Осень щедра на урожай

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Тема: "Вкусные дары щедрой осени. Овощи и фрукты".
Цель: Расширять представления детей о многообразии овощей и фруктов. Учить узнавать овощи и фрукты по характерным признакам и правильно называть их. Расширять представления о разнообразном использовании человеком овощей и фруктов.

Оценить 377 0

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цель : Расширять представления детей о многообразии овощей и фруктов. Учить узнавать овощи и фрукты по характерным признакам и правильно называть их. Расширять представления о разнообразном использовании человеком овощей и фруктов.

Задачи :

Уточнить представления о том, что осень – время сбора урожая овощей и фруктов;

учить рассказывать о пользе овощей и фруктов;

расширять и активизировать словарный запас детей ;

развивать память, внимание, логическое мышление; связную речь;

воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью;

воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении заданий, умение работать сообща;

в игровой форме создать у детей атмосферу радости, удовольствия от встречи с Осенью.

Ход занятия:

I .Организационная часть.

Какой замечательный сегодня день! У меня прекрасное настроение, потому что во дворе бродит ещё осень! Это настроение, мы хотим передать и вам! Я не ошиблась, сказав слово - мы. Потому, что сегодня Осень заглянула к нам на занятие!

1.Сюрпризный момент.

Слайд 1. Изображение Осени.

(Звучит музыка,появляется кукла осень)

Колдует чародейка Осень. Поначалу подарит деревьям расшитые золотыми и багряными узорами наряды, а потом, с помощью своего друга-проказника ветра оставит и вовсе без них. И стоят деревья без одеяний. Кажется, что всё в природе замирает. Пустынны сады, леса, поляны. Лишь мелкий дождь, туманы, да серая мгла. А мы при том называем осень щедрой. Как же так?

Дети:(ответы детей)

Да осень хороша и щедра своими дарами! Посмотрите вокруг!

Слайд 2. Слайд 3.

Едут тяжёлые гружёные машины с рожью, пшеницей, овсом, другими зерновыми культурами…

Дарует осень фрукты и ягоды, орехи и семечки, и, конечно же, овощи, грибы, мёд. Яблоки, груши, рябина, калина – всё это дарит нам осень.

Педагог: Слушаем и отвечаем:

1. К нам сейчас пришла Зима?

2. Осень в гости к нам пришла?

3. Осенью цветут цветы ? (Да)

4. Осенью растут грибы ? (Да)

5. Тучки солнце закрывают? (Да)

6. Колючий ветер прилетает? (Да)

7. Туманы осенью плывут ? (Да)

8. Ну, а птицы гнёзда вьют? (Нет)

9. А букашки прилетают? (Нет)

10. Звери норки закрывают? (Да)

11. Урожай все собирают? (Да)

12. Птичьи стаи улетают? (Да)

13. Часто - часто льют дожди? (Да)

14. Достаем ли сапоги? (Да)

15. Солнце светит очень жарко? (Да)

16. Можно детям загорать? (Нет)

17. Ну а что же надо делать?

18. Куртки, шапки надевать? (Да)

II .Содержание занятия.

Осень к вам пришла

И с собой в корзинке

Вот корзиночка стоит

Очень странная на вид.

Что в корзиночке моей?

- Как вы думаете, что в корзинке? (Дети высказывают предположения.)

- Давайте я вам помогу. Я загадаю загадки, а если угадаете, достану отгадку из корзины. ( предлагаю детям отгадать загадки про овощи и фрукты, по ходу отгадывания загадок, фрукты и овощи выкладываются в одну вазу ).

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

2. Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки,

Родом он из жарких стран.

Высоко растёт… (Банан)

3.Жёлтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он.

А зовут его… (Лимон)

4. Фрукт похож на неваляшку,

Носит жёлтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала… (Груша)

5. Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым он стал,

Любят овощ Ваня, Жан…

Так ведь это… (Баклажан)

6. Летом – в огороде,

А зимою – в банке,

Крепкие, солёные. (Огурец)

7. Под землёй живёт семья:

Папа, мама, деток тьма.

Лишь копни её немножко

Вмиг появится … (Картошка)

8. Я бываю трёх цветов

Светофором стать готов.

У меня есть горький брат,

Но кладут меня в салат. (Перец)

Какие вы молодцы! Отгадали все загадки.

А вы знаете загадки?

(дети загадывают загадки Осени)

1.Всех она царица.

Своей величиной гордится.

На дыню издали похожа,

На рыжий мяч большущий тоже. (Тыква)

2.Ты кругла, вкусна, красива!

Ты сочна, ну просто диво!

Борщ, свекольник, винегрет…

Без тебя уж не обед!

Ты во всём нам помогла,

А зовут тебя… (Свекла)

3.От простуды нас избавил,

Витаминов нам добавил

И от гриппа он помог,

Горький доктор наш… (Чеснок)

5.Не бьёт, не ругает,

А плакать заставляет. (Лук)

Что же нам осень принесла?

Вот сегодня мы и поговорим об этих дарах Осени.

Однажды хозяйка с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла.
Морковку, капусту, картошку, горох.
Тыкву и свеклу. Ох!

- Ребята, как можно назвать одним словом все, что принесла домой с базара хозяйка?

- Хозяйка с базара принесла овощи.

1. Какие ещё овощи вы знаете? (лук, чеснок, редис, укроп, капуста, кабачка, тыква, огурцы, помидоры, морковь, репа, перец).

2. Где растут овощи? (на грядкахв огороде)

3. Как растут овощи? (на земле, под землёй)

- Осенью в огороде овощи поспевают и их убирают по- разному.

1. Как собирают овощи, которые растут на земле, на кусте? (срывают, срезают)

2. Как убирают помидоры, огурцы, горох, перец? (помидоры, огурцы, горох, перец собирают).

3. Как убирают капусту, кабачки? (Капусту, кабачки срезают)

4. Как собирают овощи, которые растут под землёй? (выкапывают, выдёргивают)

5. Как убирают картофель? (Картофель выкапывают).

6. Как убирают редис, свёклу, репу? (Репу, свёклу, редис выдёргивают из земли)

Выращивают овощи не только в огородах, но и на полях.

Слайд 6. Слайд 7.

Огород – это небольшой участок земли, чаще всего он находится около дома, а поле – находится за городом. На каждом поле растет обычно что-нибудь одно : или картофель, или капуста, или еще что-либо. Поле, на котором растет картофель – это картофельное поле.

1. Как называется поле, на котором растет капуста? (капустное) .

2. Морковь? (морковное)

3. Свекла? (свекольное)

4. Горох? (гороховое)

5. Баклажан? (баклажанное).

(поднимаем и опускаем руки)

Уточняем, что съедобный корень овоща называем корешками, а съедобный плод на стебле — вершками.

Если плод растёт на стебле - дети поднимают руки вверх, а если в земле – опускают вниз.

(Морковь, помидоры, лук, капуста, свекла, картофель, перец, редиска, тыква, чеснок, огурцы, кабачки…).

- Как же назвать одним словом остальные дары осени? (Фрукты)

1. Где растут фрукты?

- Фрукты растут на плодовых деревьях в саду.

Существует множество самых разных фруктов, которые растут по всему миру. Назовите их.

Фрукты очень вкусные и полезные. Они сладкие, потому что в них есть особый сахар. Большую часть фруктов можно есть сырыми.

1. Если на дереве растут груши, то это какое дерево? (грушевое)

2. Если на дереве растут абрикосы? (абрикосовое)

3. Если на дереве растут сливы? (сливовое)

4. Если на дереве растут персики? (Персиковое)

5. Если на дереве растут апельсины? (Апельсиновое)

6. Если на дереве растут лимоны? (Лимонное)

Мы говорили с вами о том, где и как растут фрукты. А знаете ли вы кто ухаживает за садом и огородом? (садовники, огородники)

Осень перемешала фрукты и овощи. Она предлагает нам поиграть.

Практическая работа.

Садовники должны собрать фрукты, а огородники - овощи.

Молодцы, ребята! Справились с заданием.

Верно, в народе говорят: «Не потопаешь – не полопаешь!

Как вы понимаете эти слова?

– Правильно, осенью для сбора урожая и заготовок на зиму каждый день важен. Топаем осенью не только на огороде и в саду, но и на кухне, тогда и лопать будем целый год.

(Дети с листочками под музыку выполняют движения)

В огород мы пришли дружную гурьбою.
Урожай собирать будем мы с тобою

Припев:
Осень – щедрая пора
Гляньте – ка, ребятки,
Вырос новый урожай
На бахче и грядках.

Вновь бела, кругла, сочна выросла капуста,
Вырос репчатый лук и морковка хрустна.

Вот и свёкла у нас выросла на славу,
Много есть кабачков, помидорок алых.

Мы из грядок, из бахчи урожай собрали,
Да такой богатый стол и не ожидали.

Беседа по вопросам:

1. Почему людям необходимо постоянно кушать фрукты и овощи?
– Правильно ребята, если вы постоянно будете кушать фрукты и овощи, то никогда не будете болеть и станете сильными.

В них много витаминов, необходимых для роста и что бы быть здоровыми.

1. Кто знает, какие есть витамины?

2. В каких овощах и фруктах содержится витамин А и чем он полезен знаете?

Морковь, капуста, помидор, чтобы хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы.

С векла, яблоки, банан, репа. чтобы быть сильным, иметь хороший аппетит, хорошее настроение

А пельсин, лимон, лук, чтобы быть здоровыми! и не простужаться.

5. Что мы можем приготовить из овощей?

Из них можно варить суп, солить, готовить салаты.

6. А из фруктов, что мы можем приготовить?

Варить компот, выжимать сок, готовить салат, делать варенье и т.д.

А еще фрукты можно сушить. Тогда они съеживаются и становятся еще слаще.

7. А если употреблять в пищу только один витамин, можно оставаться здоровым?

Значит делаем вывод, надо есть все овощи и фрукты, потому что в них разные витамины полезные для нашего организма.

Ребята! Вы прекрасно справились со всеми моими заданиями. Мне было с вами очень интересно. Хочу я вас отблагодарить, и приготовила вам подарки. Чем угощу вас,

а о нем я расскажу:
Это – фрукт. Он растёт на плодовом дереве, в саду. Он красный, круглый, сладкий, сочный. Снаружи кожица, внутри хрустящая мякоть. Про него говорят: наливное, медовое.

На этой странице находится текст песни Огородная - Осень - щедрая пора, а также перевод песни и видео или клип.

1. В огород мы пришли дружную гурьбою.
Урожай собирать будем мы с тобою

Припев:
Осень – щедрая пора
Гляньте –ка ,ребятки,
Вырос новый урожай
На бахче и грядках.

2. Вновь бела, кругла, сочна выросла капуста,
Вырос репчатый лук и морковка хрустна

3. Вот и свёкла у нас выросла на славу
Много есть кабачков, помидорок алых.

4. Мы из грядок, из бахчи урожай собрали,
Да такой богатый стол и не ожидали

Припев 1. In the garden , we came a friendly crowd .
Harvest will collect you and I

Chorus:
Autumn - time to generous
Spoken take a look , boys,
He grew up a new crop
On the plantation , and beds.

2. Re- white , round , juicy cabbage rose ,
He grew onions and carrot hrustna

3. That beets have grown to fame
Many have zucchini , tomatoes scarlet .

4. We are from the beds of melon crop was collected,
Yes, such a rich table and did not expect

- закрепление представлений о приметах осени.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развитие связной речи;

- развитие тонкой и общей моторики, развитие.

артикуляционной моторики ( укрепление мышц языка);

- дальнейшее формирование навыка употребления глаголов при помощи приёма мнемотехники;

- развитие диафрагмального дыхания.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности;

- воспитывать умение видеть прекрасное в природе.

Оборудование.

Ход занятия.

I. Организационный момент: ( 2 мин. )

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети: Осень.

Логопед: Давайте поприветствуем Осень и друг друга.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться.

- Доброе утро Осени, птицам!

-Доброе утро приветливым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

II. Основная часть. (15 мин.)

Логопед:

Давайте вспомним названия осенних месяцев(Сентябрь, Октябрь, Ноябрь) . А какая бывает осень? (Дождливая, красивая , ветреная, золотая, пасмурная, …)

Логопед: Осенью у людей много забот и много работы в садах и на полях. Ребята, а где растут фрукты? Правильно, в садах. Давайте вспомним, какие фрукты созревают в садах? (Сливы, яблоки, груши…..)

А где зреют овощи? Правильно, в огороде. Какие овощи? (Свекла, морковь, капуста, перец….)

Осень - пора сбора урожая.

Логопед: А чтобы вырастить овощи и собрать богатый урожай нужно много работать на огороде. Что нам нужно для этого?

Дети: (-Сажать, -поливать, -пропалывать, -рыхлить, -собирать урожай).

Дети по очереди отвечают и выбирают соответствующую мнемотаблицу.

Давайте ещё раз повторим, что же нужно для выращивания овощей?

Вы хорошо отвечали, а теперь садитесь на стулья.

(Садятся на стульчики).

Осень, осень, - трем ладошки друг о друга

Приходи! – по очереди сжимаем кулачки

Осень, осень, - трем ладошки друг о друга

Погляди! – положить ладошки на щеки

Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз

Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки

Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки

Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны

К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками

Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам

Шапки, куртки надеваем – делаем вид

И ботинки обуваем – постучать ногами

Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь.

Логопед: Молодцы! А теперь мы отправляемся в путешествие.

В огород пойдем Маршировать на месте

Урожай соберем! Идти по кругу, взявшись за руки.

Мы морковки натаскаем Имитировать, как срезают, таскают, копают.

И картошки накопаем.

Срежем мы качан капусты

Круглый, сочный, очень вкусный! Показать руками.

Щавеля нарвем немножко.

И вернемся по дорожке! Шагают по кругу.

Логопед: Молодцы! Посмотрите, где мы с вами оказались?

Дети: На огороде!

Логопед: Давайте посмотрим, какие же овощи выросли на нашем огороде?

Капуста. Какая она?( Круглая, зелёная, сочная). А сок из капусты какой?

А этот овощ как называется? Морковь. Какая она? (Оранжевая, длинная, сладкая) А сок из морковки какой? Правильно, морковный.

Еще один овощ перед нами. Правильно, это лук. Какой он? (Золотой, круглый, красивый). А на вкус? Горький. Бывает и сладкий. ) А сок из лука какой? Правильно, луковый.

А этот овощ как называется? Картофель. Какой он? (Овальный, гладкий, розовый) А сок из картофеля какой? Правильно, картофельный.

Логопед: Давайте присядем на осенний коврик, немного отдохнем.

(Хоровое и индивидуальные повторения.)

Логопед: А помните, ребята, мы учили загадки про овощи? Давайте загадаем их нашим гостям.

Что копали из земли,

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили? ( Картошка).

Говорит коза, что козы

Очень любят нюхать розы.

Только почему-то с хрустом

Нюхает она ….( Капусту).

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая. (Морковь).

Под землею подрастала,

Круглой и бордовой стала,

Под дождём на грядке мокла

И попала в борщ к нам…(Свёкла).

Скинули с Егорушки

Плакать и без горюшка. (Лук).

Логопед:

Ешьте овощи и фрукты

Это – лучшие продукты!

Вас спасут от всех болезней,

Нет вкусней их и полезней!

Логопед: А теперь, мы с вами возвращаемся из нашего путешествия в группу.

III. Заключительная часть. (3 мин.)

Ребята, вам понравилось наше занятие? А где мы с вами были? А что больше всего вам понравилось, запомнилось?


Ох и щедра осень в этом году! Щедра на работу, на эмоции и, конечно, щедра на урожай и обилие красок.

Во-первых, сначала в лицее проходила традиционная выставка "Огород на столе", где ребята с родителями выставляли на всеобщее обозрение работы, выполненные из природного материала и различных плодов.

Во-вторых, на уроке изобразительного искусства раскрашивали контуры зверушек и грибочка природными красками - осенними листьями.

В-третьих, из различного природного материала на уроке технологии создавали поделки на всевозможные темы.

Всё это вместе вы можете увидеть в видеоролике. Получилось, по-моему, очень красочно, ярко и разнообразно! Осень - щедрая пора!

27 комментариев:

Доброе утро, Надежда Владимировна! Молодцы ребятки! Понравилось то, что все работы без прикрас - какие есть.
А еще вновь удивилась как Вы подбираете музыку к своим роликам. Мне нравится. А кто исполнитель первых двух песен? Понравились очень.


Здравствуйте, Надежда Александровна! Да вот решила не отбирать работы, а всё как есть, так и есть. Песни пыталась подобрать весёлые, детские и по смыслу подходящие. По исполнителю первых двух песен на 100 % гарантии дать не могу, но в одном источнике нашла, что автор музыки Сивухова, а исполняет Ольга Осипова, но поручиться не могу.

Мне понравились все работы, а ролик просто супер! Надежда Владимировна, вот от Вас мы всегда ждем такие ролики -задорные, радостные, красочные, веселые, смешлявые даже в чем-то. Огромное Вам спасибо за работу. У Вас в классе свои певцы есть? Я часто слушаю в роликах песни, которых ни разу нигде не слышала.


Здравствуйте, Ирина! Очень рада, что понравились и работы и ролик. И особенно, что есть моменты, заставляющие улыбнуться, это замечательно. Пусть эти ролики будут моей фишкой ))))) Певцы есть, но мы пели и записывали сами, только на 9 мая. Я даже сама наложила голос детей на минус первый раз. Радости-то было у меня, когда сама, да всё получилось. Просто не хватает ни времени, ни сил, чтобы всё делать самой. Так что эти песни не наши ))) Приходится много прослушивать песен, чтобы выбрать подходящее оформление.

Читайте также: