Отличие земельного участка от лесного участка

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 18.09.2024

Федеральное агентство лесного хозяйства, учитывая многочисленные обращения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений по вопросам образования и предоставления лесных участков и (или) их частей для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, считает необходимым сообщить следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Земельного кодекса объектом земельных правоотношений являются в том числе части земельных участков.

Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", предусматривающие предоставление юридическим лицам в пользование частей лесного участка в составе земель лесного фонда в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, в порядке, установленном для предоставления лесных участков.

Вопросы предоставления лесных участков в целях использования лесов для указанных целей урегулированы статьями 9, 21, 25, 43, 46 Лесного кодекса.

Частью 2 статьи 43 Лесного кодекса предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 указанной статьи. Предоставление лесных участков в аренду для указанных целей осуществляется без проведения торгов (пункт 1 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса).

Частью 2 статьи 45 Лесного кодекса предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 данного Кодекса для строительства линейных объектов. Лесные участки, на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты (часть 3 статьи 45 Лесного кодекса).

С учетом положений Лесного кодекса и Земельного кодекса предоставление юридическим лицам лесных участков из состава земель лесного фонда для размещения линейных объектов может осуществляться в постоянное (бессрочное) пользование (статьи 9 и 45 Лесного кодекса, подпункты 2 - 4 пункта 2 статьи 39.9 Земельного кодекса); в аренду без проведения торгов (статьи 9 и 45, пункт 1 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса); в безвозмездное пользование (статьи 9 и 45 Лесного кодекса, подпункты 1 и 5 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса).

В соответствии с земельным законодательством образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности, для предоставления в пользование осуществляется в соответствии с проектной документацией лесных участков.

Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения. При этом согласно части 12.3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям лесного фонда, до ее утверждения подлежит согласованию с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда.

Таким образом, образование части лесного участка для предоставления в пользование в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, для постановки на государственный кадастровый учет осуществляется на основании как проектной документации лесных участков, так и утвержденного проекта межевания территории для линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Следует учитывать, что образование части лесного участка влечет ограничение права (например, права аренды лесного участка при многоцелевом использовании лесов) или обременение такого лесного участка и не является образованием нового объекта недвижимости.

Учитывая изложенное, необходимо также отметить, что требования, предусмотренные статьей 11.2 Земельного кодекса, в части согласования образования земельных участков землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков при образовании частей лесного участка не применяются.

Допускается осуществление государственного кадастрового учета части лесного участка в составе земель лесного фонда в целях предоставления ее в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их составной частью, без одновременной государственной регистрации обременения лесного участка. Государственная регистрация обременения лесного участка в указанных случаях осуществляется в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о регистрации.

Следует учитывать, что положениями Федерального закона N 280-ФЗ установлено основание предоставления частей лесных участков в аренду сроком до одного года без осуществления их государственного кадастрового учета. В указанном случае определение местоположения части лесного участка осуществляется в соответствии с прилагаемой к договору аренды схемой расположения части лесного участка, составленной на основании проектной документации лесного участка либо проекта межевания территории. Сведения о таких частях лесных участков следует учитывать в форме N 7-ГЛР, утвержденной приказом Минприроды России от 6 октября 2016 г., с указанием местоположения и списка координат их границ, определяемых на основании документов об образовании частей лесного участка.

Юридические лица, которым части лесных участков предоставляются в пользование, осуществляют самостоятельно деятельность, связанную с использованием лесов, с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации при использовании лесных участков, включая подготовку проекта освоения лесов, подачу декларации об использовании лесов, подготовку отчета об использовании лесов и рубку лесных насаждений применительно к принадлежащим им частям лесных участков.

Учитывая изложенное и принимая во внимание необходимость обеспечения многоцелевого, рационального использования лесов, Рослесхоз рекомендует для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, предоставление юридическим лицам лесных участков из состава земель лесного фонда осуществлять с учетом изменений законодательства, в том числе на основании договора аренды части лесного участка.

Федеральное агентство лесного хозяйства в целях решения вопросов, возникающих при согласовании проектов документов территориального планирования, предусматривающих включение земель лесного фонда в земли населенных пунктов, с учетом применения положений Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ) сообщает следующее.

Согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В свою очередь установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения.

Подготовка и утверждение проекта генерального плана осуществляются в соответствии с требованиями статей 9, 23, 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

В соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат, в частности, перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают в том числе границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения, территории объектов культурного наследия, границы лесничеств, лесопарков.

Таким образом, если проектом генерального плана предусматривается включение в границы населенных пунктов земельных участков из состава земель лесного фонда, Рослесхоз рекомендует в текстовой части проекта представлять перечень участков земель лесного фонда, включаемых в границы населенных пунктов, с указанием площади, местоположения в части лесничеств, участковых лесничеств, кварталов, выделов, а также целевого назначения данных лесов и категорий защитных лесов, а также проектируемое целевое использование данных земельных участков.

Документированная информация о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах, а также о зонах с особыми условиями использования территорий содержится в государственном лесном реестре (далее - ГЛР).

В силу пункта 5 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, переданы полномочия по ведению ГЛР в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий в границах субъекта Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса (в редакции Федерального закона N 280-ФЗ) при подготовке в составе проекта генерального плана поселения или городского округа карты границ населенных пунктов в границы населенного пункта подлежит включению земельный участок из земель лесного фонда в случае, если все его границы являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта.

При этом до установления градостроительных регламентов в отношении земельных участков, включенных в границы населенных пунктов из земель лесного фонда (за исключением лесных участков, которые до 1 января 2016 года предоставлены гражданам или юридическим лицам либо на которых расположены объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до 1 января 2016 года, и разрешенное использование либо назначение которых до их включения в границы населенного пункта не было связано с использованием лесов), такие земельные участки используются с учетом ограничений, установленных при использовании городских лесов в соответствии с лесным законодательством.

Правила землепользования и застройки, устанавливающие градостроительные регламенты применительно к земельным участкам, включенным в границы населенных пунктов из земель лесного фонда (за исключением лесных участков, которые до 1 января 2016 года предоставлены гражданам или юридическим лицам либо на которых расположены объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до 1 января 2016 года, и разрешенное использование либо назначение которых до их включения в границы населенных пунктов не было связано с использованием лесов), могут быть утверждены не ранее чем по истечении одного года со дня включения указанных земельных участков в границы населенных пунктов.

Кроме того, статьей 24 Градостроительного кодекса установлены особенности перевода земельных участков, на которых расположены лесные поселки или военные городки, в земли населенных пунктов.

В целях определения при подготовке проекта генерального плана поселения или городского округа границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков или военных городков, а также определения местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, на которые возникли права граждан и юридических лиц, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов по решению органа местного самоуправления поселения или городского округа создается комиссия.

Порядок деятельности таких комиссий устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

По информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, данные комиссии по состоянию на 1 апреля 2018 года созданы только в отдельных муниципальных образованиях на территории субъектов Российской Федерации. Порядок деятельности комиссий установлен в Орловской, Тульской, Ярославской, Вологодской, Мурманской, Пензенской, Самарской, Иркутской, Сахалинской областях, Республике Марий Эл, Республике Бурятия, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

В связи с этим Федеральное агентство лесного хозяйства рекомендует в возможно короткие сроки утвердить порядок деятельности таких комиссий и обеспечить создание таких комиссий на основании решений органов местного самоуправления поселений или городских округов.

По общему правилу, установленному Федеральным законом N 280-ФЗ, приведение сведений, содержащихся в ГЛР, в соответствие со сведениями ЕГРН осуществляется в отношении земельных участков, на которые права правообладателя или предыдущих правообладателей возникли до 1 января 2016 года.

В связи с этим Федеральное агентство лесного хозяйства считает необходимым отметить, что Правительством Российской Федерации (поручение от 12 февраля 2018 г. N ДК-П9-750) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации поручено при направлении проектов документов территориального планирования на согласование уполномоченным органам государственной власти прилагать к таким проектам графические и текстовые материалы, подтверждающие отнесение спорных земельных участков к иной категории земель, нежели к землям лесного фонда.

Учитывая, что в соответствии с требованиями Федерального закона N 280-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах, Рослесхоз рекомендует в составе материалов, подтверждающих отнесение спорных земельных участков к иной категории земель, нежели к землям лесного фонда, представлять заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений на проекты документов территориального планирования в части местоположения и площади земель лесного фонда, имеющих пересечения с земельными участками иной категории земель.

Также в проектах документов территориального планирования необходимо представлять информацию от уполномоченных органов государственной власти об отсутствии или наличии на спорных земельных участках особо охраняемых природных территорий и территорий объектов культурного наследия.

Следует отметить, что положения Федерального закона N 280-ФЗ применяются с учетом особенностей, установленных для земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ), в части наличия у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Таким образом, если в границы населенных пунктов включаются земельные участки, которые в соответствии с данными ЕГРН отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом N 101-ФЗ, а в соответствии с данными ГЛР относятся к землям лесного фонда, в проектах документов территориального планирования необходимо представлять соответствующие сведения от уполномоченных на осуществление земельного надзора органов государственной власти (Россельхознадзор, Росреестр).

Также на картографических материалах проектов документов территориального планирования необходимо отображать границы лесничеств, лесопарков, а также земельные участки, имеющие пересечения с землями лесного фонда.

Заместитель Министра
природных ресурсов и экологии
Российской Федерации -
руководитель Федерального
агентства лесного хозяйства
И.В.ВАЛЕНТИК

Задайте вопрос юристу:

Участок в собственности и отмежеван в 2008 году. С одной стороны участок граничит с лесом, в который собственник отодвинул забор менее сотки. Каким способом можно узаконить данную землю?

Содержание

Что такое лесная амнистия

Закон о лесной амнистии устанавливает особенности отнесения земельных участков из состава лесного фонда в соответствии с данными государственного лесного реестра (далее – ГЛР) к землям иных категорий, а также порядок исправления сведений о земельных участках в ЕГРН.

Цель лесной амнистии – приведение субъектами РФ до 1 января 2023 г. сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН.

Согласно лесной амнистии данные участков, зафиксированные в ЕГРН, получают приоритет перед сведениями государственного лесного реестра, который представляет собой систематизированный свод информации о лесах, об их использовании и охране.

Таким образом, если есть разница между фактически используемой гражданином площадью земельного участка и площадью кадастровой, указанной в ЕГРН, то согласно Закону о лесной амнистии для такого участка можно выполнить межевание и внести в ЕГРН сведения о границах, несмотря на их наложение на лесную территорию.

Лесной амнистией можно воспользоваться только в том случае, если земельный участок облагорожен гражданином, огорожен забором, а также находится на территории лесного фонда, земли которого отмежеваны.

Для начала надо выяснить, кому действительно принадлежит та земля, которую автор вопроса относит к лесному фонду.

Как определить принадлежность земельного участка к лесному фонду

Принадлежность соседнего земельного участка к определенной категории земель может быть определена в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН.

Заведя в поисковой строке кадастровый номер своего участка, автор вопроса может убедиться в том, что его участок отмежеван, а границы уточнены и зафиксированы на публичной кадастровой карте (далее – ПКК).

Как утверждает автор, межевание его участка проводилось в 2008 году, но это совсем не значит, что данные межевого плана его участка зафиксированы на ПКК. Если границы участка уточнены, то на ПКК вы увидите, с кем и где граничит ваш участок.

Данная справка о пересечении границ земельного участка с землями лесного фонда изготавливается бесплатно и несет информационный характер для определения необходимости применения норм Закона о лесной амнистии в конкретной ситуации.

Подача заявления о прирезке участка

Чтобы прирезать участок лесного фонда, применив Закон о лесной амнистии, заинтересованному гражданину надо подать в органы местного самоуправления по месту нахождения участка заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (заявление о прирезке участка) и утвержденный проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Просьба не путать проект межевания территории с межевым планом, в котором указываются координаты границ и площадь конкретного участка, что изготавливают кадастровые инженеры для постановки участка на кадастровый учет.

Проект межевания территории готовят на территорию всего квартала, в нем определены границы и площади всех земельных участков внутри квартала. После публичных слушаний проект межевания территории утверждается органами местного самоуправления.

Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (ч. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ).

В ст. 39.15 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) прописан порядок предварительного согласования предоставления земельного участка, указаны требования к заявлению гражданина о прирезке участка и необходимый перечень документов, предоставляемых с ним.

Если у вас отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, то тогда обязательно потребуется предоставить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (пп. 2 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ).

В любом случае в соответствии с ЗК РФ образование земельного участка должно осуществляться в соответствии с проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка.

Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее – схема) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории (п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ). Данная схема делается гражданином за свой счет. Схему расположения вы можете предварительно заказать у кадастрового инженера, заключив с ним договор.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется по выбору заинтересованного в прирезке гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе (п. 9 ст. 11.10 ЗК РФ).

Порядок согласования схемы расположения участка с комитетом лесного хозяйства

Таким образом, органы местного самоуправления должны в порядке межведомственного взаимодействия согласовать предоставленную гражданином схему с региональным органом власти, уполномоченным в области лесных отношений. В Московской области таким органом власти является Московский областной комитет лесного хозяйства.

Срок согласования схемы с органом местного самоуправления составляет от 30 до 45 дней со дня поступления от гражданина заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (ст. 39.18 ЗК РФ).

Решение органа местного самоуправления о предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданину является основанием для предоставления земельного участка.

В этом случае с органом местного самоуправления заявитель-гражданин заключает договор, а участок в новых границах ставится на кадастровый учет и оформляется на гражданина.

В п. 6–7 ст. 3.5 Закона о введение в действие ЗК РФ перечислены основания для отказа в согласовании предоставленной гражданином схемы. Если вы не согласны с отказом в согласовании схемы, то можете обжаловать его в суде (п. 8 ст. 3.5 Закона о введение в действие ЗК РФ).

В любом случае автору вопроса лучше всего начинать с посещения кадастрового инженера, который поможет и с консультацией по конкретной ситуации, и с оформлением необходимой документации, а также проведет кадастровые работы по изготовлению межевого плана.



Пресс-центр


Публикации о Росреестре

Сведения в каких документах имеют решающее значение?

До сих пор основной проблемой собственников в таких случаях было доказать, что земельный участок не относится к землям лесного фонда. Новый закон установил, какие сведения при определении статуса земли следует считать основными. Согласно ФЗ № 280, если по документам (данным ЕГРН, иным документам) участок имеет иную категорию, относится не к землям лесного фонда, а, например, к землям сельскохозяйственного назначения, приоритет отдается информации, указанной в ЕГРН, а не в лесном реестре. Единственное исключение — земельные участки, которые находятся в зоне особо охраняемых природных территорий (заповедники, заказники).

Порядок перевода земель лесного фонда в другую категорию

Как оформить собственность на лесной земельный участок?

Росреестр выявляет земельные участки, имеющие пересечение границ с лесным фондом

Всю работу ведут Росреестр, органы прокуратуры и Рослесхоз, это они должны провести сплошную проверку всех земельных участков, которые пересекаются с границами леса, рассмотреть каждую ситуацию отдельно и вынести решение. При Управлениях Росреестра в каждом из субъектов созданы межведомственные рабочие группы, которые занимаются выявлением всех земельных участков, имеющих пересечения с границами участков лесного фонда.

Мельникова Ю.В., заместитель начальника Управления правового обеспечения и имущественно-хозяйственной деятельности - начальник отдела юридического сопровождения деятельности Службы и судебной работы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Статьей 7 нового Лесного кодекса впервые введено понятие "лесной участок", но содержание этого понятия не раскрывается, а лишь устанавливается, что таким участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 ЛК РФ. Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие "лесной участок" тождественно понятию "земельный участок".

Что же понимается под лесным (земельным) участком ныне действующим российским законодательством?

Гражданско-правовая квалификация земельного участка стала возможной только после провозглашения в Конституции РФ частной формы собственности на землю и необходимой - в связи с введением в действие Гражданского кодекса РФ и иных федеральных законов, содержащих нормы, регулирующие отношения с земельными участками как с объектами гражданских прав.

Первым федеральным законом, где земельный участок прямо упоминается как объект гражданских прав, стал Гражданский кодекс РФ . Здесь уже наряду с термином "земля", в частности в ст. 126, 129, 214, появляется термин "земельный участок" (ст. 130, 132, 216, 261 и т.д.), и говорится о нем как об объекте права собственности и иных вещных прав.

Позднее земельный участок как объект гражданских прав и, главное, как объект права собственности был назван в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и в Федеральном законе от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" , где указывается, что право собственности возникает именно на земельный участок, а не на землю.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (в ред. от 05.02.2007) // СПС "КонсультантПлюс".
О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.06.1997) (в ред. от 18.12.2006) // СПС "КонсультантПлюс".
О разграничении государственной собственности на землю: Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ (принят ГД ФС РФ 04.07.2001) (в ред. от 03.06.2006) // СПС "КонсультантПлюс".

Земельный кодекс РФ в ст. 6 определяет земельный участок как часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Федеральный закон "О государственном земельном кадастре", несмотря на то что был принят раньше, дает более емкое определение: "Земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами".

Гражданское законодательство Российской Федерации не дает понятия земельного участка, однако упоминание об этом объекте в Гражданском кодексе РФ происходит чаще, чем о каком-либо другом: кроме того, что земельный участок сам является объектом гражданских прав и вещным правам на него посвящена целая глава в ГК РФ, любой оборот недвижимого имущества (зданий, строений, сооружений) невозможен без его участия. Вместо этого в ст. 261 Гражданского кодекса РФ даются некоторые режимные признаки земельного участка:

  • территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству (п. 1 ст. 261);
  • если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения (п. 2 ст. 261);
  • собственник земельного участка вправе использовать все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц (п. 3 ст. 261).

При этом если сравнить вышеперечисленные положения ст. 261 ГК РФ и определение земельного участка, данное в ст. 1 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" , можно увидеть, что законодатель, давая определение земельному участку в чисто "земельном" законе, полностью использовал положения о нем, данные в ГК РФ (принятом, кстати, на пять лет раньше).

Следует отметить, что во всех определениях земельного участка присутствует такая его характеристика, как ограниченность, т.е. границы земельного участка фиксируют территориальные пределы прав собственника участка.

К лесным участкам относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. Границы лесных участков должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах). К лесным участкам и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не установлено Лесным кодексом.

Несмотря на тесную взаимосвязь лесного и земельного законодательства, несмотря на то что земли лесного фонда являются самостоятельной категорией земель, Лесной кодекс имеет специфику, отличающую его в корне от земельного законодательства. Объектом лесных отношений является лесной участок - как комплекс земли и расположенной на ней растительности одновременно, участки нелесных земель, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью. Таким образом, к лесному законодательству неприменим термин "земельный участок", т.к. предметом договорных отношений становится именно лесной участок.

Именно лесные участки могут предоставляться в пользование. Через предоставление лесных участков в пользование выражается специальное лесопользование. В отличие от общего лесопользования, для которого не требуется получения специальных разрешительных документов, правоудостоверяющих документов на лесные участки (например, для сбора гражданами грибов и ягод), специальное лесопользование требует получения соответствующих документов. Фактически общее лесопользование по смыслу ст. 11 ЛК РФ является публичным лесным сервитутом. Вид документов для специального лесопользования зависит от вида предоставляемого права на лесной участок.

Поскольку лесные участки являются недвижимостью, к ним применяются нормы гражданского законодательства, но только если иное не установлено Лесным кодексом РФ.

Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами . Так, в частности, виды прав на земельные участки (в рамках Земельного кодекса Российской Федерации) и лесные участки (в рамках Лесного кодекса Российской Федерации) существенно отличаются друг от друга.

Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ. Пункт 2 ст. 3 // СПС "КонсультантПлюс".

Границы лесных участков должны быть обозначены как на картах, так и на местности специальными опознавательными знаками. За уничтожение лесоустроительных и лесохозяйственных знаков на местности может возникать административная ответственность в соответствии со ст. 7.2, 23.24 КоАП РФ.

"Основной лесной картой является лесоустроительный планшет, составленный на геодезической и топографической основе. В настоящее время он создается средствами автоматизированной системы лесного картографирования как цифровая лесная карта. Полная таксационная характеристика выделов может быть получена при совмещении картографической и повыдельной таксационной баз данных. На этом свойстве основываются современные ГИС-технологии в лесоустройстве и лесном хозяйстве.

Другие лесные карты (план лесонасаждений, карты-схемы лесхоза по породам, противопожарных мероприятий, арендуемых земель и др.) составляются способом монтажа уменьшенных фотокопий планшетов или же автоматизированным способом" .

Верхунов П.М., Моисеев Н.А., Мурахтанов Е.С. Лесоустройство: Учеб. пособие. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2002. С. 383.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что лесной участок имеет следующие необходимые признаки:

  • это часть поверхности земли, в том числе почвенный слой, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке;
  • он расположен на землях лесного фонда или на землях: обороны и безопасности, на которых расположены леса; поселений, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса;
  • в отношении его проведено лесоустройство в порядке, установленном Правительством РФ, и осуществлено проектирование (подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесного участка) по правилам ст. 69 Кодекса;
  • он прошел государственный кадастровый учет лесных участков по правилам ст. 92 Кодекса и в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 г. "О государственном земельном кадастре" .

Только совокупность всех названных признаков позволяет рассматривать соответствующую часть поверхности земли как юридическую категорию лесного законодательства - лесной участок.

Лесной участок как объект гражданских прав представляет собой имущество (недвижимую вещь) в виде комплекса земли и расположенной на ней растительности одновременно, участки нелесных земель, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, границы которого определяются в соответствии с ЛК РФ.

В то же время следует подчеркнуть, что лесным участком может признаваться только такая часть поверхности земли, которая характеризуется всей совокупностью необходимых признаков, рассмотренных выше. Пока же в России далеко не все участки земель лесного фонда являются объектами, в отношении которых проведены лесоустройство и государственный кадастровый учет.

Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: