Опыт работы здоровьесберегающие технологии в детском саду

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Детский возраст - время интенсивного формирования роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей человека. Родители заинтересованы в том, чтобы их дети выросли здоровыми, закаленными, сильными. Мы должны привить детям привычку к здоровому образу жизни и спорту, обучить их доступным двигательным умениям, сформировать целостное понимание здорового образа жизни, воспитать здорового ребенка.

Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Формирование здорового образа жизни дошкольников – главная основная, жизненно важная привычка. Она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в решении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни используя различные формы работы, в том числе систему здоровьесберегающих технологий.

Воспитательно-образовательный процесс должен быть организован с учетом принципов: сохранение, укрепление и формирования здоровья. В связи с этим необходима организация НОД с акцентом на решение оздоровительных задач физического развития. Реализация инновационных здоровьесберегающих технологий необходима в течение всего времени пребывания воспитанников в ДОО.

Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровления детей является необходимым спутником жизни ребёнка. Они обладают великой воспитательной силой, формируют физические и личностные качества ребёнка. Разработанная система здоровьесберегающих технологий обеспечивает и поддерживает здоровье, начиная с периода раннего детства, позволяет успешно решать задачу формирования собственной философии здоровья. Значимость разработанной системы состоит еще и в том, что в соответствии с обоснованными теоретическими положениями определена, экспериментально проведена и подтверждена на практике результативность системы оздоровительных мероприятий, обеспечивающих приобщение дошкольников к здоровому образу жизни.

Мною была разработана система методики работы с детьми, направленная на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие, в соответствие с внедрением в практику работы ФГОС ДО.

Здоровьесберегающие технологии, используемые мною в работе с детьми, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре, использование развивающих форм оздоровительной работы. Для этого необходимы: профилактика болезней, укрепление здоровья, комплекс эффективных лечебно-профилактических мер на протяжении всего дошкольного возраста.

Цель используемых мною здоровьесберегающих технологий – обеспечить высокий уровень реального здоровья воспитаннику детского сада и осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Поставив цель, определила следующие задачи:

-подобрать и систематизировать материал по физкультурно-здоровительной работе с детьми дошкольного возраста;

-разработать развивающую среду для проведения занятий с детьми;

-разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок материалы для родителей;

-воспитать у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;

-установить гармонические отношения детей с живой и неживой природой;

-формировать личность ребенка;

-воспитать привычки личной гигиены;

- закаливать ребенка и его двигательную активность;

В качестве здоровьесберегающей работы использую разные формы: физкультурные занятия, самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, физкультминутки, упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, прогулки, физкультурные досуги, спортивные праздники, музыкальные праздники.

На протяжении всего периода нахождения дошкольников в детском саду использую такие здоровьесберегающие образовательные технологии, как:

-медико-профилактические технологии, обеспечивающие организацию мониторинга здоровья дошкольников, организация и контроль питания детей, физическое развитие, закаливание; технологии профилактики заболеваний, углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники, коррекция возникающих функциональных отклонений, отслеживание характера течения хронической патологии, реабилитация соматического состояния здоровья, противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами, витаминопрофилактика (отвар шиповника в осенне–зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты), санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ;

-физкультурно-оздоровительные технологии - закаливание, дыхательная гимнастика, профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки; спортивные праздники; спортивные развлечения и досуги; недели здоровья; соревнования;

-психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми, обеспечение комфортности воспитанников;

-учебно-воспитательные технологии, которые включают обучение заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья;

- технологии сохранения и стимулирования здоровья, в них входят:

стретчинг – организуется не раньше чем через 30 минут после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста; рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием;

динамические паузы – проводятся во время занятий, 2-5 минут, по мере утомляемости детей; рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления;

подвижные и спортивные игры – используются как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате ежедневно для всех возрастных групп; игры подбираются в соответствии с возрастом детей;

релаксация – организуется в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей; можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы;

гимнастика пальчиковая – делается с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно; проводится в любое удобное время;

гимнастика для глаз – используется ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста;

гимнастика дыхательная – входит в разные формы физкультурно-оздоровительной работы;

динамическая гимнастика – проводится ежедневно после дневного сна по 5-10 минут;

гимнастика корригирующая – организуется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы;

- технологии обучения здоровому образу жизни, включающие в себя:

физкультурные занятия – проводятся 2-3 раза в неделю в спортивном зале;

проблемно-игровые занятия – проводятся в свободное время, можно во второй половине дня;

коммуникативные игры – организуются 1-2 раза в неделю со старшего возраста; в них входят беседы, игры разной степени подвижности, занятия рисованием;

- коррекционные технологии, которые включают в себя:

технологии музыкального воздействия – используются в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя;

сказкотерапия – проводится 2-4 занятия в месяц со старшего возраста; используется для психологической и развивающей работы.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Включила в свою работу закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Но закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

закаливающие мероприятия должны гармонично вписываться во все режимные моменты, проводится систематически, должны учитываться индивидуальные и возрастные особенностей детей, состояние здоровья, длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ.

Я выбрала наиболее доступные формы закаливания:

-соблюдение температурного режима в течение дня;

-правильная организация прогулки и ее длительность;

-соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей;

-дыхательная гимнастика после сна;

-нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;

-проведение утренней гимнастики на свежем воздухе;

-солевое закаливание - после динамической гимнастики на дорожки выкладываются мокрые одеяла и дети проходят по ним;

-обтирание мягкой варежкой.

Использование различных форм здоровьесберегающих технологий привело не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Проводимая мною работа с детьми повышает уровень знаний о деятельности организма человека в целом и отдельных его органов, формирует осознанное отношение к своему здоровью, развивает культурно - гигиенические навыки, способствующие сохранению здоровья, успешно формирует привычки здорового образа жизни.

Считаю, что главное - помочь детям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

Вокруг детей с раннего детства создала такую учебно-воспитательную среду, которая насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями здорового образа жизни. Это привело к формированию потребности у детей вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих.

Организацию обучающее - воспитательной работы в группе направляю на то, чтобы дети овладели глубокими знаниями, общеучебными умениями и привычками, сохранили и укрепили здоровье. Достижение этой цели возможно при условии учета возрастных особенностей дошкольников, соблюдение гигиенических требований.

Систему работы строю с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опираясь на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.

При организации образовательной деятельности значительное место отвела повышению психоэмоциональной устойчивости детей: элементы релаксации под музыку и звуки природы, гимнастика, обучение пониманию своего эмоционального состояния.

В результате формирования здорового образа жизни через систему здоровьесберегающих технологий у детей сформировано осознанное отношение к своему здоровью, успешно формируются привычки здорового образа жизни.

Таким образом, с дошкольного возраста формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки здорового образа жизни, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Испoльзование здоровьесберегающих технологий благотворно влияет на снижение показателей заболеваемости, положительную динамику показателей физического развития детей, формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысило результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировало у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге сформировали у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.Сформировались навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ. Прoявилась толерантность всех участников внедрения здоровьесберегающих технoлогий в педагогический процесс ДОУ.

Сфoрмирoвалась нoрмативнo-прaвoвaя бaзa пo вопросам оздоровления дошкольников. Внедрились научно-методические подходы к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье. Улучшилось и сохранилось здоровье дошкольников.

Обновление и качественное улучшение системы физического развития дошкольников через систему здоровьесберегающих технологий позволило найти наиболее интересные формы работы, что способствует развитию у ребенка стойкой мотивацию на здоровый образ жизни.



Суть здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

  • формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
  • организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
  • физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)
  • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
  • валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
  • здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

Картотека здоровьесберегающих технологий

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Физкультминутки

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

  • смене вида деятельности;
  • предупреждении утомляемости;
  • снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
  • активизации кровообращения;
  • активизации мышления;
  • повышении интереса детей к ходу занятия;
  • создании положительного эмоционального фона.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

  • улучшить работу внутренних органов;
  • активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
  • тренировать дыхательный аппарата;
  • осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
  • повысить защитные механизмы организма;
  • восстановить душевное равновесие, успокоиться;
  • развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

  • осязательных ощущений;
  • координации движений пальцев и рук;
  • творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

  • массаж;
  • действия с предметами или материалами;
  • пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

  • снятия напряжения;
  • предупреждения утомления;
  • тренировки глазных мышц;
  • укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

  • проведение психофизической разрядки;
  • развитие познавательных психических процессов;
  • нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
  • коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

  • этюдов с использованием мимики и пантомимы;
  • этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
  • этюдов с психотерапевтической направленностью.

Ритмопластика

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

Игротерапия

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

  • проявить эмоции, переживания, фантазию;
  • самовыразиться;
  • снять психоэмоциональное напряжение;
  • избавиться от страхов;
  • стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Ароматерапия

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:

  • улучшение самочувствия и настроения детей;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • решение проблем со сном.

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

  • фитотерапию;
  • цветотерапию;
  • музыкотерапию;
  • витаминотерапию;
  • физиотерапию;
  • гелиотерапию;
  • песочную терапию.

Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей в России снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17, 3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих.

В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности гулять и играть на улице, да и дома, так как некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).

Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, в том числе и нашего, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников через создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого - педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Неоспоримо, что основная задача детского сада, а значит и моя - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Поэтому возникла необходимость создания условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников.

Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель и вытекающие из нее задачи.

Сформировать осознанную установку у детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью.

  • Обеспечить активную позицию детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;
  • Развивать у дошкольников физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность;
  • Организовать социально-деловое и психолого-педагогическое партнерство педагогов, детей и родителей, направленное на физическое развитие (профилактику простудных заболеваний и травматизма, приобщение детей к нормам здорового образа жизни);
  • Совершенствовать личную профессиональную компетентность в вопросах сохранения и укреплении здоровья.

С целью уточнения знаний у дошкольников представления о здоровом образе жизни в группе была проведена диагностика. В начале года провели мониторинг по выявлению уровня развития детей, который показал следующие результаты. В группе 21 воспитанник.

Владение культурно - гигиеническими навыками

Владение культурно - гигиеническими навыками

Представление о здоровом образе жизни

Представление о здоровом образе жизни

Представление о безопасном образе жизни

Представление о безопасном образе жизни

Так же был проведен анализ здоровья детей

анализ здоровья детей

Работу по здоровьесбережению я начала со второй младшей группы.

В течении дня воспитатель практически ежеминутно проводит работу по здоровьесбережению детей. Свою работу я начинаю с утреннего приема детей. В эти первые минуты очень важно приветствие, улыбка, ласковое обращение к ребенку по имени. Стараюсь удивиться и восхититься любой мелочи (красивое платье, новая машинка, модная стрижка). Тем самым стараюсь создать благоприятный эмоциональный фон. Далее, видя настроение ребенка, осуществляется индивидуальный подход . Я предлагаю ребенку совместную деятельность, включение в игру со сверстниками, почитать книгу, а кому-то хочется просто посидеть на диванчике или уединиться.

Далее утренняя гимнастика дает положительный настрой на весь день, а умывание водой проходит, как закаливающая процедура, так и массаж ладошек и пальчиков.

Любой прием пищи сопровождается короткой беседой о пользе продуктов, из которых приготовлено блюдо, закрепляем правила этикета.

Полоскание рта после приема пищи водой комнатной температуры – это профилактика кариеса.

Далее по режиму самостоятельные игры , в ходе которых реализуются основные потребности детей в движении, игре и общении.

Физкультурная и музыкальная деятельность также проходит в движении и игровой форме. Регулярные занятия укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А музыка улучшает психологическое состояние ребенка.

Одевание на прогулку и раздевание – наработка навыков самостоятельности, аккуратности, навыков самообслуживания взаимопомощи, культурно-гигиенических навыков. Все это способствует укреплению социального здоровья детей.

В вечернее время после чтения сказок, дети любят играть в театр, где перевоплощаются в разных героев. Дети даже сами сочиняют сказки, а ведь это основа сказкотерапии. Здесь я стараюсь узнать о переживаниях детей, ведь иногда они просто не осознают свою проблему или стесняются спросить у взрослого. А для психического здоровья как раз необходимо уравновесить положительные и отрицательные эмоции.

В нашей группе мы стараемся соблюдать санитарно-гигиенический режим : личная гигиена сотрудников, соблюдение режима питания, режима дня, кварцевания, сквозное проветривание, влажная уборка.

Прогулки, экскурсии и походы играют большую роль в оздоровлении детей. В зимний период мы строим горки, крепости, снеговиков. Дети катаются на санках и ватрушках. Прогулки проводятся по основным составным частям:

  1. Наблюдение;
  2. Труд;
  3. Игра;
  4. Самостоятельная деятельность.

Последовательность варьируется в зависимости от времен года, от интенсивности предыдущих занятий, от индивидуальных особенностей детей. Например, в холодное время прогулка начинается с подвижной игры, а в теплое время – с наблюдения и спокойных игр. В жаркую погоду проводится много игр с водой. С удовольствием дети принимают водные процедуры в нашем бассейне. На прогулке используем бессюжетные народные игры: кегли, кольцеброс; элементы спортивных игр: городки, футбол и др. в летний период в основном вся деятельность переносится на прогулку, где проводим дидактические и ролевые игры.

Содержание трудовой деятельности зависит от времени года и погоды. Например, уборка снега требует немалых физических усилий, что способствует физическому развитию детей.

Индивидуальная работа проводится на основании результатов диагностики: игры с мячом, упражнение на равновесие, перешагивание. Летом можно проводить упражнение на дыхание (понюхаем цветы). Моя задача обеспечить безопасность детей, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не замерз или не перегрелся.

Таким образом, в процессе ежедневного использования здоровьесберегающих технологий расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются навыки, физические качества (быстрота, ловкость и др.)

Совместно со специалистами (музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре) в начале учебного года мы проводим мониторинг, где отражаются параметры физического развития детей. Опираясь на результаты, к каждому ребенку используется индивидуальный подход. И это дает положительные результаты. Дети в средней группе стали более самостоятельными, раскрепощенными, даже те, кто не участвовал в младшей группе в образовательном процессе, сейчас с удовольствием выполняют все упражнения. Во всех занятиях со специалистами включаются здоровьесберегающие технологии.

В нашем ДОУ разработан Комплексный план мероприятий по сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников, который помогает мне в работе по здоровьесбережению

В своей деятельности я использую следующие здоровьесберегающие технологии:

  • Гигиенические процедуры - умывание и обливание рук до локтя
  • Утренняя гимнастика - является одним из важнейших компонентов

укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки. Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении. Для того чтобы детям было интересно заниматься, я разработала комплексы утренней гимнастики (используя опыт других педагогов и методическую литературу), которые проводятся в стихотворной форме, что очень нравится детям (см. Приложение).

  • Полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры после

приема пищи для профилактики кариеса.

  • Двигательная разминка проводится в перерывах между занятиями.

Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей.

  • Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с

подгруппой детей ежедневно. Она тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

  • Физкультминутки проводятся в разнообразных формах: в виде

упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений). Могут сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия.

Физкультминутки проводятся воспитателем по мере необходимости во время занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и т. д. Длительность составляет 1-2 минуты.

  • Гимнастика для глаз используется для снятия зрительного

напряжения. Она проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, что способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения использую наглядный материал.

  • Логоритмические упражнения представляют собой
  • Прогулка является одной из самых действенных закаливающих

процедур в повседневной жизни. Для того, чтобы прогулка давала эффект, меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в тёплое время года или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр.

  • Подвижная игра - способствует закреплению и совершенствованию

двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

  • Контрастное воздушное закаливание - проводится в конце
  • Бодрящая гимнастика после дневного сна . Дети постепенно

просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя.

дорожке, состоящей из пособий и предметов, способствующих массажу стопы. Дети занимаются босиком, идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег (1-1.5мин.) и снова переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. Это способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма детей.

  • Дыхательная гимнастика проводится в игровой форме. Для этого я

изготовила несколько пособий. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому необходима система упражнений.

  • Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему

организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний.

  • Босоножие - занятия босиком утренней гимнастикой и
  • Сохранение психического здоровья детей , является одним из

основных направлений здоровьесбережения. Поэтому в группе мы используем метод релаксации. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Моя задача состоит не в подавлении или искоренении эмоций, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Использую для работы спокойную классическую музыку: Чайковского, Рахманинова, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

  • Оздоровительная работав летний период представляет собой

комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма. Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий.

  • Взаимодействие с семьей включает в себя разнообразные формы

Таким образом, каждая технология имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность, в итоге, формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.

В результате проведенной работы в группе снизилась заболеваемость, дети в достаточной мере овладели культурно-гигиеническими навыками, ребята имеют представления о своем теле, способах ухода за ним, дети понимают важность заботы о своем здоровье.

Подводя итоги проделанной работы, можно привести сравнительный анализ заболеваемости детей моей группы за 2 года. Она значительно снизилась:

2013-2014 учебный год – 13,76 дней на 1-го ребенка;

2014-2015 учебный год – 9,99 дня на 1-го ребенка.

Также проведен итоговый мониторинг, который показал значительно улучшенные результаты.

Из 24 человек овладели культурно-гигиеническими навыками в соответствии с возрастом 22 ребенка. Эти же дети теперь имеют представления о здоровом и безопасном образе жизни, что составило 92%.

  • Дополнять и обновлять предметно-пространственную среду, расширять сюжетно-ролевые игры;
  • Продолжать повышать личную компетентность, не останавливаясь на достигнутом;
  • Продолжать поиск и внедрение новых моделей взаимодействия с семьями воспитанников по формированию здорового образа жизни, активное вовлечение родителей в педагогическую деятельность детского сада и группы с целью укрепления чувства их личной ответственности за развитие ребёнка, его здоровье;
  • Укреплять и развивать тесные связи и взаимодействия с различными

социальными институтами по внедрению культурно-оздоровительных технологий;

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий

- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,

- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

1.технологии сохранения и стимулирования здоровья;

2.технологии обучения ЗОЖ;

3. коррекционные технологии.

В нашей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса дошкольников; оснащение детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно. Являясь участником этого общего процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Ритмопластика . Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показаниям ребенка.

Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз проводится в любое свободное времяв зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю по 10 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ . Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком .Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрыва­ющие массажные движения, их простота, до­ступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

Активный отдых . При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.

На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

Коррекционные технологии:

Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки помню об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Широко использую музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т.д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку использую перед сном, чтобы помочь с трудом, засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети лягут в постель, включаю спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и прошу их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции. Обращаю внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть их тела.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

1.О.Н. Арсеневская, Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду.,

2. Т.А. Тарасова, Л.С.Власова, Я и мое здоровье. М., Школьная Пресса. 2008год.

3. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод.пособие.- М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

4. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2 010.

6. Т.А. Тарасова, Л.С.Власова, Я и мое здоровье. М., Школьная Пресса. 2008год.

7. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод.пособие.- М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

8. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2 010.

9. Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ/ - Волгоград: Учитель, 2009 .


В современном обществе здоровых детей становится меньше, что связано со стабильной тенденцией нарушения здоровья. Нарушение речевого и опорно – двигательного аппарата, патология органов зрения, лор органов, со стороны сердечно – сосудистой системы – вот наиболее распространенные отклонения. Причин этому много: генетика, экология, медицина, социальные (состав семьи, особенности воспитания, не соблюдение режимных моментов, наличие вредных привычек. Но одна из основных, я считаю - отсутствие необходимых знаний и умений у молодых родителей.

По - прежнему острой остается проблема адаптации. При поступлении малыша в детский сад он испытывает страх (отрыв от матери, оставление одного с незнакомыми детьми и взрослым). Мамы, получив направление, стараются как можно быстрее оставить на целый день, мотивируя: так быстрее привыкнет. А последствием стрессовой ситуации является снижение иммунитета и частые заболевания, в основном острые инфекции верхних дыхательных путей.

Забота о физическом развитии имеет особое значение в раннем возрасте, ребенок активно растет, с интересом познает окружающий мир. Овладевают основными движениями, приобретают необходимые моторные навыки, учатся управлять своим телом, координировать действия. Все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача дошкольного учреждения и семьи.

ФГОС определил первоначальной задачей охрану и укрепления физического, психического здоровья детей, их эмоционального благополучия.

Реализацию этих задач осуществляю через применения здоровьесберегающих технологий, придерживаясь основных принципов:

I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Использую различные виды гимнастик:

Динамические паузы (физкультминутки) , по мере необходимости. В процессе проведения естественно и ненавязчиво воспитывается поведение, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

Гимнастика пробуждения проводится в постели: потягивание, имитируя позы животных, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, гимнастики для глаз. И направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию после дневного сна. Хождение босиком, воздушные ванны, ходьба по дорожкам, сделанных из нетрадиционного материала, для поддержания интереса использовали самые различные материалы (деревянные палочки, пуговицы, фасоль, шнуры, пробки, для профилактики и исправления плоскостопия.

Релаксация (по мере утомляемости детей, минуты тишины, музыкальные паузы, слушание музыкальных произведений, звуки природы, шум воды, голоса птиц.

II. Технологии обучения здоровому образу жизни, методы и приемы:

Утренняя гимнастика : продолжительность 4-5 мин., комплекс составляется на две недели. Малыши выполняют знакомые упражнения, действуя в образе животных, что создает хорошее настроение, вызывает желание выполнять движения. Оздоравливает, укрепляет организм, вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять различные упражнения.

Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю, продолжительностью 15 минут и состоят из трех частей: вводной (ходьба, чередующая с бегом, основной (3-6 общеразвивающих упражнений с предметами или подражательных, которые заканчиваются подскоками или бегом) и заключительной части (малоподвижная игра или ходьба с замедлением темпа). Обучают движениям в игровой форме, с использованием воображаемых ситуаций, подражательных действий. Например: как ходит, рычит медведь; прыгает зайка; летает птичка; как лошадка скачет; и т. д. Для поддержания интереса малышей сопровождаю движения песенками, стихами.

Коммуникативные игры - дети с удовольствием рисуют пальчиками. Такой вид рисования благотворно влияет на психику ребенка, успокаивает и расслабляет.

Работа с глиной оставляет приятное ощущение, помогает расслабиться, позволяет снять стресс, помогает выражению чувств.

Самомассаж является эффективной профилактикой снижения заболеваемости. Малыши с удовольствием выполняют самомассаж в игровой форме. Осуществляя массаж, могут фантазировать, при этом воздействуя на весь организм. Игровой самомассаж расслабляет мышцы и снимает нервно - эмоциональное напряжение.

Коррекционные технологии, методы и приемы:

Технология музыкального воздействия. Использование спокойной музыки. В течение всего дня встречаем, укладываем спать, поднимаем после дневного сна под соответствующую музыку, используем ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Сказкотерапия . Чтение авторских сказок, показ перчаточного, кукольного настольного театра, игры – драматизации, инсценировки по любимым сказкам.

Реализацию этих методов и приемов осуществляю в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности в ходе педагогического взаимодействия с детьми.

Каждая из технологий имеет оздоровительное направление, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в результате формирует привычку к здоровому образу жизни.

III. Медико - профилактические технологии.

Проводятся под руководством медицинской сестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами:

- мониторинг здоровья детей,

- ведение паспорта здоровья воспитанника,

- организация и контроль питания,

- организация оздоровительных профилактических мероприятий в детском саду;

- соблюдение требований СанПиНа.

Закаливания солнечными лучами и воздухом, водой, воздушные ванны; способствует укреплению здоровья и снижению заболеваемости, повышает защитные функции всего организма.

Прогулки дают возможность достаточно двигаться.

Ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и личной гигиены.

Для этого использую следующие методические приёмы:

- использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, бесед, инсценировок.

Стараюсь правильно организовать предметно пространственную среду с учетом возраста, индивидуальных особенностей. Среда безопасна, доступна, обеспечивает развитие детской деятельности для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

Для психологической безопасности стараюсь сделать первые дни пребывания ребенка максимально комфортными, благоприятными для его эмоционального благополучия. Создаю возможность активно действовать рядом с мамами. Установить контакт с ребёнком, закрепить полезные привычки, вызвать у него положительные эмоции, помогает фольклор. Это своеобразный метод телесной терапии в раннем возрасте. Есть возможность для уединения, для изменения пространства изготовлены ширмы.

В период адаптации, для установления контакта между детьми, создании положительного отношения к детскому саду мне помогает педагог – психолог ДОУ.

Режим дня соответствует возрастным психофизиологическим особенностям, приучает организм к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, предохраняя нервную систему от переутомлений. Четкое соблюдение режимных моментов, сопровождающееся соответствующими словами, настраивает детей на предстоящее действие, вызывает к нему интерес.

Привитие культурно – гигиенических навыков жизненно необходимо для полноценного развития детей. В процессе повседневной работы стремлюсь к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки постоянно совершенствовались.

Оформила картотеки гимнастик, физкультминуток, пальчиковых игр, которые помогают мне в работе, ознакомила родителей.

Взаимодействие с родителями строю по следующим направлениям:

- анкетирование, консультации, беседы;

Привлекаю к ознакомлению видов закаливания, соблюдая принцип постоянства. Дома и в детском саду закаливание должно стать нормой жизни.

Анкетирование, выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребенка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр.

Рекомендую вместе с детьми выполнять упражнения утренней гимнастики, показывая последовательность и способ выполнения движений: как нужно ходить и бегать на носках, пятках, высоко поднимая колени. Знакомлю с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в саду; с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье.

Применяю наглядный материал:

Комплекс мероприятий здоровьесберегающих технологий, которые проводятся в раннем детстве, позволяют создать оптимальные условия для формирования культурного здорового образа жизни и улучшить качество здоровья каждого ребёнка.

Применение в работе здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно - образовательного процесса, формирует и у педагогов и у родителей ценностные ориентации, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Результаты:

Снизилось количество заболеваний, увеличилась двигательная активность, желание принимать активное участие в играх подвижного характера, быть на свежем воздухе, заниматься спортивными играми. У детей формируются навыки личной гигиены.

Список литературы.

1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2008.

2. Радионова Л. Н. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях. Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011.

Читайте также: