Ориентировка на листе бумаги в контексте подготовки к письму

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Работа начинается, как только ребенок взял лист бумаги, на­пример в процессе рисования. Дети учатся работать на ограниченной плоскости, выделяют края, середину листа. [ Во II младшей группе на занятиях по математике дети знако­мятся с плоскостью фланелеграфа, учатся работать на плоскости дола, выкладывают раздаточный материал на карточке. Начинают И понимать. где у листа низ. где верх, где право, где лево:

— Разложи на карточке квадраты. Бери правой рукой, рас­кладывай слева направо (или сверху вниз). — На листе вверху выложи елочки, а внизу под ними грибы.

Методика обучения

Основная работа проводится со старшей группы с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги в клетку для успешного обучения в школе.

Последовательность формирования ориентировок:

1. Знание плоскости листа.

Здесь дети сталкиваются с трудностью, которая сопровожда­ется непониманием: то, что раньше называлось далеко — близко на листе называется верх — низ. Для решения этой проблемы сначала рассматриваем лист бумаги, расположенный верти­кально (также помогает работа на фланелеграфе).

— Что это? (Лист бумаги.)

— Какой он формы? (Формы прямоугольника.)

— Что есть у прямоугольника? (Стороны, углы.)

— Сколько сторон и углов у прямоугольника? (По четыре.)

— У листа тоже есть углы и стороны. Покажите их.

— Они имеют свои названия: эта сторона наверху, она назы­вается верхняя. Повторите верхняя сторона.

— Как вы думаете, как называется эта сторона? (Нижняя сторона.)

— Почему? (Она находится внизу.)

— Эта сторона находится справа (ближе к правой руке), она называется правая.

— Покажите правую сторону. Как она называется? (Правая сторона.)

— А как будет называться эта сторона? (Левая сторона.)

— Почему? (Она находится слева.)

— Углы тоже имеют свои названия: этот угол находится на­верху слева (между верхней и левой стороной), поэтому называется верхний левый угол. Повторите.

— Как вы думаете, как называется этот угол? (Нижний пра­вый угол.)

— Почему? (Он находится внизу слева.)

— Покажите и назовите все стороны и углы листа. 2. Понимание пространственных отношении на листе. Рассматривание карточек-перевертышей (рис. 44) и обсужде­ние расположения на ней картинок.


Карточки переворачиваются и дети рассказывают, что где находится (с какой стороны и в каком углу листа).

3. Умение фиксировать предметы на листе в нужном месте.

Работа с раздаточным материалом:

— Положи треугольник в левый верхний угол.

— Справа от треугольника положи круг.

— Справа от круга положи квадрат.

— Где находится круг относительно квадрата?

— В каком углу находится круг?

Методика формирования умения работать на листе

Бумаги в клетку

В подготовительной группе на каждом занятии уделяется примерно 10 минут для работы на листе бумаги в клетку с целью Подготовить детей к школе. В группе должна быть доска с размеченными клеточками.

Последовательность обучения:

1. Знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь:

• Лист состоит из двух страниц.

• Тетрадь состоит из листов.

2. Повторение названий сторон и углов листа и страницы.

3. Изучение клеточного и строчечного микропространства.

Воспитатель рассматривает с детьми сначала доску с разме­ченными клеточками, затем лист бумаги в клетку. Работа на лис­те бумаги сопровождается показом образца действий на доске. Сначала дети работают по подражанию, затем по устной инст­рукции.

— Что вы видите на доске?

— Это клетки. Какой они формы? (Формы квадрата.)

— У вас листы бумаги тоже в клеточку.

— Обведите одну клеточку, какую хотите, так же, как я.

— Обведите клеточки через одну до конца страницы.

— Это называется строка.

— А теперь обведите клеточки через одну вниз до конца страницы.

— Найдите на странице левый верхний угол.

— Отсчитайте 3 клетки слева направо и 2 клетки сверху вниз . и поставьте точку.

— Отсюда мы будем рисовать узор.

Замечание: некоторые дети вначале не видят клетки. Это можно выявить, попросив ребенка нарисовать квадрат на листе бумаги в клетку. Если при рисовании он не использует клетки, то требуется дополнительная работа для формирования умении видеть клетки на листе бумаги. Полезно использовать готовые прописи,

4. Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку.

Работа проводится в готовых прописях и в простой тетради. Можно использовать тетради с более крупной клеткой:

В сложных узорах дети учатся определять закономерность изменения рисунка. Полезно приучать дошкольников к рисова­нию непрерывных узоров, не отрывая руки (к безотрывному письму).

5. Рисование фигур по точкам:

Можно ввести элементы рисования, геометрии, черчения:

— Поставь точку, отсчитай 3 клетки, поставь другую точку. Соедини их. Получился горизонтальный отрезок. (Анало­гично — вертикальный.)

— Нарисуй горизонтальный отрезок длиной 4 клеточки. От его середины отсчитай 3 клетки и поставь точку. Соедини ее с концами отрезка. Какая фигура получилась? (Тре­угольник.)

— Поставь фломастер в отмеченную точку. Рисуй так, как я скажу: 4 клетки вверх, 3 клетки вправо, 2 вниз, 3 клетки влево. Что получилось? (Флажок.)

Замечание: дети проводят линии от руки без линейки.

Методика развития пространственных представлений

Можно использовать разноцветные фломастеры или обозначение цифрами, чтобы в нужной последовательности соединить для сложного рисунка, но тогда усложняется инструкция.

При знакомстве дошкольников с цифрами после работы с ^фровыми карточками можно научить детей изображать цифры знаки (+, -, , =) на листе бумаги в клетку.

Если умение писать цифры и знаки сформировано, полезно гать детей записывать решения арифметических задач и приме- В процессе этой работы важно следить за правильной оснований детей.

Замечание: работа на листе бумаги в клетку охватывает раз­ные разделы:

Дошкольникам часто предлагают задания по разгадыванию

Лабиринтов и т. п. Эта работа требует подготовки. Прежде чем

использовать готовые схемы, полезно научиться самостоятельно

их создавать (трансформировать трехмерное пространство в

. Обставить кукле комнату, как на рисунке (с помощью игрушечной мебели).

2. Моделирование обстановки комнаты с использованием:

• плоских изображений предметов;

3. На схеме обозначить стрелками словесные направления движения.

4. Пользуясь картой, найти клад.

5. Путешествие на игрушечном автомобиле в строгом соот­ветствии с указанным маршрутом.

В дальнейшем на основе словесного описания, используя предметные и пространственные ориентиры, составляются пла­ны-схемы пути из детского сада домой и др. Практически проде­лывая путь, в план вносятся дополнения, уточнения, изменения.

Разгадывание готовых лабиринтов полезно для развития ло­гического мышления и вызывает интерес у ребенка.

Содержимое публикации

Конспект занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) в старшей группе.

Программные задачи

Цель:выявить уровень освоения программного материала по образовательной области познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений).

Образовательные:

- познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц;- продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа;

- закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра;

- уметь согласовывать слова с движениями, ритмично выполнять движения руками и пальцами рук.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать сосредоточенность, доброжелательность, взаимовыручку, аккуратность.

Интеграция образовательных областей

Демонстрационный материал. Письмо от Незнайки, предметы посуды (разные,4), карточка с изображением геометрических фигур разного цвета (фигуры расположены по середине и по углам карточки), карточки с цифрами от 1 до 7.

Раздаточный материал. Наборы цветных карандашей, листы бумаги, числовые карточки с изображением от 1 до 7 кругов, карточки с цифрами от 1 до 7.

Методы и приемы

Планируемые результаты: иметь элементарное представление о составе числа3 и 4; уметь уменьшать и увеличивать число на единицу; ориентируется на листе бумаги, понимать смысл пространственных отношений (верхний левый и правый углы и т. д.); последовательно называть дни недели, определять какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра; активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Стоим в кругу с детьми

Здравствуй наша большая семья

Друга за руку возьмем и занятие начнем!

Присаживайтесь на свои места.

А сейчас внимательно послушайте меня.

К нам в детский сад пришло письмо от Незнайки. Давайте его прочтем?

Воспитатель читает письмо:

Ну, что ребята, поможем Незнайке? (Да, поможем)

Тогда слушайте первое задание:

Нужно составить число 3 с помощью разных предметов посуды (называет ребенка).

- Давайте составить число 3 с помощью разных предметов посуды.

- Сколько всего предметов посуды?

- Сколько каких предметов посуды вы взяли?

- Как вы составили число три?

Воспитатель добавляет еще один предмет посуды

- Сколько теперь стало предметов посуды?

- Сколько каких предметов посуды?

- Какое теперь число мы составили?

2. Работа с раздаточным материалом.

- Давайте составим число 4 с помощью карандашей разного цвета. (Вопросы аналогичны предыдущим.)

Пальчиковая гимнастика

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять

Вот и кончили считать.

Перед вами карандаши и бумага. Приготовьтесь слушать третье задание и рисовать:

в левом верхнем углу нарисуйте красный треугольник;

в правом нижнем углу нарисуйте зеленый квадрат;

в центре нарисуйте черный овал;

в левом нижнем углу нарисуйте синий прямоугольник;

в правом верхнем углу нарисуйте желтый круг.

Воспитатель: А сейчас проверим.

И с этим заданием мы с вами справились!

Музыкальная физкультминутка с движениями.

Решение задач по теме. (использование экрана).

Какие дни недели вы знаете?

Какой сегодня день недели?

Какой был вчера день недели?

Какой будет завтра день недели?

Назовите третий день недели.

Назовите пятый день недели.

Назовите второй день недели.

У детей карточки с кругами от 1 до 7). По заданию ведущего дети подходят ко столу, берут карточки с точками и сопоставляют с численной карточкой.Под музыку выстраиваются в ряд в соответствии с числами на карточке, обозначающих дни недели. Проверка задания осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2—3 раза со сменой карточек.

Заключительный этап

Анализ занятия.

Вам понравилось выполнять задания? А какое задание вам понравилось больше всего? Чему вы научились сегодня? Будем еще помогать Незнайке? Теперь я запишу все ваши ответы и отправлю Незнайке, он будет рад, что вы ему помогли. Поощрение детей.

Чтение стихотворения В. Берестова с последующим разбором.

Стоял человек на развилке дорог

Где право, где лево – понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукой, которой писал,

И мячик кидал, и страницы листал,

И ложку держал, и пол подметал,

Где право, где лево узнал ученик.

1.О чем это стихотворение?

2.Для чего нужно знать, где какая сторона?

Объяснение новой темы

- Давайте вспомним, где у нас правая рука. Поднимите ее.

Где у нас левая рука. Поднимите ее.

- Знаете ли вы, что обозначают слова вверху – внизу?

Педагог – психолог уточняет эти понятия:

Вверху, находятся те предметы, которые находятся в верхней части, на высоте. Назовите предметы, которые находятся на высоте.

Внизу, находятся те предметы, которые находятся в нижней начти чего – нибудь, под чем – нибудь. Назовите предметы, которые находятся внизу.

- Знаете ли вы, где находится цент?

Центр – место, одинаково удаленное от краев, концов, т.е. середина. Назовите предметы, которые находятся в центре.

Перед вами белый лист бумаги.

У листа есть края. Это правый, а это левый. Ближе к вам – нижний, а дальше от вас – верхний.

Посмотрите, еще есть углы, сколько их, посчитаем.

Найдите правую сторону листа. На правой стороне – один и другой правый угол. Угол вверху листа - это правый верхний угол, а внизу листа – это правый нижний угол.

Найдите левую сторону листа. На левой стороне –один и другой левый угол. Угол вверху листа – это левый верхний угол, а внизу листа – это левый нижний угол.

Повторяем названия и показываем вместе с детьми.

На доске картинка домика. Это домик не простой, он сказочный, в нем будут учиться лесные звери.

Я сейчас расскажу вам сказку. Слушайте внимательно и рисуйте простым карандашом на своем листе домик в том месте, о котором говорится в сказке.

В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери построить для них лесную школу. Собрались они на опушке леса и стали думать, в каком месте ее поставить.

Закрепление изученного материала

Сейчас ребята мы посмотрим как вы научились ориентироваться на листочке и находить нужное место.

Задание для самостоятельно работы.

На листе нужно выложить то, что я сейчас скажу, а где выкладывать, вы узнаете, если будете внимательно меня слушать.

- наступила весна. Ярко светит солнышко. Выложите солнышко в левом верхнем углу.

Презентация на тему: " Игры на предупреждение дисграфии (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве) Игры на предупреждение дисграфии (ориентировка на листе." — Транскрипт:

1 Игры на предупреждение дисграфии (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве) Игры на предупреждение дисграфии (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве) ГБДОУ 12, учителя-логопеды: Гордеева Т.Ю., Соболевская М.Н., Махнева Ю.В.,Сычёва К.И., Поверенная И.А.

5 Зрительный диктант По инструкции логопеда ребёнок отсчитывает заданное количество клеток от определённой точки и соединяет их прямой линией. В результате должен получится предмет.

7 Слоговые таблицы Ребёнок находит заданные логопедом слоги и читает их. Ребёнок находит заданные логопедом 2 слога и читает слово, которое получится при их сложении. Логопед предлагает ребёнку составить слово из слогов таблицы и предложить другим детям отгадать составленное слово.

Читайте также: