для каждого из вас листочек с Д/З.

Настрой на работу: дерево эмоций. На ветках дерева лица с различным выражением эмоций. Учитель: Предлагаю вам выбрать лицо, эмоция которого будет помогать работать на уроке (эмоция радости). Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь.

Давайте начнём наш урок с закладки опыта. У меня в руках букетик тюльпанов. Вы видите, что они одинаковые по цвету, размеру. Они сегодня будут нашими помощниками. Я поставлю их в стаканы и создам им разные условия. А в конце урока они помогут нам ответить на главный вопрос.

Слайд 3. Учитель: американский натуралист Винсон Браун сказал, “…накопление знаний подобно росту дерева…” , и я надеюсь на то, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из вас прирастёт новой веточкой знаний о совершенно удивительном явлении в жизни растений – передвижении веществ.

II. Актуализация опорных знаний обучающихся.

Сегодня мы будем опираться на знания, которые вы получили на предыдущих уроках. Давайте проведём биологическую разминку.

Задание 1: назвать общим понятием

- Корень, побег, цветок, на месте которого образуется плод с семенами ( органы растения )

- Стебель, листья, почки ( части побега )

- Покровная, проводящая, основная, механическая, образовательная ( ткани растений )

1. Какие процессы происходят в клетках растений?

Задание 2 : привести в соответствие (найди пару)

Их участие в процессах жизнедеятельности

Зелёный пигмент, находящийся в хлоропластах и способный улавливать солнечную энергию.

Газ, необходимый живым организмам для дыхания

Газ, который участвует в образовании глюкозы.

Неорганическое вещество – растворитель, которое участвует в образовании глюкозы

Газ, выделяющийся при дыхании живых организмов

Органическое вещество – хорошо растворимый в воде углевод - образующееся в процессе фотосинтеза

Органическое вещество – углевод, плохо растворимый в воде, которое откладывается про запас.

Газ, выделяющийся в процессе фотосинтеза

Постановка учебной задачи. Вопрос . Ещё раз прочитайте внимательно вывод и скажите, с чем нам следует познакомиться?

Учебная задача : узнать, как передвигаются вещества в растении.

Ребята, как вы думаете, как передвигаются вещества в растении. Ваши гипотезы. В конце урока мы посмотрим, кто же окажется прав?

III. Изучение нового материала.

Организация учителем деятельности учащихся по изучению

передвижения минеральных веществ по стеблю

Вопрос. Какая часть побега играет ведущую роль в передвижении веществ по растению? ( Стебель )

Цель: определить путь движения веществ по стеблю

  1. С помощью лупы рассмотрите продольный и поперечный разрезы побега ивы
  2. Путём рассуждений, установите направление движения воды и растворённых в ней веществ (каких) Установите, какой слой стебля окрасился.
  3. Сделайте рисунки срезов побега ивы, подпишите название слоя стебля, по которому передвигаются растворённые в воде минеральные вещества. Для определения названия слоя рассмотрите в учебнике на с. 163 рисунок 130 опыта,… найдите в тексте на с. 162 название клеток этого слоя.
  4. Сделайте вывод о передвижении данных веществ в растении с использованием знаний о растительных тканях.

Предполагаемый вывод : минеральные вещества, растворённые в воде, передвигаются от корня по стеблю к другим частям побега по сосудам древесины (восходящий ток)

Например, у эвкалиптов, растущих в Австралии, вода поднимается на высоту до 100м.

- Какая сила заставляет вещества перемещаться в нужном направлении на необходимое расстояние? ( корневое давление ) КОРНЕВОЕ ДАВЛЕНИЕ , давление в проводящих сосудах корней, обеспечивающее передвижение воды и растворённых в ней минеральных веществ к надземным органам растения. Возникает за счёт разницы осмотического давления в клетках корня и почвенного раствора.

Значит: На процесс передвижения веществ оказывает влияние корневое давление и испарение.

Корневое давление хорошо заметно весной (при сокодвижении) например, у березы

Ребята, а кто из вас пробовал берёзовый сок?

Когда? В какое время года? А как его добыть?

Чем отличается березовый сок от обычной воды?

Как вы считаете, если все мы будем неограниченно брать у дерева сок, какой вред ему мы можем нанести?

А ведь береза – это дерево-символ России. Русская красавица. Белоствольная, величавая.

Что надо сделать, чтобы не навредить дереву?

Слайд 9. + видеофрагмент

Организация учителем деятельности учащихся по изучению

передвижения органических веществ по стеблю

Ставится проблемный вопрос . Как осуществляется передвижение органических веществ?

Вопрос . Назовите известное вам место образования органических веществ? (листья)

Учащимся предлагается посмотреть анимационный ролик (Мультимедийное учебное пособие. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. «Движение воды и органических веществ) и ответить на вопросы. Рекомендуется при просмотре обратить внимание на направление движения растворённых органических веществ .

Вопросы к анимационному ролику

1. Куда перемещаются углеводы, образовавшиеся в листьях в процессе фотосинтеза?

2. По каким клеткам проводящей ткани они доставляются к месту назначения?

3. Что происходит с глюкозой при поступлении к месту назначения?

4. Каково направление перемещения органических веществ в растении?

5. Сделайте вывод о передвижении органических веществ в растении. (давайте ещё раз посмотрим фрагмент)

Предполагаемый вывод : органические вещества, растворённые в воде, передвигаются от листьев и запасающих органов по стеблю к другим частям побега по ситовидным трубкам луба.

Ребята, давайте обратим внимание на рис.133 с.164 учебника. На стебле комнатного растения (драцены, фикуса или других) осторожно сделали кольцевой надрез. Удалим с поверхности стебля кольцо коры и обнажили древесину. Окольцевав ветку, мы перерезали ситовидные трубки.

Почему выше кольцевого надреза появилось утолщение в виде наплыва? Какие вещества там скапливаются?

Какие корни образовались в этом месте? Почему?

(На поверхности свежего среза у растения всегда образуется раневая пробка. Клетки , находящиеся под раневой пробкой, энергично делятся. Они используют питательные органические вещества, скопившиеся перед кольцевым надрезом. Вскоре возникает кольцеобразный наплыв, заживляющий рану. Из наплыва развиваются придаточные корни, а у некоторых растений — и почки.)

- Каково практическое значение знаний о транспорте веществ в растении?

Вопрос для работы в паре. Ребята, обсудите в паре ответ на вопрос: как можно защитить плодовые деревья, например яблони, зимой от грызунов. Слайд 12.

Грызуны часто наносят коре деревьев серьезные повреждения. Чтобы избежать таких повреждений, садоводы на зиму обвязывают стволы молодых деревьев колючими ветвями ели, толем и другими защищающими ствол материалами.

Физминутка способствует улучшению мозгового кровообращения (выполняется в положении “стоя”)

1. И.п. – о.с. 1 – руки в стороны. 2 – повернуть кисти ладонями кверху, голову наклонить назад. 3-4 – руки расслабить и опустить вниз, голову слегка наклонить вперёд. Повторить 4-6 раз.

Запасание питательных веществ.

Слайды 13 – 16. Не все органические вещества сразу используются для питания растения и роста его молодых органов. Часть веществ откладывается в запас. У однолетних растений — в клетках плодов и семян, у двулетних и многолетних растений, кроме того, в клетках корней и стеблей. Вы уже знаете, что корнеплоды моркови, свеклы, брюквы, репы — это своеобразные кладовые питательных веществ. Капуста кольраби образует толстый шаровидный стебель, похожий на репу. В таком стебле растение запасает питательные вещества.

У деревьев и кустарников основные запасы органических веществ откладываются в сердцевине и древесине. Весной эти вещества растворяются в воде, поднимающейся из корней по сосудам древесины к почкам.

Многие из вас видели ранней весной, как вытекает сок березы из ранки. Сок — это растворенный в воде сахар. Он поднимается к распускающимся почкам. При повреждении коры и потере сока деревья слабеют и могут погибнуть. Поэтому следует охранять растения от повреждений.

в растении проходят 2 тока веществ, растворенных в воде – минеральных по сосудам древесины из корня во все органы и органических веществ по ситовидным трубкам луба из листьев во все органы. Благодаря этому растение растет и развивается. Передвижение веществ осуществляется за счет проводящей ткани.

Вернуться к выдвинутым детьми гипотезам.

Возвращение к учебной задаче, обсуждение её решения.

Предполагаемый вывод по решению учебной задачи урока : транспорт веществ в растении осуществляется по клеткам проводящей ткани : сосудам древесины и ситовидным трубкам луба.

1. Какие клетки проводят воду с мин. в-вами от корней ко всем другим органам? В каком слое стебля они находятся?(Что такое восходящий ток?)

2. Каким образом орг. вещества из листьев идут вниз к другим органам? (Что такое нисходящий ток?)

3. Какие клетки образуют проводящую ткань растений?

4. Где запасаются питательные вещества у растений? А в стебле запасаются? В каком слое?

V. Контрольный тест по теме “Передвижение воды и питательных веществ в растении”.

На рисунке отметьте точками, правильные ответы, соедините точки.

1. Слой стебля, в котором накапливаются питательные вещества:

а) сердцевина б) луб в) кора г) кожица

2. Какой слой принимает участие в передвижении органических веществ по стеблю:

а) сосуды б) луб в) древесина г) сердцевина

3. Какой слой принимает участие в передвижении минеральных веществ по стеблю:

а) кора б) древесина в) сердцевина г) луб

4. В состав какой ткани входят сосуды и ситовидные трубки:

а) проводящей б) образовательной в) механической г) покровной

Ребята, посмотрите на мой большой смайлик с правильными ответами. Поднимите руку, у кого получилась улыбка. Молодцы! Вы отлично справились с тестом.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Опыт с тюльпаном.

Какие изменения произошли с этим растением? Почему? Где вы можете применить полученные знания? (на 8 марта в будущем году подарить маме букет из необыкновенных цветов)

Подводит итог, оценивает успешную работу. Хвалит отличившихся.

Домашнее задание (слайд)

1. Изучить п.37, выполнить задания в конце параграфа.

2. Заложить опыты к следующему уроку (с.165).

- Энциклопедия для детей. Т 43 Ботаника – М., Аванта+, 2010 (с. 114-117, 133-138, 96-101).

- Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

Все стебли древесных растений, произрастающие в умеренных широтах, характеризуются определенным строением. Так из чего же состоит стебель? Стебель состоит из:

  • древесина. Это центральная часть стебля;
  • камбий. Это тонкий слой образовательной ткани;
  • кора. Она находится снаружи.

Остановимся на строении стебля подробнее и рассмотрим элементы стебля: кору, древесину и сердцевину.

Древесина

Почти весь объем древесины представляет собой отмершие клетки. В основном — сосуды и трахеи, выполняющие проводящую функцию, а также склеренхимные клетки (то есть механические).

Древесина (ксилема) является основной частью стебля. Она включает сосуды (трахеи), трахеиды, древесные волокна (механическая ткань). Одно кольцо древесины образуется в течение года. Годичные кольца древесины служат для определения возраста растения.

Но в случае с тропическими растениями, сделать это довольно сложно: тропические растения растут постоянно на протяжении года, поэтому их кольца почти незаметны.

Годичные кольца хорошо видны весной, с пробуждением растения, и осенью, когда растение засыпает на зиму. Весенняя древесина включает тонкостенные клетки, а осенняя — толстостенные. Это говорит о том, что переход от весны к осени постепенный, а от осени к весне — внезапный.

Древесина также состоит из паренхимных клеток, которые в основном концентрируются в центральной части и образуют сердцевину.

Сердцевина — центральная часть стебля.

Внешний слой сердцевины включает живые паренхимные клетки и служит местом откладывания питательных веществ, а центральный слой — из больших и часто отмерших клеток.

Клетки сердцевины характеризуются наличием между ними межклеточного пространства. Также стоит отметить сердцевидный луч.

Сердцевидный луч — это ряд паренхимных клеток, которые берут начало в сердцевине и двигаются к первичной коре: они направлены радиально через древесину и луб. Луч выполняет важные функции: запасающую и проводящую.

Различают первичную и вторичную кору, так как у коры есть два отдела: луб и пробка.

Первичная кора — это участок стебля, состоящий из двух слоев: колленхимы или механической ткани, которая находится под перидермой, и паренхимы первичной коры, выполняющей запасающую функцию.

Первичная кора с типом ткани покрывным выполняет свою функцию недолго — сразу же за ней образуется вторичная покровная ткань — перидерма. Она включает 3 слоя клеток:

  • пробку (внешний слой);
  • пробковый камбий (средний слой);
  • феллодерму (внутренний слой).

Пробка находится снаружи и возникает в результате многоразового заложения слоев перидермы. Таким образом она выполняет защитную функцию. На поверхности пробки можно обнаружить трещины. Их появление — результат утолщения стебля: пробковые клетки мертвые и не могут растягиваться.

Вторичная кора — это луб или флоэма. Луб включает в себя ситоподобные элементы, паренхимные клетки и лубовые волокна. Он прилегает к камбию.

Лубовые волокна — механическая ткань, поэтому они выполняют опорную функцию. Они образуют слой, получивший название твердый луб. Другие элементы луба образуют мягкий луб.

Появление клеток луба — результат деления и дифференциации камбия.

Камбий

Какую роль играет камбий? Камбий представляет собой образовательную ткань. Снаружи вторичную кору образуют клетки луба, а внутри — клетки древесины.

Стебель растет в толщину за счет деления клеток камбия. Зимой клетки камбия не делятся — их деление возобновляется весной.

Проводящие элементы древесины (ксилемы) обеспечивают перемещение воды и растворенных в ней веществ от корней до листьев.

Проводящие элементы луба (флоэмы) перемещают продукты ассимиляции от листков до корней.

Распределение флоэмы и ксилемы при образовании проводящих пучков осуществляется в определенном порядке и с учетом расположения других структур стебля. Ксилема входит в состав древесины и располагается в середине от камбия. Флоэма — составляющая луба: она располагается снаружи от камбия.

Мы рассмотрели внутреннее строение стеблей.

Особенности внутреннего строения стебля

Первичное и вторичное анатомическое строение стебля

Анатомия стебля

Первичное строение стебля характеризуется наличием центрального цилиндра и первичной корки, между которыми граница определяется довольно условно.

Первичная кора состоит из следующих тканей:

  • механические;
  • ассимиляционные;
  • запасающие;
  • выделительные;
  • воздухоносные.

Участки паренхимы разделяют проводящие пучки, которые собраны из первичных проводящих тканей. Расположение первичной флоэмы — периферия пучка. Первичная ксилема направлена к середине стебля. Расположение сердцевины — центральная часть.

Возникновение первичного камбия происходит вначале в первичных пучках. Поэтому между прослойками пучкового камбия появляются перемычки межпучкового камбия. Проводящие пучки легко различимы, так как пучковый камбий закладывает проводящие элементы, а межпучковый — паренхиму.

Строение стеблей древесных растений отдельных видов отличаются не пучковым типом вторичного утолщения.

Проводящие пучки сближаются и образуют 3 концентрических слоя:

  1. Древесину или вторичную ксилему.
  2. Камбий.
  3. Луб или вторичную флоэму.

Центральная часть — это сердцевина, которую составляют живые тонкостенные паренхимные клетки. Функция таких клеток заключается в накапливании питательных веществ.

Древесина занимает около 90% объема ствола и располагается снаружи от сердцевины.

Отдельно нужно отметить механические древесные волокна, обеспечивающие стволу прочность.

Древесина также включает паренхимные клетки (они образуют сердцевинные лучи) и клетки вертикальной паренхимы. Камбий находится между корой и древесиной и состоит из образовательной ткани. Последняя, в свою очередь, образует ксилему и флоэму.

Снаружи от камбия — вторичная кора или луб: ее образует камбий.

В луб входят ситовидные трубки, лубяные волокна и лубяная паренхима. Луб также может выполнять функцию накапливания питательных веществ. Около луба располагается запасающая паренхима, а за ней — перидерма или вторичная покровная ткань. Слой перидермы, который выполняет функцию защиты — это пробка. Пробка трансформируется в корку (третичную покровную ткань) спустя несколько лет.

Как минеральные вещества передвигаются по стеблю

Корни всасывают воду и минеральные соли из почвы, и они перемещаются по стеблю к листьям, цветам и плодам. Такое движение называют восходящим током. Оно осуществляется по древесине с помощью основных проводящих сосудов. Эти сосуды — мертвые пустые трубки, которые образуются из живых паренхимных клеток. Восходящий ток может осуществляться трахеидами: мертвыми клетками, которые связаны друг с другом при помощи окаймленных пор.

Образование органических веществ происходит в листьях. Затем они доставляются во всех органы растения, в том числе корень и стебель.

Нисходящий ток — это обратная транспортировка. В ней принимают участи луб (по нему перемещаются) и ситовидные трубки (с их помощью). Ситовидные трубки — это живые клетки, которые связаны между собой ситечками: тонкими перегородками с отверстиями. Эти трубки находятся в продольных и поперечных стенках. При помощи сердцевидных лучей питательные вещества у древесных растений перемещаются в горизонтальной плоскости.

Как органические вещества откладываются в стеблях

Внутреннее строение стебля создано для откладывания питательных веществ. Органические вещества внутри клеток или в оболочках клеток накапливаются в специальных запасающих тканях. Эти ткани образуются из паренхимных клеток. Среди таких органических веществ — крахмал, аминокислоты, инсулин, сахара, масла, белки.

Органические вещества откладываются в стебле в разных местах: в паренхимных клетках первичной коры, в живых клетках сердцевины, в сердцевидных лучах.

Запасающие ткани играют важную роль в питании растения органическими веществами. Запас органических веществ растениями — это еще и продукт питания для животных и человека. Питательные вещества растений используются людьми в качестве сырья.

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: продолжить формирование представления о проводя­щей функции стебля и о взаимосвязи всех частей растения; пока­зать взаимосвязь строения стебля с выполняемыми им функциями.

Ключевые слова и понятия: нисходящий ток органических веществ, восходящий ток воды и минеральных веществ, сосуды древесины, ситовидные трубки луба.

Актуализация знаний

Вставьте пропущенные слова в текст.

. - это осевая часть побега. По положению в пространстве выде­ляют . стебли, как, например, у пшеницы и кукурузы; вьющийся, как у . и . ;. , как у гороха и фасоли. В поперечном сечении стебли могут быть . , ромбические, . , . и др.

Стебли растений выполняют . функцию, . функцию, фотосинте­зирующую функцию и . функцию.

Стебель древесного растения покрыт . , которая защищает расте­ние от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Внутренняя часть коры - . - содержит ситовидные трубки. Основная их функция - проведение . от . к . . Между корой и . расположена образова­тельная ткань - . . За счет деления клеток . происходит рост стеб­ля растения . . По сосудам . вода и растворенные в ней . вещества перемещаются от . к . . Основная функция древесины состоит в . .

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Для начала вспомним, в чем заключается проводящая функ­ция стебля. (По стеблю перемещаются вода с растворенными в ней минеральными веществами и органические вещества.)

Откуда и куда перемещается вода в стебле? (От корней к ли­стьям.)

По каким структурам двигается вода в стебле? (По сосудам.)

Где расположены сосуды? (В древесине.)

Итак, вода с растворенными в ней минеральными веществами перемещается от корней к листьям по сосудам древесины, т. е. это восходящий ток, так как он идет снизу вверх. Чтобы это проверить, давайте проделаем опыты.

(На уроке учитель демонстрирует только результаты опыта, а условия описывает устно, так как на его проведение необходимо время.)

ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ВОДЫ И МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ ПО СОСУДАМ ДРЕВЕСИНЫ (ВОСХОДЯЩИЙ ТОК)

Оборудование: живые побеги липы, тополя, ивы или любого другого дерева, стакан с водой, подкрашенной чернилами.

Возьмем живую веточку липы и поставим ее в стакан с под­крашенной чернилами водой.

Через 3 ч достанем веточку, сделаем поперечный разрез и оценим результат.

Итог. Древесина, по сосудам которой идет восходящий ток воды с растворенными в ней минеральными веществами, окра­силась в цвет чернил, тогда как другие слои остались неокрашен­ными.

Вывод. Вода с растворенными в ней минеральными вещест­вами движется снизу вверх по сосудам древесины.


А что будет, когда на побегах распустятся листья? (Жилки листьев окрасятся в цвет чернил, что доказывает поступле­ние минеральных веществ в листья.)

А как можно убедиться в том, что органические вещества поступают с нисходящим током от листьев к корню? (Уча­щиеся высказывают свои предположения.)

Для этого проведем еще один опыт.

(На уроке демонстрируется только результат опыта.)

ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ОТ ЛИСТЬЕВ К КОРНЯМ С НИСХОДЯЩИМ ТОКОМ

Оборудование: живые облиственные побеги липы, тополя, ивы или любого другого дерева или древесное комнатное растение (фикус, драцена или др.), стакан с водой или стеклянный цилиндр с плотно притертой пробкой.

На нижней части ветки липы, тополя или комнатного расте­ния сделаем надрез и снимем часть коры с лубом (до древесины).

На другой ветке сделаем надрез, но снимем только кожицу с пробкой.

Обе веточки поставим в стакан с водой (если надрез был сделан на комнатном растении, поместим его в стеклянный ци­линдр с водой).

Выставим опытные образцы на освещенный подоконник.

Итог. Через несколько недель на стебле, лишенном коры с лу­бом, чуть выше надреза образуется утолщение — наплыв. А на стеб­ле с неповрежденным лубом наплыв не образуется. А еще через некоторое время на первой веточке чуть выше надреза образуют­ся корни, на второй веточке корни образуются на конце побега.

Вывод. На первой веточке вследствие нарушения проводящих пучков, по которым идет нисходящий ток органических веществ, образуется наплыв над надрезом. Придаточные корни развивают­ся тоже здесь, так как здесь есть органические вещества в доста­точном количестве. На второй веточке ситовидные трубки луба не были повреждены, вследствие этого питательные вещества благополучно поступали к концу побега, где образовались при­даточные корни. Соответственно, органические вещества переме­щаются с нисходящим током от листьев к корню по ситовидным трубкам луба.


Итак, в стебле растения существует восходящий ток. Вода, поглощенная корнем, с растворенными в ней минеральными ве­ществами поднимается по сосудам древесины к надземным частям растения (листья, почки и т. д.). Кроме того, существует нисхо­дящий ток. Органические вещества, образовавшиеся в листьях на свету, перемещаются по ситовидным трубкам луба к корням.

Закрепление знаний и умений

Задание для учеников, интересующихся биологией. Попробовать дома самостоятельно проделать опыты, результаты которых на­блюдали на уроке.

Передвижение воды и питательных веществ в растении

Опыт/Доказательство движения воды и питательных веществ по сосудам древесины

Опыт/Доказательство образования крахмала в листьях/Фотосинтез

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

Читайте также: