Описание вишневого сада цитаты

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 19.09.2024

Если против какой-нибудь болезни предлагается очень много средств, то это значит, что болезнь неизлечима.

И что ж тут скрывать или молчать, я люблю его, это ясно. Люблю, люблю… Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу.

Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом.

Вот оно, счастье, вот оно идет, подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!

Епиходов. Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направления, чего мне собственно хочется, жить мне или застрелиться, собственно говоря, но тем не менее я всегда ношу при себе револьвер. Вот он… (Показывает револьвер.)

Вам не пьесы смотреть, а смотреть бы почаще на самих себя. Как вы все серо живете, как много говорите ненужного.

Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна, и все палкой. В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья.


Полное имя героя — Леонид Андреевич Гаев:
«. Гаев Леонид Андреевич. «

Гаев — брат Раневской:
«. Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской. «

Гаев много пьет и много ест:
«. Зачем так много пить, Леня? Зачем так много есть. «

Гаев — легкомысленный и неделовой человек:
«. Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал. «

Гаев — непрактичный человек. Он считает, что продавать вишневый сад — это пошло:
«. Любовь Андреевна. Дачи и дачники – это так пошло, простите.
Гаев. Совершенно с тобой согласен. «

Гаев ничего не делает, чтобы спасти вишневый сад:
«. Хорошо бы получить от кого‑нибудь наследство, хорошо бы выдать нашу Аню за очень богатого человека, хорошо бы поехать в Ярославль и попытать счастья у тетушки‑графини. Тетка ведь очень, очень богата. «

Гаев клянется, что имение не будет продано, но не выполняет свое обещание:
«. Проценты мы заплатим, я убежден… (Кладет в рот леденец.) Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано! (Возбужденно.) Счастьем моим клянусь! Вот тебе моя рука, назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь. «

Характеристика Гаева: комментарии Чехова

Дойду, или укажу другим путь, как дойти.

Да. Это вещь. (Ощупав шкаф.) Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания.

Есть только грязь, пошлость, азиатчина…

Ты очень умный человек и очень страшный; тебя должны безумно любить женщины.

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. Не могу! Вы меня замучили! Баба вы!

Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад.

Собственно говоря, не касаясь других предметов, я должен выразиться о себе, между прочим, что судьба относится ко мне без сожаления, как буря к небольшому кораблю. Если, допустим, я ошибаюсь, тогда зачем же сегодня утром я просыпаюсь, к примеру сказать, гляжу, а у меня на груди страшной величины паук. Вот такой. (Показывает обеими руками.) И тоже квасу возьмешь, чтобы напиться, а там, глядишь, что-нибудь в высшей степени неприличное, вроде таракана.

До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились еще дачники. Все города, даже самые небольшие, окружены теперь дачами. И можно сказать, дачник лет через двадцать размножится до необычайности.

Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает.

По-моему, так: ежели девушка кого любит, то она, значит, безнравственная.

Каждый день случается со мной какое-нибудь несчастье. И я не ропщу, привык и даже улыбаюсь.

. нет поворота назад, заросла дорожка.

— Я вас каждый день учу. Каждый день я говорю все одно и то же. И вишневый сад и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее — аукцион на носу! Поймите! Раз окончательно решите, чтобы были дачи, так денег вам дадут сколько угодно, и вы тогда спасены. — Дачи и дачники — это так пошло, простите.

Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь. Музыка, играй!

Конечно, каждая девушка должна себя помнить, и я больше всего не люблю, ежели девушка дурного поведения.

Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами.

Это правда. Надо прямо говорить, жизнь у нас дурацкая.

У нас, в России, работают пока очень немногие. Громадное количество той интеллигенции, какую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно. Называют себя интеллигенцией, а учатся плохо, серьезно ничего не читают, ровно ничего не делают, о науках только говорят, в искусстве понимают мало.

Если позволить вам поцеловать руку, то вы потом пожелаете в локоть, потом в плечо.

Вот оно счастье, вот оно идет, подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!

Образ сада в пьесе "Вишневый сад" неоднозначен и сложен. Это не просто часть усадьбы Раневской и Гаева, как может показаться на первый взгляд. Не об этом писал Чехов. Вишневый сад – образ-символ. Он означает красоту русской природы и жизни людей, которые его взрастили и восторгались им. Вместе с гибелью сада погибает и эта жизнь.

образ сада в пьесе вишневый сад

Центр, объединяющий персонажей

Образ сада в пьесе "Вишневый сад" является центром, вокруг которого объединяются все герои. Сначала может показаться, что это лишь старые знакомые и родственники, которые собрались по воле случая в поместье, чтобы решить житейские проблемы. Однако это не так. Антон Павлович неслучайно объединил персонажей, представляющих различные социальные группы и возрастные категории. Их задача – решить судьбу не только сада, но и свою собственную.

Связь Гаева и Раневской с усадьбой

Раневская и Гаев – русские помещики, которые владеют усадьбой и вишневым садом. Это брат и сестра, они чуткие, умные, образованные люди. Они способны ценить красоту, очень тонко ее чувствуют. Поэтому им так дорог образ вишневого сада. В восприятии героев пьесы "Вишневый сад" он олицетворяет собой красоту. Однако эти персонажи инертны, из-за чего не могут ничего сделать для спасения того, что им дорого. Раневская и Гаев при всем своем душевном богатстве и развитости лишены ответственности, практичности и чувства реальности. Поэтому они не могут позаботиться не только о близких людях, но и о себе. Эти герои не хотят прислушаться к совету Лопахина и сдать в аренду принадлежащую им землю, хотя это принесло бы им приличный доход. Они считают, что дачи и дачники – это пошло.

образ вишневого сада в восприятии героев пьесы вишневый сад

Почему усадьба так дорога Гаеву и Раневской?

Гаев и Раневская не могут сдать землю в аренду из-за чувств, связывающих их с поместьем. У них особое отношение к саду, который для них как живой человек. Многое связывает этих героев со своей усадьбой. Вишневый сад представляется им олицетворением ушедшей молодости, прошлой жизни. Раневская сравнила свою жизнь с "холодной зимой" и "темной ненастной осенью". Когда помещица вернулась в усадьбу, она снова ощутила себя счастливой и молодой.

Отношение Лопахина к вишневому саду

Образ сада в пьесе "Вишневый сад" раскрывается и в отношении к нему Лопахина. Этот герой не разделяет чувств Раневской и Гаева. Он считает их поведение нелогичным и странным. Этот человек удивляется тому, почему они не хотят прислушаться к очевидным, казалось бы, доводам, которые помогут найти выход из затруднительного положения. Следует отметить, что Лопахин тоже способен ценить красоту. Вишневый сад восхищает этого героя. Он считает, что прекраснее его ничего нет на свете.

Однако Лопахин – практичный и деятельный человек. В отличие от Раневской и Гаева, он не может лишь любоваться вишневым садом и сожалеть о нем. Этот герой стремится сделать что-то для его спасения. Лопахин искренне желает помочь Раневской и Гаеву. Он не перестает убеждать их в том, что следует отдать в аренду и землю, и вишневый сад. Это необходимо осуществить как можно скорее, так как аукцион будет уже скоро. Однако помещики не хотят к нему прислушаться. Леонид Андреевич может только клясться в том, что имение никогда не будет продано. Он говорит, что не допустит аукциона.

образ вишневого сада в понимании героев пьесы вишневый сад

Новый владелец сада

Тем не менее аукцион все-таки состоялся. Владельцем имения стал Лопахин, который не может поверить собственному счастью. Ведь его отец и дед работали здесь, "были рабами", даже в кухню их не пускали. Покупка имения для Лопахина становится своеобразным символом его успешности. Это заслуженная награда за долгие годы труда. Герой хотел бы, чтобы его дед и отец встали из могилы и смогли порадоваться вместе с ним, увидеть, насколько их потомок преуспел в жизни.

Отрицательные качества Лопахина

Вишневый сад для Лопахина – это всего лишь земля. Ее можно купить, заложить или продать. Этот герой в своей радости не посчитал себя обязанным проявить чувство такта по отношению к бывшим хозяевам купленной усадьбы. Лопахин сразу же принимается вырубать сад. Он не захотел дожидаться отъезда бывших владельцев поместья. Бездушный лакей Яша чем-то похож на него. В нем напрочь отсутствуют такие качества, как привязанность к месту, в котором он родился и вырос, любовь к матери, доброта. В этом отношении Яша является полной противоположностью Фирсу, слуге, у которого необычайно развиты эти чувства.

образ вишневого сада в пьесе вишневый сад

Отношение к саду слуги Фирса

Раскрывая образ сада в пьесе "Вишневый сад", необходимо сказать пару слов и о том, как к нему относился Фирс, самый старый из всех в доме. Долгие годы он преданно служил своим господам. Этот человек искренне любит Гаева и Раневскую. Он готов оберегать этих героев от всех бед. Можно сказать, что Фирс – единственный из всех персонажей "Вишневого сада", наделенный таким качеством, как преданность. Это очень цельная натура, что проявляется во всей полноте в отношении слуги к саду. Для Фирса поместье Раневской и Гаева – родовое гнездо. Он стремится оберегать его, как и его обитателей.

Представители нового поколения

Образ вишневого сада в пьесе "Вишневый сад" дорог лишь тем героям, у которых с ним связаны важные воспоминания. Представителем нового поколения в пьесе Чехова является Петя Трофимов. Судьба сада его и вовсе не интересует. Петя заявляет: "Мы выше любви". Тем самым он признается в том, что не способен испытывать серьезные чувства. Трофимов смотрит на все чересчур поверхностно. Он не знает настоящей жизни, которую пытается переделать, основываясь на надуманных идеях. Аня и Петя внешне счастливы. Они жаждут новой жизни, для чего стремятся порвать с прошлым. Для этих героев сад – это "вся Россия", а не конкретный вишневый сад. Но можно ли полюбить целый мир, не любя своего родного дома? Петя и Аня теряют корни в стремлении к новым горизонтам. Взаимопонимание между Трофимовым и Раневской невозможно. Для Пети нет воспоминаний, нет прошлого, а Раневская глубоко переживает потерю усадьбы, поскольку она родилась здесь, ее предки также здесь жили, и она искренне любит поместье.

образ вишневого сада в пьесе чехова вишневый сад

Кто спасет сад?

Образ вишневого сада в пьесе "Вишневый сад", как мы уже отмечали, является символом красоты. Спасти ее могут только люди, способные не просто ее ценить, но и бороться за нее. Деятельные и энергичные люди, приходящие на смену дворянству, относятся к красоте только как к источнику наживы. Что же будет с ней, кто же ее спасет?

Образ вишневого сада в пьесе Чехова "Вишневый сад" – это символ родного очага и прошлого, дорогого сердцу. Можно ли смело идти вперед, если за спиной раздается стук топора, который разрушает все то, что раньше было свято? Необходимо отметить, что вишневый сад – это и символ добра. Ведь неслучайно такие выражения, как "ударить топором по дереву", "растоптать цветок" и "подрубить корни", звучат бесчеловечно и кощунственно.

Итак, мы вкратце рассмотрели образ вишневого сада в понимании героев пьесы "Вишневый сад". Размышляя над поступками и характерами персонажей произведения Чехова, мы задумываемся также о судьбе России. Ведь она для всех нас является "вишневым садом".

Образ вишневого сада в пьесе вишневый сад

Вишневый сад

Смысл названия пьесы

Чаще всего заглавие театральной пьесы выбирается по определённому критерию, соотносимому с текстом. Опираясь на литературную традицию или противоборствуя ей, авторы дают своим произведениям значимые названия:

Образ вишневого сада в пьесе чехова

Чехов объединяет разные смысловые пласты, искусно играя и с цветовой символикой, и с условным пространством пьесы, но особенно с читательскими ожиданиями. Место действия — поместье с садом, но пространство сцены будут занимать декорации бальной комнаты, домашнего кабинета, крыльца. Вишнёвый сад станет предметом обсуждения всех героев, однако так и не появится перед глазами, лишь в самом конце пьесы зритель услышит стук топора по дереву.

Первоначально поэтическое название пьесы не будет соответствовать происходящему в жизни героев: в тексте любовь и красивые чувства отходят на задний план, а на переднем находятся будничные проблемы мелких разорившихся дворян, которые всё никак не могут приспособиться к быстротекущей жизни нового столетия. Здесь Чехов использует приём контраста между названием и содержанием пьесы.

Воспоминания о прекрасной жизни

Описание вишневого сада в пьесе чехова

Героям кажется, что они цепляются за последние возможности спасти дом детства, но на самом деле изо всех сил стараются удержать в руках свою детскую наивность и чудаковатость. Даже предпринимая какие-то отдельные шаги, они в основном надеются, что ситуация разрешится сама (например, постоянно хотят повременить, ожидают помощи тётушки, которой может и не быть).

Объект тайных и явных желаний

Для Лопахина ключевой образ также имеет большое значение — это место работы его отца и деда. У него присутствуют воспоминания, связанные с детством в поместье, но носят они вполне приземленный характер: он думает о том, как отец бил его палкой по голове прямо в саду. Для него это также символ несвободы его предков.

Однако Лопахин зачем-то упорно пытается спасти бывших хозяев от разорения. Он мыслит прагматически и предлагает вполне осуществимый вариант: пожертвовать частью сада под дачи, которые будут в будущем приносить ощутимый доход. Однако семейству подобный план кажется чем-то оскорбительным.

Описание вишневого сада

До конца Лопахин и сам не осознаёт, что влюблён в Раневскую. Он убеждает себя, что желает помогать из чувства благодарности или дружбы, но в отрыве от судьбы Раневской судьба имения перестаёт его волновать. Тайная любовь к ней и становится главной причиной, почему Лопахин так и не делает предложение Варе, которого ждёт всё семейство: сердце его уже занято другой.

Пережиток прошлого

Образ вишневого сада в пьесе чехова

Цветовая и звуковая символика

Для понимания образа вишнёвого сада в пьесе Чехова важно рассмотреть несколько символических деталей, связанных со зрительным и звуковым восприятием картины. Среди них нужно выделить:

Образ вишневого сада

Неизбежность гибели

Образ сада в пьесе вишневый сад

Раневская хочет уехать в Париж, где ждёт её изменивший ей, но горячо любимый человек. После ссоры она возвращается в дом детства, чтобы всё обдумать. На протяжении пьесы Раневская то стремилась выбросить полученное от любовника письмо, то носила с собой, наконец, прочла и приняла решение вернуться. Раневская желает лишь быть любимой и нужной кому-то, боится старости и одиночества. В глубине души она знает, что никогда не смогла бы жить в поместье, окна которого выходят на речку, в которой утонул её маленький сын. Подобные скрытые мотивы есть и у остальных героев:

  1. Лопахин любит Раневскую и хочет ей счастья.
  2. Гаев боится одиночества и своей беспомощности перед жизнью.
  3. Аня хочет быть с Петей и следовать его идеям.
  4. Варя хочется выйти замуж за Лопахина.

Героям только кажется, что объектом их желания является поместье, их тайные мечты никак не связаны со спасением сада. Он в итоге оказывается всего лишь экосистемой, которую отдали под застройку.

Читайте также: