Описание земельного участка сельскохозяйственного назначения

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельхозназначения – это земли, расположенные за пределами населенных пунктов и предназначенные специально для нужд и целей сельского хозяйства.

Категория земель сельхозназначения включает в себя 2 субкатегории, каждая из которых имеет собственный дифференцированный правовой режим:

  1. сельскохозяйственные угодья (сюда относится пашня, сенокос, пастбище, залежи, земельные участки с многолетними насаждениями такие, как сады, виноградники и пр.). Они обладают приоритетом в использовании и подлежат тщательной охране (причем можно говорить о конкретных отличиях в правовом режиме, к примеру, пашни и сенокосы или пастбища и виноградники). Если сельхозугодия относятся к разряду мелиорированных, в таком случае на правообладателей данных участков земли накладываются дополнительные обязанности;
  2. несельскохозяйственные угодья (сюда относят земли, на которых располагаются внутрихозяйственные дороги, коммуникации, лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от влияния отрицательных (вредных) климатических, антропогенных и техногенных явлений, водные объекты, а также здания, строения, сооружения, используемые для производственных нужд, хранения и первичной переработки сельхозпродукции).

Правовой режим сельскохозяйственных земель

Принципиальное отличие друг от друга перечисленных выше угодий заключается в порядке определения и содержании их правового режима. Определенное для всей категории сельскохозяйственных земель целевое назначение земельных участков конкретизирует градостроительный регламент, который является составным элементом правил землепользования и застройки для угодий несельскохозяйственного назначения. Для сельхозугодий градостроительный регламент не установлен (часть 6 статьи 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации), следовательно, актуальны общие правила о целевом назначении.

Из вышесказанного вытекает необходимость отличия сельскохозяйственных земель в качестве категории земель из земельного фонда Российской Федерации и территориальной зоны сельхоз использования, которая определяется после проведения градостроительного зонирования административно-территориального образования.

Зоны сельскохозяйственного использования

В составе зон сельхоз использования могут находиться:

  1. зоны сельхозугодий (это касается пашен, сенокосов, пастбищ, залежей, земель, занятых многолетними насаждениями такими, как сады, виноградники и пр.);
  2. зоны, на которых располагаются объекты сельхозназначения, предусмотренные для ведения с/х, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельхозназначения (часть 9 статьи 35 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Для каждой подобной территориальной зоны в границах административно-территориального образования определен градостроительный регламент, который устанавливает правовой режим всех участков земли, точно также как и всего, что располагается над и под поверхностью участков земли и применяется при их застройке и дальнейшей эксплуатации объектов капстроительства (часть 1 статьи 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Правовой режим сельскохозяйственного назначения определяют уполномоченные органы публичной власти согласно федеральным законам (часть 7 статьи 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации). В первую очередь, правовой режим устанавливается Земельным Кодексом Российской Федерации, Законом, регламентирующим перевод земель из одной категории в другую, а также Законом касаемо оборота земель.

В соответствии со статьей 7 Закона, регламентирующего перевод земель из одной категории в другую, перевод земель сельхозугодий либо участков в составе данных земель из сельхозземель в иную категорию допустим в следующих случаях:

  • консервация земель;
  • создание особо защищаемых природных территорий;
  • установление либо изменение границ населенных пунктов;
  • размещение промышленных объектов на земельных участках, кадастровая стоимость которых не больше среднего уровня кадастровой стоимости по административно-территориальному образованию (городскому округу);
  • включение непригодных для реализации сельхозпроизводства земель в структуру земель лесного/водного фонда;
  • строительство дорог, ЛЭП, линий связи (включая линейно-кабельные сооружения), нефтяных проводов, газовых проводов и иных трубопроводов, ж/д линий и прочих сооружений в случае наличия утвержденного проекта рекультивации сельхозугодий и т.п.

Необходимо отметить, что приведенная статья 7 распространяет свое действие на случаи перевода сельхозугодий в иную категорию земель при том, что в структуре категории земель сельскохозяйственного назначения есть и 2-я субкатегория, которая называется несельскохозяйственные угодья.

Субкатегория сельхозугодий, которая занимает особенное положение в рамках категории земель сельхозназначения, неоднородна. Внутри нее выделяют:

Для 2-х последних видов сельхозугодий устанавливается ограниченный список оснований для их перевода в иные категории земель (статья 7 Закона, регламентирующего порядок перевода земель из одной категории в другую).

На особом правовом месте в составе земель сельхозназначения находится фонд перераспределения, создаваемый с целью перераспределения земель для сельхозпроизводства, создания и расширения КФХ, личного подсобного хозяйства, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота (пункт 1 статьи 80 Земельного Кодекса Российской Федерации). Исходя из этого нормативного определения, земельный фонд может состоять из сельскохозяйственных, так и несельскохозяйственных угодий.

Изначально этот фонд формировался согласно статье 14 Закона РСФСР от 23 ноября 1990-го г., посвященного земельной реформе, в соответствии с чем местная администрация должна создавать особый земельный фонд для дальнейшего перераспределения и наделения земельными участками граждан с целью организации крестьянских хозяйств, ведения личных подсобных хозяйств, садоводства, огородничества или животноводства. Сюда входили земли, которые использовались не по целевому назначению, неэффективно использовались, а также выбывшие из оборота либо переквалифицированные в менее ценные угодья.

В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Вводного закона с даты введения в действие Земельного Кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения включены все земли, которые находились на момент введения в действие Земельного Кодекса Российской Федерации (30 октября 2001-й г.) в образованных (согласно Указу Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991-го г. касаемо неотложных мер по реализации земельной реформы в РСФСР) фондах перераспределения земель. На сегодняшний день фонд перераспределения земель образуется за счет земельных участков сельхозназначения, которые поступают в данный фонд после приобретения Россией, субъектом Российской Федерации либо административно-территориальным образованием права собственности на участок земли по основаниям, определенным федеральными законами, кроме случаев приобретения права собственности на участок земли, изъятый для муниципальных или гос. потребностей (пункт 2 статьи 80 Земельного Кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона касаемо оборота земель земельные участки, которые находятся в фонде перераспределения земель, можно передавать гражданам и юр. лицам в аренду, а также предоставлять им в собственность на возмездной либо безвозмездной основе, когда это установлено федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Надо отметить ряд общих и особенных обязанностей правообладателей земельных участков, которые обуславливаются функцией земель сельхозназначения в качестве средства производства в с/х. К общим обязанностям относят применение земельных участков согласно целевому назначению этой категории земель и разрешенными использованием методами, которые не должны причинять ущерб природному объекту (земле), в частности, приводить к деградации, загрязнениям, захламлениям земель, отравлениям, порче и прочим отрицательным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (пункт 1 статьи 6 Закона касаемо оборота земель).

В число особенных обязанностей правообладателей участков земли, следующих из экологического законодательства, входит обеспечение плодородия земель сельхозназначения, требование в области мелиорации земель, требование в области применения пестицидов и агрохимикатов (статья 42, 43, 49 Закона, посвященного охране окружающей среды).

Правовые особенности земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения имеют особый интерес со стороны их землевладельцев и землепользователей. Поэтому подробному рассмотрению подлежат вопросы купли-продажи, аренды, приобретения права собственности, ограниченного использования, прав и обязанностей лиц, использующих данные земли.

Купля-продажа

При продаже земельного участка сельскохозяйственного назначения преимущественное право имеет высший исполнительный орган- Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (МИЗО), что обязывает продавца уведомить данный орган об осуществлении продажи земельного участка с указанием цены, размера, местоположения и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет (данный срок не должен превышать 90 дней).

При покупке земельного участка необходимо обратить внимание на соблюдение продавцом обязательного вышеперечисленного действия в отношении высшего исполнительного органа, а также на факт внесения сведений о земельном участке в ЕГРН (то есть на проведение государственного кадастрового учета) и на наличие ограничений или обременений.

Аренда и собственность

Обязательным условием аренды земельного участка является осуществление государственного кадастрового учета.

Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от 3 до 49 лет. Исключение составляют земли для сенокошения и выпаса скота, договор аренды данных участков не может превышать 3 лет. В срок до 5 лет предоставляются в аренду земли крестьянским (фермерским) хозяйствам (К(Ф)Х), сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства без проведения торгов.

Арендатор может получить преимущественное право на повторное заключение договора аренды, если им надлежащим образом исполнялись обязанности по условиям договора. Площадь земельных участков, находящихся в аренде у арендатора не ограничивается. Расторжение договора возможно как по инициативе арендатора, так и арендодателя.

Возможна передача земельного участка в собственность арендатора при условии внесения арендатором всей выкупной цены, установленной в данном договоре. При этом необходимо учесть особенности, заключающиеся в процедуре купли-продажи земельного участка.

На территории Республики Крым определены максимальные и минимальные размеры земельных участков государственной и муниципальной собственности для предоставления гражданам. Так для ведения: садоводства- от 0,06 до 0,12 га, огородничества- от 0,06 до 0,2 га, животноводства- от 0,15 до 2 га, ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) (за границами населенных пунктов)- от 0,06 до 0,5 га, ведения К(Ф)Х – от 0,5 до 200 га.

Максимальный размер общей площади земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности одного физического или юридического лица не может превышать 1000 га, а максимальный размер участков, которые могут находиться одновременно в собственности и ином праве не может превышать 10000 га.

Ограниченное использование

Для сохранения плодородия земель сельскохозяйственного назначения установлен особый контроль за их использованием. Запрещается использование сельхозземель на расстоянии 30 километров от границ населенных пунктов для несельскохозяйственных целей (кроме размещения линий электропередач). Без утверждения проекта рекультивации, предусматривающий сохранение сельскохозяйственного назначения земель запрещается на них действия, связанные со строительством, ремонтом и эксплуатацией сооружений.

Сельскохозяйственные земли, кадастровая стоимость которых превышает среднюю кадастровую стоимость по муниципальному образованию, использовать для других целей не допускается. Приоритет в использовании и охране имеют земли (угодья): пашни, пастбища, залежи, сенокосы и земли под многолетними насаждениями.

Сельскохозяйственные угодья не могут быть использованы для строительства на садовых участках и включения в границы территорий ведения садоводства для собственных нужд.

На землях сельхозназначения, расположенных в границах водоохранных зон, запрещено использование сточных вод для повышения плодородия почв, применение авиации для борьбы с вредителями, сброс сточных вод, применение и хранение агрохимикатов и пестицидов. В границах прибрежных защитных полос также запрещается распашка земель и выпас сельскохозяйственных животных.

Права и обязанности лиц, осуществляющих деятельность на землях сельскохозяйственного назначения

Лица, осуществляющие деятельность на землях сельскохозяйственного назначения, вправе проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель и получать информацию от органов исполнительной власти о состоянии плодородия почв на своих землях и динамике изменения их состояния.

Данные лица обязаны:

- осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель, а также исключающими неблагоприятное воздействие на окружающую среду;

- соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель;

- предоставлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;

- содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследования земель;

- информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель и загрязнения почв на землях, находящихся в их владении или пользовании;

- выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Что нужно знать о категориях земель: земли сельхоз назначения, садовые и жилые дома


Согласно Земельному кодексу РФ земли сельскохозяйственного назначения не предназначены для строительства жилья. Возводить на них можно сараи, бытовки и ангары, пригодные для производства и хранения продукции.

! Ведение садоводства – единственный вид разрешенного использования сельскохозяйственных земель, на котором допускается возведение садовых и жилых домов.

Это стало возможным благодаря вступлению в силу 1 января 2019 года Федерального закона №217-ФЗ " О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ". Этот закон внес ряд изменений в возможность использования садовых и огородных участков.

Помимо возможности возведения на садовых участках жилых домов, Законом 217-ФЗ также была определена возможность перевода садового дома в жилой.

На землях под ведение садоводства допускается строительство:

►садовых домов,

► жилых домов,

► хозяйственных построек,

+ допускается выращивание сельскохозяйственных культур для личного использования.

! Если ВРИ участка под ведение огородничества, то возвести на нем можно только некапитальные хоз. постройки для хранения инвентаря и урожая. Основное его предназначение – выращивание сельхоз продукции для личного пользования.

! Категория и вид разрешенного строительства всегда указываются в выписке из ЕГРН

На садовых участках допускается возведение жилых и садовых домов. В чем разница?

Жилым считается дом, предназначенный для круглогодичного проживания и соответствующийпредельным параметрам, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ.

Есть нормативные требования, единые как для жилых, так и для садовых домов:

высота дома - не более 20 метров,

этажность дома – не более 3-х этажей,

состоит из жилых комнат и бытовых помещений

не предназначен для раздела на квартиры,

соблюдены нормы и требования инсоляции, прочности конструкций и тд,

минимальный отступ от границ участка – 3 метра

Размер земельного налога

Ставка налога не зависит от категории и ВРИ земли. Земельный налог устанавливается муниципальными властями. Его размер не может превышать 0,3% (для земель ИЖС, ЛПХ, СНТ и ОНТ) и 1,5% (для сельхозземель за пределами населенных пунктов).

Имеющийся в собственности надел земли далеко не всегда можно использовать для любой деятельности. Многие угодья имеют целевое, конкретное назначение. Попробуем разобраться, на что следует обращать внимание в момент приобретения земельного участка, каким образом его можно использовать.

Земли сельхозназначения

Для эффективного контроля над особенностями использования земельных участков, все они в обязательном порядке должны быть разделены на установленные законом категории соответственно их целевому назначению.

Возможность использования земель находится в зависимости от того, какая именно категория была им присвоена. Кроме основной категории, земельному участку присваивается также определенный вид использования, который необходимо соблюдать.

Одним из видов земельных участков являются земли сельхозназначения, в состав которых входят лучшие в стране плодородные почвы.

Сельское хозяйство – это основа существования любого государства и общества. Поэтому государство выделило в отдельную категорию земли, пригодные для его ведения, и внимательно следит за правильностью использования таких участков. Право владения ими регулируют многочисленные нормативные акты.

Понятие земель сельхозназначения

Согласно Статье 77 Земельного Кодекса РФ, к данной категории относятся земли, которые располагаются за пределами какого-либо населенного пункта и предназначаются для сельскохозяйственных нужд.

Законодательно выделяются следующие категории земель сельхозназначения:

  • сельскохозяйственные;
  • несельскохозяйственные.

Хотя на первый взгляд кажется, что вышеупомянутые разновидности угодий имеют противоположное назначение, все они подчинены общей цели – обеспечению необходимых для сельскохозяйственного производства условий. Все действия, которые можно выполнять с этими угодьями, регламентирует Закон об обороте земель сельхозназначения.

Земли сельхозназначения: виды разрешенного использования

Понятие земель Сельхозназначения

Существуют следующие виды использования земель с/х назначения:

  • участки, занятые дорогами (с полосами отчуждения);
  • участки под хозяйственные строения;
  • земли с защищающими поля лесополосами и лесные участки другого предназначения);
  • пастбища;
  • сенокосы;
  • пашни;
  • залежные земли;
  • сады.

Собственник либо арендатор таких земель заниматься выращиванием продукции на них лишь для своих личных нужд, не реализуя полученный урожай гражданам либо предприятиям на коммерческой основе (разрешено огородничество, садово-дачное хозяйство, личное хозяйство). Можно посадить сад или сделать виноградник, устроить пастбище либо пашню, организовать пасеку.

Разрешено создание рыбного хозяйства, разведение птицы, домашних животных. Можно построить жилое помещение для отдыха (без прописки) – капитальный дом, временные постройки, объекты сельскохозяйственной инфраструктуры. Также разрешается возведение трубопроводов, линий электропередач, автострад, инженерных сетей и коммуникаций. Возможна и организация защитных насаждений (живая изгородь, лесополоса).

Залежными земли могут становиться специально (например, для повышения плодородия почвы) либо вынужденно (из-за эрозии почвы, длительного ее загрязнения, техногенной либо природной катастрофы).

Можно ли строить дом на землях сельхозназначения

Что можно строить на этих землях? В состав земель сельхозназначения входят участки и угодья, выделенные под сооружение водных объектов, защитных лесополос и возведение зданий и сооружений для изготовления, хранения и переработки различной с/х продукции. Их можно использовать для нужд фермерских, крестьянских, охотничьих и подсобных хозяйств.

Статья 78 гласит, что целенаправленное ИЖС на таких землях не ведется, однако можно быть выдано разрешение на дачный дом, сад, огород и пр.

Перед тем, как начинать строиться на таких землях, важно изучить их предназначение. Возможность для застройки предоставляется в тех случаях, если угодья предоставлены для возведения индивидуальных помещений (садоводческих домиков и дач) и ведения личного хозяйства. Чтобы использовать с/х земли для возведения жилых домов, заинтересованные лица имеют возможность объединятся в соответствующие сообщества.

Условия законного строительства зданий на с/х землях:

  1. Строение должно использоваться для личного проживания. Строить многоквартирный дом либо отель нельзя.
  2. Возведение строений возможно только на площадях садоводческих сообществ.
  3. Дом может иметь не более трех этажей.

Жилые дома на таких площадях строятся очень часто. Их широко используют для массовой застройки. Но перед покупкой дома на такой территории необходимо тщательно изучить документы на него и убедиться, что условия целевого использования не были нарушены предыдущим владельцем участка.

Просто так построить торговую точку или многоэтажный дом на таком земельном участке нельзя. Для этого необходимо разрешение с обоснованием. Изменение категории земель может понадобиться при необходимости возведения многоквартирного жилого дома, магазина, производственного предприятия, строительства дороги, организации заповедной зоны и т.д.

Перевод земель сельхозназначения в другую категорию

Перевод земель сельхозназначения в другую категорию является довольно продолжительной процедурой. Все сроки и условия такого перевода четко оговорены в современном законодательстве. Законодательство также содержит перечень справок и документов, необходимых для осуществления данного процесса. Если заявитель получает отказ, он имеет право подать в определенный срок повторное ходатайство.

Перевод земель сельхозназначения в земли населенных пунктов может быть начат собственником участка, местными управляющими органами, правообладателем находящейся на спорном участке постройки, а также другими заинтересованными лицами.

Как перевести земли сельхозназначения под ИЖС? Чтобы сделать это, заинтересованное в переводе лицо должно сначала написать соответствующее ходатайство и лично передать его в исполнительный орган власти либо в местные управляющие органы, которые наделены полномочиями решения подобных вопросов. При желании, пакет документов с личной подписью заявителя может быть выслан им заказным письмом по почте.

В заявлении должен быть указан:

  • официально присвоенный кадастровый номер участка;
  • обе категории (установленная и та, в которую необходимо перевести);
  • обоснование смены категории;
  • полномочия на землю.

После того, как исполнительные органы рассмотрят поданное заявление, они выдают заявителю заключительный акт с подтверждением смены либо отказом удовлетворить просьбу. Выданное решение о переводе участка в ЛПХ, ИЖС или в дачное строительство должно содержать следующие сведения:

  • аргументацию;
  • описание места;
  • границы и площадь участка земли;
  • кадастровый номер.

Субъектами РФ ходатайство о переводе может рассматриваться до двух месяцев с даты его поступления, а правительством – до трех месяцев. После принятия решения соответствующий акт в двухнедельный срок отправляется заявителю.

Налог на землю сельхозназначения

Лица, владеющие землей с/х назначения, обязаны платить налог на нее. Своевременная оплата налога позволяет землевладельцу избежать начисления штрафов.

Налоги на земли сельхозназначения

Размер налога зависит от назначения земельного участка и способа его использования. Собственниками земли с/х назначения признаются все ее владельцы – физические и юридические. Налог на земельные участки сельхозназначения в 2019 году высчитывается с коэффициентом 0,3%. Данная ставка предусмотрена лишь для сельскохозяйственных объектов. Для остальных групп размер ставки составляет полтора процента.

Пониженный налог применяется только при соблюдении следующих условий:

  • участок располагается вне какого-либо населенного пункта (к примеру, дача может находиться в черте города, а сельскохозяйственные земли всегда находятся за ее пределами);
  • земельный надел используют по прямому назначению – для осуществления с/х деятельности.

Если участок выкупается для последующей перепродажи, пониженная ставка применена не будет. Она составит полтора процента. То же самое произойдет и при использовании объекта не по назначению. В случае исправления нарушения, возможен пересмотр размера ставки.

Пониженная процентная ставка применяется:

  • к участкам для ведения сада и огорода;
  • к сельскохозяйственным угодьям;
  • к объектам, используемым для государственных нужд и т.д.

Также 0,3-процентным налогом облагаются участки, на которых ведется индивидуальное хозяйство. К остальным объектам применяется полуторапроцентная ставка.

При подсчете налога учитывают следующие показатели:

  • площадь участка;
  • цена за 1 м2 от кадастровой стоимости;
  • коэффициент 0,3%.

Подсчитать размер налога можно самостоятельно либо с помощью специального онлайн-калькулятора. Физические лица могут самостоятельно ничего не подсчитывать. Все подсчеты выполняет налоговая инспекция. Налоговики высчитывают точную сумму, формируют квитанцию с реквизитами и направляют ее собственнику по почте для оплаты.

От уплаты налога освобождены коренные народы Севера, Дальнего Востока и Сибири. Льготы имеются у инвалидов, ветеранов Великой Отечественной, участников боевых действий, ликвидаторов аварии на ЧАЭС и некоторых других категорий граждан. Для получения льготы в налоговую инспекцию следует подать соответствующее заявление.

Из всех существующих категорий земель: земли запаса, земли населенных пунктов, земли промышленности и т.п., только земли сельскохозяйственного назначения непосредственно используются для выращивания сельскохозяйственной продукции, являясь незаменимым средством ее производства.

Земли сельхозназначения по праву считаются стратегическим объектом жизнедеятельности, основой экономического и экологического благополучия страны, каждого региона и муниципалитета в отдельности. Земли сельскохозяйственного назначения занимают около четверти всей территории Российской Федерации.

Виды использования земель сельскохозяйственного назначения ─ пашня (на нее приходится основная часть сельскохозяйственных угодий), пастбища, сенокосы, пруды для разведения рыбы и т.д.

От их состояния и продуктивности зависит продовольственная безопасность государства. На земле работает немалая часть населения страны, сельские жители составляют четверть россиян.

Плодородие земель сельскохозяйственного назначения представляет собой способность грунта удовлетворять потребности культурных растений.

Для поддержания надлежащего качества почвы, должны проводится мелиоративные мероприятия собственниками земель в процессе осуществления их деятельности.

При не использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, как юридическими лицами, так и гражданами, то есть допущении зарастания земельных участков древесно-кустарниковой и сорной травянистой, а так же при нарушении плодородного слоя почвы (произведенного без разрешения уполномоченного органа), как юридические лица, так и граждане привлекаются к административной ответственности. Длительное не использование земель сельскохозяйственного назначения, может привести к изъятию (конфискации) земель у собственника.

Земли сельскохозяйственного назначения могут сокращаться не только в силу воздействия неблагоприятных факторов естественного или антропогенного происхождения, но и в следствии перевода земель в другие категории.

Перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях. Вот некоторые из них:

  • консервация земель;
  • создание особо охраняемых природных территорий или отнесение земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
  • изменение черты населенных пунктов;
  • размещение промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу);
  • включение непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или запаса.

В случае изменения категории земельного участка, собственнику земельного участка необходимо обратиться в Единый государственный реестр недвижимости, сообщить о новом статусе земельного участка и в дальнейшем оплачивать земельный налог в соответствии с новой категорией земельного участка.

При не предоставлении сведений об изменении статуса земельного участка в Единый государственный реестр недвижимости, земельный участок продолжает являться землей сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства.

Если на территории, относящейся к данной категории, не осуществляется деятельность, связанная с сельскохозяйственным производством на протяжении установленного указанным законом срока, предусматривается административная ответственность:

  • ч. 2 . ст.8.7 КоАП РФ – невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель для граждан от 20 до 50 тыс. руб., для должностных лиц от 50 до 100 тыс. руб., для юридических лиц от 400 до 700 тыс. руб.

При проведении работ на участке сельскохозяйственного назначения связанных со строительством, и как следствие, нарушении плодородного слоя почвы предусматривается административная ответственность в размере:

  • ч.1 ст.8.6 КоАП РФ – самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы для граждан от 1 до 3 тыс. руб., для должностных лиц от 5 до 10 тыс. руб., для юридических лиц от 30 до 50 тыс. руб. плюс возмещение нанесённого ущерба;
  • ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ – уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления для граждан от 3 до 5 тыс. руб., для должностных лиц от 10 до 30 тыс. руб., для юридических лиц от 40 до 80 тыс. руб. плюс возмещение нанесённого ущерба.

Обращаем внимание землепользователей: земли сельхозназначения являются особо ценными естественными ресурсами государства.

В настоящее время особую актуальность приобрел вопрос о рациональном использовании территорий, отведенных для осуществления с/х производства и прочей деятельности с ним связанной. Необходимо учитывать, что земля, как и прочие природные ресурсы, присутствуют в ограниченном количестве. Вместе с этим, она выступает как основной источник продуктов питания населения. Для сохранения и обеспечения восстановления продуктивности почвы должны выполняться соответствующие мероприятия. Однако выполнять их необходимо рационально и грамотно.

Читайте также: