Озимый хлеб диктант 3 класс

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Стоит чудесный зимний денёк. Под моё окошко летят красивые птички. Смотрю на птиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой берёзы. На голове чёрная шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. На короткую шейку птичка, словно галстучек повязала. Будто жилет синица надела. Хороша птица!

Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им. (48 слов)

Грамматическое задание:

1. Разбор по составу: зимний, сидят, грудка.

2. Выпиши из текста имена существительные с приставками, с предлогами.

Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки.

Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосне и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк. (61 слово)

Грамматическое задание:

1. Разберите по членам предложения первое предложение.

2. Определите падеж имен существительных первого склонения в единственном числе в предложении: В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки.

3. Подберите синоним к слову стужа.

Зимой убирают снег с улиц. Вот машина с железным скребком и круглой щёткой. Она очищает скребком снег с дороги, а щётка всё подметает. Теперь снег надо убирать. Подходит другая машина. Она остановилась около снежной кучи. Заработала машина железными лопатами – снег пополз в грузовик. Скоро снега не осталось, будто в городе и зимы не было. (58 слов)

Грамматическое задание:

1. Разобрать слова по составу.

1 вариант: подметает, с железным.

2 вариант: подходит, около снежной.

2. Предложение разобрать по членам предложения: Она остановилась около снежной кучи.

Ночная вьюга украсила лес. Он стал как чудесная сказка. Молоденькие кустики укрылись снежными шубками. Еловые лапы надели мягкие рукавицы. Гигантские сугробы напоминали великанов. Вот взошло солнце. Яркими блёстками засветились снежинки. Из-под снега вылетел тетерев. Он осмотрел местность и взлетел на гибкую ветвь берёзы. (43 слов)

Слова для справок: солнце, блестками, местность.

Грамматическое задание:

1. Выписать 2 слова: первое- на правописание парной согласной в корне, второе- на правописание безударной гласной в корне; рядом с каждым словом написать проверочное.

1 вариант: выделить грамматическую основу в 1 предложении. Разобрать по составу слово чудесная.

2 вариант: выделить грамматическую основу в 5 предложении. Разобрать по составу слово еловые.

2. Выполнить фонетический разбор слова: сказка

СБОРНИК ДИКТАНТОВ ДЛЯ 3 КЛАССА

Мы шли по лесной тропинке. По сторонам толпились молодые берёзки и осинки. Осенний лес был в золотых красках. Ласково светило солнышко. Пахло грибами и листвой. Вот стайка крикливых дроздов слетела с рябины. Над моей головой раздался протяжный крик. Это высоко в небе летел большой косяк журавлей. Птицы отправились в далёкий путь на юг. До свидания, журавли!

По Г. Скребицкому

Грамматические задания:

1. Выпишите из текста слова с безударными гласными. Подберите к ним проверочные слова.

2. Запишите слова речевого этикета.

3 класс I четверть

Контрольная работа№1

1. Выберите верный ответ.

- это люди, которые не ссорятся;

- это люди, которые беседуют.

- это беседа, разговор двух или нескольких лиц;

- это речь одного человека.

Качества хорошего собеседника:

- невнимательно слушает собеседника, перебивает его;

- внимателен к собеседнику, к его мнению, терпелив, вежлив.

а) все гласные звуки и буквы гласных звуков;

б) парные звонкие и глухие согласные;

в) непарные по мягкости – твёрдые согласные.

3 класс I четверть

Осенний лес

Я люблю бродить осенью по лесу. В лесу тихо. Идёт мелкий дождь. Деревья давно сбросили листья. Мокрая листва не шуршит под ногами. Из ельника я слышу свист рябчика. Над высокой елью пискнули синички. Ожил и дубняк. Там кричали сойки. В ветвях дубов птички ищут пищу.

Слова для справок: сбросили, ожил.

Грамматическое задание:

- Разделите слова для переноса.

Майский, подъезд, вьюга, речка.

3 класс I четверть

Административный контрольный диктант за I четверть

Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром.

Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Слова для справок: пожухлая, смолкли.

Грамматическое задание:

1. Разделите слова для переноса.

Русский, листья, глаз.

2. Сделать звуковой разбор слова.

3 класс II четверть

Контрольная работа №2

Родина снегирей – суровые хвойные леса северной тайги. В октябре они прилетают на зимовку в наши края. Резко выделяется снегирь на фоне снега своим ярким красочным оперением. Холодной зимой птицы едят семена ольхи, клёна. Особенно любят они ягоды рябины. Весной снегири будут далеко на Орлине. Птицы совьют там гнёзда, выведут птенцов. Снова услышим их звонкий свист в зимнем лесу только в начале зимы.

1. Найдите верные утверждения.

а) Однородные члены предложения относятся к одному члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос, являются одним членом предложения.

б) Однородные члены предложения могут быть выражены разными частями речи.

в) Однородными могут быть все члены предложения.

г) Однородными могут быть только второстепенные члены предложения.

2. Подчеркни предложения с однородными членами.

а) Хороши и чисты русские снежные зимы.

б) Сверкают на солнце снежные сугробы.

в) Скрылись подо льдом большие и малые реки.

г) Под снежной шубкой отдыхает земля.

3. Из пары предложений составьте и запишите одно предложение с однородными членами.

а) Журавли кричали тревожно. Журавли кричали тоскливо.

б) Ветер срывает с деревьев листья. Ветер воет по ночам в трубах.

в) Осень раздевает лес. Осень студит землю.

4. Расставьте знаки препинания.

Шофёр улыбнулся влез в кабину завёл мотор.

Собачка легла на спину подняла лапки и стала махать хвостиком.

Яблоки персики груши были крупные сочные вкусные.

5. Выделенные слова замените однородными членами предлож.

Зашумел в лесу золотой дождь.

Спрятались под листьями грибы.

Листья шуршали.

3 класс II четверть

Ночью был лёгкий мороз. Утром выпал мягкий пушистый снег. Деревья, крыши, ступеньки крыльца стали белые. Девочка Катя захотела по снегу погулять. Она вышла на крыльцо. На снегу были маленькие ямки. Какой это зверь ходил по снегу? У зверька была тёплая шубка и длинные уши. Он любит морковку. Это был заяц.

красной грудкой. Таня разбросала на снежок горстку семян.

Снегирь подлетел и стал клевать вкусные зернышки.

Задания (на выбор учителя):

1) Разобрать любое предложение из 2–4 слов по членам

предложения, подчеркнуть главные члены и выписать

2) Разобрать любое из данных слов по составу

(кормушки, зернышки, маленькая, вкусные).

3) Найти слово с приставкой и выделить ее.

4) Выписать слово, в котором гласную или согласную в

корне надо проверять; подчеркнуть в проверяемом слове

орфограммы и рядом написать проверочные слова.

5) Подчеркнуть в словах любого предложения изученные

Летом мы решили съездить к бабушке в деревню. Сколько

хлопот перед отъездом! Вот мы и в поезде. Как интересно

смотреть в окно!

Скоро разъезд. Поезд остановился. Бабушка радостно

машет мне рукой. Теперь нас везет конь Орлик. Погода

прекрасная. По сторонам широкие поля. По пути бабушка

объяснила, как растет хлеб. (49 слов.)

Зимний денек. Синичка Зинька ловко скакала по веткам.

Глазки у птички острые. Под корой деревьев она искала

жучков. Вот Зинька раздолбила дырочку, вытащила жучка

и съела. Вдруг выпрыгнула из снега маленькая мышка.

Мышка вся дрожит, взъерошилась. Она объяснила синичке,

что провалилась в медвежью берлогу. (44 слова.)

Осень в лесу.

Хорошо осенью в лесу! Деревья надели золотистый наряд. А сколько грибов в лесу! Под сосной вырос душистый рыжик. Под елью в хвоинках белый груздь. Кто это шуршит в траве? Это ёжик. Ребята, учитесь наблюдать за жизнью природы!

Проверочный диктант.

Сентябрь. Весь месяц стоят тёплые деньки. На берёзках жёлтые листья. Дрозды клюют ягодки рябины. Давно улетели на юг стрижи. Не поют певчие птички. Загляни в огород! Грядки с помидорами пусты. Мальчики срезают капусту. Девочки вырывают из земли морковь. Взрослые выкапывают картофель. Скоро зима.

Осенний лес.

Октябрь. Деревья давно сбросили жёлтые листья. В лесу идёт дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики прилетели в лесную чащу.

Заря осветила восточный край леса. Ушла ночная тьма, и проснулись певчие птицы. Взошло солнышко. Над долиной в облаках запел жаворонок. На листьях блестели росинки. Над цветами кружились золотые пчёлки. Они пили сладкий цветочный сок. На пеньке клубком лежал уж. В воде весело играли рыбки.

Ночью был сильный мороз. Он сковал ледком лесные озерки и речки. На дорожках скользко. Зябко стало дубкам и берёзкам. Подул резкий ветер. Качнулась гибкая ветка рябины. Испугался робкий зайчишка. Вдалеке каркнул ворон. Запищали синички. Пташки спрятались в гнёздышки.

Праздничный лес.

Ночью вьюга украсила лес. Он стал как чудесная сказка. Молоденькие кустики укрылись снежными шубками. Еловые лапы надели мягкие рукавицы. Гигантские сугробы напоминали великанов. Вот взошло солнце. Яркими блёстками засветились снежинки. Из-под снега вылетел тетерев. Он осмотрел местность и взлетел на гибкую ветвь берёзы.

Праздник весны.

Утро в лесу. На зелёной траве роса. Водяные капли висели на цветах и листьях. Выглянуло солнце. Оно осветило местность. В маленьких росинках заблестели огоньки. На деревьях шумела молодая листва. Радостно звучали птичьи голоса. В мягкой травке резвились лисята, а в тростнике урчали лягушки.

С неба летели пушистые снежинки. Они быстро заметали все дорожки. Из окон лился яркий свет. В домах вкусно пахло сладкими пирожками. Посреди комнаты стояла ёлочка. Маленькие лампочки блестели на зелёных веточках. Шары переливались всеми цветами радуги. Длинные бусы спадали вниз. Наступал радостный новогодний праздник.

Диктанты 3 класс 3 четверть

Диктанты

Осенью Юра и Маша в саду нашли маленького ёжика. Ребята принесли его домой и посадили в большую коробку. Дети кормили ёжика кусочками белого хлеба, поили тёплым молочком.

Всю морозную зиму питомец крепко спал. Ребята ждали прихода весны. Однажды в тёплый апрельский день их колючий друг проснулся. Дети очень обрадовались!

Объём слов: 49

Слова для справок: его, очень

  1. Подчеркните в тексте одушевлённые имена существительные
  2. Подчеркните в тексте волнистой линией имена прилагательные.
  3. Подберите к слову маленький антоним.

Цель работы: проверить умения писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и непроверяемыми ударением, звонкие и глухие, непроизносимые согласные в корне слова; проверять гласные и согласные в корне; обозначать гласные и согласные в приставках; писать ъ разделительный в наиболее употребляемых словах; правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце.

Тропинка привела нас в лесную глушь. На изумрудных полянках играет солнечный луч. От цветов рябит в глазах. На листочках дрожат капельки росы. Весело поют зяблики. Радостная песня соловья наполняет все вокруг.

Интересно поглядеть на зверей. На дорожку выбежал зайчишка. Малыш еще не знает страха. Около норы играют лисята. Повадки лисят известны. Обнялись, повалились на траву и катают друг друга. Мать-лисица сторожит детенышей.

Объём слов: 66

  1. Синтаксический разбор предложения.
    I вариант — Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи.
    II вариант — Надулись на деревьях пахучие почки.
  2. Выбери из группы слов синонимы и запиши их
    I вариант — Голубой, лазурный, бирюзовый, янтарный, небесный
    II вариант — Желтый, лилейный, золотой, янтарный, лимонный.
  3. Разберите слова по составу.
    I вариант: лунный, подкормка, сталевар, медвежонок
    II вариант: лимонный, заморозки, птицевод, лисенок

Наступила поздняя весна. Погода стоит чудесная. Яркие лучи солнца светят над полями, ласкают землю. Тепло. Из земли показалась молодая травка, первые цветочки. На березах и тополях набухли почки. В лесу запахло березовым соком. Скоро на деревьях зазеленеют листья. Вот уже видны их первые зеленые язычки. Хорошо весной!

Птицы поют свои веселые песни. Радостно чирикают воробьи. Прыгают пушистые синички. Все рады весне!

Объём слов: 61

  1. Разобрать по членам предложения первое предложение.
  2. Найти и подчеркнуть однородные дополнения.
  3. Определить склонение и падеж существительных в третьем предложении.

Цель: проверить усвоение правил написания изученных орфограмм; умение правильно писать родовые окончания у имён прилагательных, предлоги и приставки; выполнять разбор слова по составу, подбор однокоренных слов, разбирать предложения по членам, изменять глаголы по временам.

Бурого медведя считают хозяином смешанных лесов. Он очень любит малину и мёд. Косолапый часто совершает набеги на жилища диких пчёл. Забредает порой на пасеки. Пчёлы мстят медведю. Они жалят его в кончик носа, язык. Зверю приходится спасаться бегством.

Барсук поедает коренья растений, полевых мышей, земляных червей, юрких ящериц, ядовитых змей, болотных лягушек. Его любимое лакомство – виноград.

Заяц любит грызть морковь, капусту, репу и петрушку.

Объём слов: 64

  1. Выписать три словосочетания глаголов с именами существительными, указать число и время глаголов.
  2. Разобрать по составу слова: набеги, приходится, полевых.
  3. Разобрать предложения по членам и частям речи:
    1 вариант: 1 предложение.
    2 вариант: последнее предложение.

Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень много света. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки. Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного сока и весело полетели домой. Здравствуй, весна!

Объём слов: 60

  1. Подчеркните грамматическую основу, указав части речи
    1 вариант – 8 предложения (Она разбудила своих подруг.)
    2 вариант — 12 предложения (Она открыла свою чашечку.)
  2. Выпишите глаголы, употреблённые …
    1 вариант – в единственном числе (6)
    2 вариант — во множественном числе (6)
  3. Подберите глаголы — синонимы, употреблённые в неопределённой форме
    1 вариант. Рассказывать-…, смотреть-….
    2 вариант. Трудиться — …, видеть -…

На окраине города многие годы был пустырь. Но вот на пустыре появились новые дома и широкие улицы.

После трудового дня жители новых домов принялись за дело. Они копали землю, зажали молодые деревья. Сейчас на месте старого пустыря вырос красивый сад. Деревья пока молодые. Но скоро тень деревьев ляжет на клумбы, на дорожки, на скамейки.

Объём слов: 55

  1. Выписать из текста три имени прилагательных с именами существительными.
  2. Определить число имени прилагательного.

Волк – хищный зверь. Он похож на большую собаку. Тело его покрыто грубой шерстью. Ноги длинные. Он может быстро бегать. Пасть у него большая. Зубы острые. Зимой и летом волк ищет добычу. Ночью он иногда забегает в деревню. Он может унести овцу, ягненка, курицу или другое домашнее животное.

Объём слов: 49

  1. Выписать из текста три имени прилагательных с именами существительными.
  2. Определить число имени прилагательного.

Ос_нью в л_су только ёлочка не роняет иголок. Ёлка меняет наряд постепенно. Для этого ёлке нужно девять лет. До поздней ос_ни не спит колючая кр_савица.

В зимнюю пору ёлочка засыпает. Т_жёлые снежные комья не ломают у ёлки гибких в_твей. В белой шапке и белом шарфе выглядит она восхитительной.

З_мой в ельнике т_пло. В нем н_чуют птицы. Еловые лапы не пропускают ветер.

Объём слов: 61

  1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
  2. Подчеркните главные члены предложения. Укажите, какими частями речи они выражены:
    1 вариант: Ёлка меняет наряд постепенно.
    2 вариант: В зимнюю пору ёлочка засыпает.
  3. Выпишите из текста три словосочетания по схеме (глагол+имя существительное). У существительного определите падеж и склонение.
  4. Спишите слова, вставив пропущенные буквы.
    1 вариант: Мыш_, печ_, плащ_, этаж_, ноч_, обруч_, молодеж_.
    2 вариант: Тиш_, меч_, ключ_, глуш_, мыш_, мяч_, врач_.

Цель: проверить умение писать безударные родовые окончания имён прилагательных в единственном числе и окончания прилагательных во множественном числе.

Наступает радостное время года. Ласковое весеннее солнце согревает всё вокруг. Синее небо высокое. По небу плывёт лёгкое облачко. Крепкий лёд на реке потемнел. Сонный лес стоит голый. Пахучие почки уже набухли. На вербах отпали тонкие чешуйки, показались серебряные барашки. На земле лежит прошлогодняя листва, сухие травинки. В вершинах деревьев шумит весенний ветер. Счастливое время!

Объём слов: 54

  1. Разобрать по членам предложения.
    1 вариант: 4 предложение.
    2 вариант: 5 предложение.
  2. Разобрать по составу слова:
    1 вариант: радостное, травинка.
    2 вариант: в вершинах, ласковое.
  3. Подобрать прилагательные, близкие по смыслу:
    1 вариант: ласковое, крепкий.
    2 вариант: радостное, счастливое.

Раннее утро. Небо серое. Голые сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот с реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце.

Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней. С каждым часом проталины становились шире и длиннее. Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще. В воздухе зазвенели их голоса.

Объём слов: 65

  1. Подчеркните имена прилагательные , выделите окончание
    1 вариант – в первой части текста
    2 вариант — во второй части текста
  2. Определите падеж и род у имён прилагательных…
    1 вариант – пятого предложения ( На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце.)
    2 вариант – девятого предложения ( Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще. )
  3. К данным прилагательным в словосочетаниях подберите прилагательные – антонимы, запишите новые словосочетания
    1 вариант Лёгкая задача -…. широкое шоссе — ….
    2 вариант Сладкое яблоко — …., тяжёлый портфель -…..

Цель: проверить навык правописания двойных, непроизносимых, безударных, звонких и глухих согласных, предлогов и приставок, родовых окончаний имён существительных, не с глаголами, мягкого знака после шипящих на конце основы; проверить умение разбирать слова по составу, а предложения по частям речи.

В нашем русском краю всё в старину было деревянное. Из дерева делали ложки и дома, ступки и кадки.

Русские мастера по дереву славились повсюду. Особенно были знамениты новгородские плотники. Здесь топором владел каждый.

Они строили деревянные здания с удивительной быстротой. Плотники возвели в Коломне деревянный дворец. Это настоящее чудо из дерева. На него приезжали любоваться гости из многих стран.

Объём слов: 59

Слова для справок: повсюду, деревянный.

  1. Второе предложение разобрать по членам предложения и частям речи.
  2. Разобрать слова по составу: в старину, любоваться, дом.

Как хорошо весенним утром в лесу! Вот из-за горизонта выкатилось огромное красное солнце. Вот солнечные лучи попали в густой туман. Он заклубился розовым паром. Открылась водная гладь. На сосенке проснулась крошечная шишечка. Малютка смотрит на широкое поле за рекой. Видит стройные ели с пушистыми ветвями. Слушает радостное пение птиц. Вдыхает аромат лёгкого весеннего воздуха. Вся природа вместе с ней радуется весне.

Объём слов: 63

  1. Выпиши из текста три словосочетания: прилагательное +существительное.
  2. Выполни синтаксический разбор шестого предложения.
  3. Выполни морфологический разбор прилагательного – крошечная.

Словарные диктанты

№1

Родина, растение, ягода, овощи, квартира, учитель, русский, язык, город, деревня.

№2

Багаж, интерес, фломастер, георгин, гладиолус, аппетит, лопаточка, гвоздичка, фотоаппарат, урожайное, помидор, огурец, фиолетовый.

№3

Праздник, вместе, орех, овёс, восток, заря, пшеница, альбом, погода, понедельник, ракета.

№4

Орех , овёс, заря, чёрный, понедельник, четыре, пшеница, огород, овощи, картофель, огурец, помидор, восток, вместе.

Диктанты 3 класс 3 четверть

Диктанты

Осенью Юра и Маша в саду нашли маленького ёжика. Ребята принесли его домой и посадили в большую коробку. Дети кормили ёжика кусочками белого хлеба, поили тёплым молочком.

Всю морозную зиму питомец крепко спал. Ребята ждали прихода весны. Однажды в тёплый апрельский день их колючий друг проснулся. Дети очень обрадовались!

Объём слов: 49

Слова для справок: его, очень

  1. Подчеркните в тексте одушевлённые имена существительные
  2. Подчеркните в тексте волнистой линией имена прилагательные.
  3. Подберите к слову маленький антоним.

Цель работы: проверить умения писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и непроверяемыми ударением, звонкие и глухие, непроизносимые согласные в корне слова; проверять гласные и согласные в корне; обозначать гласные и согласные в приставках; писать ъ разделительный в наиболее употребляемых словах; правильно писать существительные мужского и женского рода с шипящими на конце.

Тропинка привела нас в лесную глушь. На изумрудных полянках играет солнечный луч. От цветов рябит в глазах. На листочках дрожат капельки росы. Весело поют зяблики. Радостная песня соловья наполняет все вокруг.

Интересно поглядеть на зверей. На дорожку выбежал зайчишка. Малыш еще не знает страха. Около норы играют лисята. Повадки лисят известны. Обнялись, повалились на траву и катают друг друга. Мать-лисица сторожит детенышей.

Объём слов: 66

  1. Синтаксический разбор предложения.
    I вариант — Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи.
    II вариант — Надулись на деревьях пахучие почки.
  2. Выбери из группы слов синонимы и запиши их
    I вариант — Голубой, лазурный, бирюзовый, янтарный, небесный
    II вариант — Желтый, лилейный, золотой, янтарный, лимонный.
  3. Разберите слова по составу.
    I вариант: лунный, подкормка, сталевар, медвежонок
    II вариант: лимонный, заморозки, птицевод, лисенок

Наступила поздняя весна. Погода стоит чудесная. Яркие лучи солнца светят над полями, ласкают землю. Тепло. Из земли показалась молодая травка, первые цветочки. На березах и тополях набухли почки. В лесу запахло березовым соком. Скоро на деревьях зазеленеют листья. Вот уже видны их первые зеленые язычки. Хорошо весной!

Птицы поют свои веселые песни. Радостно чирикают воробьи. Прыгают пушистые синички. Все рады весне!

Объём слов: 61

  1. Разобрать по членам предложения первое предложение.
  2. Найти и подчеркнуть однородные дополнения.
  3. Определить склонение и падеж существительных в третьем предложении.

Цель: проверить усвоение правил написания изученных орфограмм; умение правильно писать родовые окончания у имён прилагательных, предлоги и приставки; выполнять разбор слова по составу, подбор однокоренных слов, разбирать предложения по членам, изменять глаголы по временам.

Бурого медведя считают хозяином смешанных лесов. Он очень любит малину и мёд. Косолапый часто совершает набеги на жилища диких пчёл. Забредает порой на пасеки. Пчёлы мстят медведю. Они жалят его в кончик носа, язык. Зверю приходится спасаться бегством.

Барсук поедает коренья растений, полевых мышей, земляных червей, юрких ящериц, ядовитых змей, болотных лягушек. Его любимое лакомство – виноград.

Заяц любит грызть морковь, капусту, репу и петрушку.

Объём слов: 64

  1. Выписать три словосочетания глаголов с именами существительными, указать число и время глаголов.
  2. Разобрать по составу слова: набеги, приходится, полевых.
  3. Разобрать предложения по членам и частям речи:
    1 вариант: 1 предложение.
    2 вариант: последнее предложение.

Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень много света. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки. Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного сока и весело полетели домой. Здравствуй, весна!

Объём слов: 60

  1. Подчеркните грамматическую основу, указав части речи
    1 вариант – 8 предложения (Она разбудила своих подруг.)
    2 вариант — 12 предложения (Она открыла свою чашечку.)
  2. Выпишите глаголы, употреблённые …
    1 вариант – в единственном числе (6)
    2 вариант — во множественном числе (6)
  3. Подберите глаголы — синонимы, употреблённые в неопределённой форме
    1 вариант. Рассказывать-…, смотреть-….
    2 вариант. Трудиться — …, видеть -…

На окраине города многие годы был пустырь. Но вот на пустыре появились новые дома и широкие улицы.

После трудового дня жители новых домов принялись за дело. Они копали землю, зажали молодые деревья. Сейчас на месте старого пустыря вырос красивый сад. Деревья пока молодые. Но скоро тень деревьев ляжет на клумбы, на дорожки, на скамейки.

Объём слов: 55

  1. Выписать из текста три имени прилагательных с именами существительными.
  2. Определить число имени прилагательного.

Волк – хищный зверь. Он похож на большую собаку. Тело его покрыто грубой шерстью. Ноги длинные. Он может быстро бегать. Пасть у него большая. Зубы острые. Зимой и летом волк ищет добычу. Ночью он иногда забегает в деревню. Он может унести овцу, ягненка, курицу или другое домашнее животное.

Объём слов: 49

  1. Выписать из текста три имени прилагательных с именами существительными.
  2. Определить число имени прилагательного.

Ос_нью в л_су только ёлочка не роняет иголок. Ёлка меняет наряд постепенно. Для этого ёлке нужно девять лет. До поздней ос_ни не спит колючая кр_савица.

В зимнюю пору ёлочка засыпает. Т_жёлые снежные комья не ломают у ёлки гибких в_твей. В белой шапке и белом шарфе выглядит она восхитительной.

З_мой в ельнике т_пло. В нем н_чуют птицы. Еловые лапы не пропускают ветер.

Объём слов: 61

  1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
  2. Подчеркните главные члены предложения. Укажите, какими частями речи они выражены:
    1 вариант: Ёлка меняет наряд постепенно.
    2 вариант: В зимнюю пору ёлочка засыпает.
  3. Выпишите из текста три словосочетания по схеме (глагол+имя существительное). У существительного определите падеж и склонение.
  4. Спишите слова, вставив пропущенные буквы.
    1 вариант: Мыш_, печ_, плащ_, этаж_, ноч_, обруч_, молодеж_.
    2 вариант: Тиш_, меч_, ключ_, глуш_, мыш_, мяч_, врач_.

Цель: проверить умение писать безударные родовые окончания имён прилагательных в единственном числе и окончания прилагательных во множественном числе.

Наступает радостное время года. Ласковое весеннее солнце согревает всё вокруг. Синее небо высокое. По небу плывёт лёгкое облачко. Крепкий лёд на реке потемнел. Сонный лес стоит голый. Пахучие почки уже набухли. На вербах отпали тонкие чешуйки, показались серебряные барашки. На земле лежит прошлогодняя листва, сухие травинки. В вершинах деревьев шумит весенний ветер. Счастливое время!

Объём слов: 54

  1. Разобрать по членам предложения.
    1 вариант: 4 предложение.
    2 вариант: 5 предложение.
  2. Разобрать по составу слова:
    1 вариант: радостное, травинка.
    2 вариант: в вершинах, ласковое.
  3. Подобрать прилагательные, близкие по смыслу:
    1 вариант: ласковое, крепкий.
    2 вариант: радостное, счастливое.

Раннее утро. Небо серое. Голые сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот с реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце.

Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней. С каждым часом проталины становились шире и длиннее. Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще. В воздухе зазвенели их голоса.

Объём слов: 65

  1. Подчеркните имена прилагательные , выделите окончание
    1 вариант – в первой части текста
    2 вариант — во второй части текста
  2. Определите падеж и род у имён прилагательных…
    1 вариант – пятого предложения ( На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце.)
    2 вариант – девятого предложения ( Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще. )
  3. К данным прилагательным в словосочетаниях подберите прилагательные – антонимы, запишите новые словосочетания
    1 вариант Лёгкая задача -…. широкое шоссе — ….
    2 вариант Сладкое яблоко — …., тяжёлый портфель -…..

Цель: проверить навык правописания двойных, непроизносимых, безударных, звонких и глухих согласных, предлогов и приставок, родовых окончаний имён существительных, не с глаголами, мягкого знака после шипящих на конце основы; проверить умение разбирать слова по составу, а предложения по частям речи.

В нашем русском краю всё в старину было деревянное. Из дерева делали ложки и дома, ступки и кадки.

Русские мастера по дереву славились повсюду. Особенно были знамениты новгородские плотники. Здесь топором владел каждый.

Они строили деревянные здания с удивительной быстротой. Плотники возвели в Коломне деревянный дворец. Это настоящее чудо из дерева. На него приезжали любоваться гости из многих стран.

Объём слов: 59

Слова для справок: повсюду, деревянный.

  1. Второе предложение разобрать по членам предложения и частям речи.
  2. Разобрать слова по составу: в старину, любоваться, дом.

Как хорошо весенним утром в лесу! Вот из-за горизонта выкатилось огромное красное солнце. Вот солнечные лучи попали в густой туман. Он заклубился розовым паром. Открылась водная гладь. На сосенке проснулась крошечная шишечка. Малютка смотрит на широкое поле за рекой. Видит стройные ели с пушистыми ветвями. Слушает радостное пение птиц. Вдыхает аромат лёгкого весеннего воздуха. Вся природа вместе с ней радуется весне.

Объём слов: 63

  1. Выпиши из текста три словосочетания: прилагательное +существительное.
  2. Выполни синтаксический разбор шестого предложения.
  3. Выполни морфологический разбор прилагательного – крошечная.

Словарные диктанты

№1

Родина, растение, ягода, овощи, квартира, учитель, русский, язык, город, деревня.

№2

Багаж, интерес, фломастер, георгин, гладиолус, аппетит, лопаточка, гвоздичка, фотоаппарат, урожайное, помидор, огурец, фиолетовый.

№3

Праздник, вместе, орех, овёс, восток, заря, пшеница, альбом, погода, понедельник, ракета.

№4

Орех , овёс, заря, чёрный, понедельник, четыре, пшеница, огород, овощи, картофель, огурец, помидор, восток, вместе.

Читайте также: