Орошает посевы в ауле

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Сосуд перед сшиванием несколько раз промывают тёплым раствором гепарина, им же периодически в процессе операции орошают операционное поле каждые 5 — 10 минут, так как при высыхании сосудистая стенка может быть причиной тромбоза.

В пустыне эти подземные реки, выбиваясь наружу журчащими ручейками, орошают безжизненные пески, появляется растительность — так образуются оазисы.

Иссиня-белая молния вонзается в центр одного из конвекционных озёр. Из него вырывается клуб пара, орошая мостик горячим дождём.

Казалось, он дышал только через стебли его тюльпанов, утолял жажду водой, которой их орошали, и утолял голод мягкой и хорошо измельчённой землёй, которой сосед посыпал свои драгоценные луковицы.

Она запрокинула голову вверх, и капли холодной воды орошали её, отчего она смеялась и явно наслаждалась купанием.

Но будучи непрестанно орошаем слезами и ими прохлаждаем, ещё сильнее воспламеняется он огнём желания божественного, а от этого слёзы ещё обильнее у него текут, и он, будучи омываем излиянием их, ещё блистательнее сияет.

Дорога в Чегем

Кажется, что из какого-то бездонного горла вырывается здесь вода шумного Чегема. Дорога вступает в теснину, и путники попадают в вечный полумрак. Есть тут и такие участки, которых никогда не касаются прямые лучи солнца. Над головой нависают скалы. В любом удобном месте — в расщелинах, нишах растут камнеломки, колокольчики, папоротники. Кое-где прямо по скалам протянут электрический кабель — ведь электричеством снабжаются даже самые отдаленные селения ущелья: Эл-Тюбю и Булунгу. Для того чтобы построить дорогу в этой теснине, ее строителям в свое время пришлось взрывать скалы. До этого здесь проходила только узенькая вьючная тропа. Вот почему знаменитые ныне водопады Чегема практически не были известны путешественникам до 1930-х годов. Протяженность теснины составляет около 5 километров и ближе к ее концу находятся водопады.

Дорога после водопадов более сложная, очень пыльная. Асфальт здесь заканчивается. Туристы очень редко продолжают путь дальше водопадов. Более 20 километров нужно проехать от них вверх по ущелью, чтобы достигнуть села Эл-Тюбю — родины Кайсына Кулиева. Виды с каждым километром все грандиознее. Но растительность после теснины намного беднее.

Склоны гор усыпаны камнями, а из здешней флоры — скудная трава, да колючие кустарники вроде терна, можжевельника, облепихи, барбариса, шиповника и др. Скалистый хребет служит непреодолимой преградой для влажных воздушных масс, идущих с равнин Предкавказья. Поэтому воздух во внутренних районах ущелья сухой, а осадков выпадает в несколько раз меньше, чем в предгорьях. Однако ближе к селению Эл-Тюбю встречаются относительно небольшие участки березового леса, который выше Верхнечегемской котловины сменяется сосновым. Помимо березы произрастают высокогорный клен, осина, хмелеграб, можжевельник, изредка тис, оставшийся в качестве реликта.

Селение Эл-Тюбю

В районе теснины, у горы Зинки на восточной стороне ущелья — любимое место парапланеристов и дельтапланеристов. После теснины ущелье значительно расширяется. Здесь царство солнца. Очень редко погода в котловине пасмурная. Даже, когда везде льют дожди, здесь солнце пытается пробиться сквозь тучи. Но климат, несмотря на это, в Верхнечегемской котловине суровый. Из овощей жители сажают лишь капусту, картофель, лук. Первые фруктовые деревья, в основном, яблони, появились только в советские годы. Высота над уровнем моря здесь около полутора километров. Даже в середине лета ночи здесь чрезвычайно холодны.

Наш дом лепился у чегемских скал.
Их солнце одевало в позолоту.
Их свет луны таинственный ласкал
В них горцы уходили на охоту…
Едва живой въезжал в аул мой дед
На одноухом муле из долины
По тем тропинкам, где случайный след
Стирали камнепады и лавины.
Тот след петлял по осыпи камней
Ущельями, кинжальной уже раны.
Был мой народ, как древний Прометей
Прикован к скалам, спрятанным в туманы…
И — нет зерна. И — мрачен цвет камней,
И, словно лед, потоков горных воды,
И небеса — потоков холодней,
И, словно щели, узки огороды.
И дворику пространства нет совсем.
Лишь для беды такая щель просторна.
Бесплодный камень холоден и нем.
Из камня горец выжимает зерна.
С ослиным стойлом огород сравним,
Где к двум ослам не поместится третий,
И кукурузу горец вез с равнин,
И зернам нартов радовались дети.

А стремительную реку поэт тоже не обошел своим творчеством:

С камня на камень — то зелен, то ал —
Ты по ущелью, бушуя, бежал.
Песни, пропахшие горечью гор,
Я не могу позабыть до сих пор.
Ах, мой Чегем!

Саид Шахмурзаев открыл первую советскую школу в родном селе. Шахмурзаев был блестящим знатоком арабской и персидской литературы, этнографом и исследователем истории карачаево-балкарского народа, педагогом, воспитавшим не одно поколение балкарской интеллигенции. Кстати, любопытный факт: балкарцы и родственные им карачаевцы в последние годы существования СССР занимали первое место среди народов страны по удельному весу людей, имеющих высшее образование.

Село Эл-Тюбю похоже на музей под открытым небом. И хотя сюда тоже проникают блага цивилизации (к 2004 году, например, провели газ), но, тем не менее, дух старины здесь царит повсюду. Сохранились каменные дома возрастом по нескольку сотен лет. В центре селения возвышается старинная башня, которую, то ли в конце XVII, то ли начале XVIII столетия строили приглашенные сванские мастера. Принадлежала эта башня местным князьям Балкаруковым, которые были в родстве с Тарковскими шамхалами и в XVIII в. уже вполне исламизировались. Одной из священных реликвий семьи был привезенный из Дагестана Коран XIV в. В конце XIX в. в селе была выстроена мечеть с минаретом (не сохранилась), а при ней была школа, где местные дети изучали Коран. В начале ХХ в. Балкаруковы владели единственным сыроваренным заводом в ущелье.

Источник: В.С. Яновский. Северный Кавказ от Адыгеи до Дагестана

Отсюда: Некоторые обычаи маленького, но очень гордого народа-1
Некоторые обычаи маленького, но очень гордого народа-2
"Если начать совсем издалека, то результаты многочисленных этнографических исследований достаточно достоверно определяют вайнахов как потомков семитских племен. Поэтому как корейцев называют "Ж. Дальнего Востока", так и гордых вайнахов можно с полным основанием назвать "Ж. Кавказа". (Тем нелепее выглядели два кретина, называющих себя "гусскими насионалистами", которые приехали вылизывать волосатые вонючие задницы и требовать "Кадырова для России". Но об этих дегенератах, их путешестии, и отношении к ним как вайнахов, так и военных - я потом расскажу как-нибудь)
Вернемся к нашим баранам, то есть, к Жы. '' к вайнахам.

Сначала вайнахи жили на территории суверенной Грузии, но благодаря своему мягкому, незлобивому характеру, грузины их выгнали через Кавказский хребет на хрен. И вайнахи изошли на земли, которые занимают и поныне.

Кстати. Еще каких-то 350 лет назад все вайнахи, да и вообще все народы, проживающие на Северном Кавказе были православными. Лишь после падения Константинополя, на Кавказ стал сперва робко, а потом, все наглее, проникать ислам.

Единственный народ, который остался верен вере предков - это осетины, потомки алан.
Из-за того, что вайнахи расселились по разным ущельям и горам, их народ оказался разделен на тейпы - роды. И до сегодняшнего дня тейпы играют первостепенную роль в жизни вайнахов. Поэтому можно сказать вполне определенно, что культура и быт их находятся на очень низкой ступени развития.
Вайнахи признают лишь Шариат и Адат - Закообычаев. (Адат у них выше Шариата. даже до сих пор. Они Шариат часто и не знают. В отличие от адатов.)

Если говорить об их характере, то они очень эгоистичны, убеждены в своей исключительности и непогрешимости (мы же помним, чьими потомками они являются).Они вполне серьезно считают себя высшей расой, осколком исчезнувшей цивилизации. Они паталогические лгуны и нахалы, абсолютно беспринципны и непредсказуемы. Они - авантюристы, анархисты и бандиты. Генерал Ермолов писал: "Народ сей совершенно не подлежит воспитанию".

Мальчик в 14 лет становится мужчиной. У него появляется неотъемлемое право: УБИВАТЬ. Именно с этого возраста его обучают стрельбе, начинают доверять оружие. Он становится полноправным членом тейпа и имеет право на защиту от кровной мести со стороны своего тейпа.

Именно с этого возраста воспитывается ненависть к представителям других религий. Возрастная иерархия соблюдается жесточайшим образом. Младшие должны повиноваться старшим. С одной оговоркой. Старшим лишь своего тейпа. Указания старших выполняются беспрекословно, даже если они явно ошибочны и несправедливы.

Вайнахи признают лишь патриархат. "Мужчина - человек. Женщина - вещь". (Не правда. Довольно часто в семье главная – женщина. Но в присутствие других она этого никогда не покажет. Все ритуальные знаки почтения они на людях своему мужу оказывают неукоснительно. Это характерно для всех мусульман. Лично наблюдал в мусульманских семьях.) Авторитет отца - превыше всего. (А матери – ещё выше!) Оскорбление по мужской линии гораздо оскорбительнее, чем по женской. (Это если сестру или жену оскорбить. А если мать да ещё при свидетелях чеченах – вам пиздец!)

Вообще, традиции и обычаи вайнахов в корне отличаются отличаются от традиций не только славян, но и кавказских народов.
Они - чужие даже там.
Теперь поговорим о традициях. Что нужно знать приезжающим в этот благословенный Аллахом край? Да и даже не приезжающим, а проживающим с представителями маленького, но очень гордого народа рядом по соседству?

- Если два существа стоят на тротуаре, перегородив его и разговаривают, бесполезно просить их подвинуться. Проще обойти, чтобы не возбуждать эмоций.
- Разговаривать с ними нужно на Ты. Так как обращения на Вы они не понимают и не принимают. Поэтому не надо обижаться на их тыкание, но и самим выкать не стоит. Это воспринимается как признание их превосходства.
- Если вы пришли к ним в гости, никогда не снимайте шапку и обувь. Правила вежливости требуют, чтобы старательно, демонстративно, с кряхтением вытерли ноги о коврик.
- Ну и если вас пригласили за стол, шапку не снимайте.
-И еще о головном уборе. Упаси вас Аллах коснуться чужой шапки и папахи. Шапка это продолжение головы и небрежное к ней отношение приравнивается к оскорблению.
- Если в доме нет хозяина, не заходите туда.

- Если в доме есть маленькие мальчики, самому младшему из них надо дать немного денег "на конфеты". Тут решается две задачи. Вы и порадовали хозяев, и в то же время делаете их своими "должниками".
- С женщинами в гостях нужно поздороваться и не более. Ни в кое случае не провожайте их взглядом, не делайте комплиментов, не просите "присесть с нами". Никогда, ни на одну секунду не оставайтесь с женщиной наедине. Единственное, что допускается - это поблагодарить за еду. В присутствии хозяина.
- Вообще в гостях нужно вести себя очень скромно. Не стоит напиваться, предлагать спеть песни и орать их благим матом. Не надо хвалить вещи или предметы, понравившиеся вам. Потому что хозяин должен будет их подарить вам. И НИКОГДА не показывайте, что вы чего-то боитесь.

- Если в вашем присутствии хозяин дома кричит или бьет женщину - жену, дочь, племянницу - нельзя обращать на это внимания. Говорите о чем угодно, только не об этом. Говорить об этом - значит нанести смертельное оскорбление. Чеченец в своем доме хозяин и судья. А женщина - это вещь, которая принадлежит хозяину.
- Никогда не оставайтесь на ночлег, даже если хозяева настоятельно просят вас остаться. Вернее так: если хозяин настоятельно просит остаться - то ночевать ни в коем случае не стоит.
- Высший знак уважение - омовение ног. Не стоит удивляться, если хозяин прикажет своей жене вымыть вам ноги. (И вновь вспоминаем о корнях этого обычая)

- Если все-таки вы остались переночевать, то постель следует оставлять смятой. Не вздумайте ее заправлять. Это должна делать только женщина. Никто не должен видеть вас раздетым. Только в одежде с длинными рукавами.
- В пределах дома и двора - вы гость и пользуетесь иммунитетом. За его пределами - вы никто. И гостевой иммунитет на вас не распространяется. Поэтому не шляйтесь по аулу без цели.
- Если вы в туалете увидели туалетную бумагу, то это значит, что хозяева выказывают вам большое уважение. Сами они бумагой, конечно же, не пользуются. (Подмываются из кумгана)
- Если вы идете с ними в баню, то не снимайте трусов. Их дико, жутко раздражает крайняя плоть, потому что они считают, что в этом мире обрезанными должны быть все. (Глупости. Хотя могут обсмеять. Они любят говорить, что обрезанный член лучше: он ебёт в обе стороны при фрикциях, а не обрезанный только в одну.).

- Если вы зашли в дом во время молитвы, выйдите во двор. Вы - иноверец и не должны видеть их общение с Аллахом.
- Не следует спорить о религии, это вызывает сильное отторжение. К тому же спор о религии с ними - дело совершенно пустое. Для них все решено и ясно "Аллах акбар".
- Выделяйте всегда старшего среди нескольких. Обязательно с ним поздоровайтесь за руку, а потом уже с младшими. Мальчик в 14 лет - уже взрослый. Поэтому он тоже достоин рукопожатия.
- Двум братьям за столом сидеть запрещено. Младший брат не курит и не пьет алкоголь в присутствии старшего. Для утоления жажды воду дают сначала не малышам, как у нас, а наоборот по старшинству.
- Последнее слово в обсуждении любых вопросов остается за старшим.

- На улице не оглядывайтесь на женщин, не спрашивайте их ни о чем. (Не правда. Сами молодые чечены кричат и свистят хорошеньким женщинам. Это у них высшее проявление восхищения. Их женщины, впервые оказавшиеся в Москве, чувствуют себя очень неуютно. Миллион мужчин вокруг и все смотрят сквозь них как сквозь пустое место. Хотя, чужаку действительно лучше не надо заигрывать с их женщинами.) Не покупайте ей билет, не уступайте места в автобусе, не подавайте одежду, не пододвигайте ближе стул, не касайтесь их, не помогайте, если женщина несет тяжесть. Этого делать нельзя. Это может плохо кончиться, как для вас, так и для нее.

Кстати: все мусульмане любят обсуждать и высмеивать физиологические и анатомические особенности своих жён. Причём публично. В мужской компании. Вам при этом лучше всего только улыбаться, не влезая в обсуждение. Я так и делал.
И женщины это любят тоже. Одна подруга жены - Лейла, поехала на Кавказ к своим родственником и послушала их женщин. "Такого цинизма и такого бесстыдства я в России даже представить себе не могла" - комментировала она.

Если вы пригашены, то ваш друг всегда вам шёпотом объяснит, что надо делать, а что – нет. Но если вы пришли без приглашения, то. Ничего страшного с вами не случится, но лучше этого не делать.
- Никогда не допускайте, чтобы кто-то шёл или стоял у вас за спиной. ( Это глупо. В городе всегда кто то за кем то ходит в толпе.) Не верьте ни единому слову, ни единой клятве. Все - ложь. Абсолютно все. (По Шариату все клятвы – ложь. Кроме клятв именем Аллаха. Но такая клятва – большой грех. Но если он всё таки клянётся этой клятвой, значит, скорее всего, не врёт.)

- Если вы хотите узнать, врет он вам или нет, заставьте его перед каждой фразой говорить "ашыды-бля". Если не говорит – врет. (Ну, не знаю. )
- Если увидели, что они танцуют Зикр - уходите подальше от этого места. В этом танце они доводят себя до боевого экстаза и запросто могут вас принести в жертву.
- Они знают только силу. Слабый для них - это жертва.
И не более".

Это не так.
Молодые чечены любят понты. Любое чмо, если его послушать, то он - победитель во всех единоборствах, миллионер и любимый племянник Рамзана. "Чечен без понтов - безпонтовый чечен". Но не вздумайте его разоблачать во вранье! (Если не хотите драки). Некоторые русские принимают эти понты за агрессию.

Автор вообще то не вполне прав. С каждым чеченом по разному. Но даже если один из сотни посчитает вас жертвой, то когда вокруг в чечне тысячи чеченов, то . В любом случае остальные чечены не будут ссориться между собой из-за чужака.

От себя добавлю: вайнахи (нохчи) ведут себя по вайнахски чаще в присутствии других вайнахов. Если вайнах один находится среди русских, то он ведёт себя вполне адекватно. Даже в Чечне. А уж в России и вовсе.
У меня в ВУЗе был друг. Русский из Грозного. А у него был отец. Работал на сортировочной станции машинистом маневрового тепловоза. Местное начальство и вообще работники станции часто подъезжали на его тепловозе из одного конца станции в другой. Этот русский машинист был хитрый сибирский мужичок. У него всегда "для дорогих гостей" в кабине тепловоза стояла водка и свиное сало. И он "от чистого сердца" всегда угощал попутчиков. Так вот: ни один чечен никогда не отказался. Так все они у него водочкой и салом и причастились. Ни одного исключения! Но все они, принимая на посошок и закусывая свиным салом, оговаривали: "Только нашим не говори!"

Этот мужичок-сибирячок и не говорил. А чечены ему в благодарность что-то всегда дарили. Раскурочат вагон с унитазами – ему один несут. Так и жили - не тужили.
Давно было. Надеюсь, отец моего друга не дожил до развала Союза. А его сын после института уехал по распределению и в Чечню не вернулся.

Изображение 245. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Суффиксы обозначьте, объясните (устно) их правописание.1) Я вижу низ..ий домик с галереею из маленьких почерневших.

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Греков, Крючков, Чешко 10 класс, Просвещение:

245. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Суффиксы обозначьте, объясните (устно) их правописание.

1) Я вижу низ..ий домик с галереею из маленьких почерневших деревя..ых столбиков. (Г.) 2) Был ясный январ..кий день, всюду сверкало серебря..ое солнце. (М. Г.) 3) Молодец..ий посвист слышится. (Н.) 4) У крыльца комендан..ого дома казак держал под уздцы прекрасную белую лошадь киргиз..ой породы. (П.) 5) За тележкой шёл её хозяин, покуривая из маленькой кабардин..ой трубочки. На нём был офицер..ий сюртук без эполет и черкес..ая мохнатая шапка. Смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказ..им солнцем. (Л.) 6) Вдруг видит бли..кие две тени. (П.) 7) Приятно дер..кой эпиграммой взбесить оплошного врага. (П.) 8) На лугах блестят горошинки росы, что бывает только ра..им утром. (Ч.) 9) Дли..ые тени домов, деревьев, заборов ложились красиво по светлой пыльной дороге. (Л. Т.) 10) Дробись, дробись, волна ночная, и пеной орошай брега в тума..ой мгле. (Л.)

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.

Читайте также: