Описание вишневого сада в авторских ремарках

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Особенность такого жанра как пьеса предполагает возможность наличия акцентировать внимание читателя таким образом, чтобы произвести наиболее яркое ощущение от той или иной сцены. В театре все эти авторские дополнения воплощаются и интерпретируются, однако, на бумаге текст имеет другую цель. Автор с помощью ремарок может получить дополнительный эффект.

В пьесе Вишневый сад Чехов довольно активно использует ремарки, как для того чтобы указывать на перемену настроения героев и также для того чтобы давать описание сценам и ситуации в целом. Конечно, одной из характерных деталей в этом смысле является контраст между первой и заключительной сценой. Пьеса начинается в обжитом и действующем имении Раневской, в итоговой сцене имение опустело оно становится домом без наполнения.

Помимо этого следует выделить некоторые другие детали, которые использует автор. К примеру, он говорит про детскую, которая до сих пор остается, как4 минимум, названием детской. Таким образом Чехов указывает на отсутствие перемен, а также инфантильность жильцов этого дома, в каком-то смысле они сами дети (в частности Гаев, Раневская – взрослые дети, которые заигрались и не заметили как пришли Лопахины и забрали их сад) а в каком-то смысле они просто слишком и по-глупому консервативны, нужно меняться, дети выросли и пора преобразовать детскую в нечто иное.

Конечно, если бы окна были не завешены и открыты, то жильцы могли бы понять эти факты, однако, окна закрыты и этот факт также является символом. Помещики живут в собственном мире, не собираются открывать свой мир для других, но мир не собирается с этим соглашаться. За пределами дома с закрытыми окнами ходят опасные звери, люди нового времени, такие как Лопахин, которые вот-вот вторгнутся в этот закрытый мир, для того чтобы переиначить все по-своему.

Также интересна разница между первым и вторым действием, которые предваряют рассвет и закат, соответственно. Помимо этого во втором действии возникает образ города, виднеющегося из усадьбы. Вполне очевидным является намек на город, который вытеснит сад, тут город не просто антитеза сельской жизни, но образ горожанина и его моральных ценностей, урбанизация и цивилизация, которая приходит на смену прежнему времени, безусловно, технический прогресс многое сделает для гибели помещиков как класса и Чехов чувствовал.

Роль авторских ремарок в пьесе Вишневый сад

Несколько интересных сочинений

Основным персонажем произведения является вобла, представленная писателем в образе вычищенной, выветренной, вывяленной рыбы, лишенной из-за этого процесса разумной нормальной мыслительной деятельности, проявления каких-либо чувств, в том числе и совести.

Умение видеть и различать цвета одно из самых уникальных в мире, только человеческих глаз обладает подобными характеристиками. Для того чтоб узреть красоту природы достаточно просто открыть свой взор и оглядеться.

Тему отношений между поколениями, в частности между родителями и детьми, можно смело назвать вечной. Она актуальна во все времена, во все исторические эпохи. Этот вопрос философский, над которым можно рассуждать и спорить бесконечно.

Я даже не могу точно сказать, какое занятие в школе моё любимое… Но всё-таки мне нравится информатика. Она менее не любимая. Я очень люблю играть в компьютерные игры, это так. Хотя мама говорит, что это не очень хорошо!

Главными героями баллады являются мужчина и его сын. Сюжет же данного произведения был взят из одной легенды.

(345 слов) Ремарки в пьесах играют решающую роль. Именно в них содержатся подсказки, которые помогают читателю понять замысел автора. На сцене же ремарки показываются с помощью жестов и декораций, поэтому зритель не заостряет на них внимание и часто не понимает скрытый смысл пьесы. А между тем в авторских пояснениях содержится важная информация, необходимая для понимания произведения.

Второе действие начинается с ремарки, из которой мы узнаем, что недалеко от сада виднеется большой город. Новое время стоит уже на пороге и готово разделаться с прошлым. Время вишневого сада уходит. Если в первом действии был описан восход солнца, то здесь уже закат. Закат прекрасной эпохи. Усадьба скоро будет выставлена на торги за долги.

Автор: Светлана Медведева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Особенность такого жанра как пьеса предполагает возможность наличия акцентировать внимание читателя таким образом, чтобы произвести наиболее яркое ощущение от той или иной сцены. В театре все эти авторские дополнения воплощаются и интерпретируются, однако, на бумаге текст имеет другую цель. Автор с помощью ремарок может получить дополнительный эффект.

В пьесе Вишневый сад Чехов довольно активно использует ремарки, как для того чтобы указывать на перемену настроения героев и также для того чтобы давать описание сценам и ситуации в целом. Конечно, одной из характерных деталей в этом смысле является контраст между первой и заключительной сценой. Пьеса начинается в обжитом и действующем имении Раневской, в итоговой сцене имение опустело оно становится домом без наполнения.

Помимо этого следует выделить некоторые другие детали, которые использует автор. К примеру, он говорит про детскую, которая до сих пор остается, как4 минимум, названием детской. Таким образом Чехов указывает на отсутствие перемен, а также инфантильность жильцов этого дома, в каком-то смысле они сами дети (в частности Гаев, Раневская – взрослые дети, которые заигрались и не заметили как пришли Лопахины и забрали их сад) а в каком-то смысле они просто слишком и по-глупому консервативны, нужно меняться, дети выросли и пора преобразовать детскую в нечто иное.

Конечно, если бы окна были не завешены и открыты, то жильцы могли бы понять эти факты, однако, окна закрыты и этот факт также является символом. Помещики живут в собственном мире, не собираются открывать свой мир для других, но мир не собирается с этим соглашаться. За пределами дома с закрытыми окнами ходят опасные звери, люди нового времени, такие как Лопахин, которые вот-вот вторгнутся в этот закрытый мир, для того чтобы переиначить все по-своему.

Также интересна разница между первым и вторым действием, которые предваряют рассвет и закат, соответственно. Помимо этого во втором действии возникает образ города, виднеющегося из усадьбы. Вполне очевидным является намек на город, который вытеснит сад, тут город не просто антитеза сельской жизни, но образ горожанина и его моральных ценностей, урбанизация и цивилизация, которая приходит на смену прежнему времени, безусловно, технический прогресс многое сделает для гибели помещиков как класса и Чехов чувствовал.

Другие сочинения: ← Прошлое, настоящее, будущее России в пьесе Вишнёвый сад↑ Чехов А.П.Тема одиночества в рассказе Тоска →

Несколько интересных сочинений

Одна из самых знаменитых пьес А.П. Чехова была написана им незадолго до смерти. Автор был рад, что успел закончить её, и сам определил жанр – комедия, несмотря на то, что сюжет в пьесе можно назвать трагическим. По крайней мере, чувства героев в ней часто противоречивы, многие из них ощущают себя несчастными.

Они пребывают в своём внутреннем процессе, своём мире, из которого не способны услышать других. И именно для того, чтобы лучше понять логику их внутреннего мира, их настоящие чувства Чехов оставляет ремарки.

В прозаическом тексте есть полотно – это описание. Из него можно понять, как герой выглядит, что чувствует. В пьесе задача художника – передать всё это не словами, а диалогами героев. Но при этом передать так, чтобы не только читателю было всё понятно, но и актёру, которому предстоит это сыграть. Для этого он и использует ремарки.

Основное событие пьесы — покупка вишневого сада. Все проблемы, переживания героев строятся именно вокруг этого. Все мысли, воспоминания связаны с ним. Именно вишневый сад является центральным образом пьесы.

1. Новаторство Чехова-драматурга

Известно, что акцентуации стиля и смысла всегда несут значительный драматический заряд, особенно если пьеса на злободневную тему задумана автором не только для постановки, но и для прочтения. Этому же ряду принадлежат звучные, насыщенные смыслом имена и фамилии героев. В драматических произведениях второй половины XIX века ремарки широко применялись для описания деталей была, нюансов психологии и усиления динамизма сюжета. Особенно это заметно в пьесах А.П. Чехова.

А. Чехов стал основоположником нового жанра, в котором трагическое и комическое не просто существует в неразрывном единстве, но взаимно обусловливают и обостряют друг друга. Акцент на одной из сторон (неважно — комической или трагической) полностью разрушает жанровую структуру его пьес, переводя их в совершенно иную плоскость.

Современникам пьесы Чехова казались необычными. Они резко отличались от привычных драматических форм. В них не было казавшихся необходимыми завязки, кульминации и, строго говоря, драматического действия как такового. Сам Чехов писал о своих пьесах: “Люди только обедают, носят пиджаки, а в это время решаются их судьбы, разбиваются их жизни”. В чеховских пьесах есть подтекст, который приобретает особую художественную значимость. Как же передается читателю, зрителю этот подтекст? Прежде всего с помощью авторских ремарок. Такое усиление значения ремарок, расчет на прочтение пьесы приводят к тому, что в пьесах Чехова происходит сближение эпического и драматического начал. Даже место, где происходит действие, имеет порой символическое значение. “Вишневый сад” открывается выразительной и пространной ремаркой, в которой мы находим и следующее замечание: “Комната, которая до сих пор называется детскою”. Сценически эту ремарку воплотить невозможно, да она и не рассчитана на сценическое воплощение и служит не указанием постановщику пьесы, а сама по себе имеет художественный смысл. У читателя, именно у читателя, сразу возникает ощущение, что время в этом доме застыло, задержалось в прошлом. Герои выросли, а комната в старом доме — все еще “детская”. На сцене это можно передать только путем создания особой атмосферы, особого настроения, атмосферы, которая сопровождала бы все действие, создавая своеобразный смысловой фон. Это тем более важно, что в дальнейшем в пьесе несколько раз возникнет уже драматический мотив уходящего, ускользающего времени, которое оставляет героев за бортом. Раневская обращается к своей детской, к своему саду. Для нее этот дом, этот сад — ее драгоценное, чистое прошлое, ей чудится, что по саду идет ее покойная мама. Но Чехову важно показать невозможность возврата к счастливому прошлому, и действие четвертого акта пьесы происходит в той же детской, где теперь сняты занавески на окнах, картины со стен, мебель составлена в один угол, а посреди комнаты лежат чемоданы. Герои уезжают, и образ прошлого исчезает, не претворившись в настоящее.

Такие разговоры показывают своеобразие отношений между героями пьесы, вообще своеобразие чеховских образов. На мой взгляд, каждый персонаж “Вишневого сада” живет в своем замкнутом мире, в своей системе ценностей, и именно их несовпадение друг с другом и выходит на первый план в пьесе, подчеркивается автором.

То, что Любовь Андреевна, которой угрожает продажа ее имения с торгов, раздает деньги первому встречному, призвано ли у Чехова только продемонстрировать ее расточительность как черту характера взбалмошной барыньки или свидетельствовать о моральной правоте экономной Вари? С точки зрения Вари — да; с точки зрения Раневской — нет. А с точки зрения автора — это вообще свидетельство отсутствия возможности у людей понять друг друга. Любовь Андреевна вовсе не стремится быть хорошей хозяйкой, во всяком случае Чехов этого стремления не изображает и за отсутствие его героиню не осуждает. Он вообще говорит о другом, что лежит за пределами хозяйственной практики и к ней не имеет никакого отношения. Так и советы Лопахина, умные и практичные, неприемлемы для Раневской. Прав ли Лопахин? Безусловно. Но права по-своему и Любовь Андреевна. Прав ли Петя Трофимов, когда он говорит Раневской, что ее парижский любовник — негодяй? Прав, но для нее его слова не имеют никакого смысла. И Чехов вовсе не ставит себе целью создать образ упрямой и своевольной женщины, не прислушивающейся ни к чьим советам и губящей собственный дом и семью. Для этого образ Раневской слишком поэтичен и обаятелен. Видимо, причины разногласий между людьми лежат в пьесах Чехова вовсе не в области практической, а в какой-то другой сфере.

Смена тематики разговоров в пьесе тоже могла вызывать недоумение. Кажется, что никакой логической связи между сменяющими друг друга беседующими группами нет. Так, во втором акте на смену беседующим о смысле жизни Раневской Гаеву и Лопахину приходят Петя и Аня, люди далекие от того, что заботит старших, волнует их. Такая “мозаичность” сцен обусловлена своеобразием системы образов и драматургического конфликта у Чехова. Собственно говоря, драматургический конфликт в привычном смысле в пьесах Чехова отсутствовал, действие не строилось на противоборстве персонажей, да и персонажи перестали делиться на “хороших” и “плохих”, “положительных” и “отрицательных”. В “Вишневом саде” разве только Яша выписан явно иронически, остальные же никак не укладываются в традиционные категории отрицательных персонажей. Скорее, каждый герой по-своему несчастен, даже Симеонов-Пищик, но и те персонажи, на стороне которых авторская симпатия, все равно не выглядят однозначно “положительными”. Неподдельно грустно звучит обращение Раневской к ее детской комнате, подняться до подлинно трагического звучания Чехов ему не дает, нейтрализуя трагическое начало комическим обращением Гаева к шкафу. Сам Гаев и смешон в своих напыщенных и нелепых монологах, но в то же время и искренне трогателен в бесплодных попытках спасти вишневый сад. То же — “смешон и трогателен” — можно сказать и о Пете Трофимове.

Здесь мы подходим к символике “Вишневого сада”. Если Епиходов — собирательный образ, символ поступков каждого персонажа, то общий символ пьесы — уходящая в прошлое, ломающаяся жизнь и неспособность людей изменить это. Потому так символична комната, которая “до сих пор называется детскою”. Символичны даже некоторые персонажи, Шарлотта, например, которая не знает своего прошлого и боится будущего, символична среди людей, теряющих свое место в жизни. Люди не в силах переломить ее ход в свою пользу, даже в мелочах. В этом и заключается основной пафос пьесы: конфликт между героями и жизнью, разбивающей их планы, ломающей их судьбы. Но в событиях, которые происходят на глазах у зрителей, это не выражено в борьбе против какого-либо злоумышленника, поставившего себе целью погубить обитателей имения. Поэтому конфликт пьесы уходит в подтекст.

Все попытки спасти имение оказались тщетными. В четвертый акт Чехов вводит звук топора, стучащего по дереву. Вишневый сад, центральный образ пьесы, вырастает до всеобъемлющего символа, выражающего неизбежную гибель уходящей, распадающейся жизни. Все герои пьесы виноваты в этом, хотя все они искренни в своем стремлении к лучшему. Но намерения и результаты расходятся, а горечь происходящего в состоянии подавить даже радостное чувство Лопахина, оказавшегося в борьбе, к победе в которой он не стремился. И лишь один Фирс остался до конца преданным той жизни, и именно поэтому он оказался забытым в заколоченном доме, несмотря на все заботы Раневской, Вари, Ани, Яши. Вина героев перед ним — это тоже символ всеобщей вины за гибель прекрасного, что было в уходящей жизни. Словами Фирса пьеса заканчивается, а дальше слышен только звук лопнувшей струны да стук топора, вырубающего вишневый сад.

Мейерхольд причислял Чехова к символистам и считал, что его пьесы должны быть инсценированы не „реалистически” (как в Художественном театре), а „символически”. И в известном отношении он был прав. Он, может быть, понял Чехова глубже, чем сам Чехов понимал себя. У каждого художественного произведения, как у каждого человека, имеются мелкие, незначительные на поверхностный взгляд, на самом же деле особые характеристические черточки, „родимые пятна”, и совпадения в этом отношении свидетельствуют о многом кое-чем. В Вишневом саде есть дважды повторяющаяся авторская ремарка:

„Все сидят, задумались. Тишина. Слышно только, как тихо бормочет Фирс. Вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный”. (II действие).

Ср. в конце пьесы: „Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный”.

Очевидно, Блок нашел в этой ремарке свое, использовав ее в Песне Судьбы:

„В эту минуту доносится с равнины какой-то звук — нежный, мягкий, музыкальный: точно ворон каркнул или кто-то тронул натянутую струну”.

Приведем еще одну параллель — Три года:

„(…) Ярцев поехал дальше к себе (…). Он дремал, покачивался и все думал о пьесе. Вдруг он вообразил страшный шум, лязганье, крики на каком-то непонятном, точно бы калмыцком языке; и какая-то деревня, вся охваченная пламенем, и соседние леса, покрытые инеем и нежно-розовые от пожара, видны далеко кругом (…); какие-то дикие люди, конные и пешие, носятся по деревне, их лошади и они сами так же багровы, как зарево на небе.

— Это половцы, — думает Ярцев.

Один из них — старый, страшный, с окровавленным лицом, весь обожженный — привязывает к седлу молодую девушку с белым русским лицом. Старик о чем-то неистово кричит, а девушка смотрит печально, умно…”

В своих рассказах Чехов приходит к герою и к читателю на помощь: он „вспоминает”, размышляет вместе с ними и за них, он сочетает свой „жанр” со своим „пейзажем” в одно целое; они, эти персонажи его, здесь не что иное, как символы, как элементы одного поэтического образа. На сцене как-никак они вынуждаются к известной самостоятельности — и вот оказывается, что в этом они беспомощны: они — все те же пациенты, а не агенты, не действующие лица.

Комната, которая до сих пор называется детскою (…) Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май (…), но в саду холодно, утренник” (I действие). „Поле. Старая, покривившаяся, давно заброшенная часовенка (…), большие камни, когда-то бывшие, по-видимому, могильными плитами (…). Вдали ряд телеграфных столбов, и далеко-далеко на горизонте неясно обозначается большой город, который бывает виден только в очень хорошую, ясную погоду” (II действие). Или об Ане: „Спокойное настроение вернулось к ней (…)”.

Чехов иной раз словно забывает, что то, что он пишет, предназначается для сцены. Недаром же некоторые современные ему критики отмечали, что его пьесы годятся скорее для чтения, нежели для спектакля. Вычеркнем все эти ремарки, и впечатление от целого ослабеет.

чехов драматург ремарка пьеса

Смысл творчества Чехова, его художественный метод и многие произведения оказались загадками, не разгаданными его современниками. Еще при жизни Чехова критики, не осознавая всей новизны чеховского творчества, пытались отнести его то к натурализму, то к символизму, то к импрессионизму. В его адрес высказывались разнообразные упреки. Причина слепоты современников Чехова была именно в его новаторстве.

Мастерство Чехова-писателя явилось результатом и в известной степени художественным итогом развития русской реалистической литературе XIX века. Чехов вобрал, впитал в себя и по-своему претворил в жанре короткого рассказа идейно-художественные достижения русского социально-психологического романа.

Творчество Чехова завершает русскую классическую литературу 19 века и вместе с тем оно тесно связано с дальнейшим развитием литературы. Его творчество оказало огромное влияние на русскую и мировую литературу.

1. Гульченко В. Чехов и XX век: Специальный выпуск //ПС:Искусство.-1998.-N19.

3. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П.Чехова: Очерк. — М.: Дет.лит., 1992

* Фирс (подходит к двери и трогает за ручку.)
* Заперто. Уехали.
* (Садится на диван.)
* Про меня забыли…

Материалы из новой книги “На полях школьной программы” любезно предоставлены автором

В.Е. Пугач
канд. педагогических наук, доцент
СПбГУ

Конец II действия, разговор Пети Трофимова и Ани в саду.

Трофимов . Да, погода удивительная.
Аня . Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде. Я любила его так нежно, мне казалось, на земле нет лучше места, как наш сад.

Реплики о погоде в разговор тоже попали не случайно. Обычно разговор о погоде возникает тогда, когда нечего сказать, и представляет собой разновидность пошлости, которую Чехов так не жаловал. Но у Ани и Трофимова эти реплики разной природы. Полная неясных, но значимых переживаний Аня просто захлебывается восторгом – и от Петиных откровений, и от природы. Вспоминается даже Наташа Ростова, так мало умеющая сказать, но так много чувствующая и понимающая. Правда, что-то подсказывает, что Наташа едва ли обманулась бы фразами Пети, разве что пожалела бы его как убогого. Что касается Трофимова, то он тоже увлечен, но увлечен собственным красноречием; Аня не скрывает, как действуют на нее реплики Пети, и он, упиваясь своим влиянием на нее (настоящий Рудин в худших проявлениях), красоты природы не замечает. Вяло соглашаясь с Аней, он не понимает, что она восхищается не погодой, а природой – и то, что было высоким поэтическим восторгом, переводится им в обычную пустую фразу. Природа же для него нечто вполне литературное, отвлеченное, что и демонстрирует следующая реплика.

Трофимов . Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест.

Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов… Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней… Мы отстали по крайней мере лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом. Поймите это, Аня.

Аня . Дом, в котором мы живем, давно уже не наш дом, и я уйду, даю вам слово.
Трофимов . Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны, как ветер.
Аня ( в восторге ). Как хорошо вы сказали!

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Позднякова Елена Александровна

В статье рассматриваются семантические и функциональные значения ремарки в драмах Чехова.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Позднякова Елена Александровна

The stage direction in the plays by A.P. Chekhov

The semantic and functional sense of the stage direction in Chekhovs dramas is considered in this article.

Пути небесные. – М.: Издательский Совет Русской Православной церкви; Изд-во ДАРЪ, 2005. – С. 3540; 45-50.

4 Автор видоизменяет известный термин

О.Б. Кормана, экстраполируя его содержание на литературные явления рубежа XIX-XX вв.

5 См.: Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи. Разновидности. Образы. Техника. Бизнес. – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Политиздат, 1985. – С. 115-120.

Позднякова Елена Александровна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

РЕМАРКА В ПЬЕСАХ А.П. ЧЕХОВА

В статье рассматриваются семантические и функциональные значения ремарки в драмах Чехова.

Ключевые слова: ремарка, авторская позиция, психологизм.

Вообще все чеховские ремарки условно можно разделить на три функциональные группы: ремарки, выражающие авторскую позицию, ремарки, создающие атмосферу, настрой отдельного эпизода и, наконец, ремарки, раскрывающие внутренний мир персонажей.

Часто создаётся впечатление, что некоторые ремарки рассчитаны непосредственно на самих дей-

© Позднякова Е.А., 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013

II и в последнем действии), тихая музыка (в III действии), стук топора (в последнем). С их помощью драматург создаёт полноценные пейзажи, рисует обстановку, среду, передаёт атмосферу действия. Все это работает на повествовательность. «Поле. Старая, покривившаяся, давно заброшенная часовенка, возле нее колодец, большие камни, когда-то бывшие, по-видимому, могильными плитами, и старая скамья. Видна дорога в усадьбу Г аева.

В пьесах Чехова ремарки не просто указывают на место действия, обстановку, – они создают картину, образ и, более того, эмоциональный тон про-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013

Подводя итог, можно сказать, что значительный вклад в повествовательность чеховской драмы вносит именно ремарка, ставшая семантически и функционально самостоятельным элементом пьесы.

1. Берковский Н.Я. Чехов, повествователь и драматург // А.П. Чехов: pro et contra. Т. 2. – СПб.: РХГА, 2010. – С. 930-973.

2. Бицилли П.М. Творчество Чехова. Опыт стилистического анализа // А.П. Чехов: pro et contra. Т. 2. – СПб.: РХГА, 2010. – C. 522-692.

4. Станиславский К.С. Собр. соч.: в 8 т. Т. 1. -М.: Искусство, 1954. – 515 с.

5.ТургеневИ.С. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. Т. 8. – М.: Наука, 1981. – 560 с.

6. Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. Т. 11. – М.: Наука, 1978. – 720 с.

7. Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. Т. 13. – М.: Наука, 1978. – 520 с.

Символика звука в пьесе А.П. Чехова “Вишневый сад”

Разделы: Литература

Скрип сапог Епиходова отражает, с одной стороны, его внутреннею скованность, а с другой – претензию на свою значимость.

Нужно сказать, что музыкальными звуками и шумовыми эффектами третий акт богат.

Принято считать, что звук лопнувшей струны символизирует грядущую гибель вишневого сада, прощание героев с прошлым, которое уходит безвозвратно.

И ещё один звуковой символ – стук топора по дереву, который также повторяется дважды в четвертом акте пьесы.

Первый раз этот стук раздается в самом начале акта, как бы подчеркивая решительность, деловую хватку Лопахина.

Однако философская глубина чеховского подтекста, если вспомнить высказывание о звуке лопнувшей струны Б.В. Катаева, позволяет предположить, что этот звук и стук топора по дереву в финале пьесы имеют более глубокую трактовку. Они свидетельствуют о конфликте поколений, о трагедии непонимания людей друг другом, об отсутствии в жизни гармонии и любви, о бесприютности и отсутствии корней, привязывающих человека к дому, к родине, к памяти предков.

1,9. Катаев В.Б. Перечитывая классику. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. Издательство Московского университета. 2002.

Новаторство А.П.Чехова (драматургия)

Пьесы, написанные А.П.Чеховым, становились событием для его современников, даже те, кто не признавал мастерства драматурга, улавливали новое в построении его произведений. Современники принимали или не принимали его пьес. Но отрицать их новаторство не могли.

Новаторство драматургии Чехова

Новаторские приемы, который использовал драматург в своих пьесах, позволили вывести его пьесы в ряд уникальных творческих достижений автора и ценного приращения для всего отечественного театра.

Новый тип названия

Обозначение в заглавии конкретного понятия подводит зрителя или читателя к обобщенному восприятию картин жизни в пьесе.

Новая образная система

Образ Пети Трофимова, с одной стороны, выполняет функцию декламатора идей (именно он говорит Ане, чем вызвана трагедия их жизни:

с другой стороны, это образ не прямого рупора авторского восприятия жизни: Петя Трофимов — такой же недотепа, как и все остальные персонажи пьесы, он не знает практической жизни, заявляя, что он знает, как построить новую жизнь, Петя не умеет практические жить сам.

Новый вид конфликта

Еще одно достижение Чехова-драматурга, которого не знала классическая драматургия, — отсутствие внешнего конфликта.

Основа конфликта — судьба вишневого сада — задана уже в первом действии, но этот конфликт не проявляется

  • ни в столкновении героев (например, ни Раневская, ни Гаев не чувствуют вражды к Лопахину, купившему вишневый сад, да и сам Лопахин просит у Раневской прощения:
  • ни в самом развитии действия ( продажа вишневого сада происходит за сценой, герои ощущают это не как трагедию, а испытывают даже чувство облегчения).

Чехов показывает конфликт внутри каждого человека, конфликт судьбы и жизни. К концу пьесу все нарастает и нарастает чувство одиночества каждого из героев, неустроенности жизни, и ожидания перемен

В этом смысле пьесы Чехова представляют

Новизна жанрового решения пьесы, появление подтекста

Новаторская драматургия Чехова стала достояние всего человечества, отражение эмоционального состояния человека в его повседневной жизни — тот новый путь, который показал драматург в начале ХХ века.

Читайте также: