Пасынкование это удаление верхушечной почки лишних листьев боковых побегов боковых почек

Обновлено: 04.07.2024

Ниже представлены утверждения. Среди них имеются верные и неверные фразы. Подумайте, какие предложения верны. В конце есть ответы к каждому вопросу. В них неверные фразы выделены жирным шрифтом.

Выберите 3 правильных ответа о строении побега.

Последний годичный прирост — расстояние от верхушечной почки до первого почечного кольца.

В пазухе листа располагается верхушечная почка.

Почечное кольцо отграничивает годичный прирост на побеге.

Узел — место, где раньше была почка.

Пазуха листа — угол между почкой и стеблем.

Пазушная почка обеспечивает ветвление — рост боковых побегов.

Выберите 4 правильных ответа о побеге.

У корня нет верхушечной почки, узлов, листьев.

Пасынкование — удаление боковых побегов (помидоры), для роста главного побега.

Листовой рубец расположен под пазушными (боковыми) почками.

Укороченные (розеточные) побеги (подорожник, яблоня) имеют сильно развитые междоузлия.

Кущение — ветвление, при котором боковые побеги растут из нижних почек, у земли, или под землей.

Прищипка верхушки побега дает сильное кущение.

Побег — это всегда вегетативный орган растения.

Выберите 3 правильных ответа о видоизменениях побега.

Корневище — подземный побег с недоразвитыми чешуевидными листьями.

Корневища не имеют придаточных почек.

Внутри клубня картофеля в поперечном разрезе можно увидеть кольцо камбия.

Глазки и бровки у картофеля — почки (или место, где они были) и листовые рубцы.

Корневища не имеют придаточных корней.

У картофеля отсутствует столон.

Выберите 4 правильных ответа о видоизменениях побега.

Корневище имеет верхушечную почку.

Снаружи стенка клубня картофеля покрыта пробкой.

Короткий видоизмененный стебель луковицы — донце.

Кочан (капуста) — видоизменный корень.

Все столоны являются подземными.

Для клубня и корневища характерны видоизмененные листья — чешуйки.

Клубнелуковица (гладиолус, крокус, безвременник) — видоизменный корень.

Выберите 4 правильных ответа о разнообразии побегов.

Лианы — растения с лежачими, прямостоячими и ползучими побегами.

Цепляющиеся побеги имеются придаточные корни для прикрепления.

Укороченные (розеточные) побеги деревьев часто вегетативные.

Усы тыквы, огурца, винограда, земляники — видоизмененные побеги.

Ползучие побеги имеют придаточные корни, которые как бы пришивают их к земле.

Цепляющиеся побеги прикрепляются к опоре с помощью усиков.

Колючки боярышника, терна, шиповника — видоизмененные побеги.

Выберите 3 правильных ответа о строении побега.

Последний годичный прирост — расстояние от верхушечной почки до первого почечного кольца.

В пазухе листа располагается верхушечная почка.

Почечное кольцо отграничивает годичный прирост на побеге.

Узел — место, где раньше была почка.

Пазуха листа — угол между почкой и стеблем.

Пазушная почка обеспечивает ветвление — рост боковых побегов.

Выберите 4 правильных ответа о побеге.

У корня нет верхушечной почки, узлов, листьев.

Пасынкование — удаление боковых побегов (помидоры), для роста главного побега.

Листовой рубец расположен под пазушными (боковыми) почками.

Укороченные (розеточные) побеги (подорожник, яблоня) имеют сильно развитые междоузлия.

Кущение — ветвление, при котором боковые побеги растут из нижних почек, у земли, или под землей.

Прищипка верхушки побега дает сильное кущение.

Побег — это всегда вегетативный орган растения.

Выберите 3 правильных ответа о видоизменениях побега.

Корневище — подземный побег с недоразвитыми чешуевидными листьями.

Корневища не имеют придаточных почек.

Внутри клубня картофеля в поперечном разрезе можно увидеть кольцо камбия.

Глазки и бровки у картофеля — почки (или место, где они были) и листовые рубцы.

Корневища не имеют придаточных корней.

У картофеля отсутствует столон.

Выберите 4 правильных ответа о видоизменениях побега.

Корневище имеет верхушечную почку.

Снаружи стенка клубня картофеля покрыта пробкой.

Короткий видоизмененный стебель луковицы — донце.

Кочан (капуста) — видоизменный корень.

Все столоны являются подземными.

Для клубня и корневища характерны видоизмененные листья — чешуйки.

Клубнелуковица (гладиолус, крокус, безвременник) — видоизменный корень.

Выберите 4 правильных ответа о разнообразии побегов.

Лианы — растения с лежачими, прямостоячими и ползучими побегами.

Цепляющиеся побеги имеются придаточные корни для прикрепления.

Укороченные (розеточные) побеги деревьев часто вегетативные.

Усы тыквы, огурца, винограда, земляники — видоизмененные побеги.

Ползучие побеги имеют придаточные корни, которые как бы пришивают их к земле.

Организм цветкового растения — это система корней и побегов. Главная функция надземных побегов — создание органических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии. Этот процесс называют воздушным питание растений.

Побег — сложный орган, состоящий из стебля, листьев, почек образовавшийся в течение одного лета.

Главный побег — побег, развившийся из почки зародыша семени.

Боковой побег — побег, появившийся из боковой пазушной почки, за счёт которого происходит ветвление стебля.

Удлинённый побег — побег, с удлинёнными междоузлиями.

Укороченный побег — побег, с укороченными междоузлиями.

Вегетативный побег — побег, несущий листья и почки.

Генеративный побег — побег, несущий репродуктивные органы — цветки, затем плоды и семена.


Ветвление и кущение побегов


Кущение — это ветвление, при котором крупные боковые побеги вырастают из самых нижних почек, находящихся у поверхности земли или даже под землёй. В результате кущения формируется куст. Очень плотные многолетние кусты называют дерновинами.

Типы ветвления побега

В ходе эволюции ветвление появилось у талломных (низших) растений; у этих растений точки роста просто раздваиваются. Такое ветвление называется дихотомическим, оно свойственно допобеговым формам — водорослям, лишайникам, печёночникам и антоцеротовым мхам, а также заросткам хвощей и папоротников.


С появлением развитых побегов и почек возникает моноподиальное ветвление, при котором одна верхушечная почка сохраняет своё господствующее положение на протяжении всей жизни растения. Такие побеги упорядочены, а кроны стройны (кипарис, ель). Но при повреждении верхушечной почки этот тип ветвления не восстанавливается, и дерево теряет свой типичный внешний вид (габитус).

Наиболее поздний по времени возникновения тип ветвления — симподиальный, при котором любая ближайшая почка может развиться в побег и заменить предыдущую. Деревья и кустарники с таким типом ветвления легко поддаются обрезке, формированию кроны и через несколько лет обрастают новыми побегами, не теряя своего габитуса (липа, яблоня, тополь).

Разновидность симподиального ветвления ложнодихотомическое, которое свойственно побегам с супротивным расположением листьев и почек, поэтому взамен предыдущего побега вырастают сразу два (сирень, клён, чебушник).

Строение почек

Почка — зачаточный, ещё не развернувшийся побег, на верхушке которого находится конус нарастания.

Вегетативная (листовая почка) — почка, состоящая из укороченного стебля с зачаточными листьями и конуса нарастания.


Генеративная (цветочная) почка — почка, представленная укороченным стеблем с зачатками цветка или соцветия. Цветочная почка, заключающая 1 цветок, называется бутоном.


Верхушечная почка — почка, расположенная на верхушке стебля, прикрытая молодыми зачатками листьев, налегающими друг на друга. За счёт верхушечной почки побег нарастает в длину. Она оказывает тормозящее действие на пазушные почки; удаление её приводит к активности спящих почек. Тормозные реакции нарушаются, и почки распускаются.

На верхушке зачаточного стебля находится ростовая часть побега — конус нарастания. Это верхушечная часть стебля или корня, состоящая из образовательной ткани, клетки которой постоянно делятся путём митоза и дают прирост органу в длину. На верхушке стебля конус нарастания защищён почечными чешуевидными листьями, в нём закладываются все элементы побега — стебель, листья, почки, соцветия, цветки. Конус нарастания корня защищён корневым чехликом.


Боковая пазушная почка — почка, возникающая в пазухе листа, из которой образуется боковой побег ветвления. Пазушные почки имеют такое же строение, как и верхушечная. Боковые ветви, следовательно, также растут своими верхушками, и на каждой боковой ветви конечная почка также является верхушечной.


На вершине побега обычно располагается верхушечная почка, а в пазухах листьев — пазушные почки.

Кроме верхушечных и пазушных почек, у растений часто образуются так называемые придаточные почки. Эти почки не имеют определенной правильности в расположении и возникают из внутренних тканей. Источником их образования могут быть перицикл, камбий, паренхима сердцевинных лучей. Придаточные почки могут образовываться и на стеблях, и на листьях, и даже на корнях. Однако по строению эти почки ничем не отличаются от обычных верхушечных и пазушных. Они обеспечивают интенсивное вегетативное возобновление и размножение и имеют большое биологическое значение. В частности, при помощи придаточных почек размножаются корнеотпрысковые растения.


Спящие почки. Не все почки реализуют свою возможность вырасти в длинный или короткий годичный побег. Некоторые почки не развёртываются в побеги в течение многих лет. При этом они остаются живыми, способными при определённых условиях развиться в листовой или цветоносный побег.


Спящие почки, очень характерные для лиственных деревьев, кустарников и ряда многолетних трав. Эти почки не превращаются в нормальные побеги в течение многих лет, нередко они спят в течение всей жизни растения. Обычно спящие почки ежегодно нарастают, ровно настолько, насколько утолщается стебель, именно поэтому они не погребаются нарастающими тканями. Стимулом для пробуждения спящих почек служит обычно гибель ствола. При порубке березы, например, из таких спящих почек образуется пневая поросль. Особую роль спящие почки играют в жизни кустарников. От дерева кустарник отличается своей многоствольностью. Обычно у кустарников главный материнский стволик функционирует недолго несколько лет. При затухании роста главного стволика пробуждаются спящие почки и из них формируются дочерние стволики, которые в росте обгоняют материнский. Таким образом, сама кустарниковая форма возникает в результате деятельности спящих почек.

Смешанная почка — почка, состоящая из укороченного стебля, зачаточных листьев и цветков.

Почка возобновления — зимующая почка многолетнего растения, из которой развивается побег.

Вегетативное размножение растений

Ползучие побеги или усы, в узлах которых развиваются маленькие растеньица с листьями и корешками

Клевер, клюква, хлорофитум

С помощью горизонтальных корневищ растения быстро захватывают большую площадь, иногда в несколько квадратных метров. У корневищ постепенно отмирают и разрушаются более старые части, а отдельные ветви разъединяются и становятся самостоятельными.

Брусника, черника, пырей, ландыш

Когда клубней недостаточно, можно размножать частями клубня, глазками-почками, ростками и верхушками клубней.

Из боковых почек на материнской луковице образуются дочерние – детки, которые легко отделяются. Каждая дочерняя луковица может дать новое растение.

Листья сажают во влажный песок, и на них развиваются придаточные почки и придаточные корни

Весной молодой побег пригнуть так, чтобы его средняя часть касалась земли, а верхушка была направлена вверх. На нижней части побега под почкой надо надрезать кору, в месте надреза пришпилить побег к почве и окучить влажной землёй. К осени образуются придаточные корни.

Смородина, крыжовник, калина, яблоня

Отрезанную веточку с 3-4 листьями ставят в воду, или сажают во влажный песок и накрывают, чтобы создать благоприятные условия. На нижней части черенка образуются придаточные корни.

Традесканция, ива, тополь, смородина

Корневой черенок – это отрезок корня длиной 15-20 см. Если отрезать лопатой кусочек корня одуванчика, на нём летом образуются придаточные почки, из них – новые растения

Малина, шиповник, одуванчик

Некоторые растения способны образовывать почки на корнях

Сначала выращивают из семян однолетние сеянцы – дички. Они служат подвоем. С культурного растения нарезают черенки – это привой. Затем соединяют стеблевые части привоя и подвоя стараясь соединить их камбии. Так ткани легче срастаются.

Плодовые деревья и кустарники

С плодового дерева срезают однолетний побег. Удаляют листья, оставляя черешок. Ножом делают надрез коры в виде буквы Т. Вставляют развившуюся почку с культурного растения длиной 2-3 см. Место прививки туго обвязывают.

Плодовые деревья и кустарники

Выращивание растения из клеток образовательной ткани, помещённых в особую питательную среду.
1. Растение
2. Образовательная ткань
3. Разделение клеток
4. Выращивание культуры клеток на питательной среде
5. Получение проростка
6. Посадка в грунт

Орхидея, гвоздика, гербера, Жень-шень, картофель

Видоизменения подземных побегов

Корневище — подземный побег, выполняющий функции отложения запасных веществ, возобновления, а иногда и вегетативного размножения. Корневище не имеет листьев, но имеет хорошо выраженную метамерную структуру, узлы выделяются либо по листовым рубцам и остаткам сухих листьев, либо по листовым рубцам и остаткам сухих листьев, либо по живым чешуевидным листьям и по расположению пазушных почек. На корневище могут формироваться придаточные корни. Из почек корневища вырастают его боковые ответвления и надземные побеги.

Корневища характерны преимущественно для травянистых многолетников — копытень, фиалка, ландыш, пырей, земляника и др., но бывают у кустарников и кустарничков. Длительность жизни корневищ колеблется от двух-трёх до нескольких десятков лет.

Клубни — утолщённые мясистые части стебля, состоящие из одного или нескольких междоузлий. Бывают надземными и подземными.

Надземные — утолщение главного стебля, боковых побегов. Часто имеют листья. Надземные клубни являются вместилищем запасных питательных веществ и служат для вегетативного размножения, на них могут находиться метаморфизированные пазушные почки с зачатками листьев, которые опадают и служат также для вегетативного размножения.

Подземные клубни — утолщение подсемядольного колена или подземных побегов. На подземных клубнях листья редуцированы до чешуек, которые опадают. В пазухах листьев находятся почки — глазки. Подземные клубни обычно развиваются на столонах — дочерних побегах — из почек, расположенных у основания основного побега, выглядят как очень тонкие белые стебельки, несущие маленькие бесцветные чешуевидные листья, растут горизонтально. Клубни развиваются из верхушечных почек столонов.

Луковица — подземный, реже надземный побег с очень коротким утолщённым стеблем (донцем) и чешуевидными мясистыми, сочными листьями, запасающие воду и питательные вещества, в основном сахара. Из верхушечной и пазушных почек луковиц вырастают надземные побеги, а на донце образуются придаточные корни. В зависимости от размещения листьев различают луковицы чешуевидные (лук), черепитчатые (лилия) и сборные или сложные (чеснок). В пазухе некоторых чешуек луковицы есть почки, из которых развиваются дочерних луковицы — детки. Луковицы помогают растению выжить в неблагоприятных условиях и являются органом вегетативного размножения.

Клубнелуковицы — внешне похожи на луковицы, но их листья не служат запасающими органами, они сухие, плёнчатые, часто это остатки влагалищ отмерших зелёных листьев. Запасающий орган — стеблевая часть клубнелуковицы, она утолщена.

Надземные столоны (плети) — недолговечные ползучие побеги, служащие для вегетативного размножения. Встречаются у многих растений (костянка, полевица, земляника). Обычно они лишены развитых зелёных листьев, стебли их тонкие, хрупкие, с очень длинными междоузлиями. Верхушечная почка столона, загибаясь вверх, даёт розетку листьев, которая легко укореняется. После укоренения нового растения столоны разрушаются. Народное название этих надземных столонов — усы.

Колючки — укороченные побеги, имеющие ограниченный рост. У некоторых растений формируются в пазухах листьев и соответствуют боковым побегам (боярышник) или образуются на стволах из спящих почек (гледичия). Характерны для растений жарких и сухих мест произрастания. Выполняют защитную функцию.

Побеги суккулентов — надземные побеги, приспособленные для накопления воды. Обычно с образованием суккулентного побега связана потеря или метаморфоз (превращение в колючки) листьев. Сочный стебель выполняет две функции — ассимиляционную и водозапасающую. Характерны для растений, живущих в условиях длительного недостатка влаги. Стеблевые суккуленты наиболее представлены в семействе кактусовых, молочайных.

Автор: Кондратенко Валентина Михайловна

Организация: МОУ Ефимовская ООШ

Населенный пункт: г. Павловский Посад

Цели:

-предметно-дидактическая: формирование представлений о строении и развитии побега; оказать помощь обучающимся в формировании умения выявлять взаимосвязи между особенностями строения и развития вегетативных и генеративных почек; способствовать формированию понятия о побеге как целостной системе.

-деятельностная: создание условий для формирования у обучающихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов. Способствовать развитию умения анализировать, обобщать материал о строении побега как части единого организма.

Задачи:

Образовательные (формирование познавательных УУД): создание условий для усвоения обучающимися знаний о строении и развитии побега, особенностях строения почек в связи с выполняемыми функциями.

Развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию навыков целеполагания, включая постановку новых целей (урока, деятельности в малой группе), преобразование практической задачи в познавательную (выполнение л\р); умению самостоятельно контролировать время и управлять им; умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации в процессе работы над л\р.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): формирование умения аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером в процессе работы над л\р.; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: повышение интереса к обучению в процессе исследования. Приобретение опыта использования методов биологической науки (наблюдение, описание). Реализация формирования навыков групповой работы при выполнении лабораторной работы.

Метапредметные: умение работать с различными источниками информации (печатными и электронными).

Предметные: Формирование понятий о строении побега, типах почек, о назначении вегетативных и генеративных почек, о роли прищипки пасынкования в растениеводстве. Развитие навыков использования методов биологического исследования. Соблюдение правил работы с лабораторным оборудованием.

Методы:

- по источникам знаний: словесные, наглядные;

- по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа, фронтальный опрос;

- относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы работы учащихся:

- самостоятельно решают проблему, определяют тему, цели урока; работают с текстом учебника;

- выполняют тестовые задания; лабораторную работу; отвечают на вопросы; оценивают себя и друг друга; рефлексируют.

Технологии: сотрудничества, информационно-коммуникативные технологии, технология продуктивного чтения.

Учебно-наглядные средства: учебник, презентация по теме, рабочие листы с лабораторной работой, листы с тестом, модель почки.

Используемый УМК: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Пономаревой И.Н. - М. Вентана - Граф, 2016.

Время проведения: 40 минут.

Тип урока: - по ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;

- по способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

- по ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

Вид урока: комбинированный.

Оборудование: презентация, проектор, ноутбук.

План урока.

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Проверка домашнего задания (5 мин.)

3. Целеполагание и мотивация. (3 мин.)

4. Изучение нового материала. (24 мин.)

5. Закрепление учебного материала. (4 мин.)

6. Домашнее задание (1 мин.)

7. Рефлексия. Самооценка (2 мин.)

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас и наших гостей на уроке биологии. Мы продолжаем путешествие по удивительному царству растений. Сегодня нас ждет удивительное общение и плодотворная работа. Будьте внимательны, активны и вы добьетесь успеха.

2. Проверка домашнего задания – фронтальный опрос.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжаем изучать органы цветковых растений.

– Вспомните, что такое орган? (Ответ: часть организма, которая выполняет в нем определенную функцию и имеющая особое строение)

– Какие органы цветковых растений вы знаете? (Ответ: вегетативные и генеративные)

- Какие органы цветковых растений мы изучили? (Ответ: семя, корень)

- Что такое корневая система? (Корни одного растения образуют корневую систему)

- Какие корневые системы вы знаете? (Стержневая и мочковатая)

- Назовите виды корней. (Главный, боковые, придаточные)

- Назовите зоны корня. (Зона деления, роста, всасывания, проведения)

- Какие видоизменения корней вы знаете? (Корнеплоды и корневые шишки)

- Для чего нужны корни растениям? (Для закрепления в почве, поглощения воды и минеральных солей)

3. Целеполагание и мотивация.

- Разгадайте кроссворд в рабочих листах (задание 1). Назовите ключевое слово. (Побег)

- Что сегодня будет объектом изучения? Правильно побег.

- Что мы можем узнать о побеге? (учитель формулирует с обучающимися тему урока).

- Какие цели мы можем поставить перед собой сегодня? (учитель формулирует с обучающимися цели урока).

4. Изучение нового материала.

4.1. Строение побега.

Учитель: Выясните с помощью текста учебника на странице 43-44 и рисунка 46 строение побега растения.

- Выполните задание № 2 в рабочих листах. (Учитель организует проверку задания со слайдом презентации).

4.2Лабораторная работа (проводится под руководством учителя).

- Чтобы изучить строение семян, мы выполним лабораторную работу. Результаты работы вы заносите в этот бланк. Но, прежде чем приступить к работе, вспомним ТБ.

Физкульминутка.

- А сейчас немного отдохнем:

Игра на внимание: Если я называю дерево – вы поднимаете руки вверх, кустарник – хлопок в ладоши, травянистое растение – присели.

(малина, тополь, тюльпан, сирень, береза, банан, ива, клевер, смородина, клен, ромашка, астра, одуванчик, шиповник, подорожник, осина, огурец, ландыш).

4.3. Развитие и рост побегов из почек.

Учитель: Почка – зачаточный побег, если ветку тополя в конце зимы поставить в воду, что вы будете наблюдать через несколько дней? (Почки набухнут, появятся молодые зеленые листья).

-За одно лето из почки вырастает годичный побег. Какая почка будет обеспечивать рост стебля в длину? (верхушечная).

-Из боковых почек развиваются боковые побеги, и образуется крона.

-Что произойдет если удалить у растения верхушечную почку? (оно перестанет расти в длину, будет сильнее ветвиться).

-Удаление у растения верхушечной почки называется прищипка.

-Пасынкование – удаление лишних боковых побегов для лучшего развития главного побега, например у томата, огурцов, тыквы.

-Обрезкой ветвей можно сформировать у кроны деревьев и кустарников разную форму.

5. Закрепление учебного материала. Работа с терминами.

В первой колонке под цифрами перечислены понятия, относящиеся к теме данного урока. Из второй колонки выберите определение, соответствующее данному понятию. Правильно соедините первую и вторую части. Ответ запишите в виде шифра, например 1 – б и т.д.

Главная задача клеток образовательной ткани — обеспечение роста растений и образования всех остальных тканей растения. Например, клетки образовательной ткани находятся в почках, на верхушках побега и в нижней части корня.

Лабораторные работы

Лабораторная работа: Строение почек. Расположение почек на стебле

1. Рассмотрите побеги разных растений. Определите, как расположены почки на стебле, и зарисуйте их.

§ 5. Побег и почки - Пасечник. 6 класс. Учебник

Почки на стеблях могут быть расположены тремя способами:

  • последовательно — очередное (спиральное) расположение, характерное для липы, тополя, дуба, берёзы, ивы, ольхи и черёмухи;
  • по две почки друг напротив друга — супротивное расположение, характерное для жимолости, осины и клёна;
  • пучками по четыре почки в одном узле — мутовчатое расположение, характерное для олеандра и элодеи.

§ 5. Побег и почки - Пасечник. 6 класс. Учебник

2. Отделите почки от побега, рассмотрите их внешнее строение. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?

Неблагоприятные условия почкам помогает переносить плотная кожистая почечная чешуя, которая отпадает когда почка распускается.

§ 5. Побег и почки - Пасечник. 6 класс. Учебник

§ 5. Побег и почки - Пасечник. 6 класс. Учебник

3. Разрежьте вегетативную почку вдоль, рассмотрите её под лупой. С помощью рисунка 19 найдите чешуйки, зачаточный стебель, зачаточные листья и конус нарастания. Зарисуйте вегетативную почку в разрезе и подпишите названия её частей.

4. Изучите генеративную почку. Что общего у вегетативных и цветочных почек и чем они различаются? Используйте для сравнения рисунок 19.

И у вегетативных, и у генеративных почек имеется зачаточный стебель, зачаточные листья, конус нарастания и чешуйки.

§ 5. Побег и почки - Пасечник. 6 класс. Учебник

Генеративные точки отличаются от вегетативных тем, что у них на конусе нарастания имеется ещё зачаточные цветки (бутоны). Эти почки крупнее и выглядят более округлыми.

5. Сравните строение почки и побега. Сделайте вывод.

Строение почки и побега очень похоже:

  • у побега есть стебель, а у почки — зачаточный стебель;
  • у побега есть листья, а у почки — зачаточные листья;
  • у побега есть верхняя и боковые почки, а у почки — зачаточная верхняя и зачаточные боковые почки .

Вывод: почка представляет собой зачаточный побег.

Вопросы в конце параграфа

1. Что такое побег? Из каких частей он состоит?

Побег — это стебель с расположенными на нём листьями и почками. Стебель — осевая часть побега, листья — боковые. Участки стебля, на которых развиваются листья, называют узлами, а участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега — междоузлиями.

2. Какие виды листорасположения вы знаете?

Листорасположение может быть:

  • очерёдное (спиральное) — листья растут по одному в узле и располагаются на стебле поочередно по спирали;
  • супротивное — листья растут по два в узле напротив друг друга;
  • мутовчатое — в каждом узле развивается по три или более листьев.

3. Что такое почка?

Почка — это зачаточный побег. Она состоит из зачаточного стебля, зачаточных листьев, конуса нарастания и почечных чешуй.

4. Как различают почки?

В зависимости от расположения на стебле различают почки верхушечные (на вершине побега), пазушные (в пазухах листьев) и придаточные (на междоузлиях, листьях, корнях).

По строению различают вегетативные (листовые) почки и генеративные (цветочные) почки.

5. Как почки могут располагаться на побегах? Установите взаимосвязь между нахождением почек на побеге и месторасположением.

Верхушечная почка располагается всегда на вершине побега. Придаточные почки развиваются на междоузлиях, листья и корнях. Пазушные почки повторяют расположение листьев на стебле и могут располагаться либо поочерёдно (очередное, спиральное расположение), либо супротивно (супротивное расположение), либо мутовчато (мутовчатое расположение).

6. Какое строение имеет вегетативная почка?

Вегетативная почка снаружи покрыта почечными чешуями. Внутри неё находится зачаточный стебель, зачаточные листья и конус нарастания. В пазухах зачаточных листьев находятся очень мелкие зачаточные почки. Разглядеть их можно только в лупу или под микроскопом.

7. Чем отличаются генеративные почки от вегетативных?

Генеративные почки имеют такое же строение, что и вегетативные, но на конусе нарастания у них образуется зачаточные цветов (бутон, соцветие). По виду они крупнее и имеют округлую форму.

8. Как происходит рост побега в длину?

Активный рост побега начинается когда отпадают почечные чешуи. Рост побега в длину происходит за счет быстрого деления клеток в конусе нарастания (там находится образовательная ткань). Молодые клетки растут и образуют новые участки стебля с листьями и почками. Со временем способность клеток конуса нарастания к делению ослабевает и побег перестаёт расти.

Подумайте

Почему рекомендуется проводить весеннюю обрезку растений до начала сокодвижения?

При проведении обрезки растений до начала сокодвижения (в начале весны при температуре примерно +5°С) место среза остаётся сухим, что даёт садоводу возможность надежно защитить незащищенные корой участки садовым варом. Кроме того и само растение быстро наращивает на месте среза защитный рубец, который препятствует заражению растения вредными микроорганизмами и грибами.

§ 5. Побег и почки - Пасечник. 6 класс. Учебник

При проведении обрезки после начала сокодвижения садовод может сильно навредить растению. Древесный сок (вода, с растворёнными в ней питательными веществами) в весенний период движется по стволу деревьев с огромной скоростью — до 40 см в минуту. Во время обрезки срез ветки или побега мгновенно увлажняется соком и садовый вар для защиты среза практически не прилипает. Из-за некачественной обработки среза на незащищённых участках растения образуется питательная среда для развития болезней и вредителей. Кроме того, древесный сок бесполезно вытекает из ветки и растение недополучает необходимые ему питательные вещества.

§ 5. Побег и почки - Пасечник. 6 класс. Учебник

Задания

1. Поставьте в воду ветку какого-нибудь дерева или кустарника и наблюдайте за развитием побегов из почек. Запишите, когда ветка поставлена в воду, когда у неё набухли почки, раскрылись чешуи, появился побеги распустились листья.

Скорость распускания листьев из почек побега зависит от того, когда именно (в какое время года, месяц) была срезана веточка. До середины зимы срезать ветки для этой цели не рекомендуется, поскольку у растений продолжается период покоя.

Если же срезать веточку в конце февраля или марте и поставить её дома в воду, то буквально через пару дней на веточке начнут набухать почки, на 3 — 5 день опадает почечная чешуя, а нежные молодые листочки распускаются на 8 — 10 день.

Стоит отметить, что в зависимости от вида растения сроки развития побегов может различаться: немного быстрее распускается черёмуха и спирея, а чуть позже — берёза и ива.

§ 5. Побег и почки - Пасечник. 6 класс. Учебник

2. Прорастите в горшочке с землёй два семени фасоли или гороха. Когда стебли у растений достигнут 7—10 см в высоту, срежьте у одного из них верхушку. Наблюдайте, что произойдёт с растениями через одну-две недели.

Проведём наблюдение за ростками гороха. У растений со срезанными верхушками рост замедляется, но становится больше боковых листьев и утолщается стебель. Растение с несрезанной верхушкой продолжает расти также быстро.

§ 5. Побег и почки - Пасечник. 6 класс. Учебник

3. Обрежьте верхушку фикуса или другого комнатного растения. Наблюдайте, как растут побеги.

Если обрезать верхушку у фикуса или другого комнатного растения (метод называется прищипывание), то у растения начинается активный рост боковых побегов. Оно становится более ветвистым и пышным, с утолщенным стеблем.

§ 5. Побег и почки - Пасечник. 6 класс. Учебник

4. Проанализируйте результаты наблюдений. Сделайте выводы.

При отрезании верхушки побега он перестает расти в длину. При этом начинают активно развиваться боковые побеги.

Если же отрезать верхушку у бокового побега, то он также перестанет расти в длину и насчёт активно ветвиться.

Словарик

Побег — это стебель с расположенными на нём листьями и почками.

Почка — это зачаточный стебель растения.

Верхушечная почка — это почка расположенная на вершине побега.

Пазушная почка — это почка расположенная в пазухе листа.

Придаточная почка — это почка расположенная на междоузлиях, листьях и корнях (не в пазухах листьев).

Вегетативная почка — это почка, из которой развивается лист и новый побег. Такую почку также называют листовой почкой.

Генеративная почка — это почка, из которой развивается цветок (бутон, соцветие). Такую почку также называют цветочной почкой.

Конус нарастания — это верхушка зачаточного стебля в почке, состоящая из образовательной ткани.

Узел — это участки стебля, на которых развиваются листья.

Междоузлие — это участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега.

Пазуха листа — это угол между листом и находящимся выше междоузлием.

Очередное листорасположение — это листорасположение, при котором листья растут по одному в узле и располагаются на стебле поочередно по спирали. Такое листорасположение ещё называют спиральным.

Супротивное листорасположение — это листорасположение, при котором листья растут по два в каждом узле один напротив другого.

Мутовчатое листорасположение — это листорасположение, при котором листья растут по три и более в каждом узле.

Читайте также: