Осанка и посадка школьников гигиенические требования к организации рабочего места

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Труд человека, как физический, так и умственный, связан с определенной позой. Правильный выбор положения тела во время работы способствует хорошему самочувствию, повышению производительности труда и отдаляет наступление утомления. В развивающемся организме это тем более важно, поскольку быстро утомляющиеся мышцы не удерживают кости в правильном положении. Наклоняясь в сторону более сильных мышц, кости деформируются. Так возникают нарушения, влияющие на все системы растущего организма.

С началом регулярных занятий в организме ребенка преобладающим становится статическое состояние мышечной системы: от 6 ч в начальной школе до 10 - 12 ч у старшеклассников. Если при этом ребенок пользуется мебелью, не соответствующей его антропометрическим данным, существенные негативные последствия наступят значительно быстрее.

Закономерность соответствия школьной мебели росту детей установлена в XIX в. лабораторией профессора Ф.Ф. Эрисмана. Были определены размеры элементов парт и соответствие их частям тела ребенка. К примеру, высота сиденья скамьи равнялась длине голени плюс 2 см на высоту каблука, а глубина сиденья скамьи - 2/3 длины бедра. Соблюдался наклон скамьи спереди назад для удобного расположения туловища при сидении. Дистанция спинки - расстояние, равное диаметру грудной клетки плюс 4 - 5 см для дыхательных движений (экскурсия грудной клетки). Расстояние по вертикали от сиденья до поверхности крышки парты (при наклонной поверхности парты это ее задний край) называется дифференцией парты. Правильной считалась дифференция, соответствующая расстоянию от локтя согнутой и прижатой к туловищу руки сидящего до поверхности сиденья плюс 2,0 -2,5 см.

Дистанция сиденья парты (отрицательная, нулевая, положительная) обеспечивает правильное положение тела ученика во время письма (правильная дистанция - отрицательная). Она определяется как расстояние от перпендикуляра, проведенного от края стола или крышки нарты, до конца сиденья. При этом край сиденья должен заходить на 4 - 5 см под крышку парты (рис. 3.30).

На основании специальных антропометрических исследований было установлено, что колебания роста детей и подростков в пределах 15 см существенно не влияют на соотношение отдельных параметров тела, которые учитываются при определении функциональных качеств мебели. В соответствии с этим были выделены пять ростовых групп, для которых разработали комплекты школьной мебели.

Мебель выпускается в виде комплектов единого художественно-конструкторского решения. Она приспособлена для рисования, письма и чтения, конструирования и ручного труда.

Каждая парта (стол, стул) маркируется. Цифровая маркировка чаще применяется к мебели для 1-4 Классов. Она наносится несмываемой краской в виде дроби. Римской цифрой обозначен номер парты, а в знаменателе указан рост ученика в сантиметрах.

Школьная мебель, изготовленная в соответствии с ГОСТом издания 1971 г., маркируется разноцветными красками

Современная мебель маркируется цветными кружками (диаметром 25 мм) или полосками (шириной 20 мм).

Школьник должен глубоко сидеть на скамье (стуле). Пояснично-крестцовый отдел позвоночника опирается на спинку скамьи. Корпус тела ровный, голова чуть наклонена вперед. Между краем парты (стола) и грудью должно быть пространство (около 4 см). В таком положении грудь и живот не сдавлены. Ноги ребенка должны быть согнуты под углом 90° в тазобедренном и коленном суставах благоприятствует нормальному току крови в сосудах. Ступни должны опираться на пол под прямым углом или на подножку, а предплечья рук - свободно опираться на поверхность стола. Исследования физиологов показали, - что вполне допустимо периодически несколько изменять угол наклона корпуса и положение конечностей для облегчения нагрузки на связочно-мышечный аппарат и центральную нервную систему.

Правильную посадку во время занятий необходимо вырабатывать с первых дней учебы. Не следует забывать, что требования, предъявляемые к начинающим школьникам, должны соблюдаться и в старших классах.

У школьников, сидящих за учебными столами, более высокими, чем требуется по росту, отмечается неправильное положение позвоночника и асимметрия плеч в 45% случаев, а мебель меньшего размера вызывает изменения в строении осевого скелета в 70% случаев. Дети часто резко меняют позу при сидении, жалуются на неудобства. Поэтому при выборе учебной мебели (в случае отсутствия необходимых размеров) следует отдавать предпочтение размерам большим, чем полагается по росту, а не меньшим.

Для учащихся 1-4 классов рекомендуется использовать исключительно парты. Запрещено пользоваться табуретами без спинок. А для учащихся 5-11 классов используют двухместные столы со стульями. В школах, где занятия идут в две смены, учебные классы оборудуют мебелью, рассчитанной на параллельные по возрасту группы детей (например, 2 - 3, 3 - 4 классы и т. д.).

Расставляют мебель в классах в логическом порядке: от меньших размеров в начале класса к большим размерам вглубь. При необходимости размещения парты большого размера ближе к доске ее устанавливают первой в одном из крайних рядов (нервом или третьем).

Следует периодически пересаживать детей из крайних рядов в средний, что способствует выработке правильной позы, равномерному распределению нагрузки на мышцы шеи при списывании текста с доски и является профилактикой косоглазия.

Внутри классной комнаты (кабинета) размещение учебных столов по радам зависит от формы помещения. В классе прямоугольной формы размещают обычно три ряда парт или столов с расстоянием 0,6 м между ними. От наружной стены до первого ряда парт (столов) и от внутренней стены до третьего ряда должно быть расстояние 0,5 м, от задней стены до последней парты (стола) - 0,65 м, от первой парты (стола) до учебной доски - 2 м.

Рассаживание учащихся. Для учащихся со сниженным слухом следует отводить места за первыми и вторыми столами в любом ряду. Школьников с пониженной остротой зрения необходимо рассаживать за первыми столами у окна. При хорошей коррекции остроты зрения очками они могут сидеть в любом ряду. Детям, склонным к частым простудным заболеваниям, наоборот, рекомендуется отводить места дальше от окон. Доказано, что обе стороны тела учащегося, сидящего у окна, испытывают значительно отличающиеся друг от друга тепловые воздействия, что отрицательно влияет на механизм терморегуляции. Дети, сидящие в первом от окна ряду, в 3 раза чаще болеют ангинами и заболеваниями верхних дыхательных путей, чем школьники, рабочие места которых находятся в глубине класса. Учащиеся, сидящие в первом и третьем (крайних) рядах класса, не менее двух раз за учебный год меняются местами. При этом не должно нарушаться соответствие размеров мебели длине тела ребенка.

Презентация на тему: " Гигиена опорно- двигательного аппарата у детей. Гигиенические требования к оборудованию школ. Влияние мебели на осанку." — Транскрипт:

1 Гигиена опорно- двигательного аппарата у детей. Гигиенические требования к оборудованию школ. Влияние мебели на осанку.

2 Гигиена опорно-двигательного аппарата детей в детских образовательных учреждениях и дома 1.1 Гигиенические требования к детской обуви и одежде 1.2 Формирование правильной осанки – при сидении, ходьбе, стоянии, лежании Гигиенические требования к оборудованию школ Влияние мебели на осанку

3 Гигиена опорно- двигательного аппарата. С первого дня учебы в школе, детям приходится приспосабливаться к новым нагрузкам, новым условиям. Образ жизни ребенка, его привычки накладывают отпечаток на форму позвоночника, осанку.

4 Гигиенические требования к детской обуви и одежде Детская обувь с гигиенической точки зрения обязана защищать организм от переохлаждения и перегревания, защищать стопу от физических повреждений, оказывать помощь мышцам и сухожилиям, сдерживать свод ступни в правильном положении, обеспечивать подходящий климат вокруг ступни, содействовать поддержанию нужного температурного режима при всех погодных условиях окружающей среды. Детская обувь обязана соответствовать гигиеническим требованиям - быть комфортной, легкой, не ограничивать движений, подходить размеру и форме ступни. Тогда пальцы ног размещаются свободно и ими можно двигать.

5 Но она может стать причиной огромного количества болезней стоп. Узкая и маленькая детская обувь осложняет походку, жмет ногу, нарушает кровообращение, причиняет боль и со временем меняет форму ступни, нарушает нормальный ее рост, изменяет форму пальцы, содействует образованию тяжело заживающих язв, а в зимний период - отморожению. Очень свободная детская обувь также вредна. Ходьба в ней быстро утомляет, и есть все шансы появления потертостей, в особенности в области подъема.

6 Опорная функция нижних конечностей при нормальной и плоской стопе Нормальная стопа Нормальная стопа Плоская стопа Плоская стопа

7 Причина плоскостопия Неправильно подобранная обувь Неправильно подобранная обувь Длительное хождение или стояние Длительное хождение или стояние Избыточная масса тела Избыточная масса тела

9 Детям не рекомендуется ходить в узенькой обуви. Ношение ее нередко приводит к врастанию ногтей, искривлению пальчиков, образованию мозолей и содействует развитию плоскостопия. Наблюдается плоскостопие и при продолжительном ношении обуви без каблуков, к примеру, в тапочках. Ежедневное ношение обуви на высоком (выше 4 см) каблуке девочкам - подросткам не рекомендуется, т.к. осложняет ходьбу, смещая центр тяжести вперед. Упор переносится на пальцы стоп. Уменьшается площадь опоры и устойчивость. Человек отклоняется назад. Такое отклонение, в юном возрасте, когда кости таза еще не срослись, влечет за собой изменение его формы, и даже меняет положение таза. Это в дальнейшем может отрицательно сказаться на детородной функции.

10 Верхняя одежда детей и подростков должна быть летом светлой, зимой – темной, свободно облегать тело, не препятствовать дыханию, кровообращению, не стеснять движений, т. е. соответствовать размерам тела. Одежда, сшитая не по размеру, может вызвать травмы у детей, потому что она имеет свойство задевать окружающие предметы. Необходимо избегать стягивания тела поясами, резинками. Зимой нельзя укутывать детей, надевать одежду, не соответствующую температуре воздуха. Наоборот, учитывая большую подвижность детей, их зимняя одежда должна быть слегка менее теплой, чем это нужно для поддержания температуры тела в покое. На детей не следует надевать тяжелые шубы, стесняющие движения. Детская одежда должна быть удобной и легкой, потому что тяжелая одежда способствует появлению у ребенка сколиоза и формированию неправильной осанки, в такой одежде дети быстро утомляются. Кроме того, тесная одежда может нарушать кровообращение, дыхание. Для одежды детей раннего возраста лучше всего использовать материалы из натуральных волокон.

11 Формирование правильной осанки- при сидении, ходьбе, стоянии, лежании

12 Причины нарушения осанки Привычка горбиться Привычка сутулиться Привычка неправильно сидеть за столом

13 Дошкольный возраст – период формирования осанки, и надо отметить, что недостатки осанки у дошкольников еще нестойкие. Ребенок может принять правильную позу, если ему напоминать об этом, но его мышцы, особенно спины и живота, оказываются не в состоянии долго удерживать позвоночник в вертикальном положении, так как они быстро утомляются. Поэтому в формировании правильной осанки важную роль играет достаточная сила мышц, а также их развитие и укрепление. Работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых замечены какие-либо отклонения.

14 Нарушения осанки Сколиоз Лордоз Кифоз

17 Гигиенические требования к оборудованию школ В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов. Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем ученики с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

18 При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см: между рядами двухместных столов - не менее 60; между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее ; между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее ; от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - не менее 100; а при наличии оборотных классов - 120; от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100; от первой парты до учебной доски - 2,40 - 2,70 м; наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски - 860; высота нижнего края учебной доски над полом ; угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передним столом) должен быть не менее 35° для учащихся II - III ступени школы и не менее 45° для школьников лет.

19 Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами, где предусмотрены пульты управления проектной аппаратурой, подача воды, электричества, канализации. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол рекомендуется устанавливать на подиум. В зоне учащихся устанавливаются двухместные ученические лабораторные столы (с надстройкой и без нее) с подводкой воды, электроэнергии, сжатого воздуха (лаборатория физики) и подводкой воды (лаборатория химии). Лаборатория химии оборудуется вытяжными шкафами, расположенными у наружной стены возле стола преподавателя. Кабинеты иностранного языка включают следующее оборудование: стол преподавателя с пультом управления и тумбой для проекционных аппаратов; подставка под магнитофон и проигрыватель; секционные шкафы (встроенные или пристроенные) для хранения наглядных пособий и ТСО; лингафонные рецептивные установки. Оборудование кабинетов вычислительной техники, дисплейных классов должно соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы.

20 Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе. Полы туалетных и умывальных комнат должны выстилаться керамической или мозаичной шлифованной плиткой; не используются цементные, мраморные или другие аналогичные материалы. При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве.

21 Влияние мебели на осанку Школьная мебель должна соответствовать возрастным изменениям роста и пропорций тела детей, исключать возможность повреждения тела и легко поддерживаться в чистоте

22 Парта. Это основной вид школьной мебели. Подбор парты, соответствующей росту ребенка, и правильная посадка являются профилактикой нарушений осанки и зрения. Нормативами утверждено пять номеров столов по росту учеников (в см): А – 115–130, Б – 130–145, В – 145– 160, Г – 160–175, Д – 175–190. Для нормальных условий зрения при чтении и письме наклон крышки стола парты должен составлять 14–15°. На крышке стола парты должна свободно размещаться книга или тетрадь под углом 25° к ее краю.

23 Стул. Спинка стула обеспечивает дополнительную точку опоры тела в пояснично-крестцовой области. Изгиб спинки стула должен быть на уровне поясничного изгиба позвоночника и соответствовать ему по высоте. Дистанцией спинки стула называется расстояние от края крышки стола до спинки стула. Для правильного расчета дистанции необходимо к диаметру туловища школьника прибавить 3–5 см. Переднезадний размер сиденья стула должен соответствовать 2/3- 3/4 бедра, высота стула над полом – длине голени до подколенной впадины с прибавлением 2 см и с учетом высоты каблука. Дистанцией сиденья называется расстояние от края крышки стола до переднего края сиденья. Рекомендуется отрицательная дистанция, при которой передний край сиденья заходит на 2–3 см за край крышки стола, так как она исключает искривления позвоночника и нарушение зрения.

24 Вывод: Совокупность разнообразных форм физического воспитания в дошкольных учреждениях создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей. Одной из таких форм являются физкультурно- оздоровительные мероприятия, включающие утреннюю гимнастику, физкультурные минутки и закаливающие процедуры. Ежедневные проведения утренней гимнастики обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов - зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность органи и т.д.

25 Подготовила Молодых Оксана Институт ИВТиУР, группа ПОб-14-1 р Специальность 5В012000

- Наполняемость классов, не должна превышать 25 человек.

- Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

- Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.

Расписание уроков

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:

- для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

- для обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

- для обучающихся 5 - 6 классов - не более 6 уроков;

- для обучающихся 7 - 11 классов - не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов

При составлении расписания уроков должны чередоваться различные по сложности предметы в течение дня и недели:

наиболее трудные предметы должны проводить:

Для 1 классов на 2 уроке;

Для 2 - 4 классов - 2 - 3 уроках;

Для 5 - 11-х классов - на 2 - 4 уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4 уроках.

Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут.

- Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

- Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

- Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.

- Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.

- В малокомплектных сельских образовательных учреждениях в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся на I ступени образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста I ступени образования.

При объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 - 10 мин. (кроме урока физической культуры).

- С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз

- Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут, в 5 - 11 классах - 10 - 15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 - 35 см у обучающихся 1 - 4 классов и не менее 30 - 45 см - у обучающихся 5 - 11 классов

Учреждения образования относятся к числу учреждений, в которых дети проводят значительную часть жизни в период их интенсивного роста и развития. В это время функциональное состояние организма и его здоровье в значительной степени определяется условиями организации образовательного процесса.

Использование ученической мебели, соответствующей гигиеническим требованиям, имеет большое значение для профилактики нарушений осанки и зрения у детей, а также обеспечения гармоничного физического развития, длительной работоспособности детей.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕНИЧЕСКОЙ МЕБЕЛИ

Согласно Санитарным правилам:

«п. 74. В зависимости от назначения учебных помещений в учреждениях образования используют различные виды ученической мебели:

столы ученические одноместные и двухместные аудиторные или лабораторные в комплекте со стульями;

Стулья должны устанавливаться в комплекте со столами одного размера.

Использование вместо стульев табуреток и скамеек запрещается.

Шкафы и другое оборудование устанавливаются у задней стены учебного помещения.

77. Углы и ребра крышек столов, сидений и спинок стульев должны быть закруглены, не иметь острых выступающих частей и заусенцев.

В процессе учебных занятий организм учащегося испытывает статическую нагрузку, обусловленную необходимостью длительное время сохранять вынужденную рабочую позу. Эта нагрузка резко увеличивается в случае неправильного устройства мебели, несоответствия ее размеров росту и пропорциям тела учащегося. Одновременно возникают условия, способствующие нарушениям остроты зрения, осанки.

Гигиенические требования, предъявляемые к ученической мебели, в первую очередь касаются ее размеров. Специальными антропометрическими измерениями было установлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые служат для нормирования основных размеров мебели, и их соотношения, при колебании роста детей в пределах 15 см существенно не разнятся. Поэтому данный принцип заложен в Санитарных правилах и межгосударственных стандартах, устанавливающих требования к функциональным размерам ученической мебели (парта, стол, стул).

Основные размеры ученической мебели

Номер ученической мебели

Цвет маркировки ученической мебели

Размеры ученической мебели

Высота ученических столов (парт),

Высота ученических стульев,

Кроме высоты столов и стульев в ученической мебели должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов: крышки стола, спинки и сиденья стула. Эти соотношения нормируются значениями дифференция, дистанция спинки и дистанция сиденьяи используются при установлении размерных параметров ученической мебели (приложение 1).

У каждого стула должна быть профилированная спинка, которая используется как дополнительная опора.

На видимых наружных поверхностях столов, парт и стульев должна быть нанесена фабричная цифровая и (или) цветовая маркировка, соответствующая номеру мебели маркировка в виде круга диаметром не менее 10 мм или горизонтальной полосы не менее 10×15 мм, хорошо видимая со стороны прохода между рядами. Способ нанесения цветовой маркировки должен обеспечивать ее длительную сохранность. Допускается нанесение цветовой маркировки выполненной печатным способом с самоклеящейся основой.

Ученическая мебель выпускается нерегулируемой и регулируемой по высоте на три, четыре и пять номеров(приложение 2).

Нерегулируемая по высоте ученическая мебель является оптимальной при подборе в соответствии с ростом.

В регулируемой по высоте мебели невозможно обеспечить все размеры стула в соответствии с антропометрическими данными учащихся. Вместе с тем, регулируемая по высоте мебель получила наиболее широкое распространение с учетом ряда ее преимуществ над нерегулируемой. Так, регулирование ученической мебели на 3, 4 и 5 номеров дает возможность подбора ее по росту практически всем учащимся, не требуется ежегодное в начале и середине учебного года передвижение мебели из одного учебного помещения в другое, что способствует сохранности мебели.

Преимущественным видом ученической мебели для учащихся 1 - 4-х классов должна быть парта с наклонной поверхностью рабочей плоскости 7 - 12°. При использовании ученических столов и стульев существует вероятность подмены стульев (при проведении уборки помещения, к примеру) и их несоответствия номеру стола, также повышается вероятность неправильной позы учащегося ввиду значительного отодвигания стула от стола или его задвигания под стол. В парте же величина дистанции сиденья остается постоянной величиной (передний край поверхности сиденья заходит за край рабочей плоскости парты со стороны сидящего на 4 см).

При выборе ученических столов предпочтение должно отдаваться столам с наклонной рабочей поверхностью (под углом от 7 до 16°).

В соответствии с законодательством Евразийского экономическогосоюза и Республики Беларусь ученическая мебель подлежит обязательной сертификации, ее безопасность должна быть подтверждена сертификатом соответствия.

ТРЕБОВАНИЯ К РАССТАНОВКЕ УЧЕНИЧЕСКОЙ МЕБЕЛИ

Согласно требованиям Санитарных правил:

«76. При расстановке столов и парт должны соблюдаться следующие требования:

столы и парты расставляются преимущественно в три ряда по номерам: меньшие – ближе к классной доске, большие – дальше;

для детей с нарушением слуха и зрения парты (столы) независимо от их номера ставятся первыми;

столы и парты устанавливаются параллельно стене со световыми оконными проемами при обязательном левостороннем освещении;

расстояние между рядами одноместных столов должно быть не менее 0,5 м, двухместных – не менее 0,6 м;

расстояние первого ряда столов и парт от стены со световыми оконными проемами – не менее 0,5 м;

расстояние третьего ряда столов и парт от внутренней стены – не менее 0,5 м;

расстояние последних столов, парт до задней стены – не менее 0,7 м;

наибольшая удаленность последнего места учащегося от классной доски – не более 8,6 м;

расстояние от первых столов, парт до доски должно быть 1,6 - 2,0 м в среднем ряду и 2,4 м – в крайних рядах (должно обеспечивать угол рассмотрения 35º).

Могут использоваться другие варианты расстановки столов и парт с обязательным соблюдением установленного гигиенического норматива уровня естественной освещенности рабочих мест, правостороннее освещение должно быть кратковременным.

ТРЕБОВАНИЯ К РАССАЖИВАНИЮ УЧАЩИХСЯ

ЗА УЧЕНИЧЕСКОЙ МЕБЕЛЬЮ

Основным критерием при подборе ученической мебели для организации оптимального рабочего места учащихся является длина его тела.

Для рационального подбора мебели рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками.

Измерения длины тела проводят в обычной обуви. При измерении длины тела ребенок становится спиной к ростовой линейке, касаясь ее пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голова – в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха расположены в одной горизонтальной плоскости. Для измерения длины тела горизонтальную планку опускают до соприкосновения с головой ребенка без надавливания. Необходимо следить за тем, чтобы обследуемый ребенок не прислонялся затылком к вертикальной стойке ростомера и не запрокидывал голову. Измерение длины тела проводится с точностью до 0,5 см.

Если используются данные роста из медицинских документов учащегося, необходимо к указанным показателям прибавить 2 см на высоту каблука.

Каждый учащийся должен знать, каким цветом должно быть промаркировано его рабочее место, следить за тем, что бы совпадала маркировка парты (стола) и маркировка стула.

В каждом учебном помещении должна быть установлена ученическая мебель 2 - 3 размеров в соответствии с ростом учащихся. Как правило, в каждой возрастной группе учащихся один из номеров мебели преобладает (1-е классы – № 1, 2-е классы – № 2, 3-и классы – № 3, 4-е классы – № 4, 5 - 9 классы – № 5, 10 - 11 классы – № 6).

Для оптимального подбора ученической мебели для учащихся 5 - 11-х классов нецелесообразно использование кабинетной системы обучения,за исключением кабинетов информатики, химии, физики, трудового обучения.

При необходимости организации занятий в две смены оптимальным является размещение в одном учебном помещении учащихся одного возраста (третий-третий классы, четвертый-четвертый классы) или смежных по возрасту классов (третий-четвертый классы или пятый - четвертый классы). Однако на практике распространено, когда все третьи и четвертые классы обучаются во вторую смену, при этом третьи классы размещают в помещениях первых классов, а четвертые – в помещениях вторых классов. В данном случае ориентироваться при установке мебели необходимо на более старшую возрастную группу и предусмотреть установку дополнительных парт для оптимального подбора мебели. В случае невозможности подбора мебели в соответствии с ростом, возможно рассаживание учащихся за мебелью на один номер больше и исключение рассаживания за мебелью меньшего номера.

Согласно требованиям Санитарных правил:

«128. Рассаживание учащихся проводится с учетом их роста и состояния здоровья дважды в течение учебного года (сентябрь, январь).

Рассаживание учащихся с нарушениями и отклонениями в состоянии здоровья за ученической мебелью должно проводиться с учетом рекомендаций врача с соблюдением следующих требований:

учащихся со сниженной остротой зрения и слуха рассаживают ближе к классной доске, с высоким ростом – в первый и третий ряды;

учащихся с ревматическими заболеваниями, часто болеющих ангиной, острым воспалением верхних дыхательных путей необходимо рассаживать дальше от окон;

учащихся, пишущих левой рукой, рассаживают за партой парами или по одному, либо слева от пишущих правой рукой;

Учащихся с нарушением остроты зрения целесообразно рассаживать в ряду у окна, при хорошей коррекции зрения – в любом ряду.

Для учащихся 1 - 4 классов с избыточной массой тела целесообразно использование вместо парты стола и стула ученического.

В школах все более активно стали использоваться конторки. Использование конторок в учебном процессе повышает двигательную активность детей на уроке, уменьшает статическую нагрузку на позвоночник, восполняет дефицит механической нагрузки на стопы и суставы нижних конечностей. Особое значение использование конторок в процессе обучения имеет для первоклассников, так как это помогает адаптировать их к вынужденным статическим нагрузкам.

Целесообразно устанавливать в учебном помещении не менее 2-х конторок (для возможности использования двух возрастных групп без регулирования высоты столешницы).

К конторкам согласно Санитарным правилам предъявляются следующие требования(пункты 75, 76, 128):

высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к учащемуся, должна быть 75 см для учащихся ростом 115 - 130 см, 85 см ростом 130 - 145 см, 95 см ростом 145 - 160 см;

угол наклона столешницы должен быть 15 - 17°;

конторки устанавливаются последними в рядах или в первом ряду от стены, противоположной стене со световыми оконными проемами с соблюдением требований по размерам проходов;

продолжительность непрерывной работы за конторкой – 7 - 10 минут для учащихся 1 - 4 классов, 15 минут - для учащихся 5-11-х (12-х) классов.

Оптимальными являются конторки, у которых столешница закреплена на 2-х опорах с размером не менее 60 см×60 см, регулируемые по высоте, имеющие держатель для учебника.

При рассаживании учащихся за ученической мебелью используются рекомендации врача согласно медицинским справкам, рекомендации врача должны быть отражены в классном журнале в сведениях о состоянии здоровья учащихся.

Сведения о результатах рассаживания учащихся заносятся учителем в классный журнал по установленной форме. В случае невозможности подбора мебели в соответствии с ростом учитель должен сообщить завучу для решения проблемы подбора мебели.

Контроль за правильностью рассаживания учащихся за мебелью, как правило, возлагается на завуча учреждения.

В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья необходимо с первых дней обучения воспитывать и формировать правильную рабочую позу учащихся за партой (столом).

Для формирования правильной осанки необходимо научить ребенка сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу:

сидеть глубоко на стуле;

ровно держать корпус и голову;

ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол;

при размещении учащегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь;

предплечья должны свободно лежать на столе, не прижимаясь к нему, на тетради лежит правая рука и пальцы левой руки;

расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев;

при овладении навыками письма учащийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя – сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Оценка соответствия между столом и стулом – согласно приложению 3.

ГП НПЦГ– Грекова Н.А., Полянская Ю.Н. , ГУ РЦГЭ и ОЗ – Малахова А.А.

к Методическим рекомендациям

Основные гигиенические принципы, заложенные при установлении размерных параметров ученической мебели

Кроме высоты столов и стульев межгосударственными стандартами устанавливается ряд других немаловажных параметров мебели. Размеры и соотношения основных частей ученических стола и стула (парты) установлены на основании специальных антропометрических исследований учащихся.

Так, для определения высоты сиденья в качестве ведущей величины принята средняя длина голени со стопой. Рассчитывая глубину сиденья, исходят из неполной средней величины бедра учащегося.

Посадка учащихся устойчива и менее утомительна, площадь опоры достаточна, если глубина сиденья предусматривается не менее 2/3 и не более 3/4 длины бедра.

В ученической мебели должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов: крышки стола, спинки и сиденья стула. Эти соотношения нормируются значениями дифференция, дистанция спинки и дистанция сиденья.

Основные параметры, определяющие соответствие парты росту ребенка: 1 – высота обращенного к ученику края крышки; 2 – высота сиденья; 3 – дифференция; 4 – отрицательная дистанция; 5 – дистанция спинки; 6 – откидная часть крышки; 7 – глубина сиденья.

Расстояние (по вертикали) от края стола со стороны сидящего до сиденья – дифференция, равна разности высот сиденья и локтя свободно опущенной руки учащегося с добавлением 5 - 6 см: заниженная или завышенная дифференция вынуждает учащегося опускать или поднимать правое плечо во время письма, что приводит к ассиметрии тела, нарушению осанки, а также к недопустимому сокращению или увеличению расстояния от глаз до книги (тетради).

Расстояние (по горизонтали) от края крышки стола со стороны сидящего до спинки стула – дистанция спинки, считается оптимальной, если она не превышает передне-задний диаметр туловища учащегося более чем на 5 см. При завышенной дистанции спинки учащийся лишен возможности использовать спинку стула как дополнительную опору: центр тяжести туловища по отношению к точке опоры смещается вперед. При недостаточной дистанции спинки учащийся оказывается зажатым между крышкой стола и спинкой сиденья: рабочая поза становится неудобной, статическая нагрузка увеличивается, утомление прогрессирует, работоспособность падает.

Расстояние (по горизонтали) между краем крышки стола со стороны сидящего и краем сиденья – дистанция сиденья, должно быть только отрицательным (не менее 4-х см и не более 8 см). При нулевой и особенно положительной дистанции сиденья учащийся, для правильного размещения предплечья на столе, вынужден тянуться вперед: рабочая поза становится неудобной, усугубляющей статическую нагрузку.

Согласно межгосударственным стандартам ученическая мебель выпускается нерегулируемой и регулируемой по высоте на три, четыре и пять номеров (приложение 2).

В регулируемой по высоте ученической мебели ряд размерных параметров остаются неизменными (к примеру, ширина и глубина сиденья, ширина и длина спинки) и нормируются по наибольшему номеру, а отдельные параметы стульев (эффективная глубина сиденья, высота линии перегиба спинки, высота нижнего края спинки над сиденьем и высота верхнего края спинки над сиденьем) нормируются по среднему размеру.В связи с вышеуказанным иногда можно услышать мнение о несоответствии производимой мебели отдельным пропорциям тела учащегося.

к Методическим рекомендациям

Выдержки из межгосударственных стандартов по ученической мебели .

Указанные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к особому режиму работы общеобразовательных организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (далее - COVID-19).

С целью предупреждения распространения COVID-19 в общеобразовательных организациях должно быть обеспечено выполнение следующих требований:

  • запрещается проведение массовых мероприятий с участием различных групп лиц (групповых ячеек2, классов, отрядов и иных), а также массовых мероприятий с привлечением лиц из иных (сторонних) организаций;
  • лица, посещающие общеобразовательную организацию (на входе), подлежат термометрии с занесением ее результатов в журнал в отношении лиц с температурой тела 37,1 °С и выше в целях учета при проведении противоэпидемических мероприятий;
  • лица с признаками инфекционных заболеваний (респираторными, кишечными, повышенной температурой тела) должны быть незамедлительно изолированы с момента выявления указанных признаков до приезда бригады скорой (неотложной) медицинской помощи либо прибытия родителей (законных представителей) или самостоятельной самоизоляции в домашних условиях. При этом дети должны размещаться отдельно от взрослых;
  • с момента выявления указанных лиц общеобразовательная организация в течение 2 часов должна любым доступным способом уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Также, в общеобразовательных организациях должны проводиться следующие противоэпидемические мероприятия, включающие:

  • уборку всех помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств и очисткой вентиляционных решеток (далее - генеральная уборка) непосредственно перед началом функционирования общеобразовательной организации. Для проведения дезинфекции должны использоваться дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях, в соответствии с инструкцией по их применению;
  • обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в общеобразовательную организацию, помещения для приема пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты;
  • ежедневную влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей;
  • генеральную уборку не реже одного раза в неделю;
  • обеспечение постоянного наличия в санитарных узлах для детей и сотрудников мыла, а также кожных антисептиков для обработки рук;
  • регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы общеобразовательных организаций;
  • организацию работы сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами), а также перчаток. При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров - в соответствии с инструкцией по их применению;
  • мытье посуды и столовых приборов в посудомоечных машинах при максимальных температурных режимах. При отсутствии посудомоечной машины мытье посуды должно осуществляться ручным способом с обработкой столовой посуды и приборов дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению либо питание детей и питьевой режим должны быть организованы с использованием одноразовой посуды.

При наличии бассейна в общеобразовательной организации. Посещение бассейнов в общеобразовательных организациях допускается по расписанию отдельными группами лиц (групповая ячейка, класс, отряд и иные). При этом общеобразовательной организацией должно быть обеспечено проведение обработки помещений и контактных поверхностей с применением дезинфицирующих средств и обеззараживания воздуха в раздевалках после каждого посещения бассейна отдельной группой лиц.

С целью предупреждения распространения COVID-19 в общеобразовательных организациях должны соблюдаться также дополнительные санитарно-эпидемиологические требования, а именно:

  • в общеобразовательных организациях за каждым классом должен быть закреплен отдельный учебный кабинет, в котором дети обучаются по всем предметам, за исключением занятий, требующих специального оборудования (в том числе физическая культура, изобразительное искусство, трудовое обучение, технология, физика, химия);
  • общеобразовательной организацией должна осуществляться работа по специально разработанному расписанию (графику) уроков, перемен, составленному с целью минимизации контактов обучающихся (в том числе сокращения их количества во время проведения термометрии, приема пищи в столовой);
  • проветривание рекреаций и коридоров помещений общеобразовательных организаций должно проводиться во время уроков, а учебных кабинетов - во время перемен.

При проведении итоговой и промежуточной аттестации общеобразовательной организацией должны быть обеспечены:

  • составление графика явки обучающихся на аттестацию обучающихся в целях минимизации контактов обучающихся, в том числе при проведении термометрии;
  • условия для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков или дезинфицирующих салфеток при входе в помещение для проведения аттестации;
  • соблюдение в местах проведения аттестации социальной дистанции между обучающимися не менее 1,5 метров посредством зигзагообразной рассадки по 1 человеку за партой;
  • использование членами экзаменационной комиссии, присутствующими на экзамене, средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами). При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров - в соответствии с инструкцией по их применению.

Кроме того, обращаем внимание, что посещение общеобразовательной организации детьми, перенесшими заболевание, и (или) в случае, если ребенок был в контакте с больным COVID-19, допускается при наличии медицинского заключения врача об отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в указанной организации.

Читайте также: