Осина волк цепь питания

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

1. Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.

2. Сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса.

Словарная работа: лесничий,

Ход занятия.

1. Вступительное слово воспитателя.

Прежде чем начать разговор о том, кто что ест, я хотела бы рассказать историю о том, как в давние времена люди вздумали навести порядок в одном небольшом лесу.

Главный лесничий рассуждал так. Лес – это деревья, всё остальное – лишнее. И по его приказу вырубили кустарники. Чисто и просторно стало в лесу…

А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное жильё. Развелось их видимо-невидимо. Вот деревья и стали сохнуть оттого, что насекомых развелось слишком много: одни листья едят, другие корни грызут. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить. Не срубили бы их, не улетели бы птицы, не развелось бы много опасных для леса насекомых.

- Подумайте, о каких невидимых нитях природы говорится в этом рассказе?

- Как человек нарушил эти нити?

- К какой беде это привело?

Разные животные питаются разной пищей. Животные, которым нужна растительная пища, называются растительноядными. Те животные, которые едят насекомых, называются насекомоядными. На более крупную добычу охотятся хищные животные, или хищники. Существуют, наконец, и всеядные животные.

- Как называются животные, которым нужна растительная пища?

- Кто такие насекомоядные?

- На какую добычу охотятся хищные животные?

-Что едят всеядные животные?

Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому учёные говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.

Вот пример. В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк.Получается цепь питания: осина – заяц - волк

Еще пример. Лесные мыши кормятся желудями дубов. Но сами мыши – добыча сов.Цепь питания получается такая: дуб – лесная мышь – сова.

Цепи питания начинаются с растений. Это первое звено. Второе звено цепи – растительноядные животные. Третье звено - насекомоядные или хищные животные.

- Что такое цепь питания?

- Приведи свой пример цепи питания.

- Жёлудь – белка – ястреб – это цепь питания?

- Жёлудь – мышь – лиса – это цепь питания?

- Подумайте, почему цепи питания начинаются с растений?

- Что произошло бы, если бы на Земле не осталось лягушек, змей, сов, стрекоз?

Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.)

Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками.)

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов. (Раз, два, три.)

Сколько здесь у нас игрушек,

Столько сделаем прыжков. (Раз, два, три.)

Смотрит хитрая лиса.

Мы лесу обхитрим,

На носочках убежим. (Бег на носочках.)

Всё вокруг мы рассмотрели

И тихонечко все сели.

4. Кто как приспособлен.

Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы – всё это помогает лисе охотиться. А вот сова. Огромные глаза её прекрасно видят ночью и днём, мягкое оперение делает бесшумным полёт, острые когти и сильный изогнутый клюв помогают удерживать и поедать добычу.

Что и говорить, хищники хорошо приспособлены к тому, чтобы добывать себе еду. Но и те животные, которых они охотятся, по-своему приспособлены к тому, чтобы защищаться. У зайца быстрые ноги – трудно догнать его.Спасает зайца и цвет шубки: летом она серая, зимой белая. У ежа замечательная защита – иголки. Ящерица, если враг схватит её за хвост, оставляет его хищнику, а сама убегает. Потом у ящерицы вырастает новый хвост.

- Как хищные животные приспособлены к добыванию пищи?

- Какие приспособления для защиты от врагов имеются у разных животных?

5. Доброе слово о хищниках.

Ещё совсем недавно люди безжалостно уничтожали хищных животных, думая, что от этого станет больше зайцев, кабанов…

Как же много хищных зверей и птиц было убито. Но вот люди заметили, что там, где хищников не осталось, растительноядных животных – зайцев, кабанов, оленей, тетеревов – сначала становится больше, а потом всё меньше и меньше. Почему?

Оказалось, что хищники ловят в основном больных животных, а здоровых и сильных им трудно догнать и одолеть. Там, где были уничтожены хищники, среди животных распространялись болезни и много животных погибало. Хищники оказались санитарами природы.

Известно также, что лисы и совы питаются грызунами, которые поедают на полях зерно. Одна сова за лето спасает тонну зерна!

Хищные звери и птицы взяты под охрану. Люди должны охранять и хищных насекомых, например, стрекоз, божьих коровок. Стрекозы поедают множество комаров и мух, а божья коровка – тлей. А ещё хищников охраняют потому, что они очень красивы. Беречь их – значит беречь красоту природы.

Животные бывают растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные. Животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.

Не меньше нужны,

Без чудовищ нелепых

И даже без хищников,

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

И кто делает яд!

У Кошки без Мышки,

У мышки без Кошки

Не лучше делишки!

И, если мы с кем-то

Не очень дружны –

Мы всё-таки очень

Друг другу нужны!

А если нам кто-нибудь

Прикреплённые файлы:

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: Кто что ест? Цепи питания.

- выделить основные группы животных по способу

- рассмотреть цепи питания животных;

- изучить приспособленность животных к добыванию пищи

и защите от врагов;

- прививать любовь к животным.

Оборудование: учебники, рабочие тетради,

мультимедийный комплекс, презентация.

I . Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания.

III . Введение в тему.

IV . Изучение нового материала.

V . Доклады учащихся о питании насекомых.

VI . Физминутка.

VII . Цепи питания.

VIII . Практическая работа.

IX . Способы защиты животных от врагов.

X . Работа по учебнику стр.97.

XI . Беседа по прочитанному.

XII . Итог.

XIII . Домашнее задание.

I . Организационный момент.

У меня хорошее настроение

На уроке я буду внимателен.

Постараюсь всё понять

Буду тайны открывать,

Ответы полные давать.

Чтоб за работу получать?

Только лишь оценку ПЯТЬ.

II . Проверка домашнего задания.

И так, начинаем урок с проверки домашнего задания

( опрос по материалу прошлого урока)

- На какие две группы делятся животные?

(Беспозвоночные, позвоночные)

- Каких животных относим к беспозвоночным?

(моллюски, черви, иглокожие, членистоногие)

- А каких животных относят к позвоночным?

(рыбы, пресмыкающиеся, птицы,

млекопитающие)

- Кого относят к рыбам?

(водных животных, тело которых покрыто чешуёй, передвигаться им помогают плавники, с помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворённым в воде.)

- А кого относят к пресмыкающимся?

(животных, тело которых покрыто

сухими чешуйками, а у некоторых ещё и панцирем,

это змеи, черепахи, крокодилы)

- А кого к птицам?

(животных, тело которых покрыто перьями)

- А к млекопитающим?

( животных, тело которых покрыто шерстью,

своих детёнышей они выкармливают молоком)

- Назовите признаки жизни животных

(дышат, питаются, растут, размножаются, умирают)

III . Введение в тему.

- А сейчас послушайте небольшой рассказ . Прослушав его, вы должны будите ответить на вопросы. Называется он


.

Пустились улитка и ёж. Улиткина скорость известно какая – семь шагов в неделю. А ёжик ножками туп-туп, носиком хрюк- хрюк, догнал улитку, хруп – и съел.

Пустились лягушка и ёж. Прыг- прыг лягушка. Туп-туп ёжик. Лягушку догнал, за лапку схватил и съел.

Пустились филин и ёж.

Испугался ёж, но не растерялся да под корни и закатился. До утра там и просидел.

Нет, не прожить , видно, в лесу шутя. Шути, шути, да поглядывай.

ВОПРОСЫ:

- Кем пообедал ёж?

- Какую ещё пищу ест ёж?

- Почему испугался филина?

- Кем питается филин?

- Будет ли он есть траву, овощи, семена растений? Почему?

IV . Изучение нового материала.

- Так что же необходимо для развития и роста животных ? (питание)

-Так какая тема нашего урока? (Кто что ест? Цепи питания.)

1) Группировка животных по способу питания.

( на доске картинки животных: лошадь, заяц, тигр, лиса, скворец, лягушка, свинья, ёж.)

- Учитель: Да ребята, сегодня мы поговорим о том Кто что ест.

-Скажите, для всех ли животных пища одинакова? (нет)

- Рассмотрите рисунки животных и сгруппируйте их по способу питания.

- Как называются животные, которые питаются растительной пищей?

- Другими животными?

- Насекомыми?

- Всякой пищей?

-(правильно, животные бывают растительноядные, всеядные, насекомоядные и хищные)

- Хорошо, молодцы.

V. Доклады учащихся о питании насекомых

( саранча, стрекоза, бабочка)

Чем питаются насекомые?

Большинство насекомых питаются растениями. Поэтому их называют растительноядными. Они губят тысячи тонн хлеба, яблок, груш, свёклы. Они портят одежду и мебель и даже разрушают дома и мосты. Так, грозным завоевателем проявила себя САРАНЧА. В древности о её нашествиях писали: земля перед ней как цветущий сад, позади неё – дикая пустыня. Подсчитано, что во всём мире растительноядным насекомым каждый год достаётся приблизительно пятая часть урожая сельскохозяйственных культур.

Некоторые насекомые едят самих себя. Например, САРАНЧА нечувствительна к физической боли, она начинает грызть свои передние лапы, потом нижнюю часть тела. Опыты показали, что на такой шаг саранчу толкает не чувство голода. Просто собственное тело кажется достаточно вкусной пищей.

Не все насекомые питаются растительной пищей, есть среди насекомых и хищники. Один из самых прожорливых – СТРЕКОЗА. Она съедает пищи больше, чем весит сама. С мая и до осени летают стрекозы над заросшими берегами рек и речушек, охотятся на комаров и мошек. Добычу они ловят ногами. Их ноги покрыты шипами и щетинками, в полёте согнуты и сближены так, что получается « ловчая корзина . Вот комар или муха уже в корзине. Комара стрекоза съедает прямо на лету. А муху - садясь на веточку. Сейчас во всём мире известно 4500 видов стрекоз. Особенно много их в жарких странах. Самые большие современные стрекозы достигают в размахе крыльев 19 сантиметров.


Одним из самых красивых существ на Земле являются БАБОЧКИ. Бабочки питаются нектаром – цветочным соком. Нектар у некоторых цветов спрятан в глубоких чашечках. Рот бабочек – длинная трубочка, свёрнутая в спиральку. Когда бабочка хочет есть, она садится на цветок, спиралька раскручивается, и бабочка достаёт нектар со дна цветка. Бабочки не приносят вреда, вред доставляют их гусеницы, поедающие листья, цветки, плоды разных растений.

- Так каком виду животных их можно отнести?

VI . Физминутка.

VII . Цепи питания.

1) Беседа.

Как вы уже поняли,

животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.

- Сегодня мы должны поучиться составлять цепи питания.( откройте учебник на стр.96,рассмотрите внимательно схемы)

2) Работа со схемой на стр.96.

ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ В ЦЕПИ ПИТАНИЯ.

Вот пример. В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается цепь питания: ОСИНА – ЗАЯЦ- ВОЛК

Ещё пример:. Лесные мыши кормятся желудями дубов. Но сами мыши – добыча сов. Цепь питания получается такая: ДУБ- МЫШЬ- СОВА

Цепь питания начинается с растений. Это – первое звено. Второе звено цепи – растительные животные. Третье звено цепи – насекомоядные или хищные животные.

3) Составление цепи.

-Давайте попробуем составить цепи питания ЛИСИЦЫ.

ОСИНА- ЗАЯЦ- ЛИСА.

ТРАВА- ЗЕБРА- ЛЕВ

ЗЕРНО- МЫШЬ- ФИЛИН.

VIII . Практическая работа.

( откройте рабочую тетрадь. Сейчас выполним задания)

IX . Способы защиты животных от врагов.

- Вспомните рассказ о еже и филине.

- Почему ёжику удалось спастись?

- Назовите других животных, которых вы хорошо знаете, как приспособились они защищаться от врагов. (А теперь давайте прочитаем в учебнике)

X . Работа по учебнику стр.97.

(чтение уч-ся)

XI . Беседа по прочитанному.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговый тест за 2 четверть по окружающему миру 3 класс.

Итоговая контрольная работа по окружающему миру за 2 четверть обучающихся 3 класса.

Контрольная работа за 2 четверть в 3 классе по окружающему миру проводится в форме тестирования. Данная работа соответствует базовому уровню обучения и учитывает специфику предмета.

Цель: - определить у учащихся уровень сформированности знаний, умений по окружающему миру за 2 четверть.

Задачи: - проверить знания фактов учебного материала; - проверить уровень владения обучающимися таких универсальных способов деятельности, как наблюдение, сравнение, выбор способа решения учебной задачи (верного варианта ответа), контроль и коррекция, оценка, распознавание природных объектов, определение истинности утверждений; - проверить умения делать выводы на основе анализа конкретной учебной ситуации.

Планируемые результаты:

Предметные: Развитие умения читать правильно и осознанно, вслух; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Личностные: овладение основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретение целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные: работать в соответствии с заявленным планом.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать текст, создавать собственное высказывание по аналогии.

Критерии оценивания:

Задание уровня А оценивается в 1 балл, уровня В – в 2 балла, уровня С – в 3 балла.

В природе всем живым организмам необходимо питание. Некоторые животные едят растения, другие же являются хищниками и предпочитают есть себе подобных. Весь процесс называется пищевыми цепями.

Белка ест орешек

Все цепи питания состоят из трех-пяти звеньев. Первым обычно являются продуценты — организмы, которые способны сами вырабатывать органические вещества из неорганических.

Это растения, которые получают питательные вещества путем фотосинтеза. Далее идут консументы — это гетеротрофные организмы, которые получают уже готовые органические вещества.

Такими будут являться животные: как травоядные, так и хищные. Замыкающим звеном пищевой цепи обычно являются редуценты — микроорганизмы, которые разлагают органические вещества.

Цепь питания не может состоять из шести и более звеньев, так как каждое новое звено получает только 10% энергии предыдущего звена, еще 90% теряется в виде теплоты.

Какими бывают пищевые цепи?

Какими бывают пищевые цепи?

Существует два вида: пастбищные и детритные. Первые — более распространенные в природе. В таких цепях первым звеном всегда служат продуценты (растения). За ними идут консументы первого порядка — растительноядные животные. Далее — потребители второго порядка — мелкие хищники.

За ними — консументы третьего порядка — крупные хищники. Далее также могут быть потребители четвертого порядка, такие длинные пищевые цепи обычно встречаются в океанах. Последним звеном являются редуценты.

детритные

Второй тип цепей питания — детритные — более распространены в лесах и саваннах. Они возникают вследствие того, что большая часть растительной энергии не потребляется травоядными организмами, а отмирает, подвергаясь затем разложению редуцентами и минерализации.

Цепи питания этого типа начинаются от детрита — органических остатков растительного и животного происхождения. Потребителями первого порядка в таких пищевых цепях являются, насекомые, к примеру, навозные жуки, или же животные-падальщики, например, гиены, волки, грифы. Кроме того, консументами первого порядка в таких цепях могут быть бактерии, питающиеся растительными остатками.

В биогеоценозах все связано таким образом, что большинство видов живых организмов могут стать участниками обоих типов цепей питания.

Цепи питания в лиственных и смешанных лесах

Цепи питания в лиственных и смешанных лесах

Лиственные леса в большинстве своем распространены в Северном полушарии планеты. Они встречаются Западной и Центральной Европе, в Южной Скандинавии, на Урале, в Западной Сибири, Восточной Азии, Северной Флориде.

Лиственные леса делятся на широколиственные и мелколиственные. Для первых характерны такие деревья, как дуб, липа, ясень, клен, вяз. Для вторых — береза, ольха, осина.

Смешанными называются леса, в которых растут и хвойные, и лиственные деревья. Смешанные леса характерны для умеренного климатического пояса. Они встречаются на юге Скандинавии, на Кавказе, В Карпатах, на Дальнем Востоке, в Сибири, в Калифорнии, в Аппалачах, у Великих озер.

Смешанные леса состоят из таких деревьев, как ель, сосна, дуб, липа, клен, вяз, яблоня, пихта, бук, граб.

В лиственных и смешанных лесах очень распространены пастбищные цепи питания. Первым звеном цепи питания в лесах обычно служат многочисленные виды трав, ягоды, такие как малина, черника, земляника. бузина, кора деревьев, орехи, шишки.

Консументами первого порядка чаще всего будут такие травоядные животные, как косули, лоси, олени, грызуны, к примеру, белки, мыши, землеройки, а также зайцы.

Потребители второго порядка — хищники. Обычно это лиса, волк, ласка, горностай, рысь, сова и другие. Ярким примером того, что один и тот же вид участвует и в пастбищных, и в детритных цепях питания будет волк: он может как охотиться на мелких млекопитающих, так и поедать падаль.

Консументы второго порядка могут сами стать добычей более крупных хищников, особенно это касается птиц: например, мелкие совы могут быть съедены ястребами.

Замыкающим звеном будут редуценты (бактерии гниения).

Примеры цепей питания в лиственно-хвойном лесу:

  • кора березы — заяц — волк — редуценты;
  • древесина — личинка майского жука — дятел — ястреб — редуценты;
  • листовой опад (детрит) — черви — землеройки — сова — редуценты.

Особенности цепей питания в хвойных лесах

Особенности цепей питания в хвойных лесах

Такие леса расположены на севере Евразии и Северной Америки. Они состоят из таких деревьев, как сосна, ель, пихта, кедр, лиственница и другие.

Здесь все значительно отличается от смешанных и лиственных лесов.

Первым звеном в этом случае будет не трава, а мох, кустарники или лишайники. Это связано с тем, что в хвойных лесах недостаточно света для того, чтобы мог существовать густой травяной покров.

Соответственно животные, которые станут консументами первого порядка, будут другими — они должны питаться не травой, а мхом, лишайниками или кустарниками. Это могут быть некоторые виды оленей.

Несмотря на то что более распространены кустарники и мхи, в хвойных лесах все же встречаются травянистые растения и кусты. Это крапива, чистотел, земляника, бузина. Такой пищей обычно и питаются зайцы, лоси, белки, которые тоже могут стать консументами первого порядка.

Потребителями второго порядка будут, как и смешанных лесах, хищники. Это норка, медведь, росомаха, рысь и другие.

Мелкие хищники, такие как норка, могут стать добычей для консументов третьего порядка. Замыкающим звеном будут микроорганизмы гниения.

Кроме того, в хвойных лесах очень распространены детритные пищевые цепи. Здесь первым звеном будет чаще всего растительный перегной, которым питаются почвенные бактерии, становясь, в свою очередь, пищей для одноклеточных животных, которых едят грибы. Такие цепочки обычно длинные и могут состоять более, чем из пяти звеньев.

Примеры пищевых цепочек в хвойном лесу:

  • кедровые орехи — белка — норка — редуценты;
  • перегной растений (детрит) — бактерии — простейшие — грибы — медведь — редуценты.

Вывод

Пищевая цепь поддерживает благосостояние экосистемы, в которой она находится. Она обеспечивает контроль над популяцией и способствует нормальному балансу веществ в природе.

Читайте также: