Отмирающие части мхов образуют

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 06.09.2024

А2. Мхи размножаются с помощью: 1)спор 2) семян 3) листьев 4) стеблей. А3. Листья у сфагнума состоят из: 1) одного слоя клеток двух типов 2) двух слоев клеток двух типов 3) одного слоя зеленых клеток. А4. Отмершие части мха сфагнума образует: 1)торф 2) песок 3) глину 4) известняк. А5.Сфагнум отличается от кукушкина льна 1)отсутствием листьев 2) отсутствием стебля 3) отсутствием ризоидов. А6. Кукушкин лен - это 1) многолетнее растение 2) двулетнее растение 3) однолетнее растение. А7. Благодаря мертвым клеткам сфагнум: 1)фотосинтезирует 2) проводит питательные вещества 3) впитывают воду 4) вегетативно размножаются А8. В военное время сфагнум часто использовали: 1) как перевязочный материал 2) как продукт питания. А9. Сфагнум поглощает воды больше своей массы в: 1) 5-10 раз 2) 10-15 раз 3) 20-25 раз. А10. В отличие от водорослей у большинства мхов имеются: 1)клетки 2) клеточные ядра 3) стебли и листья 4) корни. В1. Верны ли следующие утверждения. А. Мхи первыми заселяют голые скалы, образуя почву. Б. Споры сфагнума образуются в цветках. 1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) неверны оба суждения. В2. Установите соответствие между строением тела и видом растения. Строение тела Вид растения А)Многоклеточный организм 1) Хламидомонада Б) Имеет листья и стебли 2) Кукушкин лен. В) Одноклеточный организм Г) клетки обладают жгутиками. А Б В Г В3. Отметьте предложение, содержащие ошибки. 1) Кукушкин лен размножается семенами 2) Торфяные болота накапливают запасы воды. 3) Мох сфагнум впитывает воду ризоидами 4) Побеги кукушкина льна отмирают зимой. В4. Установите соответствие между видом растения и его принадлежностью к систематической группе. Вид растения Систематическая группа 1) Хламидомонада 1) Водоросли 2) Кукушкин лен 2) Мхи 3) Ламинария 4) Сфагнум А Б В Г В5. Отметьте предложение, содержащие ошибки. 1)Мхи являются одноклеточными растениями. 2) Болотный мох сфагнум размножается спорами. 3) Роль корня у кукушкина льна выполняет ризоид 4) Из отмерших частей образуется песок

Ответ или решение 1

A1. 4) стебель и листья.
A2. 1) спор
A3. 2) двух слоев клеток двух типов
A4. 1) торф
A5. 3) отсутствием ризоидов
A6. 1) многолетнее растение
A7. 3) впитывают воду
A8. 1) как перевязочный материал
A9. 3) 20-25 раз
A10.3) стебли и листья

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Отдел Моховидные

В презентации дана характеристика отдела, классификация и примеры мхов.


Урок в 7 классе на тему "Отдел Моховидные"

Разработка урока на тему "Отдел Моховидные" с использованием информационных технологий.


Технологическая карта модульного урока по теме "Моховидные".

Использована технология модульного обучения.

Отдел моховидные, особенности строения и жизнедеятельности

Разработка плана урока по теме "Отдел моховидные, особенности строения и жизнедеятельности", 7 класс.

Разработка урока по биологии на тему:«Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печёночники и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве"

«Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печёночники и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйст.


В основе учебного занятия лежит блоковое построение урока. Поэтому в каждом блоке проходят все основные этапы урока изучение нового материала и первичное закрепление ( первичные знания, осознание.


Презентация урока "Отдел Моховидные. Тайны маленьких растений"

Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами, они основали отдельную ботаническую отрасль, посвященную мохообразным – бриологию. Бриология – наука о мхах, изучает строение, размножение и развитие моховидных (собственно мхов, печеночников, антоцеротовых).

Общая характеристика мхов

Мох - общие характеристики

Моховидные – одни из древнейших растений, населяющих нашу планету. Остатки найдены в окаменелостях конца палеозойской эры. Распространение мхов связано с предпочтением влажной среды и затенённой местности, поэтому большинство населяют северную часть Земли. Плохо приживаются на засоленных территориях и пустынях.

Классы моховидных

Листостебельные мхи – самый многочисленный класс. Растения состоят из стебля, листьев и ризоидов.

Стебель может расти вертикально или горизонтально, разделен на кору и основную ткань (содержит воду, крахмал, хлоропласты для фотосинтеза).

Клетки стебля могут давать нитевидные отростки – ризоиды, необходимы для крепления к почве и поглощения воды. Они чаще находятся у основания стебля, но могут покрывать его по всей длине.

Листья простые, часто крепятся к стеблю под прямым углом, по спирали. Листовые пластинки оснащены хлоропластами, в центре располагается жилка (служит для проведения питательных веществ).

Лиственные мхи могут размножаться стеблями, почками, ветвями, которые дают побег, так формируются сплошные ковры из мхов, устилающие землю. К классу листостебельных относятся сфагновые (имеют разнообразный окрас стебля — светло-зелёный, желтый, красный), андреевые и бриевые мхи.

Сфагновый мох

Сфагновый мох

Печеночники встречаются на побережьях, болотах, скалистой местности. Отличительные черты: листья не имеют жилки, дорсовентральное строение, особый механизм раскрытия спорофита.

Листья расположены рядами, имеют две лопасти (нижняя лопасть, часто, завёрнутая и служит как резервуар для воды), ризоидные отростки – одноклеточные. Во время высыпания спор, спорофитовая коробочка раскрывается на отдельные створки, а рассеиванию клеток способствуют элатеры (пружинные образования).

Размножение может осуществляться с помощью почек (вегетативно), которые образуются на верхнем полюсе листьев. Представители класса пеллия эндиевлистная, милия аномальная, мох маршанция и др.

Антоцеротовые мхи населяют тропическую зону. Многоядерное тело (таллом) имеет розетковидную форму, состоит из однотипных клеток. В верхних шарах клеток находятся хроматофоры (содержат темно-зеленый пигмент). Нижняя часть таллома дает отростки, ризоиды, само тело образует полости, заполненные вязкой жидкостью, которая поддерживает постоянную влагу.

На поверхности таллома при неблагоприятных условиях образуются клубни, устойчивые к низкой влажности, после периода засухи формируют новое поколение. Растения однодомные, органы размножения развиваются в толще таллома, стадия спорофита преобладающая. К антоцеротовым относятся фолиоцерос, антоцерос, нототилас и др.

Фолиоцерос

Как размножаются мхи?

Идет чередование бесполого и полового способа размножение в жизненном цикле мхов. Бесполый период начинается с образования спор и прорастания их на влажной почве (формируется предросток, тонкая нить, которая дает жизнь мужским и женским особям). Существует два вида мхов:

Однодомные – мужские и женские органы размножения находятся на одном растении.

Двудомные – органы размножения находятся у разных представителей пола.

После прорастания споры, жизненный цикл мха переходит в половую фазу. Органы полового размножения – антеридии (мужские) и архегонии (женские). Представители мужских особей слабее женских, меньших размеров, после формирования антеридиев отмирают.

Процесс размножения мхов

Процесс размножения мхов

Сперматозоиды образуются на мужских растениях, яйцеклетки – на женских, после их слияния формируется зигота (находится на женской особи, она питает незрелый спорофит), которая в дальнейшем развивается в спорангий. После созревания спорангия, он раскрывается, из него высыпаются споры – начинается снова бесполый период размножения мхов.

Воспроизведение потомства возможно вегетативным способом, мхи образуют талломы (зеленые ответвления), почки, клубни, которые на влажной почве хорошо приживаются.

Каково значение спор в жизни мхов?

Споры – это клетки, необходимые для размножения мхов. Моховые растения не цветут, не имеют корней, поэтому для продолжения рода у них сформировался спорофит со спорангиями (место созревания спор).

Спорофит имеет короткий жизненный цикл, после высыхания споры рассеиваются вокруг, при попадании на влажную почву быстро приживаются. Могут при неблагоприятных условиях долго сохраняться, не прорастая, устойчивые к низким и высоким температурам, длительным засухам.

Значение мхов в природе и жизни человека

Мхи – это пища для многих беспозвоночных животных.

После отмирания дают залежи торфа, который необходим в производстве пластмасс, смол, карболовой кислоты, используется как топливо или удобрение.

Мох полностью укрывает землю в местах роста, что приводит к накоплению влаги и заболачиванию территории. Таким образом, прорастание другой растительности становится невозможным. В то же время они предотвращают эрозию, разрушение почв поверхностными водами и ветрами. Когда мхи отмирают, берут участие в образовании почвы.

Способны расти на местах пожаров, стойкие и выносливые, они населяют территорию тундры (основной растительный фон, так как другие растения не могут выжить в таких условиях).

В военное время сфагновый мох использовали, как перевязочный материал из-за его бактерицидных свойств, и способности впитывать влагу.

С помощью мхов можно ориентироваться на местности: они не любят света, поэтому располагаются с теневой стороны камней, деревьев. Мох указывает человеку на север.

На примере кукушкина льна в прошлом разделе мы изучили общее строение и жизненный цикл мохообразных. Здесь, в новом разделе, мы сосредоточим внимание на важных особенностях, которые свойственны различным представителям отдела моховидных. Начнем с классификации.

Классификация мхов

Сфагнум

Сфагновые (торфяные) беловато-зеленого цвета мхи растут на торфяных болотах.

Сфагновые мхи

Сфагнум приводит к переувлажнению почвы - масса накопленной воды может в 20-25 раз превышать массу мха.

В глубине болота практически отсутствуют фотосинтезирующие бактерии, вода стоячая, не перемешивается, что приводит к очень низкой концентрации кислорода - отмершие части растения разлагаются не полностью.

Сфагнум выделяет в переувлажненную почву органические кислоты, которые создают кислую среду и препятствуют быстрому разложению нижних отмирающих частей растения.

Сфагновые мхи

Фотосинтезирующую (ассимиляционную) функцию берут на себя боковые веточки сфагнума, кроме того, близко расположенные растения мха поддерживают, помогают друг другу удерживать вертикальное положение, за счет сплетающихся боковых веточек.

Сфагновые мхи

Листья сфагнума мелкие, однослойные, обладают гигроскопическим свойством за счет наличия водоносной ткани - совокупности крупных мертвых клеток. Через поры в эти клетки (водоносные клетки) поступает вода и прочно удерживается там.

Каждая водоносная, мертвая, клетка окружена живыми - несколькими хлорофиллоносными, фотосинтезирующими клетками. Водоносные клетки занимают около 70% от всей поверхности листа.

Ризоиды у сфагнума отсутствуют, он впитывает влагу всей поверхностью тела.

Маршанция

Относится к классу печеночные мхи. Распространена на земле повсеместно, включая Антарктиду. Нередко, в обход конкуренции с другими растениями, занимает незанятые территории - скалы, пожарища. Слоевище лентовидно стелется, имеет вид зеленого лопастного листка . Произрастает в сырых, влажных местах. Особенно распространено в тропиках.

От нижней стороны слоевища к субстрату крепятся ризоиды. На верхней стороне слоевища расположены "выводковые корзиночки", где образуются органы вегетативного размножения - выводковые почки.

Маршанция

Олений мох

Хочу особо отметить, что олений мох - не мох! Это лишайник, который своим хитрым названием часто сбивает с толку :)

Олений мох (ягель) распространен в арктической части Евразии, в Гренландии, Северной Америке, Тибете. Служит кормом для северных оленей, коров, свиней и овец.

Олений мох, ягель

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Читайте также: